День 9, 27.07, Пн

Мост через р. Щучья – мост через р. Лонготъёган – мост через р. Лаптаёган – р. Харбей
Протяженность: 78 км.
Дорога: щебеночно-гравийный грейдер.
Утром проснулись поздно. Два дня болот нас сильно вымотали. Строители проснулись раньше, от моста доносится гул двигателей. Погода испортилась. Снаружи все тот же северный ветер прогоняет через нашу стоянку облачную изморось. Тот же дождь, только горизонтальный. Пасмурно, мрачно.  По железной дороге курсирует дрезина. На мосту издает звуки один в один как в «Сталкере» Тарковского. Это еще добавляет мрачности обстановке. Удивительно, но даже в этих условиях умудряется летать комариное люфтваффе. Хитрые насекомые используют для полетов ветровую тень, которая образуется за человеком. Ходовые вещи с вечера мокрые. Учитывая перспективу грейдера, решаю ехать в кроссовках. Андрей лишен возможности выбора и уже второй день подряд идет в мокрых берцах. Чтобы не мочить лишний раз ноги, собираю техногенное коромысло из куска толстой стальной проволоки. Конструкция удачная… После завтрака я обнаруживаю поломку стойки своего велобагажника. Ремонтирую алюминиевой проволокой и скотчем. С противоположной стороны стойка тоже треснула и дышит на ладан. Отчищаем цепи WDшкой, я пробую подстроить переключатели.
Выдвигаемся поздно, в 13:50. К этому времени распогодилось, выглянуло солнце. У рабочих возле моста спрашиваем про магазин. Он недалеко, в оранжевых балках в  паре километров отсюда. А вот с возможностями эвакуации в случае поломки – облом. Движение по трассе минимальное, машины может не быть несколько дней. Поезда на железке ходят в среднем, раз в сутки и останавливаются только на разъездах. А между разъездами по 40 километров. Для пешехода с грудой металлолома и рюкзаком за плечами это много. Надо чтобы техника не подвела.
Минут через 15 трассы своротка влево. Подъезжаем к балкам. Вагончики, включая магазин «Тундровик» заперты. Признаков жизни нет. На двери объявление: «Режим работы пн-пт 10-19, сб 10-15, обед 14-16». Времени по местному уже пятый час, вокруг ни души. После нескольких минут поисков, Андрей обнаруживает живой вагончик и извлекает оттуда хромающую даму, хранительницу магазина. Ассортимент для старых вахтовиков. Цены северные. Отовариваемся сахаром, сникерсами, химическим чаем в бутылке и пивом. Сникерсы схомячили не отходя от кассы, пиво отложили на бивак.
Через 15 минут выдвинулись обратно на трассу. Возле указателя на магазин обнаружили семейство ненцев, уже несколько дней добираются куда-то на север на попутках. Совсем нет машин, однако. Эти выглядят поцивильней лаборовских, ходят в национальных костюмах. Едем небыстро. Дорога идет вверх на перевал, и, к тому же, постепенно портится. Проехали немного, километра через 4 на очередном камне ломается другая стойка моего багажника. Алюминиевая проволока в качестве протеза не годится. Так был открыт цикл велоремонтов. В этот день последовательно сломались все четыре стойки моего багажника и две стойки багажника Андрея. Одну он сломал еще в начале нашего похода. Лишь одна стойка дотянула до конца в целости. Грейдер вытрясал последнюю душу из многострадальной техники. Все поломки устраняли, используя для протезирования куски рамки от моего багажника. Андрей свою посеял где-то в тундре. Получалось неплохо, за исключением последней поломки, когда проволока ушла глубоко в алюминиевую трубку и там застряла. Пришлось использовать еще один кусок рамки и дополнительно фиксировать соединение последней пластиковой стяжкой. Соединение, тем не менее, оказалось достаточно надежным и, однажды починенные и укрепленные скотчем, стойки продержались до конца похода. С переключателями мне повезло меньше. Накануне поставил сдуру RD-M760 с обратным ходом лапки, и пружина, забитая грязью, с трудом управлялась с перебрасыванием цепи на большие звезды. Манипуляции с настройкой натяжения тросика имели переменный успех. По-видимому, от тряски разболтались регулировочные винты. Но времени на тонкую настройку уже не было. Ехать можно было либо на очень больших передачах, либо на самой маленькой. На подъемах Андрей постоянно уезжал далеко вперед. А на спусках уносился вперед уже я, потому что у него не работали тормоза и ехать быстро было стремно. Приходится все время оглядываться и ждать друг друга. Багажники имеют свойство ломаться в момент максимального удаления от веломеханика. Пару раз пришлось возвращаться к застрявшему с очередной поломкой товарищу.
Дорога идет по высокой насыпи, местами подмытой талыми водами. Воды много. Обочины отслаиваются пластами. Пейзажи вокруг космические. Сзади постепенно пропадают в дымке суровые горы. Справа, на западе, за железнодорожным полотном и полосой тундры пологие холмы, спутники уральского хребта. Справа, на востоке, бескрайняя тундра – зелень, болота, озера, холмы. Впереди виден перевал и несколько вершин, которые дорога заботливо огибает, отклоняясь от бесконечной прямой. По обочинам то и дело попадается металлолом и иные следы пребывания людей. Мы пронеслись мимо компании мужичков, бодро разбиравших на запчасти вездеход. Человеческие постройки выглядят на этом фоне игрушечными, особенно издалека. Собранные из металлолома паровозы, таскающие два-три вагончика и ремонтные поезда бесподобны. В самом деле, земля атлантов…
Проезжаем полуразрушенный автомобильный мост через Халатальбей. Вместо бетонных плит – рассыпавшиеся в труху шпалы, уложенные вдоль. Ограждений по бокам нет. Рухнули сами, а может, какой-нибудь незадачливый водитель сыграл с этого моста в пропасть. Слева, для желающих, съезд к броду. мост через Железнодорожный мост теперь отдельный, но на автомобильном остались со времен совмещенной дороги рельсы. Встретили первую машину на трассе – нам на встречу движется грузовик. Смотрим как будет переезжать мост. Нервы у водителя крепкие, едет все по мосту, как ни в чем не бывало.
К 20:00 докрутили до моста через Лонготъёган. Река поменьше Щучьей, но мост все равно длинный. Место голое, для стоянок малопригодное. Съезжаем вниз для привала. Под мостом стоят две легковушки, людей нет. Заварили чаю. Думаем, как быть дальше. Время позднее, а путь неблизкий. Решаем ехать по крайней мере до Лаптаёгана – около 20 км – и действовать по обстоятельствам. При хорошем раскладе оставаться там, при плохом – крутить еще 20 км до плановой стоянки на Харбее.
Выехали в 21:15. Потихоньку взяли пару небольших перевальчиков – после Лонготьёгана и Яршора. На Лаптаёгане были в 23:00, со стоянкой полный облом. Крохотный пятачок между автомобильным и ж/д мостами завален камнями, вокруг – болото. С горя точим банку сгухи и крутим дальше. Впрочем, это оказалось не так трудно. За Лаптаёганом последний существенный подъем на сегодня. Дальше можно катить вниз – до самого Харбея.
За перевалом природа резко меняется. Горы закрывают местность от ветра и тут появляется настоящая растительность – полноразмерные кусты, лиственницы. Дорога улучшилась и пошла вниз. Хотя в сумерках за ней приходится пристально следить, чтобы не налететь на гребенку или камень и не сломать хребет багажнику окончательно. Там и без того уже четыре костыля… Андрей едет медленно, его велосипед на спуске неуправляем. Впереди, как светоч, сияет радиовышка. На юго-востоке – непонятное светотехническое сооружение, четыре башни с огнями наверху. Предполагаем, что это Лабытнанги или Салехард, но засветки от города не видно.
В 00:40 докатили до своротки к Харбею, где собирались встать на ночлег. Место точно предсказано Гуглом. Судя по фотографиям, хорошее. Непонятна только перспектива с какой-то базой или дачей в конце пути, а также карьером. Но все получилось как нельзя лучше. Дорога плавно взобралась на холм и километра через полтора уперлась в карьер. А точнее в странное сооружение – насыпь трапециевидной формы с четырьмя раскрашенными покрышками по углам. Налево и вниз идет дорога к базе, ее строения хорошо видны сверху. Прямо – наезженный спуск к реке. Мы планировали расположиться чуть севернее, но тащиться через карьер уже не хотелось.
Разведка показала, что место во всех отношениях зачетное. Наверху несколько неплохих стоянок. По-видимому, народ сюда выезжает отдыхать на автомобилях. Местные, либо строители. Сейчас нет ни души. Спуск воде довольно крутой и долгий. Внизу стоянка для водников. Харбей в этом месте прекрасен – живописный каньон, прозрачная синяя вода. вокруг лиственницы и мох. После тундры и пустынной дороги это все кажется нереальным. Возвращаемся к велосипедам. С ними идти вниз нет смысла, ставим лагерь наверху. Место тоже красивое, хотя за водой идти минут десять. Но можно совместить приятное с полезным и отснять заодно пороги и скалы. Лагерь поставили во втором часу ночи по Москве. Здесь же вот-вот рассветет. Комары, несмотря на ветер, присутствуют. Я разрываюсь между необходимостью следить за горелкой и пойти поснимать рассвет. В итоге каким-то образом удается сделать и то и другое… Ужин отшлифовали привезенным с Щучьей пивом. В таком месте не грех и раздавить баночку. Чай, наконец-то, с сахаром. Обычный кончился. Пьем купленный в Лаборовой каркаде с яблоками и шиповником. Напоминает компот, но прикольно. На душе спокойно, хотя до ближайшей станции — Обской — как минимум 50 км, которые еще надо проехать… Ложимся спать, когда солнце уже довольно высоко, в три часа по Москве. Ни ночью, ни утром никто так и не появился. Вообще за предыдущие сутки, не считая разъездов, мы встретили только пару машин. Обе шли на север. Попуток же не было вообще.

День 10. 28.07, Вт

стоянка р. Харбей – пос. Обская – Лабытнанги
Протяженность: 54 км  + радиалка к паромной переправе 12 км. Ходовое время – 5 часов, на радиалку – 2 ч.
Дорога – гравийно-щебеночный грейдер, от Обской до Лабытнанги – асфальт 11 км.
Проснулись часов в десять, вовсю светит солнце, но духоты нет. Дует сильный ветер. Как только вылезли из палатки, ее тут же сорвало и перевернуло. Вещи приходится чем-то придавливать. Несмотря на такие меры, периодически приходится отбегать за очередным улетевшим пакетом. Спускаемся к реке еще раз – за водой и на фотосессию, кашеварим. С нашей стоянки хорошо видна встроенная прямо в скалу турбаза, а может дача кого-то из местных шишек…
Собираемся неспешно, нам надо попасть в Лабытнанги часам к шести по Москве. На случай поломок в запасе есть еще ночь. После завтрака пробую еще раз настроить задний переключатель. В этот раз получается лучше. Выехали в 13:20. Возле циклопической горки произошла небольшая задержка – Андрей вернулся осмотреть место стоянки, поскольку решил, что посеял там нож. Вернулся ни с чем. В 13:50 спустились обратно на трассу. На железке ремонтный поезд что-то творит с рельсами, поднимая тучу пыли. Метрах в 300 от своротки к Харбею – разъезд. Для нас это плохо, поскольку следующий будет теперь только в Обской. В случае чего, добираться придется пешком.
От выезда на трассу до моста через Харбей – около 5 километров. Пролетаем за 20 минут, дорога все время вниз. Здесь тоже хорошее место для стоянок. Живописные перекаты на Харбее. По берегам растут лиственницы. Есть возможность отъехать подальше от трассы. За Харбеем дорога опять поднимается в гору. За перевалом она почти прямая, огибает только одну гору за 10 км до Обской. Горки периодически попадаются на переезде очередной реки или ручья. На полпути к Обской появляется цивилизация, представленная несколькими щебеночными карьерами. Дорога ненадолго улучшается за счет мелкого гравия, однако в районе карьеров начинается гребенка. Ехать надо осторожно, на кочках велосипеды недовольно хрюкают. Последние несколько километров до Обской преодолеваем в пыли, в компании снующих в обе стороны самосвалов с щебнем. Возят его почему-то в обе стороны.
На въезде в Обскую – часовня и указатель. До Москвы отсюда 2413 километров по железной дороге. Здесь мы были в половине пятого. Расстояние по треку – 36 км, прошли за 3 часа. Фотографируемся на память. В Обской цивилизация наступает окончательно. Появляется асфальт, а с ним и оживленное автомобильное движение. Половину поселка занимает промзона. Жилые постройки, в основном, барачного типа. Отводим душу у магазина. На остановке нам назойливо изливает душу отставной геолог, застрявший навеки в этих краях. Выезжаем в половине шестого. За час докрутили до вокзала в Лабытнанги. Заднее колесо ощутимо восьмерит – покрышка продрана на грейдере до мяса. Обод, несмотря на трещины, цел.
Лабытнанги – город контрастов. Есть пафосные здания турецкой постройки, есть бараки, есть лачуги. Архитектура вокзала подчеркивает суровость этих мест. Вокзал расположен на другом конце города, рядом с выездом на дамбу. Нашли его без особых проблем. Спасибо гуглу за наше счастливое детство. Наш поезд стоит на запасном пути. Проводники как раз приводят в порядок вагоны. За триста рублей с носа вписываемся на ночлег в свой вагон. Такое тут, похоже, обычное дело. Желающих хватает.
Оставляем рюкзаки в вагоне, а сами совершаем радиалку до паромной переправы в Салехард, чтобы ощутить мощь великой химической реки Обь. Вода и в самом деле, чайного цвета. Но зато какой простор. Дорога по дамбе очень напоминает какой-то приморский город. Только холодно и воздух несоленый. Местные ловят рыбу на выходе из трубы под дамбой. Распределение рыбаков очень неравномерное. Все ловят здесь. На оставшихся пяти километрах нет никого. Способ ловли необычный – без наживки, ловят в отвес, дергая удилище без остановки. Похоже, цель состоит в том, чтобы просто подцепить рыбу. Иногда это получается сделать – вытаскивают рыбешек за жабры, плавники, хвост… Площадка возле трубы засыпана битым бутылочным стеклом. Север. Холодно.
Затариваемся в местном супермаркете продуктами на поезд. Цены на ходовую продукцию близки к московским. Только на даты производства надо пристально смотреть. Пока ждали друг друга возле магазина, к нам привязались по очереди два хмыря. Один – бичеватого вида оптимист из Коми. Другой скользкий тип с честными глазами. Пользуясь техническим превосходством, ретировались к вокзалу. Разобрали велосипеды и погрузили в вагон. В процессе упаковки велосипеда в чехол нашелся мой компьютер. Поезд отправился в 07:05 на следующее утро. В Москву прибыли без происшествий и жертв, в 4:55 31 июля.
Так закончился наш первый заполярный велопоход. По-видимому, второй состоится не очень скоро, полученных впечатлений хватит надолго. Это один из тех случаев, которые вырабатывают правильное отношение к приключениям. Север требует крепости духа, грамотного планирования и подготовки. Но все равно он непредсказуем. Но нам в этот раз, можно сказать, повезло. Только морошки не попробовали. Вернее, попробовали, но уже в Котласе. Там она к этому времени уже сходила…

Комментарии
Guest18.06.11, 00:23
Напомнили молодость! 
Работал в этих местах и даже жил на Полярном. По Бол.Пайпудыне это прогулка, а дальше экстрим. Такк что молодцы и герои! Жалко нет оценки данной модели великов.
Guest03.06.10, 14:02
Приятно вспомнить! 
Проходили этот же маршрут в 2007, в августе, так же вдвоём на велосипедах, плюс рыбалка. Рекомендую.
Алексей25.05.10, 14:42
Отож молодцы 
не убавить не прибавить!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2