Нитка маршрута. Поезд Москва-Инта; вахтовка: Инта - база Желанная; пешком: Желанная - перевал Кар-Кар – правый берег реки Манарага – переправа через ручей Манарага – лиственичный лес; катамаран - старт 2 км выше Оленьего (с обносом порогов от 5 км ниже Оленьего до 1 км ниже песчаного откоса), Косью; поезд: ст. Косью-Москва

на переправе через Кожим на переправе через Кожим
Лирическое вступление. Первый десяток анемонов мы встретили уже на Балбанью. Но настоящее их «пиршество» - в верховьях р. Манарага. Видимо, это - ветреница пучковая с утолщенным прямым коротким корневищем и зонтиковидным соцветием - Anemone fasciculate (http://flower.onego.ru/lukov/anemon_v.html)

Участники. Скитальцы - Стас Скаутер (руководитель и владелец катамарана), Татьяна Абигаль, Игорь Карст с Аленой; Товарищ Стаса Сергей; Молодежь – Коля, Анжелика+Костя (завхоз).

Раскладка. Утвержденные Командором 300 грамм на человека в день (без тушенки, сублимат), включая по три кусочка сахара и 2-3 сухарика Финн-Крисп на день. Жить, как выяснилось, можно, но обольщаться не стоит. Мы шли на энергетических витаминах Vitalert, и когда они закончились – как раз на обносе, - пришлось туго. Плюс индивидуальная заначка 3Ш: Шпирт, Шало, Шухари, а также сахар по 2 кусочка и по плитке шоколада. Получилось все-таки не меньше 450 грамм на день. Очень повезло с погодой - холод требует дополнительных быстрых калорий.

Вес/ груз. Катамаран (баллоны) – 14 кг, весла, еда и общее снаряжение по предварительным подсчетам тянули по 10 кг на мужчину и 7 кг на женщину. Но Командор как-то так «хитро» раскидал, что сам нес самый тяжелый и объемный рюкзак.

Амуниция. Ну не нужны кроссовки/ботинки в Приполярье, в тундре! Да здравствют резиновые сапоги! И хотя мы специально просмотрели все предыдущие походы, даже когда не было ограничения по весу и тащили с собой всякую обувку (и ботинки, и сандалии, и кроссовки) - и убедились, что все время ходили в резиновых сапогах + пластиковые тапочки на стоянках. И все-таки и в этот раз опять потащили с собой кроссовки – 0,5 кг лишних, надев зачем-то всего один раз на переправе. Обязательны перчатки и теплая шапка, накомарники.

Хроника похода.
0-й день, 5.07, ЗАБРОСКА. День пасмурный, моросит, уже в поезде надели резиновые сапоги. Заброска из Инты до Желанного (с 9 до 16) на грузовике-вахтовке пополам с группой из Сывтывкара (Сергей и Лена, Паши, Даша, Ира). Они ждали нас на вокзале часов 5. Дорога разбита, ужасная качка – меня впервые не то чтобы тошнит, а как-то смертельно тоскливо. Ребята потеснились, уложили на переднее сидение, Лена дала таблетки – полегчало. На кордоне «Югытва» - цветущее желтое море купальниц с необычным медовым запахом. По подсказке Сереги набрали серебряной воды из ручья.
На переправе через Кожим перекус – водитель организовал нам чайник кипятка на паяльной лампе. Роскошные виды, мощный поток в реке. Перед переправой по приказу надели спасжилеты. По дороге запаслись дровами, а потом зачем-то выгрузили их в Желанной, не довезя до своей стоянки – выше по течению Балбанью километров 4-5.
Выгрузились на изгибе реки (правый берег) на красивой «зеленке», поросшей лозняком, можжевельником с купальницами. Здесь нас встретил хозяин – лемминг, коричневая кругленькая мышь без длиннного хвоста. Ночью идет дождь.

