Несколько слов до…

Признаться, Полярный Урал давно привлекал мое внимание. Север, лесотундра, карликовая березка, олени и прочая полярная экзотика :) Но особо манили увиденные на фотографиях горы — открытые северным ветрам, древние и монументальные, несмотря на небольшие высоты, влекущие к себе какими-то космическими пейзажами.

Я интересовался доступными маршрутами, почитывал отчеты, откладывая в копилку особо интересные; в голове потихоньку формировался план знакомства с этим далеким и необычным краем. Время летит незаметно — каждый год созревала и реализовывалась пара-тройка походов, много было пройдено интересных маршрутов и новых, неповторимых в своей красоте рек. И каждый год вспоминался Полярный Урал, но отодвигался на будущее — все же ехать далековато, да и маршруты в большинстве своем непростые, не так легко найти сподвижников, а поблизости столько еще интересного…

Но вот настал-таки долгожданный час! Откладывать дальше не было желания, а тут как раз подобралась команда, готовая следовать в дальние дали и не убоявшаяся испытаний. Хвала отважным и доверчивым! :)

Нам предстояло первое знакомство с Полярным Уралом, и в качестве такого ознакомительного похода напрашивался популярный сплав по Соби. Тут тебе в одном маршруте вся экзотика — и горы со снежниками в верховьях, с возможностью полазить, и прозрачные воды, таящие крупного хариуса, и  лесотундровые низовья с огромными ямами и немаленькими их обитателями. Знай, катись по прозрачной текухе, кидай блесну да любуйся окрестностями!

Однако, в том краю мало тривиальных сплавов и большинство маршрутов включает в себя либо пешую часть, либо бечеву вверх по притокам. И мне захотелось, с прицелом на будущее, немного усложнить этот матрас, устроив тренировочный подъем бечевой. Ибо пешка для нас — дело привычное и понятное, а вот таскать байду бечевой раньше не приходилось. В связке с маршрутом по Соби есть известный вариант: вверх по Хараматолоу и далее на Пятиречье и Тань-Ю. Однако, при полном отсутствии опыта бечевы, имея представление о климате Полярного Урала лишь понаслышке и — главное — не зная предельных возможностей команды, за исключением жены (коллектив подобрался недавно, и кроме пары матрасов мы вместе не ходили), идти сразу на Пятиречье и далее я посчитал рискованным.

В результате родился данный маршрут, целями которого стали знакомство с красотами Полярного Урала, местным климатом, а также проверка возможности подъема бечевой силами малой группы. В рамках этой затеи предполагалось предпринять следующее: сплав по Соби с радиалкой на Рай-Из (по руслу ручья к озерам), далее подъем бечевой по Хараматолоу до порога Титова (по максимуму хотелось достичь стрелки двух Хар и сбегать на Пайер, но главным было преодолеть каньон с порогами), затем спуск к устью и дальнейший сплав по Соби до Катравожа.  На Харе предполагалось постоять пару дней, ибо охота на особо крупного хариуса в порогах Хараматолоу — это тот бонус, которым удалось завлечь в авантюру неокрепшие умы команды :)

Забегая вперед, скажу, что поход прошел успешно, основная программа была выполнена. Подъем байдарок бечевой оказался не столь уж сложным, погода, за редким исключением, радовала, а знакомство с действительно прекрасным краем доставило массу положительных эмоций. Вот только воды было мало, да рыбалка не совсем оправдала наши ожидания, ну тут просто маловато опыта и непруха. Зато практически не было мошки :)

Подробности нашего похода вы узнаете из нижеследующего дневника. Авторство его коллективное, что позволило поделиться мыслями и эмоциями каждому члену команды. Ну а фотографии дополняют рассказ и дают возможность воочию оценить красоту тамошней природы. Фотоподборка тоже коллективная, авторство указано в примечаниях.

Приятного чтения!

Собь — Хара' 2013

Сроки похода: с 4 по 25 августа 2013 г.
Нитка маршрута: Казань — Киров (автобус) — Сейда (поезд) — ст.Собь (поезд) — устье р.Хараматолоу (сплав) — пор.Титова (бечева) — устье р. Макар Рузь (пешком) — Катравож (сплав) — Лабытнанги (моторки) — Москва (поезд) — Казань (поезд)

Участники
Экипаж 1: Карманов Искандер (рук), Замалдынова Гульнара (завхоз). Байдарка Викинг-4,7.
Экипаж 2: Куртсеитов Тимур (барбос), Трущина Ирина (медик). Байдарка Викинг-4,7.
Экипаж 3: Башкиров Дмитрий (казначей), Котлова Лада. Байдарка Хатанга.

Дневник похода. Часть I

04.08.2013. Иришка
Идея водного похода по р. Собь появилась более года назад. Сначала были предварительные обсуждения, затем начально-подготовительные действия: например, я в марте решила специально под этот поход купить надувную байдарку. Начиная с мая работа по подготовке к походу шла полным ходом: определился состав участников (6 человек — в итоге 5 человек из первоначального списка и добавилась одна участница, Лада). Дима завел страницу на форуме по разнообразным вопросам (вопросы в процессе обсуждения все увеличивались от снаряжения, билетов, аптечки, списка продуктов до всякой мелочи). В общем, все энергично обсуждали возможные варианты, докладывали о сделанном.

Наконец, все было куплено, упаковано, собрано и 4.08.20013 мы полным составом отправились в поход, который начался с довольно длительной дороги из Казани.

4 августа в 10:30 выехали автобусом (рейсовым) из Казани в Киров. Чуть более 400 км ехали 8 часов. В 18:30 выгрузились около ж/д вокзала в Кирове. Перетащили вещи на вокзал (6 огромных рюкзаков + 3 рюкзака с байдарками + гитара + весла + всякая мелочь). В 23:20 сели на поезд 312 Новороссийск-Воркута, успешно разместили весь скарб (у нас было 4 места в одном купе + 2 места в другом), немного пошумели, поржали, наконец, в районе часа ночи успокоились и уснули.
На казанском автовокзале. Отъезжающие и провожающие
Два ярких и очень запоминающихся момента за эти сутки: 1) на автовокзал в Казани нас пришли провожать наши друзья-туристы (Завиль, Фая, Наташа, Марина и Юля с дочкой Лизой). Было очень приятно и трогательно. Как-то ощутилось, что наш тур. коллектив довольно большой и дружный. 2) В Кирове нас встретили друзья Искандера и Гульнары — семья с двумя очаровательными крохами. По заказу Искандера (все продумал!) они затарили нас 12-ю баллонами вятского пива. Кстати, в воскресенье (а это было именно воскресенье) в Кирове с 17:00 спиртное, в т.ч. и пиво, не продается.
Барбос Тимурик освятил наш путь пузырями
05.08.2013 — едем в поезде, решаем организационные вопросы. Например, график дежурств «на кухне», график ведения дневника, перерасчет денег на продукты, разное... Пьем чай и не только, перекусываем бутербродами, бомж-супчиками. В общем, отдыхаем. Мы с Гульнарой режем-мажем бутерброды, Искандер разнообразит жизнь интеллектуальными задачами, Тимур временами острит, Дима ушел спать (у него хронический недосып с предыдущего похода на Камчатку, из которого он вернулся только 03.08). Лада тоже отдыхает. В голове начинает укладываться, что поход уже начался.

За окном пока ничего интересного. Думаем, как назвать байдарки. Тимур предложил для нашей название «Цинга». Почему-то стало жалко лодку.

И еще несколько слов об истории, предшествующей этому походу. Идея такого похода принадлежит параллельно Искандеру и Диме, в последующем они объединили усилия и практически эту идею реализовали. Сразу же было решено, что катамаранов не будет, а только байдарки, из-за отсутствия большой воды и серьезных перспектив тащить суда волоком. По-моему, сразу же было определено, что поход будет немногочисленным — что-то порядка 6-ти человек. В процессе подготовки приобрели на 5-х из 6 членов команды облегченные сапоги ЭВА. На новой байде, пришедшей из Питера в апреле, отсутствовали рымы — пришлось дозакупать, а потом Искандер и Тимур их самостоятельно клеили.

Экипировка (непромокаемые штаны, куртки) частично были приобретены, а флисовые штаны были пошиты Гульнарой к этому походу. Практически в последний день Тимур с Гульнарой сшили фартук на новую байдарку — получилось классно (с их слов, я еще не видела!) и по весу легко. В общем, Искандер как это дело увидел и взвесил, тоже загорелся (хотя у него уже был полиэтиленовое покрытие). В результате Гульнара сшила фартук и для их байдарки.

Теперь о распределении обязанностей.

1) Искандер, он же Капитан (в т.ч. первой байдарки), он же Храпитан.  Опытный и надежный.
2) Гульнара – Завхоз, бессменный и проверенный во многих походах. Во всем, что касалось раскладки по питанию, в большей степени полагались на ее опыт.
3) Дима. Мы его зовем «Падре» (как-то привязалось с прошлого похода и, несмотря на некоторые противоречия, в целом ему подходит) — на самом деле опытный классный турист, в т.ч. сплавщик. Он у нас главный Казначей, еще капитан на своей байде.
4) Лада — матрос на их с Димой байдарке. Излучает уверенность и опыт.
5) Тимур — он же капитан на нашей лодке. Тоже опытный достаточно водник. Еще он достойно несет гордое звание «Барбоса», все что касается спиртного — под его строгим учетом.
6) Ира — это я, и у меня тоже есть некоторый опыт сплавов на катамаранах. А вот недавний поход на байдарке показал полную несостоятельность на этом виде транспорта. Надеюсь дообучиться в этом походе.

Искандер предложил игру «Великаны и гномы». Суть в том, что каждый вытянул листочек с именем одного из членов команды — этот человек на время похода становится его «великаном», а сам ты — его гномом. Своему великану надо делать что-то приятное, но тайно. В конце похода должны вычислить своих гномов. В общем, мы все стали чьими-то гномами и у каждого есть свой Великан. Интрига! Будем следить, кто кому приятное делает.

В 7 часов вечера на соседи по вагону сделали замечание, что мы шумим, а в соседнем купе легли спать. Вообще-то возмутительно. Ведь не 11 вечера, и не так уж громко мы себя вели. Дима от возмущения несколько раз прошелся по этому поводу, причем очень откровенно. Что ж, молод и горяч...

День заканчивается — ели целый день, пили — в 5 утра выходим в Сейде, 5 часов ожидания еще один переезд в 3 часа и в 4 дня должны добраться до места.
Кстати, пиво почти закончилось! Финал дня был неожиданным: в Печоре, где стоянка 25 минут, на перроне играл настоящий духовой оркестр. Очень знакомые мелодии. Все напомнило забытое давно прошлое и Советский Союз, что-то в душе ёкнуло, похожее на ностальгию.

06.08.2013. Иришка
В общем, 2-ой день писать дневник приходится мне. Все устали от поездки, сейчас собираются расслабиться. Поэтому коротко.
В 5 утра вышли на станции Сейда, стоянка всего 2 минуты. Все быстро повыкидывали из вагона вещи — еле успели.

Original: то ли водоплавающий ПАЗик, то ли внедорожный катер :)

Наша цель — коммунизм!
Вместе с нами выгрузились 3 очень приличных и не очень молодых туриста-рыболова из Уфы (прим.Иск.: уфимцы приехали в Сейду не с нами, а следующим поездом, позже нас). Большая часть дня была связана с ними. Оказались умными, интеллигентными, интересными собеседниками. До 11 дня вместе с ними ждали поезда до Соби, а далее еще 3 часа вместе с ними ехали в одном вагоне — пели, играли на гитаре. Не знаю как пассажирам поезда, а нам понравилось!

Аристарх Иванвыч исполняет Суханова

Кстати, я не успевала заскочить в поезд, т. к. всего 2 минуты стоянки, поэтому вместо 4-го вагона, куда все залезли, я влезла в 6-ой. Слава богу, мне помог какой-то такой же, как мы, турист. Ощущаю себя сейчас частью большого дружного туристского сообщества, а все остальные люди (я к ним чаще всего и отношусь) — это все из какой-то другой жизни.

Полярный пейзаж из окна поезда

Фото Л. Котловой
Тепло расстались, естественно, наслушались комплиментов, очень приятно! Прибыли на Собь, причем вместе с большой компанией из Москвы — дружно выгрузились все вместе. Москвичи будут сплавляться на катамаранах, они их долго будут собирать, а мы мобильные — надули лодки и поплыли.
Прозрачная Собь

Первые километры сплава

Фантастические горы Полярного Урала
Первые километры Соби. Наслаждаемся обзором!

Плыли около часа по необыкновенным красивым местам, балдели от этих видов, через час нашли классическую стоянку, дружно решили расслабиться. Кстати, уфимцы нас угощали шампанским и самогоном, мы их — разведенным спиртом. Продолжили вечером. Барбос и Капитан всех напоили — все были довольны, видимо, наступил такой момент, когда всем было необходимо. А у Искандера наконец-то осуществилась 10-летняя мечта. Мы все счастливы за него и вместе с ним. Ура! Мы наконец-то на Соби!

Первая стоянка на Соби
07.08.2013 Гульнарик
День был длинным. Сегодня должен был писать Искандер, но вечером переиграли, попробуем, что получиться :)
Сегодня дежурили Дима и Лада. Завтракали макаронами с колбасой и сыром. Сытые и отдохнувшие начали балдеть от:
воды (прозрачной, голубоватой и вкусной, пьем прямо так из реки),
гор (рельефы, фрагменты со снежком, цвета),
компании (все открытые и приятные люди),
течения (несет …),
первых пойманных Димой и Тимуром рыбок — хариусов,
благожелательных сосплавщиков — в основном рыбаков, которые с удовольствием делятся информацией о методах ловли рыбы в данных условия.
Второй день сплава!
Сегодня полудневка. Стали под Рай-Изом. Завтра планируем восхождение. В обход ~12-16 км, напрямик — 3,5 км. В прошлом году Дима был здесь с друзьями, они завершили свой поход в Харпе, т.к. пойти на р. Собь было скорее спонтанное решение, чем запланированное. Они ходили на Народную и др., а сюда поехала часть их группы, поэтому и получился сплав короткий, 3-4 дня вроде.
На подходе к Рай-Изу
Снежник

Мелковато
Первые два дня похода были на удивление жаркими и почти без насекомых. Физиономии у всех разрумянились. По воде шли: кто в садовниках на босу ногу (вполне сносно), кто в ботиках, кто в неопренках и ботах. Купаться холодновато, но некоторые энтузиасты (Иришка) с удовольствием погружаются в  эту студеную, прозрачную водицу. Пока она это делала сегодня вечером, мимо нее проплыли (медленно) вереницей рыбаки, а некоторые наблюдали с берега, и позже москвич Александр-бородач прискакал к нам в лагерь знакомиться. Его жена и друзья с ночевкой ушли на нефритовые водопады Рай-Иза, а он с внуком остался их ждать и охранять барахлишко. Наши мальчики расспросили его про снасти, сейчас делают какую-то бомбарду для ловли хариуса.

Впереди — Рай-Из!

Что-то тучки налетели, вдали видно, как идет дождик. Что нас ждет завтра?

Кстати, хоть я и не ем рыбу, вспомнилось, как наши в дороге лопали вкуснейшие бутерброды с красной икрой двух видов (я плохо знаю названия рыб, поэтому опущу). Это презент Димы с Камчатки. Еще он нас в дороге угощал: мальчиков — водкой «Полярный Урал», девочек — настойкой с морошкой. Приятно. Сегодня будут пробовать засоленного хариуса (очень быстро солится). На ужин варится гречка с тушенкой.

Весь день народ шутит и шутит. Откуда они берутся, эти пошлости? :)

Ой, мимо пронеслись 3 квадроцикла, 1 броневичок и какой-то болотоход. Нам дружно побибикали, мы дружно помахали и опять поржали.
Собь. Фото Г. Замалдыновой
08.08.2013. Иришка
Сегодня не мое дежурство по дневнику, но все ушли на Рай-Из, а я осталась в лагере по хозяйству: постирать, пол в палатках помыть ;) , прибраться… Вообще, все дежурные молодцы, все стараются. Завтра наша очередь — моя и Тимура. Вся надежда на Тимура, надеюсь, не ударим лицом в грязь.

Кстати, я уже все перестирала, помыла и наубиралась. Теперь почитаем прессу (Гульнара взяла с собой 1 журнал). А мимо плывут катамараны. Когда все вернутся с горы, надо не забыть подарить всем по цветочку, пусть мучаются–гадают, кто мой великан.

Пейзаж вокруг невообразимый: невысокие горы, частью поросшие лесом, Собь с каменистыми берегами. Наша стоянка на правом берегу Соби, сухая и относительно чистая, чуть назад по ручью, впадающему в Собь на минимальном удалении от Рай-Иза. Рядом стоят москвичи, немного позади еще какая-то группа, а по реке довольно интенсивное движение — прошли 5-6 групп лодок, байдарок и катамаранов. В отношении ягод — негусто, а грибов, по-моему, здесь нет совсем. Слишком сухо. А вот дров хватает.
Фото Г. Замалдыновой

09.08.2013. Искандер
19:30, Лагерь N3 в 5 км ниже пос. Харп.

Вчера был отличный день!

Сходили на Рай-Из к озерам. Пошли впятером, Иришка самоотверженно осталась охранять лагерь. Шли сперва по ведеходке, затем по сухому голубичнику через лесок по тропе. Голубики много, крупная и сладкая.
Двинули на Рай-Из
Подошли к подножию Рай-Иза и стали подниматься вдоль ручья. Подъем нескучный, наверху ушли траверсом вправо от ручья по крупным камням. Весь подъем от лагеря до гребня над озерами занял 3 часа. Виды великолепные, это то, о чем давно мечталось. Все сбывается!

Почти у цели. Фото Л. Котловой

Вид на р. Собь с плато Рай-Из. Фото Т. Куртсеитова
Обедали на берегу озера, из которого вытекает ручей по склону. Все шли хорошо, несмотря на то, что у Лады болело колено, а у Гульнары это был первый опыт восхождения. На озере ее мутило, но за обеденный час оклемалась. Спускались без спешки, с осторожностью и взаимной страховкой. Опять наслаждались великолепными видами на долину Соби, соседние горы и каменные склоны Рай-Иза.

К сожалению, в самом начале подъема у нашего Олика сдох аккумулятор (неиспытанный китайский с ибэя). А запасной остался в лагере. Гульнарка была в трансе, да и я пожалел, что поехали с одним фотоаппаратом на двоих — нашел на чем экономить вес, блин! На озере аккумулятор удалось слегка реанимировать, хватило на 2 снимка, ну хоть на этом спасибо.
Вид с Рай-Иза
На обратном пути к лагерю насобирали голубики, из которой Дима вечером сварил замечательный компот. Все остались очень довольны проведенным днем, вечером закатили курултай с тостами и песнями. Легли за полночь.

* * *

Несмотря на вчерашнее глубокое веселье, сегодня поднялись организованно и рано. В результате отплыли в 9:15.

Прощальные взгляды на Рай-Из. Фото Г. Замалдыновой
Ловец хариуса
На Соби стали попадаться перспективные ямки, однако удача мне пока не благоволит. Сегодня была одна поклевка, но не реализовалась. А Дима и Тимур во всю таскают; особенно хорошо у Димы. Я же все не привыкну к легким блеснам и легкому спиннингу с безинерционной катушкой.

Ближе к обеду появились такие ямы, в которых потенциально возможен таймень. Наконец-то. Собрал свой привычный спиннинг с инерционкой, повесил тяжелую блесну и стал хлестать. Но до обеда поклевок не было, а потом сообразил, что надо торопиться, если хотим сегодня успеть в харпские магазины. Ибо разница во времени — 2 часа. Поэтому полноценный обед заменили сух. перекусом и ударили в весло. Разумеется, поднялся хороший мордевинд. Финальная труба перед поселком отняла много сил, но купленное в Харпе пиво окупило все сторицей.

Харпский порог достаточно прост, даже в нашу рекордно низкую воду. Цепанули пару камней, но в целом все прошли неплохо. Смотрели первую и третью ступени.

Харпский порог, третья ступень
Народу по берегам в районе проселка навалом. С машинами, женами и корабликами. Хотели уйти подальше от Харпа, но не успели. Встали в 18:30 на правом берегу, с которого видна красно-белая вышка. По тому берегу гуляет рыбак и запускает кораблик прямо напротив нашего лагеря, при этом громко треплется с кем-то по телефону.

Только что произошел напряг: похоже, в лагере под Рай-Изом забыли пятилитровку со спиртом. Общий упадок духа…
...
21:05 — спирт нашелся!  Все ликуют и бухают.

Писать дневник уже неохота, но осталось упомянуть последнее. Пока единственное отрицательное впечатление  — это отношение к реке местных. Собь до Харпа используют как дорогу для рабочего и пассажирского автотранспорта, причем очень активно. Вчера и сегодня целый день прямо по руслу реки раскатывали грузовики и вахтовки, а сегодня после обеда до самого Харпа параллельно с нами следовала пара здоровенных экскаваторов, оскверняя реку гусеницами и дымом. Позорище местным властям!

Осквернитель реки. Фото Л. Котловой
Вообще, хотелось пройтись в дневнике матом по этому поводу, но принятые грамульки сдобрили вечер и в душе вновь настало благолепие, покой и восторг от того, что мечты сбываются!

11.08.2013, утро. Тимур
Пишется конечно как всегда как любое школьное сочинение в последний момент т.е. 11.08 в 8:10 утра. Спиннинг в зацепе надо ждать кого-либо из мальчиков. Заставил себя сесть за дневник, предварительно хлопнув рюмку, пользуясь полным  одиночеством, естественно в полной уверенности что о проделках Барбоса никто и никогда… Ну и конечно в надежде проявления писательского дара. В соседней палатке легкая движуха и то ли стон то ли посапывание (похоже некриминального характера). Пишу без знаков препинания не за партой все же. Конец увертюре.

Ай да Тимыч, ай да барбос... Фото Л. Котловой
Итак, 10.08.2013.
Встал, как всегда, с «первым» лучом света, костер, чай, кипяток для дежурных (Лада–Дима), ну и пошел изображать добытчика. Пол километра вниз, примерно столько же обратно. Я с ним (хариусом) шутил, травил байки, рассказывал что из него можно приготовить. НОЛЬ! Исхлестав речку (субботняя порка — святое) с чувством глубокого разочарования вернулся в лагерь.

По лицам дежурных было видно, как они довольны результатом своей деятельности — гороховая каша в полужидком виде с плавающими кусочками «Московской» вызывала на лицах соплеменников чуть отстраненные улыбки блаженства… Вспомнил 1-е мужское в казанской психушке после принятия успокоительных.

Отплыли по графику около 10-ти. Похоже, каждый дал себе слово не отвлекаться на неумеющего ловиться хариуса, чтобы пройти чуть больше, чем 9-го. Но через пару часов ритм движения стал падать, взмахи весел стали чередоваться со взмахами спиннингов.

После санитарной стоянки, где Адмирал залез в воду по самые колокола, спасая то ли уплывающую байду, то ли выпадающий спиннинг, стало накрапывать.
За первые два часа ходу мой матрос предпринял попытку устроить то ли бунт на корабле, то ли семейные разборки, как выяснилось позже, даже сама Ирка не может вспомнить, что было сделано/сказано «не так». Как капитан, да и просто существо, стоящее на более высокой ступени развития, я должен был «ну сами понимаете». В общем, проявил максимальную чуткость и даже назвал Ирке ласково и нежно «мой слепой матрос». Но результат получился несколько хуже запланированного. И только заплыв Адмирала на санитарной стоянке спас Ирку от пожизненного, а меня приковал к бумаге и перу.

После упомянутой стоянки Урал решил еще раз порадовать своим многообразием, но если 9-го это была мошка, то на этот раз высшие силы решили остановиться на дожде и встречном ветре. В целом явления природы носили умеренный характер. Но из-за интенсивной гребли…
----------------------------------------------------
Движуха в соседней палатке приняла более интенсивный характер и через 15 минут дружно и одновременно появились Искандериус и Гульнарум.
… народ сильно подустал, промок и продрог. Поэтому в 15:00 встали в средне-хреновом месте, где через полчаса  нас ждал алкоголь и горячий украинский борщ из казанской выварки. Полегчало всем, хотя Адмирал был несколько задумчив (как выяснилось позже, был занят подсчитыванием средних скоростей и постепенно приходил к выводу, что мы выбиваемся из графика и одна дневка скончалась). После обеда гребли еще пару часов. Бывалый и УКЛ периодически отставали — то ли уговаривали хариуса, то ли подъедали шоколад. В 18:00 встали на довольно приличное место. Тем более, сразу иссяк дождь. Поставили лагерь, впервые натянули тент, позже сняли — на порывистом ветру трепыхался как огромный таймень, которые по неподтвержденным слухам встречаются в здешних водах.

Завхоз, он же Нежный Заяц, долго не могла поставить диагноз сыру. Поэтому на ужин был приготовлен сыр с вермишелью (именно в такой последовательности), в качестве приправы — Его Величество Чеснок. Слава дежурным!!! Завтрак, обед, ужин — 15 баллов! Хотя были молчаливы целый день. Пытался понять причину:
1) дождь, но шел не с утра;
2) переели шоколад;
3) дежурство — как дополнительная нагрузка;
4) преследование хариуса, Бывалый (Дима) опять добыл-таки одного.
В силу усталости и размеров рыбу отдали чайкам. В 21:00 лагерь спал.

Конец первой части

Дневник похода. Часть II

11.08.2013, вечер. Лада
Ночь была из серии «ужастиков» под завывание ветра было бы классно рассказывать байки и страшилки. Было четкое ощущение, что на реке аэродинамическая труба, в которую подвывал кто-то гигантский. Хорошо, что вечером сняли тент он явно бы улетел вместе с деревьями к которым был привязан.

Погода с утра радовала отсутствием дождя и надеждой на солнце. Попугав намеком на холод — вдруг потеплело.

Вышли как обычно позавтракав и собрав лагерь. Не смотря на более нижнее течение и прошедший день дождя вперлись дружно в одну из проток (левую), где дружно разгружались и перетаскивали байды по 3 раза.
Обносы на Соби

По Соби. Фото Г. Замалдыновой
Радость дня — встреча с оленем :) Возможно больным т.к. слишком пофигистически он отнесся к нашему появлению и неспешно после фотосессии углубился в лес.

Фото Л. Котловой
Восторг — чомги ныряют глубоко и далеко и мамы и утята несутся по поверхности воды так, что даже режим фотоаппарата «спорт» не успевает это зафиксировать четко.

В обед было второе впиралово — ветер со средней скоростью 10-15 м. Был встречным и постоянным, поднимая волны, как на Волге, а не на большой таежной речушке. Вскоре после мордодуя дошли до Хары, где отобедав супчиком и 150 гр пива тронулись вверх по Харе.

Действие на любителя — жалко байды скребущие дном по камням и ноги — сапоги оказались не приспособлены под скользкие камни в тине и пробежке по камням — пальцы не защищены от ушибов и весьма болезненных. Кроме волока вверх по течению похоже нам светит и волок в обратном направлении — воды мало. Радует солнце и таежно-тундровый пейзаж. На ночлег встали где-то в 18–18:30.

Вверх по Хараматолоу. Фото Г. Замалдыновой

12.08.2013. Дима
Подъем (т.к. у дежурных не было часов!) в 6:20. Отбой в 22:00.

Переменная облачность. Тепло.

12-ое @ля понедельник!

Ранний подъем (точнее завтрак) в 6:20 обеспечил нам ранний выход — аж в 8:20.

Хорошо хоть погода радует: облачка, временами светит солнышко, ни мошки, ни комаров нет — хорошо.
Опять ё@анный волок, опять вверх по реке как одуревший хариус. От такое движение. Кажется, что вода движется по склону вверх — картинка переворачивается.

Обед в районе 13:00 на Гагаринском пороге. Как и обещал вчера встреченный мужик за Гагаринским порогом начал ловиться хариус. Причем внушительные экземпляры под 1 кг.

Через 1,5 – 2 часа дошли до порога Титова. Встали на ночевку. Под сливом стоит хариус. За сливом (орографически) солидная глубина и большие камни.

Ужин вкусный плов. Пожурив барбоса (хитрый жук, «сидящий» на спирте), выбили половинную дозу спиртного. Что вылилось в хороший вечер, аж даже с гитарой и песнями. Под закусь — хариус — печеный и малосольный.

К вечеру, несмотря на выпитое, похолодало.

Отбой в 22:30. Ночь спокойная.

Вверх по Харе.Фото Г. Замалдыновой

13.08.2013. Иришка
Третий день волока по Хараматолоу — добрались до порога Титова. Пёрли часа 3, не больше, но довольно утомительно, при этом в основном проводим байдарки между камнями вдоль берега, пару раз небольшие куски проходили водой. Камней «миллион». С утра идет дождь — то мелкий, то приличный. От дождя камни мокрые и опасные — я несколько раз поскользнулась и один раз прилично шлепнулась.

Проводка Викинга по порогам. Фото Г. Замалдыновой
Некоторые камни от воды стали ярко-зелеными — ну чистый Бажов с малахитовой шкатулкой. Может за счет короткого времени передвижения, может по причине того, что на себя орать неинтересно, но мой капитан (Тимур) сегодня вел себя весьма сдержанно и не орал на меня, как обычно.

