Технический отчет и путевые заметки

брод через р. Малая Пайпудына брод через р. Малая Пайпудына
брод через р. Малая Пайпудына брод через р. Малая Пайпудына

День 1. 19.07, Вс

Ст. Пл. 110 км (пос. Полярный) – р. Мал. Пайпудына – р. Бол. Пайпудына
Дорога: грейдер
Протяженность: 32 км за 5:40.
Набор высоты +120 м (130 – 250)
Препятствия: брод через М. Пайпудыну, брод через Б. Пайпудыну, несколько размытых участков грейдера на пересечении ручьев.
Прибыли по расписанию (15:35 MSK – здесь и далее время московское) на станцию пл. 110 км. Выгрузились достаточно оперативно. Поезд стоял дольше положенной 1 минуты, выбросились еще 2 группы – водники на Харбей и пешеходы, которые собирались на Хадату и Щучьи озера. На станции их встречали 2 ГАЗ-66. Местные смотрели на велосипеды скептически, сказав, что приезжать надо в начале августа, когда меньше воды и комаров и больше подножного корма.
Быстро собрали велосипеды, в 16:10 стартовали. Я обнаружил, что посеял велокомпьютер. Компьютер Андрея – беспроводной, для экономии батарей отключили датчик, так что весь поход он работал как часы и термометр. Погода пасмурная и прохладная, низкая облачность. Вершины гор спрятаны в плотных облаках.

Поселок Полярный находится в запустении, хотя возле ж/д станции бывает техника и, похоже, есть какие-то мастерские в балках. Мы познакомились с местными транспортными средствами – народ разъезжает по тундре на ГАЗ-66 и каракатах, которые представляют собой трехколесные мотоциклы с огромными колесами. Остальная часть поселка – жуткого вида бараки. На улицах много мусора и металлолома. Пока петляли по улицам поселка, встретили группу студентов – ребята фотографировались в развалинах Полярного (поселок действительно сильно напоминает Зону из «Сталкера»). Ближе к харбейскому грейдеру повстречались две девушки из этой же группы – те рассказали, что бродили они по горам 8 дней, немало покормили комаров и поплавали в болоте. Пожелав друг другу удачи, мы двинулись на север по грейдеру. Дорога хорошего качества, можно быстро ехать, несмотря на небольшой, но постоянный набор высоты.

Через 4 км первый брод – через р. Малая Пайпудына. У брода мы были в 16:45. Переправлялись больше часа. Течение в реке стремительное и при глубине выше колена сносит. Ширина реки около 50 м. Разведали брод – он чуть выше по течению, сначала через одну из побочных проток, затем через основную протоку, на перекате. С вещами и велосипедом перебираться трудно. Для страховки использовали сначала велосипеды, а затем - шесты из плавника. Перебрались без потерь. Андрей обнаружил, что не взял лямки для рюкзака, поэтому приходится тащить груз на плече. Делаем несколько ходок через реку. Неопрен – сила.

Движение продолжили в 18:00. За бродом дорога постепенно ухудшается, появляются размытые участки на пересечении ручьев. Велосипеды приходится перетаскивать через каменные и водяные броды. Впрочем, это получается довольно быстро, поскольку глубина их небольшая и можно не снимать рюкзак с багажника. Больше всего провозились с ручьем Развильный. Возле ручья Дьявольский – остатки буровой. Слева от дороги увидели первые чумы. Дорога грязная, на покрышки налипает глина.

К 22:00 докрутили до Бол. Пайпудыны. Перед бродом влево отходит колея – решаем ехать по ней, а не основной дороге, считая, что она приведет нас к броду. В действительности, колея уходит куда-то на север, вдоль Пайпудыны. Несмотря на название, Большую Пайпудыну получилось перейти вдвое быстрее малой. Глубина меньше и течение не такое стремительное. Ширина реки около 50 м, Максимальная глубина – чуть выше колена.
Под вечер распогодилось. Сильный ветер разогнал облака и горы на востоке и юге освещены полуночным солнцем. Вообще, полярный день немало способствовал различным необычным атмосферным явлениям в течение всего похода. Неслучайно на многих фотографиях Полярного Урала так много неба. Такого в наших широтах не увидишь.
В 23:00 встали лагерем на левом берегу Бол. Пайпудыны, за каменным валом, защищавшем лагерь от ветра. Южнее в ~100 метрах – продолжение Харбейского грейдера. Хорошие места для стоянок есть на обоих берегах реки. Если поискать, можно разжиться сухими ветками для костра. Мы обошлись горелками. Холодно (+2), светло, комаров и мошки нет. На северо-западе – подсвеченные солнцем багровые перистые облака.

День 2. 20.07, Пн

Р. Бол. Пайпудына – пер. – руч. Золотой - пер. – р. Лонготъёган – пер. – слияние р. Немуръёган и р. Сядотаяха
Набор высоты: +700 м (250 – 520 – 270 – 700 – 240)
За день 40 км за 12 ходовых часов. Время движения – около 9 часов.
Дорога: грунт (на перевалах - камень, внизу - болото)
Препятствия: заболоченный участок в верховьях Б. Пайпудыны, брод через ручей Золотой, заболоченный участок в долине р. Лонготъёгана, пер. к реке Лонготъёгана – набор 270 м, брод через верховья Лонготъёгана, пер. в р. Немуръёган – крутой подъем, набор высоты >300 м., брод  через р. Немуръёган.
К 03:00 день наступил окончательно. Утро солнечное, но холодное. Утром, часов в 7, слышали грохот двигателя – по-видимому, возвращалась машина, которая отвезла водников на Харбей. В 9 часов встали и начали готовить и собираться. Я осмотрел вел, поскольку беспокоился насчет появившихся из-за перетянутых спиц трещин вокруг пистонов на заднем ободе. От 30 км грейдера ничего не изменилось, можно спать спокойно.
Вышли в 11:45. Переменная облачность, +14. Ветер северный. Первый брод не заставил себя ждать – для разминки помочили ноги в безымянном притоке Бол. Пайпудыны в 300 метрах от лагеря. Грейдер круто поднимается на холм, мы сворачиваем на наезженную колею влево. Колея ведет в верховья Бол. Пайпудыны по склону холма, метров на 100 выше реки. Подъем достаточно крутой, но наверху можно ехать. Встречаются грязные лужи. Дорога постепенно ухудшается и местами идет по откровенному болоту. Пересекли безымянный ручей, который окрестили Нефтепродуктовым. По обеим сторонам колеи хватает техногенных образований неизвестного назначения – в основном, куски транспортных средств и обломки стройматериалов. На одном из виражей колеи обнаружили неизвестно как попавшую сюда железнодорожную рельсу. Дорога промаркирована ржавыми трубами – по-видимому, чтобы ее можно было найти зимой.
Спускаемся с холма вниз, к броду через Золотой ручей. Место красивое, ручей разливается на несколько рукавов общей шириной метров 50. Вода убегает под здоровый  снежник голубоватого оттенка. Позади – альпийские виды. Высота небольшая, но из-за холода, мощных снежников и отсутствия растительности кажется, что находишься на высоте в пару километров. В долину Пайпудыны с запада переползают дождевые облака, но нас дождь никак не может зацепить. Поэтому мы пока наслаждаемся видом пробивающихся сквозь тучу солнечных лучей и болотом. Появляется мелкая живность – зайцы, куропатки.
Через пару километров после брода через Золотой ручей первая поломка – багажник Андрея. GT не подумали о туристах и на задних перьях просто отсутствуют отверстия для крепления багажника. Он был прикручен на сальниках, которые от тряски ослабились и, как следствие, багажник под тяжестью рюкзака просел и стал задевать покрышку. Подняли багажник, затянули сальники, отогнули пластинку, которая задевала покрышку.
Дорога по-прежнему плохая, местами тащимся через лужи или мокрые колеи от вездехода. Километров через 8 после Золотого дорога поворачивает на восток, на перевал к верховьям Лонготъёгана. Дорога становится получше. Здесь много следов и следов пребывания оленей. Обозначенной на карте дороге на Усу через верховья Бол. Пайпудыны мы не заметили.
С седловины перевала быстро слетаем к верховьям Лонготъёгана. Река уходит в каньон со снежником. Времени около 17:00. За бродом через исток Лонготъёгана – небольшой подъем на холм и длинный и экстремальный спуск в долину Лонготъёгана, к ручью Перевальному. Дорога сильно разбита и в нижней части проходит по руслу ручья, впадающего в Лонготъёган. Здесь тоже хватает ржавого металла – возле дороги валяются останки разорванного на куски вездехода. На перевале нас немного помочило дождем, но только номинально. Дождь грибной, видна радуга.
Встали на обед на ручье Перевальный в 17:40. Дует ледяной западный ветер. Утепляемся и, спрятавшись за небольшим обрывом на берегу ручья, садимся кашеварить. В обратном направлении мимо нас прошла пара туристов. Впереди, возле ручья Промежуточный, стоят чумы. После обеда, в 19:10, выдвигаемся дальше. Дорога условно проезжая, в особенности на подходах к Промежуточному ручью. Встретили местного охотника с «Сайгой» и собакой, а возле чумов пришлось знакомиться с местными жителями, которые остановили нас, спустив собак. Впрочем, были довольно любезны и приветливы. От приглашения на чай мы отказались, учитывая поздний час и перевал. Лица славянские. Только одноглазый дед похож на местного. На стойбище много детей и  подростков.
Перед самым бродом Лонготъёгана опять пришлось чинить багажник Андрея. Сальники его не держат. Пробуем закрутить винты сильнее. Переправились, не снимая рюкзаков. Река неглубокая, 2 рукава метров по 25. Правый берег заболочен, дорога перебирается на левый. Дорога местами проезжая, но очень грязная. Солнце скрылось за горами, стало холодно. Дважды пытались починить багажник Андрея. Я прикрепил сальники к перьям при помощи пластиковых стяжек, истратив при этом их почти все. Надо было брать больше. Некоторое время можно ехать. Во второй раз отломали металлическую пластинку в задней части багажника, добавив сантиметр запаса по расстоянию до покрышки.
Дорога понемногу поднимается в гору. Впереди виден крутой подъем – дорога режет путь к Немуръёгану через гору. Теперь уже мой рюкзак начинает задевать за покрышку справа. Отогнул собачью ногу, перераспределил вес и закрепил рюкзак получше. Подъем на перевал очень крутой – на протяжении 1 км дорога сначала плавно, а затем резко набирает высоту. Перепад более 300 метров. Дорога в обход тоже есть – ее хорошо видно с перевала. Но о состоянии ее нам неизвестно, да и 12 лишних километров по местным условиям – это надолго. Подъем довольно тяжелый, дорога вверх идет по руслу ручья, а ближе к седловине становится практически отвесной.
Спуск с перевала веселый, но быстрый. Много камней и разбитые колеи, но проехать почти везде можно. У Андрея стерлись тормозные картриджи, поэтому он не может насладиться работой гравитации в полной мере. Под конец спуска ему приходится катить велосипед вручную. В 23:40 логгер отключился, подъев батарейку. Проезжаем мощные снежники и забитый снегом каньон, в котором начинается безымянный приток Немуръёгана. В долине реки болотина. Глубина реки на переправе – чуть выше колена, ширина метров 50. Течение умеренное. Форсировали Немуръёган без проблем, но к этому времени сильно устали и замерзли. У переправы, чуть ниже по течению, на правом берегу, стоит балок (как потом выяснилось, магазин), палатка и развалины геологической базы. Встали лагерем в защищенном от ветра месте – под обрывом слева от дороги. Там мох, но сухой и мягкий. До реки – метров 150. Справа от дороги тоже хорошая стоянка в зоне кустов, но там небольшое болотце и скелет вездехода, от которого сильно воняет маслом, да и ветра больше. Пришли на место около часа ночи по Москве, легли спать в 3:00.

Комментарии
Guest18.06.11, 00:23
Напомнили молодость! 
Работал в этих местах и даже жил на Полярном. По Бол.Пайпудыне это прогулка, а дальше экстрим. Такк что молодцы и герои! Жалко нет оценки данной модели великов.
Guest03.06.10, 14:02
Приятно вспомнить! 
Проходили этот же маршрут в 2007, в августе, так же вдвоём на велосипедах, плюс рыбалка. Рекомендую.
Алексей25.05.10, 14:42
Отож молодцы 
не убавить не прибавить!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2