Венесуэла / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Первое знакомство с Латинской Америкой

11 - 23 июня 2009 г.
13 июня

С 3.00 утра в деревне орали петухи, по-моему это единственные приметы натурального хозяйства в деревне (видел еще у одного дома садок с кроликами, которые перепрыгивали загон и бегали по округе). После завтрака стали собираться к Анхелю. Были готовы к 9.30, но Тони (наш гид) не спешил. Мы дождались приезда новой группы, попрощались с немецкой парой (Йохансен – крупный немец, который на пенсии попутешествует по Латинской Америке, начал с Мексики и уже 9 месяцев путешествует) и все вместе поехали к лодкам, которые стояли метров на пятьсот выше водопадов по течению. Необходимость ездить на машине тут выглядит надуманной, т.к. до любой точки можно дойти за 15-20 минут.
        Наша группа состояла из английского, китайского, русского дуэтов и трио малазийцев из Сингапура. Еще с нами были 4 местных индейца: Тони – наш гид, говорящий по-английски, индеец моторист – знает речку, два товарища на подхвате – готовить, гамаки вешать.
        Как только отошли о берега, так сразу пошел дождь. Мы достали плащи-дождевики и не снимали их до вечера. Дождик был нудный, то сильнее, то слабее. На тропический ливень, которые я видел в Индии он совсем не походил, сидящий перед нами малазиец оказался незащищенным от непогоды и явно мерз. Снимать по такой погоде было нечего.
        Пообедали на берегу под навесом бутербродами с кока-колой. Речка ветвилась и петляла, а наша лодка петляла по ней. Время от времени попадались подводные камни о которых предупреждал вперед смотрящий. Обогнали лодку, ушедшую утром - они сломали винт, проходя слив.
        Плыли часа четыре + обходили слишком бурные пороги посуху. С обеих сторон давно уже возвышались склоны тепуй, с которых падали вниз струи водопадов. Наконец, Тони привстал и махнул вперед в сторону появившегося вдали водопада: «Анхель!»
        Около 16.00 пристали к берегу и пошли пешком. Тропа вела по лесу, где вся земля была увита корнями так, что некуда поставить ногу. «Это не джунгли, - сказал нам Тони, - это дождевой лес». Тропа начала подниматься, изредка вдоль нее попадались старые маркера. Было видно что за тропой давно никто не ухаживает. Шли около часа, поднялись на 250 м и вышли к небольшой площадке, с которой открывался вид на Анхель.         Проводник сказал, что нам повезло - и воды много, и верхушка не в облаках. «Много воды» – совсем мало по сравнению с тем же Сапо (площадь тепуи с которой собирается вода в Анхель всего 7 км2). Она уже на середине своего падения перестает быть струей, а начинает выглядеть, как пыль или туман. Туман который живет, непрерывно движется, меняя свою форму. Наблюдать за его движением можно очень долго. Возникает ощущение, что вода не падает вниз, а кружится в ритме какого-то сложного танца вот на что это похоже.
        Начало темнеть, и мы заспешили обратно. Ночлег был на другом берегу. Назвать это биваком в лесу – значит занизить достижения всех путешественников. Под огромным навесом, по краям стояло два длинных стола со скамьями. В середине висели гамаки на всю нашу группу. Каждый был укрыт противомоскитной сеткой. Дюжина наших гамаков смотрелась на таком пространстве довольно сиротливо. В десяти метрах от этого навеса стоял маленький навесик, где размещались душевые кабинки и туалеты (всего 4 штуки) + раковины. С другой стороны была кухня. Индейцы завели генератор, и везде под навесами загорелся свет. Через полчаса мы сели ужинать. Вокруг был дикий дождевой лес ?. Тони сказал, что таких мест вокруг несколько. И если все они востребованы, то в сезон тут постоянно бывает две-три сотни человек.
        Делать после ужина было нечего. Дождик не хотел выпускать нас из-под навеса, и мы легли спать. Тони прочел краткую лекцию на тему «как спать в гамаке». Оказалось, что очень удобно, главное – лежать немного по диагонали, иначе «будете утром как банан». Неплохо выспались.
14 июня

С утра опять был дождь. Пришлось прибегнуть к старому испытанному средству – спеть «Солнца не будет, жди, не жди». Почти сразу дождь прекратился. Я вылез из гамака. Пока индейцы шаманили завтрак, мы сходили на берег и пофотографировали утренние пейзажи. Солнышка для красоты не хватало. Потом завтрак и быстрые сборы.
        Вниз по течению реки лодки почти летели. Всего один раз мы остановились, чтобы искупаться в ванночке под водопадом небольшой речки притока. Вернувшись на базу, мы помылись, перепаковали вещи, а тут и время обеда подошло. В ходе обеда выяснилось, что у Сингапурского путешественника с собой ноутбук и можно перелить фотки с сим-карты фотоаппарата на флэшку. Но поздновато я спохватился, успел только 1 гигабайт слить. Нужно было к самолету поспешать.
        Из Канаймы летели с семейством венесуэльцев. Веселый папаша (здоровый очень темный мужик) предложил нам с Ольгой пива (жену с сыном он при этом проигнорировал). Пиво было безалкогольным, полёт прошел нормально.
        В аэропорту нас встретил Джордж и попытался продать еще один тур куда-нибудь (на Лос-Рокес у него был за 2500 Bs с человека на 3 дня, верховья Ориноко по 1900 Bs). Мы не взяли. Он съездил с нами на автовокзал и помог купить билеты на вечерний автобус в Баринас (билеты стоил 100 Bs, а ехать около 13 часов), потом обратно в аэропорт, где поменяли еще 700$ (по 5.8 Bs за 1.0 $, надо было нам в начале больше менять), потом отвез в центр, где завел в какой-то музей (старая тюрьма??) и провещал, что в соборе напротив убили Боливара. Под конец своего вещания, он содрал с нас 120 Bs за свои услуги и предупредил что в этой исторической, культурной и очень безопасной части города после 18.00 оставаться не безопасно. А безопасно в приличном баре, например баре «Tony». Пока, Джордж!
        Погуляли мы по улочкам, выбрались на набережную, чтобы заценить мост через Ориноко. Долго смотрели на граффити – отражение современного латиноамериканского искусства. Посмотреть было на что, эти картины интересным образом сочетают в себе яркость красок и строгость католицизма, современные взгляды и туземное прошлое. Долго фотографировали и тем привлекли к себе лишнее внимание местных ребят. Пришлось прятать фотоаппарат и угадывать направление в стороны искомого бара. Шли до него долго, но направление выбрали верное. Так что около 18.00 были на месте.
        Бар «Tony» - скорее небольшой ресторан в приличном районе, где большинство вил имеют на заборах колючую проволоку под напряжением. Нам нашли хорошо говорящего по-английски официанта и мы устроили себе приятный ужин на свежем воздухе. Расслабились под вкусную еду, пиво и вежливое обслуживание. Начался тропический ливень, который выгнал из темноты под крышу веранды тощую суку с глазами профессиональной попрошайки, и пожилого охранника. У охранника на боку в кобуре болталось очень интересное оружие – обрез из помпового ружья. Очень впечатляющая штука (длинной около 40 см) и мини патронташ на несколько патронов (с картечью, наверное). Точность попадания у такой игрушки должна быть минимальна, зато какая мощь ?.
        Около 20.00 нам вызвали такси, мы не обидели официантов и за 15 минут и 10 Bs докатили до автовокзала. Нашего автобуса мы не нашли и побродили минут десять по ларькам. Когда мы во второй раз подошли к стоянкам автобуса, то сразу услыхали крики «Баринас!». Показали шоферу билеты, он радостно закивал, а какой-то товарищ быстренько снял с меня рюкзак и сдал в багаж, выдав бирочку. Потом нас проводили на второй этаж, где указали на два места. Через 5 минут автобус тронулся, часы показывали 20.30. «Не фига себе, они ездят по расписанию,» - подумали мы, но быстро забыли обо всем, так как в автобусе было очень холодно. После +30 на улице в автобусе я дрожал и покрывался с гусиной кожей, содранные с сидений чехлы грели, но мало. Спасло, что следующая остановка оказалась всего через час и из багажа изъяли все теплые вещи. После этого мы смогли насладиться удобством сидений и заснуть.

15 июня

Проснувшись, мы стали ждать Баринас, опасаясь проехать мимо (это был не конец маршрута автобуса). На то, что нам подскажут, когда выходить, мы не надеялись. Пару раз казалось что вот … уже… но нет. Баринас оказался большим городом, поэтому мы сразу поняли, что доехали. Только взяли вещи, как сразу увидели вывеску “Meridа”, пересадка в следующий автобус заняла 2 минуты. Потом водила еще минут 20 созывал пассажиров, и мы успели купить пирожки и пару пакетиков банановых чипсов (самая дешевая, всего 3Bs, и отвратная еда). Пока мы ели, в салон зашла женщина и записала наши паспортные данные, денег никто не просил. Автобус выглядел не таким классным, без кондиционера. +30.
        Сначала долго ехали над широким, утопающим в зелени ущельем, постепенно набирая высоту. Первые пару километров мы даже не почувствовали, потом стал скуднеть пейзаж, прохладой потянуло. После трех километров автобус ехал в облаках. Дорога все время была приличной. Перевал был примерно на 3300 м (или выше). Наконец начался спуск вниз. В первой же большой деревне после перевала автобус встал минут на 15. Все побежали перекусить арипами с начинкой, а водила собрал с нас деньги за билеты (оказалось по 25 Bs с человека до Мериды). Почему он не сделал этого раньше – не знаю, может быть не был уверен, что заедем на перевал. Дальше ехали только вниз.
        Мерида оказалась городом большим и более симпатичным, чем Боливар. Примерно на 1300-1500 метров над уровнем моря. Ехали мы почти 4,5 часа. Город чем-то похож на Сочи, только моря здесь нет, зато в супермаркете и крабы и устрицы и креветки и куча других морепродуктов. Еще здесь есть самый старый в Венесуэле университет.
        На автовокзале мы осмотрелись и пошли искать вывеску турфирмы, но все вывески вокруг предлагали нам только билеты на автобусы по стране. Только одна весьма потрепанная вывеска предлагала какие-то туры. За неимением других вариантов мы пошли сдаваться туда. Единственным офисным работником (и владельцем этой конторы) оказалась Анна, которая говорила (весьма паршиво) по-английски. Женщина несколько оригинальная, поэтому о ней напишу отдельно в конце.
        После двухчасовых переговоров Анна «впарила» нам поездки в парк Ла-Кулата (La Gulata) и на пик Эль-Негуила (El Neguila, 4600 м) с посещением каких-то озер. азвания даю в духе вольной транскрипции. Стоило это на двоих 1900 Bs (может и меньше). Она же нам «помогла» разобраться с жильем – сдав комнату в вилле у какой-то своей родственницы или знакомой за 200 Bs в сутки. Тут же мы пошли и купили билеты на автобус в Каракас отправлением вечером через пару дней. Стоили они 75 Bs на человека, мы прорабатывали варианты с самолетом, но как-то не здорово получалось – раз в пять дороже + гостиница на ночь + аэропортные сборы. Потом Анна отправила нас в супермаркет за продуктами, где я порадовался обилию морепродуктов, но никак не низким ценам.
        Только к 18.00 мы вместе с ней приехали к скромному двухэтажному особняку, в приличном районе. Хозяйка – ухоженная старушка, с тросточкой и добрыми печальными глазами показала нам комнату и первый этаж дома (на втором нам делать было нечего). Представили ее нам как «Мама». Дом заслуживает несколько строк. Он не очень стар, строили его из плит с внутренними перекрытиями и отделкой. На фасаде сохранились следы вывески с времен, когда дом гордо носил собственное имя.         В гостиной потолки на высоте 5-6 метров и старая, слегка почерневшя мебель. На стенах распятия и картины, но рамки их то ли поломанные, то ли мыши их слегка изгрызли. В кухне три холодильника, большие, но явно не новые (как и вся техника). Вместе с Мамой в доме живете ее дочка с мужем и внук – Даниэль. Нам выделили спальню и ванную комнату на первом этаже, отдельный холодильник на кухне, и продемонстрировали где лежит все, что нужно для жизни. Устроив нас, Анна упорхнула.
        Мы разложили вещи, приготовили ужин и провели вечер за бутылочкой местного вина. Не покупайте местные вина – дрянь!

16 июня

Плотно позавтракав, взяв с собой несколько булочек с сыром и бутылку воды, мы вышли из дома. Такси появилось у дома точно по расписанию – 9.00. С ветерком (кондиционер) докатило нас до входа в парк – около часа езды. Потом мы минут десять пытались понять, сколько у нас времени. Шофер был классическим венесуэльцем и по-английски не знал даже алфавит. На помощь пришла пара рядом. Оказались аргентинцами, путешествующими по латинской Америке. Наших лет, девушку зовут Флоренция, а мужика Уго. Они уже в пути 3 месяц, в Венесуэлу приехали из Колумбии. Через них условились с водителем на 5 часов прогулки. Дальше пошли вместе.
        Шли рассказывая друг другу о диком мире России и Аргентины. Очень долго не могли идентифицировать в рассказах Уго кашалота (русское звучание весьма похоже на испанское, но говорили на английском) и касатку. Из полезной информации – по Аргентине нужно путешествовать на поездах – дешево и комфортно.
        Брели вверх по склонам и поражались их унынию. Ручьев очень мало, озер вообще нет. Главная достопримечательность – местный эндемик. Посмотреть на одинокий экземпляр – забавно. Созерцать заполненные им склоны для меня - большое уныние. Флор сказала, что он растет по 1 см в год.
        Через 2,5 часа расстались с аргентинцами. Они пошли дальше на Сахарную гору (у них с собой были палатка и пенки), а мы забежали на ближайший пупырь (около 3600 м), посидели и пошли назад.
        Вернулись назад около 14.30, а такси нет (забыли мы, что на 15.00 договаривались). Занервничали, стали приставать к окружающим. Узнали, что около 15.00 будет рейсовый автобус в Мериду – наша маршрутка. Сумели одолжить телефон и с третьей попытки дозвонились Анне, чтобы поделиться своим состоянием. «Спокойно друзья, - услышали мы, я уже еду за вами».
        Приехала она в 15.10, водитель настаивал на том, что договаривались на 15.00, а идиоты – мы (в чем-то он был прав, но из-за сложности преодоления языкового барьера и финансовой заинтересованности дураком, все-таки, признали его ?). Чтобы поднять нам настроение, Анна не повезла нас прямиком назад, сначала завезла на хозяйство по разведению форели. Маленький местный бизнес на туристах – вы ловите рыбку (10-15 Bs), вам ее жарят (тут цена по весу пойманного) + приятная обстановка. Но мы оказались не рыбаки, поглазели на витрины с обломками индейской культуры и минералами Венесуэлы. Выпили кофе.
        На ферме было много детей. Сказали что это школьники, которых водят сюда на экскурсии (занятия по природоведению).
        Следующей остановкой стало кафе-мороженное. Сказали, что оно известно на весь мир тем, что здесь подают мороженное с любым вкусом (больше 200 видов). На самом деле такие кафе есть и в других странах, но это якобы было первым. К нам вышел хозяин-основатель – дедушка-португалец с доброй улыбкой. На стенах старые газетные фотографии с его портретами лет на 30 моложе. Дедушка стал нас потчевать самыми оригинальными вкусами (гамбургер, рыба, помидор). Мы попросили более традиционные вкусы – Ольга фрукты, я водку с пельменями. С фруктами разобрались быстро, что такое пельмени объяснить не смогли, эквивалентом водки стал коньяк. Дедушка подписал нам открытку, а Анна заплатила за мороженное.
        Потом мы попросили сувениры и интернет. С сувенирами мы пролетели, т.к. в тот день сувенирный рынок не работал. А за интернетом Анна потащила нас к себе домой, где отобрала ноутбук у старшего сына (здоровенный мачо 30 лет). Квартирка у нее в довольно престижном мини-райончике (несколько девяти-этажек за общей стеной). Отправив весточки на Родину, мы пошли в кафе неподалеку, где несколько часов посвятили беседам с попутным изучением испанского языка.         Развеселившись, в полной темноте выбрались на улицу (на этот раз большую часть счета мы оплатили).
        Анна вызвала такси и мы дождались большого раздолбанного рыдвана с крепкой теткой лет 40 за рулем. Анна обнялась с ней (как и со всеми) и сообщила нам, что эта колумбийка абсолютно безбашенная баба – единственная женщина, которая не боится ездить ночью. Дальше всю дорогу шли шуточки о нарко-трафике из Колумбии и о том почему колумбийкам не нужно работать (обычно). А потому что у них «вот такие» (тут шла активная демонстрация) сиськи. Под тропическим ливнем мы попрощались у дверей дома. Были мы ненормально веселые, хоть и не пили. Может в воздухе наркота (с попутным ветром из Колумбии)?
17 июня

Собрали вещи и плотно позавтракали. Попрощались с Мамой, в дверях она нас очень трогательно перекрестила и поцеловала. Нас со всеми пожитками забрал микроавтобус. Потом мы пересели в другой, с компанией венесуэльцев (три подруги, бабушка с парой внуков и наш друг Хосе с женой, дочкой и мамой). Нам уступили места на переднем сидении.
Ехали по той же дороге, которая нас привела из Баринаса, только с остановками в малопонятных и не интересных (на мой взгляд) местах. Пиком Эль-Негуила оказался … перевал ? примерно в 60 км от Мериды. Характерная «вешка» при подъезде к нему – обсерватория. Высота перевала около 4100 метров (мои часы показали давление 62,5% от отметки на уровне моря). Вокруг перевала маленькая часовня, памятник хищной птице (по-видимому кондор) и большой кабак. И пупыри вокруг. Штук 5 или 6. Какой из них пик. Все облачками затягивает, дождик капает, промозгло, холодно – никакого желания что-то делать. Пошли вдогонку за остальными в кабак. Водила на вопрос где тут пик Эль-Негуила смотрит честными глазами и говорит «Вот», показывая себе под ноги.
Потом заехали в место, где разводят кондоров – здоровенная птица с недобрым взглядом, севшая слишком близко к вольеру девушка чуть не осталась без уха. Еще через пятнадцать минут приехали на озеру Магуил – без комментариев, потому что комментировать нечего. Потом был памятник Бланко (вроде бы это их поэт). Потом еще какие-то непонятные остановки на пути в Мериду. Общее впечатление от поездки – не восторг (совсем). Лучше бы не ездили в эту Мериду. Хотя, знакомая пара из Канады поимела тут интересный каньонинг (на весь день и всего за 250 Bs с человека).
В Мериду спешили изо всех сил. Билеты у нас были на 19.15, но чтобы не рисковать, мы всем говорили, что нам к 18.00 нужно быть на автовокзале. Водитель все понимал и спешил, но на въезде в город начались пробки и тогда он вызвонил своего знакомого таксиста, который подъехал к сложному перекрестку и, пересадив нас к себе, за 10 минут и 10 Bs доставил нас на место.
На автовокзале стояло много автобусов, а на 4 из них было указано «Caracas». Мы подошли к первому и спросили у шофера, не с ним ли мы едем. Он посмотрел наши билеты и послал нас к нужному человеку. За одну минуту нас погрузили, а через пять уже выехали. На часах было 18.20.
Быстро переоделись и поели, после чего полюбовались венесуэльскими клипами, а потом еще кино.