Осмотр Титова. Фото Г. Замалдыновой
Встали на полудневку. После шикарного отдыха (суп харчо с диким луком и сухариками и дозой спирта) решили устроить тихий час. Искандер с Тимуром ушли вверх по реке  — посмотреть, что там у нас в ближайшей перспективе. По возвращении рассказали, что впереди довольно спокойная вода и чудесное место под название «Поляна Терешковой». Интересно, почему пороги и поляны названы именами космонавтов?

На ужин ели вермишель с колбасой и сыром — очень вкусно (дежурные Лада и Дима). Кстати, пока Тимур с Искандером ходили осматривать окрестности, Дима и Гульнара поймали 4 хариуса (3 Дима, 1 Гульнара). Так что ожидается еще и поздний ужин — запеченный в фольге хариус. Я оказалась в этом деле также полезным человеком (что приятно!) — пусть не ловлю, зато чищу рыбу, и даже с удовольствием.

Очередное дождливое дежурство
Сегодня, когда устанавливали лагерь, встретились с группой в 6 человек обнинцев и красногорцев. У них пока пешка, но в ближайшие дни сядут на катамараны. С другой частью их группы, которая везет их катамаран, мы выгрузились вместе с поезда в Соби.

Пешая часть сборной под-и-москвичей и мы
Наши аксакалы решают, что делать завтра — идем дальше, либо дневка и баня здесь, в уже обустроенном месте. Вопрос с баней актуальный — мы, конечно же, купаемся, но вода холодная, и купание сводится к одноразовому маканию без мыла и мочалки. Так что о бане мечтают все.

Особо хочу отметить мужскую часть коллектива. Поход непростой, и по погодным условиям, и по сложности маршрута. Основная нагрузка легла на мужчин. Они все без исключения очень достойно переносят испытания.

Мошки море, жрет нас с удовольствием, что называется, дорвалась!

По-прежнему интересно, кто же мой гномик…

Похоже, сегодня ранний отбой — все устали. Иногда в памяти появляются какие-то малозначимые слова — маникюр, фен… Видимо, из другой жизни.

О сапогах ЭВА: покупали в интенет-магазине завода Псков-полимер, Лада в магазине «Блесна». В общем, оправдали ожидания — теплые, сухие, с довольно приличным сцеплением с поверхностью. Минус, с моей точки зрения, разнашиваются до бОльшего размера и хлябают.

14.08.2013. Гульнарик
Встали где-то в 6 утра, т.к. планировали подняться выше порога Титова к устью Макар-Рузь. Однако после завтрака поднялся сильный встречный ветер, аж палатка Тимура чуть не улетела, удержали продуктовые мешки и барахлишко в палатке. Начали укреплять, растяжки посадили на деревянные колышки. Вопрос о подъеме снялся. Решили прогуляться вниз по течению и порыбачить. У меня сломалась катушка, у Искандера в очередной раз оборвалась блесна. Дима на пороге Титова в 11:02 поймал хариуса, первого и последнего за этот день.

Пообедали рисовой кашкой и пошли пешком вверх до Макар-Рузя. Добровольцы: Иришка, я и Искандер. Вышли в 15:20, а вернулись где-то в 20:00. Когда мы проходили Титова, сверху приплыли трое на лодочках — рыбаки, которых мы видели на Соби. Они в Харпе наняли вездеход и поднялись в верховья Хары. Нарыбачились и обожрались хариусом.

Пошли!
Ну мы пошли. Тропинка шла вдоль речки (в принципе, достаточно удобно идти), иногда поднималась вверх, иногда терялась на галечных пляжах.

Хараматолоу выше порога Титова. Фото И. Карманова

Поляна Терешковой. Зачетное место!

Приближаясь к Макару
На повороте реки уперлись в заросли кустарника и решили пойти по мели, которая образовалась посредине реки. Переправились в сапожках на босу ногу и добежали до Макар-Рузя.

По дороге лопали голубику и бруснику. Пейзажи — восхитительные. На небе образовалось что-то необычное — трубное и змеистое. Иришка попросила сфотографировать, чтобы дома определить по классификатору, что это за явление природы. Потом он догадалась, что это были остатки кромки вторичного холодного фронта.

Чудо-юдо небесное. Фото Г. Замалдыновой
Вот и Макар-Рузь. Недолго порыбачив, покушав ягодок, мы двинулись в обратный путь.

Придя в лагерь, обнаружили помытых друзей–попутчиков. Тимурик хвастался своими чистыми волосами. Пока мы отсутствовали, Дима с Ладой слазили на горку и сфоткали панораму.

Поскольку мы с Искандером были дежурными, мы быстренько приготовили супчик–лапшу и отужинали. Вечером были песни и «пляски». На радость почти не было мошки и мы засиделись, усугубили. Завтра вниз…

Титов

16.08.2013, 09:58. Искандер

Лагерь N8, последний на Харе. Дневка.

Вчера, 15.08.2013, начали спуск вниз. Таким образом, бечевой удалось дойти лишь до порога Титова. Низкий уровень воды серьезно осложнил задачу. Поскольку дата отъезда фиксирована купленными заранее билетами, потерянное на каньон с порогами время не позволило выполнить программу-максимум — достичь стрелки двух Хар. Но самое главное — в команде, к сожалению, исчезло единодушие в целесообразности подъема. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кому-то жалко ноги, кому-то лодку, кто-то просто устал...

Теперь ясно, что каньон с порогами проще было пройти пешком, ибо выше Титова река вновь становится легко проходимой. На участке от Титова до устья Макара несложные перекаты сменяются плесами, которые легко проходятся на веслах. Но мы здесь впервые, и все познаем на собственном опыте.

Тем не менее, основную программу мы выполнили, добравшись до Титова, а пешая прогулка к устью Макара доставила незабываемое наслаждение прекрасными видами долины Хараматолоу. Рыбачил в устье Макара (минут сорок), но безрезультатно. Пока удача мне не благоволит — на счету лишь два небольших харюзка. Зато Гульнарка вытащила пару хороших, один весьма крупный. Основной добытчик рыбы — Дима, ежедневно ловит по нескольку штук. А на моем счету в основном оборванные блесны.

Возвращаюсь к вчерашнему дню. До основного гагаринского слива байды проводили/протаскивали — слишком много камней, не славируешь.

Проводка порогов
Сам порог Гагарина проходили неполными экипажами, высадив матросов для фото-видеосъемки. Байдарки не разгружали, просто закрепили груз попрочнее. Шли в последовательности: я, следом Тимур, за ним Дима. Викинг показал себя в пороге очень неплохо. Правда, при прыжке в слив и прохождении бочки была заметна переламывающая нагрузка на кильсон. Однако, кильсонный узел выдержал на обоих Викингах. (Прим: байдарки не были накачаны «до звона», чтобы снизить риск пробоя при протаскивании в камнях. В противном случае жесткость была бы больше, а переламывающий эффект — меньше.)

Я шел первым, при заходе на линию встречно-боковой ветер ударил в приподнятый нос, сбив с курса. Пришлось энергично отгребаться, чтобы вернуться на траекторию. В слив вошел хорошо, слабую бочку Викинг пробил без труда. Тимурик прошел вторым, легко и чисто. Молодец! Это его первый порог на Викинге, да и вообще на байдарке. Дима шел третьим и выбрал иную траекторию, ему пришлось поработать. В процессе сбило кепку, но он ее извлек из воды чуть ниже порога. Девчонки пищали, что тоже хотят в порог, но, думается, не всерьез :)

Викинг в пороге Гагарина. Фото Л. Котловой

Плохиш в Гагаринском пороге

Падре исследует бочку. Фото Л. Котловой

В поисках кепки. Фото Л. Котловой
Обедали километрах в трех ниже Гагарина, на левом берегу Хары, на стоянке со столиком и скамейкой. Когда мы шли бечевой вверх, там был лагерь туристской пары из Перми, а теперь стоянка освободилась, но не на долго. Пока мы готовили обед, к стоянке подошла многочисленная группа из Нижнего Новгорода. Они только начали подъем, планируют дойти до стрелки. Идут на надувных лодках (9 штук). Узнав, что мы просто обедаем, остановились рядом, чтобы стать лагерем на этой стоянке. А мы тронулись дальше.
Я планировал встать немного ниже, на островном мысу на стрелке нескольких проток, который заметил при подъеме. Однако, народу на реке сильно прибавилось, на каждом повороте видны лагеря с туристами, катамаранами и лодками. Как и опасался, запланированная стоянка оказалась занятой. Но благодаря наблюдательной и памятливой Гульнарке, удалось найти славное местечко на коренном берегу левой протоки, с отлично сложенной печкой для бани, множеством дров, на обдуваемом верхнем конце галечника. Нашлись даже песчаные площадки для палаток.

Стоянка чуть выше устья Хары. Фото И. Карманова
Вчера засиживаться не стали в предвкушении грядущей дневки. Всю ночь шел дождь, с утра было серо и сыпала мелкая моросейка. Но сейчас распогодилось, светит солнце и тепло. Грядут банные дела, так что сворачиваю писанину и иду работать.

16.08.2013, вечер. Тимур

Пятница, дневка, я дежурный.

Встал первым, на завтрак манка, по плану баня. Но есть сомнения. Печка готовая, заготовки на каркас есть, дров — до Казани, но пилить нечем (пила нежная, как заяц). Сумеем ли протопить? Сразу после отменной манки начал топить баню, через час стало лучше — уверенный огонь и угли. Падре (он же Бывалый) проявил упорство и усердие: часть дров напилил-наколол, частью наше легко разбирающиеся лиственницы, и в результате удалось даже частично обложить печь снаружи. На обед — очень вкусный суп, неопознанный (кто-то сказал борщ, кто-то — щи, Ирке сказала «точно не молочный»). И тут началось самое интересное.

