17.08.09

Перевал Сакукунский (н/к) (Высота 2201м). По лев (ор.) берегу С.Сыгыкты поднимаемся до широкого предперевального цирка с озерами. В середине цирк перерезан каньоном ручья. Обходим справа (пх.) переходим ручей на прав (ор.) берег выше коньона. Дорога на перевал Сакуканский промаркирована турами. Общее направление подъема на перевал - с правой оконечности цирка на левую. Спуск с седловины по осыпям и зеленым площадкам в долину Верхнего Сакукана. Подъем скорее всего возможен в определенном месте, а спуск в любом, хотя точно это установить было тяжело из-за тумана. Спускаемся по прав. (ор) берегу придерживаясь зеленых площадок и бугров чуть выше русла В.Сакукана. Болотистое плоскогорье под пер. Озерный видно из далека. Пытаемся совершить траверс сразу на это плоскогорье (~5 км) по зеленым полкам и осыпям крутизной ~30 град. Путь траверса пересекают два каньона - первый скальноосыпной с водопадом. Аккуратно проходим по осыпям. Второй каньон скальный, обходим его сверху немного набрав высоты до 2000 м. Осыпь становиться очень крутой и мы спускаемся на лесистую полку на берег реки. По берегу реки местами встречается заросшая (лишайником, деревьями) тропа. Выходим к 3-му глубокому скальному каньону с ручьем. Обойти его вероятно можно только у впадения этого ручья в В. Сакукан. В районе перехода ручья есть тропа. После обхода каньона начинаем подъем по лесистому, а потом лишайниковому склону (40-45?) под плато пер. Озерный. Плато сверху заболочено. Обходим приток р. Озерный и выходим к двум озерам. Переходим на прав. (ор.) берег р. Озерного перед 1-м озером. Тут есть хорошая стоянка и следы вездехода. Обходим озера слева (пх.). Берега болотистые, место для палатки найти трудно. В результате встаем на втором озере приблизительно в середине около воды (CMP11). Пройденное расстояние примерно 11,6 км.

18.08.09

Озерный (н/к) (Высота 1821м) и Перевал Панорамный (1Б) (Высота 2395м). Выходим в 9:00 и идем вдоль лев. (пх.) берега озера в седловину пер. Озерный. Перепад высот от уреза озера до перевальной точки 20-30 м. Тур находится на одном из холмов перевала ближе к центральной части. С седловины спускаемся влево (пх.) в долину р. Хадатканда. Переходим ручей на лев. (ор.) берег и движемся в ее верховья временами переходя с берега на берег. Уходим по долине уходящей вправо. Путь проходит по осыпям и зеленым лужайкам со скальными глыбами. Ручей постоянно забирает направо, совершая поворот на 180 град. В верховьях ручья виден участок хребта с длинным, узким горизонтальным снежником. Выходим по долине ручья на пер. Панорамный. С перевала спускаемся в широкую неглубокую котловину в которой течет ручей. Здесь возможна стоянка. Из котловины открывается несколько (не менее 5) кулуаров разного размера в направлении к оз. Панорамному. Уровень сложности по эти кулуарам сильно отличается (от 1Б до 2А). В лев (пх.) кулуар уходит ручей из котловины, который представляет собой крутой скальный каньон. Следующий кулуар в верхней половине  был занят крутым снежником (50-60 град) и в нижней части перерезан практически отвесной скальной стенкой, третий кулуар начинается крупной осыпью, потом продолжается зелеными полочками круто уходящими вниз на скальные лбы. Наименьшую категорию имеет самый правый (пх.) кулуар при выходе из котловины, который располагается чуть дальше от перевальной точки и немного выше относительно всех остальных кулуаров (снизу этот кулуар легко определяется по широкому осыпному конусу выходящему из него). Сначала кулуар узкий, потом расширяется. Спуск начинается по средней крутой осыпи (40 град) потом кулуар перегораживает снежник длинной 20-30 м и крутизной около 40 град. Спуск по нему при плюсовой температуре не составляет большого труда. Спускались выбивая ступени ногами. Страховку достаточно производить альпенштоком или, что лучше, ледорубом. При минусовых температурах (которые судя по отчетам в это время года тут не редкость) преодоление этого участка может быть сопряжено с изрядными трудностями. Дальнейший спуск проходит по постепенно выполаживающейся осыпи к берегу озера. На наш взгляд, категория этого перевала выше чем 1А (как указано в ряде отчетов). Проходим озеро по правому (пх.) берегу и начинаем спуск по прав. (ор.) берегу р. Панорамный. Примерно через 1 км встаем на ночевку на зеленом бугре (CMP12). Долина ручья болотистая, на этой высоте стланика нет. Пройденное расстояние примерно 11,5 км.

19.08.09

Дождь, туман, видимость 50-100 м. Выходим с места стоянки и по лев. (ор.) берегу начинаем спуск. Достигнув зоны кедрового, ивового и березового стлаников продолжаем спуск по прав (ор.) берегу и сухим руслам. Так как ботинки промокли два дня назад, то нам показалось удобно передвигаться по верховым болотам лишенных стланика. В какой-то момент видимость улучшилась, становиться видна вершина хребта, разделяющего долины р. Панорамный и р. Мергели. Гребень хребта и частично склоны свободны от стланика (вымерз и сгорел). Траверсируем склон хребта и продолжаем движение по его гребню. Видимость снова понижается до 100м, и когда до разъезда Леприндо остается 3км по прямой, решаем продолжить движение до разъезда по азимуту. Этот путь не легок ввиду присутствия оврагов, стлаников, верховых болот. Сброс с хребта по крутому склону (40?). В ходе движения примерно в 1 км от станции пересекаем ЛЭП. Станция (точнее разъезд) Леприндо - дом с двумя входами. В первом расположены административные помещения и сидит дежурный. За вторым входом - помещения для отдыха обходчиков. Поселка Леприндо отмеченного на некоторых картах теперь не существует. Закончил свое существование в 90-х годах. Обходчики любезно пустили нас на несколько часов к себе в помещение. Уезжаем в Н. Чару на ремонтном составе с еще более любезными рабочими. Пройденное расстояние от места ночлега до разъезда Леприндо примерно 11 км.
Для информации: рабочий поезд который выполняет функцию местной электрички иногда не ходит. Расписание этих "выходных" есть на вокзале в Н.Чаре. Бывает,  что этот поезд отменяют, а он идет поздно вечером. А бывают непредвиденные оказии с попутными поездами, как повезло нам. Но на это рассчитывать не стоит.  В Н. Чаре рядом с ж/д (слева если стоять спиной к вокзалу) вокзалом есть единственная гостиница, в ней есть душ с горячей водой, найти какое-либо другое частное жилье с такой услугой нам не удалсь..