Как жить в пути? Краткая инструкция о трассах для чайников 
Трасса и окрестности

Наконец-то мне выпал шанс взглянуть на все эти замечательные места, названия которых я так долго и нудно учила при поступлении в институт. В целом, я ни в одном из посещенных городов не останавливалась надолго - так, пару кругов почета и вперед.

Вот потому, я к сожалению, не смогу представить благодарному читателю сего графоманства сколь-нибудь интересных описаний посещенных мест. Особо любопытные могут почитать описание городов в Википедии и других умных местах. Я же поделюсь поразившим.

Изумительня, бесподобных красок и тонов природа, воистину непередаваемая, ни одним пером, ни одним фотошопом, - дивные переливы потрясающих оттенков в небе и сверкающие искры заснеженных земель, тончайшее кружево веток в измороси, величественные и ветхие уральские горы, и бескрайние равнины, реки, скованные льдом и ели, утопающие в снегу... мммм... и посреди всего это великолепия трасса М5. 

Трасса - на удивление вполне нормальная. Даже в целом лучше, чем Москва-Питер, к примеру. Участков наподобие нижегородского отрезка М-10 я не встретила. Нет, не так: таких безобразных, отвратительных, вопиющих, убогих, ..., ..., (и прочие эпитеты) дыр и ям замечено не было. Ну если только совсем чуть-чуть в Башкирии. Что очень радует!

Инфраструктура трассы сносная - кафешки, мотели, заправки, стоянки, СТО, гаишники и лавки с сувенирами имеются в изобилии. 

Единственное, что огорчает - много мусора по обочинам.

В целом впечатление от трассы приятное, чем дальше от москвы, тем меньше психов, периодически встречается гужевой транспорт и домашняя скотина, так что будьте осторожны. Аккуратная и небыстрая езда - залог долгих лет езды:)

Чем покормить себя и коня

Ассортимент кафех и ресторанчиков - скромный, кухня местная, при этом если поболтать с дальнобоями, они подскажут, где вкуснее всего кормят, а где в шашлыках используют питательное мясо мышей. Подаваемые порции просто циклопические (применительно к малогабаритной мне). Я имела счастье утром отведать салат и до вечера была им сыта. Цены за готовую еду на трассе по московским меркам халявные, по меркам автостопщиков слегка завышенные. Вообще по возможности еду лучше брать с собой.

МАСТХЭВ термосы, заварка/кофе и сахар. Кипяток можно купить повсеместно.

Теперь о еде для любимого железного коня: продвинутые ездоки и так без меня все знают, а для непродвинутых поделюсь вот чем. Заправки бывают разные - фирменные (ТНК, Сибнефть, Лукойл и тд) и ноунейм (АЗС №196354, АЗС "Заправка", просто АЗС без вывесок и прочие). На заправках фирменных шанс залиться бодяженым бензином куда ниже! Кстати, в Башкирии очень недорогой бензин, я заправлялась 92-м за 17,20 руб/литр.

Чем дальше от москвы, тем меньше шансов найти внутри заправки теплый туалет с горячей водой. То есть они все-таки встречаются, но при этом за их посещение может взиматься плата. Либо из-за холода замерзли трубы и пользоваться им нельзя совсем. Впрочем, на такой случай на улице рядом с заправками всегда можно найти уютную кабинку с дыркой в полу. Впечатления от посещения таких кабинок зимой все же лучше, чем летом, потому что из-за холода нет насекомых, в изобилии роящихся в отхожих местах, да и запах говняшек не такой интенсивный.

Где голову приклонить

Мотели - весьма специфические, объем размещения - полтора среднеразмерных дальнобойщика судя по внешнему виду:) Внутри я их не видела, так что приходится домысливать.

Спать можно в машине, предварительно завернувшись в плед и спальник. Ставить машину при этом можно на площадках у заправок, кафех, на охраняемых стоянках, на КРАЙНИЙ случай у обочины - последний способ использовать только если чувствуете, что уже спите и желательно отрулить подальше от дороги. 

Раньше бесплатных стоянок было в разы больше, сейчас же имеет место следующая тенденция. Площадки рядом с трассами оборудуются местными остапами и становятся платными стоянками. Не думаю, что в экстренной ситуации дядька, взявший с вас денег за постой вашего железного коня, чем-то вам поможет - скорее напротив, он закроется в своей будке и прикроется принципом "моя хата с краю, ничо не знаю". Если же вы осмелитесь просто так припарковаться на "охраняемой" территории и задрыхнете, то вас будут беспрестанно и настойчиво будить и требовать кошелек или жизнь, тьфу, то есть заплатить или свалить. Печально, но заправщики тоже не смогли пройти мимо этого, разумеется, прибыльного и весьма наукоемкого бизнеса и при попытке поспать на площадке около заправки, с вас тоже будут требовать денег. Впрочем, если на улице -30, то после двух минут стучания в окна закрытой машины, от вас, скорее всего, отстанут, да и машину вряд ли тронут.

СТО или ветобслуживание железных коней

М5 М5

СТО равномерно распределены по трассе, так что без техподдержки не останетесь. Хотя в случае мелких поломок одиноко путешествующей девушке помогут за спасибо, улыбку и пачку печенек или банку сгущенки. Цены на СТО почти московские, ибо трасса и иного выхода у вас, скорее всего, нет. Ну и конечно, все зависит от того, как вы выглядите и на чем разъезжаете по бескрайним просторам нашей родины.


О собственном опыте в пути. 

Проблема: сломалось крепление дворника и он улетел на трассу

Решение: достать старый запасной дворник, поставить


Проблема: странный звук где-то справа и при маневрах, в результате выявлен порванный пыльник

Решение: найти подъемник, срезать старый пыльник, все почистить, облить маслом, найти новый пыльник, снять колесо, поставить новый пыльник, поставить колесо

Проблема: при устранении предыдущей неисправности и поднятии машины на подъемнике выявлен вялотекущий сальник раздатки

Решение: долить масла в раздатку, и побольше.


Проблема: разрядился аккумулятор по дурости:) при укладывании на ночлег в сонном состоянии были оставлены подогрев попы, музыка, кондей, телефон на зарядку, дальний свет фар - на включенном зажигании, но без пуска двигателя.

Решение: застопить добрую душу. найти провода, если их нет. прикуриться.


Проблема: внезапное выключение фар и подсветки приборки.

Решение: открыть блок предохранителей, поставить предохранители назад в гнезда.


Проблема: закончился бензин в 100 м от заправки:)

Решение: если есть силы - дотолкать. если сил нет - голосовать с просьбой о буксировке. если ночь и потому никто не останавливается - сесть в машину, завернуться в плед и звонить в гаи. если не ловит телефон - просто ждать и беречь тепло, гаишники обязательно объявятся, они обычно не оставляют без внимания одиноко стоящие посередине дороги машины. внимание! заботьтесь о собственной безопасности - выставите знак аварийной остановки, лучше несколько. и не нужно пытаться завестись и доехать - запорете бензонасос, хуже будет. не забудьте поблагодарить добрых гаишников печеньками и сгущенкой.


И вообще, что бы не случилось - не торопитесь корить себя. Направьте всю энергию вашей досады на устранение неисправности. Не стоит сетовать на судьбу-злодейку и себя-дурочку, не стоит падать духом. Отнеситесь к происходящему с юмором, вот увидите, вы еще посмеетесь над этим с друзьями:)

Немного о вечном. Гаишники

Фура с колобками! Фура с колобками!

Не знаю, кому как, но мне они всегда казались довольно милыми парнями. Может быть оттого, что я крайне редко нарушаю ПДД? Ну вот мне не впадлу не обгонять там, где не положено или ехать 60 по населенному пункту во время путешествия, тем более что на более высокой скорости мало чего разглядеть можно. К тому же аккуратная езда не столь утомительна, как гонки с постоянными обгонами караванов фур, поэтому я часто вижу как мимо меня проносятся, обгоняя, одни и те же машины, а потом они где-то там стоят, отдыхая, пока я еду дальше. А потом они снова меня обгоняют:) 

Вернемся к гаишникам. Если я все же нарушаю, вопреки своим жизненным ценностям, они, как правило, меня отпускают. Парни они добрые, любопытные и румяные. А еще они меня выручают, если у меня сломался стеклопоъемник или закончился бензин, так что плохого про них не скажу. Встречаются , конечно, отдельные козлы, но они обычно водятся в больших городах, где высока концентрация богатых и "блондинок".

