Венесуэла / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Первое знакомство с Латинской Америкой

11 - 23 июня 2009 г.
Общие впечатления

Венесуэла – совсем небольшая страна, если мерить ее масштабами России, но большая, если сравнивать с Европой. Осмотреть ее всю за одну поездку в 2-3 недели – нереально. В ходе этой поездке мы встречали немало людей, которые путешествуют по Латинской Америке. И длятся эти путешествия от полугода до полутора лет. Венесуэла для них - всего лишь одна из точек на маршруте.
        Погода там всегда теплая, но легкий дождевик и теплые вещи для высокогорья и езды в автобусах следует взять.
        Всем, кто соберется ехать в Венесуэлу, рекомендую готовиться очень серьезно. Это не Европа, где всюду указатели и подсказки. Познакомьтесь с официальной историей. Обязательно прочитайте про Симона Боливара и его освободительную войну. Боливар там единственный общепризнанный и общенациональный герой.        Площадь его имени есть в каждом городке, а памятники везде, где наступила его нога; там где он не был, стоят бюсты (никого из нашей истории не напоминает?).
        Изучите интересные места (Венесуэла в первую очередь страна для эко-туризма). Потом найдите подробную карту и набросайте на ней маршрут. Подучите испанский язык и сделайте это хорошо (!) Людей со знанием английского там можно встретить не всегда: таксисты, продавцы в магазинах и кассах вокзалов не говорят по-английски почти поголовно. Если вы овладеете языком, то ваша поездка станет интереснее во много раз, потому что поговорить венесуэльцы любят. Только не о политике. Современную власть обсуждать не принято, большинство населения «за» (Si, Chaves!) меньшинство «против» (No, Chaves!). Большинство – наиболее бедное.
        Денежной валютой у них является боливар. По официальному курсу он соотносится с долларом примерно как 1,0 к 2,4-2,6 (в пользу доллара), не официальный курс это 1,0 к 5,0-6,1 (на текущий момент) если вы продаете, и 1,0 к 6,5-6,8, если покупаете. Покупают доллары в основном венесуэльцы, чьи дети учатся за границей. Другая валюта там не в ходу. Евро нам предложили поменять как 1,0 к 4,0 (к сожалению не продавалось ?).
        В статьях о Венесуэле, которые можно прочитать в Интернете, много говорится о разгуле криминала в Латинской Америке вообще и Венесуэле в частности. Сами венесуэльцы (с кем мы разговаривали) это охотно подтверждают и просят не ходить по темным улочкам даже в светлое время. Немногие рассказывали еще о том, что и полиция в последнее время потеряла совесть и ищет способы содрать взятку, вместо выполнения прямых обязанностей.  Мы не имели проблем не с криминалом, не с полицией, но мы никогда не искали приключений на свою голову, рекомендую всем брать с нас пример.
        Перемещаться внутри страны можно на самолетах и автотранспорте. Поездов не видел и насколько знаю там всего одна ветка длинной несколько десятков километров. Самолет – для тех кто богаче и спешит, автобус для бедных (дешевле самолета раз в 5). Самолеты не дешевы, к тому же цена зависит от места куда летишь, а не то расстояния. На острова дороже, по материковой части дешевле (хотя расстояние и больше). В самолетах не кормят, но могут напоить (вина чилийские, ром местный). Авиапарк во многих случаях пугает своей поношенностью. Рекомендуем автобус, т.к. ночная поездка поможет еще и на гостинице съэкономить.
        Междугородные автобусы там весьма комфортны (2 этажа, туалет, телевизоры, сидения, в которых можно почти лежать). Но для езды в них запаситесь теплыми вещами. Кондиционеры там работают так, что выше 15 градусов температура не поднимается. Опытные ездоки садятся со своими подушками и одеялами. Туалеты там на первом этаже, но в них ночью не бывает света. По телевизорам крутят клипы и фильмы, но только до 22.30. Еще в автобусах сложно ездить по расписанию. Билет вам выпишут на то время, что вы попросите, но посадят в любой ближайший автобус, если направление совпадет. При таком подходе вы можете и раньше времени уехать (что конечно хорошо), а можете и «пролететь», потому что если автобус полон, то ждать вас (точного времени отправления) никто не будет.
        Билеты там все именные, выписываются по документу удостоверяющему личность. Следует знать, что в аэропортах кроме билетов еще обязательно собирают аэропортные сборы. По стране это от 25 до 55 боливаров на человека, а вот чтобы улететь из Венесуэлы потребуется почти 140 боливаров на человека (мы из-за этого имели несколько неприятных минут, т.к. не запаслись этими деньгами).
        Внутри городов (в пригородах) лучше всего перемещаться на такси. Средняя поездка 15-20 боливаров. Такси много, но выглядят они по разному. Венесуэла – свалка старых машин. Дешевый бензин и высокий налог + обязательный техосмотр на новые автомобили привели к тому, что сюда тащат старье со всего света. Не экономьте на такси, особенно вечером (темнеет рано и быстро). Носите с собой заранее выписанный на бумажку адрес и показывайте его таксисту.
