Байян-Ульгий (он же Улэгэй) 
Гостиница, гости и местные нравы.

Сережа, Землемер, Прокурор и Саша. Сережа, Землемер, Прокурор и Саша.
 

Гостиница  - ВОНЮЧКА ПОЛНАЯ. 4 звезды (по количеству комнат с 2 кроватями). У нас были номера люкс. Там, где больше кроватей – НЕЛЮКС. Стоит номер  500 рублей в сутки. Завтрак брать не отважились. Тушенки было вдоволь. 9 часов утра. Похмелившись, вышли на балкон в трусах – оказывается, живем напротив Администрации и неработающего фонтана. Чиновники прогулочным шагом чешут на работу. Которые в белых рубашках, шляпах и с папками – чиновники. Начали с ними разговаривать. Русский, как оказалось, неплохо понимают. Зазвать в гости удалось двоих: один оказался местным прокурором, второй местным землемером.  И беседа у нас состоялась очень интересная.

Теперь – небольшое отступление: о водке и местных нравах.

Религия пить запрещает, а государство – нет. Но споить эту нацию, равно как эвенков, тунгусов и прочих шорцев, очень просто и быстро, поэтому государство на алкоголь завело монополию. Продается в основном водка среднего качества. Хотя даже водка – Люкс местного производства от нашей вонючей палёнки отличается мало. Цена поллитры средней монгольской водки равна половине месячной зарплаты прокурора. Особенно не попьешь. Но и прокурор, и землемер в свое время отучились в МГИМО. И кроме неплохого умения говорить по-русски, они  в СССР неплохо усвоили, что водка – это совсем неплохо, а водка на халяву – просто супер!  Поэтому, на традиционно понятный каждому русскому с балкона вопрос: «А по маленькой?» каждый НАШ монгол, как пионер, отвечал «Всегда готов!».

 Посиделки оказались недолгими. Первую рюмку монголы выпивают быстро и с радостным удовольствием, начинают рассказывать про бурное студенческое прошлое в Советском Союзе. Вторую рюмку выпивают и начинают хвататься за то место, где у них в национальном наряде висит кинжал, их безотчетно тянет на подвиги и драки. Здесь главное -  вовремя налить третью рюмку большей  емкости, после которой монгола быстро клонит в сон. Хотя НАШИ монголы, имея определённые питьевые навыки,  продержались пять рюмок, после чего Землемер сказал Прокурору: «Иди и подожди у мня в кабинете». Оказывается,  Прокурор здесь вовсе не главнее Землемера. Землемер может раздавать земли, а Прокурор кого-то куда-то посадить. А тюрем в Монголии кочевой народ вовсе не боится. После этого Землемер, как самый главный, допил с хозяевами шестую рюмку и благополучно заснул на кровати. Более мы его не видели.

Жизнь города. Рынок. Кафе.

Экспедиционер Костя Экспедиционер Костя
Экспедиционер Саша Экспедиционер Саша
Сережа торгуется за кумыс Сережа торгуется за кумыс
Саша, Вова и Чингиз-Хан Саша, Вова и Чингиз-Хан
Сережа прикупил супруге пару циновок и (...) на воротник Сережа прикупил супруге пару циновок и (...) на воротник
У фонтана У фонтана
Музей Музей
Памятник. Шымширин Ногай. Памятник. Шымширин Ногай.
Экспедиционер Серёжа. Экспедиционер Серёжа.
На рынке. Экспедиционер Вова. На рынке. Экспедиционер Вова.
А мы пошли осматривать город. Город Баян-Ульгий – это центр аймака, типа нашего райцентра в Казахстане 50-х годов прошлого века. Из достопримечательностей – музей краеведческий и площадь с неработающим фонтаном и памятником у нас малоизвестному военначальнику Шымширину Ногаю. В провожатые нам дали местного молодого комсомольца в парадной белой шапке. Он нас и провел по всем достопримечательностям городка. После того как осматривать было уже нечего, а в кафе нам надо было только к вечеру, мы решили посетить местный рынок.
Рынок это уменьшенная копия всего монгольского государства. Он делить на три части – китайский квартал, русский квартал и собственно монгольский рынок. Основная масса товаров, продаваемых в Монголии, - китайская. Русский рынок представлял из себя завезенные из России и Казахстана запчасти для УАЗиков, бензопил и прочего инструмента, в общем, как наша автобарахолка. Китайский рынок – это все что можно носить на ногах, руках, голове, в общем, китайский ширпотреб – одежда, магнитофоны, батарейки и прочее барахло. Нас конечно больше интересовал монгольский рынок, где мы прикупили настоящего кумыса, каких-то кисломолочных сладостей. Каждый купил себе по шапке взрослого монгольского мужчины, а экспедиционер Саша приобрел ремень старшего воина (типа нашей капитанской фуражки). Кругом шкуры лис, волков, барсучий жир и ковры с ликом, похожим на Чингисхана. Монгольский рынок очень приветливый и добродушный, мы торговались до упора, хотя все очень не дорого.
Вечером посетили комсомольское кафе. Главным с принимающем стороны был племянник бывшего начальника монгольской таможни, который в дальнейшем нас и будет сопровождать до конечного пункта нашего путешествия. Когда мы перешли к бараньим котлеткам, то решили взять поллитра водочки, но нас корректно поправили, что кафе комсомольское и безалкогольное, пожалуйста зеленый чай и сок, а из алкогольных напитков только выдержанный кумыс. Но мы, как бывалые экспедиционеры, уважая местные монгольские традиции, чинно поочереди сходили до машины и употребили в салоне автомобиля нашу бутылочку водочки на четверых. После чего бараньи котлетки пошли просто на ура!
Дорога Улэгэй - Хотон-Нур

На перепутье. На перепутье.
На перевале по пути в Цэнгэл. На перевале по пути в Цэнгэл.
ОВО. Фотка не моя, позаимствовал у добых людей. ОВО. Фотка не моя, позаимствовал у добых людей.
Отъезд по организационным причинам был только утром следующего дня. Надо было оформить разрешение на проезд.
Выехали в обед на трех машинах, две –наши, плюс УАЗик сопровождения. Километрах в десяти от Ульгия первый раз прокололи колесо, и два часа ждали, когда его свозят обратно в Ульгий на вулканазицию (цивилизация, однако). Вдоль дороги на расстоянии 50 метров столбиками стоят тарбаганы - это толстые и жирные рыжие сурки (размером с небольшого зайца). Переваливая толстыми задницами на редкость ловко и быстро ныряют в свои норки, мы не успеем даже сфотографировать. Преодолеваем небольшой перевал. На самой высокой точке стоит ОВО. ОВО - это культовое сооружение в честь духов окружающей местности. В большинстве своем это груда камне в виде конуса, посередине которого воткнут шест, на который повязаны кусочки ткани красного и синего цвета. Кроме камней духам преподносят деньги, конфеты, печенье и т.д./
Вокруг ОВО принято обходить, а иногда и объезжать вокруг по часовой стрелке. Далее наш маршрут протекал через Сагсай, Улаанхус с заправкой, где из земли торчит труба с краном и надписью бензин. Дорога местами - нормальная грунтовка, местами гравийка, гребенка почти везде. По дороге встретили немало захоронений, раскопанных курганов. Часов в 20.00, мы были в Цэнгэле, а часам к двум ночи прибыли к погранзаставе рядом с озером Хотон-Нур. Не раздумывая, улеглись спать, так как водки по дороге было выпито некоторыми экспедиционерами просто немеряно.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте