Захотелось пройтись по сибирской реке. Прошлись.
Бискамжа - река Бискамжа - река Томь - Междуреченск - Новокузнецк - Кемерово - Юрга - Томск

Весенне-летняя прогулка

Дорога
Три дня классного праздного безделья. 2,5 дня поезд СПб - Новокузнецк. 0,5 дня - электричка Новокузнецк - Междуреченск + вокзал.  В Междуреченске ночевали в палатке в городском парке на берегу реки Усы. Ночью начался сильный продолжительный дождь, вода поднялась и к утру пришла к нам в палатку. Утром собирались мокрые, но весёлые.
* Юрка: Охранник на вокзале Междуреченска - ... нехороший человек; мы спросили у него, можно ли переночевать на вокзале, он сказал, что в городе есть гостиница, езжайте туда. Ехать туда было далеко, а утром рано возвращаться, поэтому мы и пошли ночевать в парк. А на следующее утро, бродя по вокзалу в ожидании электрички, увидели дверь с надписью: "Комната отдыха. Обращаться к дежурной по вокзалу. Работает круглосуточно." Но об этом охранник нам не сказал, почему - мы уже не узнаем. Справедливости ради стоит заметить, что накануне мы сами этой двери не увидели.
19 мая
Утро, электричка на Бискамжу, мы в вагоне сушим вещи. В начале двенадцатого мы в Бискамже, в Хакасии. Разница по времени с Питером 4 часа, пишу по местному времени.
Погода так себе, хмуро, временами прокапывает дождик, в горах лежит снег. Мы посидели на вокзале, попили кофе с пирожками и пошли к реке собирать лодки. Речка Бискамжа, протекает рядом с вокзалом, поляна для стапеля большая и удобная. Воды в реке очень много, пик половодья, река бурлит, пенится, несётся с большой скоростью, течёт через деревья и кусты, сильно петляет, настоящая горная река, начало похода обещает быть интересным. Пока собираем лодки, погода то проясняется, то опять хмурится. Из разговоров с местными узнаём, что воды максимум, что места достаточно часто посещаются туристами-водниками, и на байдарка
, и на катамаранах.
Пока собирались, заодно набрали воды в роднике, глянули с берега  дальнейший путь, хотя бы ближайший, и в пол-третьего вышли на воду. Пошёл сильный дождь. На реке тут же понеслось: стремительное течение, резкие повороты, уход от кустов и прижимов, целый букет приключений,

прямо спортивная слаломная трасса. Как мы потом посчитали, по Бискамже мы прошли за 12 минут 3 километра. Итого на этом участке средняя скорость - 15 км/ч. Вышли в Томь, которая немного шире, но такая же стремительная. Скорость течения осталась прежней, но добавились валы, бочки, поганки, сбойки струй, плюс непрекращающийся встречный ветер.
*Поганка - на туристском жаргоне это вертикальная струя воды, идущая вверх к поверхности. Она вытекает на поверхность реки и растекается эдаким блином. Название отражает отношение туристов к ней.
Дождь всё идёт и идёт без конца. Не самый комфортный сплав, когда дождь, ветер, холод, быстрое течение с валами, прижимами и поганками, причём всё это одновременно. Но всё равно идём вперёд, а что ещё делать?.. Не успеваем любоваться красотами Кузнецкого Алатау, всё внимание на реку. По левому берегу вдоль реки проходит железная дорога, достаточно оживлённая. Замечание Юрки: "Мокро!"
*Как по речке Бискамже
мы сплавлялись в неглиже. (шутка, холодно очень)

Примерно через 3 часа после старта, в начале шестого вечера, дошли до Балыксы (хотели зачалиться до неё на стоянке правого берега, но не смогли из-за течения) и встали на стоянку после моста, на правом берегу, прилепившись на маленький сосновый пятачок. Но на одну палатку места всегда хватит. Итого сегодня прошли около 40 км, неплохо для начала. В Томи вода прозрачная, во впадающей Балыксе - мутная, какое-то время воды рек текут параллельно, не перемешиваясь. Дождь так и не закончился, были только редкие перерывы. Ладно, привыкнем. Мы поужинали (готовили на газу), позанимались своими делами и с наступлением сумерек пошли спать. Устали. Нагреблись. Намёрзлись.
Ориентироваться на правые притоки нереально, т.к. не всегда понятно - это протока через кусты или впадающий приток. Понятны только левые притоки, впадающие через трубы или под мостами железной дороги.
С милым рай и в шалаше,
Если милый в Бискамже.

20 мая
Спали до 10 часов. Всю ночь слушали железнодорожного диспетчера в Балыксе о прохождении поездов и шум самих поездов. Звук разносится так, что кажется, будто поезда идут прямо через палатку. Завтракаем (снова готовим на газу), опять идёт дождь. На воду выходим в начале первого. После Балыксы река – уже не такой бешеный поток как раньше, но горный характер сохраняется. Высокая скорость течения, валы, поганки, водовороты - всё это присутствует. Кое-где в реке даже бочки (постоянно обрушающийся пенный вал), но мы их благополучно обходим. Постепенно появляются небольшие участки со спокойным течением. Ну, относительно спокойным, просто валов становится поменьше, сами волны пониже, скорость и турбулентность течения сохраняются. Требуются постоянные внимание и гребля. Некоторые левые притоки впадают в Томь красивыми живописными водопадами, окружающие горы тоже очень красивы, где-то ещё с нерастаявшим снегом, но нам вообще не до фото, всё внимание на реку, бурный поток не даёт отвлечься, нельзя даже гребок пропустить, а то сразу начинает разворачивать и кренить. Да и скорость реки такая, что всё равно не успеешь фотоаппарат достать. Остаётся мельком любоваться в пол-глаза. Вода в реке стала коричнево-мутной, в притоках как правило чистая. Погода мерзкая, дождь, холод, встречный ветер. Пальцы мёрзнут, это при том, что надо постоянно грести, не пропуская практически ни одного гребка. Так и проскакиваем притоки, деревни, ж/д станции. В русле много островов. Ещё много прижимов - вода течёт по кустам и деревьям, в том числе упавшим. Попасть туда - дело неприятное (мы так думаем), поэтому от прижимов лучше уходить.Часам к 4 погода постепенно улучшается, ближе к 5 даже проглянуло солнце. Не знаю, связано ли это с тем, что мы уже не в Хакассии, а в Кемеровской области, или не связано, но погода внушает некоторую надежду, хотя по-прежнему холодно. Прошли деревню Теба (здесь же ж/д мост) и стали смотреть стоянку. Нашли её достаточно быстро, вполне приемлемую, по левому берегу. Тут снова пошёл дождь, потом град, потом снег, потом опять дождь. Вот, блин, поход!.. Наверно, если меня потом дома спросят: "Какое удовольствие в таком походе?", то я не найду что ответить. Мы поставили тент, палатку, по-быстрому поужинали (опять на газу) и полезли в спальники греться. К ночи дождь стих, ветер успокоился, только шумят река и проходящие поезда. На том и дню конец.

21 мая
Встаём в 9.30. На небе высокая облачность, постепенно проясняется. Холодно. Начинает казаться, что здесь всегда холодно. Ночь тоже была холодная, завернулись во всё что было, даже нос из спальника высовывать неохота. Но постепенно теплеет. Часам к 11 на небе появилось солнце, и стало совсем тепло, можно даже пуховку снять. На радостях лениво завтракаем, неторопливо собираемся, обращаем внимание, что вода в реке упала. Солнце пригрело, и стало так тепло, что мы вместо того, чтоб собираться, пьём кофе с бутербродами. На воду выходим в половине первого. Река успокоилась, уже не такая бурная, валы прекратились, но скорость реки быстрая, идём с приличной скоростью. Да и поганки стали добрее, уже не пытаются сразу же опрокинуть лодку. И как классно, когда пальцы при гребле не мёрзнут! Успеваем любоваться на окрестные красоты и даже фотографировать. Поднялся встречный ветер, который постепенно усилился до сильного. Сначала мы почти летели по реке, потом шли, а теперь ползём против ветра. За три часа от стоянки дошли до Междуреченска. Прошли горнолыжный склон Югус с фуникулёром через Томь. В городе зачалились, Юрка сходил в магазин, в "Пятёрочку", мы перекусили здесь же, на берегу и около пяти вечера пошли дальше.
Ниже Междуреченска, после впадения Усы, Томь окончательно успокоилась, течёт ровно и гладко, но быстро. В реке появились острова и протоки. Стоянка в семь часов на вполне приличной поляне на левом берегу, где-то в районе впадения реки Мрассу. Томь уже стала достаточно широкой, перегребать её с берега на берег
долго и неудобно, так что в поисках стоянки сначала методом тыка выбираем, вдоль какого берега идти. Сегодня в первый раз за поход развели костёр. Красота! Ветер стих, а может мы просто спрятались за деревья. В палатке перед сном как всегда беседуем о походах, прошлых и будущих, о снаряжении, о методике подготовки туристских кадров и кадровой комиссии, о том, кого стоит брать в коммерческие походы, а кого не стоит, и далее все темы по списку...
*Мне теплым-тепло спалоооось...

22 мая
Подъём в 9. Небо серое, но светлое, высокая облачность. Завтракаем, собираемся, отчаливаем от берега. Здесь я должен бы был написать: "Томь величаво и неторопливо несёт свои воды к реке Обь..." или что-то в этом роде. Но Томь просто течёт, по берегам просто красиво, писать больше не о чем. Иногда знакомые упрекают меня, что я пишу слишком сухо и сжато. В своё оправдание могу сказать, что я пишу для себя, для воспоминаний. Да и не получается всё это литературно и цветисто описывать. А также может быть для тех, кто соберётся идти этим же маршрутом и кому мои записки окажутся полезными. Кроме того, пока на реке ничего не происходит, можно попытаться записать какие-нибудь умные мысли. Но, к сожалению, чтобы писать умные мысли, надо их сначала придумать, а потом ещё и не забыть.
Вот так, пока ничего не происходило, мы часа за три дошли но Новокузнецка, потом чуть больше часа шли от моста к мосту и от микрорайона к микрорайону. Несколько раз начинался сильный шквалистый ветер, буквально пробиваемся сквозь него. Пошёл дождь, который так и шёл до вечера. Ветер. Да, я понимаю, что днём участки воды и суши прогреваются неравномерно, из-за чего появляется разница давлений и как следствие возникает движение воздушных масс, т.е. ветер. Это всё из школьного курса.
Такие вот мысли, пока мы гребём. И ещё куча других мыслей. Но какого хрена он так сильно дует!!!...
Долина реки расширилась, видны дальние сопки, которые иногда подходят к реке. Временами встречаются высокие обрывистые берега с ласточкиными гнёздами. Много хищных птиц, видимо, коршунов,  с рисунком под крыльями, похожим на глаза. Их здесь как у нас ворон.
После Новокузнецка со стоянками хреновенько. Может, они и есть где-то на правом берегу, но мы их смотрели по другому берегу, по левому. Берега - ивняк и осинник, тянется километрами, стоянок нет, на берег не выйти. Где-то из притока набрали воду на ближайший день.
Стоянку смотрели часа два, встали кое-как, где-то в кустарнике и крапиве, километрах в трех ниже ж/д моста. Дождь не кончается, но нам всё равно, уже лишь бы где-то встать. Так же кое-как ужинаем (на газу) - и спать. Вечером в палатке, глядя в карту, поняли, что проходя Новокузнецк, прошли уже 200 км. Хорошая скорость! Быстрое течение плюс мы молодцы.

*Мысль за ужином: Если на животе не сходятся штаны - пора в поход.

23 мая
Ночью разноголосье птиц заглушало шум завода (или шахты) на противоположном берегу и шум поездов. Завтрак сварили на костре. Погода постепенно улучшается, надолго ли?.. Но время идёт, а погода всё лучше и лучше. Лёгкий ветерок и солнце. Берег скользкий, глинистый, пока грузились - несколько раз попадали и попачкались, ладно, на реке потом само почистится.
В пол-двенадцатого отчаливаем и гребём. В небе стаи коршунов, штук сто, не меньше. И над лесом, и над рекой. Наверно, клещи по берегам провожают нас грустными взглядами... Да, я знаю, что они слепые...
На радостях от хорошей погоды, не заметив, проскочили Верхнюю и Нижнюю Терсь. И заодно деревню Осиновое Плесо. Думали, вдруг там есть хоз.магазин и можно купить газ, а то из-за этой погоды у нас случился слишком большой расход газа, осталось совсем немного. Ладно, проскочили - и проскочили, обойдёмся тем, что есть. Как-то незаметно прошли условную отметку 300 км от начала маршрута. Блин! Слишком быстро идём. Если так пойдёт и дальше, надо будет думать чем себя занять и куда девать дни. Обратные билеты уже давно взяты, сроки отъезда определены. Ну, с другой стороны, раньше - не позже.
Кстати, притоки Томи легко принять за одну из проток, а иногда они незаметны из-за растительности по берегам. Как обычно, набрали воды в ручье, фотографируем всякие пейзажные красоты, беседуем о разном. Около 6 часов встали на стоянку на отличную галечно-песчаную отмель. Немного не дошли до деревни Ячменюха. Мест
а под палатку - сколько хочешь, дров - полно. Погода тоже классная - солнце, ветерок, просто сказка какая-то! Холод первых дней уже подзабылся, не верится, что несколько дней назад мёрзли пальцы и стучали зубы. Сушим вещи, расслабляемся, пьём чай. Классный вечер!.. Так и идём - день мокнем, день сохнем. Но увы, всё хорошее кончается. В девятом часу небо затянуло, началась гроза с громом, молниями, дождём и ветром. Хорошо, что к этому времени мы уже поужинали, залезли в спальники и уже оттуда слушали все эти завывания. В целом можно сказать, что на Томи бурноводного сплава - на два дня, в остальном - красивая, спокойная, живописная река. Тем, кому интересен такой сплав, я б её рекомендовал, кому неинтересен - не рекомендовал.

24 мая
Лень. Лень просыпаться, лень вставать, лень готовить завтрак. Проснулись мы часов в 8 и героически долежали почти до 10. Дождь лил всю ночь, с небольшими перерывами. К утру он стих, и тут же запели птицы. Ну, как запели... Сплошная громкая какофония, все уши нам откакофонили. К 10 терпение слушать кончилось, поэтому вылезаем наружу.  Отчаливаем ближе к полудню. До обеда прошли ещё 2-3 отличные галечные отмели, потом всё, снова стоянки кончились.
Солнце, лёгкий ветерок, быстрое течение. Хорошо идём. По берегам много домиков рыбаков. Уж не знаю, оформлены ли они официально или это самострой. Некоторые участки с садами, огородами, клумбами, настоящие дачи! Много солнечных панелей, весьма внушительных. Один из местных жителей позвал нас в гости на обед. Мы и согласились и очень вкусно пообедали. Он представился как Матвеич со Змеиной горы. Он нём есть статья в интернете -

http://www.sibcontek.ru/fishing/archive/1-3-fevral-2015/gorka-matveicha/ . Посидели, поговорили о том - о сём, о житье-бытье, положили по камешку к поклонному кресту на горке и пошли дальше. Погода хорошая, стоянок нет, дальше снова берега застроены избушками охотников, рыболовов, дачников и просто любителей природы. Как всегда набрали воды в ручье. В притоках вода такая же мутная, как и в реке. Юрка снял клеща после того, как сходил за водой. Ну хотя бы их не так много, как нас пугали местные. Или просто нам пока везёт.
Из карты мы узнаём, что идём вдоль Сакарматанского хребета, горы пологие, с берега его сложно определить. Если б не карта, то и не догадались бы, что идём вдоль хребта. Стоянка сегодня кое-какая, причаливаем ближе к 8 вечера. Ну уж какая есть, других нет. Как сказал Юрка: "Велика Россия, а палатку поставить негде." Почти дошли до места, где Томь прорезает вышеуказанный хребет, но по воде этого не заметно. Наконец-то появились комары и мокрец.
Пока что стоянок мало, хороших - ещё меньше. Наверно, когда вода спадает - их становится больше, вылезают удобные галечные отмели. Я вовсе не хочу сказать, что стоянок на Томи нет, есть много хороших или отличных. Но есть участки реки, в том числе достаточно протяжённые, на которых из-за прибрежного ивняка (ивовых кустов) стоянку найти проблематично. А поскольку погода бывает плохая, а мы не знаем - что дальше, то приходилось вставать на ночёвку абы как, абы где, ибо не знали, найдём ли что-то лучше и на следующий день убеждались, что поступили правильно.Ужин, разговоры, сон. Разговоры - от политики и турснаряжения до женщин или наоборот.
Не люблю реки с глинистыми берегами!

25 мая
Сегодня самый обычный ходовой день. Высокая облачность. В середине дня дождь и встречный ветер, но к ним уже давно привыкли, не обращаем внимания. Идём, то беседуем на разные темы, то погружаемся каждый в свои мысли. По берегам частые дома, хорошо отделанные, многие с приусадебными участками, со спутниковыми тарелками, стеклопакетами и прочими наворотами.
В какой-то момент на левом повороте реки с севера на запад, в районе впадения реки Большая Осиновая, посреди реки - огромная, резко вспухающая "поганка". Я таких даже в Лосево не видел. Хорошо, что она не вспухла под нами. С громким шумом бьёт из-под воды как прорванный водопровод. Мы заранее услышали её шум и обошли. Горные берега, сложены разными породами - красными, серыми, чёрными. Названия их, к сожалению, не знаю.
Сегодня прошли впадение реки Бунгарал - середина маршрута. Стоянку начали смотреть часов с 5, нашли к 6. Галечно-песчаная отмель, чуть ниже линии ЛЭП, на правом берегу. Небольшая, вся в сплошном кустарнике, но стоять можно, а уж по сравнению с прошлой стоянкой вообще отличная. Тихий спокойный вечер с комарами. Ужин, чай, разговоры, сон. Постепенно накапливается усталость. Отсутствие днёвок компенсируем ранними отбоями и поздними подъёмами.

Днёвки мы оставили ближе к концу похода. Уж не знаю почему, но почти каждую ночь снятся яркие красочные сны, снятся нам обоим. Кстати, сотовая связь есть практические везде, по всей реке, за редким исключением.

26 мая
Хороший солнечный день. Встаём в десятом часу, отчаливаем ближе к полудню. Часа через полтора дошли до села Крапивинского, затарились в магазине разными нужными продуктами и вкусными ништяками, несколькими газовыми баллонами и пошли дальше. Напротив села - ещё одна шумная "поганка". Всё как всегда - заросшие берега, - ива, осина, черёмуха, сирень, берёза, иногда появляются сосны, ещё реже кедры (т.е. конечно кедровые сосны). Пейзаж украшают горные гряды, которые то расходятся, образуя широкую долину, то подходят вплотную к реке, создавая всякие фотогеничные красоты. Особенно красивы дальние хребты, появляющиеся далеко впереди в голубой дымке. Создают романтическое настроение и желание отправиться в дальние дали. А у нас ежедневный ритуал - обед, вода в притоке, поиск стоянки. Сегодня стоянка прекрасная, даже роскошная: на большом галечном мысу, на крутом повороте реки в сторону Кемерово. Погода отличная, кажись, сегодня первый день вообще без дождя. Костёр горит, ужин варится, река течёт, солнце светит... Сказка... Лечебный сибирский воздух, лечебная сибирская вода, лечебные сибирские комары.

27 мая
Всю ночь мешала спать громкая музыка с противоположного берега. С выходом на воду сегодня задержались. Утром закапал дождик и поднялся холодный ветер. Мы лежали в палатке и ждали, когда всё это кончится. Кончилось это около 11 часов. Потом завтрак при улучшающейся погоде. От берега отчалили около 13.00. В середине дня (уже традиционно) включился сильный встречный ветер, потом он то неожиданно включался, то так же неожиданно выключался.
В шестом часу вечера догребли до Кемерово. Закупили немного всякого в аптечку, докупили хлеба и в начале седьмого пошли дальше. Ветер всё не стихает, по реке гуляют волны с барашками, а мы пытаемся грести вперёд. На стоянку встаём около 8 вечера немного ниже ж/д моста, на левом берегу на маленьком пятачке, вполне приемлемом для нашей небольшой компании. Я думал, что будет хуже после сегодняшнего роскошного мыса. А то у нас так: день - хорошая стоянка, день - хреновенькая. Да и вообще, солнце - плохо; ветер - плохо; дождь - плохо. Вот такие мы придирчивые.
Ветер до ночи так и не стих. У нас сегодня ночью предстоят все удовольствия: шум поездов, большегрузы над нами ездят, где-то сигнализация срабатывает, напротив - рабочий район с фабриками и шахтами. За поход мы ещё ни разу не спали в тишине: то поезда гудят над ухом, то машины шумят, то завод, то работающая шахта, то громкая музыка с другого берега. Хотя да, была одна ночёвка, но тогда птицы задолбали. Река очень населена, безлюдных мест практически нет.  Хотите спать в тишине - не приезжайте на Томь. Плюс опять же есть продолжительные участки реки, где мало стоянок. Мы встали чуть ли не на единственной после Кемерово (по нашему уровню воды).
Лодки и одежда уже по уши в грязи, глине, песке, пыльце и ещё хрен знает в чём. Мыть всё это холодно и бесполезно, в этот же день снова будем такие же загаженные. Поэтому чиститься будем уже после похода. Воды сегодня по дороге не набрали, приходится брать воду из реки. Вроде ничем не отличается. Ужин готовить лень, обходимся бутербродами и чаем с пряниками. Мы пошли спать, а ветер всё продолжал дуть и шуметь, ну может хоть машины заглушит...