Строительство каркаса, надо сказать, началось еще после завтрака с обсуждения формы. В живейшей из дискуссий приняли участие все, кроме меня и Лады. Лада, ну сами понимаете, как истинный педагог, всегда за детскую самостоятельность и безопасные игры. Я тоже не возражал, усмехаясь с высоты прожитых лет в седую бороду. Результат меня поразил — вместо куба 2х2х2 остановились, как это по-научному, на треугольной призме, положенной на одну из граней. Тьфу, долой схоластику, короче — шалаш. Длину шалаша для удобства натягивания полиэтилена решили приравнять к 2,5 метрам. Подумали — увеличили до 2,7. Гульнара снабдила Искандера мерной метровой палкой и строительство началось (уже после обеда).

В само строительство дневка втянулась не сразу. В результате у нас первым был полдник — оладушки (завхоз решила уничтожить запасы харповского молока) с повидлом, сливовым и персиковым. Самым хитрым (конечно же, и мне) удалось лизнуть и там, и там. После полдника наши леди, решив, что недостаточно нас побаловали, стали помогать в строительстве шалаша. И действительно, вскоре рук стало не хватать. Наконец, каркас был готов, Гульнара выкроила полиэтилен, Падре подмел всю печку и начался последний (главный) этап — монтаж полиэтилена. Обнаружилась странность: то ли Ирке продали узкий полиэтилен, то ли в условиях Полярного Урала полиэтилен скукоживается. В любом случае, полиэтилен стал узковат. В 10 рук удалось его натянуть, а заодно и выяснить причину казуса — мерная палочка оказалась на 15 см больше. Общим решением была введена новая мера длины — Полярный метр, равный 115 см.

На фоне бани. Фото л, Котловой

К пару готовы! Фото Л. Котловой
Мальчики разделись, схватили веники, любезно приготовленные Иринкой. Лада схватилась за камеру и запечатлела исторический кадр. Баня... Баня... Вышла лучше всех ожиданий. Мужественно плюнув на пар для лучшей половины команды, мы три раза парились и трижды пытались вскипятить Хару нашими горячими задницами. Ну потом мальчики с пивом у костра, девочки — в бане. Нирвана! Даже женские крики, чтобы мы не подглядывали, не могли заставить нас повернуть головы в их сторону. Крики становились все тише. Блаженство ровным слоем накрыло город Ершалаим.
Потом? Потом — обыденный ужин от мастера, плов вышел достаточно удачным, коньяк «Капитанский Запас» от Адмирала. Прощание с чудной речкой Харой вышло на славу. Сложно сказать, кто лег первым, кто последним. Команда незаметно растворилась в палатках. До устья Хары оставался последний километр.

Конец второй части

Дневник похода. Часть III

17.08.2013. Лада
День погодой радовал. Не смотря на то, что в течение хода неоднократно небо затягивалось тучками дождя мы так не дождались. Завтрак закончился в 7:40. Вышли из лагеря в 9:40. Скатились по Харе и в Соби начался клев. Хариус клевал на каждом скате в лучших традициях — один минус был мелким не более тридцати сантиметров. Ловили все, многие срывались. Но клев был. На 5-6 км по Соби нежданно среди «карандашей» попалась приличная щука — 52 см. И тут же был устроен обед, где из нее была сварена и уничтожена уха. Что было актуально в связи с нехваткой продуктов.

И снова Собь. Фото Г. Замалдыновой

Нечаянно проплыв более нормы на N-ное количество километров, встали на лесистом берегу в ровной части русла, увы без рыбалки. Собь радовала проплывающими экземплярами щук мимо байды и обещала хорошее продолжение ловли.

18.08.2013. Дима
7:20 — подъем, завтрак. 9:30 — вышли.

Погода: переменная облачность, относительно тепло, но есть ветер. К обеду усиливается. Радует только то, что он попутный. В результате чего во второй половине уже всеми экипажами было опробовано хождение под парусом, что позволило двигаться довольно быстро и с минимумом усилий.

13:00-14:30 — обед. Временами светит солнышко. Хорошо, если б еще не так дуло...

В лесу, проявив настойчивость и внимательность, посмотрев под ноги, можно собрать остатки морошки.

Рыбалки можно сказать, что нет...

К вечеру подошли к перекату на повороте. Под обрывистом берегом на правом берегу хорошая струя и ямки. По всему перекату стоят щурята. Хватают всё — и вращалки, и колебло. Встали на ночь чуть ниже на противоположном берегу. К вечеру похолодало. Искандер с Тимуром попозже вечером еще разок скатались на перекат покидать спиннинг. Но кроме пары хариусят, ничего не было. Отбой 21:30-22:00.

Встаем здесь! Фото Г. Замалдыновой

19.08.2013. Иришка
Встали поздно, позавтракали чем бог послал (макароны с сыром, колбасой и чесноком). Мы с Тимуром были дежурными, но проспали. Когда вылезли из палатки, огонь уже горел, а в котелках кипела вода — Гульнара с Искандером постарались. Начали собираться, зарядил дождь. Все разбежались по палаткам. Примерно через час в нашу палатку постучали — пришли соседи играть в «верю — не верю». Выиграла 3 раза, Гульнара ровно столько же проиграла. Тимур был расстроен: у него явно сложилось устойчивое мнение о моих невысоких способностях (умственных?), а тут его мои победы дезориентировали. В общем, вышли в 12:00, шли медленно, время от времени закидывая спиннинги. Забыла сказать, что сразу после завтрака через наш лагерь прошли москвичи (Обнинск, Красногорск, Москва) — у них стоянка недалеко от нашего лагеря и сегодня дневка с посещением соседних озер.

Отражения. Фото Г. Замалдыновой
Итак, шли мы до 14 часов. Впереди увидели отплывающих нижегородцев-клизмачей. Встали на обед на их место. И снова повезло — костер уже горел, дежурным осталось лишь поставить котелки и сварить супчик-солянку, т. е. из всего подряд. Получилось — «класс», благодаря Гульнаре. Решили плыть приблизительно до 19:00, примерно в этом районе предполагалось найти сгоревший вездеход. Как оказалось позже, вездеход стоял напротив лагеря, где мы обедали, но мы его не заметили. Места отличные, ямы глубокие и перспективные для щуки, а щуки нет. Параллельно рыбачили, безрезультатно. Примерно в 18:00 на берегу впереди увидели клизмачей, догнали. Они останавливались на выпивку, в последствии некоторое время шли параллельно с нами и активно общались. Они отправились дальше, до «избы». Мы же стали лагерем на правом каменистом берегу.

На яме. Фото Г. Замалдыновой
Мошки не много. Сварили ужин. Тимур с Искандером поплыли в тихое место ставить сеть, на которую (как выяснилось следующим утром) никто не попался. И еще, опережая события, следующая ночь была очень холодной, до заморозков — встал низкий туман, палатка и трава покрылись инеем. Несмотря на теплую одежду и обогрев, лично я мерзла.

Место стоянки отличное — много голубики и брусники, обдуваемое ветром, в обалденно красивом месте. Кстати, напротив разбивали ночную стоянку местные рыбаки на моторных лодках. Видимо, ставили сеть. И еще, вчера днем встретили «таймени». Мы с этими ребятами уже пересекались до Харпа, но как-то не общались, и кто они — так и не знаем.

Вечер на Соби. Фото И. Карманова
20.08.2013. Я не дежурная по дневнику, поэтому только несколько слов. Пока шли до щучьих ям, пересеклись с нижегородцами. Точнее, я и Тимур пристали к их лагерю, немного пообщались на интересующую всех тему — рыбалки в этих местах. Заодно выяснили, что Щучьи ямы уже начались, а также выпили с компанией — Тимур 150 гр спиртного, я — 200 гр кофе. Мужики (9 чел, среди них 3 подростка) на надувных лодках, тащат с собой  кучу вкусной еды, в общем, гурманят. Тимур «в шоке». Попробовали сливочное масло, обжаренный хлеб, салат из свежей капусты. Они не туристы, а рыбаки, и дали кучу дельных советов. На Соби уже не в первый раз. Общение было приятным, полезным. А Тимур опьянел и уже в байдарке изощрялся на всякие философские, и не очень, темы.

21.08.2013, утро. Гульнара
Как повелось в последнее время, дневник пишется на следующий день. Вот и сейчас я сижу в байде, Искандер на веслах, дует встречный ветер, а я пытаюсь написать что-нибудь ценное для нас на память.

Итак, вчера, 20.08.2013, встали как обычно. Плыть предполагалось недолго, т.к. весь путь планировали ловить рыбу и до Щучьих ям около 5 км. По пути никто даже не прикоснулся к нашей блесне. Обидно. Река как мертвая. Вчерашние клизмачи, а их 9 человек, тоже плюются. Нет рыбы. Говорят, что отсутствие мошки и гнуса — верный признак неудачной рыбалки. Так и есть. В Кировской области комаров и мошки было в разы больше, и каждый день по несколько щук. Зато в этом походе я освоила спиннинг. Азартно. Глядя на мальчиков, я и Иришка решили присоединиться к гильдии рыбаков, стать обладательницами роскошных коллекций блесен и спиннинга. Время покажет.

Это чувство жадности до рыбы просыпается (у меня в частности), когда кто-нибудь притаскивает в лагерь особенно большую или необычную рыбу. Так, после лагеря нижегородцев началась «Щучья яма», в районе ее Дима выловил 65-самнтиметровую щуку.

Фото Л. Котловой

Все выразили свой восторг, желающие делали памятные фотографии с еще живой щукой, потом выбрали место для обеда, там же был ночлег. Этим местом стал небольшой заливчик на глинистом берегу с хвощом. Тимур, заправленный 150 гр горючего, взял топор и начал активно прорубать в кустах коридор для проникновения в лесок, для удобной добычи дров. Плавник был и по кустам, даже одна досочка, которую мы хотели приспособить под праздничный стол, но она все равно стала сидушкой.

Дима на фоне чумовых деталей. Фото Л. Котловой
После сытного обеда — 3-х килограммовая щука в виде ухи и макарошки с сыром у меня — мы поплыли на приток за окуньками. До обеда Искандер плавал на разведку и обнаружил там достаточно много мелкой рыбы и поймал двух окуней. Один был очень даже крупный — грамм под 800. Я такого впервые видела. Все оживились. Приятно, когда на спиннинг попадается рыба, даже отпускать «карандашей» приятно :) Когда я, Искандер и Дима добрались до притока, там обнаружили толпу рыбаков, некуда было кидать спиннинг.

Пока Искандер возился с блесной и переходниками для меня (т.к. у меня закручивалась леска), я поймала рыбку, но не смогла ее вытащить в лодку, потому что сидела спиной к Искандеру и не знала, куда ее вытаскивать. Так рыба (не маленькая) блеснула мне белым пузом и отвалила домой. Во мне проснулся «жадный заяц». Некстати поднялся встречный сильный ветер и погнал волну. Мы вернулись в лагерь.

Продегустировали ликер из голубики с брусникой и пошли с Искандером на болотце ниже по течению. Там поймали окуньков, щурят и жереха. Вечером запекли. Есть никто не захотел, т.к. объелись вкуснейшим «последним» пловом дежурного Тимура. Как жить дальше без этакой вкуснятины? И запили типа чаем с типа тортиком. Ночь была прохладной, светила круглая огромная луна, небо на востоке стало сиреневым, потом фиолетовым. Эта луна и пейзаж были завораживающими.

Во второй половине похода уже не пелось, вряд ли в последний вечер что-то изменится. Легли спать не поздно, ~ 22:00.

А ночью приходил... Фото Л. Котловой

21.08.2013, 20:22. Искандер
Лагерь N13 на л.б. Соби в прямой видимости от Катравожа.

Сегодня встали рано, в 6:30, отошли от Щучьей ямы в 9:20. Попрощались с пеше-водной сборной из Подмосковья, они встали вчера ниже ямы на правом берегу. Там подряд идут удобные стоянки на песчано-гравийных пляжах, разделенные кустами на отдельные комнаты-площадки.

День был ясный, без особого ветра, шли легко. Повстречали земснаряд, ожидающий буксир до Салехарда, хотели сесть на хвост, но обломились — буксир собрался идти лишь до Катравожа. Обедали на островном мысу, при хорошей погоде и отличном настроении. Пока (традиционно) ждали к обеду третий экипаж, прибили «Капитанский Запас», и солнце засветило еще ярче :)

Встали завершающим лагерем выше Катравожа, весь вечер моторки снуют туда-сюда. Завтра подъем в 5:00, завтрак, сборы и короткий переход до Катравожа. Там будем искать попутку в Лабытнанги или Салехард. На крайняк есть телефон моторщиков, которые подплыли к нам на Щучьей яме предложить свои услуги. Но просят они дороговато — 12 тыр за две моторки + еще 1 000 за груз. Эта тысяча, видимо, заложена под торг — в результате мы договорились, что если не найдем другого варианта, то наймем их за 12 000. Но у нас есть надежда попасть на рейсовый катер до Салехарда. Посмотрим.

Поход заканчивается, последний вечер на Соби. Река совсем равнинная, лишь на горизонте видны силуэты Уральских гор. Жаль расставаться с этим прекрасным краем, ну да все когда-нибудь заканчивается.

--------------------------------------
Дальнейшее написано на вокзале г. Лабытнанги и в поезде Лабытнанги–Москва разными членами команды попеременно, так что информация дублируется, зато впечатления у всех свои. Попытаемся более-меннее упорядочить эти записи.

22.08.2013, вечер, вокзал Лабытнанги. Тимур
Последний день маршрута.

В моем понимании, последний день был вчера, когда мы практически догребли до Катравожа и заночевали то ли на острове, то ли полуострове в км от поселка. С вечера место было вполне съедобным. Но ночью пошел дождь, перешедший к утру в изморозь. Я дежурный, подъем назначен на 5:00, встал в 4:30. По колено мокрая трава. Остатки дров, которыми полуостров и так небогат, основательно раскисли. На берегу ни сушняка. Тем не менее, через четверть часа костер не только горел, но и имел изрядное количество углей. Народ из палаток повалил унылого вида, подстать погоде. Быстрый завтрак — смесь вермишели из бомж-пакетов с порошковой картошкой — приправлен последней баночкой тушенки. Неясные перспективы…

Пишу на вокзале Лабытнанги, извините, подустал. Да и пиво принесли. Продолжение следует…

22.08.2013,  вокзал Лабытнанги. Гульнара
Приплыли в Катравож. Вчера мечтали: вот приплывем в поселок, выберемся на берег, к нам набегут местные лодочники и начнут наперебой предлагать свои услуги перевозчиков. Ха-ха. Так нас там и ждали. Радостно подбежали лишь матерые псы, обнюхивали и тыкали в нас мокрыми от дождя и просто носами. Но нечем было угостить этих красивых животных, да и не выглядели они голодными и несчастными.

Постояли под дождем. Тимур с Искандером узнавали насчет транспорта, однако, кроме подплывавших к нам позавчера Димы и Александра, никого не нашли. Пришлось раскошелиться и выдать 11 тыс. рублей за 1 час катания и прыгания на волнах до Лабытнангов. Холодно, ветрено, мокро. Иришке очень понравилось. Я все-таки люблю маленькие речки. То ли у меня зрение плохое настолько, что я в просторах мало что могу разглядеть, то ли просто особенности мироустройства и восприятия.

До ж/д вокзала доехали на старой «Волге» за 1 тыс. на 6 человек с грузом (2 рейса). Прибыли на вокзал в 11:30. Сходили в местный магазин (я, Тимур и Иришка), накупили продуктов в дорогу. Оказалось, что сегодня «День Флага», по этой причине нам отказали в продаже пива — запрет! Мальчики и девочки так мечтали об этом, несмотря на дождь и усталость. Но теплый вокзал как-то располагал всех к приему пенного напитка. В кафе напротив бесконечно что-то либо грели, либо пекли. Я вся пирожками пропиталась…

Короче, обломба. Тут пригодился барбосовский запас, который он весь поход откладывал и экономил. Перекусили. На прогулку ушли Дима с Ладой. Мы с Искандером подремали. Потом пошли на улицу сушить палатку Тимура. Пока я, Ирина и Тимур расстилали тент с палаткой, на горизонте появились Дима и Лада — несут пиво. Мы в шоке. Оказалось, они нашли магазин, который специализируется на продаже пива и сигарет. Не задавая лишних вопросов продавцам, Д. и Л. купили все. А мы выпили все. Больше покупать не ходили, решили дозакупаться на других станциях. Несмотря на то, что к алкоголю отношусь спокойно, даже почти равнодушно, всеобщие разговоры и особенно запрет на него, пробуждают в человеке невольный к нему интерес.

В первую вылазку в магазин мы приобрели: колбасу йошкар-олинскую, сыр, хлеб (вкусный), помидоры, огурцы, кабачковую икру, печенье, сгущенку и пирожки «с зелеными яйцами». Все вкусно и не нормировано. В этом походе съели все, кроме манки, 2л масла и 1 кг соли (их отдали подвозившим нас катеристам). Поэтому утром и пришлось варить эту сомнительную смесь, а что делать было? Спасибо, что промолчали :)

Ура, больше не надо завхозить!!!

23.08.2013, вагон поезда Москва–Лабытнанги. Иришка
Интересно, кто же мой гномик? Мне по-прежнему кажется, Дима. Даже не знаю почему. Кстати, вопрос с гномами и великанами, по-моему, волнует только меня. Что ж, люблю азартные игры…

… Ура! В результате тяжелой игры в покер на признание, Гульнара призналась, что ее великан – я! Завтра признаюсь, кто мой великан — думаю, для всех это будет сюрпризом…

На следующий день, после очередной партии в покер:

Так и быть, мой великан — Искандер!

Следующая партия в покер:

Димка — гном Гульнары и великан Искандера. В общем, методом исключений, Лада и Тимур — друг для друга великаны и гномы.

Наверное, такие игры похожи на бред!

23.08.2013, вагон поезда Москва–Лабытнанги. Тимур
… Вышли из лагеря вчера в 7:48, через 30 минут были в поселке. Последняя гребля прошла в унылой сырости. Также уныло нас встретил Катравож. Удивительно, но никто не пытался вывезти нас в Лабытнанги и заработать на Казанских сиротах. Недалеко появился «Ярославец», серого, подстать утру, цвета. Из-за отсутствия причала и длинного трапа, привезенных рабочих (предположительно азеров) начали выгружать с помощью огромного погрузчика «Kamatsu».

Картина маслом: сырое северное утро, обветшалый поселок, из жителей видны только 2 собаки, в речке — по ступицы огромных колес — гигантский погрузчик, в ковше которого четверо жителей солнечного Кавказа, приехавшие за длинным рублем. Так и хочется «приписать» под рамкой: Репин, «Утомленные солнцем».

Капитан «Ярославца» не проявил себя на ниве возможного доп. заработка. Возвращаюсь к нашим. По берегу насчитал полсотни лодок, все с моторами, но без малейших признаков присутствия хозяев. Вдруг счастье: навстречу местный житель. На вопрос, когда будет пассажирский катер или рыбовоз — не знает. Почем доехать до Лабытков на лодке — не знает. Да, за деньги лодки возят, но кто этим занимается — не знает. Ответ на последний вопрос заставляет меня задуматься о теории расового превосходства. «Отец, а сколько жителей в поселке?» — «800 душ». Также ничего не знает начальник конторы по заготовке рыбы и его работница, а возможно и продавщица единственного магазина, куда я собрался пойти, и это в поселке на 800 жителей!

Навстречу мужик. Вяло начинаю первый куплет затертой песенки. «Здравствуйте, как доехать в Лабытнанги?» — «На лодке» — «Сколько стоит?» — «6–7 т.р.» — «К кому обратиться?» — «Сейчас позвоню, они подойдут!» Не поверите, это круче любого Джек-пота. Наверно, это можно сравнить только с поимкой первого в жизни хариуса (две недели назад). Начинает звонить: «Але, Дима?» — Все. Круг замкнулся. Я понимаю, что это будут Дима и Саша, телефон которых мы получили две ночи назад, во время их маркетингового объезда Щучьих Ям и которым мы собирались воспользоваться в крайнем случае.

Ребята мне еще тогда понравились, но просили за 2 лодки 13 т.р. И хоть я понимал, что их устроит 12, в глубине души не хотелось платить больше 10.

Точно они — 12 тысяч. Начинаю старую песню о главном — 12. Второй заход — 12. Танцую джигу — 12, лезгинку — 12, фламенко — 12. Запеваю арию о том, как сэкономленные деньги позволят нам скрасить трое суток в поезде в культурном плане, т.к. мы «просчитались со спиртом и остались совсем пустые». И хоть Дима с Сашей больше 10 лет в завязке, они из мужской солидарности должны понимать право пьющего человека на заслуженный отдых в поездах дальнего следования. Лед тронулся — 11!

Примерно в 10 утра грузимся в лодки и впервые несемся по Оби. Условия более чем сносные, мест хватает, ветра и волны практически нет, дождь/изморозь закончился еще перед посадкой/загрузкой. Адмирал, Завхоз и Главврач в «Амуре», Падре, УКЛ и я (в последствии «Плохиш») в «Казанке-5м2», идем в кильватере. Я, как опытный, бухнулся на рюкзак и развернулся в 3/4 спиной к набегающему ветерку. Падре последовал моему примеру минут через 20, благодаря чему спас остатки жопы от окончательного превращения в отбивную. В какой-то момент маленькая, но гордая Лада слишком высоко задрала подбородок, и ее бейсболка решила устроить побег из Аль-Катраса. Падре, сидевший тогда еще по ходу движения, вспомнил детство (думаю, во дворовом футболе стоял на воротах) и вернул беглянку своей пассии.

Через час были в Лабытках. Выгрузились в 100 м от остановки маршрутного такси (паром Салехард–Лабытнанги). Через минуту к нам подскочил молодой пенсионер на очень пожилой «Волге» с слегка заметными признаками кавказского происхождения. Как выяснилось позже, в Лабытках с 1976 (когда городу был год). По состоянию «Волги» было понятно, что они еще видели московскую Олимпиаду. Пенсионер так сходу стал наяривать смесь лезгинки и арии московского гостя (в плане, что маршрутное такси не даст нам ни рубля экономии), что мы согласились на его условия, не проверяя цену маршрутки. За две ходки и 1 т.р. он доставил нас к последней точке нашего Полярного Урала — ж/д вокзалу Лабытнанги.

В зале ожидания разместились с комфортом, даже разложили палатки для просушки. Падре изучил устройство вокзала, после 13:00 запланировали поход в душ. Гульнара, Ирке и я решили обследовать местные достопримечательности, предварительно составив список необходимого в дорогу, первые две позиции которого занимали водка и пиво.

В первой достопримечательности подтвердилась теория малой разговорчивости северных людей: даже продавщица на вопрос, почему мы не можем купить водку/пиво, ответила всего двумя словами «День Флага». День флага. В третьей достопримечательности картина стала проясняться: «День Флага — Медведев — подписал указ — водка/пиво не продается». Из показаний немногочисленных покупателей удалось также установить: дефолт не произошел, «Курск» не утонул, Китай не напал на Японию, США не демократизируют КНДР, курс доллара от 30 до 40 рублей, рыбу потравили взрывники скал, День Флага — водку/пиво не продают.

У меня закралась мысль, что местные власти решили поставить эксперимент, но чтобы не злить народ, свалили все на Путина–Медведева. И что если Падре пробежится в одиночку по центрам досуга (зная его обаятельность и мужскую стать), наверняка подтвердит звание славного добытчика, теперь уже и на суше. Что и произошло через час после обеда.

В одном из магазинов, еще до обеда, я не удержался, и купил 2 пирожка с яйцами и зеленым луком (по 25 рублей). Пирожки были выше всех похвал, что тесто, что начинка, возвращаясь на вокзал, я уговорил девок купить всем по пирожку. Продащица, то ли пытаясь услужить, то ли в силу северной неспешности, начала переспрашивать, предлагая еще с капустой (25 р.) и сосиской (35 р.). Я, не решаясь брать неизведанный продукт в таком количестве, раза 3 повторил «с яйцом и зеленым луком». На третий раз мой мозг, как истинный противник однообразия, выплеснул на окружающих следующий перл: «Девушка, мы не хотим сосиску, дайте нам 6 штук с зелеными яйцами!» Ржали все, особенно когда ничего не понявшая продавщица выполнила ровно то, что от нее хотели. Как я и предположил, в последствии тема «зеленых яиц» неоднократно преследовала нас в дороге.

Дальнейшая жизнь на вокзале протекала в вялом режиме: попивали пивко, запивали остатками разведенного спирта, перекусывали, пытались спать, общаться и др. Из значимых событий можно отметить неудачную попытку сходить в душ. Дежурная по вокзалу Леночка твердо запретила нам принимать душ втроем за полчаса и 90 рублей. Платить 270 нам показалось верхом безумия, поэтому приняли решение завершать День Российского Флага с чистой душой, но не телом.

Ну и отдельно отметим попытку Падре сложить байду в рюкзак. Забегая вперед, скажу — удачную. С целью минимизации мест багажа. Попытку наблюдали вдвоем с Главврачом и, боясь спугнуть пациента, не могли привлечь других членов команды в ряды зрителей. Отсутствие попкорна с лихвой окупалось отточенными движениями, перемежающимися с очень выразительными позами раздумья (включающими почесывание затылка). В результате, мы с Иринкой имели 25 минут превосходного немого кино в стиле 20-х годов прошлого века.

Погрузка в поезд прошла с некоторым оживлением, которое, впрочем, не помешало команде через 50 минут после отправления поезда (т.е. в 23:50) благополучно отправиться на свидание с Морфеем.

Жаль, нам так и не удалось посмотреть на некоторые куски нашего маршрута из окон поезда. Первые часы поезд шел в абсолютной темноте зарождающихся северных ночей. Прощай, Полярный круг, бог даст, свидимся.

Ы !!!

24.08.2013, вагон поезда Лабытнанги–Москва. Иришка
Некоторые выводы, в том числе, организационные, которыми хочется поделиться.

1) Мы с Тимуром освоили байдарку. Это для нас новое водно-транспортное средство, на Малом Кундыше, куда мы вышли в первый раз, получалось очень плохо. Сейчас идем согласованно и быстро, чувствуем воду, байдарку, друг друга. Считаю, что состоялись как команда. Кстати, ощущения на байдарке на порядок выше, чем на кате.

2) Подготовка к походу была очень насыщенной и сильной. Во-первых, была до грамма рассчитана еда, взято в нормальном количестве спиртное, качественно разработан маршрут, приобретены своевременно необходимые одежда и средства, например сапоги ЭВА. Они, кстати, доказали свою полную проф. пригодность — несмотря на мокрые ноги, было тепло и никто не заболел, сцепление с камнями (особенно подъем и спуск по Хараматолоу) удовлетворительное. Ну и, конечно же, легкие.

3) Я в который раз перебрала с одеждой (можно было взять на 1 куртку, 1 штаны, 1 футболку и 1 сапоги меньше). Но прошлогодняя Охта показала, что раз на раз не приходится,— бывает, одежды и не хватает.

4) Искандер показал себя как грамотный руководитель. Сдержанный и интеллигентный, что в условиях длительного похода очень важно. Он очень серьезно отнесся к своим командирским обязанностям, основательнейшим образом проработал маршрут и все детали похода. Проколов серьезных практически не было.

5) Быть может (это мое сугубо личное мнение), в команде могло быть не 6, а 8-10 человек. Мы встречали такие команды, и с виду у них все складывалось неплохо.

6) Самое важное, на мой взгляд, в этом походе — понимание, что каждый из членов команды умеет и может, как умеет, работать в команде. Лично меня поход обогатил, начиная от электронных билетов до необходимости умерить свои амбиции для мирного сосуществования с капитаном в течение столь длительного времени. Думаю, каждый из нас сейчас представляет, как и с кем хотел бы ходить в походы далее.

7) Чувство коллективизма в рядах команды преобладало, что означает более-менее состоятельность коллектива как команды. Некоторые трения решались по мечту и без лишних пузырей, благодаря тактичности Искандера и дипломатичности Тимура.

8) И, наконец, нельзя не сказать слова благодарности Гульнаре. Как Завхоз, она выше всяких похвал. Все знает, все умеет, все к месту, все быстро. В общем, умница! Плюс отличное качество — легкость в общении с разными людьми, что помогало поддерживать комфортные взаимоотношения.

9) Отдельное спасибо Тимуру. Милый и мягкий. Не всегда тактичный, но если к этому относиться проще, то все нормально. В общем, лично мне было с ним вполне комфортно. В принципе, даже не пришлось подстраивать свой дурной характер под ситуацию. Принимал как есть. Кроме того, его поведение в качестве Барбоса, с моей точки зрения, безупречно. В качестве капитана не обошлось без изъянов — орал, особенно поначалу (не всегда, по-моему, правильно). Я его теперь зову «Плохиш».

10) Аптечка. Собирали в соответствии с рекомендациями в Интернете на тур. форумах, а также личными пожеланиями членов команды. Перебдели по всем статьям. Из всего, что было приобретено, использовали парацетамол (несколько таблеток), пластырь (несколько штук), феналгель, таблетки от кашля (несколько штук), таблетки от горла + люголь, бальзам от укусов насекомых (самый большой спрос). Слава богу, обошлось без серьезных заболеваний.

Вот мы и дома!

Конец дневника

Несколько слов после

Ну что же, поход завершен, маршрут пройден, и все мы вернулись домой живыми и здоровыми. Самое время оценить результаты, обдумать полученный опыт и сделать выводы. Что хотелось бы отметить?

Первое, и самое главное — Полярный Урал и впрямь прекрасен! Его стоит увидеть хотя бы раз. Но в нашем случае, надеюсь, знакомство только началось :)

Второе — условия. Август 2013-го на Соби выдался теплым и солнечным, с небольшим вкраплением осадков. Июль, судя по отзывам в сети, был экстремально жарким, до такой степени, что из-за высоких температур народ не высыпался, терял силы и вынужден был корректировать маршруты. В следствие такой жары уровень воды оставался чрезвычайно низким и в августе. Это то, что досталось нам :) В результате, даже на Соби ниже Харпа нас ждали обносы с полной разгрузкой судов. Как известно, Хараматолоу впадает в Собь тремя рукавами, в нашем же случае ходимым остался лишь центральный; в левом визуально воды было чуть-чуть, а правый пересох полностью. И кстати, все бани на стоянках оказались чертовски далеко от воды :)

Третье — опыт бечевы оказался весьма положительным. Метод кораблика реально работает. Более того, по моим ощущениям, для бечевы корабликом Викинг-4,7 просто идеален! Его килеватое дно скроено таким образом (немного свободно, с провисанием), что давление воды выгибает его внутрь, и вдоль монокильсона образуется киль во всю длину погруженной части лодки. В результате, Викинг прекрасно держит угол к течению и управляется легкими подтягиваниями буксировочных концов.

А вот байдарка Хатанга оказалась менее приспособленной к бечеве (по крайней мере, по отзывам ее экипажа). Думается, по причине отсутствия полного кильсона и, как следствие, заметно более плоского дна.

Небольшое, но важное уточнение по методике бечевы. Сперва мы начали буксировать байдарки экипажами — капитаны за носовой, а матросы за кормовой концы. Однако вскоре разобрались, что это нерационально. Ибо пока ты объяснишь матросу, что надо сделать, момент уже упущен. Гораздо эффективнее вести байду в одиночку. Так же  оказалось удобным связать носовой и кормовой концы в единую петлю, и продвигать ее по мере надобности. В этом случае позади не волочатся цепляющиеся за камни концы троса.

Трос (репшнур 6-ка) не резали, пропускали через носовое и кормовое кольца байдарки и фиксировали узлом на одном из них. Длины в 30 метров на байдарку оказалось вполне достаточно.

Разумеется, низкий уровень воды сказался и при бечеве. Участок Хараматолоу близ устья, на котором она разбивается на протоки, изобиловал перекатами, где байдарки постоянно скребли дном по гальке. Пару раз пришлось разгружать. Далее до каньона с порогами подъем был нетрудным. Однако потом пошла основная работа, ибо пороги в низкую воду превратились в лабиринт крупных камней, меж которыми приходилось протаскивать байдарки по сложным траекториям. Тут уж корабликом не поведешь. В этом случае эффективным оказался способ «трех точек», когда ты пробираешься меж камней, опираясь одной рукой на нос байды, а в сложном месте, ухватившись другой за ближайший камень, протаскиваешь байду к себе. Таким образом, всегда сохраняются три точки опоры, и в пороге чувствуешь себя вполне уверено.

Однако, этот способ отнимает много времени и сил, так что прохождение каньона оказалось слишком длительным. Поскольку сроки пребывания на Харе было фиксированы купленными заранее билетами, а впереди еще предстоял спуск по обмелевшей реке, решено было ограничится прохождением каньона. А желающие прогулялись до устья Макара пешком, наслаждаясь незабываемыми видами долины Хараматолоу.

Анализируя опыт, можно сказать, что в низкую воду каньон с порогами лучше проходить пешком, ибо расстояние там небольшое, а возни с байдарками — масса. Выше порога Титова Хараматолоу вновь становится доступной для бечевы, а местами и весел, по крайней мере до устья притока Макар-Рузь. Выше я не забирался, но, судя по всему, там не должно быть особых сложностей.

Так или иначе, результатами подъема по Харе я вполне доволен — с Викингом можно смело планировать бечеву. Правда, найти подходящих на это дело соратников будет непросто ;)

Четвертое — о снаряге. Как показал опыт, Викинг-4,7 при преодолении крутых сливов испытывает разламывающие нагрузки на кильсон. В нашем случае это усугубилось тем, что байды, для снижения риска пробоин при проводке в лабиринте камней, не были накачаны «до звона». И хотя кильсоны обеих байдарок с честью выдержали, но на антистапеле погнутый винт я вынул с большим трудом и решил предстоящей зимой смастерить защитную муфту, ибо второго раза узел кильсона может и не пережить.

Также в этом походе были испытаны сапоги из ЭВА. Матросы закупили обычной длины, а капитаны Викингов — бродни с голенищами до паха. Плюсы сапог ЭВА общеизвестны — хорошая термоизоляция и чрезвычайно малый вес. Но в сети попадались мнения о том, что подошва таких сапог сильно скользит на мокрых камнях. По этой причине Дима, капитан Хатанги, взял проверенный комплект — короткие ПВХ-сапоги с неопреновыми носками. Мы же решили рискнуть. И не просчитались! Сапоги очень подошли под наши задачи. Лично я в своих поскользнулся всего пару раз — в самом устье Хары, где камни покрыты какой-то особенно скользкой слизью, и на одном из камней в начале каньона. Что характерно, в ЭВА-сапогах тепло даже с мокрыми ногами в дождливый день и в холодной воде :) Оно того стоит! Правда, матроска с Хатанги осталась недовольна покупкой, но, думаю, это у нее солидарное предубеждение, поскольку из четверых владельцев трое остались довольны, а это, знаете ли, статистика... ;)

Единственное, что хотелось бы отметить из минусов. Мы приобретали сапоги производства завода Псковполимер,  женские обычные и мужские бродни. На женские нареканий особых нет, разве что со временем растягиваются. У мужских сапог голенище выше колена выполнено из нейлона с внутренним покрытием, похожим на ПУ. Как показал осмотр после похода, голенища изнашиваются. Причем не покрытие, а сам материал основы. Нейлоновая тряпка протирается, особенно между бедер, где идет активное трение. Дома я заклеил потертости сантехническим «серебряным» скотчем на тканной основе, который использую для ремонта палаточного тента (кстати, хорошо заменяет отвалившуюся проклейку швов); посмотрим, как будет держаться на сапогах.

Когда я выбирал ЭВА-сапоги, мне попался вариант от ЧП Колесника, модель «Таймень». Эти сапоги полностью, включая голенище до паха, выполнены из ЭВА. У них подобных проблем быть не должно. Я их щупал в магазине, но показались слишком громоздкими. Кстати, на ком-то из группы пешеходников, встреченных нами на Титове, кажется, были именно такие. Хорошо бы расспросить, но не до того было.

Пятое — бытовуха. Еще при подготовке похода, когда все продукты складировались в нашей в гостиной, у меня возникла мысль, что пора отказываться от тушенки и переходить на сушеное мясо — слишком монументальной выглядела куча закупленных банок. Читанные в сети рецепты различных вываренок, мяса «по-шендеровски» и т. п. отпугивали своей сложностью и трудоемкостью. Но тут как-то вычитал, что народ сушит мясо в электросушилках для овощей. Процесс не сложен и не отнимает много внимания. Свежее (не размороженное!) мясо маринуется сутки в холодильнике под гнетом, нарезается кусочками и сушится в электросушилке 12-14 часов почти в автономном режиме, надо лишь изредка перемешивать куски и менять местами поддоны. Это как раз то, что надо. Также можно сушить фарш, птицу и печенку, что позволяет разнообразить походное меню. На немедленное приобретение и сушку мяса времени уже не оставалось, да и тушенка была закуплена, но в поход я поехал с твердой мыслью о необходимости переходить альтернативные мясопродукты.

На маршруте Дима преподнес сюрприз, достав из закромов бутылку с вываренкой из говядины. Мясо отлично сохранилось с начала лета, и заметно выигрывало по вкусовым качествам у приевшихся консервов. Так что желание прервать пагубную для плеч и кошелька зависимость от тушенки окрепло окончательно.

А тут как раз в конце сентября пошли сезонные распродажи, и нам удалось отхватить сушилку Zelmer 36Z011 по очень приятной цене в 1961 руб. И сейчас, пока я набираю эти строки, она урчит на кухне, прогревая 4 поддона отборной говядины. Посмотрим, что получится в результате!..

И последнее — соображения по выброске. Снимались с маршрута мы традиционно — наемным транспортом из Катравожа. Дело, конечно, удобное, но далеко не дешевое. Народ там прикормлен постоянным спросом и цены держит твердые. При всех плясках, удалось сбить до 11 тыр за две моторки. За час с небольшим езды деньги немалые.

При планировании маршрута я подумывал, в случае хорошей погоды, пойти в Лабытнанги обскими протоками на веслах, — благо, есть ЖПС с растровыми картами. Тем более, что были прецеденты, и вполне успешные. Но идея эта встретила полное непонимание в компании, так что от нее, скрепя сердце и бумажник, пришлось отказаться. А жаль! Проплывая этот путь на моторке, отметил, что даже в основном русле можно найти места для стоянки. Таким образом, в хорошую погоду вполне реально идти в Лабытнанги своим ходом, с одной–двумя ночевками.

Но это дело возможного будущего, которое пока туманно; на сей же день ясно одно нам обязательно нужно вновь побывать на Полярном Урале. Этот сплавной сезон завершен, все точки отмечены, впереди ждет долгая зима и новые планы к новому сезону. Надеюсь, он будет не хуже прошедшего!

Вот, собственно, и все, что хотелось сказать. Остается лишь пожелать всем туристам удачи на маршрутах и в дороге.

Больше походов, хороших и разных!