Постановка КП на дистанции предстоящего Осеннего марафона-2009

Цель путешествия - установка КП (контрольных пунктов) в рамках подготовки дистанции соревнований "Осенний марафон".

Дважды в год турклуб "Кедр" под руководством Шефа (Злобина Геннадия Алексеевича) занимается постановкой дистанции. С этой целью в течение предшествующего полугодия организуются одно-двухдневные выходы небольшими группами. Каждая команда устанавливает 3-5 КП, и таким образом вся дистанция включает в себя 30-60 контрольных пунктов.

В этот раз Шеф организовал выход на постановку одновременно двух групп и уговорил меня возглавить одну из них и на машине забросить обе группы в дальний район дистанции, куда невозможно заброситься общественным транспортом. Сам он тоже поехал с нами в качестве охранника автомобиля на время нашего отсутствия.

11 июля

Из Новосибирска стартовали 11-го числа в 7:00. Через два часа были на трассе Конево - Дубровка, оказавшись в районе предполагаемого старта соревнований. Машину загнали в одно из ответвлений от основной трассы. Эта проселочная дорога оказалась не в лучшем состоянии, поэтому проехали по ней лишь метров 30-40 и остановились. Там же и разбили "базовый лагерь", заготовили Шефу дров и перекусили.

На маршрут вышли в 10:50. По трассе пошли в северном направлении, предполагая сойти с нее на возвышении, чтобы идти лесом в направлении безымянной вершинки в истоках левых южных притоков р.Колтырак. Пройдя скилометр, увидели заросшую дорогу, которая вела как раз в нужном направлении. Через некоторое время мы ушли с этой дороги, т.к. нам же нужно было спускаться к р.Колтырак. Кроме того, что что на стрелке этой реки с одним из ее левых притоков был запланирован контрольный пункт, в том же районе на карте обозначены избы, и мы решили посмотреть, что там на самом деле. Спускаясь прямо на север, сквозь лес увидели большую поляну с техникой и строениями. Но для того, чтобы туда выйти, надо было еще преодолеть ручей. А он представлял из себя устрашающее зрелище: глиняную трясину шириной метров 25-30. Кое-как нашли неразмытое место и перебрались на левый берег. Старая, раздолбанная техника была разбросана по всей поляне, и поначалу даже было не ясно, есть ли тут люди. Но вдруг различили звук работающего генератора и пошли к жилью пообщаться с людьми.
Оказалось, что здесь работает и живет бригада старателей. Обустроились они здесь конкретно - живут вместе с женами, возможно и с детьми. На всякий случай мы предупредили рабочих, что в сентябре здесь будут проходить соревнования туристов, чтобы они не боялись большого скопления народа.

От старателей по дороге вдоль ручья пошли на северо-восток к слиянию с р. Колтырак. Место слияния представляло из себя жуткое зрелище: все русло перекопано вдоль и поперек, его практически не осталось, чуть в стороне образовался искусственный водоем, и чтобы выбраться на дорогу, идущую по правому берегу Колтырака, пришлось преодолеть горы глины. Да, воистину человек - животное могучее и безрассудное. И это страшно!

Оказавшись на дороге решили пообедать, а заодно и ополоснуться в озере. После отдыха быстро нашли подходящее место и установили КП. Пока все шло нормально, и вскоре уже установили и второй КП. Неплохо.

Еще минут через 40 мы оказались в долине р.Лебедиха. По времени мы вполне могли успеть поставить еще один КП. Долина реки в этом месте представляет собой открытый луг, поросший травой выше человеческого роста. Была надежда, что здесь будет дорога, но ничего подобного не оказалось. Пришлось продираться через заросли борщевика, крапивы и осоки вверх по долине. Продвижение давалось с большим трудом - более чем за час прошли меньше двух километров. В 20:00 решили вставать на ночевку, т.к. до места предполагаемого КП было еще около двух километров. Недалеко от реки нашли уютное местечко под пихтой и разбили лагерь.

12 июля

Подъем в 8:00. После завтрака решили сходить на место постановки КП налегке. Побросали в рюкзаки только самое ценное и стартовали вверх по долине.

Надо сказать, что на поляне достаточно много троп, проложенный какими-то животными. Они идут то вдоль, то поперек, а то наперекосяк. Не совсем понятно, что это за животные тут ходили. Местами жуткий запах как-будто указывал на косолапого, но доказательств этого предположения не было. Слава богу, ночью к нам тоже никто не приходил. Хотя, как говорится, самый страшный зверь в лесу - это человек. Сейчас, идя налегке, мы внимательнее разглядывали следы, и наконец-то определили, что зверь этот - рогатое парнокопытное. Олень, решили мы и успокоились.

Пройдя 750 метров мы с удивлением обнаружили, что речка Лебедиха исчезла. От нее осталось чуть мокрое русло с небольшими лужицами. Никаких явных привязок на местности - была река и нет ее. В таком месте ставить КП смысла нет. Придется подыскать другое место. Ни с чем мы вернулись в лагерь. Оставалась надежда, что на обратном пути в базовый лагерь нам попадется подходящее место для КП.

Вариантов возвращения было два, но для начала надо было подняться на водораздел рек Крутая и Лебедиха - на некоторых картах там была обозначена дорога, и мы надеялись найти хотя бы ее фрагменты. Но дороги там не оказалось; угадывалась просека, но идти по ней было не возможно - высоченная трава и кусты. Посчитав, сколько может занять спуск этим путем, я решил спускаться к р.Крутая. На карте вдоль нее обозначена хорошая дорога, которая к тому же просматривалась и на космическом снимке местности. Начали спуск, и через 30 минут вышли на обширную поляну. По краям поляны лес был заболочен, поэтому мы шли по траве... и высочили прямо на болото. Как раз там, где предполагалась дорога, была вода и кочки. Поиски обхода отняли у нас прилично времени и сил. В одном месте нам даже пришлось соорудить переправу, и мы наконец-то выбрались на сухое место. Тем не менее, легче от этого не стало - дороги не было. На открытых местах мы просто продирались через травостой по азимуту, и лишь в перелесках порой угадывались просеки. Оставалась надежда, что дорога все же проявится там, где на карте подходит еще одна, из долины р.Суенга.

В предполагаемом месте мы действительно увидели свежепроложенную колею от какого-то небольшого транспортного средства, а вскоре вышли на вполне четкую дорогу. Идти стало проще, т.к. нам уже не приходилось тратить время на ориентирование, но начала сказываться физическая усталость да пожалуй еще и перегрев. Хорошо еще, что сегодня не палило солнце и дул ветерок!

В 16:30 мы вышли на пригорок, с которого хорошо просматривалось место, на котором когда-то стояла деревня Лебедиха. Надо же, от такого некогда крупного населенного пункта не осталось ничего кроме остатков загона! Целая деревня просто исчезла с лица земли! Мы пересекли заросли крапивы и вскоре вышли к переправе через р.Лебедиха. Стало абсолютно очевидно, что к контрольному времени (18:00) в базовый лагерь мы не успеваем - нам еще предстояло пройти более двух километров до трассы, и по трассе еще пять. Но здесь уже была ДОРОГА! И пусть по ней уже давно никто не ездил, но это - явная дорога. Мы разогнались по ней так, что чуть не проскочили нужный поворот; вовремя спохватились, что стали удаляться от предполагаемой точки выхода на трассу. И тут же увидели сверток - еще 150 метров, и мы на трассе. Ура!

Время 18:25. Отдыхать некогда, скоро Шеф начнет пускать ракеты. Но усталость не дает развить скорость более 4 км/час. Да еще как назло дорога идет все вверх и вверх. Обгоняющие нас машины не останавливаются - никто не хочет брать на борт потных и вонючих туристов. Проходим 3 километра, и наконец-то нас догоняет добрая душа. Оставшиеся 1,5 км пролетаем с ветерком. В 19:25 мы в базовом лагере, будим спящий народ и угощаемся окрошкой. Конец мучениям!

Протяженность пешего маршрута - 36,6 км.
Общее ходовое время - 19 час 05 мин.
Количество установленных КП - 2 (на поиски места и установку 3-го КП у нас уже не было ни времени, ни сил).

Возвращение в Новосибирск сопровождалось невероятной грозой и проливным дождем; оставалось только радоваться, что разбушевавшаяся стихия не накрыла нас на маршруте.

Резюме:

В данное время года сама местность представляет из себя повышенную сложность из-за сильных зарослей травы. Даже в лесу травостой достигает высоты груди, скрывая собой бурелом. А на открытых пространствах высота травы еще больше. Так, у встреченного нами на маршруте лося из травы была видна только голова с рогами. Другая сложность - летающие насекомые. Оводы, комары, пауты и мошкара просто не дает покоя, залезая во все щели и отверстия. Единственное спасение от них - палатка. Но, надо сказать, что реппеленты все же работают, просто не надо их забывать наносить.