28 мая
Открыли глаза в 6 утра. Ветер сумасшедший. Свистит, шумит, палатка покачивается, деревья тоже вовсю шумят. "Хрена себе!" - подумали мы и уснули снова. Но ветер и не думает успокаиваться. Утро наступает, а он всё дует и дует, с такой же силой. На реке волны и барашки. В такую погоду собираться и куда-то идти совершенно не хочется. Вот мы и лежим в палатке, завернувшись в спальники, мысленно героически сражаясь с силами природы.
Постепенно время движется к полудню, пора бы покушать, но для этого надо вылезти из палатки и что-нибудь приготовить. Рано или поздно мы это сможем. Холодно. Ветренно. Шум прибоя. Блин, настоящее Южное взморье моря Лаптевых. Зато ночью из-за ветра не было слышно грузовиков и поездов. Три часа дня, ветер и волны продолжаются. Сделав над собой серьёзные усилия, обедаем. Солнышко и дождик постоянно сменяют друг друга, только ветер никуда не девается. Как хорошо устроить себе день без гребли. Мы отдохнули, восстановили силы, побездельничали. И вообще - тёплый спальник гораздо лучше холодного весла. Ближе к вечеру ветер уменьшился до среднего, а потом и до небольшого. Хороший ленивый день, полный релакс. Ужин, и снова лень и разложение. Ночью ветер стих, слышно ж/д, автомобили, карьер, тяжёлую технику.
На всех стоянках хорошо с дровами. Кроме тех, на которых мы готовили на газу.

29 мая
Встаём в десятом часу. Собираемся и отчаливаем. Позавтракаем попозже. Запасы воды у нас кончились, вода только в речке, а вчера вечером (хорошо, что уже после ужина) оттуда пришёл хоть и слабый, но запах канализации. Пить её не хочется, поэтому пойдём искать ручей или хотя бы приток. Через час после отчаливания нашли вполне приличный ручей, позавтракали, запаслись водой и пошли дальше. Как всегда, постепенно поднимается ветер, от слабого до сильного, иногда очень сильного и резкого. Погода облачная. Потихоньку-потихоньку проясняется. Ветер, разумеется встречный, не ослабевает. Бодаемся с ним как можем. При таком ветре и волне очень неудобно фотографировать, т.к. лодку сразу начинает разворачивать и кренить, тут уж точно не до фоток, не кувырнуться бы. Сегодня суббота, по берегам большое количество рыбаков. Наверно, смотрят нам вслед и думают: "Вот дебилы! Машут вёслами против ветра и волны вместо того, чтоб как все нормальные люди рыбу ловить!" Перед деревней Колмогорово видели тренирующихся скалолазов на скалах правого берега. Коршуны в небе так и летают, мы к ним уже привыкли, а они наверно - к нам.
Дошли до местной достопримечательности, музея "Томская писаница". Ориентир - причал на правом берегу и Храм Кирилла и Мефодия на высокой скале правого берега. Зачалились. Юрка пошёл смотреть что-где, быстро вернулся, ничего особо интересного не нашёл, кроме какого-то павильона (это с его слов), и мы пошли дальше. Ну и ладно, камни с оленями мы ещё где-нибудь увидим, необязательно здесь.
Больше ничего интересного сегодня не случилось (как, впрочем, и во многие другие дни). Гребём дальше, по дороге обсуждаем коммерческий туризм. Приходим к выводу: хороший поход - заслуга группы, плохой поход - вина инструктора, это всегда, без исключений. На стоянку встали перед деревней Пача. Стоянка на полке правого берега, очень даже хорошая. Ну ладно, чуть-чуть наклонная. Отдыхаем, расслабляемся, пьём чай, а ветер всё дует и дует... Встаём на стоянку рановато, т.к. есть запас по времени, а вот есть ли дальше хорошая стоянка - неизвестно. Вообще мы рассчитывали идти примерно по 40 км в день, а идём 50-70, всё благодаря быстрому течению, в котором присутствуют аккуратные вежливые "поганки" и водовороты. Может, летом вода упадёт, и течение будет помедленней. Наверно тогда и стоянки появятся.
По маршруту особо писать не о чем, все дни похожи друг на друга.
Ничего не происходит, река течёт, весло гребёт, пейзаж не меняется целый день. Остаётся излагать свои мудрые мысли, если они появляются. *Юрка говорит: "Ты же много знаешь об отношениях мужчин и женщин, напиши о них, интересно будет." Я: "Я ж пишу заметки о наших походах, а не философствую на межполовые темы." Юрка: "Ну тогда как бы намекни, что ты в этом разбираешься, но писать не будешь." Я: "Ок, так и сделаю." Так и сделал..
Ужин. Солнце. Ветер. В девять вечера солнце ещё не село, а мы уже поужинаты и засунуты в спальники, откуда и ведём наши умные беседы. Сегодняшний ночной шум - только собаки из близлежащей деревни. По ночам очень холодно.

*Снова над нами палатка,
Не вся, а её потолок.
Снова нам спится так сладко,
Когда ты завёрнут в мешок.

30 мая
С утра солнечно, лёгкая облачность. Ленимся, встаём в 10. По ночам холодно, к утру теплеет, и спится гораздо лучше. В хорошую погоду неохота никуда торопиться, поэтому сборы ленивы и неторопливы. На воду выходим около полудня.
Погода всё улучшается, как всегда встречный ветерок, время от времени резко становящийся сильным, по берегам красивые скалы. После деревни Новороманово по правому берегу - отличные сосновые стоянки, но увы, нам туда не надо. Так и гребём, любуясь и расслабляясь, напрягаясь только при порывах ветра. Сегодня воскресенье и хорошая погода, поэтому все берега не только в рыбаках, но и в шашлычниках и просто в любителях выехать на речку. Прошли шестую сотню км. До Томска осталось 100 с небольшим. По правому берегу остались
живописные Тутальские скалы, местная достопримечательность. До Юрги дошли часов в пять вечера, дозакупились некоторыми продуктами и погребли к Транссибу. Перед ж/д мостом оказался понтонный наплавной пеше-автомобильный мост. Обнесли его справа минут за пять и пошли дальше. Как раз в это время по понтону проходила группа туристов-пешеходников, возвращающихся в город, видимо из ПВД. На ночёвку встали на правом берегу, на небольшой стоянке, которая нам в самый раз. Погода - шикарная: тепло, слабенький ветерок, небо ясное, кое-где небольшие облачка, солнце тёплое, но не жаркое. Идиллия! Вот только к шуму машин, катеров и собак добавился шум самолётов. Чего мы ещё не слышали в этом походе?.. Дальше тоже как всегда: ужин, любование природой, залезание в спальники и беседы обо всём подряд.
*Брось работу и квартиру,
Обойди все реки мира.
А реку Томь
Оставь на потомь.

31 мая
Ночью опять было шумно, - то машины, то катера, то ж/д, то музыка. Рано утром по соседству приехали рыбаки. Как оказалось потом, они встали чуть ли не в километре от нас, но слышно их было так хорошо, как будто они стояли впритык к нам. Звук слишком хорошо разносится по реке.
Опять хороший солнечный день. Даже не верится, что такие дни бывают. Неспешно встаём в пол-десятого, кофейничаем, бутербродничаем, на воду выходим в начале двенадцатого. Постепенно солнце начинает припекать, ветра нет, это конечно хорошо, но становится жарковато. Как всегда набираем воды в роднике, временами кладём вёсла и сплавляемся в режиме бревна.Часам к трём дошли до скалы "Аникин камень", залезли на неё, пофотографировались, потом прошли скалу "Камень Боец" и встали на роскошнейшую, красивейшую, офигеннейшую стоянку за ним по правому берегу. Прекрасный сосновый лес по всему берегу, от "Бойца" до деревни Яр. Ориентир Аникина камня: перед дер. Яр река делает левый поворот. В реке вдоль правого берега - остров. Аникин камень перед островом, Боец после острова.
Честно говоря, при всём уважении к природно-историческим памятникам Томской области, обе скалы на нас особого впечатления не произвели. Если б мы не знали, что это они и есть, то проскочили бы, не заметив. Наверно, в Томской области не так много природных памятников.
И вот мы сидим на отличнейшей сосновой стоянке, любуемся на Томь, на стоянку, на сосны, в том числе сибирские, с длинными пушистыми иголками, пьём чай с пряниками. Вечереет, солнце уже не такой жаркое, даже не верится, что ещё недавно были насквозь мокрые и холодные. А теперь вот ленимся, расслабляемся, думаем, что за поход вполне нагребли на такую стоянку. Вялость и истома такие, что еле-еле пишу эти строки. Пара лошадиных табунов на берегу. А потом налетела просто туча комаров с криками: "Пей питерских!", и мы полезли в палатку.
Прекрасный тихий вечер, отличная погода, красивое вечернее солнце, Томь, идиллия! Если б не комары. Что ж, близится лето, пора к ним привыкать.

1 июня
Здравствуй, лето красное! Здравствуй, днёвка прекрасная!Строго следуем плану днёвки. План такой: "Лень и разложение!" Погода жаркая, солнечная. Сходили в деревню Яр за продуктами, там же набрали в колонке воды…  и снова прекрасное безделье.
Уровень воды продолжает падать каждый день.

2 июня
Утром в спальниках проводим совещание. В результате чего решаем - "стоим ещё днёвку". До Томска 40 км, запасные дни есть, до поезда ещё несколько дней (билеты взяты заранее, река течёт быстро), поэтому можем расслабиться и побездельничать, включить рекреационно-отдыхательный режим. Найдём ли такую же отличную стоянку дальше - неизвестно. Итак, санаторно-курортный отдых продолжается. Сосновый фито-смолистый воздух, что бы это ни значило. Погода продолжает радовать теплом и солнцем. Мы занимаемся самыми разными вещами: валяемся, ворочаемся с боку на бок, сидим под соснами, любуясь на реку, в обед сходили в деревню за водой к колонке, потом снова отдых. Поочерёдно с  Юркой ходили к скале Боец пофотографировать.
Обязательно надо отметить чистоту стоянки, мусора практически нет, что удивительно, особенно учитывая популярность это места. То, что оно популярное сомнений нет: постоянно приезжают машины с шашлычниками. У нас в Ленобласти при таком количестве отдыхающих всё было бы уже загажено по самый потолок, а здесь чисто. Уважение к местным жителям! Чего, увы, нельзя сказать о реке, в которой мусора слишком много (в воде вдоль берегов). И многолетний мусор по берегам, принесённый рекой. Его полно.

* Если радует погода,
Если нравится природа,
Поезжай на реку Томь
И не экономь.

Засыпаем под гул комаров и ржание какой-то птицы (да-да, именно ржание, сами сначала не поняли) и гомон многих других птиц.

3 июня
Пора дальше в путь. Завтракаем, собираемся, около половины двенадцатого отчаливаем… И снова здравствуй, сильный ветер в лицо! Отвыкли мы от него на отдыхе. Напоследок в деревне заправились питьевой водой в колонке.
К 15.00 дошли до Синих скал, как раз к ним приехала свадьба, наверно местная традиция. Мы перекусили на большом мысу напротив них, пошли дальше.
На стоянку встали в начале пятого, немного не дойдя до Томска, на левом берегу напротив серо-синего скального массива. Чай с бутербродами, брожение по берегу, посиделки у костра, ужин, беседы о том – о сём. Погода хорошая, облачная, но тёплая. Интересно, кто-нибудь из туристов до нас проходил всю Томь, почти от истока почти до устья? Или мы первые?

*Спасибо всем добрым людям, встретившимся нам на маршруте! Счастья им! Юрка добавляет: "А не добрым - никакого счастья! Сложно, что ли, было пустить нас переночевать на вокзале?.."

4 июня
Вперёд к Томску! Встаём, по-лёгкому завтракаем, собираемся, отчаливаем. Как всегда сильный встречный ветер.
По мелкомасштабной карте Томской области, которая у нас есть, не очень понятно – где лучше причаливать в Томске, т.к. город на ней изображён схематично. Город крупный, домов видно много. На высоком правом берегу на левом повороте – скульптурная группа. Как мы поняли уже потом, гуляя по городу, вполне можно было чалиться ближе к этой группе, было бы ближе до ж\д вокзала. Можно финишировать и у автомоста, но мы не привыкли к лёгким путям. Видим автомост, спрашиваем у местных рыбаков: «Где лучше причалить, чтобы ближе к вокзалу?» То ли они нас не поняли и решили, что нам нужен речной вокзал, то ли ещё что, но отправили нас вниз по реке: «О-о, это вам ещё долго плыть…» В результате плыли мы плыли и вышли на берег возле Областной библиотеки. Просушились, переоделись, собрали рюкзаки, дошли до маршрутки и поехали на ж\д вокзал Томск-1. Там заселились в комнату отдыха, попили чай, повалялись на чистых мягких кроватях  и пошли гулять по городу. Город понравился, но это уже совсем другая история. Завтра электричка на станцию Тайга, а оттуда уже поезд на Москву. Почему именно так, а не сразу из Томска? Потому что мы не были уверены, что успеем вовремя и подстраховались с аварийным выходом. Но не пригодилось. Всё. Пора домой!