1-й день, 6.07. Пасмурно. После завтрака оперативно собираемся, раскидываем по рюкзакам общее снаряжение. Выход 10-30. 5 человек получили в руки по колу – 2 м х 2 кг, а кто-то несет целых 2. Оказалось, эти колы – незаменимая вещи на перевале, для прохода по курумникам. Анжела и Костя идут со своими лыжными палками. Мимо, как и накануне вечером, по нашему берегу бродят туда–сюда «люди с телегой». С другого берега переправляется группа пешеходников, за ними – наши сывтывкарцы. К обеду все подтягиваемся по долине Балбанью к стойбищу оленеводов. Здесь видны круглые следы от чумов, стоят три избушки. Очень кстати – ветер, холодно, пасмурно. Высота 688,6 м. Наш чай долго не закипает, а сывтывкарцы варят борщ. На берегу озера лежат тушки красивых гагар со сломанными крыльями. Впереди по тропе под скалами все это время маячит чей-то рюкзак (?). После обеда просветлело, первая переправа, а возле «брошеннного» рюкзака стоит 2-л пластиковая бутыль с бальзамом «Сила жизни». Идем дальше по вездеходной дороге через заболоченную пойму реки Балбонью, а отставшая группа делает обход под скалами, по дороге играют в снежки.
На красивом твердом бугре по тропе, спрямляющей по сравнению с вездеходкой путь, после ржавой бочки, встретили первые анемоны. И через 200 м от бочки остановились в 17 часов на удобной полянке справа от тропы. Рядом, слева от тропы – ручей, чуть впереди – озеро или запруда – расширенное устье Балбанью. Вечером – упорная сушка башмаков у костра, а с резиновыми сапогами никаких проблем нет. Залил при переправе – вылил, сменил в крайнем случая носки.

2-й день, 7.07. Яркое солнце разбудило в 6-30. Наше дежурство. Быстро (не терять погоду!) готовим завтрак. Вода в ручье упала вдвое. В 9-30 готовы к выходу и вдруг с удивлением замечаем разбросанные вещи вокруг. Чуть-чуть потомившись ожиданием, выдвигаемся: Игорь, я и Татьяна. Путь дальше по вездеходке непрост для «бессапожников» - топко, мокро. Но через Балбанью переходим по утрамбованным машинами камням (плоские, надежные, не кувыркаются) почти всухую – вода пока не поднялась. Набираем высоту и через переход выходим к лагерю сывтывкарцев со сторожащим и отдыхающим (мениск!) Пашей – остальные пошли на Народную. Раззуваемся-обуваемся и, увидев вдалеке головы отставших, выдвигаемся вперед. Через переход подходим к озеру рядом с развилкой троп на Зиг-Заг и Кар-Кар. Ждем-ждем-ждем, купаемся, на траве умудряемся вскипятить чай. Первым приходит Коля – с поломанной и уже перевязанной рукой. Догоняя нас, он поскользнулся, подоспевшие ребята отломали от валяющегося вездехода какую-то железку – приспособили как шину. Он не унывает, я недоуменно с жалостью приглядываюсь: Ужас какой! И что дальше? Снимать с маршрута? Но похоже, об этом нет и речи. А ведь предстоит перевал 1 кс, река 3-4 кс. Ну, наверно они ребята бывалые, понимают что к чему. Слышу планы – только перейти перевал, а там посадим на катамаран и повезем…
Ну, ничего не поделаешь, перекусили , идем по левой тропе на Кар-Кар. Резкий набор высоты, потом за ледником Балбанью - сброс, опять подъем. Проходя по снежникам, Коля передо мной след в след за Татьяной и Игорем старательно отрабатывает по моей просьбе технику «врубание носками» – оставляет идеальные ступеньки. Пересекаем следы сывтывкарцев – гигантские шаги без всяких ступеней.
Останавливаемся в цирке под перевалом у озера, 16-50. Высота 803,5 м. На озере ветер гоняет льдины. Дров нет, Костя заступает на дежурство с примусом. Погода ясная, но в тени гор прохладно. У молодежи коллективно болит горло, насморк, температура.
Вечером, возвращаясь с Народной, к нам подходят Серега и Паша-2 – колени перебинтованы, но довольны – вершина покорена. Завещают нам подобрать потерянные на кресте очки. Собираемся рано утром (завтрак на 8-00) пойти по их следам на высшую точку Урала. Ночью льет дождь, сильный ветер.

3-й день, 8.07. Хмурое утро. Но, не смотря на погоду, выдвигаемся в 8-10 по намеченному плану. Игорь, я и Татьяна идем по следам на снегу. Стас и Сергей нашли «лучшую сторону дороги» - по курумнику. Встречаемся на плато, сгущается туман, обнаруживаем тропу со следами небольшого (38-й размер) медведя. Следы вчерашней свежести. Стас, Серега и Татьяна отпросились вниз. Мне приходится идти за Игорем – это лучше, чем ждать его в неизвестности. Потихоньку скулю. Слава богу вскоре, поднявшись метров на 100, когда ветер стал нас раздевать, Игорь махнул рукой, сиди, я загляну за ближайший камень и возвращаемся. 5 минут относительного просветления позволили просмотреть и сфотографировать Голубые озера, из которых вытекает Балбанью.
На обратном пути, догоняя Игоря, я съехала с плато по крутому заснеженному склону на 5-й точке – не повторять без проверки скорости и мягкости снега!
Целый день в непогоду отлеживаемся, едим, спим. Перед сном решили вдвоем с Игорем сходить для разведки и тренировки на перевал – заодно оттащили туда три дубины. Шли по тропе и турам. Обратную дорогу проложили, в обход курумника по снежнику и вдоль берега озера, что значительно легче. Опять на спуске прокатилась по снежнику.
Вернулись в 22 часа, думая залечь в палатку, а командор скомандовал всем выдвигаться на перевал с вещами прямо сейчас. Получив от Игоря краткие инструкции: след в след, выбивать ступени, идем на перевал. Наши следы уже слегка подледенели. На перевале, ровно в полночь, кто-то там наверху, не выдержав такой наглости (шатаются тут по ночам), наслал на нас сильный шквал с ливнем и грозой.

4-й день, 9.07. полночь, перевал КарКар. У Коли улетел на ветру спасжилет, и Серега едва разыскал его среди камней на склоне. Крутой спуск в долину, кажущуюся какой-то нереальной землей Санникова, непрост – мокрый курумник, сплошная костеломка. Спасает дубина – третья точка опоры. Но все равно вдруг попадаю на огромный камень, с которого не слезть, а назад тоже пути нет. Не понимаю, как же идет Коля с тяжелым рюкзаком и поломанной рукой.
Преодолев свой первый в жизни перевал по проторенным туда-сюда-обратно следам, почувстовав себя крутыми альпинистами, начинается пренебрежение правилом «след в след». Игорь закладывает зигзаги по траверсу – курумник, снежник, курумник, выходит к туру на тропе. Выглядывает минут на 10 яркое солнце (4 часа, краски сказочные). А Стас сокращает путь по снежнику – уходящему под углом 50 градусов в бездонное озеро.
Спускаемся дальше к ручьям и на полянке с анемонами мне удается минут 10 поспать, затем подкрепляемся шоколадом. А нетерпеливая молодежь (им холодно без движения в мокрых ботинках) быстро-быстро порулила куда-то явно не туда. Хотя Игорь сверху просмотрел и указал оказавшийся совершенно верным путь. Так и есть, приподнявшись 20 м над озерком по камням, попадаем на снежник, и только здесь замечаем тур, указывающий тропу вниз, в долину Манараги. Тут Стас и Сергей поработали – сделали нормальный тур, который можно увидеть издалека.
Внизу у ручья, поджидая оказавшуюся на другом хребте молодежь, просушиваем на ветру подмокшие вещи, затем едим (6-00). Выглядывает солнце, и дальше по тропе вдоль по правому берегу Манараги мы фотографируем виды, любуемся водопадом и окрестностями. Особенно живописны виды с бугорка, поросшего карликовым багульником.
Переходим многочисленные ручьи, проходим слияние реки и ручья Манарага. На обжитой поляне Игорь замечает: наверно, здесь придется стоять, вода после ливня слишком высокая и бурная для переправы. А на берегу говорит: можно переходить, как отрепетировали за неделю до похода на Истре, с Советовым – взявшись за дубину втроем. А подоспевшая Татьяна готова тут же это проделать. Убегаю от них в кусты – живот свело от страха. Чуть выше по течению от пресекающей ручей тропы стоит тур – знак переправы. Водя здесь спадает тремя ступенями.
Славу богу, подошел Стас и скомандовал: ждем до утра, когда спадет вода. Возвращаемся на поляну, сушимся, отдыхаем, репетируем на камнях переправу с палкой. Солнце жарит.
Но сразу после еды в 15-часов, едва мы залегли в палатки, начался сильный ливень, гроза. Так что надежды на скорый спад воды не оправдались. Ночью не спится от страха перед предстоящей переправой.

5-й день, 10.07. Солнечный день, проснулись рано, завтрак в 4-10. Стас нашел в кустах удобное место переправы – река разделяется, мощный поток уходит налево в кусты и на изгибе течение поспокойнее. Так что пережив еще пару часов затянувшийся подготовительный мандраж, в 8-00 переходим ручей Манарага, держась за палку по четыре человека, привязав на веревочки рюкзаки, едва замочив колени. В резиновых сапогах может быть бы и вообще не захлестнуло, но мы нацепили кроссовки, чтобы не скользить- заодно и постирали.
Через 2 перехода, минуя по тропе красивое озеро, любуясь видами, перейдя несколько ручьев, входим в лиственичный лес и останавливаемся на высоком берегу, наиболее приближенному к реке (50м). Сначала прошли немного дальше, до луга-болотца, но потом вернулись – уж больно хороша эта стоянка «Лесная». Заросли анемонов, иван-чай, щавель (а водитель грузовика авторитетно заявил «У нас на Урале щавеля нет»). Так что не веря своим глазам мы набрали щавеля, накрошили и запустили в традиционный вечерний супчик из пакетиков, сушеных овощей и сублимата.
На этой стоянке мы совсем расслабились – купались-окунались в реку за большим камнем, держась за прибрежные кусты. По подсказке Коли накрошили салат из молодых (при сломе хрустят) побегов иван-чая + подсолнечное масло + кари. Получился шедевр кулинарного искусства и даров природы!
К вечеру Стас и Сергей отправились на заготовку жердей для рамы катамарана. Я, Иорь и Коля увязались за ними, но почему-то оказались на горном склоне. Карабкались, карабкались, фотографировали виды. Видны домики-навесы на базе Оленьей. До ручья километра 2 и еще 2 до базы.

6-й день, 11.07. Опять отличная погода, жарит солнце, вода в реке падает – поток превращается в груду камней. Стас с Серегой целый день вяжут катамаран, никого не подпуская. И правильно. Надежность прежде всего! И только поздно вечером нам доверили пришнуровать к раме баллоны и отрегулировать под себя упоры.

7-й день, 12.07. Солнце, все готовы к продолжению маршрута. Намечено разделиться 4 на 4. Группа гребцов осваивает катамаран, остальные идут до устья ручья Олений. Посматриваем на курящего командора, ждем команды. А он оказывается ждет воду – то ли низкую, то ли высокую, уже не помню. Пообедали. Стартуем часа в 2. Бегаю по берегу – нелегка доля папарацци. Но результат – фотографии, - стоит того.
В устье Оленьего загрузились на катамаран все вместе – чтобы переплыть ручей и опробовать ход при полной загрузке. Ничего хорошего. Пару взмахов весла и лопасть моего весла улетает. Сделали пару поворотов и выгрузили у базы пассажиров. Дальше опять 4 чел. идут пешком – договорились оставаться в зоне видимости. Первая встреча – за первым поворотом, вторая - за следующим, перебираемся по катамарану через ручей, за следующим поворотом, после болотца, опять катамаранщики поджидают пешеходов. И вот тут поступила команда идти до Косью – впрочем, зоны видимости никто не отменял. Идем вперед, сократив путь через бугор – ой, что-то мне не нравиться этот шум на воде и камни. Тем не менее сажусь на берегу, поджидаю в кадр катамаран. Прошло минут 10. Впереди за дальним бугром, махнув мне, скрылись Костя и Анжелика. Коли вообще давно не видно. Жду еще минут 10. Закрадываются мысли: может, пока я перелезала через бугор, они уже просвистали, поэтому и ребят нет в зоне видимости. Иду по скале над берегом вперед. За поворотом, на другой стороне отдыхают пешеходники, что-то кричат, машут. То ли наши проходили уже, то ли нет. Да-Да, проходили! А на катамаране-то проходили? Показывают руками крест, нет. И что-то упорно показывают впереди. Прохожу за поворот – мамочка моя! Бегу назад, даже не сфотографировав порог. Только бы успеть предупредить, чтобы не влетели. А молодежь прошла мимо, вперед до самого песчаного откоса, думая, что катамаран их вот-вот догонит. Может, хоть пофотографировали?
Слава богу, на том же месте, за 2 поворота от порога, спокойно кормят комаров Татьяна и Игорь, а Стас с Серегой оказывается пошли на просмотр. Диагноз: 5 категория, 10 км - обнос. Стас собирает-возвращает молодежь.
Обнос сначала по болотцу, потом за перегиб по курумнику и вниз по ручью затянулся допоздна, в 22 часа так и не дойдя по ручью до реки метров 500 (кто знал!), измотанные, затеваем ужин и получаем разрешение ставить палатки в 23-30. Стоянка «комариная, на ручье».

8-й день, 13.07. Опять и снова солнце, выходим на Манарагу. Широкий далегляд, г. Манарага в самой красе. Идем с Игорем вверх, к порогам. Дошли 2 км до откоса, на отмели-островке валяется рама от катамарана. Чуть дальше сочащаяся через камни вода и круговорот-противоход на повороте реки образовали в сторонке отличный бассейн 10х10м. Бросаю шишки – вода стоит, безопасно. Но «люди ждут» и Игорь не разрешает купаться, возвращаемся к месту посадки на катамаран.
Проходим следующие пороги, шиверы. Пару неприятных наскоков на камни – хорошая рама! Стас и Серега прыгают в воду, сталкивают катамаран. В затишье, в глубоких ямах Сергей усмотрел хариусов и даже, говорит, налима.
Затем, после слияния с Косью, мы влетели в цепь порогов длиной 10 км. Их проходим относительно слаженно и ровно, почти без катаклизмов. Не считать же таковыми основательно промытые ниже пояса корпуса рулевых и даже пассажиров. Пороги заканчиваются живописным поворотом направо. Успешно преодолеваем нанос на скалу по левому берегу, разворачиваемся и тормозим на отмели-косе правого берега. Порог получил название «ножичек» - каковой Стас усмотрел при распаковке в хозяйственной сумке без чехла и швырнул в поток.
После обеда прошли еще череду порогов, которые показались совсем уж невинными. На ночевку остановились на красивом (практически первом встретившемся) острове с широкой песчано-галечной косой, на ней – следы лосей и/или оленей – побольше и поменьше. На Манараге таких островов не было.
Вид на Северо-северо-восток – на Манарагу; в другую сторону, на юг – на Колокольню и др. вершины горного массива. Чуть сзади остался хребет Медвежья лапа (вид на восток). На острове удобные поваленные бревна – чтобы сидеть и рубить на дрова. Мы ставим палатку на полочке, на мху, рядом цветет розовыми цветами княженика.

9-й день, 14.07. Солнце, погода по-прежнему балует. Завтрак в 9-00, выход в 14-00. Идем, расслабились, перекуры и обед прямо на борту, чтобы не кормить комаров – традиционные Брауншвейгскую колбасу и сыр Чечил запили водичкой из реки. Цель – дойти до базы. К вечеру (20 часов) похолодало, остановились утеплиться, по GPS в телефоне Костя определил, что пройдено немало. Вскоре останавливаемся за воротами на левом берегу, оборудованном навесами. Назавтра оказалось, что база – за следующим поворотом. Стоянка «гурманская» - к прочим дарам природы добавился дикий лук нежной степени зрелости.

10-й день, 15.07. Завтрак рано. Жара, приходится часто окунаться. Изучаем природу. У кострища выросли строчки-сморчки, в лесу нашли пару семейств уже засушенных летних опят. Цветет шиповник, пижма, кровохлебка, появились листья белокопытника – любимого мной средства для мытья посуды.
Выход в 15 часов, спокойный сплав. Анжелика садится на место Игоря и к нашему восхищенному удивлению совершенно профессионально (впервые в жизни) рулит, чувствуя струю, не перегребая и не «имитируя деятельность». Обучение прошли все желающие, даже Коле дали весло (после того как он немного поворчал на наше квохтанье «рука!»). Зато виды уже не очень, горы иногда показываются сзади вдалеке, встречаются отдельные скалы из мягких пород с причудливыми выветриваниями. Фотографируем Красную скалу и за ней через пол-километра выходим на техническую остановку в 20-00 на мысу по левому берегу. Разнотравье, продуваемое место, галечник переходит в ровную полку коренного берега. Не проходите мимо, отличное место для стоянки!
А мы, увы, зачем-то идем дальше: «вижу по карте впереди хорошие места» и затем допоздна тыкаемся то сюда, то туда – все не то. Надвигается дождь. Останавливаемся на захламленном бревнами острове. Лихорадочно быстро расставляем палатку, вытаскиваем запасы – 3Ш + вода с сахарком, ужинать заполночь не хочется. Минута в минуту начался дождь, бедные дежурные Татьяна и Коля – на ровном месте ненужный экстрим.
В целом, как вы могли убедиться по рассказанному, природа щедро одарила нас теплом, солнцем, пощадила в плане мошки, подкрепила подножным кормом. Дожди точно по расписанию лили по ночам, когда особой необходимости шастать не было.

11-й день, 16.07. Солнце и как обычно по утрам, до полудня мы никуда не спешим. Рядом с нашей палаткой обнаруживаем свежие следы – и ведь слышали же сквозь глубокий утренний сон топот, нет чтобы с фотоаппаратом выглянуть. Вода в реке курортная. Используем время медленных сборов для купаний и постирушек. Вода в Косью мягче, чем в Манараге,. А чай везде был отменный, благодаря закупкам Завхоза и всяким природным добавкам. На этом острове Серега отыскал среди многочисленных кустов красной смородины (эту в чай не бросать) также и черную.
К нам на огонек причалили местные на моторке. Сказали, что вода в этом году очень большая – запоздалая весна и резко наступившая жара после дождей, весеннее половодье наложилось на летнее. Вот наверное почему ни в одном из прошлогодних описаний не упоминается грозность порогов на Манараге. Еще сказали, что в реке водится хариус и семга, щуки сидят в заводях. Угостили жаждущих сигаретами и бросили за борт опорожненную стеклянную бутылку. Зачем-то придумали-запугали, что до Косью еще 40 км по реке.
Мы вышли часов в 15, и уже в 19 были на станции – не торопясь, пообедав на одном из островков.
Чтобы сократить путь от берега до станции метров на 500 нужно, увидев в левой протоке ЛЭП подняться по ней (по протоке) до домиков на берегу.
Мы причалили возле лодок на реке у домиков с надписью МАГАЗИН, упаковались и вооружившись веслами пробрались через болото.
В поселке деревянные и два пятиэтажных дома, один подъезд брошен – жителей отселили. Есть магазин. На станции чисто, прибрано-покрашено, но нет воды – колонки закрыты.