Технический отчет и путевые заметки
брод через р. Малая Пайпудына
брод через р. Малая Пайпудына
День 1. 19.07, Вс
Ст. Пл. 110 км (пос. Полярный) – р. Мал. Пайпудына – р. Бол. Пайпудына
Дорога: грейдер
Протяженность: 32 км за 5:40.
Набор высоты +120 м (130 – 250)
Препятствия: брод через М. Пайпудыну, брод через Б. Пайпудыну, несколько размытых участков грейдера на пересечении ручьев.
Прибыли по расписанию (15:35 MSK – здесь и далее время московское) на станцию пл. 110 км. Выгрузились достаточно оперативно. Поезд стоял дольше положенной 1 минуты, выбросились еще 2 группы – водники на Харбей и пешеходы, которые собирались на Хадату и Щучьи озера. На станции их встречали 2 ГАЗ-66. Местные смотрели на велосипеды скептически, сказав, что приезжать надо в начале августа, когда меньше воды и комаров и больше подножного корма.
Быстро собрали велосипеды, в 16:10 стартовали. Я обнаружил, что посеял велокомпьютер. Компьютер Андрея – беспроводной, для экономии батарей отключили датчик, так что весь поход он работал как часы и термометр. Погода пасмурная и прохладная, низкая облачность. Вершины гор спрятаны в плотных облаках.
Поселок Полярный находится в запустении, хотя возле ж/д станции бывает техника и, похоже, есть какие-то мастерские в балках. Мы познакомились с местными транспортными средствами – народ разъезжает по тундре на ГАЗ-66 и каракатах, которые представляют собой трехколесные мотоциклы с огромными колесами. Остальная часть поселка – жуткого вида бараки. На улицах много мусора и металлолома. Пока петляли по улицам поселка, встретили группу студентов – ребята фотографировались в развалинах Полярного (поселок действительно сильно напоминает Зону из «Сталкера»). Ближе к харбейскому грейдеру повстречались две девушки из этой же группы – те рассказали, что бродили они по горам 8 дней, немало покормили комаров и поплавали в болоте. Пожелав друг другу удачи, мы двинулись на север по грейдеру. Дорога хорошего качества, можно быстро ехать, несмотря на небольшой, но постоянный набор высоты.
Через 4 км первый брод – через р. Малая Пайпудына. У брода мы были в 16:45. Переправлялись больше часа. Течение в реке стремительное и при глубине выше колена сносит. Ширина реки около 50 м. Разведали брод – он чуть выше по течению, сначала через одну из побочных проток, затем через основную протоку, на перекате. С вещами и велосипедом перебираться трудно. Для страховки использовали сначала велосипеды, а затем - шесты из плавника. Перебрались без потерь. Андрей обнаружил, что не взял лямки для рюкзака, поэтому приходится тащить груз на плече. Делаем несколько ходок через реку. Неопрен – сила.
Движение продолжили в 18:00. За бродом дорога постепенно ухудшается, появляются размытые участки на пересечении ручьев. Велосипеды приходится перетаскивать через каменные и водяные броды. Впрочем, это получается довольно быстро, поскольку глубина их небольшая и можно не снимать рюкзак с багажника. Больше всего провозились с ручьем Развильный. Возле ручья Дьявольский – остатки буровой. Слева от дороги увидели первые чумы. Дорога грязная, на покрышки налипает глина.
К 22:00 докрутили до Бол. Пайпудыны. Перед бродом влево отходит колея – решаем ехать по ней, а не основной дороге, считая, что она приведет нас к броду. В действительности, колея уходит куда-то на север, вдоль Пайпудыны. Несмотря на название, Большую Пайпудыну получилось перейти вдвое быстрее малой. Глубина меньше и течение не такое стремительное. Ширина реки около 50 м, Максимальная глубина – чуть выше колена.
Под вечер распогодилось. Сильный ветер разогнал облака и горы на востоке и юге освещены полуночным солнцем. Вообще, полярный день немало способствовал различным необычным атмосферным явлениям в течение всего похода. Неслучайно на многих фотографиях Полярного Урала так много неба. Такого в наших широтах не увидишь.
В 23:00 встали лагерем на левом берегу Бол. Пайпудыны, за каменным валом, защищавшем лагерь от ветра. Южнее в ~100 метрах – продолжение Харбейского грейдера. Хорошие места для стоянок есть на обоих берегах реки. Если поискать, можно разжиться сухими ветками для костра. Мы обошлись горелками. Холодно (+2), светло, комаров и мошки нет. На северо-западе – подсвеченные солнцем багровые перистые облака.
День 2. 20.07, Пн
Р. Бол. Пайпудына – пер. – руч. Золотой - пер. – р. Лонготъёган – пер. – слияние р. Немуръёган и р. Сядотаяха
Набор высоты: +700 м (250 – 520 – 270 – 700 – 240)
За день 40 км за 12 ходовых часов. Время движения – около 9 часов.
Дорога: грунт (на перевалах - камень, внизу - болото)
Препятствия: заболоченный участок в верховьях Б. Пайпудыны, брод через ручей Золотой, заболоченный участок в долине р. Лонготъёгана, пер. к реке Лонготъёгана – набор 270 м, брод через верховья Лонготъёгана, пер. в р. Немуръёган – крутой подъем, набор высоты >300 м., брод через р. Немуръёган.
К 03:00 день наступил окончательно. Утро солнечное, но холодное. Утром, часов в 7, слышали грохот двигателя – по-видимому, возвращалась машина, которая отвезла водников на Харбей. В 9 часов встали и начали готовить и собираться. Я осмотрел вел, поскольку беспокоился насчет появившихся из-за перетянутых спиц трещин вокруг пистонов на заднем ободе. От 30 км грейдера ничего не изменилось, можно спать спокойно.
Вышли в 11:45. Переменная облачность, +14. Ветер северный. Первый брод не заставил себя ждать – для разминки помочили ноги в безымянном притоке Бол. Пайпудыны в 300 метрах от лагеря. Грейдер круто поднимается на холм, мы сворачиваем на наезженную колею влево. Колея ведет в верховья Бол. Пайпудыны по склону холма, метров на 100 выше реки. Подъем достаточно крутой, но наверху можно ехать. Встречаются грязные лужи. Дорога постепенно ухудшается и местами идет по откровенному болоту. Пересекли безымянный ручей, который окрестили Нефтепродуктовым. По обеим сторонам колеи хватает техногенных образований неизвестного назначения – в основном, куски транспортных средств и обломки стройматериалов. На одном из виражей колеи обнаружили неизвестно как попавшую сюда железнодорожную рельсу. Дорога промаркирована ржавыми трубами – по-видимому, чтобы ее можно было найти зимой.
Спускаемся с холма вниз, к броду через Золотой ручей. Место красивое, ручей разливается на несколько рукавов общей шириной метров 50. Вода убегает под здоровый снежник голубоватого оттенка. Позади – альпийские виды. Высота небольшая, но из-за холода, мощных снежников и отсутствия растительности кажется, что находишься на высоте в пару километров. В долину Пайпудыны с запада переползают дождевые облака, но нас дождь никак не может зацепить. Поэтому мы пока наслаждаемся видом пробивающихся сквозь тучу солнечных лучей и болотом. Появляется мелкая живность – зайцы, куропатки.
Через пару километров после брода через Золотой ручей первая поломка – багажник Андрея. GT не подумали о туристах и на задних перьях просто отсутствуют отверстия для крепления багажника. Он был прикручен на сальниках, которые от тряски ослабились и, как следствие, багажник под тяжестью рюкзака просел и стал задевать покрышку. Подняли багажник, затянули сальники, отогнули пластинку, которая задевала покрышку.
Дорога по-прежнему плохая, местами тащимся через лужи или мокрые колеи от вездехода. Километров через 8 после Золотого дорога поворачивает на восток, на перевал к верховьям Лонготъёгана. Дорога становится получше. Здесь много следов и следов пребывания оленей. Обозначенной на карте дороге на Усу через верховья Бол. Пайпудыны мы не заметили.
С седловины перевала быстро слетаем к верховьям Лонготъёгана. Река уходит в каньон со снежником. Времени около 17:00. За бродом через исток Лонготъёгана – небольшой подъем на холм и длинный и экстремальный спуск в долину Лонготъёгана, к ручью Перевальному. Дорога сильно разбита и в нижней части проходит по руслу ручья, впадающего в Лонготъёган. Здесь тоже хватает ржавого металла – возле дороги валяются останки разорванного на куски вездехода. На перевале нас немного помочило дождем, но только номинально. Дождь грибной, видна радуга.
Встали на обед на ручье Перевальный в 17:40. Дует ледяной западный ветер. Утепляемся и, спрятавшись за небольшим обрывом на берегу ручья, садимся кашеварить. В обратном направлении мимо нас прошла пара туристов. Впереди, возле ручья Промежуточный, стоят чумы. После обеда, в 19:10, выдвигаемся дальше. Дорога условно проезжая, в особенности на подходах к Промежуточному ручью. Встретили местного охотника с «Сайгой» и собакой, а возле чумов пришлось знакомиться с местными жителями, которые остановили нас, спустив собак. Впрочем, были довольно любезны и приветливы. От приглашения на чай мы отказались, учитывая поздний час и перевал. Лица славянские. Только одноглазый дед похож на местного. На стойбище много детей и подростков.
Перед самым бродом Лонготъёгана опять пришлось чинить багажник Андрея. Сальники его не держат. Пробуем закрутить винты сильнее. Переправились, не снимая рюкзаков. Река неглубокая, 2 рукава метров по 25. Правый берег заболочен, дорога перебирается на левый. Дорога местами проезжая, но очень грязная. Солнце скрылось за горами, стало холодно. Дважды пытались починить багажник Андрея. Я прикрепил сальники к перьям при помощи пластиковых стяжек, истратив при этом их почти все. Надо было брать больше. Некоторое время можно ехать. Во второй раз отломали металлическую пластинку в задней части багажника, добавив сантиметр запаса по расстоянию до покрышки.
Дорога понемногу поднимается в гору. Впереди виден крутой подъем – дорога режет путь к Немуръёгану через гору. Теперь уже мой рюкзак начинает задевать за покрышку справа. Отогнул собачью ногу, перераспределил вес и закрепил рюкзак получше. Подъем на перевал очень крутой – на протяжении 1 км дорога сначала плавно, а затем резко набирает высоту. Перепад более 300 метров. Дорога в обход тоже есть – ее хорошо видно с перевала. Но о состоянии ее нам неизвестно, да и 12 лишних километров по местным условиям – это надолго. Подъем довольно тяжелый, дорога вверх идет по руслу ручья, а ближе к седловине становится практически отвесной.
Спуск с перевала веселый, но быстрый. Много камней и разбитые колеи, но проехать почти везде можно. У Андрея стерлись тормозные картриджи, поэтому он не может насладиться работой гравитации в полной мере. Под конец спуска ему приходится катить велосипед вручную. В 23:40 логгер отключился, подъев батарейку. Проезжаем мощные снежники и забитый снегом каньон, в котором начинается безымянный приток Немуръёгана. В долине реки болотина. Глубина реки на переправе – чуть выше колена, ширина метров 50. Течение умеренное. Форсировали Немуръёган без проблем, но к этому времени сильно устали и замерзли. У переправы, чуть ниже по течению, на правом берегу, стоит балок (как потом выяснилось, магазин), палатка и развалины геологической базы. Встали лагерем в защищенном от ветра месте – под обрывом слева от дороги. Там мох, но сухой и мягкий. До реки – метров 150. Справа от дороги тоже хорошая стоянка в зоне кустов, но там небольшое болотце и скелет вездехода, от которого сильно воняет маслом, да и ветра больше. Пришли на место около часа ночи по Москве, легли спать в 3:00.