        О ценах, жилье и питании. После Индии Венесуэла кажется очень дорогой, после России не очень. Людям, привыкшим экономить, тут придется постараться. Разбросы цен на гостиницы примерно вдвое (от 100 до 200 боливаров за двухместный номер) и не всегда это оправдывается их качеством. Строят тут не на европейском уровне, вроде все что нужно есть (кондиционер, холодильник, телевизор, телефон, душ, картинка на стене), а душу воротит. Поэтому учите язык и спрашивайте гостиницы подешевле, только потом смотрите куда пошлют.
        Цены в кафе и ресторанчиках от 25 до 60 боливар за блюдо, что не мало. Готовить они не любят. На мой не слишком строгий вкус салаты они крошат крупновато, масла оливкового льют много и т.п. Мы пробовали рыбу, макароны и другие гарниры. Овощной гарнир – крупно порубленные, слегка обваренные овощи меня расстроили (а это был приличный ресторан). Очень много едят (и предлагают) бутербродов, я после поездки был уверен, что у них национальное блюдо – бутерброд. Когда видишь стоимость сэндвича в кафе 20-25 боливаров, то напрягаешься, но, как правило, это сразу два очень приличных бутерброда. Часто попадаются кукурузные лепешки (арипы) с разными начинками и пирожки в маисовой панировке (вкусная вещь, особенно с курицей), но все это еще один вариант бутербродов. Редкостное отвращение вызвали банановые чипсы по 3 боливара за пакетик (самая дешевая еда), наверное, я бананы не люблю.
        Во все напитки любят бросать лед. Наверное, это у них признак богатой жизни, но если этот процесс совсем не контролировать, то можете получить стаканчик сухого красного со льдом. Чай (по метному «te») и матэ практически не пьют. Найти их можно, но ничего хорошего не принесут (пакетик «Липтон» – самый реальный вариант). Зато кофе пьют очень много и варят его очень вкусным (растворимый там не признают) не скупясь на молочную пенку. Наш самый лучший капучино не сравнится с их обычным кофе с молоком за 5 боливаров (у них пенка больше и сам кофе вкуснее), а их капучино больше похож на пирожное с горой взбитых сливок. Все пьют с сахаром, но сахар добавляют отдельно по вкусу. Мешают деревянными палочками, а пьют через соломинки.
        Из прочих напитков – вода в бутылках (из других мест не пейте, козленочками станете), только проверяйте ее фабричную закрытость; пиво местное; вино чилийское; ром местный.
        Выбор продуктов в супермаркетах приличный (особенно морепродукты в Мериде порадовали), но маленькие магазинчики выглядят довольно убого. Цены там не контролируются государством, поэтому каждый ставит что хочет.
        Про людей говорить сложно, но попробую вывести какие-то общие ощущения. Во-первых, во всем, что они делают чувствуется лень и расслабленность; во-вторых, некоторая гордость и независимость (никто вас не будет разглядывать, как в зоопарке), отсутствие суетливости или желания с тобой подружиться. При этом они много улыбаются друг другу и весьма приветливы в общении, если уж познакомились с тобой.
        В основном они смуглые, но самых разных оттенков от черного до белого. Большинство из них – метисы и мулаты, коктейль крови из нескольких рас. Любят украшения (и мужчины и женщины), предпочитают крупные цепи, серьги и браслеты. Если богатый человек, то золотые, если бедный, то пластмассовые. Почти все полноваты, худеньких людей совсем мало. Женщины следят за своей внешностью. Брекеты на зубах я видел намного чаще, чем в России, и красивые улыбки тоже, маникюры и педикюры – само собой разумеющееся.
        Южной горячности я за ними не отметил, в отношении полов приветствуется строгость (католическое воспитание). Мальчик с девочкой на людях даже за ручку не ходят.
        На Советский Союз Венесуэла мало похожа, разве только тем, что живет нефтью и во дворах школ ученики, одетые в формы, выстраиваются на линейки (каникулы у них в августе и сентябре) и спортивные мероприятия. Спорт №1 в Венесуэле – бейсбол, также народной любовью пользуется футбол, но он №2.
        Покой и порядок в стране охраняют армия и полиция. В приграничных районах армия весьма настороже (с Колумбией у них не очень теплые отношения), часто проверяют документы. Полиция разъезжает на машинах и мотоциклах, любезничает с девицами, ни в чем другом замечена не была. Нам рекомендовали с ними не связываться, поскольку они могут попросить доказать что «твой паспорт не поддельный» или еще что-то в таком же духе.
        Часто видел на улицах собак и почти никогда не видел кошек, подозреваю что их всех съели местные бобики.