Гаишники на трассе обычно с удовольствием рассказывают про интересные места и предупреждают об опасных. В общем, любите гаишников - и они ответят вам тем же. 

Концентрация гаишников на М5 умеренная, пик приходится на Башкортостан, и правильно, потому что там один из самых аварийных участков трассы. Более того, говорят, что башкирские гайцы самые злобные - не знаю, ничего подобного не заметила. Я повторюсь, но если вы считаете, что ИДПС монстр, то и отношение от него получите монстряческое. Кстати, ходят слухи, что в Чувашии гайцы очень бедные, но при этом искренние - они могут просто так попросить у вас еды или сигарет - поделитесь! И мир станет чуточку добрее. 

Из гаишных полупроисшествий у меня только одно - меня остановили вне поста, спросили, какие знаки  видела. После перечисления мою знаков, гаишник сказал, мол, ай-я-яй, нехорошо обгонять в зоне действия знака обгон запрещен. Я ответила, что ничего про обгоны сказать не могу, потому что уже 3 часа не выезжала с единственной полосы вообще и была незамедлительно отпущена с пожеланием счастливого и осторожного пути.

Артефакты. Чем порадовать родных?

В сувенирных лавках можно и нужно торговаться! Конечно, не забудьте приобрести по дороге пару единиц какого-нибудь милого барахла, чтобы порадовать родных. Например, в Башкирии навалом меда и пчелопродуктов, а на Урале - изделия из минералов и бересты.

К сожалению, магниты на холодильники представлены в недостаточном ассортименте. Наклейки на машину вообще практически не встречаются - а жаль!

Ну да, кстати, если вы не в курсе - малахитов на Урале НЕТ. Раньше они там были, но их разработку прекратили. Вы сможете прикупить не менее симпатичный зелененький змеевик.


Комментарии
buch-7402.04.10, 10:39
Очень смело. 
Снимаю шляпу перед участницей этого автопробега.
Не каждый -38 отважится на столь дальнее путешествие.
Guest23.03.10, 20:56
Маршурт одновременно и такой и не такой 
Проезжал по этому маршруту дважды: в 2006 и в 2008... Оба раза из Сибири на большую землю. Что характерно для этого маршрута? Дважды одинаковым его застать невозможно. В 2006 была коварная дорога между Жигулёвском и Пензой, в 2008 - идеальная. В 2008 - практически идеальная, отличная трасса Самара - Тольятти в 2006 и отвратные рельсы Самара - Тольятти в 2008.
Что неизменно на этой трассе - пара-тройка километров непрерывных кафешек-шалашей на участке Пенза - Беднодемьянск (если мне память не изменяет). Зрелище потрясающее и несколько шокирующее. Чего одни названия стоят: "Три друга", "Две сестры", "В дали от жён"(самое ходовое, кстати, название на трассе) и др...
Урал - он всегда одинаковый. Немного пахнет мазутом и немного стучит по защите асфальтом, выдавленным из колеи.
Также для Урала характерно наличие одного грузовика - Камаза с прицепом времён Очаковских, который еле взъезжает в гору и собирает за собой многокилометровую пробку. Также, на Урале частенько кто-то лежит в кювете.
Забавно, но на Урале же впервые увидел знак "Внимание! Впереди зона психических аномалий!".
А вообще, маршрут отличный. Если любишь трассу, если никуда не спешишь, можно замечательно провести время.
А ежели ищешь уединения и дикой природы, то от Тюмени можно поехать на Тобольск, Уват, Пыть-Ях, Потом на Сургут или на запад - к Хантам, и ещё западнее...
Кстати, от Ханты-Мансийска на запад ведёт дорога... На Урай, Югорск и т.д... В скором времени, по ней можно будет выехать на Екатеринбург, будет занимательное кольцо протяжённостью около 3000 км... По тайге.
А вообще, о трассе говорить можно долго, пока романтику не растерял или она не превратилась в работу или в тюрьму.

Ни гвоздя Вам ни жезла!
P.S. А, кстати, гайцы то в Башкирии на самом деле... Нет, не злостные. Скорее рьяные. Многим бы стоило у них поучиться, авось и аварийность бы снизилась и культура вождения появилась бы...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте