День 7, 25.07, Сб.

руч. Молтасё – руч. Гердизшор - руч. Мадьяха – оз. Нявато – р. Мэтатыяха – р. Щучья (озеро)
Протяженность: 31 км, ходовое время – 14 часов, в движении – 9 часов.
Набор высоты: 200 м
Дорога – болото, вездеходные следы
Препятствия: бездорожье, болото
Утром мошки стало чуть меньше, однако рюкзак все равно облеплен. На одном месте лучше не задерживаться дольше минуты… Стартовали в 7, без завтрака, рассчитывая на привал на Гердизшоре. Вскарабкались на недовзятый накануне перевал за 50 минут. Это на два километра пути. Внизу все та же безрадостная картина. Камни, обломки скал и болото покуда видит глаз. На перевале более плотный грунт и вездеходные следы соединяются, чуть ниже – опять растекаются по всему склону, создавая для нас полосу препятствий. Идти приходится в накомарнике, в любые незащищенные или не облитые гардексом места тут же впиваются по нескольку комаров одновременно. Андрей накомарник посеял вместе с ботинками, поэтому мучается так. Жертвую ему свою кепку, голова все равно одна.
Медленно бредем вниз по склону. Получается не намного быстрее, чем вверх, но тащить легче. Далеко внизу видна полоска кустов – где-то там протекает Гердизшор. В районе притоков Гердизшора приходится форсировать несколько грязных канав. При переходе одной из них макнул велосипед в болотную жижу и в местном торфе навеки осталась одна из пробок от рогов на руле. Потом всю дорогу в этот рог тоскливо трубил и завывал ветер.
Около 9 встали на завтрак на Гердизшоре. Вода коричневая, с болотным привкусом, но лучше чем в Молтасё. Согласно теории, ручьи с окончаниями «–шор» и «–сор» вытекают из болота…  Компенсируем энергозатраты дозой ядерной овсянки. Вышли в 10:30. Вскоре вездеходные следы пересекли Гердизшор и стали забираться на холм. Ручей чуть ниже этого места уходит в небольшой каньончик. Невозможно поверить, что столь хилый поток воды мог так сильно искромсать скалы… С перевала в дымке видны огромные озера на востоке. Наша же участь на ближайшее время очевидна – спуск к Мадьяхе и подъем на перевал после нее ничем не отличаются от того, что было утром. Возле реки, к югу от нас, я заметил какой-то яркий блестящий предмет. Возможно, кусок стекла или металла… В 11:20 спустились к Мадьяхе. Вода, как и в Гердизшоре, болотная. Жарко, на термометре +37… Перевал взяли минут за 30. На спуске с него удалось немного прокатиться – проехали метров 500 по дороге к озеру. Дальше началась болотина – сначала приток Мадьяхи, потом ручей, вытекающий из озера. В 12:20 дотащили велосипеды до озера. Лезем купаться. На дне слой ила, сантиметров 10, но есть каменистые участки. Вода – идеальная, хорошо прогрета солнцем. Ловим неописуемый кайф. Правда, процесс переодевания экстремален – на свежее мясо моментально накидываются полчища кровожадных тварей. Сварили чай из озерной воды. Вода цветет, поэтому набрали бутылкой с глубины и профильтровали лишнюю зелень через сетку накомарника. Получилось сносно. Рядом с озером – закладка, валяется чем-то набитый полипропиленовый мешок.
В 13:30 выходим, опять нужно тащить велосипеды по тундре. Видно далеко. Грязно зеленый цвет тундры сливается с грязно-голубым цветом дымки где-то на горизонте. Горизонтальная перспектива мрачная. Дорога ведет не по южному берегу озера, как на карте, а по северному. Направление, вроде нужное, скорее всего, просто срезается крюк к озерам Нявато, показанный на карте. С водой в ближайшие километры ожидаются проблемы. Довольно садистский опыт – вокруг мокро, ботинки хлюпают, но питьевой воды нет. А жара стоит тропическая. Так и бредем по грязному месиву, свободными конечностями отгоняя насекомых. Даже морошки нет. Точнее, ее полно, но зеленой. С ягодами нам не повезло.
Через пару километров замечаем слева по ходу какой-то голубой предмет. Очень напоминает часовню или памятный крест, но расстояние велико и разглядеть детали невозможно. В этих местах увидеть такое совершенно невероятно. Еще через пару километров сомнения рассеиваются. Слева от дороги поселение. На холме стоит нормальная русская изба, церковь. Вокруг – несколько похожих на юрты построек, а также стандартные чумы, окруженные нартами с накрытым брезентом скарбом. И тут живут люди… Дорога проходит мимо поселения, поэтому мы на время покидаем ее, затащив велосипеды на холм. Оставляем их в небольшой лиственничной роще и идем искать людей. Место зачетное – продуваемый холм, вокруг лиственницы. Два озера рядом… Но поселение кажется вымершим. На дверях замки, не слышно ни звука. По счастью, я заметил на подходе женщину, которая спускалась с холма и направлялась к чумам. Туда и пошли. Люди есть. Первым делом выпросили воды, которую тут же и уничтожили. Нам предложили подняться в поселок и выпить чаю. С радостью соглашаемся. Люди есть и тут. Среди деревянных строений стоят два чума. На солнце сушатся детские вещи. В одном из них оказалась пара взрослых ненцев и человек пять детей. Наше появление вызвало оживление. Неизвестно откуда появилось еще человек пять…  Спросили дорогу до Лаборовой. Нам посоветовали двигаться через озеро Харампэто и ущелье… Во втором чуме для нас поставили чайник. Пока нагревалась вода, мы осмотрели поселок и зашли в храм. Это место – православный детский лагерь «Земля надежды». Мы читали про него в Интернете, но совершенно не ожидали увидеть его именно здесь, считая что он расположен гораздо ближе к Лаборовой…
Располагаемся в чуме. Внутри обстановка довольно аскетичная. По сторонам от входа два деревянных настила, на одном из них сделано некоторое подобие восточного дивана, на другом – хозяйственный скарб. Посередине – очаг, над огнем подвешен большой чайник. Дым вытягивается через отверстие в потолке. Чум сверху накрыт брезентом, стены изолированы войлоком. Есть пара закрытых тряпками вентиляционных отверстий, вход тоже завешен тряпьем. Напротив входа – некоторое подобие стола, из-под него периодически высовывался собачий нос. Рядом здоровенный котяра, отирается возле ведра с рыбой… В течение следующего часа успели залить в себя по три чашки чая с сахаром и сухарями. Беседовали о здешней жизни. В лагере будет до 30 детей, опекаемых местной православной общиной. Есть генератор, телевизор,  видео (точнее были, пока не сгорели). Собираются купить компьютеры. Мы не единственные велосипедисты здесь. Христиане купили детям 25 велосипедов, чтоб те могли кататься по тундре. Пока же техника, в основном, осела в Лаборовой. Это неудивительно, учитывая качество здешних «дорог». Сильно сокрушались по-поводу активности в регионе конкурирующей конфессии – баптистов.
Вечером ожидается вездеход с начальством, должна приехать Анна Павловна, предводитель. У нас же есть шанс пролететь с магазином в Лаборовой, так как содержит его все та же община (в основном, это дети и подростки), и мы можем разминуться с хозяевами, которые направятся в лагерь. Пока беседовали, кот все же добрался до рыбы и выхватил из ведра здоровенный кусок. Собака немедленно подняла шум и хозяйка, поившая нас чаем, ухватила кота за шкирку. Кот выдержал экзекуцию недовольно урча, но так и не выпустив рыбу из зубов. Его так и выдворили из чума с болтающимся в зубах куском рыбы.
В 15:50 продолжаем путь. За озером, соединенным протокой с Харампэто, дорога разветвляется. Левая колея ведет в ущелье, мы после некоторых раздумий решаем двигаться как запланировали, по правой. Экономия пути сомнительная. Как и в любом заболоченном участке, «дорога» представляет собой десяток-другой колей, рассредоточенных по склону. Богатый выбор: хочешь - след с кочками, хочешь – с густыми кустами, а хочешь – и вовсе с грязью по колено. Передвигаемся с черепашьей скоростью, то и дело останавливаясь, чтобы перевести дух. В 18:30 дотащились до небольшого торфяного озерца рядом с дорогой, километрах в 8 от лагеря. Расположились прямо у воды. Под вечер разгулялся ветер, появилась возможность посидеть немного без накомарника. Добиваем с чаем остатки сладкой раскладки на сегодня. Тема дня: как эффективнее применять напалм для уничтожения гнуса – в бомбах или выливных авиационных приборах?
В 19:30 продолжаем движение. Финишная кривая. До планового места ночевки еще километров восемь. По состоянию местных дорог это часа три… Менее чем через километр слева к нашей дороге присоединилась колея из ущелья. Наверное, мы не сильно прогадали, пойдя именно здесь. Разницы никакой, все та же грязная колея… Дальнейшие события – унылое волочение велосипедов по болоту. В качестве развлечений в программу иногда включался штурм проток между озерами. Велосипед при волочении по кустам лязгает и скрежещет не хуже вездехода. Вся техника в этих местах приходит в одинаковое состояние… Привод, за ненадобностью, забит ботвой, из лапки натяжителя цепи торчит березовый веник... Впрочем, на последней протоке в качестве приза были положены мостки для трактора. Чувствуется близость цивилизации…
В 21:45 добрели до Метатыяхи. Вода в ручье – коричневая жижа с пеной. Это не слишком нас расстраивает, поскольку мы надеемся на скорую встречу с Щучьей, несущей миллионы кубометров снеговой воды... Оставшиеся пару километров до нее проходим на включившихся в предвкушении бивака скрытых резервах организма. Метров триста перед самой Щучьей даже удалось проехать.  Справа, ниже по течению еще одно поселение, стоят чумы.
В 22:20 свершилось. Мы на берегу. Возле группы лиственниц оставлены две надувные лодки без весел, людей нет. Берег в этом месте высокий и обрывистый, путь к воде преграждает плотный пояс кустов. Еще минут двадцать слоняемся по берегу в поисках более удачного места стоянки. Наконец, усталость побеждает привередливость. Мы бросаем велосипеды метрах в 200 выше по течению и продираемся к воде через кусты. Судя по стеклотаре на берегу, это нормальный способ в этих местах. Наконец-то можно хлебнуть нормальной воды. Надо сказать, что контакт с тундрой Щучью подпортил. Появился ил, органический привкус, да и воду лучше набирать на быстрине. Но все равно это лучшее, что мы пробовали за последние сутки.
Холодает. Комары, которых холод не очень-то смущает, загоняют Андрея в палатку. Я, как счастливый обладатель накомарника, могу понаслаждаться белой ночью снаружи. Впрочем, после ужина задерживаться здесь нет никакого желания. Я подмерзаю, тоже заползаю внутрь и вскоре отрубаюсь.

День 8, 26.07, Вс.

р. Щучья (озеро) – брод через р. Щучья – Фактория Лаборовая – оз. Мынгорманто – Бованенковский тракт – мост через р. Щучья
Протяженность: 48 км (до Лаборовой – 11), Ходовых часов – 12, из них в движении – 8. Набор высоты: ~50 м.
Дорога: до лаборовой – 11 км болота, далее щебеночно-гравийный грейдер переменного качества.
Препятствия: бездорожье до самой Лаборовой, брод через р. Щучья. По текущему состоянию можно было форсировать только вплавь. Нам повезло с попутным вездеходом.
Выдвинулись в 10:30. Логгер заглючил, трек в этот день плановый. Гугл обеспечил хорошее совпадение его с фактом. Но вот дорожного покрытия не обеспечил. За час добрели до места, где Щучья резко поворачивает к северу, а дорога вплотную подходит к реке. Километра три от лагеря. Берега здесь тоже обрывистые, однако от самой дороги вниз ведет тропинка. Спустившись по ней, напугали местного жителя, который проверял сеть. Говорит, что постреливают. Убедившись, что мы пришли с миром, он возвращается к своему занятию. А мы пополняем запасы воды. Выше по течению вода становится чуть лучше… Местный нас огорчил. Моста перед Лаборовой, про который говорили в Земле Надежды, нет. Зато там стоит трекол – колесный вездеход. Можно попытаться найти его хозяина…
Вдали на высоком холме показались постройки Лаборовой. Большой поселок… К 13:00 добрались до брода. По дороге пару раз безуспешно попытались поехать. Проехать получается метров 50. Болото… Хотя и более цивилизованное, чем вчера. Особенно удобно идти по следу колесного вездехода – он меньше размешивает дорогу и из-за худшей проходимости придерживается участков посуше. Но все относительно.
На броде нас поджидает проблема. Стоят два вездехода – гусеничный, по виду натуральный танк, и трекол. Вокруг ни души. До Лаборовой отсюда километра три. Брода нет. Дойти можно до островка на середине реки, но протока под другим берегом глубокая. Дна вообще не видно, течение быстрое. По наводке прошлых отчетов идем искать брод ниже по течению. Занятие это не из легких. Опять приходися тащить велосипеды по заболоченному лугу. Следы вездехода здесь старые, а иногда и вовсе отсутствуют. Калории сжигаются за милую душу. А бродом, между тем, не пахнет. Вдалеке разлив Щучьей на несколько рукавов. Но берега высокие. Вряд ли ее можно перейти там. Что происходит под боком – не видно за полосой кустов. Через километр с небольшим бросаем велы и идем на разведку налегке. Результат удручающий. Воды – везде по шею минимум. Противоположный берег – двухметровый обрыв. А до ближайших строений – не более километра. Болота. Обратно бредем по берегу пару километров, периодически пытась сунуться в воду. Эффект нулевой. Возвращаемся к велам и волочим их обратно к вездеходам. Надо либо плыть, либо налегке переправляться в поселок и искать помощи.
Однако судьба решила нас порадовать. Ветер донес грохот вездехода. И этот вездеход двигался к нам… Оказалось, что мы разминулись где-то с лаборовцами, которые ехали в лагерь. А сейчас они возвращались обратно и согласились нас подвезти. Очень кстати. В вездеход, который отстаивался возле брода, загрузили сначала металлолом, потом пустые бочки из-под солярки, потом велосипеды с рюкзаками, а потом и нас. Настал лучший момент нашего велопутешествия по тундре. Мы ЕХАЛИ по ней. Уничтожение нежного ягельного покрова стальными гусеницами из кабины вездехода кажется не таким уж и плохим делом. Машина прогремела по буеракам до переправы, которая оказалась метрах в 500 выше по течению. Я не уверен, что в этом месте реку можно было форсировать без вездехода. Глубина примерно по грудь или выше. Течение тоже недетское.   Водитель – парень лет 17, из общины. Лишь на переправе его ненадолго сменил взрослый мужик. До Лаборовой доехали с комфортом. Для удобства в местах, о которые пассажиры и водитель чаще всего бьются головой, в вездеходе предусмотрены кожаные подушки. Очень удобно. Выгрузились на площадке возле гаражей. Местные, не теряя ни минуты, разгрузили вездеход и приспособили его для пермещения еще одного куска металлолома – ржавого вездехода без траков, в гараж. Жизнь на фактории бьет ключом…
Мы, тем временем, навещаем магазин. Хозяева – все те же члены общины. Товары отпускает парнишка лет 16… Возвращаемся к вещам. Местные в недоумении – пока они оттаскивали в сторону мешающие манипуляциям с вездеходами вещи, из рюкзака Андрея вывалилась граната. Ее предполагалось применить против зверья, если бы оно вдруг решило рассмотреть нас как пищу. Граната страйковая. Хлопушка с шариками внутри, но в форме «лимонки». Хорошо хоть пластиковая. От предложения взорвать ее ради интереса прямо в поселке местные откзались.
Устраиваем небольшой праздник живота с Кировским лимонадом и печеньем неизвестного происхождения. Есть сгуха – есть щастье. А сахара в магазине не оказалось. Немного офигеваем от цивилизации – обилия построек, людей, а главное – ДОРОГИ! Поселок не очень совпал с нашим представлением о нем, которое сложилось по отчетам. Металлолома много, но дома жилые. Есть даже школа со спутниковой тарелкой. Бегают дети. Заметили пару велосипедов STELS из партии для местных детишек. И это при том, что сейчас в поселке мало народа. Все в тундре…
Около 17, толком не попрощавшись, двигаем дальше. От езды за все эти дни отвыкли. В 17:20 остановились на пару минут на холме возле оз. Мынгорманто, чтобы заснять местные красоты. Вид впечатляющий. Позади остались постройки Лаборовой и горы. К северу, на горизонте еще одни горы очень сурового вида. Все остальное пространство заполнено зеленой тундрой с вкраплениями озер и небом. Земля атлантов… С дороги тундра просматривается на многие километры. Видны мосты и балки вахтовиков, мимо которых мы будем проезжать через несколько часов… До трассы от поселка 14 километров. Дорога хорошая, но ехать с убитыми переключателями по холмам тяжеловато. С океана дует мощный ветер. Сейчас он боковой, но скоро станет попутным. Оба последующих дня тундра усиленно старалась выдуть нас из себя. Мы были не против…
К шести докрутили до трассы. Здесь железнодорожный переезд с десятком знаков, один из которых представляет собой валенок с красным шарфом, и указатель на Лаборовую. На трассе качество грейдера принципиально не ухудшилось. Леденящие душу рассказы вахтовиков в поезде о щебне на протяжении 160 километров не оправдались.
Остановились на чай на одном из озер неподалеку от поворота на трассу. Минут через 40 двинулись дальше. Ветер сносит нас и вещи, приходится утепляться. Но он, по счастью, сносит и комаров. Остались только самые подготовленные.
Проносимся мимо железнодорожных разъездов, забытого в тундре неизвестно когда и кем металлолома. Справа неизменно следует железнодорожное полотно, то приближаясь к грейдеру, то отдаляясь от него. Виды в закатных лучах потрясающие. Местность напоминает, скорее, степь или даже саванну. Только пронизывающий ветер напоминает о том, что мы за полярным кругом.
До моста через Щучью докрутили к десяти часам. На автомобильном мосту проложены рельсы – остатки старой совмещенной трассы. Теперь железнодорожный мост отдельный. Место для лагеря здесь не самое удачное. В леске на северном берегу Щучьей ошивались бомжеватого вида местные жители. На противоположном берегу справа – рабочий поселок. Стоят вагончики, строительная техника. Влево, к слиянию Щучьей и Халяталбея уходит наезженная грунтовка. Делать нечего, съезжаем по ней. Дорога заканчивается на глинисто-песчаном пляже на берегу Щучьей. Грунт влажный, видимо вода спала недавно. К реке не подойти, засасывает по колено. К устью Халяталбея путь преграждает пересохшая протока с глинистыми берегами. Вокруг следы пикников строителей магистрали. Несмотря на расстояние в 200 метров, сюда они приезжают на «Камазах». И сегодня как раз был выходной. Свежий мусор. По характеру его заключаем, что где-то поблизости продается пиво. Лаборовцы говорили нам про магазин в балках за мостом через Щучью. Проблему водоснабжения решили при помощи настила из ивовых ветвей. Отмылись от глины. Сели кашеварить. Погода портится, да и после всех приключений этого дня особого желания долго сидеть тоже не возникало. Прикончили купленную в Лаборовой сгуху.