Вступление

Видеофильм о путешествии можно посмотреть на нашем катале:http://www.youtube.com/user/KitTurist52/feed

1. От Тофаларии до Енисея - 2015. Часть 1. Мурхой у каждого свой
2. От Тофаларии до Енисея - 2015. Часть 2. Саянское кольцо
3. От Тофаларии до Енисея - 2015. Часть 3. Гутара - Тагул
4. От Тофаларии до Енисея - 2015. Часть 4. Бирюса - Тасеева
5. От Тофаларии до Енисея - 2015. Часть 5. Ангара - Енисей

Фотографии похода можно посмотреть тут: https://fotki.yandex.ru/users/kit-turist
Подъезды и подходы. 20 – 22 июля

Найти себе приключения там, где их, по определению, быть не может.

Непосредственно подходу к Мурхою предшествовали две бессонные ночи. И это было одной из причин наших злоключений в самом начале похода.

Одна ночь: мы ждали ранним утром ребят, которые должны были подсесть в наш вагон на станции Заозерная. Нас никто не просил, это была наша собственная инициатива из-за того, что поезд прибывал ранним утром, в самое глухое время, когда все хотят спать, в том числе и проводница, а стоянка всего одна минута. Не зря бодрствовали – проводницу вовремя разбудили, и ребята, которые будут у нас в попутчиках при подъезде к ручью Катышный (или мы у них), в последнюю секунду запрыгнули в тамбур, т.к. они просчитались с тем, где остановится наш вагон. Им пришлось во всю прыть бежать вдоль поезда.

Вторую бессонную ночь мы устроили себе на Малой Бирюсе. По предварительной договоренности водители «Урала» ехали с большой остановкой (3-4 часа, в самое темное время). Выезжали из Нижнеудинска в обед, т.к. наш поезд приходил в это время. Весь путь занимает 16-18 часов, поэтому ночь в дороге неизбежна. Некоторые поставили палатки, другие просто постелились на гальке. Мы же не захотели разбирать рюкзаки из соображений, что потом, для нормальной упаковки рюкзаков, удобных для пешего перехода, потребуется много времени и сил. Попутчиков на конечной остановке ждали каюры с лошадьми, им упаковка была не нужна: все равно перераспределять груз по вьюкам. И в итоге мы перекантовались на лавках в кузове «Урала». Заснуть не удалось, прежде всего, из-за ночного холода. Одетых теплых вещей (без палатки и спальника) не хватало.

Немного о тех, с кем свела нас судьба на подъезде. Сборная группа из шести человек шла покорять доселе не пройденный пик в хребте Ергак-Таргак-Тайга с последующим сплавом по Киже-Хему. С троими мы были виртуально знакомы. Это Михаил Иванович Кутузов, москвич – легендарная личность, ветеран пешеходного туризма, множество походов в Саянах, множество публикаций в Интернете. Это Жуклин Александр («Гранд-Ботаник») из села Агинское, фотограф, знаток Саян. Это Косилков Юрий из Челябинска, водник. Остальных мы не знали, зато теперь познакомились. Это Владимир Мишарин («Альпинист») из Челябинска, Владимир Азанов из Кызыла и Максим («Макс») Костылев из Абакана. Еще было двое парней из Красноярска – Александр Грохотов («Сохатый») и Андрей Машковский («Кореец») шли свой маршрут по Саянам.

Сам путь до ручья Катышный (ударение на первом слоге) – это что-то. И это надо пережить. Сильная тряска, кидает из стороны в сторону, ни минуты покоя. Несколько дней в этом районе не было дождей, дорога сухая. «Урал» поднимал огромное облако пыли, которая, как пылесосом, почему-то всасывалась в крытый кузов, где мы сидели. За очень короткое время все покрылось толстым грязно-серым слоем, стало одноцветным, в том числе и люди. Густая пыль забивала носоглотки. Некоторые туристы, не раз бывшие на этом подъезде, завязали лица платками, тряпками, которые регулярно смачивали водой. Остальные, в том числе и мы, прокачивали эту густую пыль через легкие.

Воды в Бирюсе было мало, бесчисленные броды через Малую Бирюсу прошли без проблем, а Большая Бирюса вообще выглядела ручейком.

Несколько раз за время пути там, где есть вода, делались короткие остановки для отдыха. Это немного помогало пережить дорогу. Но все равно под конец мы были страшно измотаны, усталость бешенная, буквально валились с ног.

Но, тем не менее, прибыв на конечную остановку (мт 01) в 11 часов по местному времени, мы не стали там задерживаться, а сразу двинулись к Мурхою, хотя большинство групп после подъезда остаются тут на ночевку, не зависимо от времени прибытия. Нам же хотелось быстрее оказаться на природе, вдали от людей и начать размеренную туристскую жизнь. Тем более, что до Мурхоя отсюда всего 7,5 км. Кутузов напутствовал нас: «Дорога однозначная, заблудиться негде, а вот на подъеме попотеть вам придется, хотя это перевалом трудно назвать». Но мы умудрились на этом пути нажить себе приключения. Вот как это вышло.

Пока путь шел по горизонтали, мы бодро шагали вперед. Сделали небольшой перекус недалеко от начала подъема. Потом дорога (именно дорога, зимник) пошла на подъем. Вот тут меня и вырубило. Ноги не шли, рюкзак стал неимоверно тяжелым. Спасибо Владимиру, он помог доставить мой рюкзак на перевал, а я и без рюкзака дошла еле-еле, с многочисленными остановками. Надо отметить, что и в руках у нас был груз: У Володи маленький рюкзачок (5 кг) с фото и видеоаппаратурой и палка, у меня – ведро с остатками еды после подъезда и тоже палка. Палки – это черенки для будущих весел, а на пешем переходе они исполняли роль альпенштоков.

На перевале (мт 02) – болотистое плато, плавно опускающееся в сторону Мурхоя. Мы зашагали вниз. Но в какой-то момент времени я вдруг поняла (шла первой), что на дороге стало очень мало человеческих следов. Такого не может быть! Остановились, сели. И тут Володя сказал, что в полукилометре отсюда была развилка с указателем, но он подумал, что эта развилка для тех, кто идет в верховья Уды, а не для нас. А я развилку вообще не заметила. Обычно я очень внимательная ко всяким мелочам в пути, а тут… Бессонные ночи и усталость притупили внимание и бдительность у обоих, описание пути начисто выветрилось из головы. Что делать? Самое разумное – вернуться на развилку и встать на тропу спуска. Это мы понимали. Но идти назад вверх по болотистой дороге – сил никаких нет, ни физических, ни моральных. И очень хочется пить! Только вниз! Изучили карту. Выяснили, что эта дорога тоже выходит к Мурхою, но в 3-х километрах ниже. Это далеко, дорога болотистая, нехоженая. Навигатор показал, что Мурхой совсем рядом, по прямой до него всего 400 м. Прозвучало предложение рискнуть и напрямую выйти к Мурхою. «А если там сбросы, ведь по описанию тропа вниз очень крутая» – я. «Да какие могут быть сбросы!» – Володя.

В общем, мы шагнули в тайгу, которая была с небольшим наклоном вниз, к реке. Очень скоро стал слышен шум Мурхоя. Это нас воодушевило. Мурхой – это чистейшая вода, которой нам так не хватало, горло все высохло, жажда. Последний раз пили на перекусе. Подъем уж очень измотал, вытянул все силы и воду из организма. А тут еще солнце печет весь день…

Показался край плато, продолжения его не было видно, значит, там очень круто. «Давай левее» – Володя. Левее обозначился узкий кулуар, круто уходящий вниз, забитый упавшими деревьями. Продолжения его также не было видно. Нам он не понравился. «Давай опять левее!» Гребень левее смотрелся привлекательно, легко проходимый, но вот его продолжения вниз опять не было видно. Левее его смотрелся еще один кулуар, крутой, но почти до конца, до берега реки была видна густая зелень. Здесь сбросов нет! Идем! Начали спуск и очень быстро поняли, что на такой крутизне, а местами были вертикальные ступеньки, очень трудно удержаться на ногах с тяжелейшими рюкзаками за плечами, да и руки заняты дополнительными вещами. Без конца падали, а подняться – сил никаких нет. Так и улететь вниз элементарно. Решили снять рюкзаки. Спускали их, толкая вперед или придерживая, когда они рвались на вертикали вниз. А кулуар временами был перекрыт упавшими деревьями, на камнях мох, который сдирался под ногами, мы скользили. Сами камни на склоне не держались и падали вниз. Очень тяжело контролировать рюкзак и дополнительные вещи. По мере спуска крутизна начала увеличиваться, и кулуар превратился в каньон. В итоге Володя оставил рюкзачок с аппаратурой и палку на склоне. Теперь у него хотя бы одна рука была свободна, и он мог ею придерживаться за кусты, стволы, камни. Я, шедшая сзади, подобрала оставленные им вещи и попыталась их спускать. Но, оглянувшись назад, увидела, что по склону разбросано содержимое карманов моего рюкзака. Собрала, кинула в ведро, большой рюкзак оставила на склоне, маленький одела за плечи, ведро в одну руку, другой держалась и кидала палки вниз. Так стало проще.

Постепенно стало выполаживаться. Где-то на середине спуска Володя сказал, что у него кружится голова, что ему немедленно нужна вода или он потеряет сознание. Велел мне идти вперед.

Добралась до берега Мурхоя, сама попила и понесла бутылку с водой Володе. Тут и он показался в нижней части кулуара.

В итоге Володя выпил литр и побрел назад, вверх, за моим рюкзаком. Как он потом говорил, вода разошлась по организму, силы вернулись, и он без проблем принес рюкзак. Именно принес, надев на плечи. А в кулуаре осталась тропа, проложенная нами.

Чуть ниже места спуска на Мурхое была капитальная стоянка (мт 03), отмеченная у нас на карте, где мы и остановились.

Стапель на Мурхое

Там нас ждала записка от четы Сухачевых из Тольятти, с которыми мы шли один и тот же маршрут, только с разницей в несколько дней.

Пока спускались, время не замечали, а на стоянке выяснили, что все мероприятие заняло у нас три (!) часа. Явно быстрее было бы вернуться к развилке или до конца пойти по дороге, но все мы сильны «задним умом».

От места стоянки через тайгу были видны вертикальные скалы, которые мы обошли там, вверху. Интуиция и Бог уберегли нас от непоправимой ошибки.

На следующий день – дневка со строительством катамарана. Для каркаса использовали молодую сырую лиственницу, которой было много недалеко от стоянки.

Стапель на Мурхое
Мурхой у каждого свой. 23 – 24 июля

Речка Мурхой, приток Гутары, начало достаточно популярного водного маршрута Мурхой – Гутара – Тагул. Ежегодно здесь бывает несколько групп, иногда выпадают особенно «урожайные» годы.

Характерной особенностью Мурхоя являются многочисленные сильные прижимы практически на каждом повороте реки, а вся река – это сплошные повороты, и быстрое течение. Плесов абсолютно нет. Хорошая шустрая, но безопасная речка. Конечно, если не считать того, что на прижимах можно запросто вдребезги изорвать катамаран. В Верхней Гутаре нам рассказывали о группах, вынужденных улетать оттуда, т.к. их катамараны после Мурхоя были превращены в хлам, не подлежащий восстановлению.

Описаний в Интернете полно. Я опишу тот Мурхой, какой достался нам.

Воды в речке было очень мало, и поэтому она почти не соответствовала тем описаниям, которые мы читали.

Мурхой у места стапеля

Мурхой шли два дня с единственной ночевкой (не считая стапеля и антистапеля) в районе притока Малая Саржинка. Хорошее и красивое место (мт 06), где может расположиться большая группа.

Бивак у Малой Саржинки

На начальном участке до порога «Ворота» (мт 04) глубина была небольшой, по колено. Здесь сплошные простые шиверы, требующие постоянной внимательности и маневра, т.к. из-за малой воды было очень много надводных камней. Трижды делали проводку катамарана из-за невозможности плыть. На этом отрезке заметили несколько порогов 2 категории. Запомнился один, где на крутом левом повороте с прижимом был небольшой водопадный слив с «бочкой», образованный плитой, перекрывшей всю ширину реки. Кстати, порога «Ворота», по сути, не было, простая шивера и спокойный проход между скал, образующих ворота.

Порог "Ворота"

Сразу о ширине Мурхоя. Временами она была настолько мала, что у нас возникало сомнение, поместится ли катамаран между скалами с одной стороны и камнями отмели с другой стороны. Небольшая ширина речки вызывала дополнительные трудности, т.к. лишала маневра. Если при средней и большой воде, прижимы и пороги Мурхоя характеризуются высоким валом, хорошими «бочками», но, при желании, все это можно обойти или облегчить прохождение, прижавшись заранее к противоположному берегу. Мы же почти всегда должны были идти по струе, ежесекундно рискуя коснуться катамараном острых, как бритва, скал. Из-за этой малой ширины один порог («Зуб») (мт 016) мы не прошли. Перед этим порогом вышли погулять на берег и увидели его. Если бы не было этой остановки, прошли бы порог, никуда не делись. Внимательно рассмотрев порог вблизи, поняли, что слева от «Зуба» катамаран по ширине не помещается. Справа – вроде как помещается, но запас минимален – 10-20 см. Учитывая, что сильный навал воды идет прямо на «Зуб», скорость течения на пороге около 15-20 км/час, мы засомневались, сможем ли точно вписаться в этот маленький зазор. Короче, спасая катамаран, мы «Зуб» обнесли. Это был коротенький участок, всего около 15 м. Аналоги в Мурхое встречались, но там мы шли с наплыва, без разведки, и впритирку проходили.

Наиболее интересную часть Мурхоя снимали на экшн-камеру, закрепленную на передней балке катамарана, натуральные звуки записывали с помощью выносного микрофона на диктофон.

Прижим на Мурхое

Просматривая дома эти записи, насчитали на них 31 порог 2-й и 3-й категории. Как минимум еще десяток порогов осталось за кадром. Для некоторых из них в приложении даны маршрутные точки (мт)

Хорошее впечатление оставил порог «Вираж» (мт 05), особенно его заключительная часть, когда вода на большой скорости ударялась в скалу и разделялась на два потока – влево (проходная часть) и вправо (ловушка).

В пороге "Вираж"

Из ловушки очень трудно выбраться, из-за сильнейшего встречного течения поток не перегребается. Остается один выход – вытащить катамаран на скалы. Примеры такого прохождения «Виража» в Интернете есть.

Очень красив каньон после «Виража» – отполированные скалы сжимают Мурхой с двух сторон.

Также нам очень понравился каньон на Мурхое, который мы проходили во вторую половину второго дня сплава. Он не длинный, метров 700, но впечатления сильные. Суровый такой. Там есть несколько порогов. Вода в одном из порогов (мт 21) со всей мощью ударяет в скалу, создав в ней за тысячелетия что-то типа грота, куда очень часто затаскивает плавсредства.

В пороге "Каньон"

И нас затащило. Мы приложили все силы, чтобы не коснуться стенок грота, и выходили из него кормой вперед. Там, на Мурхое, мы были уверены, что не коснулись стенок, а дома, рассматривая запись с экшн-камеры, поняли, что легкое касание, не опасное для катамарана, все-таки было.

Мурхой до конца остается быстрой рекой. Даже на последнем повороте, после которого через 600-700 м выход на дорогу, ведущую в Верхнюю Гутару, порог водопадного типа. Там резкое сужение русла, в центре которого лежит огромный камень, который создает два узких слива. Мы шли справа, посмеявшись: «Тут порогов нет, тут только водопад и пенная яма с обратным валом».

В низовьях Мурхой стал широким, с множеством надводных камней, и очень мелким. Часто приходилось проводить катамаран. В этом походе специально для Мурхоя в качестве сплавной обуви мы взяли кроссовки Columbia Powerdrain Cool, подаренные нам ко дню рождения два года назад Мариной Алексинской. Вода в кроссовки как наливалась, так и выливалась. Из-за сеточных материалов кроссовки быстро сохли. Сцепление с мокрыми камнями великолепное. Претензий у нас к ним нет, хотя в Интернете полно отзывов, что подобные кроссовки быстро рвутся. Наши кроссовки были куплены в Нидерландах, возможно, этим и объясняется их прочность (разные поставщики).

Рыбалки в Мурхое у нас не получилось. У Малой Саржинки поймали одного мелкого хариуса, но он не в счет.

Стоянка на Мурхое у дороги, ведущей в Верхнюю Гутару (мт 26), поразила нас своей чистотой и ухоженностью, хотя в отчетах предыдущих лет писали о большой захламленности ее.

Выводы.

Длина сплавного участка Мурхоя 32 км.

Общий перепад высот 307 м.

Средний перепад высот 9 - 10 м/км.

При низком уровне воды – малая ширина Мурхоя, прохождение реки усложняется. Оценка дана для нашего 4-х местного катамарана, на котором мы плавали вдвоем (малая осадка). Для нас лучше было бы больше воды (пускай даже выше валы и сильнее «бочки»).

На реке около 40 порогов, т.е. весь Мурхой практически сплошной порог 2-3 к.с.

Это очень хорошая «тройка» (Мурхой – Гутара – Тагул), относиться к сплаву по Мурхою надо серьезно.

Несмотря на все наши старания, оболочка нашего катамарана получила два небольших повреждения, которые мы ликвидировали на дневке в Верхней Гутаре.

Саянское кольцо. 25 июля –1 августа

После сплава по Мурхою мы отправились на «прогулку» по Саянам, длиной в 104 км. Целью нашей «прогулки» было посещение перевала Федосеева, чтобы отдать дань уважения и памяти прекрасному человеку, талантливому писателю, великолепному геодезисту Григорию Федосееву, благодаря которому была составлена карта Саян. Также мы хотели вспомнить молодые годы, когда ходили в горные походы, и поэтому включили в свое Саянское кольцо редко посещаемый, но очень красивый перевал Гутарский (Озерный), соединяющий верховья Малой Кишты и верховья Гутары. Также мы хотели увидеть три больших водопада, расположенных в этом районе: это водопад на Сухом Идене, водопад на Малай Киште и Гутарский водопад.

Разобрав полностью катамаран, одной ходкой вначале по дороге, затем по тропе пришли в Верхнюю Гутару и остановились в доме учительницы Суворовой Альбины Николаевны. Ее дом находится прямо напротив моста, что очень удобно при подходе с Мурхоя.

Мост в Верхней Гутаре

Встретили нас очень приветливо. Хозяева – люди надежные, радушные и не пьющие. Сразу определили помещение, где мы можем оставить лишние вещи, напоили чаем и накормили мясом изюбра.

Семья Суворовой А.Н.

Верхняя Гутара – село в Тофаларии на территории Нижнеудинского района Иркутской области, это один из трех поселков тофаларов, другие – Алыгджер и Нерха. Расположено на левом берегу реки Гутары, между устьями Верхней Каменки и Мурхоя, примерно в 150 км к юго-западу от Нижнеудинска. В селе есть 2 магазина, почта, больница, школа, аэропорт, метеостанция. В магазинах вполне приемлемый выбор продуктов. Сейчас в селе есть телефонная связь, проведена прямо в дома на стационарные телефоны. Нам с десятой попытки удалось позвонить сыну на сотовый телефон. Связь с внешним миром только авиатранспортом. Раз в неделю, если позволяет погода, летают вертолеты из Нижнеудинска. Цена билета в 2015 году для местных – 750 рублей, для приезжих – 7500 рублей.

Аэропорт в Верхней Гутаре

В путь отправились в 11 часов дня. Рюкзаки очень легкие: 12 кг у меня, 22 кг у Володи, запас еды на неделю. Дорога однозначная, сначала в поселке идет вдоль реки Гутара по ее левому берегу, потом чуть отходит от берега и мимо метеостанции с бродом через два потока Верхней Каменки приводит к аэропорту. На пути в Саяны один из потоков был полностью сухой, другой перешли в кроссовках по камушкам. Очень жарко, идти тяжело даже с легкими рюкзаками. Периодически останавливались у Гутары, чтобы утолить жажду. Дорога, ведя нас через сенокосные угодья, через несколько километров превратилась в тропу, которая через 20 км привела нас на берег Гутары к месту брода (мт 27).

Место брода через первый поток Гутары

Здесь Гутара бежит двумя потоками, разделенными островом. Брод для нас был очень простым, т.к. уровень воды в Гутаре низкий.

У брода на правом берегу Гутары разрушенное зимовье, метрах в двадцати еще одно разрушенное зимовье, от которого расходятся тропы вверх по Идену и Гутаре. У этих зимовьев переночевали, тут есть готовое кострище и ровные места под палатки.

Наутро отправились по тропе вдоль Идена. Тропа хорошая, однозначная. Тайга густая, Иден почти не виден. Там, где на карте нарисован брод, перешли Иден (мт 28). Вода по колено.

Брод через Иден

Если пройти дальше по тропе, не переходя здесь Иден, будет очень хорошее зимовье, но мы его не видели. На месте брода пообедали. Троп там однозначных не заметили, были неясные, расходящиеся веером. Пошли по одной из них, но она быстро закончилась. Тогда мы фактически по азимуту пошли к горе, которая видна по левому борту Сухого Идена. По нашему представлению там должна была быть тропа в долину. Так и получилось. Оставив рюкзаки (мт 29), по очень хорошей тропе поднялись в долину Сухого Идена. Напротив водопада (задействован навигатор) бросили тропу и по карликовой березке вышли прямо на смотровую площадку (мт 30) (чуть дальше еще две обзорные точки) водопада. Он очень красив, низвергается вниз в узкой щели по вертикальным ступеням и образует внизу озеро.

Водопад на р. Сухой Иден
Озеро, образованное водопадом

Насколько он высокий, я поняла, когда Володя спустился к нему. Спуск относительно простой по распадку (первый распадок выше смотровой площадки) левого берега. Только увидев «муравья» внизу, понимаешь, как высок водопад (пишут, что 30 м, а это 10-ти этажный дом).

При возвращении к рюкзакам начался небольшой дождь. Сначала мы были ему рады, т.к. капли падали на разгоряченное тело. Он немного охлаждал нас. Мы зашагали вверх по правому берегу Идена в направлении перевала Федосеева. Тропа нам не понравилась. Очень часто она была нечеткой, раздваивалась, узкой полоской шла по глубокому мху, что неудобно. Близился вечер, мы устали, а мест для бивака абсолютно не было. Мы с надеждой вглядывались в каждую полянку недалеко от берега, но везде бугры, кочки, а то и болото. А дождь все усиливался. Наконец, площадка с небольшим уклоном, даже кострище есть. Только спустились к этой площадке (мт 31), хлынул ливень, тент натягивали под ударами грома, вымокнув при этом до последней нитки.

Дождь все хлестал и хлестал. Прямо под тентом натянули палатку, перекусили, чем Бог послал, и завалились спать. Костер не стали пытаться разводить. Кругом одни мокрые лиственницы, берез нет, значит, нет и бересты. Проблемка.

Стук дождя по тенту продолжался все ночь, дождь не утихомирился и утром. Мы сидели в палатке, когда вдруг услышали такие знакомые голоса. Это подошли супруги Сухачевы.

– А вы что здесь делаете? Вы должны сейчас по Гутаре вниз идти! – я.

Оказалось, что они в густом тумане, идя на перевал Федосеева, сбились с пути и свернули в боковую долину в полной уверенности, что идут правильно. Обошли по кругу двуглавую вершину и решили, что это был перевал Озерный. А спустившись, посчитали, что идут по Гутаре. Но, выйдя на знакомый участок долины, они поняли, что это Иден. Время, отведенное для пешего маршрута, у них заканчивалось, и Сухачевы пошли вниз по пути подъема. А тут мы. Приключений в боковой долине у Сухачевых было предостаточно: видели медведей и поля жарков с водосборами, походили по фирну. И вообще, они были очень довольны своей пешеходной прогулкой.

В итоге мы провели совместную дневку (по погоде). Бесконечные разговоры обо всем на свете. А нам есть, чем поделиться друг с другом, обменяться опытом. Мы ровесники, всю жизнь в походах, многие взгляды совпадают.

Встреча с четой Сухачевых

Как поется в старой туристской песне: «утром солнце снова жгло нам спины», и мы разошлись: Сухачевы вниз, мы вверх.

По мере подъема в долину тропа стала постепенно улучшаться. У разрушенного зимовья (мт 32) примерно на полпути от места дневки до перевала Федосеева мы пообедали и к вечеру вышли на перевал Федосеева. Основной подъем тропа делает в долине, сам перевальный взлет фактически отсутствует. Идешь по тропке среди луговых участков и вдруг табличка – «Перевал Федосеева».

Памятный камень на перевале Федосеева

Чуть ниже на скальном бугре с видом на озеро обелиск, поставленный друзьями и соратниками Федосеева. В основание обелиска, согласно завещанию, замурована одна из двух урн с прахом писателя. На одной из граней отлиты его слова: «Карта.… Как просто на нее смотреть и как не просто, порою мучительно трудно создавать ее!»

Обелиск на могиле Григория Федосеева

На правом берегу озера есть сухой бугор с готовой стоянкой (мт 33), туда от обелиска идет тропа. Других мест для стоянки в районе озера не замечено. Дрова можно найти, если не лениться.

Вечером холодно, как и положено в горах.

Озеро вечером под пер. Федосеева

Утром густой туман, озера и окрестностей почти не видать, но тропу мы приметили с вечера: она идет все от той же стоянки по правому берегу озера. Пока обходили озеро, туман немного поднялся, удалось сфотографировать вид в сторону перевала Федосеева. На фото белой точкой виден обелиск.

Озеро утром под перевалом Федосеева

Из озера вытекает маленький ручеек, приток реки Малая Кишта.

Перевал Гутарский (Озерный) 1А 2000 – посещается редко. Если он идется в связке с перевалом Федосеева, то можно сделать траверс гребня, чтобы не спускаться в долину Малой Кишты. Мы же хотели поближе увидеть малокиштенский водопад, высотой 60 м, с одной стороны, а с другой – всякие траверсы, по сути, непростые вещи, нам уже тяжело. Решили идти классикой прохождения перевалов – спуститься до долины Малой Кишты, подойти под перевал Гутарский (Озерный), а там подъем. Для нас так легче.

Спуск в долину Малой Кишты крутой, хорошая набитая тропа идет по правому берегу притока. Дойдя до ответвления тропы в верховья долины Малой Кишты, свернули, но вскоре тропа растаяла в зарослях карликовой березки. Отсюда открывается вся панорама верховий Малой Кишты, правда, очень низкие облака срезали все вершины. Справа виден подъем на перевал Озерный, а Малокиштенский водопад падал прямо из облаков.

Верховья долины Малой Кишты

Долго изучали ближайшие окрестности с целью выбрать наименее трудоемкий путь подхода к перевалу. Почти вся долина заполнена зарослями ивняка, что делает ее труднопроходимой. В итоге пошли вправо, где есть много открытых участков. На деле это оказалось болотом с небольшими ручьями в глубоких руслах. Пока шли, облака поднялись выше, и водопад предстал пред нами во всей красе.

Малокиштенский водопад

Уходя от зарослей ивняка в долине, немного поднялись на левый борт долины, заросший кедрачом с участками высокого ивняка и такой же высокой густой травой вдоль ручьев. Здесь временами возникали отрезки троп: то ли звериных, то ли группа какая-нибудь шла. Нормальной тропы не было. К обеду вышли на пологий гребень, поросший высокими красивыми кедрами. Недалеко был прозрачный ручей. Остались тут на полудневку (мт 34), чтобы на следующий день пройти перевал со спуском до леса.

Следующим утром (в 8 часов) продолжили подъем все в том же направлении: вверх влево. Когда шли по лесу, преодолевали завалы, спускаясь в ложбины, продирались сквозь высокий ивняк. Постепенно вышли на альпийские луга, путь стал сразу проще.

С подъема водопад Малой Кишты раскрывался с каждым метром, а вот вершины видели урывками, кусками: облака не хотели уходить и скрывали от нас красоту гор.

Так рождаются облака

В зоне разнотравья нас порадовали поля синих водосборов, у ручья поселились любители чистой и холодной воды: дороникум и жарки.

Жарки
Дороникум

Наконец, в 11 часов вышли на перевальное плато, чуть выше его нижней точки.

Вид с перевала в сторону Малой Кишты
Вид с перевала в сторону Гутары

Тур искать не стали, нам он без надобности. На перевале (мт 35) есть небольшое озеро, снежники и ручьи. Не задерживаясь, пошли на невысокий левый гребень, откуда начинается спуск с перевала. Под перевалом в круглой чаше находится бирюзовое озеро с чистейшей водой, окруженное суровыми скальными вершинами.

Перевал Гутарский (Озерный) от верхнего озера

Прямо вниз с перевала не спускаются, т.к. там крутой снежник, требующий организации спуска на веревках. А по гребню к озеру можно сойти ножками, хотя и там очень круто. По всей длине спуска видны следы, а в нижней части даже какая-то тропка набилась. Как вариант, можно к озеру и не спускаться, а продолжать движение по гребню и выйти непосредственно к ручью между озерами выше водопада. Там тоже видна тропинка, возможно, звериная.

В дальнем углу (от перевала) из озера вытекает ручей, сразу перешли его по камням. Увидели нечеткую тропу, ведущую путников по луговым склонам в обход водопада, который находится между верхним и нижним озером.

Нижнее озеро еще красивее. При взгляде на него сверху вода переливается всеми оттенками синего: от голубого до темно-синего. Озеро окружено скальными вершинами. Весь пейзаж напоминает Фанские горы, только зелени больше.

Нижнее озеро под перевалом Гутарский (Озерный)
На нижнем озере

Из нижнего озера вытекает ручей Озерный, приток Гутары. Сделав через него брод, когда он прижался к правому склону долины, попали на чудную лужайку, всю в цветах: водосборы, жарки, ромашки, лук и еще всякие другие.

Цветочная полянка

Там, где ручей Озерный разбивается на множество проток, образовалось обширное поле зарослей ивняка. А мы заметили тропу вдоль левого берега, естественно, нам на нее просто необходимо, а тут этот ивняк на несколько сот метров. Прошли его быстро и оригинально. По предложению Володи, встав в русло одного из ручьев, пошли прямо по нему. Мелко, ноги скользили по камням, ивняк над головой смыкался в тоннель, но, тем не менее, движение вперед шло уверенно. Не заметили, как все это поле осталось позади, а мы оказались на желанной тропе. Правда, она быстро закончилось, а мы еще раз перешли Озерный недалеко перед его впадением в Гутару. Здесь он сильно растекся по широкой долине и стал очень мелким.

В редколесье правого берега, заросшего ягелем, остановились на ночлег (мт 36).

Верховья Гутары

Весь следующий день до вечера шли по тропам правого берега Гутары. «Конская» твердая тропа шла вдоль берега, а выше, на склонах, было несколько параллельных узких оленьих троп, проложенных часто по болотистым участкам. Идти по ним трудно. В долине Гутары есть несколько зимовий (мт 37, 38, 39), часть из них разрушена, некоторые совсем новые.

Домик на повороте долины Гутары

После поворота борта долины Гутары становятся крутыми. Тропа идет серпантином, а потом, обходя скальные прижимы, недалеко перед Черным озером она круто спускается и также круто поднимается в сухие распадки. Видны следы небольших селевых потоков.

Ночевка на Черном озере.

Черное озеро

Видно, что стоянкой (мт 40) там очень давно не пользовались, она стала ветхой. Мы даже сначала не поверили, что это и есть стоянка, упоминающаяся в отчетах, и, только пройдя взад-вперед все озеро, поняли, что это именно она.

Бивак на Черном озере

Весь вечер и ночь шел дождь.

Наутро пошли смотреть Гутарский водопад. Сначала попали на крутой спуск, который закончился узкой и черной щелью с вертикальными стенами. Там можно было бы продолжать движение только с альпинистским снаряжением. Потом, в Верхней Гутаре, нам рассказали о гибели туриста несколько лет назад именно в этой щели. Чуть дальше нашли спуск на смотровую площадку, который начинался от приметного места (на деревьях висели всякие знаки, все истоптано), но он был очень крут. А после дождя тропа мокрая и скользкая. Я не разрешила Володе спускаться, хотя он рвался, посчитав, что в нашей жизни еще будут водопады. Посмотрели на водопад сквозь тайгу, послушали его гул и по тропе, идущей через великолепный, но пустой (без шишек и ягод) кедрач, мимо хорошего зимовья на притоке Бельтырек вышли к броду через Гутару. Круг замкнулся. Воды в Гутаре после дождей стало больше, напор сильнее, брод сложнее, но в допустимых рамках.

Вечером пришли в Верхнюю Гутару.

Выводы

Общая длина пешеходного кольца около 104 км

Перевал Федосеева н/к 1624,6 м

Перевал Гутарский (Озерный) 1А 2001 м

Этим летом был неурожай в Саянской тайге. Кедрачи все стояли пустые, почти не было ягод. Грибы были.

Река Гутара. 3 - 6 августа

Дневка. 2 августа

Дневка с постройкой катамарана. Строили его прямо во дворе дома Суворовой А.Н. День выдался теплый и солнечный, и только под вечер был кратковременный дождь. Вечером специально для нас Иван, муж Альбины Николаевны, протопил баню. Следующим утром посетили магазины. Кроме этого закупили овощи, яйца и мясо у Ивана, еще специально для нас он испек три буханки хлеба. Короче, затарились под завязку.

Во время дневки много общались с Вадимом (отчим Ивана), он рассказывал о других туристах, которые бывают в Верхней Гутаре, какие случаи с ними происходят. В некоторых туристских фильмах о Гутаре Вадим фигурирует. У Вадима – зимовье в 25 км ниже по реке. Он попросил нас обязательно в зимовье зайти и выполнить одну маленькую просьбу.

Гутара. 3 – 6 августа

Река Гутара, по сравнению с Мурхоем, широкая, есть достаточно места для маневра, и этим она проще.

Стартовали в обед. Только отплыли, начался мелкий моросящий дождь. Пришлось срочно причалить и надеть водозащиту. Пережидать дождь было бесполезно, все небо затянуло темными облаками, а мы хотели доплыть до зимовья Вадима, благо недалеко. 25 км на быстром течении – это всего три часа. Дождь шел почти все время, пока плыли. Все пороги, расположенные на этом участке: «Рог», «Ласточкин хвост», «Трезубец», «Бык», «Морская Яма», «Сопкол», шивера «Лабиринт» и многочисленные перекаты с безымянными шиверами шли сходу. К сожалению, у нас почти нет ни фотографий, ни видео. Только один раз достали фотоаппарат и камеру во время небольшого отдыха на берегу. В этот момент дождь на несколько минут утих.

Гутара после порога "Морская яма"

А так он не позволял пользоваться техникой, а на экшн-камере «посадили» почти всю память еще на Мурхое. Из перечисленных порогов заметили не все, т.к. в нашем восприятии это были шиверы. Правда, «Быка» и «Морскую Яму» нельзя было не узнать по характерным скалам. В шивере «Лабиринт» множество надводных камней, требующих внимания и маневрирования, а на пороге «Сопкол», который находится в районе устья притока Сопкол, и на некоторых шиверах достойные валы, которые, когда били в нос катамарана, долетали до кормы, где сидим.

Ниже порога Сапкол

И мы были мокрыми с ног до головы то ли от дождя, то ли от валов. Но после Мурхоя все эти препятствия казались простыми, в первую очередь из-за ширины реки.

После порога «Сопкол» на правом берегу зимовье Вадима (мт 41). Кроме всего, это ориентир самого сложного порога на реке – порога «Гутарский», который начинается примерно через 150 м после зимовья. Остановились в зимовье, под вечер удачная рыбалка на хариуса.

Зимовье перед Гутарским порогом

С утра густой туман, в воздухе 100% влажность и только после обеда погода начала разгуливаться. Выплыли только в третьем часу. Сразу порог Гутарский. Мы не удосужились внимательно его посмотреть, пока стояли на берегу, видели только, что он короткий. Река резко сужается, слив и два высоких вала с «бочками». Первая же «бочка» развернула наш катамаран на 90°, второй вал и следующую «бочку» проходили боком, благо, что катамаран большой и прощает ошибки. И только после порога развернулись.

Далее следовали только шиверы и перекаты. Течение быстрое.

Река Гутара

Плыть в этот день было не просто. Вскоре начался сильнейший встречный ветер такой силы, что, перестав в шивере грести, мы остановились относительно берега. Вода несется, а мы стоим.

Поэтому причалили к берегу, решив немного переждать. Здесь оказалась хорошо оборудованная туристская стоянка. На другом берегу были высокие крутые скалы. Пока мы стояли, дважды с этих скал грохотал камнепад, камни долетали до воды, а так было видно, как камни летят и бьются о деревья. А впереди по Гутаре громыхала гроза. Пропустив грозу и дождавшись ослабления ветра, пошли вперед. Шиверы и перекаты следовали постоянно. Вода все-таки низковата, камней в русле много, без конца приходилось лавировать, но валы стали чуть ниже тех, что были до Гутарского порога.

По небу продолжали гулять черные тучи, атмосферное давление низкое, и наше самочувствие было плохим. Сплав по красивой и быстрой реке перестал приносить удовольствие. Подвернулось охотничье хозяйство Морозова Леонида (мт 42) по левому берегу. Только успели разгрузить вещи, как ударил сильнейший летний ливень с грозой. Дождь был такой силы, что не видно было противоположного берега. Катамаран был еще не привязан, а мы, стоя под навесом, смотрели на него и переживали, не смоет ли его дождевыми потоками в реку.

Потом дождь начинался еще несколько раз, после очередного ливня сфотографировали двойную радугу.

Радуга над зимовьем Леонида Морозова

Вечером все в тумане, а на небе все те же грозовые тучи. Пытались ловить хариуса, но безрезультатно.

С утра туман, который быстро поднялся. В течение всего дня погода очень хорошая. Река все такая же, как накануне.

Гутара в районе притока Бол. Мангажа

Быстрое течение, на всех поворотах шиверы с большим количеством камней, перекаты, чередующиеся короткими плесами. Часто на выходе из шивер высокие валы. На реке много островов. Несколько раз встречались красивые скалы.

Гутара после притока Верх. Ёрма

Постепенно шиверы и перекаты стали проще, плесы удлинились. За день без проблем, особо не стараясь, прошли 62 км. Остановились на галечном берегу ниже нежилой деревни Нижняя Гутара (мт 43). В течение дня поймали несколько мелких хариусов.

На следующий день с утра опять туман и очень холодно.

Утренний туман

Солнце не успело, как следует разогреть природу, как набежали черные тучи, которые загнали нас на остров, где мы под тентом переждали дождь и заодно пообедали.

Пока обедали, дождь закончился, и очень сильно потеплело, стало даже жарко. Пошли вниз. Простые перекаты следовали один за другим. По берегам стало встречаться много заломов, которых раньше не было. Берега стали ниже.

Гутара в районе притока Нижн. Ёрма

Быстрое течение как-то так незаметно донесло нас до Малого Тагула, который при встрече с Гутарой разливается на три рукава, которые намного меньше по размерам Гутары, и поэтому не сразу понимаешь, что Гутара закончилась, и пошел Тагул. На стрелке Гутары и Малого Тагула большое зимовье, стоят на высоких флагштоках три флага, обращающих на себя внимание.

Здесь встретили первую моторную лодку.

Длина сплава по Гутаре 135 км
Тагул. 6 – 10 августа

Река не только сменила название (с Гутары на Тагул), она стала совсем другой. Быстрое ровное течение сначала среди высоких зеленых берегов, правда, потом они постепенно понизились до обычных. Часто встречаются простые перекаты. Туристских и охотничьих стоянок на Тагуле немного, они хорошо видны с берега, и пренебрегать ими не стоит, т.к. потом может долго ничего путного не попасться: берега крутые, и ровных площадок мало. Очень много зимовий, они стоят на всех удобных местах. Пока мы плыли по Тагулу, мы ни разу не воспользовались гостеприимством этих домиков. Если они были свободны, то встречались днем, когда мы в активном движении, а вечером всегда перед зимовьями стояли лодки, иногда несколько, и мы проходили мимо.

Рыбацких лодок по всей реке много. Часто идут самосплавом вдоль берега, и под берегом ловят хариуса.

На Тугуле во время сплава дважды видели норок у воды.

Жаркая и солнечная погода, начавшаяся после дождя на Гутаре, привела вечером к мощной грозе. Сначала стало очень душно, потом на небе стали формироваться грозовые тучи. Так как удобную туристскую стоянку, которая была на повороте реки перед впадением притока Самолячья, мы проигнорировали – вставать еще было рано, то потом, при виде надвигающейся грозы, мы стали интенсивно искать место бивака, но ничего не было. На берег даже просто выйти невозможно. И только перед притоком Болотная встретилась большая и высокая галечная отмель, на самой высокой точке которой были видны остатки небольшого бивака (мт 46). Огромная черная туча медленно наползала впереди. Мы в большой спешке делали одновременно все бивачные дела: натянули тент, что сделать на этом острове было непросто (почти не к чему было крепить растяжки – не было больших камней, а растительность – жидкая), ставили палатку, заготавливали дрова (сразу их под тент, пока сухие). Но эта первая туча прошла мимо. Потом была вторая черная туча, но она шла очень медленно и тоже прошла мимо, а мы успели за это время не только приготовить ужин, но и поесть. И, наконец, третья, такая страшная, вся пересвеченная молниями туча, закрывшая весь видимый горизонт, накрыла нас. Мы даже откинули весла (металлические лопасти) подальше от катамарана, сняли с него спиннинги (а вдруг), отбросили пилу, а я (трус невероятный) отказалась идти в палатку (металлические дуги), и мы вдвоем сидели на дровах под тентом. Вся картина сильнейшей грозы разворачивалась перед нами. Все полыхало. Молнии били и между тучами, и врезались в горы, окружающие нас, хлестал дождь. Буйство стихии! Дикая красота. И только, когда гроза перешагнула нас, мы ушли спать.

Эта отмель встретилась нам очень во время, т.к. после нее почти сразу Тагул входит в разбои: множество узких проток, острова, многочисленные заломы, которые в узких протоках вызывают настороженность. Для себя сразу решили, что будем идти по правой протоке (ну, любим мы правые протоки). Она оказалась широкой с быстрым течением, на правом берегу видели две маленькие рыбацкие избушки.

Тагул в разбоях

Это нас вдохновило: значит, протока судоходна. Правда, в одном месте, где куча заломов, эта протока стала узкой и сделала пару крутых зигзагов, а нам пришлось чуть-чуть напрячься. Вскоре в нашу протоку влились другие протоки, она стала шире, и хотя Тагул все еще был в разбоях, плавание упростилось.

После выхода из разбоев, берега опять стали высокими, течение осталось быстрым. Перекаты чередовались с глубоководными плесами. Встречались острова, но они были уже небольшими.

Тагул после притока Малиновка
На острове перед притоком Яга

Пройдя более 60 км, на галечном острове перед притоком Яга, остановились на бивак. На острове многочисленные следы костров, видно, что он пользуется популярностью (мт 48). Вечером рядом с нами заночевали рыбаки.

Тагул ниже ручья Грядинский
Берега Тагула

На следующий день, дождавшись, когда уйдет туман и потеплеет, где-то в одиннадцатом часу отправились покорять пороги Тагула. Погода весь день отличная. Перед порогами есть несколько перекатов, они достаточно чистые, но имеют небольшие валы.

Пороги на Тагуле простые. Самый сложный из простых – первый, называется Верхний. Имеет две ступени. У меня было большое желание снять на видеокамеру его прохождение, но в момент нашего захода в первую ступень снизу, по самому безопасному проходу, вверх пошла моторная лодка. Нам пришлось ей дорогу уступить, и мы запрыгали в валах по центру порога. Там полно крупных камней, «бочек». О камере пришлось забыть. Все объехали и даже не забрызгались. Вторая ступень более короткая, также с крупными камнями и «бочками». Опять все без проблем обошли. После Мурхоя все эти пороги не воспринимаются. Но, тем не менее, после порога на левом берегу памятник тому, кто не смог этот порог пройти (мы так предположили, т.к. на берег не выходили и табличку не читали).

Вскоре после Верхнего порога перекат Дымокурка. На наш взгляд, это все-таки шивера с большим количеством надводных и подводных камней по всей ширине русла, требуется маневр. Но скорость течения небольшая, и каких-то трудностей не возникает.

До следующего именного переката «Борона» 6 км. Тагул на этом промежутке имеет в русле много больших камней, но расстояние между камнями большое. Попасть в камень надо еще постараться.

Перекат «Борона» тоже шивера с камнями. Между камнями широкие проходы, иди, куда хочешь.

Перед порогом «Часовенский» красивые скалы, на реке перекат с валами, а на берегу очень красивое место с большой благоустроенной дачей. Охотничьим домиком это уже не назовешь. После поворота порог «Часовенский», который почти весь снимала на видео.

Высокие берега Тагула перед первым порогом

Последний у нас по ходу порог «Первый», он самый простой из трех порогов. Мы его почти не видели, когда шли: солнце било в лицо, все блестит, но все камни как-то проехались мимо.

Пройдя все пороги, на левом крутом повороте реки очень во время встретили оборудованную рыбацкую стоянку (мт 49). Жара весь день стояла необыкновенная, мы на катамаране посреди реки как на сковородке. С радостью остались тут на полудневку. Берег дарил нам тень.

К вечеру небо заволокло тучами, поднялся сильный ветер, но все, для чего нам нужна дневка, было уже сделано.

Дневная жара вылилась в ночную грозу. Небо от молний сияло как новогодняя елка. С ближайших склонов после ударов грома сыпались камни. Но дождь был в основном мелкий, ливень длился всего несколько минут.

С утра серое небо, мелкий моросящий дождь, безветренно и тепло. Отправились в плавание.

Тагул в районе притока Топорок

Постепенно дождь усилился.

До обеда ни разу не выходили на берег потому, что нечего там под дождем делать. Проплывали красивые скалы, но хмурое небо портило вид. Я немного снимала, но большая часть осталась за кадром, т.к. на объектив камеры попадают капли. Все высокие береговые скалы в тумане.

Тагул перед урочищем "Холодный Перелаз"

Так и прокатили самый красивый участок Тагула в непогоду. Хотя после обеда дождя условно не было, но серость и туман подпортили впечатление.

Тагул перед выходом на равнину

Потом река вышла с гор, но течение осталось таким же быстрым. Прошли первый населенный пункт Григорьевку и примерно через 6 км после нее на левом берегу устроились на ночлег (мт 50). Стоянок на реке после Григорьевки совсем нет. Рыбаков в селе ждут машины, а туристы с ходу идут до моста через Тагул или до пос. Талая. Вечером все тот же дождь. Он прекратился только ночью.

А с утра густой туман. Дождавшись, когда он поднимется, выплыли (около 9 часов), но оказалось, что туман поднялся только в месте нашей ночевки, и скоро мы уже почти не видели берегов, а впереди все вообще было в белом «молоке». Это был район, где Тагул разбивается на многочисленные протоки и острова. Выбирать главную и проходную протоку нам помогали утки. Стайка плыла впереди перед катамараном. Куда она поворачивала, туда и мы. Так утки нас и вывели из этого лабиринта на широкую протоку. Далее с ситуацией справлялись сами, тем более, что туман немного поднялся и стало что-то видно.

Как-то неожиданно вышли к мосту через Тагул.

Мост через Тагул
Знак у моста
Вид с моста вверх по течению
Вид с моста вниз по течению

За мостом на правом берегу большая поляна. Видно, что именно она является местом, где заканчиваются маршруты, все в мусоре.

Длина сплава по Тагулу 181 км.
Река Бирюса. 10 - 29 августа

10 августа

Вскоре после моста незаметно и буднично Тагул слился с Бирюсой. Река стала широкая, спокойная и величавая. Опять та же картина: меняется не только название, но и характер реки. А впереди стало видно село Талая. В селе есть два магазина, набор продуктов большой, снабжение из Тайшета, но магазины находятся далеко от берега.

После Талой, идя по Бирюсе, привыкали к ее ширине, скорости. Неожиданно для нас река течет, даже встречаются перекаты. Мы думали, что течение будет совсем слабое, но Бирюса обрадовала. Поднявшийся ветер немного тормозил, т.к. на некоторых участках он встречный. Много островов и проток. По давно укоренившейся привычке выбираем крупные протоки. Берега лесистые, низкие. Ничего не снимаем, вроде как нечего.

Перед селом Шелехово через реку бетонный мост с активным автомобильным движением (до Тайшета 31 км).

Мост через Бирюсу у Шелехово

В само Шелехово не заходили да и некогда было. На небе организовались мощные грозовые тучи, одна из них упорно догоняла нас, ну а мы также упорно искали безопасную в грозу стоянку. Пройдя высоковольтку, свернули в правую протоку под названием Хламовая, которая сама по себе короче и чтобы быть во время бивака дальше от деревни. Разгружали катамаран (мт 51) и срочно натягивали тент уже под дождем, правда, слабым. Даже успели напилить сухих сучьев для будущего костра и бросили их под тент. И вот тут разразилась гроза, даже не гроза, а грозища. Шквальный ветер гнул кусты до земли, гром оглушал, молнии друг за дружкой били в землю, и ливень, сильный летний ливень барабанил по тенту.

Длилось все это недолго, и опять на небе солнце, тепло. Вот это значит – лето! Пробовали ловить рыбу – неудачно.

11 августа

Утром туман, но горы здесь низкие, солнце появилось быстро и начало интенсивно разгонять его. Наблюдали туманную радугу: полное полукольцо, слегка расцвеченное. Хотя природа туманной радуги такая же, как и дождевой, но мы почему-то раньше ее не видели, не доводилось.

На реке тишина, ветра нет.

Бирюса. Протока Хламовая

Весь день равномерное плавное движение вперед. В обед появились кучевые облака, которые, впрочем, исчезли к вечеру, что говорит об устойчивой хорошей погоде.

Бирюса напротив Троицка

Течение Бирюсы всякое: бывают плесы с почти стоячей водой, бывают перекатики, где течение ускоряется. Встретили даже один порог, что было очень неожиданно. Порог находится за Покровкой, она еще видна за спиной. Нам потом, много позже, называли имя этого порога, не точно, но кажется, именно по названию деревни – Покровским порогом. Я схватилась за камеру и начала снимать это чудо, возникшее после широких плесов. Пока снимала, течение утащило катамаран в обход порога, даже не довелось попрыгать на волнах.

Погода весь день хорошая, только в середине дня ветер, особенно в районе притока Туманшет, где широчайшие водные просторы. Ветра нет только утром и вечером. Кстати, именно в районе Туманшета появилась сотовая связь МТС, не совсем устойчивая, но позвонить домой удалось, и СМСки ушли друзьям. С приближением к Бирюсинску связь стала полной, хорошей.

По левому берегу Туманшета идет железная дорога Абакан-Тайшет, часто видели и слышали поезда.

Когда мы прятались от ветра под крутым берегом, где практически не было течения, зато ветер не останавливал, мы впервые на реке реально, глазами, увидели рыбу, которая шныряла среди подводной травы. Даже щука проявила себя сильным плеском. Тут же попробовали ее поймать, но она не захотела хватать «железку» вместо вкусной свежей рыбы. До этого мы встречали на мелководных перекатах лодки с рыбаками, которые стояли в перекате и на «кораблик» ловили мелкого хариуса. Стоять часами мы позволить себе не можем, нам надо закинул спиннинг пару раз, поймал и дальше. Но так пока не получалось.

На бивак встали на левой протоке там, где, если смотреть на карту, две больших протоки образуют как бы лиру. Увидели бивак на берегу (мт 52), и встали. Здесь хорошая чалка, большая поляна, готовое кострище, но много мусора. К биваку со стороны леса подходит дорога, видно, что это место пользуется популярностью. А люди умеют засорять природу.

Второй день наблюдали подъем воды в Бирюсе. Предположили, что это докатывается та вода, которая вылилась у нас суточным дождем еще на Тагуле. Нам подъем воды на руку: ускоряется течение.

12 августа

С утра, как всегда, туман, холодно. За ночь вода значительно поднялась.

Выплыли в густом тумане, совсем не гребли, куда несло течение, туда и плыли. В районе, где сходятся эти две большие протоки, образующие лиру, пришлось вытащить навигатор, чтобы определить, куда плыть, даже течения не было видно, а водные просторы огромны.

Постепенно солнце сделало свое дело – разогнало туман. Вообще удивительно наблюдать, как из густой пелены постепенно вырисовываются берега, кусты, деревья и потом – раз, вдруг все становится видно. Но от этого не легче. Река здесь широкая, проток очень много. Чтобы не ошибиться, без конца приходится сверяться с картой или навигатором.

Когда река собралась в одно русло, встретился железнодорожный мост дороги Абакан-Тайшет.

Проплыли деревню Енисейка, домов очень мало. Остановились в населенном пункте под названием Сполох. Отсюда видны дома Бирюсинска. Нам желателен магазин, вот и хотели посетить его в Сполохе, чтобы не высаживаться в Бирюсинске. Но, видно, Сполох стал дачным поселком. Людей мы не увидели, магазина тоже.

К Бирюсинску подплыли в обед. Город находится не на основном берегу Бирюсы, а за протокой Шипичная. Протока узкая, но вполне проходимая, хотя иногда возникала боязнь, что вдруг протока закончится, т.к. местами течение совсем останавливалось. Через протоку два моста: на входе и выходе. Остров, образованный протокой, является местом отдыха бирюсинцев, видели палатки, машины и горы… мусора. Ну, все как всегда.

Перед вторым мостом высадились на берегу и по крутой тропинке вышли на дорогу, которая мимо неработающего завода привела в город, к магазину.

Ниже железнодорожный мост транссибирской магистрали.

Мост Трансиба у Бирюсинска
Бирюса после Бирюсинска

После Бирюсинска плыть мешал обеденный встречный ветер. Попробовали водяной парус, который смастерили к этому походу, но без поплавка, который мы не успели еще привязать, парус быстро затонул.

Бирюса продолжала сильно петлять, множество проток. Пока испытывали парус, нас затащило в самую левую протоку, кстати, и самую узкую. Ветер сразу мешать стал меньше. На обеде очень жарко, зной. Под нашим берегом была трава, и в этой траве поймали два щуренка. Тут же уха.

Когда все протоки собрались в одно русло, через Бирюсу перекинут мост трассы М-53. Этим летом на нем производился ремонт. Одна сторона была уже сделана, а вторая доставила нам несколько тревожных минут. На мосту поотбивали бетонные блоки, осколки которых висели над водой, задержанные металлической сеткой. Совсем не комфортно плыть, думая, а вдруг какой кусок сорвется с сетки и прямо в нас…. Непосредственно перед мостом мы набрали максимальную скорость, на которую способны, и быстро его проскочили.

Не счесть, сколько линий электропередач мы пересекли в этот день. Некоторые очень мощные, такой гул и металлический треск под ними стоял, что неприятно становилось.

А вода тем временем продолжала прибывать, галечники все затоплены, низкие места чалок тоже затоплены, да еще на берегах, где можно бы остановиться, полно людей, машин, все занято. Сказывается близость двух больших городов – Бирюсинска и Тайшета, не считая всяких деревень. Уже поздно, в 9 часов вечера, наконец, нашли пустующую стоянку (мт 53) на высоком правом берегу. Чалка хорошая, но сам берег обрывистый. Катамаран затаскивали вертикально вверх. В трехстах метрах выше стояли дальнобойщики с Камазами, слышен разговор. Во время мы эту стоянку заняли. Вскоре прикатила на нее молодежь, но для нее случился облом – на стоянке люди, т.е. мы. Молодежь расположилась недалеко и пробыла недолго – комары выгнали, которые зверствовали не по-детски. Их бешеная активность, скорее всего, была связана с надвигающейся на нас с юга облачностью, вечер теплый. И это плохо… Что за погода будет завтра?

13 августа

Ночью был небольшой дождь и отдаленная гроза. За ночь вода немного упала, но где-то сорвало поля водорослей, которые теперь лохматыми кучами плыли по Бирюсе. Утренний туман очень слабый. А комары продолжали зверствовать. Бирюса течет в низких берегах, множество проток, может, это и является причиной такого большого количества комаров.

Березовое царство

Через несколько километров после большого села Старый Акульшет встретили на берегу рыбака по имени Виталий. Он нам очень здорово помог в плане будущей рыбалки: накопал нам полную баночку червяков, выделил опарышей и подсказал места, где лучше на Бирюсе ловить. Мы очень благодарны ему, т.к. вскоре у нас началась удачная рыбалка.

Плыли-плыли, и вроде погода была хорошая, но что-то очень устали. А перед деревней Рыбинск, которая стоит на правом берегу, Бирюса такая широкая, прямая и течения почти нет. Казалось, что топчемся на месте.

Просторы Бирюсы

В районе Рыбинска к Бирюсе подходит железная дорога, то и дело слышны составы. В самой деревне жителей очень мало, но рядом садовое товарищество, поэтому берег оживленный.

Мы остановились на острове Рыбинский (мт 54) прямо напротив деревни. Берег высокий, лес там парковый, светло, хорошо.

На острове Рыбинский
Вечерняя гроза. Остров Рыбинский
Вечер на острове Рыбинский

Под берегом ловился елец и окунь. Вот и пригодились червяки! Первая жареная рыба на Бирюсе!

Вечером три черные грозовые тучи, исходящие дождем, прошли мимо, нас не тронув. Ночью все небо в звездах.

14 августа

Пасмурно. Состояние разбитости, боль в руках. Организм требует дневку. Когда же она была? Кажется, в Верхней Гутаре, когда строили катамаран. И полудневка на Тагуле после порогов.

После большого села Нижняя Заимка, расположенного на левом берегу, река делится на три протоки. Мы выбрали центральную, как наиболее короткую. Она оказалась узкой, и после больших просторов Бирюсы несколько глухой, в русле трава. Где-то в середине протоки был невероятный омут с изумительной глубиной под обрывистым берегом, на котором расположилась рыбацкая стоянка. Но причалить, а тем более вылезти на берег было невозможно: земляные обрывы, уходящие в подводную бездну.

В середине дня – ветер, в основном попутный. Погода весь день облачная, солнца практически не видели, прохладно. Весь день в безрукавках. Берега низкие, заросшие.

На ночь нашли оборудованную рыбацкую стоянку (мт 55) на огромной поляне с редкими могучими соснами – урочище Усть-Топорок.

Стоянка в урочище Усть-Топорок

Вдали видны редко стоящие березы, видимость на километры в разные стороны. Подходит грунтовая дорога. Под берегом – насиженные рыболовами места, на которых мы наловили мелких окуньков на две сковородки.

Вечером опять гроза, прошедшая мимо нас.

15 августа

С утра холодно и пасмурно. Сразу упаковались в безрукавки.

Плыли без обеда примерно до 6 вечера.

Прошли т/б «Бирюсинка», там хорошие дома, но тихо, никого нет. А потом начался дождь, который с перерывами шел весь день. Перед поселком городского типа Шиткино большая S-образная петля, урочище Еланский мыс. Поднявшийся ветер на петле фактически нас остановил, течения там не было, много мелей. Отвоевывали у реки буквально по метру и очень устали. Вообще напротив Еланского мыса есть протока вправо, она здорово сокращает путь, но возвращается в Бирюсу как бы после Шиткино (по карте), а нам очень хотелось в магазин. Теперь мы знаем, что ей вполне можно воспользоваться, т.к. Шиткино очень большое, и после впадения протоки поселок не кончается, вполне можно дойти до магазина.

Напротив Шиткино вся река перегорожена сетями, их десятки. Говорили, что там раньше ловили стерлядку, может, до сих пор ловят остатки? Посетили магазины. Купили 4 плюшки, бутылку газировки и колбасы для перекуса (поэтому на обед не останавливались), а также недостающие продукты.

Далее на Бирюсе по левому берегу много рыбацких стоянок со столиками, но идет дорога, уединения нет, то и дело кто-то проезжает. В итоге остановились на правом берегу на большой поляне (мт 56). Выход на обрывистый берег неудобный. Стоянки тут нет, высокая трава и много костяники. Лес березовый, огромное количество комаров.

Вечером опять дождь. Первым делом тент.

Пока плыли, везде пробовали ловить рыбу, попадалась мелочевка: окунь, ельцы, ерши.

Под берегом, где организовали бивак, жила щука. Нападение на поппер сделала только один раз, промахнулась и больше не пыталась.

Вечером чуть выше нашей стоянки рыбак проверял сеть.

16 августа

Утро приятное: легкие облака, солнце, но и сильнейший встречный ветер, который практически сразу вогнал нас в берег, хорошо, что попалась маленькая галечная отмель. Что делать? Как время скоротать? В лес не зайти: бурелом и чащоба. От безделья достали удочки, и вдруг началось веселье: к этой отмели подошел большой косяк пескарей. Каждые 10 секунд – крупный толстый пескарь. И они не кончались. Остановить рыбалку заставил здравый смысл. Чистили во время обеда – 77 штук. Жарили вечером, 5 сковородок. Ели потом в несколько приемов.

Ветер и далее не пускал нас вперед, но мы все же вышли в реку и выбросили водяной парус, который и тянул нас до обеда.

Обед после парома, который связывает деревню Иванов Мыс с деревней Шемякина.

После обеда ветер или боковой или встречный, но не такой сильный, как с утра, и мы шли, стараясь хоть сколько-то пройти.

Перед урочищем Заречный мыс пошли правой длинной протокой, где, увидев хорошую чалку, вышли на берег. Чуть в стороне, в лесу была комфортабельная рыбацкая стоянка (мт 57), где мы и остались. В сосняке полно маслят, большие кучи. К сожалению, грибы старые.

Маслята

Пока Володя пытался кого-нибудь поймать, я погуляла по окрестностям с видео камерой. Мимо нашей стоянки шла проселочная дорога, которая недалеко отходила от хорошей насыпной дороги. Снимала местную тайгу.

17 августа

С утра очень холодно, над рекой легкий туман, небо безоблачное, ветра нет, тихо.

До обеда слабый попутный ветер, вроде как тепло, но жилетки мы не сняли. Пройдя острова Березовый, Тополевый, Горелый после летовки на левом берегу среди красивого березового леса погуляли. Нашли кучу грибов, в их числе и белые.

Бирюса перед урочищем Старина
Хороводы берез
Белый

Напротив урочища Старина на карте нарисован паром, на деле его нет, но места чалок на обоих берегах видны. После урочища Бирюса становится невероятно широкой, участок прямой. Беспокоились, что если вдруг тут появится встречный ветер, нам мало не покажется. Поэтому врубили «джонсоны», и этот длинный участок прошли на едином дыхании.

После правого поворота Бирюса стала узкой (относительно) и уютной. На правом берегу остановились на обед. Жарко. Устроили банно-прачечно-ремонтные дела.

После обеда погода хорошая с легким попутным ветром. Прошли много. Сначала село Джогино, потом деревню Тремина и поселок Новотремино, между ними ходит катер-паром. После этих населенных пунктов пришлось еще немало пройти прежде, чем мы нашли место для бивака. Там были редкие удобные чалки, но на них стояли лодки, занято. А так берега – сплошной бурелом, не высадиться. И только поздно вечером попалась галечная отмель, где мы и остановились (мт 58). Несмотря на позднее время, взяли спиннинги в руки, и пошли ловить, т.к. сильная усталость после гребли не стимулировала заниматься биваком. Удивительно, но рыбалка была успешной: Володя поймал несколько крупных окуней, я крупных ельцов. Обрабатывали их и ставили лагерь в глубоких сумерках. Ужин при звездах.

18 августа

За ночь вода упала, ситуация на реке изменилась, и там, где вчера хорошо ловилась рыба, ничего не клевало.

Погода хорошая, тепло.

Бирюса в районе притока Кочетар

Лениво шли в течение нескольких часов. На реке все больше людей, начали встречаться лодки с рыбаками, катера. В полдень очень жарко, зной. Остановились на галечной отмели, под ней большой омут. Думали, что может, будет ловиться рыба. Бесполезно. Во время обеда жарили рыбу, которую поймали вчера и в течение дня. Спешить некуда, впереди Новобирюсинский. Нам туда надо утром 20 августа.

Под вечер, за несколько километров до поселка Пея, нам встретился паром, который напустил на нас страху. Что-то в нем было не в порядке, и при его движении по реке хаотично из воды выпрыгивал трос, причем прыжки его были до метра в высоту. Паром загружался и выгружался быстро, практически всегда был в движении, и этот трос без конца прыгал. Мы приостановились перед паромом, чтобы определить закономерность прыжков для безопасного прохода над тросом. Закономерности не обнаружилось. Трос мог подпрыгнуть и тогда, когда паром стоял у берега, да и вообще в любой момент. Думали-думали, два раза пропустили паром туда-сюда, потом решились: разогнали катамаран и проскочили этот неприятный момент. Повезло – трос не прыгнул.

На бивак встали у ручья Подгорный примерно в километре от парома (мт 59). Здесь уже были рыбаки. Но мы друг другу не мешали: они на полянке у ручья, мы в сосновом лесу, где я попозже нашла кучку молодых маслят. Пробовали ловить, неудачно, несколько мелких окуней, которых отпустили. Наблюдали за рыбаками. Ни у кого ничего: ни на спиннинг с берега, ни с лодки в центре реки. В этом мы не одиноки.

Вечером сняли на камеру закат солнца.

Вечер. Перед н/п Пея

Вечер тихий, ветра нет, тишина, облака все разошлись, ночью звезды.

19 августа

Утром сильный туман. В двух метрах от берега сплошное молоко. Но туман поднялся быстро. Холодно.

За полдня прошли несколько населенных пунктов. Первым был поселок Пея. Ниже Пеи удачно вышли на берег погулять: нашли много грибов, в т.ч. и белые, сняли куст сиреневых ромашек, который очень эффектно смотрелся и с реки и с берега.

Нежность
Бирюса перед пос. Мирный

Потом было село Мирный, в котором ведется обработка древесины. На берегу склады бревен, козловые краны, а перед селом на реке старые отбойники, которые ранее, когда был лесосплав, направляли плывущие бревна в затон. Чуть ниже Мирного деревня Шишино, мы видели всего один дом. Пройдя село Шелаево, встали на правом берегу за 2 км до моста в Новобирюсинском – поселке городского типа. Это так же железнодорожная станция на железнодорожной ветке Решоты — Карабула, пассажирское сообщение до Красноярска и Карабулы.

Место нашей стоянки (мт 60) с одной стороны рядом с Новобирюсинском и в то же время достаточно тихое. Здесь мы провели полудневку. Банно-прачечные дела, рыбная ловля, отдых, который мы давно заслужили.

Наблюдали массовую миграцию мелких рыб: ельцов и окуньков. Пару часов они шли стройными рядами бесконечной колонны вдоль нашего берега, тысячи и тысячи рыб, на приманки не реагировали, поймать из этой огромной кучи удалось только парочку. Вот только снять это чудо на видео мы как-то не додумались.

Ночь прошла беспокойно. Я услышала посторонний шум, выглянула из палатки, и в глубокой темноте на фоне неба проявился стройный силуэт коня.

Бирюса перед Новобирюсинским

20 августа

От Новобирюсинского до поселка Первомайский на реке Тасеева в течение полутора недель нашим попутчиком был Шаламов Александр из Омска. Его школьные годы прошли в этом районе, и мы предоставили ему возможность прокатиться по знакомым местам.

Встали рано. Туман, холодно. После завтрака подошли к Новобирюсинскому, встретили Александра, перезагрузили катамаран и отправились в путь.

День выдался хороший, солнечный, теплый. За день прошли 45 км. За спиной остались село Покатеево и поселок Хиндичет.

Ночевка просто на берегу среди березового леса (мт 61). Чалка хорошая.

21 августа

Выплыли в густом тумане, но видно, что небо безоблачное.

Прошли 38 км. Течение реки медленное, бесконечные плесы, много гребли. Днем очень жарко, эта жара донимает, расслабляет. Пейзажи по Бирюсе однообразные, скучно. Островов мало. Только напротив урочища Мыс крутой белый берег, а так только лес и лес.

Бирюса перед Борзово

Прошли поселок Борзово и село Хандальск. В селе Хандальск заходили в магазин.

К вечеру начали появляться тучи, кое-где виден дождь. Место для ночевки искали долго, т.к шли берега, не пригодные для чалки и жизни. Там, где мы, наконец-то, высадились, оказалась рыбацкая стоянка (угадали издалека). На высоком берегу – поляна (мт 62), есть кострище, но сильно все замусорено. В лесу было много груздей (засолить бы!), а вдоль берега – травы, ловить неудобно.

Вечером была долгая странная сухая гроза, сильно били молнии, небо полыхало, но грома не было слышно. И дождя не было. Солнце на закате красное. Ночь теплая.

22 августа

Тумана нет. С утра тепло. Оживились комары. На небе переменная облачность. Встали до рассвета, солнце встает красное, но снять не успела, пока брала камеру, оно стало обычным.

Рассвет

В течение дня – небольшой встречный ветер, временами небольшой дождь, пасмурно, нежарко.

Во время обеда Володя поймал щуренка и несколько крупных окуней, а я надергала пескарей – мое основное развлечение на Бирюсе. Живых червяков было мало. Когда они закончились, поставила искусственного червяка, и пескари-дураки и на него ловились.

Во второй половине дня погода наладилась, тихо, небольшой ветерок неопределенного направления.

После обеда проплыли немного, может, километров 5. Увидели на правом берегу зимовье, и дружно к нему причалили. Пожарили 5 сковородок рыбы.

Я не захотела спать в зимовье, поэтому мы поставили палатку, а Саша разместился в доме.

Всю ночь небольшой дождь и отдаленная гроза.

23 августа

Утром тяжелые тучи. Мошка на берегу озверела, и ее большое количество отправилось с нами в поход. Но, к счастью, ее сдул небольшой встречный ветер.

Весь день пасмурно, серое однотонное небо, встречный ветер разной силы, не зависимо от того, куда поворачивает река.

Просторы Бирюсы
Просторы Бирюсы. Перед н/п Почет

Прошли поселок Почет, где навестили магазин.

После отплытия от поселка начался мелкий дождь. Начали искать место для бивака, но правый берег высокий, его береговые скалы построены как из песка, а левый весь в кустах.

В итоге остановились на острове Чистый. Здесь полно кострищ, не одни мы на нем нашли пристанище (мт 63). Дождь шел весь вечер и ночь.

24 августа

Утром встретило нас моросящим дождем, какой-то беспросветностью, все кругом серо, тихо, ветра нет. Над рекой легкий туман.

И весь день потом такая беспросветность, только дождь закончился.

Встали на обед после большого зимовья, отмеченного на берегу плакатом «Берегите природу». На тропинке, ведущей к зимовью, на дереве прибито чудо-юдо: природа вылепила из корня «морду» оленя.

Заехали в поселок Плахино, много домов заколочено, крыши черные, запустение и уныние вокруг. Но, тем не менее, именно в Плахино мы купили то, что не могли найти в других больших населенных пунктах, даже в Бирюсинске. Магазинчик маленький, с нашу кухню, без вывески, устроен в сарае.

В течение дня догоняли несколько раз одних и тех же рыбаков, которые ловили с лодки. В конце концов, с ними познакомились, они рассказали нам, где впереди находятся зимовья и как их узнать с берега.

Под вечер с правого берега пошли скалы уже из камней, а не из песка. Даже какие-то фигуры есть и столбики. После этих скал мы и нашли зимовье (мт 64), которое рекомендовали рыбаки.

Удивительно то, что ночью небо очищается, и звезды смотрят на нас.

25 августа

Утренний туман держался фактически до обеда, зацепившись за горы. Тихо. Пасмурно.

Пока гребем, тепло, на берегу холодно.

У зимовья перед мысом Ирокта

После урочища Климино на левом повороте охотничье угодье (вывеска) – такое убожество, такая разруха, но закрыто на замок.

Зимовье перед мысом Ирокта

Оно имеет обзорную площадку над рекой, мы не преминули ей воспользоваться и посмотрели на Бирюсу с возвышения.

Смотровая площадка у зимовья

Начало появляться течение. Берега однотипные: сосна, береза, ивняк. Пытались ловить – никого нет.

Ближе к полудню погода резко изменилась – безоблачное голубое небо, жарко, на обед уже искали тень.

Бирюса напротив мыса Ирокта

Пока обедали напротив мыса Ирокта, на небе появились легкие летние облака, поднялся небольшой попутный ветер, который был весь день именно попутным, что тут большая редкость. Но рыба не ловится.

После обеда проплыли больше, чем рассчитывали.

После деревни Тулень справа красивые обрывистые скалы.

Скальный мыс у деревни Тулень

В том месте, где мы планировали ночевать, на карте был нарисован охотничий домик. Когда доплыли, поняли, что там его давным-давно нет. Перед этим нарисованным на карте зимовьем слева на высоком крутом берегу был домик, но мы его увидели поздно (против солнца). Мы в этот момент были у противоположного берега (стремились к домику, указанному на карте), ширина реки в этом месте большая, переплыть не успели бы и попытку подойти к нему не делали.

Далее правый берег был крутой. Галька перед рекой по ширине незначительная. Ночевать у самой воды холодно. А левый – сплошные заросли.

Изучив карту, решили доплыть до мыса, на котором нарисована изба и начало дороги. Течения почти не было, гребли-гребли, и только в районе островов перед мысом река потекла.

Когда вышли на мысу, оказалось, что тут два маленьких домика, которые заняты группой молодых рыболовов (в районе островов ставили сети).

Пришлось переплыть реку и заночевать на противоположном берегу ниже по течению, поставив палатки прямо на дороге, которую от реки отделяла полоса кустов (на карте – урочище Козье) (мт 65).

Вечером симпатичная перистая облачность, понаблюдав за которой мы пришли к выводу, что и на следующий день погода будет хорошая, без дождя.

Володя поймал окуня, я мелких пескарей, которых всех отпустила.

26 августа

С утра солнечно, легкие облака, слабый попутный ветер. Условия для плавания очень благоприятные. На Бирюсе появилось кое-какое течение. Легко дошли до поселка Чигашет, потом до деревни Шивера (поселение старообрядцев), которая оправдывает свое название, т.к в конце деревни на Бирюсе шивера, вызванная двумя каменными мысами с двух сторон реки. В шивере два-три подводных камня, после которых небольшие «бочки». Расстояние между камнями большое, пройти мимо проблем не составляет. Вал в шивере около 50 см.

Бирюса после деревни Шивера

Постепенно попутный ветер усилился, стал мешал грести, крутил катамаран и вдобавок от него прохладно.

Нам нужны были червяки, поэтому высадились, заметив на берегу маленькую избушку, но она оказалась пасекой. Мы быстро ретировались на безопасное расстояние. Потом, погуляв по лесной дороге рядом с пасекой, нашли под колдобинами желанную насадку для баловства с удочкой.

Далее, пройдя деревню Луговая (поселение старообрядцев), на правом берегу в редколесье погуляли, набрали грибов, а чуть ниже устроились на обед.

Ветер после обеда не успокоился и очень сильно мешал грести. Небо летнее, с облаками. По берегам разреженный лес. Красиво.

Бирюса перед притоком Торпачет

Под вечер подошли к порогам Бирюсы и сходу прошли их. Хотя все эти пороги («Сестра», «Верхний брат», «Средний брат», «Нижний брат») считать порогами можно условно. В пороге «Сестра» в русле только несколько глубоководных камней. Первых два «Брата» немножко шумели возле берегов, там были отбойные струи с валами, в центре только ускоренное течение. Последний «Брат» представлял какой-то интерес, нагуляв валы до 60 см на хорошем течении. Берега на участке порогов – крутые, скалы, река сжимается, образовав ущелье. В районе «Сестры» и первых двух «Братьев» были домики-зимовья, в районе «Младшего брата» ничего нет.

Когда вышли из теснины с порогами, долина сразу расширилась, даже света больше стало.

Вечером долго искали место стоянки. Берега наклонные, площадок нет. Думали заночевать на острове, причаливали, осмотрелись, но там было неуютно. Ушли. И только на левом берегу, в последний момент, увидев дорогу, причалили на быстром течении. Поднялись по дороге вверх, там оказались, как мы и предполагали, ровные площадки (мт 66). Остались.

Ветра нет. Небо чистое, появились звезды. Прохладно. Мошка исчезла.

За день прошли 49 км.

27 августа

Встали до рассвета. Мошки еще нет. Снимали восход, давно хотели попробовать.

Выплыли рано, в 8 утра. Сначала погода благоприятствовала. Солнце среди легких облаков. Утренний встречный бриз, но он не мешал, т.к. хорошее течение.

Прошли поселок Усть-Кайтым (поселение старообрядцев), после него через 3-4 км было урочище Прижим Кайтымский.

Урочище Прижим Кайтымский

Там, в самом деле, был простой прижим, образованный двумя каменными косами, одна из которых направляла поток к противоположному берегу.

Далее, когда река повернула на север, был интересный участок. Посередине реки стояла скала, обходить ее можно было и слева и справа. По левому борту тут высокая гора с интересной столбчатой структурой, а через несколько километров на сужении был порог Турпан (чистый слив с валами до метра), но то, что это именной порог мы узнали дома при составлении отчета, т.к. порог отмечен только на карте 5-тикилометровке.

Ниже еще один именной порог – Косой. Он у нас даже на фото оказался, но снимали мы не его, а высокие скалы правого берега.

Бирюса перед притоком Бол. Хаинда

Трудно эту быстринку на реке идентифицировать как порог. Погода тем временем стала ухудшаться: появились темные облака, сгущавшиеся в тучи. Начался моросящий дождь, который продолжался в течение часа. В это время Бирюса текла в высоких скалах столбчатого строения. Ущелье показалось мрачным, но, может, от того, что дождь. При сером небе скалы смотрелись не эффектно, хотя мы старались их все равно сфотографировать.

Когда вышли из ущелья, дождик прекратился. А мы дошли до притока Малая Хаинда. Напротив притока на правом берегу больная очищенная от растительности терраса, укатанная техникой, в лесу – большое зимовье. В этом месте мы хотели сделать полудневку. Разгрузили на берег вещи, приготовили обед, я наловила штук двадцать крупных пескарей.

За время обеда было принято решение полудневку отменить и дойти до речки Осиновая, где сделать полноценную дневку. До Осиновой отсюда всего 20 км, которые мы прошли легко, т.к. река на этом участке имела много перекатов, течение быстрое. Встретили три затона, где было скопление бревен, связанных в плоты. Потом нам рассказали, что теперь сплавляют лес с помощью катеров до Лесосибирска.

Подошли к устью речки Осиновая, она маленькая, журчит ручейком. У устья ровная луговая поляна, но совсем нет дров, и место слишком открыто для ветров. Организовывать тут бивак для дневки неинтересно. Ниже по правому берегу в пятистах метрах было видно зимовье. И оно было занято – две моторных лодки. Мы все равно подошли к нему, и после переговоров с обитателями, поставили свои палатки прямо у домика (мт 67) на высоком берегу, потому что только там был ровный «пятачок».

Погода вечером начала улучшаться, но черные тучи на небе еще присутствовали.

Бирюса у зимовья после притока Осиновая

28 августа

Дневка. Всякие неотложные дела: ремонт катамарана, зарядка большого аккумулятора от солнечной батареи, банно-прачечные мероприятия, рыбная ловля в устье Осиновой. Там мы легко поймали несколько десятков мелкого хариуса. Обитатели зимовья подарили нам всяких вкусностей: банку тушенки, упаковку маленьких булочек, хлеб, кексы, лук, еще чего-то. Практически все это мы съели за дневку.

Отдых удался.

Утренний туман. Приток Осиновая

29 августа

С утра туман, который очень быстро поднялся, небо голубое с легкими облаками, тихо.

В нескольких километрах ниже зимовья был порог Осиновый. Это фактически перекат. С двух сторон отжимаются струи, которые в центре образуют валы 50-60 см. Далее по Бирюсе есть два простых переката. Примерно в 10-ти км от зимовья мыс Арбан, который находится на стрелке рек Чуны и Бирюсы. Далее река называется Тасеева. Напротив стрелки небольшое зимовье и скамейка с видом на стрелку.

Устье Бирюсы
Бирюса у устья
Мыс Арбан
      Длина сплава по Бирюсе 709 км
Река Тасеева. 29 августа - 1 сентября

29 августа

У мыса Арбан
Зимовье у мыса Арбан

В 1619 году несколько тунгусских родов ушли с Енисея, от казаков, требовавших ясак для «белого царя», вверх по Ангаре, Бирюсе (Виру) и Манзе. И на Манзе основали новое стойбище. Вождя тунгусов звали Тасей, и его имя осталось на карте этих мест дважды — названиями реки, в которую сливаются Бирюса и Чуна, и острога, построенного русскими на Манзе 50 лет спустя. Примечание: Манза сейчас называется Усолка, острог – село Тасеево.

Описание до Бурного. Течение на реке Тасеева равномерное и слабое, мы, глядя на карту, которая обещала скорость реки 1,2 – 1,4 м/сек, ожидали большего. Есть много бурных притоков, впадающих в плес. Обычно в устье таких притоков хорошая рыбалка. Но тут это правило не сработало. Берега безрадостные, очень много горелого леса, на горельнике уже поднимается березовый молодняк.

Перед поселком Бурный длинный прямой участок с небольшими изгибами берега почти без течения, это подпор порога. Кстати, и после порога течения нет.

Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень похожа на перекат, вторая серьезнее. Порог проходится по центру. Чистый слив без камней, пологие валы. Есть пару «бочек», но они легко обходятся. Высота валов, на наш взгляд, была 1 м или чуть выше. А вот вдоль берегов все кипит, и валы высокие.

После порога на левом берегу поселок Бурный, далее второй поселок Бурный (сплавной участок) на правом берегу. Между поселками река Тасеева разлилась в озеро, течения нет.

На обед остановились между двумя поселками Бурного на правом берегу там, где впадает приток Родина. Жарища, и мошка съедает. Не очень удачное место для обеда, но мы надеялись, что в устье притока можно будет рыбу ловить, но там оказались песчаные отмели, которые перекрыли подход к устью. Встали чуть ниже на песчаном открытом берегу среди ивняка.

В конце второго Бурного по всей большой ширине реки мелководный перекат, причем вода от правого берега стремится к левому, там и проходить надо. После этого переката река почти останавливается, в ней вообще нет течения, хуже, чем на Бирюсе.

Еле-еле доплыли до притока Большой Берендак, где и остались на ночевку. Именно здесь обнаружились ровные площадки (мт 68). Берега Тасеева все наклонные, найти ровную площадку достаточно сложно. А здесь поворот реки и широкий берег, есть даже колея от машин. На ней и поставили палатку. Берег вымощен камнями, своеобразная мостовая. У притока поймали пару мелких хариусов, но отпустили из-за малочисленности.

Вчера было полнолуние. Сегодня тоже в небе полная луна. Небо чистое. Вечером холодно, и мошкара исчезает. Хорошо в тишине посидеть у костра.

30 августа

Утром густой туман, который медленно плывет по реке, кругом сыро, холодно. Зато нет комаров и мошек.

Интересно каждое утро наблюдать картину преображения, когда туман постепенно уходит, побеждает солнце, и вместо «белого молока» мы видим небо, лес.

Когда подошли к шивере Рыжкова, туман практически рассеялся. Началась шивера неожиданно, мы приглядели мыс впереди для высадки и прогулки, шли к нему, и тут шивера. Она представляет собой ряд камней, которые выходят из подводной гряды. Скорость течения возрастает.

Шивера Рыжкова

Пройдя шиверу, справа увидели палатку с двумя мужчинами. Они оказались из Зеленогорска Красноярского края, отдыхают, рыбачат.

Встреча с рыбаками

Кстати, из Зеленогорска были и те парни, что помогли нам спустить наши рюкзаки с перевала Художников в Ергаках (Саянская диагональ, 2013 г.) Встреча была приятная. Они нас угостили соленым хариусом, который они поймали на донные мухи в шивере Рыжкова. Выпили с ними по рюмочке, много разговаривали. При расставании они нам целый пакет еды с собой дали: картошка, огурцы, хлеб. Хорошие люди. Уже дома «подружились» в соцсетях. Они сказали, что скорость реки Тасеева до самой Ангары – 1 км/час.

Зашли в поселок Кирсантьево, совсем забыв, что по выходным дням магазины в деревнях и селах бассейна Бирюсы и Тасеева не работают. Поселок разбросанный, и ни одного человека на улицах, пустота, тишина, только техника стоит: лодки, машины, мотоциклы.

Далее иногда на реке было что-то типа перекатов, и течение убыстрялось. Был легкий попутный ветер, донимала мошка, которая крутилась возле лица.

Перед притоком Усолка

Ближе к 16 часам подошли к утесу Дыроватый, в котором находится пещера. Совершили в нее экскурсию.

Утес Дыроватый
Пещера в утесе Дыроватый

После пещеры решили встать на ночевку. Ручья Дыроватый не было, высох. Остановились на ручье Островной перед островом, за которым находится поселок Устье (р. Усолка). Встали под плакатом, на котором написано, что здесь заказник (мт 69).

Володя поймал двух приличных окуней, а я нашла место и наловила пескарей. Вечером пожарили. Сняли восход луны. Хороший тихий вечер и холодный.

31 августа

Утро теплое, тумана нет, но он виден в верховьях реки, на небе легкая облачность. Днем поднялся попутный ветер. К обеду дошли до поселка Машуковка. Посетили магазин, купили недостающие продукты. А так весь день монотонная гребля вдоль невзрачных берегов. На правом берегу много луговых участков, на левом лес. Весь день над нами кружат тучи мошкары. Мошка особо не кусается, но бьется в лицо, лезет в уши, ноздри, глаза, плыву в накомарнике.

Прошли село Никольск, деревню Чистяки и перед поселком Слюдрудник заночевали (мт 70).

Тасеева перед пос. Слюдрудник

На берегу увидели следы медведя-пестуна. Впервые за весь поход.

1 сентября

Очень разнообразный день получился.

С утра густой туман. Сквозь него просвечивается голубое небо, значит, погода будет жаркая. Опять видели туманную радугу.

Выплыли в полном тумане. По мере подхода к Слюдруднику, туман разошелся. Перед Слюдрудником в русле реки огромные камни, а напротив поселка огромнейшая мель, уходящая к центру реки. Справа прохода нет.

Тасеева напротив пос. Слюдрудник
Мели напротив пос. Слюдрудник. Впереди пос. Первомайский

Невероятное количество мошкары, дышать не дает. Течения практически нет. Надо грести и грести.

Дошли до Первомайского. Перед поселком в русле длинная полоса каменных отбойников, которые раньше направляли сплавной лес в затон. На мысу скала, отвесно уходящая в воду. За скалой причал, а примерно в 5 км ниже паром на дороге, по которой можно попасть в Красноярск. Шли правым берегом, где много мелей, вода стоит, движение вперед только за счет наших усилий. Все происходило медленно и тяжело.

Машин, желающих прокатиться на пароме, много на обоих берегах. Остановились на отмели за паромом. Здесь, у парома, Александр покинул нас. Первомайский – поселок его детства, мечтает встретиться с одноклассниками, а потом уехать отсюда домой.

Оставшись одни, мы сразу пересекли Тасееву под левый берег. Впереди видны просторы Ангары. Перед Ангарой у бурного и чистейшего ручья вышли отдохнуть, набрали ключевой воды.

Длина сплава по реке Тасеева 123 км.
Ангара – Енисей. 1 – 6 сентября

1 сентября

Вышли в Ангару. Наблюдаем знакомую картину: с изменением названия резко меняется и характер реки.

В районе устья реки Тасеева Ангара очень широкая – 5-6 км, но в русле расположена система островов, которая позволяет, двигаясь от острова к острову, пересечь Ангару. А пересекать надо, т.к. под левым берегом идет судоходный ход, движение судов очень интенсивное, а правый берег тихий. Пересекать позже не совсем рационально, там от берега до берега дальше, чем тут от берега до острова и от острова до другого берега. И ниже начинаются шиверы, течение ускоряется, снос большой.

Под горой Дунай пообедали. Прямо перед нами мыс острова, где самое короткое расстояние между сушей. Вдоль острова судоходный ход, который потом наискосок уходит к левому берегу, где мы стоим. Много кораблей ходит взад-вперед, и они не понимают, что пока они тут шастают, мы не можем переплывать эту протоку. В течение обеда наблюдали, как четыре белых катера медленно-медленно шли вниз по течению вдоль острова Сосновый. Мы удивлялись, почему их движение так незначительно, издалека ничего не видно. Потом мы поняли, что они тащили огромные плоты с лесом. А потом из-за правого мыса сверху вышло еще несколько тяжело загруженных барж. Как тут выбрать момент для перехода на остров, непонятно.

Погода хорошая, относительно тихо, безоблачно.

После обеда, когда катера с лесом и баржи ушли вниз, а вверх шло, пересекая наш путь только одно судно, мы двинулись к острову Сосновый. По карте минимальная ширина 1210 м. Для нас этот путь удлинился минимум вдвое. Пока шли к судоходному ходу, снизу идущее судно ушло вверх, мы никому не помешали. На судоходном ходе течение Ангары резко ускорилось, нас прямо понесло вниз. Вода чистейшая, и в этой прозрачности мы видели, как на глубине мелькает дно. Упираясь изо всех сил, постарались пересечь это течение как можно быстрее и как можно быстрее уйти с судоходного хода. Когда сам судоходный ход остался сзади, мы вдруг увидели, что два катера, которые тащили плоты вдоль острова, возвращаются назад вверх пустыми, они нам или мы им пересекали путь. Мы бросили грести, и Ангара с радостью потащила нас вниз. Когда катера прошли, мы опять двинулись к острову. Но выйти на него сразу не смогли. Прямо перед берегом огромные заросли водорослей. Они такие плотные, что птицы гуляют по ним, как по земле. Причалить смогли только у рыбацкого домика ниже по течению. Здесь водоросли расступились, открылись проходы.

Зашли на экскурсию. Главная цель экскурсии – размять ноги после длительного сидения на катамаране.

Здесь в русле Ангары целая система мелких островов, и мы пошли по протокам дальше. Идти было очень сложно, т.к. все протоки сильно заросли водорослями, временами открытой воды совсем не было, гребли напролом прямо по водорослям, выбирая места, где они не такие густые, к окошкам воды впереди. Среди этих водорослей масса щуки, частые всплески, и глазами хищниц видели.

Остров Сосновый (главный остров на этом участке) все время держали справа, не уходя от него. В районе острова Черемуховый, наконец-то, появился узкий канал, не заполненный водорослями. Идти стало на порядок легче.

Заросшие протоки Ангары. Остров Сосновый

Первоначально хотели сразу же пересечь и вторую протоку Ангары, заночевав на правом берегу. Но вдруг навалилась страшная усталость, сказались наши усилия в течение всего трудового дня, поэтому, увидев справа на берегу дверь «в подземелье» без обсуждения причалили. Остались тут на ночевку.

Землянка на острове Сосновый.

Это оказалась рыбацкая избушка-землянка (мт 71). Внутри чисто, хорошо, все необходимое есть. А самое главное, мошкара, которая зверствовала снаружи, в эту землянку совершенно не залетала. На «улице» жара, а тут прохладно и комфортно.

В итоге, у нас получилась «четвертьдневка», т.к. встали на ночевку рано. Когда отдохнули, занялись накопившимися делами. В первую очередь тщательно проверили (мыльный раствор) самонадувающийся коврик Термарест, он чуть-чуть спустил за предыдущую ночь. Обнаружили микроскопический прокол (как тоненькой иголкой), заклеили его. Много снимала всякой мелочи на видео, вдруг прорвало.

Вечером прохладно, мошкара успокоилась, зато появились комары.

Заросшие протоки Ангары. Остров Сосновый

2 сентября

Встали рано, не было шести часов. В небе все еще луна. Легкие облака, мошки нет. В целом, тихо, но какой-то ветер есть непонятного направления. Тумана нет.

Надо отметить (это важно!), что среди островов вода в Ангаре чистейшая и холодная. Заполнили наши бутыли этой водой про запас.

Выплыли, течения в протоке фактически нет, и был легонький попутный ветерок, чуть-чуть листики шевелились. По мере продвижения вперед травы в русле этой узкой протоки становилось все меньше. Проплыли мелкие острова слева: Курейный, Щедрин. В конце острова Сосновый на его берегу видели новое хорошее зимовье, но на берег не выходили. Как там на самом деле, не знаем.

Скоро при взгляде вперед и вдаль стал виден правый берег Ангары. Не останавливаясь и не отдыхая, пошли на пересечение. Первая половина протоки (по ширине) вся заросла травой, тут и там плавали целые поля, много подводной травы. Мы старались крупные куски обойти, а если заносило на маленькие, шли сквозь них. Вторая половина протоки (по ширине) была практически чиста от травы, течение стало сразу сильнее, его ничего не сдерживало, и нас начало сносить вниз. И к этому времени поднялся сильный попутный (вниз по Ангаре) ветер. Создались условия, что на катамаране можно было грести только правому гребцу, а левый должен был постоянно выравнивать и направлять катамаран, и кроме того, ветер наиграл на Ангаре волны, даже «белые барашки» виднелись кое-где. В целом, из-за этих факторов продвижение к берегу несколько замедлилось. А бултыхало и мотало на волнах здорово, катамаран ходуном ходил. Только у берега волнение успокоилось, а на середине – стадо «белых барашков» стало многочисленней.

Вода Ангары вдоль правого берега стала желтой, непригодной для питья, как мы и ожидали. Не зря водой запаслись. Где-то вверху реки активно ведется золотодобыча. Желтая вода – следствие этого. Когда у нас начнут беречь природу и чистую воду? В каждом походе мы видим это – желтые ручьи, желтые притоки. Пока вода не разбавится, и рыбы нет.

Берега Ангары хорошие, пристать можно в любом месте. Растут сосны, ели, березы, которые начали потихоньку желтеть. Иногда краснеют осинки. Кусты в устьях притоков зеленые. Погода солнечная, и сильный попутный ветер. Еще и течение помогает. В принципе, идти легко, но лучше бы ветра не было.

На обед остановились в устье речки Погромная.

Ангара у притока р. Погромная

Здесь в глубине берега есть зимовье. К нему ведет тропинка. На берегу столик и лавочки, только их сожгли. Да и вокруг следы большого пожара, даже береза с одной стороны снизу доверху стоит с сухими листьями. Вторая половина дерева – зеленая.

Попробовали на притоке ловить рыбу, но почти сразу зацепили блесну за топляк. Еле отцепили и попытки кого-нибудь поймать оставили. Ловить мелочевку на удочку не можем, нет червяков, забыли их вчера на противоположном берегу Ангары.

После обеда сначала плыли по длинному участку, заросшему водорослями. Трава образовывала высокие острова, которые издалека смотрелись как настоящие. На этом участке было много водоплавающей птицы, огромные стаи взлетали перед нами.

Потом подошли к скалам правого берега, которые круто обрываются к Ангаре. Течение сразу ускорилось.

Ангара перед притоком Рудаковка
Скалы перед притоком Рудаковка

Проплыв их, у речки Рудаковка вышли на прогулку. Здесь на берегу нашли связку бело-голубых шариков. По рисунку на шариках похоже, что они – свадебные.

Погода солнечная, все такой же сильный попутный ветер. И течение. Гребем мало, но движемся быстро. Острова остались сзади, Ангара начала потихоньку сужаться. Проплыли шиверу Алешкину. Она представляла собой несколько рядов камней в русле, уходящих примерно на полширины реки. Течение в ней быстрое, немного порулили между камнями.

Доплыли до ручья Рыбацкий. Наверху на террасе хорошо оборудованный домик. Костер еще дымится, и чайник теплый. Люди недавно отсюда уехали.

Мы устроились внизу, на берегу (мт 72). Поднимать высоко на террасу вещи нет никакого желания.

Здесь, среди камней, нашли новый фирменный поводок для ангарского настроя. Мы таких сроду не видели.

3 сентября

С утра прохладно, небольшой ветер, над Ангарой дымка. Выпала небольшая роса.

По Ангаре интенсивное движение разнообразных кораблей. Правда, пассажирских судов не видели. Все они идут вдоль левого берега. Судоходный канал узкий. Вчера видели судно, которое стояло и черпало грунт из реки. Предположили, что занимаются углублением или расширением судоходного канала.

Дымка над Ангарой, скрывающая детали пейзажа вдали, не разошлась с течением времени, и мы поняли, что это смог, который натащило откуда-то.

Просторы Ангары

На мысу после Татарки (скалы Татарский Бык) наблюдали маневры катеров, которые разворачивали плот. Издали казалось, что длина плота перекрыла всю ширину реки, чуть ли не 2 км. Все это происходило медленно, осторожно. В это время все остальные суда, идущие сверху и снизу, стояли и ждали окончания маневров.

Прошли поселок Татарка, который стоит на реке Татарка. Сейчас тут живут староверы, а в 30-х годах прошлого века сюда вывезли крестьян (кулаков) из Забайкалья (http://www.angaratatarka.org/).  Они и построили поселок. Река Татарка на месте впадения образует дельту, посредине остров, вливается в Ангару несколькими потоками. В устье сильная мель. Вода очень чистая. На мелководных перекатах Татарки прыгало много мелкого хариуса. Благодаря этой речке вода в Ангаре у берега стала прозрачной. И в то же время, в Интернете можно найти материалы (http://npriangarie.ru/2015/1777/), говорящие о том, что в притоках Татарки моют рассыпное золото и временами вода Татарки очень грязная.

В шивере Татарская в русле много камней, течение ускоряется. У берега большие камни, подальше более мелкие. На мысу, где начинается шивера Татарская, стоят опоры линии электропередачи через Ангару. 1,5 км провода висит над рекой. Эти опоры видны издалека.

Поднялся сильный попутный ветер.

На обед остановились перед Стрелковским порогом у ручья Брызгалов. Ручей фотогеничен.

2015_237
Ручей Брызгалов

После обеда быстро подошли к Стрелковскому порогу, который представляет собой нагромождение камней разного размера, в основном большого, гигантского по всей ширине Ангары с проходами между камнями. В верхней части порога, ближе к правому берегу, высится скалистый остров – остров Караульный.

По преданию, любимая дочь Байкала красавица Ангара полюбила Енисея, решила сбежать к нему. Разгневался батюшка: одну за другой ставил он на ее пути преграды — сотни шивер и десяток порогов. Но ничто не могло остановить Ангару. Отчаявшись, Байкал напряг все силы свои, и огромные скалы, пролетев тысячу километров, преградили беглянке путь в самом его конце — так возник Стрелковский порог, а самым большим осколком стал Караульный остров.

В XVIII—XIX вв. здесь стоял казачий караул, который собирал дань со всех судов, двигавшихся по Ангаре. Именно от этого караула остров и стал называться Караульным.

Сейчас остров Караульный превращен в место отдыха.

Лавируя между камней, мы углубились в Стрелковский порог. Слив для прохождения выбрали подальше от берега, он имел большие валы, но зато мы его видели заранее. Сливы, которые ближе к берегу, с наплыва не видны – стена камней, показываются только в последний момент, а это уже поздно. Валы оказались простыми, меньше, чем в пороге Бурный на Тасеева.

Порог Стрелковский

Пока мы шли по порогу вниз, вверх катера по безопасному судоходному ходу вели корабли.

Вскоре вышли на стрелку рек Енисея и Ангары. Слева через обширную водную гладь виден поселок Стрелка: портовые краны, трубы.

На правом берегу у стрелки находится поселок Усть-Ангарск. Его называют еще поселком-призраком, т.к. население крайне малочисленно. Раньше тут добывали урановую руду. Проходя по Ангаре, мы видели в скалистом береге замурованные и открытые до сих пор штольни, отвалы, отгороженные от реки колючей проволокой, со знаками, которые означают: «Осторожно, радиация», на берегу лежало много толстых металлических тросов.

Подробно о поселке можно прочитать тут: http://npriangarie.ru/2013/1508/

Длина сплава по Ангаре 72 км.

Вдоль скалистого берега, подгоняемые ветром, дошли до островов на Енисее. Поплавали по протокам и высадились на наклонном галечном берегу (мт 73). Здесь обжитое место, видны стоянки. К этому берегу подходит дорога. У берега сразу глубоко, тут удобно ловить рыбу. Мы попробовали, но никого не поймали.

4 сентября

Утро ясное, безоблачное, небольшой попутный ветер, мошка зверствует.

Шли вдоль правого берега Енисея. Погода идеальная. Ветра практически нет. Течение хорошее, можно даже не грести, плыть легко. Встречались мели, которые при нашем уровне воды образовали островки. По берегам много мест, где отдыхали люди: видны примитивные скамеечки, кострища.

На реке сильный смог, в верховьях вообще ничего не видно, противоположный берег в дымке, на север кое-какая видимость есть. Снимать нечего.

Проплывали мыс, где судоходный ход идет рядом. Течение там очень сильное, оно образует мощную обратку после корги. Покидали там спиннинг, безрезультатно.

На большое расстояние по левому берегу протянулся Лесосибирск – сплошная индустриализация: дома, краны, трубы.

На обед остановились на острове Рудиковском. За ним находится поселок Высокогорский. Остров фактически одним концом соединен с берегом. Во время обеда искупались, жара.

После обеда, обойдя остров, зашли в поселок, где накупили всяких вкусностей, в т.ч. и дыню. У поселка паром, даже два: грузовой и пассажирский.

После обеда начался сильный ветер. Сначала он был попутный, потом стал боковым, потом встречным. У нас по ходу были низкие песчаные острова, фактически это мель. Не стали их обходить, не захотелось, далеко оплывать. Пошли протоками в надежде, что посадка катамарана маленькая, и нам глубины хватит. Но не хватило. На мелководных перекатах пришлось проводить.

Напротив бесконечного Лесосибирска стоят на рейде груженые баржи, корабли, танкеры.

А ветер тем временем усилился и нагулял на Енисее большие волны. Выгребать против ветра стало очень трудно. У нас по правому берегу шли сплошные заросли. Встать негде. И вперед идти почти не можем. Ветер, правда, сделал доброе дело – он разогнал смог, стало чуть лучше видно вдаль, и еще ветер разогнал мошку, которая очень надоела.

С большим трудом дошли до острова Маклаковский, зашли в протоку Маклаково. Здесь сразу тише, остров прикрыл от больших волн. Дело к вечеру, стало холодно. Здесь, за островом, нашли ровные площадки за кустами ивняка (не так дует) и поставили палатку (мт 74). Но мошки за кустами видимо-невидимо. Вверху ряд сосен, большая часть из которых засохла.

Этот берег часто посещаемый, полно кострищ и мусора. Несмотря на ветер, костер устроили на берегу, там нет мошки, а огонь прикрывали досками, которые нашли тут же.

5 сентября

Утром сильный северный ветер, дождь, серое беспросветное небо, холодно. Вынужденная дневка.

Дождь прекратился только поздно вечером.

6 сентября

Утром пасмурно, дождя нет. Ветер западный. Вышли в поход. Но даже до конца острова не доплыли. Задул сильный встречный северный ветер. Мы поняли, что лето тут кончилось, против такого ветра мы бессильны, по Енисею далеко не уйдем. Было принято решение закончить путешествие, пока мы находимся в густонаселенной местности и выехать отсюда просто.

С трудом дошли (1 км) до широкого галечного берега, разобрали и высушили катамаран, собрали рюкзаки и вышли на дорогу, которая была вверху. И начался наш путь домой. Через час ожидания подошли два Камаза, они довезли нас до поселка Высокогорский, где паром.

Длина сплава по Енисею 46 км.

Потом Лесосибирск – Ачинск – Сызрань – Ульяновск.

Поход продолжался 49 дней.
Всего пройдено - 1411 км
из них пешком   -  113 км
            сплав     - 1298 км

Дома в течение двух недель мониторили погоду на Енисее. Ничего нового: холодно, северный ветер, временами дождь. Не зря, значит, резко прервали поход и уехали. Как чувствовали, что срок возвращения наступил.

Приложение

Место высадки на р. Катышный

54о    03,455

097о   15,498

Перевал на Мурхой.  Высота – 1487 м.

54о    03,334

097о   14,641

Место стапеля.  Высота – 1285 м.

54о    07,374

Переправа через Иден

54о    06,256

096о   46,134

Выход на тропу к водопаду