Гостиница, гости и местные нравы.
Сережа, Землемер, Прокурор и Саша.
Гостиница - ВОНЮЧКА ПОЛНАЯ. 4 звезды (по количеству комнат с 2 кроватями). У нас были номера люкс. Там, где больше кроватей – НЕЛЮКС. Стоит номер 500 рублей в сутки. Завтрак брать не отважились. Тушенки было вдоволь. 9 часов утра. Похмелившись, вышли на балкон в трусах – оказывается, живем напротив Администрации и неработающего фонтана. Чиновники прогулочным шагом чешут на работу. Которые в белых рубашках, шляпах и с папками – чиновники. Начали с ними разговаривать. Русский, как оказалось, неплохо понимают. Зазвать в гости удалось двоих: один оказался местным прокурором, второй местным землемером. И беседа у нас состоялась очень интересная.
Теперь – небольшое отступление: о водке и местных нравах.
Религия пить запрещает, а государство – нет. Но споить эту нацию, равно как эвенков, тунгусов и прочих шорцев, очень просто и быстро, поэтому государство на алкоголь завело монополию. Продается в основном водка среднего качества. Хотя даже водка – Люкс местного производства от нашей вонючей палёнки отличается мало. Цена поллитры средней монгольской водки равна половине месячной зарплаты прокурора. Особенно не попьешь. Но и прокурор, и землемер в свое время отучились в МГИМО. И кроме неплохого умения говорить по-русски, они в СССР неплохо усвоили, что водка – это совсем неплохо, а водка на халяву – просто супер! Поэтому, на традиционно понятный каждому русскому с балкона вопрос: «А по маленькой?» каждый НАШ монгол, как пионер, отвечал «Всегда готов!».
Посиделки оказались недолгими. Первую рюмку монголы выпивают быстро и с радостным удовольствием, начинают рассказывать про бурное студенческое прошлое в Советском Союзе. Вторую рюмку выпивают и начинают хвататься за то место, где у них в национальном наряде висит кинжал, их безотчетно тянет на подвиги и драки. Здесь главное - вовремя налить третью рюмку большей емкости, после которой монгола быстро клонит в сон. Хотя НАШИ монголы, имея определённые питьевые навыки, продержались пять рюмок, после чего Землемер сказал Прокурору: «Иди и подожди у мня в кабинете». Оказывается, Прокурор здесь вовсе не главнее Землемера. Землемер может раздавать земли, а Прокурор кого-то куда-то посадить. А тюрем в Монголии кочевой народ вовсе не боится. После этого Землемер, как самый главный, допил с хозяевами шестую рюмку и благополучно заснул на кровати. Более мы его не видели.
Жизнь города. Рынок. Кафе.
Экспедиционер Костя
Экспедиционер Саша
Сережа торгуется за кумыс
Саша, Вова и Чингиз-Хан
Сережа прикупил супруге пару циновок и (...) на воротник
У фонтана
Музей
Памятник. Шымширин Ногай.
Экспедиционер Серёжа.
На рынке. Экспедиционер Вова.
А мы пошли осматривать город. Город Баян-Ульгий – это центр аймака, типа нашего райцентра в Казахстане 50-х годов прошлого века. Из достопримечательностей – музей краеведческий и площадь с неработающим фонтаном и памятником у нас малоизвестному военначальнику Шымширину Ногаю. В провожатые нам дали местного молодого комсомольца в парадной белой шапке. Он нас и провел по всем достопримечательностям городка. После того как осматривать было уже нечего, а в кафе нам надо было только к вечеру, мы решили посетить местный рынок.
Рынок это уменьшенная копия всего монгольского государства. Он делить на три части – китайский квартал, русский квартал и собственно монгольский рынок. Основная масса товаров, продаваемых в Монголии, - китайская. Русский рынок представлял из себя завезенные из России и Казахстана запчасти для УАЗиков, бензопил и прочего инструмента, в общем, как наша автобарахолка. Китайский рынок – это все что можно носить на ногах, руках, голове, в общем, китайский ширпотреб – одежда, магнитофоны, батарейки и прочее барахло. Нас конечно больше интересовал монгольский рынок, где мы прикупили настоящего кумыса, каких-то кисломолочных сладостей. Каждый купил себе по шапке взрослого монгольского мужчины, а экспедиционер Саша приобрел ремень старшего воина (типа нашей капитанской фуражки). Кругом шкуры лис, волков, барсучий жир и ковры с ликом, похожим на Чингисхана. Монгольский рынок очень приветливый и добродушный, мы торговались до упора, хотя все очень не дорого.
Вечером посетили комсомольское кафе. Главным с принимающем стороны был племянник бывшего начальника монгольской таможни, который в дальнейшем нас и будет сопровождать до конечного пункта нашего путешествия. Когда мы перешли к бараньим котлеткам, то решили взять поллитра водочки, но нас корректно поправили, что кафе комсомольское и безалкогольное, пожалуйста зеленый чай и сок, а из алкогольных напитков только выдержанный кумыс. Но мы, как бывалые экспедиционеры, уважая местные монгольские традиции, чинно поочереди сходили до машины и употребили в салоне автомобиля нашу бутылочку водочки на четверых. После чего бараньи котлетки пошли просто на ура!
Экспедиционеры Сережа и Костя на закупе.
|
Дорога Улэгэй - Хотон-Нур
На перепутье.
На перевале по пути в Цэнгэл.
ОВО. Фотка не моя, позаимствовал у добых людей.
Отъезд по организационным причинам был только утром следующего дня. Надо было оформить разрешение на проезд.
Выехали в обед на трех машинах, две –наши, плюс УАЗик сопровождения. Километрах в десяти от Ульгия первый раз прокололи колесо, и два часа ждали, когда его свозят обратно в Ульгий на вулканазицию (цивилизация, однако). Вдоль дороги на расстоянии 50 метров столбиками стоят тарбаганы - это толстые и жирные рыжие сурки (размером с небольшого зайца). Переваливая толстыми задницами на редкость ловко и быстро ныряют в свои норки, мы не успеем даже сфотографировать. Преодолеваем небольшой перевал. На самой высокой точке стоит ОВО. ОВО - это культовое сооружение в честь духов окружающей местности. В большинстве своем это груда камне в виде конуса, посередине которого воткнут шест, на который повязаны кусочки ткани красного и синего цвета. Кроме камней духам преподносят деньги, конфеты, печенье и т.д./
Вокруг ОВО принято обходить, а иногда и объезжать вокруг по часовой стрелке. Далее наш маршрут протекал через Сагсай, Улаанхус с заправкой, где из земли торчит труба с краном и надписью бензин. Дорога местами - нормальная грунтовка, местами гравийка, гребенка почти везде. По дороге встретили немало захоронений, раскопанных курганов. Часов в 20.00, мы были в Цэнгэле, а часам к двум ночи прибыли к погранзаставе рядом с озером Хотон-Нур. Не раздумывая, улеглись спать, так как водки по дороге было выпито некоторыми экспедиционерами просто немеряно.