Этот марш-бросок, по другому не скажешь, как всегда пришелся почти на самую середину лета… За двенадцать дней мало, что можно узнать и увидеть, но мы постарались объять необъятное, от Байкала до Амура, Сунгари … Тыми и Лютоги, пройдя маршрутами Русско - Японской, Гражданской и Второй Мировой войны…
Нитка маршрута
Иркутск - Листвянка - Слюдянка - Улан-Удэ - Благовещенск - Хэйхэ - Харбин - Хэйхэ - Благовещенск - Хабаровск - Оха - Южно-Сахалинск
 

Этот марш-бросок, по другому не скажешь, как всегда пришелся почти на самую середину лета…

За двенадцать дней мало, что можно узнать и увидеть, но мы постарались объять необъятное, от Байкала до Амура, Сунгари … Тыми и Лютоги, пройдя маршрутами Русско - Японской, Гражданской и Второй Мировой войны…

Иркутск

Старинный русский город, многие его считают столицей Сибири. Правильнее конечно Иркутск считать столицей Восточной Сибири…

Хотя административно- территориальная реформа сделала свое дело, приписав Тюменскую матрешку и курганское Зуралье к Уралу, Бурятию и Забайкалье к Дальневосточному округу.

Разбитый асфальт, старые дребезжащие Усть-Катавские трамваи, которые окунают тебя в Питер девяностых, запыленные, потрескавшиеся грязные фасады, скрывают за собой старинные здания, многие - в стиле русского модерна, те самые, которые надо причесать и почисть, чтобы они заиграли разноцветьем и радовали всех нас…

При этом дух города не пропал, дыхание Восточной Сибири и Забайкалья ощущается здесь по особенному, ты понимаешь, что попал именно на определённую границу, отделяющую Новосибирскую - Западную Сибирь, и вообще Сибирь, от Забайкалья…

Листвянка.

Листвянка самое ближайшее место прилегающее к Байкалу, многие иркутчане считают его местной Рублевкой. Считать можно все, что угодно.

На мой взгляд, Листвянка собрала в себя все далеко не лучшее из Крыма, Анапы-Сочи-Геленджика.., ну и, безусловно, от солнечной Абхазии, куда же без нее родимой…

Хотя до абхазов и лавочников Краснодарского края «бизнес - сообществу» Листвянки еще далеко, их глазные сканеры, а попросту старые рентеновские аппараты еще не адаптировались до МРТ-КТ, поэтому кое - что человеческое у них можно еще найти…

Слюдянка

Небольшой город, через который проходят две наши главные дороги -Транссиб и его автодублер, по которому на желтой Калине прокатился в бытность Д. Медведева, премьер - министр Владимир Путин, добравшись из Владивостока в наш стольный град.

«Калин», «Ларгусов» и прочих «Вест» с «Приорами» в Слюдянке не встретишь, зато вереницы автовозов с легковой и строительной техникой, следующих с востока на запад…, минут за пятнадцать их можно насчитать штук пять- шесть.

Откуда их тащат и куда? Ясное дело в Россею, хоть львиная доля тех же легковых машин оседает в Иркутске, Новосибе … Екате и близлежащих регионах.

В Центральную Россию доходит примерно 20-30% автомашин японского, корейского и китайского автопрома (как правило европейских и японских брендов).

Слюдянка, пожалуй самая южная точка Байкала. Хотя югами и «бизнес – производной» Листвянки тут не пахнет. На известном Шаманском пляже пара - тройка дельцов сдает сапы в аренду… вот пожалуй и все.

На помощь, для организации «досуга» населения на берегу «славного моря» идут близлежащие «Пятерочки» и К&Б со своим горячительным ассортиментом, очень подходящим для купания в холодной воде Байкала…

Улан - Удэ

Благодаря нашей главной железнодорожной магистрали, всего пять часов отделяет Слюдянку от столицы Бурятии.

Путешествие проходит почти незаметно, спасибо хорошей погоде и видам на Байкал, на известную реку Селенгу при подъезде к Улан Удэ, ранее именовавшимся - Верхнеудинском.

В отличие от Читы-столицы Забайкальского края, в которой я не разу не был, улан-удинцы считают свой город культурной столицей Забайкалья, представляя в качестве артефактов сеть краеведческих музеев и дацанов, главный из которых, кончено же -Иволгинский, что примерно в 30 км от города, а также Ринпоче Багша.

Нам удалось запечатлеть праздник «Майдари» -праздник, в тибетском буддизме, посвящённый приходу на Землю Майтреи - будды грядущего мирового периода (если это конечно допустимо, то это праздник имеет такое же значение, как для христиан –Пасха).

Не буду вдаваться в скрупулёзные детали праздника, но во время празднования участники процессии несут священные тексты Ганжура, а ламы читают молитвы, призывая скорейшее нисхождение Майтреи.

Считается, что участие в этом обряде создает благую карму для встречи с Буддой грядущего, при этом Будда следует на зеленом коне…, но все течет, все меняется… зеленый автомобиль-вполне сойдет за коня (железного)…,ведь не это главное, буддизм как и все мировые религии призывают совсем к другому, к тем этическим принципам, благодаря которым не будет грязи, лжи и подлости…

Благовещенск - Хэйхэ

Как написано в справочниках и путеводителях, Благовещенск –единственный областной центр расположенный ближе всего к Государственной границе Российской Федерации. Именно отсюда, ежедневно стартуют теплоходы через Амур-батюшку в соседний миллионник - Хэйхэ, зимой же туда добираются как на автобусе через новый автомобильный мост, так и на судах на воздушной подушке. Транснациональная канатная дорога «Благовещенск –Хэйхэ» пока так и не построена, говорят весной 2026 года она заработает, благо и визы теперь в Китай не нужны.

Как и в прошлом году проход границы с нашей стороны занял от силы-15 минут, китайские товарищи промурыжили нас около часа.

За год Хэйхэ не изменился, город полон жизни, пригород Благовещенска скажут некоторые, нет, Хэйхэ живет своей жизнью, он скорее пригород Харбина- главного русского города в КНР.

Хэйхэ - Харбин

Расстояние между этими городами около 600 км. Я полагал, что в столицу провинции Хэйлунцзян за пару часов можно добраться на поезде, но из муниципального Хэйхэ, в столичный Харбин не гоняют «Сапсаны» и прочие «Ласточки», «Стрижи» и «Орланы»… Вагоны из восьмидесятых-девяностых прошлого века обсуживают этот маршрут, я их хорошо помню, когда подобные пекинские составы приходили к нам на ТО и экипировку на ст. Москва-3.

Что удивительно, купе мало отличались от плацкартных вагонов, лишь задняя стенка, где заканчиваются полки внутри купе зашиты перегородкой, в купе дверей нет, а в плацкарте нет и задних стенок. В каждом, назовем их так «купе-отсеке» по шесть спальных полок, по три в ряд, то есть там где у нас лежат матрасы, у китайцев отдыхают пассажиры…

Соответственно и маршрутная скорость такого поезда не сильно отличается от скорости именно пассажирских поездов МПС-РЖД.

Харбин

Вокзал Харбина во многом напоминает крупные железнодорожные хабы в Европе.

Хочется вспомнить поэму В. Маяковского «Пятый Интернационал» (1922 г.) о впечатлениях Великого поэта о посещении подмосковной станции Пушкино: «… у станции десятки линий, как только не путаются - не вмещает ум, станция помножилась на 10 -минимум».

В Харбине на десятках железнодорожных путей стоят разношёрстные поезда, в том числе зеленые из Хэйхэ и других городов и местные «Сапсаны», которые, по словам очевидцев доезжают до курортов Желтого моря за несколько часов, чем и пользуются жители Амурской области, добираясь на отдых из Благовещенска через Хэйхэ и Харбин.

Харбин считается русским городом, действительно, в центре города много русских задний начала ХХ века, особенно на местном Арбате.

Величественный Софийский собор, который похоже иногда открывают, по праздникам, у стен которого китаянки в бальных платьях любят устраивать фотоссесии, а также неработающая Иверская церковь, расположенная на привокзальной площади- вот пожалуй все те христианские символы, которые легко увидеть в этом провинциальном центре. Как пишут в путеводителях в Харбине еще есть пара православных церквей, но похоже ситуация у них такая же как и у Иверского собора, из любопытства я поглядел в окно, что внутри храма: пыль, паутина и старая мебель…

 

Один из главных артефактов русского присутствия в городе- это железнодорожный парк на насыпи КВЖД и бывший мост КВЖД через р. Сунугри, расположенный параллельно современному мосту.

Есть там и музей с бесплатным входом и весьма неплохой экспозиции посвященный КВЖД и русскому присутствию, к сожалению, текстов и аннотаций на русском языке, посвящённых КВЖД и Харбину можно по пальцам пересчитать…

В целом, Харбин красивый город и весьма интересный, а местный антураж и Арбат с его российскими товарами, сладостями и матрёшками, русскими песнями не позволяет забыть откуда ты родом.

Хэйхэ - Благовещенск -Белогорск -Хабаровск- Оха – Ногилки - Южно-Сахалинск

 

 

 

И вновь вокзал Харбина, зеленый поезд…Хэйхэ, государственная граница с полуторачасовым стоянием на китайской стороне и проходом в Россию за 10 минут и ты на Родине, на другом берегу Амура.

Скорый поезд «Благовещенск-Хабаровск» довольно быстро идет в бывшую столицу Дальнего Востока, делая почти часовую остановку в Белогорске, в городе через который проходит р. Зея.

Город маленький, его можно наверное за час весь пройти, достопримечательностей в нем особых нет, обычный город вдоль Транссиба.

Поезд прибыл в Хабаровск. Солнечная теплая погода, примерно такая же, как и в Харбине, и в Благовещенске, но маршрут предстоит на север Сахалина.

Как встретит нас Оха?

Задержка рейса на час, говорят над Охой и Татарским проливом сильный туман, плохая видимость, но все же канадская «дэщка» преодолела этот часовой маршрут и приземляясь на самом северном аэродроме самого большого российского острова.

 

Туман и морось, вот чем встречает тебя Оха, а также толпой страждущих, желающих улететь в Хабаровск на прилетевшем самолёте.

Оха - северный город, но здесь чувствуется свой север, не похожий с камчатским и магаданским, не схожий с севером Северных Курил, хотя растительность везде примерно одинаковая.

Оха город, в котором все друг - друга знают и тебя осматривают как инопланетянина, а узнав, что ты из Москвы, искренне удивляются как и зачем ты сюда попал.

В свое время Оха была связана узкоколейкой с Ногликами- конечной станций Сахалинского отделения РЖД.

Узкоколейка, шириной 750 мм считалась таковой по отношению к «широкой» японской колее -1067 мм, которая в 2020 году была практически полностью на острове перешита на общероссийский стандарт РЖД-1520 мм.

Сделано это по понятным причинам. Время от времени в прессе появляется информация о том, что Сахалин с материком свяжет мост, а может и тоннель, который начали строить от посёлка Лазарев еще в 1953 году и, благополучно, со смертью Сталина, забросили, как еще ряд транспортных мега - проектов, таких как стройки № 501 и 503, реанимировав лишь в 1974 году строительство БАМа…

Как воспоминают старожилы поезд от Охи до Ногликов., а это порядка 200 км следовал чуть ли не сутки и якобы в Книге рекордов Гиннеса имелась даже статья о самом медленном поезде в мире (шутка).

Лет двадцать назад, эта ведомственная железная дорога «Оха-Ноглики» принадлежащая нефтяникам приказала долго жить, ее порезали на металлоломом и теперь Оха связана с Ногликами автодорогой, которую почти всю заасфальтировали, и, соответственно, в хорошую погоду регулярными авиарейсами с островной столицей.

Достать билет на автобус из Охи до Ногликов практически невозможно, я нашел билеты весьма «кривым» путем, но все же нашел! Как другие путешественники добираются в Оху, я не знаю, может автостопом, может на такси.

 

Какова перспектива развития Охи? Я считаю перспективы есть, перспективы огромные, не даром в советское время город был удостоен ордена Знак Почета. Но орден на знамени города, это кончено хорошо, хорошо, когда и к охинцам будут относиться тоже с почетом.

Как говорят, максимальное развитие инфраструктуры города было при бывшем мэре города, в дальнейшем, проворовавшемся губернаторе Хорошавине. Сейчас, складывается впечатление, может конечно оно и ошибочное, что Оха лишь интересна своим нефтегазовым комплексом, остальное никому неинтересно.

Да, в городе чистенько, вроде как и вечером не страшно выходить на улицу. Но разве этим можно лишь завлечь жителей, чтобы они не уезжали из города и оставались жить, разве только этим притягивает население «тюменская матрёшка» с ее известными на всю Россию городами: Сургутом, Нефтеюганском, Лангепасом…

Если все делать «на отшибись», показывая презентации, визуализации, графики и прочие гистограммы, то мы получим новую Воркуту, Хальмер-Ю, Кадыкчан и дышащие им в затылок Магадан, Сусуман и Сеймчан…

Поскольку, основу ВВП и ВРП у нас формирует нефтегазовый комплекс, то и надо относиться с достоинством к тем кто живёт и работает на Крайнем Севере, к тем к кому до Москвы добираться три - пять локтей по мелкомасштабной карте, к тем, которые охраняют наши острова- исконно русские земли.

Ноглики - Южно-Сахалинск

По сравнению с Охой, Ноглики, хоть и не являющиеся городом, а относящиеся в пгт выглядят совсем по другому. Объяснений здесь несколько, во многом развитию поселка помогли известные шельфовые проекты «Сахалин» в рамках пресловутых «соглашении по разделу продукции», во многом и железная дорога - движитель цивилизации…

Пусть посёлок не особо примечательный, но он располагает к жизни, здесь нет ощущения оторванности и скудного бытия.

Кончено от островной столицы Ноглики существенно отличаются, но это допустимо, райцентр должен отличаться от центра региона.

 

Связь Ногликов с Южно-Сахалинском, можно сказать очень достойная, ежедневно ходит поезд летают самолеты и дорога заасфальтирована, единственные минусы, это снегопады и циклоны, но от этого никто не застрахован.

Путешествие заканчивается, что можно сказать о Дальнем Востоке? Как всегда ограничусь емкой и весьма актуальной цитатой В.И. Ленина относительно столицы Приморья «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский», это относится ко всему Дальнему Востоку, который надо ценить, любить и уважать…

 

 

 

Этот марш-бросок, по другому не скажешь, как всегда пришелся почти на самую середину лета…

За двенадцать дней мало, что можно узнать и увидеть, но мы постарались объять необъятное, от Байкала до Амура, Сунгари … Тыми и Лютоги, пройдя маршрутами Русско - Японской, Гражданской и Второй Мировой войны…

Иркутск

Старинный русский город, многие его считают столицей Сибири. Правильнее конечно Иркутск считать столицей Восточной Сибири…

Хотя административно- территориальная реформа сделала свое дело, приписав Тюменскую матрешку и курганское Зуралье к Уралу, Бурятию и Забайкалье к Дальневосточному округу.

Разбитый асфальт, старые дребезжащие Усть-Катавские трамваи, которые окунают тебя в Питер девяностых, запыленные, потрескавшиеся грязные фасады, скрывают за собой старинные здания, многие - в стиле русского модерна, те самые, которые надо причесать и почисть, чтобы они заиграли разноцветьем и радовали всех нас…

При этом дух города не пропал, дыхание Восточной Сибири и Забайкалья ощущается здесь по особенному, ты понимаешь, что попал именно на определённую границу, отделяющую Новосибирскую - Западную Сибирь, и вообще Сибирь, от Забайкалья…

Листвянка.

Листвянка самое ближайшее место прилегающее к Байкалу, многие иркутчане считают его местной Рублевкой. Считать можно все, что угодно.

На мой взгляд, Листвянка собрала в себя все далеко не лучшее из Крыма, Анапы-Сочи-Геленджика.., ну и, безусловно, от солнечной Абхазии, куда же без нее родимой…

Хотя до абхазов и лавочников Краснодарского края «бизнес - сообществу» Листвянки еще далеко, их глазные сканеры, а попросту старые рентеновские аппараты еще не адаптировались до МРТ-КТ, поэтому кое - что человеческое у них можно еще найти…

Слюдянка

Небольшой город, через который проходят две наши главные дороги -Транссиб и его автодублер, по которому на желтой Калине прокатился в бытность Д. Медведева, премьер - министр Владимир Путин, добравшись из Владивостока в наш стольный град.

«Калин», «Ларгусов» и прочих «Вест» с «Приорами» в Слюдянке не встретишь, зато вереницы автовозов с легковой и строительной техникой, следующих с востока на запад…, минут за пятнадцать их можно насчитать штук пять- шесть.

Откуда их тащат и куда? Ясное дело в Россею, хоть львиная доля тех же легковых машин оседает в Иркутске, НовосибеЕкате и близлежащих регионах.

В Центральную Россию доходит примерно 20-30% автомашин японского, корейского и китайского автопрома (как правило европейских и японских брендов).

Слюдянка, пожалуй самая южная точка Байкала. Хотя югами и «бизнес – производной» Листвянки тут не пахнет. На известном Шаманском пляже пара - тройка дельцов сдает сапы в аренду… вот пожалуй и все.

На помощь, для организации «досуга» населения на берегу «славного моря» идут близлежащие «Пятерочки» и К&Б со своим горячительным ассортиментом, очень подходящим для купания в холодной воде Байкала…

Улан - Удэ

Благодаря нашей главной железнодорожной магистрали, всего пять часов отделяет Слюдянку от столицы Бурятии.

Путешествие проходит почти незаметно, спасибо хорошей погоде и видам на Байкал, на известную реку Селенгу при подъезде к Улан Удэ, ранее именовавшимся - Верхнеудинском.

В отличие от Читы-столицы Забайкальского края, в которой я не разу не был, улан-удинцы считают свой город культурной столицей Забайкалья, представляя в качестве артефактов сеть краеведческих музеев и дацанов, главный из которых, кончено же -Иволгинский, что примерно в 30 км от города, а также Ринпоче Багша.

Нам удалось запечатлеть праздник «Майдари» -праздник, в тибетском буддизме, посвящённый приходу на Землю Майтреи - будды грядущего мирового периода (если это конечно допустимо, то это праздник имеет такое же значение, как для христиан –Пасха).

Не буду вдаваться в скрупулёзные детали праздника, но во время празднования участники процессии несут священные тексты Ганжура, а ламы читают молитвы, призывая скорейшее нисхождение Майтреи.

Считается, что участие в этом обряде создает благую карму для встречи с Буддой грядущего, при этом Будда следует на зеленом коне…, но все течет, все меняется… зеленый автомобиль-вполне сойдет за коня (железного)…,ведь не это главное, буддизм как и все мировые религии призывают совсем к другому, к тем этическим принципам, благодаря которым не будет грязи, лжи и подлости…

Благовещенск - Хэйхэ

Как написано в справочниках и путеводителях, Благовещенск –единственный областной центр расположенный ближе всего к Государственной границе Российской Федерации. Именно отсюда, ежедневно стартуют теплоходы через Амур-батюшку в соседний миллионник - Хэйхэ, зимой же туда добираются как на автобусе через новый автомобильный мост, так и на судах на воздушной подушке. Транснациональная канатная дорога «Благовещенск –Хэйхэ» пока так и не построена, говорят весной 2026 года она заработает, благо и визы теперь в Китай не нужны.

Как и в прошлом году проход границы с нашей стороны занял от силы-15 минут, китайские товарищи промурыжили нас около часа.

За год Хэйхэ не изменился, город полон жизни, пригород Благовещенска скажут некоторые, нет, Хэйхэ живет своей жизнью, он скорее пригород Харбина- главного русского города в КНР.

Хэйхэ - Харбин

Расстояние между этими городами около 600 км. Я полагал, что в столицу провинции Хэйлунцзян за пару часов можно добраться на поезде, но из муниципального Хэйхэ, в столичный Харбин не гоняют «Сапсаны» и прочие «Ласточки», «Стрижи» и «Орланы»… Вагоны из восьмидесятых-девяностых прошлого века обсуживают этот маршрут, я их хорошо помню, когда подобные пекинские составы приходили к нам на ТО и экипировку на ст. Москва-3.

Что удивительно, купе мало отличались от плацкартных вагонов, лишь задняя стенка, где заканчиваются полки внутри купе зашиты перегородкой, в купе дверей нет, а в плацкарте нет и задних стенок. В каждом, назовем их так «купе-отсеке» по шесть спальных полок, по три в ряд, то есть там где у нас лежат матрасы, у китайцев отдыхают пассажиры…

Соответственно и маршрутная скорость такого поезда не сильно отличается от скорости именно пассажирских поездов МПС-РЖД.

Харбин

Вокзал Харбина во многом напоминает крупные железнодорожные хабы в Европе.

Хочется вспомнить поэму В. Маяковского «Пятый Интернационал» (1922 г.) о впечатлениях Великого поэта о посещении подмосковной станции Пушкино: «… у станции десятки линий, как только не путаются - не вмещает ум, станция помножилась на 10 -минимум».

В Харбине на десятках железнодорожных путей стоят разношёрстные поезда, в том числе зеленые из Хэйхэ и других городов и местные «Сапсаны», которые, по словам очевидцев доезжают до курортов Желтого моря за несколько часов, чем и пользуются жители Амурской области, добираясь на отдых из Благовещенска через Хэйхэ и Харбин.

Харбин считается русским городом, действительно, в центре города много русских задний начала ХХ века, особенно на местном Арбате.

Величественный Софийский собор, который похоже иногда открывают, по праздникам, у стен которого китаянки в бальных платьях любят устраивать фотоссесии, а также неработающая Иверская церковь, расположенная на привокзальной площади- вот пожалуй все те христианские символы, которые легко увидеть в этом провинциальном центре. Как пишут в путеводителях в Харбине еще есть пара православных церквей, но похоже ситуация у них такая же как и у Иверского собора, из любопытства я поглядел в окно, что внутри храма: пыль, паутина и старая мебель…

Один из главных артефактов русского присутствия в городе- это железнодорожный парк на насыпи КВЖД и бывший мост КВЖД через р. Сунугри, расположенный параллельно современному мосту.

Есть там и музей с бесплатным входом и весьма неплохой экспозиции посвященный КВЖД и русскому присутствию, к сожалению, текстов и аннотаций на русском языке, посвящённых КВЖД и Харбину можно по пальцам пересчитать…

В целом, Харбин красивый город и весьма интересный, а местный антураж и Арбат с его российскими товарами, сладостями и матрёшками, русскими песнями не позволяет забыть откуда ты родом.

Хэйхэ - Благовещенск -Белогорск -Хабаровск- Оха – Ногилки - Южно-Сахалинск

И вновь вокзал Харбина, зеленый поезд…Хэйхэ, государственная граница с полуторачасовым стоянием на китайской стороне и проходом в Россию за 10 минут и ты на Родине, на другом берегу Амура.

Скорый поезд «Благовещенск-Хабаровск» довольно быстро идет в бывшую столицу Дальнего Востока, делая почти часовую остановку в Белогорске, в городе через который проходит р. Зея.

Город маленький, его можно наверное за час весь пройти, достопримечательностей в нем особых нет, обычный город вдоль Транссиба.

Поезд прибыл в Хабаровск. Солнечная теплая погода, примерно такая же, как и в Харбине, и в Благовещенске, но маршрут предстоит на север Сахалина.

Как встретит нас Оха?

Задержка рейса на час, говорят над Охой и Татарским проливом сильный туман, плохая видимость, но все же канадская «дэщка» преодолела этот часовой маршрут и приземляясь на самом северном аэродроме самого большого российского острова.

Туман и морось, вот чем встречает тебя Оха, а также толпой страждущих, желающих улететь в Хабаровск на прилетевшем самолёте.

Оха - северный город, но здесь чувствуется свой север, не похожий с камчатским и магаданским, не схожий с севером Северных Курил, хотя растительность везде примерно одинаковая.

Оха город, в котором все друг - друга знают и тебя осматривают как инопланетянина, а узнав, что ты из Москвы, искренне удивляются как и зачем ты сюда попал.

В свое время Оха была связана узкоколейкой с Ногликами- конечной станций Сахалинского отделения РЖД.

Узкоколейка, шириной 750 мм считалась таковой по отношению к «широкой» японской колее -1067 мм, которая в 2020 году была практически полностью на острове перешита на общероссийский стандарт РЖД-1520 мм.

Сделано это по понятным причинам. Время от времени в прессе появляется информация о том, что Сахалин с материком свяжет мост, а может и тоннель, который начали строить от посёлка Лазарев еще в 1953 году и, благополучно, со смертью Сталина, забросили, как еще ряд транспортных мега - проектов, таких как стройки № 501 и 503, реанимировав лишь в 1974 году строительство БАМа…

Как воспоминают старожилы поезд от Охи до Ногликов., а это порядка 200 км следовал чуть ли не сутки и якобы в Книге рекордов Гиннеса имелась даже статья о самом медленном поезде в мире (шутка).

Лет двадцать назад, эта ведомственная железная дорога «Оха-Ноглики» принадлежащая нефтяникам приказала долго жить, ее порезали на металлоломом и теперь Оха связана с Ногликами автодорогой, которую почти всю заасфальтировали, и, соответственно, в хорошую погоду регулярными авиарейсами с островной столицей.

Достать билет на автобус из Охи до Ногликов практически невозможно, я нашел билеты весьма «кривым» путем, но все же нашел! Как другие путешественники добираются в Оху, я не знаю, может автостопом, может на такси.

Какова перспектива развития Охи? Я считаю перспективы есть, перспективы огромные, не даром в советское время город был удостоен ордена Знак Почета. Но орден на знамени города, это кончено хорошо, хорошо, когда и к охинцам будут относиться тоже с почетом.

Как говорят, максимальное развитие инфраструктуры города было при бывшем мэре города, в дальнейшем, проворовавшемся губернаторе Хорошавине. Сейчас, складывается впечатление, может конечно оно и ошибочное, что Оха лишь интересна своим нефтегазовым комплексом, остальное никому неинтересно.

Да, в городе чистенько, вроде как и вечером не страшно выходить на улицу. Но разве этим можно лишь завлечь жителей, чтобы они не уезжали из города и оставались жить, разве только этим притягивает население «тюменская матрёшка» с ее известными на всю Россию городами: Сургутом, Нефтеюганском, Лангепасом

Если все делать «на отшибись», показывая презентации, визуализации, графики и прочие гистограммы, то мы получим новую Воркуту, Хальмер-Ю, Кадыкчан и дышащие им в затылок Магадан, Сусуман и Сеймчан…

Поскольку, основу ВВП и ВРП у нас формирует нефтегазовый комплекс, то и надо относиться с достоинством к тем кто живёт и работает на Крайнем Севере, к тем к кому до Москвы добираться три - пять локтей по мелкомасштабной карте, к тем, которые охраняют наши острова- исконно русские земли.

Ноглики - Южно-Сахалинск

По сравнению с Охой, Ноглики, хоть и не являющиеся городом, а относящиеся в пгт выглядят совсем по другому. Объяснений здесь несколько, во многом развитию поселка помогли известные шельфовые проекты «Сахалин» в рамках пресловутых «соглашении по разделу продукции», во многом и железная дорога - движитель цивилизации…

Пусть посёлок не особо примечательный, но он располагает к жизни, здесь нет ощущения оторванности и скудного бытия.

Кончено от островной столицы Ноглики существенно отличаются, но это допустимо, райцентр должен отличаться от центра региона.

Связь Ногликов с Южно-Сахалинском, можно сказать очень достойная, ежедневно ходит поезд летают самолеты и дорога заасфальтирована, единственные минусы, это снегопады и циклоны, но от этого никто не застрахован.

Путешествие заканчивается, что можно сказать о Дальнем Востоке? Как всегда ограничусь емкой и весьма актуальной цитатой В.И. Ленина относительно столицы Приморья «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский», это относится ко всему Дальнему Востоку, который надо ценить, любить и уважать…


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: