Мурхой у каждого свой. 23 – 24 июля

Речка Мурхой, приток Гутары, начало достаточно популярного водного маршрута Мурхой – Гутара – Тагул. Ежегодно здесь бывает несколько групп, иногда выпадают особенно «урожайные» годы.

Характерной особенностью Мурхоя являются многочисленные сильные прижимы практически на каждом повороте реки, а вся река – это сплошные повороты, и быстрое течение. Плесов абсолютно нет. Хорошая шустрая, но безопасная речка. Конечно, если не считать того, что на прижимах можно запросто вдребезги изорвать катамаран. В Верхней Гутаре нам рассказывали о группах, вынужденных улетать оттуда, т.к. их катамараны после Мурхоя были превращены в хлам, не подлежащий восстановлению.

Описаний в Интернете полно. Я опишу тот Мурхой, какой достался нам.

Воды в речке было очень мало, и поэтому она почти не соответствовала тем описаниям, которые мы читали.

Мурхой у места стапеля

Мурхой шли два дня с единственной ночевкой (не считая стапеля и антистапеля) в районе притока Малая Саржинка. Хорошее и красивое место (мт 06), где может расположиться большая группа.

Бивак у Малой Саржинки

На начальном участке до порога «Ворота» (мт 04) глубина была небольшой, по колено. Здесь сплошные простые шиверы, требующие постоянной внимательности и маневра, т.к. из-за малой воды было очень много надводных камней. Трижды делали проводку катамарана из-за невозможности плыть. На этом отрезке заметили несколько порогов 2 категории. Запомнился один, где на крутом левом повороте с прижимом был небольшой водопадный слив с «бочкой», образованный плитой, перекрывшей всю ширину реки. Кстати, порога «Ворота», по сути, не было, простая шивера и спокойный проход между скал, образующих ворота.

Порог "Ворота"

Сразу о ширине Мурхоя. Временами она была настолько мала, что у нас возникало сомнение, поместится ли катамаран между скалами с одной стороны и камнями отмели с другой стороны. Небольшая ширина речки вызывала дополнительные трудности, т.к. лишала маневра. Если при средней и большой воде, прижимы и пороги Мурхоя характеризуются высоким валом, хорошими «бочками», но, при желании, все это можно обойти или облегчить прохождение, прижавшись заранее к противоположному берегу. Мы же почти всегда должны были идти по струе, ежесекундно рискуя коснуться катамараном острых, как бритва, скал. Из-за этой малой ширины один порог («Зуб») (мт 016) мы не прошли. Перед этим порогом вышли погулять на берег и увидели его. Если бы не было этой остановки, прошли бы порог, никуда не делись. Внимательно рассмотрев порог вблизи, поняли, что слева от «Зуба» катамаран по ширине не помещается. Справа – вроде как помещается, но запас минимален – 10-20 см. Учитывая, что сильный навал воды идет прямо на «Зуб», скорость течения на пороге около 15-20 км/час, мы засомневались, сможем ли точно вписаться в этот маленький зазор. Короче, спасая катамаран, мы «Зуб» обнесли. Это был коротенький участок, всего около 15 м. Аналоги в Мурхое встречались, но там мы шли с наплыва, без разведки, и впритирку проходили.

Наиболее интересную часть Мурхоя снимали на экшн-камеру, закрепленную на передней балке катамарана, натуральные звуки записывали с помощью выносного микрофона на диктофон.

Прижим на Мурхое

Просматривая дома эти записи, насчитали на них 31 порог 2-й и 3-й категории. Как минимум еще десяток порогов осталось за кадром. Для некоторых из них в приложении даны маршрутные точки (мт)

Хорошее впечатление оставил порог «Вираж» (мт 05), особенно его заключительная часть, когда вода на большой скорости ударялась в скалу и разделялась на два потока – влево (проходная часть) и вправо (ловушка).

В пороге "Вираж"

Из ловушки очень трудно выбраться, из-за сильнейшего встречного течения поток не перегребается. Остается один выход – вытащить катамаран на скалы. Примеры такого прохождения «Виража» в Интернете есть.

Очень красив каньон после «Виража» – отполированные скалы сжимают Мурхой с двух сторон.

Также нам очень понравился каньон на Мурхое, который мы проходили во вторую половину второго дня сплава. Он не длинный, метров 700, но впечатления сильные. Суровый такой. Там есть несколько порогов. Вода в одном из порогов (мт 21) со всей мощью ударяет в скалу, создав в ней за тысячелетия что-то типа грота, куда очень часто затаскивает плавсредства.

В пороге "Каньон"

И нас затащило. Мы приложили все силы, чтобы не коснуться стенок грота, и выходили из него кормой вперед. Там, на Мурхое, мы были уверены, что не коснулись стенок, а дома, рассматривая запись с экшн-камеры, поняли, что легкое касание, не опасное для катамарана, все-таки было.

Мурхой до конца остается быстрой рекой. Даже на последнем повороте, после которого через 600-700 м выход на дорогу, ведущую в Верхнюю Гутару, порог водопадного типа. Там резкое сужение русла, в центре которого лежит огромный камень, который создает два узких слива. Мы шли справа, посмеявшись: «Тут порогов нет, тут только водопад и пенная яма с обратным валом».

В низовьях Мурхой стал широким, с множеством надводных камней, и очень мелким. Часто приходилось проводить катамаран. В этом походе специально для Мурхоя в качестве сплавной обуви мы взяли кроссовки Columbia Powerdrain Cool, подаренные нам ко дню рождения два года назад Мариной Алексинской. Вода в кроссовки как наливалась, так и выливалась. Из-за сеточных материалов кроссовки быстро сохли. Сцепление с мокрыми камнями великолепное. Претензий у нас к ним нет, хотя в Интернете полно отзывов, что подобные кроссовки быстро рвутся. Наши кроссовки были куплены в Нидерландах, возможно, этим и объясняется их прочность (разные поставщики).

Рыбалки в Мурхое у нас не получилось. У Малой Саржинки поймали одного мелкого хариуса, но он не в счет.

Стоянка на Мурхое у дороги, ведущей в Верхнюю Гутару (мт 26), поразила нас своей чистотой и ухоженностью, хотя в отчетах предыдущих лет писали о большой захламленности ее.

Выводы.

Длина сплавного участка Мурхоя 32 км.

Общий перепад высот 307 м.

Средний перепад высот 9 - 10 м/км.

При низком уровне воды – малая ширина Мурхоя, прохождение реки усложняется. Оценка дана для нашего 4-х местного катамарана, на котором мы плавали вдвоем (малая осадка). Для нас лучше было бы больше воды (пускай даже выше валы и сильнее «бочки»).

На реке около 40 порогов, т.е. весь Мурхой практически сплошной порог 2-3 к.с.

Это очень хорошая «тройка» (Мурхой – Гутара – Тагул), относиться к сплаву по Мурхою надо серьезно.

Несмотря на все наши старания, оболочка нашего катамарана получила два небольших повреждения, которые мы ликвидировали на дневке в Верхней Гутаре.