Заключительная часть поездки
По южному Ливану без велосипедов
10 января. Сайда (Saida/Sidon), Тир (Tyr/Sour)

Крепость в Сайде Крепость в Сайде
Поднялись в 7 ч. Уаляль приготовил нам завтрак (стоит 5000 LL на человека) из каких-то бобов (называются местными словом типа «фуль», овощей и чая с каким-то подобием меда. Ну так, более-менее вкусно. Около 9 ч вместе с вещами направились в центр города. Толя не смог нам подсказать, как лучше доехать до автостанции Cola, просто посоветовал взять такси. Ну вот мы и встали на подходящем местечке с этой целью.

Только встали – на тебе. Почти новый Pajero с водителем преклонного возраста. Остановился сам (мы еще не начали голосовать) и стал предлагать любую помощь. Ребята по традиции стали отнекиваться, а я не растерялась и спросила, может ли он довезти нас до Колы и почем. Мужичок ответил, что до Колы и бесплатно отвезет, вот только заедет посмотреть свой дом. Дом у него находился в довольно неплохом (он сказал: «самый лучший!») районе Бейрута, почти на набережной. Еще у него (по рассказам, конечно) было 5 машин и куча денег. Когда мы проезжали мимо, все охранники и полицейские в том районе учтиво кланялись ему, а он махал им рукой из окна. Мужичок рассказал, что много путешествовал на автомобиле: неоднократно ездил в Европу и один раз в Россию и Сибирь. В Сибири (в 80-е годы вроде бы) за ним якобы следило КГБ, но он их раскусил и поговорил «по-товарищески» со следопытом: мол, чего вы за мной следите? у меня денег много, зачем мне в ваши дела государственные лезть? Наверняка, приукрасил, мужичок свой рассказ, а может и вовсе выдумал, но часть достоверных деталей названа была.

В общем, довез он нас до Колы и практически посадил на автобус. Едем на большом автобусе до Сайды (очень удачно – прямо сразу и отъехали). По дороге уже знакомые пригороды Бейрута, моря, пальмовые заросли, блокпосты.

В Сайде в полдень. По дороге в сторону моря перекусили в пиццерии. На море прогулочная набережная. Само море очень грязное и пахнет чем-то. Но вид ничего. Крепость опять же морская… Про нее было известно, что ничего особенного, но раз время есть – отчего не заехать. Действительно, ничего интересного.  Но так, полазили немного. Зашли, кстати, как и в некоторые другие места (например, в Библос) по студенческим скидкам (если такие скидки есть, то студенческую карточку обычно не требуют, но в некоторых местах говорят, что это только для ливанских студентов).

От крепости углубились в центр. Тут оказался Старый город со множеством узких улочек. В стиле Алеппо, Дамаска, хорватских городков. Довольно приятно, хотя и шумно. Немного более натурально, чем в Хорватии (там все-таки государство выделяет деньги на сохранение старых районов «в стиле», а тут вряд ли), но от этого и более грязно. Дети бегают, играют, женщины стирают, мужчины курят… Но никто не пристает, ходить можно спокойно. Во дворах не один раз встречали маленькие (но тоже старые) каменные мечети. Вообще я заметила, что в Ливане особо красивых мечетей нет. Ну не украшают они их ни снаружи (одну выложенную плитками, как в Иране или Самарканде, где-то проезжали, не помню где, но только одну!), ни внутри. Зайдешь – там пусто. Ковры да и только… Еще довольно много магазинчиков на этих улицах, но «Сникерс» (или вообще какую-то шоколадку) мне не удалось найти, как не искала. В Тире тоже, кстати, они редко встречаются…

В Старом городе был еще какой-то дворец-музей, туда вела стрелка. Но он оказался закрыт. Зато совершенно случайно набрели мы на Музей мыла (в путеводителе, правда, был его адрес, но мы что-то не придали этому значения). Музей оказался очень интересным для меня. И, как и шато «Ксара», очень стильно оформлен. Мыло в Сайде начала производить когда-то давно семья Ауди (очень известная в Ливане фамилия – там очень и очень много банков Audi), и вот не так давно решили они открыть музей мыла. Здесь нам бесплатно рассказали о технологии изготовления мыльного раствора; о том, как его грели в специальных печах; о том, куда потом клали огромные пласты мыла и как их резали (в музее есть какая-то часть инструментов мыловаров). Оказывается, нужно было 4 человека, для того чтобы большой пласт мыла специальной бороздой  резать или пилить на отдельные куски! На витринах можно было посмотреть образцы формочек для миниатюрных банных мыл из разных стран, сами образцы заморских мыл, клейма, которые на них ставились и т.п. В общем, для тех, кто не знаком с технологией, будет интересно! Мыло, конечно, можно и купить в том же музее, но 1 кусок мыла для тела стоит от 120 рублей.

После музея мы направились обратно на автостанцию (хотелось до темноты найти место заселения в Тире и немного по нему побродить), но по дороге соблазнились патиссерией и устроили чаепитие со сладостями. На вокзале мы, как идиоты, долго ждали обещанного автобуса до Тира (говорили: «Сейчас-сейчас, еще всего 5 минут»). Около часа ждали! Потом плюнули, перешли дорогу и уехали в Тир на маршрутке (мы почему-то не осведомились сразу, где остановка маршруток). Маршрутка останавливается у каждого столба, поэтому ехать пришлось долго, около часа (для сравнения те же 40 км между Бейрутом и Сайдой автобус шел всего полчаса). Поэтому в Тире около 16 ч.

Для начала отправились искать гостиницу. Ситуация за последние годы, видимо, сильно изменилась, т.к. 5 лет назад по отчетам в городе было всего 3 гостиницы, а первый встречный местный устал загибать пальцы, считая нынешнее их количество. В общем, остановились в первом попавшемся (оказался не очень дорогим, с большими комнатами и даже одной верандой) отеле «Artizan Bed&Breakfast», (Tyr – Senegal St., Tel-Fax: 00961-734-6739, Cell: 00961-396-4927, info@artizanhotel.com, www.artizanhotel.com). Стоит 43 доллара за двухместный номер.

Бросили вещи, попытались выбить из ресепшеониста тайну нахождения развалин в этом городе, но он сумел нам рассказать только то, что в городе есть два старых ипподрома (вернее, один в городе, другой снаружи), что где-то в центре города есть «другое море» и что центр «очень-очень богатый». Да… Пошли исследовать Тир сами. Карты города у него, кстати, тоже не оказалось. Эх…

Изучили набережную в обе стороны от отеля. Было очень забавно наблюдать многочисленные тусовки как детей, так и взрослых, сидящих на груде камней у моря. Обычно отдельно сидели мужчины – отдельно женщины. Женщин здесь, на юге страны, очень много в черном и вообще мусульманское одеяние не то чтобы превалирует, но в общем, гораздо больше распространено, чем в других районах Ливана. И еще на юге было замечено очень много представителей негроидной расы.

Пройдя мимо рыбацкой бухты и рыбных ресторанчиков, мы, действительно, увидели «другое море». Оказалось, что та часть города, которую мы считали центральной (где у города центр в действительности, по понятиям местных, мы не спрашивали) – это небольшой мыс. Набережная «другого моря» выглядела более приятно: она шире, более зеленая, да еще и в розовых постзакатных лучах. Отсюда, кстати, видны огни не только самых-самых южных поселений Ливана, но и вовсю торчит Израиль. Наверняка, наибольшее количество огоньков сосредотачивались в Хайфе.

Через какое-то время мы проголодались и вернулись к рыбному ресторанчику, который уже отметили для себя ранее. Ребята там заказали рыбу (ее приносили в сыром виде показывать на выбор), а мы со Светой – жареные креветки. И то, и другое оказалось очень вкусным. А вот салат хозяин заведения готовить не умел вовсе. Его «Фатуш» представлял собой типичный совковый овощной салат: огурцы, помидоры, лук, перец. Хм. Даже никаких там тебе гранатовых соусов, приправ или хотя бы лимона… Да и Табуля вызывала сомнение. Но это еще ладно. Мужичок принес нам замечательный счет (жаль, мне не удалось взять его с собой для истории)! В нем были прописаны все наши блюда, но цены на половину из них были далеки от тех, что в меню; рыба существенно дороже, а общий итог и вовсе гласил: «1000000 LL» (1 млн ливанских лир! то есть 20 тыс.рублей! вы себе представляете так хорошо поесть?) и никак не бился с цифрами над ним. В общем, проблемы с арифметикой мы распознали сразу и подвели собственный итог. Далее побороли немного проблему с жадностью хозяина – скинули немного цену на рыбу. Итого – 68 тыс. LL. Совсем другое дело! Оставили деньги и ушли. Вдруг слышим, хозяин нас окрикивает. Оглянувшись, я увидела его злобную фигуру в фартуке в полумраке уличных фонарей. Ножа в руках не было. Был только счет. Вернулись. Заткнули за пояс все его возражения. Он повел нас к товарищам в слесарной мастерской. У тех был калькулятор. Сложив все го цифры в меню, они посмеялись. Мужик удивился. Искренне. По-моему, проблемы у него были не только в арифметике, но и с головой. Еще немного поругались на соответствие цен в счете и в меню – в итоге он сдался. Больной! Совершенно очевидно, что название этого заведения я не сохранила и никому его рекомендовать не буду.

По дороге домой забежали на рынок и прикупили разнообразных фруктов. Дома уселись на открытой веранде и отметили окончание нашей поездки (завтра уже улетаем) вином от «Ксары» и фруктовой нарезкой. В общем и целом наше путешествие нам очень понравилось! В этом наша точка зрения сошлась. Довольные, разошлись по койкам.
11 января. Тир (Tyr/Sour), Бейрут (Beyrouth/Beirut), отъезд

Около 7-30 выдвинулись из гостиницы (оставив там почти все вещи) на поиски древних руин. Пройдя через центральную часть города, встретив пару сомнительных указателей коричневого цвета (обычно коричневые ведут к достопримечательностям), нашли первое чудо! Развалины древнего города с прообразом современного плавательного бассейна! Такого я еще не видела раньше! Бассейн был небольшой, его окружали трибуны, а вторым «кольцом» шли многочисленные каменные резервуары для воды – своеобразные сообщающиеся сосуды. До конца понять, как они работали, мы не смогли. Но посмотреть на это очень интересно! Прочие развалины менее интересны. Остатки городских улиц, домов, пальмы. Вид на море (оно близко) приятный (это тот, откуда Израиль видно). За вход мы заплатили, но можно было пройти через какие-то бесплатные ворота, где мы выходили ( для интересующихся – это дальше от центра города, чем основной вход).

Прогулялись по еще одному куску набережной. Здесь оказалось сосредоточие каких-то кафешек и ресторанчиков (итальянских пиццерий, кофеен, гамбургерных и т.п.). Тут же Мусульманский Университет. Много молодежи. Пьют кофе и курят. Мы, наконец, позавтракали. Чаем с круассанами. Здесь они менее вкусные, чем встречались нам раньше.

Прошли еще немного по набережной и свернули «вглубь». Наконец-то нашли главное чудо Тира – древний ипподром! Говорят, самый крупный ипподром в Римской империи. Сравнить не м чем. Аналогов не видела. Действительно, очень большой. Сохранилось несколько фрагментов трибун (с большими арочными проходами под ними) и, видимо, выездные (для жокеев) арки. Сразу за трибунами – некрополь с саркофагами. Странно, что так близко. Что из этого строилось раньше, а что позже – не ясно. Помимо огромного количества саркофагов и многоэтажных захоронений (очень интересно выглядит!), очень хорошо представлена главная улица (каменная мостовая с колоннадой) и главная арка (наверное, вход в город). По колоннам и аркам бегают здоровенные ящерицы. Красиво! Особенно приятно, что во всем этом благолепии мы были совершенно одни! Хотя повторюсь: ипподром огромен!

На выходе оказалось, что вход на территорию развалин был платный (мы прошли через какую-то дыру в сетчатом заборе). Показали охранникам билеты из первой зоны руин, билеты их не устроили, поворчали немного, но отпустили с миром («Машина у вас есть? Нет? Ну идите тогда»). Палестинский лагерь аль-Баас по-прежнему существует прямо сразу слева от ипподрома. Мы со Светой хотели попробовать туда проникнуть через официальный вход с охраной (все бывает – времена меняются, может, и пустили бы), но ребята были настроены категорично против. Ну и ладно. Хотя зря они так. Взяли такси до отеля. Уж очень шумный и неприятный райончик. Правда, оказалось, что ехать совсем недалеко. Собственно, нужно было только полностью объехать лагерь. Лагерь, правда, оказался здоровым – прямо маленький город в городе! А может, уже и не в городе? Водитель так и спросил: «Вам в Сур (в Тир то-бишь)?»

Напоследок решили искупаться. А то что это такое: 10 дней возле моря, а только один раз, и то не все, залезли! Отошли подальше от центра, на городской пляж. Там даже песочек есть. Замусорено, конечно, но более-менее. Стекол в море нет, песок чистый. Температура воздуха +23 С, температура воды – ммм… что-то холоднее, чем возле Библоса. Около +15 С, наверное. Но ничего, мы все равно залезли и поплавали. Привыкаешь. Пока купались, привлекали взгляды тусующейся неподалеку семейной компании. А когда вылезли, к нам подошел мальчонка лет 12 и долго с нами общался на хорошем английском. Рассказал, что ему 16 лет (ну-ну!); что они с сестрой живут отдельно, т.к. родители утонули в море; что в школе ему дали какое-то задание, и он теперь тут ракушки собирает; что им нужны деньги, поэтому он где-то на рынке подрабатывает и сейчас вот тоже идет куда-то искать работу… В общем, наговорил много. Разбираться, где правда, а где нет, мы  не стали. Подарила ребенку русскую «десятку» с Красноярском (поинтересовался, что за город) – очень обрадовался!

На этом экскурсия по Тиру для нас закончилась – забрали вещи и укатили в Бейрут. Выяснилось, что прямых рейсов до столицы нет, пришлось пересаживаться в Сайде. По дороге ничего интересного, кроме пальмовых плантаций. Вот только встретили русскоговорящего (и хорошо говорил после 20 лет отсутствия языковой практики!) араба, который учился на инженера в Ленинграде. Сейчас работает инженером на местной ГЭС возле Сайды. Забавно.

Снова в Бейруте. От Колы на такси доехали до Голубиных скал, посидели немного над обрывом, вкушая местную дыньку. Красиво все-таки! Потом прогулялись еще раз по Американскому Университету – на этот раз при свете дня. Хорошее место! Кстати, на территории практически все говорят исключительно на английском, даже ливанцы между собой. А еще, кому понадобится, взяли координаты университетского отеля: University Hotel, Ras Beirut – Bliss St., Facing AUB, Tel: +961-01-365390, www.university-hotel.net. Это не общага, это нормальный отель с расценками от 35 долларов за одноместный номер. Точно лучше, чем наш хостел. И находится очень удачно – напротив одного из выходов с территории Университета. Если кто помнит, там же находится и понравившийся нам ресторан ливанской кухни «Kabab-Ji». Так что мы там снова отужинали. Объелись.

Перед отлетом прогулялись по центральным районам Бейрута, среди огней и дорогих машин, сходили за покупками и приехали к Толе. Часа 1,5 в гараже паковали велосипеды и вещи, потом прощальный ужин и дорога в аэропорт.

Прощай, Ливан! Ты был очень гостеприимен! Кошерная пища на этот раз не вызвала вдохновения, зато самолет прилетел вовремя, а багаж цел и невредим. Москва встретила нас морозным утром 12 января с температурой -18 С и аккуратно засыпанными снегом ёлочками. Зима все-таки! ;)

Конечно, мы не смогли посмотреть всю страну (пусть она и небольшая), да и не ставили перед собой таких задач. Но то, что увидели, запомним надолго. Очень рекомендую к посещению! Кстати, горный юг Ливана, мне кажется, еще не изучен среди россиян!

Итого за время путешествия по стране:
- за 7 дней активной части маршрута проехали на велосипедах и прошли пешком около 330 км (по показаниям моего вело-компьютера);
- преодолели более 10 км перепадов высот;
- прочувствовали ливанскую атмосферу при температурах от -1 до +29 С;
- за всю поездку (кроме авиабилетов) потратили чуть больше 300 долларов на человека;
- получили массу удовольствия и интересный велоопыт.

Довольно подробная смета наших затрат (расходы все документировались во время поездки) и путевые точки маршрута прилагаются.