Отчёт о велопоходе по Камчатке в июле 2012 года. Читайте, смотрите и слушайте фото-аудио рассказ.
Елизово - Малка - Алача - Толмачева - Горелая - Мутновская - Паратунка - Петропавловск-Камчатский - Авачинская сопка

Время проведения 06-29.07.2012
Участники Андрей Buldozer Дмитриевич, Татьяна Soleil Валерьевна, Павел Пахан, Михаил Мазуров, Павел Кучин
Место проведения Камчатский край
Активность Вело (4 к/с с элементами 5ой)
Камчатка!

Камчатка и Человек

или медведи и велосипеды.

(отчёт о велопоходе по Камчатке в июле 2012года)

С велом на Камчатке трудно,

Что ж душой своей кривить!

Ведь камчатских вёрст,

столь трудных,

В наши не перевести.

Предисловие Камчатка как самоцель не ставилась, скорее было интересно узнать о крае больше. Маршрут просматривал давно, но останавливало следующее:
  • большие расстояния
  • отсутствие кольцевых маршрутов
  • высокие цены
  • сложность
Но благодаря Олегу, который проложил кольцевой маршрут, доказав проходимость озера Толмачёва, сомнения у меня закончились. Началась подготовка. Отчёт писался во время поездки прямо перед сном. Мысли тяжело фокусировались и концентрировались квази квинтесенциями причём не всегда адекватными и перманентно коррелирующими от тяжести пройденного дня... Вообщем я всем очень благодарен! А кого обделил или вдруг недооценил - простите дуру грешную))). И так, преступим!
  Фото первой части здесь, отчёт - далее...

07 июля
  Маршрут: аэропорт – р.Авача.
  Погода: +12+15°С, пасмурно,  морось.
Долетели хорошо, велики перевезли без поломок и гемора. Пахан долго настраивал скорости, хочется спать и моросит дождь. Доехали до магазина «Шамса» в Елизово (цены высокие, но не на всё), встретились с Леонидычем. Отдали ему еды на 5 дней до Мутновской. Человек очень интересный,  работает техническим директором Мутновской ГеоЭС, а выглядит как парень-экстримал. Пугал неубиваемыми медведями, которым «моча бьёт в голову» и они, как терминаторы, не боятся пуль. Страшно… в Елизово
в Елизово Хочется спать, моросит дождик… Доехали до реки Авача по пути к п.Коряки, встали. Кое как поели. Мишка из сетки вытащил горбушу, засолили.
первый улов Наконец-то легли спать в 18 часов по местному времени (Танюха легла раньше и ела среди ночи).
  Высота стоянки: около 30м. Накат: 13км.

08 июля
  Маршрут: р.Авача – озёра у подножия г.Вайчкажцы
  Погода: +15+18°С, пасмурно.
Ехали по трассе. Начались поломки: у Танюхи выскочили крепления багажника, закрутили; у Космонавта спустило колесо, одни ремонтили колесо – другие пили пивко с неркой (купленной в Коряках). Забавный пробой оказался – на половину оторвало нипель, вставили камеру – ещё раз причём тут же. Развальцевали отверстие и проклеили его изолентой – помогло. Свернули асфальта на грунт – дорога на Вайчкажец. Ехали медленно и, в основном, вверх – тяжело. Мишка темп не держит пока, отстаёт. Хотя и мне было тяжеловато. Особенно когда пошли грунтовые подъёмы метров по 100, да такие, что только тащить велики (почти Полярный Урал).
перед подъёмом к озёрам

В планах было доехать до озера Тахколоч и подняться на гору, но добрались до первых озерков на 500метрах и встали. Рядом был какой-то туристический лагерь с япошками (конишуакали нам, ну а мы им))). Отложили радиалку в горы до завтра. Горы быстро затянуло облаками, которые накрыли и нас. Сидели как ёжики в тумане. Купались в озере – вода прекрасная!

Высота стоянки: около 530м. Накат: ~60км

09 июля
  Маршрут: радиалка к Вайчкажцам
  Погода: +14+18°С, пасмурно, порой морось.
Решили посвятить день горам – подняться распадке – амфитеатру между г.Вайчкажицы и г.Летняя Поперечная. Справка:

Горный массив Вачкажец на юге полуострова Камчатка, наивысшая точка которого гора Вачкажец высотой 1556 м над уровнем моря, расположен в 80 км к западу отПетропавловска-Камчатского. Вачкажец — древний вулкан, разделённый в результате сильного извержения на три основные чётко выраженные части: г. Летняя Поперечная 1417 м, г. Вачкажцы 1500 м и сам Вачкажец. В районе Летней Поперечной до сих пор сохранились два больших вулканических цирка, которые, по всей видимости, являются останками кратера единого, большого вулкана.

Лагерь оставили на произвол судьбы и на легке поехали до куда сможем. Правда сначала уехали не в ту сторону, зато испробовали для перехода брода заготовленные бахилы РХБЗ.
Вернулись и поехали правильно. Ехали шустро по разухабистой песчаной дороге среди леса, вверх. Порой велики тащили (хоть были и на легке). Добрались до горного озера Тахколоч – очень красиво! Вокруг горы и снежники, сверху (на высоте 1км) бегут облака и спокойная гладь озера.

Правда мы поняли насколько нам повезло, что мы тут не встали – комаров тучи. На берегу стояло несколько джипов, моросил дождик.

Оставили велики у озера и потопали в горы вдоль ручья Тахколоч и пошли дальше в горы.

...и пошли в горы)

Видели много прыгающих повсюду евражек.

Пошли ручьём вверх, а он перешёл в снежник...

Ручей-снежник Тахколоч

Потрясающие виды гор, укрытых облаками и снегами.

Вачкажецкий цирк Вачкажецкий цирк 2 Вачкажецкий цирк 2

Перекусили подобравшись к кромке облаков на высоте 900м.

Катались на попах)

Спустились, посмотрели водопад; я чуть не улетел с него...).

Обратно  - скоростной спуск - 2 раза летел через голову - потрясающие ощущения, вроде живой))).

Вечером к нам присоединилась группа из Мурманска: 2 девчёнки (одной под 60 лет) и парень - приехали в шортах...странно. Они прибыли на месяц, походу планов чётких нет, маршрут так себе представляют...

Высота стоянки: около 530м. Накат: 12км на легке

10 июля
Маршрут:  На Малкинские источники
  Погода: +20°С, переменная облачность с солнцем, к вечеру дождь
Поехали к Малкинским источникам. Спустились от подножия Вайкажецов к трассе: тормоза пахли паленом, шипели от слюнявого пальца. Дорога сперва бралась напряженно на 2-3, 2-4. Но потом пошла отлично под горку.

Скорость не падала ниже 20 км/ч, а порой доходила до 30 км/ч. Доехали до поворота, двинули к Малкам. Отличная погода, почти нет машин, все время под горку. Красота и скорость. Окрылось прекрасное озеро в лучах солнца. (впервые на Камчатке)
Далее от Малок до источников дряблая грунтовка, но недолго. К источникам пустили бесплатно ( с машин 400р) Сами источники – куча палаток, ручеек, несколько вовсе необорудованных ванночек мелких. Очень мало дров. Весь народ на машинах. Встретили еще одну группу велосипедистов из Москвы: 7 человек едут как и мы, но хотят тащить всю еду с собой до Мутновской. Предлагали ехать вместе – мы не хотим. Олег М. видимо был здесь вчера и поехал дальше.
Накат: 70км (155км всего).

11 июля Маршрут:
Малкинские источники – Апачинские источники
Погода: +18+22°С, переменная облачность
Двинулись от Малкинских источников к п. Апача и термальным источникам у них. Дорога после прекрасной трассы к малкам превратилась в оживленную грунтовку, иногда переходящую в картофельное поле. 60 с лишним километров и ни одного человека, селения, вспаханного поля или коров. Лишь пыль дороги и проносящиеся мимо грузовики.  Грунтовка – терка: трясет и гремит.

Камчатксая грунтовка (это оочень хорошая) Посёлок Апача – оазис жизни на фоне этого. Закупились на автономку, поехали дальше до источников. Оказались закрыты на санитарный день(бассейн) Ручьи: кипяток или ледяные ( смешать не удалось) P.S. Вчерашняя группа оказалась здесь же. Они доехали на машине. Ни фига не подготовленные (в кедах!). Хотят с нами. Сказал: будут тормозить – пойдем сами, но в общем мы не против.
  Накат: 82км по грунтовке (237км всего).

12 июля
  Маршрут:  до Толмачевская ГЭС
  Погода: +20-+22°С, солнце
Поехали к Толмачевскому озеру, где расположены ГЭС (каскад). Сразу (в 4 км) от источников -  шлагбаум. Не пускают. Попробовали в объезд -  не вариант. Нашли на базе отдыха отзывчивую душу (Евгений Познер). Оторвали его от релакса, решил нам помочь. Едем в 4-ый раз по 4 км до шлагбаума. Ура нас пускают!!! Спасибо Евгению! Движемся двумя группами по 5 человек, то и дело обгоняя друг друга. Крутые подъемы и крутые спуски!
дорога к каскаду ГЭС Ушастый упал, рассадил руку. Упал еще раз: рассадил подбородок и локоть. Подъемы, спуски -  непросто. Впереди красавец вулкан Опала – 2460м,  в распадках виден снег -  красота!!
вулкан Опала в облаках
В долине едем, Танюха заорала -  впереди нас в метрах двадцать бежит, чуть обгоняя медведь. Остановились. Он перебежал на дорогу, встал на задние лапы, офигел и припустил бежать дальше.
Встреча!
Проехали ГЭС-3. Пошел подъем с 250-до 500метров. Очень тяжко. На самом верху (остается около 5 км вниз) нас подбирает «буханка» добрых людей. Олег, Андрей и Толик.
где-то тут нас подобрали...
Довезли до брошенного домика и ГЭС-1. Меня свозили на лодке по Толмачевскому озеру.

Снял с ними сеть, угостили рыбкой. Посмотрел маршрут на завтра - жесть. Посмотрел вращающиеся валы турбин ГЭС-1. Классные люди! Вернули меня обратно.
Встали вместе с ребятами, они приехали где-то через час.
вулкан Опала в лучах вечернего солнца
  Высота стоянки: 600м Накат: 53км по грунту (290км всего)

13 июля
Маршрут:  Толмачевская ГЭС – озеро Толмачёва
  Погода: +20+25°С, солнечно, видно все вулканы
Доехали с самого утра  до оз.Чаша (обернулись на легке за час). Озеро – провал, в котором хребтом разделено большое и малое озёра. Вдохновило так себе (вышли через стланик с не очень удобного для обзора ракурса).
озеро Чаша
 Доехали до ГЭС-1 и плотины. Дальше надо было двигаться по берегу – очень крутому. Разделись по пояс и первые 200м таскали всё на себе. «Топили» рюкзаки, велики… За 2 часа прошли! Очень помог совет дяди Юры вместо обуви на крутых сыпучих берегах использовать носки поверх шлёпок (и камни не попадают и шлёпки не слетают).
    Носка, начало
Дальше чуть проехали и затока с таким же прижимом. Правда на сей раз просто обошли по круче, не залезая в воду. А дальше – озеро Толмачёва и горная тундра. Очень помог трек Олега – по нему нашли едва заметный след от ГТТ (гусеничный транспортёр-тягач). Иногда удавалось ехать, но со скоростью 6-8 км\ч.
вдоль озера Толмачёва
Проехали всего-то около 7 км к 19 часам. Дальше разглядели впереди медведицу с двумя детёнышами и решили на этом остановиться и ставить лагерь.
Ждём к ночи гостей… Встали у недостроенного домика с кучей досок (повезло). Lake Tolmachev in The World
  Накат: 10км (из них 500м всё на себе)

14 июля
  Маршрут:  озеро Толмачёва – подступы к пер.Снежный
  Погода: +23+28°С, супер! Ни облочка!
Ночь спали как убитые, гостей не было). Пытались ехать, но в основном шли с великом. Обходили стланик, снежники (иногда шли по ним). Дико, красиво…трудно…очень.

У Пашки сломалось седло (срезало крепёжный винт 8! – теперь мается). Стал тормозить после этого (хотя я начал наблюдать это ещё вчера). Немного повоздействовал на него словом – вроде понял.

Переходили через множество ручьёв (даже мелкие прорывают себе глубокие ложбины), два раза реки – в бахилах. Ломились через стланик – велики на руках сверху… Шли со второй группой, периодически пуская их вперёд. Залезли метров на 150-200.

Остановились за 2км до перевала Снежный. Под вечер видели медведя на другой стороне распадки, кричали – он убежал. Сегодня все очень устали. Воду набирали из ручья, который весь под снежником. Я кажись обгораю второй день подряд… Высота стоянки: 850м Накат: 16,8км (316км всего)

15 июля
  Маршрут:  подступы к пер.Снежный – подножие вул.Горелый
  Погода: +23+25°С, солнечно
Утром воды почти не было (за ночь не натаяла ) – набирали кружечкой по чуть-чуть. Один тяжкий бросок (тащили из всех сил вверх) и мы на перевале! Бааа, да здесь накатанная колея! (нам как автобан!).
Лавовые поля у вулкана Горелый

По ней ехали верх и вниз через снежники. Попалась по дороге машина, тормознули – у нас оказалась шпилька 8 для Пашки! Сделали седушку) Но зато у меня разваливаться стала покрышка и появился люфт в заднем колесе, которое стало дико тереть об перо и протирать его.

Спустились к подножию вул. Горелый.
...впереди вулканические пески[/caption] Ехали по хорошей вездеходке через вулканические поля. Топали в бахилах несколько километров по вулканическим пескам, по котором разливались ручьи.
дорога в песках
Встали у начала подъёма на Горелый. Дров нет, горелку забыли, а у ребят сломалась. Топили корешками).
  Высота стоянки: 1040м Накат(натоп): 22км (338км всего)

16 июля
  Маршрут:  вершина вул.Горелый – мутновская ГеоЭС
  Погода: ухудшалась +22+12°С, переменная облачность
Утро, подъём в 6-30, завтрак и наверх! Почти 2 часа подъёма и мы выходим на кромку жерла вулкана (1800м).
  Справка: Горелый — действующий вулкан, расположен на юге Камчатки, относится к Восточно-Камчатскому вулканическому поясу. Имеет крупный долгоживущий щитовой эруптивный центр, сохраняющий эруптивную активность в настоящее время. Последнее извержение вулкана началось 12 июня 2010 года. Предыдущие извержения происходили в 1980—81 и 1984—86 годах. Этот вулкан располагается в обширной кальдере обрушения размером 10 × 13 км, которая венчает вершину древнего щитового вулкана. Высота - 1829м.
Внутри озеро и лёд в одном кратере, в другом – прибавка из фумарол и дырки в Преисподнию, из которой вырывается пламя – вулкан действующий! Идём по траверсу – вокруг видно всю Камчатку и только с океана наползают облака, но они ниже нас))). Головокружительный вид!
Спуск 1,5 часа. Сразу поехали к ГеоЭС. Велик едет ужасно, разваливается на ходу. Пахан прокалывает колесо… Как-то всё через ж… Да и дорога сильно разбита. Зато едем периодически в облаках – круть!
в облака!
 Вокруг чувствуется дыхание фумарол, видны яркие зелёные плевки термофильной растительности, становится теплее. И вот она – фабрика облаков! – Мутновская ГеоЭС. Потупили у охраны, сначала пошли в обход, потом вернулись, позвонили  Леонидычу. Забрали в столовке еду… пускали слюни… Встали у источников. Поели, пошли закисать в ванночках. Разговорились ещё с двумя ребятами и девушкой, которые стояли рядом с нами. Такого не бывает! Оказалось эта девушка, которая ведёт сайт «Технологии путешествий»  ( http://traveltechnologies.ru/ ) и они только что ходили на яхте до Командорских островов! Разговоры затянулись до поздней ночи, чаю выпили много (ну а что делать, если водка закончилась!).
наступает облако в лучах прожекторово с ГеоЭС
  Высота стоянки: 830м Накат: 16км (354км всего)

17 июля
  Маршрут:  гуляние по ручью Фальшивый, экскурсия на ГеоЭС
  Погода:  +12+17°С, в облаке
Первая нормальная днёвка. Сидим у ванночек в облаке. Просыпались – как встанем. Всюду сырость. Летают капельки влаги. Позавтракали и пошли бродить по каньону ручья, на котором стояли. Водопады, пороги, переливы, сырость и туман (облака). Дошли до слияния с ручьём Фальшивым и поднялись по нему вверх до Мутновки. Влезть обратно из каньона по почти вертикальной стенке оказалось непросто! Побродили в тумане по фумаролам.

водопадик
Позвонил Леонидыч и пригласил на экскурсию. Нас пошло аж 17 человек! (с ребятам с Командор). Экскурсия, да и сам Леонидыч – просто блеск! Прошли по всей станции, ответил на все вопросы! Настя (Оксана) записывала на диктофон экскурсию). А ещё Леонидыч скинул нам фоток.

Обсуждали всё это и валялись в ванночках до полуночи.