Река Тасеева. 29 августа - 1 сентября

29 августа

У мыса Арбан
Зимовье у мыса Арбан

В 1619 году несколько тунгусских родов ушли с Енисея, от казаков, требовавших ясак для «белого царя», вверх по Ангаре, Бирюсе (Виру) и Манзе. И на Манзе основали новое стойбище. Вождя тунгусов звали Тасей, и его имя осталось на карте этих мест дважды — названиями реки, в которую сливаются Бирюса и Чуна, и острога, построенного русскими на Манзе 50 лет спустя. Примечание: Манза сейчас называется Усолка, острог – село Тасеево.

Описание до Бурного. Течение на реке Тасеева равномерное и слабое, мы, глядя на карту, которая обещала скорость реки 1,2 – 1,4 м/сек, ожидали большего. Есть много бурных притоков, впадающих в плес. Обычно в устье таких притоков хорошая рыбалка. Но тут это правило не сработало. Берега безрадостные, очень много горелого леса, на горельнике уже поднимается березовый молодняк.

Перед поселком Бурный длинный прямой участок с небольшими изгибами берега почти без течения, это подпор порога. Кстати, и после порога течения нет.

Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень похожа на перекат, вторая серьезнее. Порог проходится по центру. Чистый слив без камней, пологие валы. Есть пару «бочек», но они легко обходятся. Высота валов, на наш взгляд, была 1 м или чуть выше. А вот вдоль берегов все кипит, и валы высокие.

После порога на левом берегу поселок Бурный, далее второй поселок Бурный (сплавной участок) на правом берегу. Между поселками река Тасеева разлилась в озеро, течения нет.

На обед остановились между двумя поселками Бурного на правом берегу там, где впадает приток Родина. Жарища, и мошка съедает. Не очень удачное место для обеда, но мы надеялись, что в устье притока можно будет рыбу ловить, но там оказались песчаные отмели, которые перекрыли подход к устью. Встали чуть ниже на песчаном открытом берегу среди ивняка.

В конце второго Бурного по всей большой ширине реки мелководный перекат, причем вода от правого берега стремится к левому, там и проходить надо. После этого переката река почти останавливается, в ней вообще нет течения, хуже, чем на Бирюсе.

Еле-еле доплыли до притока Большой Берендак, где и остались на ночевку. Именно здесь обнаружились ровные площадки (мт 68). Берега Тасеева все наклонные, найти ровную площадку достаточно сложно. А здесь поворот реки и широкий берег, есть даже колея от машин. На ней и поставили палатку. Берег вымощен камнями, своеобразная мостовая. У притока поймали пару мелких хариусов, но отпустили из-за малочисленности.

Вчера было полнолуние. Сегодня тоже в небе полная луна. Небо чистое. Вечером холодно, и мошкара исчезает. Хорошо в тишине посидеть у костра.

30 августа

Утром густой туман, который медленно плывет по реке, кругом сыро, холодно. Зато нет комаров и мошек.

Интересно каждое утро наблюдать картину преображения, когда туман постепенно уходит, побеждает солнце, и вместо «белого молока» мы видим небо, лес.

Когда подошли к шивере Рыжкова, туман практически рассеялся. Началась шивера неожиданно, мы приглядели мыс впереди для высадки и прогулки, шли к нему, и тут шивера. Она представляет собой ряд камней, которые выходят из подводной гряды. Скорость течения возрастает.

Шивера Рыжкова

Пройдя шиверу, справа увидели палатку с двумя мужчинами. Они оказались из Зеленогорска Красноярского края, отдыхают, рыбачат.

Встреча с рыбаками

Кстати, из Зеленогорска были и те парни, что помогли нам спустить наши рюкзаки с перевала Художников в Ергаках (Саянская диагональ, 2013 г.) Встреча была приятная. Они нас угостили соленым хариусом, который они поймали на донные мухи в шивере Рыжкова. Выпили с ними по рюмочке, много разговаривали. При расставании они нам целый пакет еды с собой дали: картошка, огурцы, хлеб. Хорошие люди. Уже дома «подружились» в соцсетях. Они сказали, что скорость реки Тасеева до самой Ангары – 1 км/час.

Зашли в поселок Кирсантьево, совсем забыв, что по выходным дням магазины в деревнях и селах бассейна Бирюсы и Тасеева не работают. Поселок разбросанный, и ни одного человека на улицах, пустота, тишина, только техника стоит: лодки, машины, мотоциклы.

Далее иногда на реке было что-то типа перекатов, и течение убыстрялось. Был легкий попутный ветер, донимала мошка, которая крутилась возле лица.

Перед притоком Усолка

Ближе к 16 часам подошли к утесу Дыроватый, в котором находится пещера. Совершили в нее экскурсию.

Утес Дыроватый
Пещера в утесе Дыроватый

После пещеры решили встать на ночевку. Ручья Дыроватый не было, высох. Остановились на ручье Островной перед островом, за которым находится поселок Устье (р. Усолка). Встали под плакатом, на котором написано, что здесь заказник (мт 69).

Володя поймал двух приличных окуней, а я нашла место и наловила пескарей. Вечером пожарили. Сняли восход луны. Хороший тихий вечер и холодный.

31 августа

Утро теплое, тумана нет, но он виден в верховьях реки, на небе легкая облачность. Днем поднялся попутный ветер. К обеду дошли до поселка Машуковка. Посетили магазин, купили недостающие продукты. А так весь день монотонная гребля вдоль невзрачных берегов. На правом берегу много луговых участков, на левом лес. Весь день над нами кружат тучи мошкары. Мошка особо не кусается, но бьется в лицо, лезет в уши, ноздри, глаза, плыву в накомарнике.

Прошли село Никольск, деревню Чистяки и перед поселком Слюдрудник заночевали (мт 70).

Тасеева перед пос. Слюдрудник

На берегу увидели следы медведя-пестуна. Впервые за весь поход.

1 сентября

Очень разнообразный день получился.

С утра густой туман. Сквозь него просвечивается голубое небо, значит, погода будет жаркая. Опять видели туманную радугу.

Выплыли в полном тумане. По мере подхода к Слюдруднику, туман разошелся. Перед Слюдрудником в русле реки огромные камни, а напротив поселка огромнейшая мель, уходящая к центру реки. Справа прохода нет.

Тасеева напротив пос. Слюдрудник
Мели напротив пос. Слюдрудник. Впереди пос. Первомайский

Невероятное количество мошкары, дышать не дает. Течения практически нет. Надо грести и грести.

Дошли до Первомайского. Перед поселком в русле длинная полоса каменных отбойников, которые раньше направляли сплавной лес в затон. На мысу скала, отвесно уходящая в воду. За скалой причал, а примерно в 5 км ниже паром на дороге, по которой можно попасть в Красноярск. Шли правым берегом, где много мелей, вода стоит, движение вперед только за счет наших усилий. Все происходило медленно и тяжело.

Машин, желающих прокатиться на пароме, много на обоих берегах. Остановились на отмели за паромом. Здесь, у парома, Александр покинул нас. Первомайский – поселок его детства, мечтает встретиться с одноклассниками, а потом уехать отсюда домой.

Оставшись одни, мы сразу пересекли Тасееву под левый берег. Впереди видны просторы Ангары. Перед Ангарой у бурного и чистейшего ручья вышли отдохнуть, набрали ключевой воды.

Длина сплава по реке Тасеева 123 км.