День 5, 23.07, Чт.

Дневка на оз. Бол. Щучьем
Утром встали около 8. Наша основная задача – не упустить вездеходчика. Будильник на гусеничном ходу сработал безотказно. Нас заблаговременно разбудили удары чего-то металлического по вездеходу. Двигаем в лагерь геофизиков. Егерь тоже направляется в их сторону. Геофизики оказались не слишком разговорчивыми. Бородатый мужик, заправлявший вездеход при помощи маслобензостойких перчаток и обычного ведра соляркой из бочки, посылает нас к главному. Экспедиция сворачивалась и, видимо, жизнь в этих райских местах их успела достать. Основной итог разговора с начальством и разглядывания карт – в каком состоянии дорога в Лаборовую и есть ли вообще она – х.з. Водитель вездехода рассказал, что пытался сунуться в тот район несколько дней назад, но не смог перебродить Щучью, поскольку вездеход сносило течением. Сейчас же вода сильно спала (это заметно по береговой линии самого озера). Сначала стал объяснять нам про дорогу вдоль Щучьей (есть на 5 км карте, но отсутствует на более крупных) и не советовал сворачивать на дорогу через горы. Потом передумал… Рассказывали про прошлогоднюю встречу с латышскими байкерами на Щучьем. Напоследок выпросили метра полтора алюминиевой проволоки для ремонта багажника. Вездеход с грохотом унесся в неизвестном направлении, а мы побрели в свой лагерь. Попутно выпросили у егеря разрешения остаться еще на один день для ремонта. Тот был не против… Утром выловил сетью пару рыбин и утку.
Из тундры приехали гости: местный оленевод на нартах, запряженных четверкой скоростных оленей. Звери дотащили его по камням, болотам и бродам от поселка Полярный за один день. Живой олень в этих местах гораздо практичней алюминиевого: в отличие от последнего, он везет, и, кроме того, работает на бесплатном подножном корму. Техническое обслуживание заключается в том, что неисправный олень съедается, а вместо него выбирается новый. Стало очевидно, что оленеводы с ними особо не церемонятся. Как только олени прекратили бежать, они, как подкошенные, рухнули на землю и принялись жадно поглощать траву в четыре глотки. Звери произвели впечатление довольно жалкое. Заехал же сюда наш гость не случайно: он посеял по дороге сигареты и спички, поэтому прибыл, в надежде разжиться всем этим у людей, обитающих на озере. Подарили ему зажигалку и сфотографировали зверей на память.
Погода снова отменная. Ясно и жарко. Комары ощутимо донимают. После завтрака иду на фотосессию на ближайший пупырь. Озеро, долина Щучьей и истоки Сэрмалъяхи выглядят впечатляюще. К часу дня стало совсем припекать. Народ в лагере геофизиков начал раздеваться. У нас это не очень получается — мгновенно становишься заслуженным донором. Озеро заманчиво блестит в солнечных лучах и манит синевой. Решаем искупаться. У берега неглубоко и вода более-менее прогревается. Будет что рассказать детям. Есть, правда, риск, что это будут чужие дети… Вода отличная. Градусов 6-7. Выдержать в ней больше пары минут тяжело. Делу немного помогают неопреновые носки и ботинки: по крайней мере, на камнях ноги ломать не приходится. Геофизики же плещутся во всю. Пользуясь вымытостью, идем смотреть брод через исток Большой Щучьей. Брод неглубокий, выше колена. Вода ледяная, синего цвета. Течение на перекате умеренное. Решаем ближе к вечеру сходить в радиалку и погулять по окрестным холмам. Андрей ушел испытывать спиннинг на Щучью, а я занялся велоремонтом и изучением литературы о пользе MRPII.
После обеда перешли Щучью и двинулись по вездеходным следам. Глубина брода - выше колена, течение умеренное, вода очень холодная. После основного брода приходится преодолевать небольшую протоку между Щучьим и маленьким торфяным озером. Вода здесь гораздо теплее. Следы уходят дальше по берегу.  Мы поднимаемся по поросшему карликовой березкой склону и вываливаемся в каньон первого по счету ручья, впадающего в озеро. Решаем подняться на ближайшую вершину – 501.8 м. Южные склоны покрыты плотным кустарником. На западе просматривается проплешина, поэтому решаем подниматься прямо здесь. Перебравшись через каньон, поднимаемся по тропинке. Видны следы присутствия человека – снятый лопатой грунт. То ли закапывали что-то, то ли брали образцы почвы. Тропинка вскоре теряется в зарослях ольхи. Троп тут много, но звериных. Возвращаться к каньону очень не хочется, поэтому решаем продираться здесь, благо пояс кустов неширокий и просматривается открытый склон. Северная растительность не колючая. Со второй попытки взяли нужное направление и вскоре вышли в зону тундры. Потоптали сначала карликовую березку, а затем перешли на мхи и лишайники. Жарко, штормовку не оденешь. Несмотря на полное отсутствие воды, нас атакуют полчища комаров. Они были даже на вершине, и лишь сильные порывы ветра отгоняли кровожадных тварей ненадолго. Здесь бывают оленеводы. Я нашел олений рог. Да и следы пребывания самих животных присутствуют в избытке.
Побродив по холмам, спускаемся вниз. На этот раз, пошли через каньон. Правильно сделали, что поднимались сразу. По дну протекает ручей, а все подходы к нему заболочены. Пришлось попрыгать по камням и несколько раз перейти ручей. В самом каньоне тоже есть следы стоянок. Минут через тридцать благополучно достигли озера и отправились в лагерь.
Вечером приходится интенсивно прогуливаться по нашей горке, чтобы спокойно поесть. Пытаемся замерить время перестроения облака комаров и мошки.

День 6, 24.07, Пт

оз. Бол. Щучье-р. Щучья – р. Паётарка – руч Пэсавейяха – руч. Молтасё
Протяженность: 34 км, Ходовое время – 11 часов, в движении – 9.
Набор высоты: 265 м (185-200-100-350-300)
Дорога – грунт, болото
Препятствия: Броды через р. М. Щучья, Сэрмалъяха, Нгодяяха, р. Паётарка, бездорожье от р. Нгодяяха до р. Паётарка, в долине р. Щучья и далее, пер. к руч. Гердизшор – 250 м
Часов в шесть нас разбудил рев двух вездеходов. Вернулся знакомый водитель в сопровождении еще одной машины.
Вышли в 10 утра. Знакомый участок до разрушенной базы и развилки в Лаборовую прошли за полтора часа. Сворачиваем на уходящую в северо-восточном направлении колею. Дорога недолго радует нас возможностью по себе проехать. Приходится обходить лужи, а через пару километров начинаются первые болотца. Эпизодически можно проехать метров триста для разнообразия. Пробуем ехать по тундре. Несмотря на то, что на высоких участках мох сухой, кочки моментально гасят энергию движения и эффективность прилагаемых усилий близка к нулю. Перед Паётаркой километровый участок все же удается проехать.
В 13:10 встаем на привал, на одном из рукавов Паётарки. В долине реки растут высокие кусты и настоящие деревья. Мы уже успели от этого отвыкнуть. Воды в нашей протоке совсем мало, следующая вообще пересохла. Вода гораздо хуже, чем в Щучьей: много органики, приходится кипятить.
В 13:50 продолжаем движение. Около четырех километров удалось проехать – примерно до того места, где дорога подходит к Щучьей, ушло на это около получаса. Глубина реки под нашим берегом – выше пояса, течение стремительное. Начиная отсюда большую часть пути пришлось проделать пешком. К дороге вплотную подходит редкий лиственничный лес, место очень красивое. Учитывая наличие хорошей воды и топлива, здесь хорошо устраивать лагерь. Это позволит за один день пройти до озер на востоке, не останавливаясь на ночлег в болоте, как получилось у нас.
До развилки еще километров 8. Дорога ведет вдоль Щучьей, иногда забираясь на холмы. Размешана гусеницами, ехать невозможно. Пару раз останавливаемся на небольшие перекуры. Андрей лишается обуви – китайские тапочки не выдержали надругательств и один из них порвался. Запасные кроссовки тоже накрылись – один кроссовок на очередной кочке выпал из рюкзака и потерялся. Естественно, он был именно на ту ногу, которая лишилась тапочка.
Своротка в горы раньше, чем показано на карте, километра на четыре. Она четко выражена, да и судя по следам оленей и вездеходов, используется достаточно активно. Затащив велосипеды на холм, в 17:30 останавливаемся на привал на одной из проток ручья Пэсавейяха. На поле незадолго до этого пришлось форсировать пару канав. В 18:00 продолжаем движение. Через пару километров наша дорога должна соединиться с показанной на карте. Надеемся, что от этого она немного улучшится. В действительности, этого не произошло.
После довольно живописного каньона безымянного ручья, выходим на открытую местность. Перевал представляет собой широкий луг, изрезанный вездеходными следами. Под ногами попеременно сухой мох, мокрый мох, грязь, камни. Скорость передвижения 2-3 километра в час, приходится постоянно перетаскивать велосипед через препятствия. Режим движения – тащишь велосипед метров сто, пару минут отдыхаешь. Поднимаемся к горке 196.5. Отсюда открывается величественный вид на еще один такой же лужок - подъем, но уже до высоты 350 метров. Дорога приближается к ручью Молтасё метров на 500. Воды не видно, ручей еле слышно журчит где-то внизу. На высоких участках холма в беспорядке разбросаны камни, чуть пониже начинается болото. Впереди небольшой спуск и еще один подъем – на перевал к Гердизшору. Силы кончаются, не помогают даже перевальные конфеты. Понимаем, что очередной перевал мы сегодня не возьмем, поэтому с вершины 353.9 двигаем прямо по тундре к плановому месту лагеря. Разницы с движением по вездеходным следам практически никакой.
Ручей маленький и заболоченный. Перетаскиваем через него велосипеды и располагаемся у подножия небольшого холма, выбрав место посуше. Разбили лагерь в 21:00. Мох мягкий, внизу вода. В этом месте есть следы стоянок – нашли кусок жести, по-видимому, от полозьев, следы костра и помойную яму с кучей пустых водочных бутылок. Место неприветливое. В болоте живьем съедают комары. После захода солнца появляются тучи мошки – облепляет все светлые или теплые вещи. Ретируемся от них в палатку, стараясь не напустить насекомых внутрь. Там же приходится ужинать. Под тентом – сплошное копошащееся месиво. Комары десятками гибнут в кастрюле с кашей. Чтобы затащить кан с чаем в палатку, его предварительно приходится облить гардексом: постояв несколько минут снаружи, он покрылся сплошным слоем мошки. Устраиваем холокост во внутренней палатке. Вещи воняют болотной жижей. Настроение на нуле. Ночь теплая. Наружу лучше не высовываться. Вокруг все гудит.