Собственно велосипедная поездка 
Здесь описана неделя на колесах. Не подумайте ничего плохого! :)
3 января. Северные окрестности Бейрута

У Собачьей реки У Собачьей реки
Собачья река (Nahr el Kalb), грот Джейта (Jeita Grotto), пещера Св.Георгия (Al Batiya), Джуния (Jounie/Jounieh), Харисса (Harissa)

 Стартовали, заспанные, ближе к 11. Поначалу Толя, которому, видимо, нечем было заняться на каникулах, да и клоунов таких он первый раз видел, решил изобразить из себя машину сопровождения (правда, мы не знали, на каком именно этапе он отделится, поэтому вещи в машину не клали). Поскольку с дорогами в городе мы еще не были знакомы, он нас очень ловко вывел из города (ехал довольно медленно перед нами).

В полдень доехали до Собачьей реки. Если кратко, то это река, которая ранее была очень бурной; настолько бурной, что каждый «проходящий мимо» (обычно им бывал какой-нибудь полководец во главе своей армии) считал должным оставлять на стенах надпись об этом событии. Летопись ведется примерно со 2 тысячелетия до нашей эры! Надписи, конечно, сохранились не все, но довольно много. Почитать будет интересно. Да и виды со стены на море и пригород Бейрута открывается замечательный!

После Собачьей реки поехали к пещере Джейта (http://jeitagrotto.com/). Это чуть ли не самая большая в мире и одна из самых древних пещер с очень красивыми залами. В настоящее время борется за звание одного из новых 7 чудес света. Не могу сказать, что Карлсбадские или хотя бы наши Крымские пещеры менее красивы, но уж залы-то в Джейте поболее будут. В так называемой Верхней пещере – прогулка по высоким и широким залам с разнообразными натеками, в Нижней – катание на лодочке по подземной реке. И там, и там снимать фото-видео запрещают, просят положить технику в специальные шкафчики. Однако «мыльницу», конечно, пронести можно (учтите только малую освещенность залов!). Жаль, что у меня не было «мыльницы» :( Фотографий поэтому нет. Посмотреть стоит обязательно! Из удивительного дня меня: температура воздуха внутри пещеры высокая – тепло даже в футболке (видимо, потому, что это все же грот, а не вертикальная пещера). А вот влажность была заметная.

Когда мы вылезли из пещер, забарабанил дождик. Вообще-то по прогнозам на сегодня и завтра обещали дожди, но все обошлось малой кровью – через 20 минут дождь закончился. Успешно переждали его. +20 С.

Ах да, про дорогу! При подъезде к пещере нужно набрать около 700 м и потом метров 200 скинуть. Короче, на подъеме мы, конечно, запыхались. И это только начало! Митя умудрился проколоть камеру. Поменяли. Когда тронулись после починки, обратили внимание, что Лёха забыл рюкзак, да так и поехал :) Ишь ты, утомился! К самой пещере спуск с ветерком – приятно. Однако очень гложет мысль, что на обратной дороге это все в горку будет. Реальность оказалась мягче. Обратная дорога была сильно проще. А еще перед пещерой мы расстались с Толей. Теперь уж точно – автономное велопутешествие.

При возвращении к морю, надо было съехать на дублер основной трассы (где меньше машин и чище воздух), но мы проскочили поворот, поэтому погнали дальше на север, к Джунии, по автобану.

Отступление про дорожное движение

Конечно, движение в арабских странах не ахти. Шумное и хаотичное. В Ливане так вообще до недавнего времени не было светофоров! Вы можете себе такое представить? Толя даже с жаром ругал светофорную систему, т.к. без них, по его мнению, якобы лучше. На самом деле на светофоры мало кто обращает внимание. На красный запросто едут вперед. Световые сигналы практически не используют, а вот клаксон – наоборот (я бы посоветовала автопрому выпускать специальные автомобили для арабских стран без каких бы то ни было фар, но с несколькими вариантами сигнала клаксона). На улицах и автострадах очень шумно из-за этого (Толя говорит, что всегда ездит с открытым окном, т.к. только так он может «почувствовать» и «услышать» дорогу). Довольно много придурков, которые поворачивают через две полосы, совершенно не комментируя свои действия поворотниками. На перекрестках разъезжаются самым невероятным способом… Короче, все ездят так, как хотят. Но при этом мы видели ровно 1 аварию (маленькую) за 10 дней. В общем, здесь свой стиль передвижения.

Однако, в отличие от совершенно диких иранцев, ливанцы благосклонны к пешеходам и, как выяснилось, велосипедистам! Нас почти всегда пропускали, а на неосновных трассах часто сигналили, махали руками, кричали и даже аплодировали в качестве поддержки наших начинаний. Конечно, были негодяи, которые подрезали нас на поворотах, но если влиться в этот шумный поток машин, то и мыслить начинаешь, как местные. То есть всегда на чеку. Это поначалу было тяжело морально (постоянно в напряжении), но под конец мы расслабились. Ездить по Ливану оказалось гораздо приятнее, чем я ожидала! Наверное, даже приятнее, чем по России. Просто действуй, как тебе нужно (это практически лозунг самих ливанцев)!

Что касается дорог, то ливанские дороги довольно хорошего качества. Асфальт ровный, обочина, чаще всего есть и широкая. Если дорога без разметки, то все равно на ней достаточно места, для того чтобы разъехаться  двум автомобилям и велосипедисту. Короче, рекомендую!

Еще маленькая заметочка про автомобили. В стране они встречаются в широком разнообразии: от самых новых и дорогих (это обычно в Бейруте) до ужасно старых, годов 60-70хх, в отвратительно раздолбанном и ржавом состоянии, но на ходу! :) Что касается такси, то все они имеют красные номера (будь то автобусы, маршрутки или легковые такси), а вот шашечки на крыше встречаются редко.


В южном пригороде Джунии КаслИк есть место (Аль-БатИя), где, по легенде, Св.Георгий боролся со змеем. Небольшая пещерка в скале, прудик, несколько скульптурных и барельефных изображений Св.Георгия на коне. Симпатично, уютно. Много гуляющих с детьми. Нашли не сразу. Кто такой «Сэнт Джордж», знают немногие. Лучше искать «Аль-БатИю».

Оттуда несемся к фуникулеру (www.teleferiquelb.com) в центре Джунии. Во-первых, скоро стемнеет, а хочется виды при свете дня; во-вторых, подъемник зимой недолго работает. У нижней станции Teleferique (в Ливане очень сильно французское влияние, большая часть жителей знают французский, много французских названий, да и вообще почти все надписи дублируются) в 16-20. Говорят, что последних визитеров пустят в 17-40. А очередь большая. Торопимся. Велосипеды оставили на замке внизу (и в этот, и в последующие разы с ними ничего не произошло, мы даже перестали париться на эту тему).

Ехать на подъемнике в одну сторону около 10 минут. По дороге можно разглядывать чужие квартиры (дома очень и очень близко стоят к ленте подъемника), но более интересны виды. Понравилось. Подъемник прибывает на гору Харисса, где стоит сама статуя Хариссы (Ливанской божьей матери, изготовлена во Франции в XIX веке), а также католический собор с фасадом в виде ливанского кедра (как говорят). На мой взгляд, сходство сомнительное.  В соборе была вечерняя служба, но почему-то не в основном помещении, а в какой-то «прихожей». Чуть ниже стоит другой католический собор, в более традиционном стиле постройки. До него не ходили – времени не хватило. Запечатлеть виды побережья удалось уже тоже в сумерках. Место – активно посещаемое (может быть, сказалось то, что сегодня праздник). Снова отстояли очередь – и вниз.

В 18 ч снова в седле. Едем дальше на север. Сама Джуния нам не интересна – это курортный городок. По плану мы должны были отъехать километров 15 от города и встать в палатке. Но в темноте искать место для палатки сложно. После примерно часа поездки через многочисленные пригороды и казино решаем останавливаться в отеле. Цены на отели примерно одинаковые (от 40 до 60 долларов за double). Остановились в отеле «Vermer» (Tabarja – Lebanon – Facing AQUA MARINA 1, Telfax: 09-850854/57, Cell: 03-923450, vermerhotel@dm.net.lb) за 80 долларов со всех. Две отдельные комнаты (каждая со своим санузлом), соединенные гостиной. Есть выход к бассейну (сейчас нет воды).

Поужинали в близлежащем рыбном ресторане. Видно, что попроще вчерашнего, как по обслуживанию, так и по ценам. Но поели хорошо. Чай попили в гостинице. Наш спортивный Леха утверждал, что смыв в унитазе не работает, т.к. долго не мог с ним справиться – в результате позвал горничную, которая пришла и дернула ручку посильнее. Все заработало. Но выглядело очень смешно. Картина «Богатый белый господин просит шриланкийку убрать за ним в туалете» :) По поводу шриланкийцев. По рассказам Толи, в Ливане очень распространено нанимать в качестве горничной, гувернантки или няньки женщин из более бедных арабских стран, Таиланда, Шри-Ланки и других регионов. Если это нянька – то ее просто берут в семью (обычно на 3 года) как нового члена семьи. От ребенка она не отходит ни на шаг. Соответственно, ее возят в те же места, куда ездит отдыхать семья; кормят за одним столом и прочее. Ну и приплачивают типа 100-150 долларов в месяц (большие деньги для тех, кто нанимается!). Часто бывают случаи, что наемщик потом оплачивает учебу детей бывшей няньки или оставляет ее пожить бесплатно в своей второй квартире. Забавно…

Вечером +19 С. Ночью прошел дождик.

За день проехали около 35 км, ЧХВ – 4,5 ч.
4 января. Библос (Byblos/Jbail/Jbeil)

Развалины древнего Библоса Развалины древнего Библоса
Встали около 7 и без завтрака поехали в сторону Библоса. Наше кафе так рано не работало, надеялись перекусить по дороге. Буквально через 15 минут – непредвиденная остановка. Слышу какой-то грохот сзади себя. Оборачиваюсь и застаю картину: Света барахтается между двух велосипедов и кричит: «Леша, сними с меня велосипед!», вело-штаны валяются отдельно. Но оказалось, что основной пострадавший – не Света. Леха не справился с управлением при преодолении «лежачего полицейского» и упал, перелетев через руль. Света не успела затормозить и упала на велосипед Лехи, а ее собственный велосипед сотворил на асфальте вело-гамбургер. В итоге, Леха немного ударился головой (хорошо, что был в шлеме! легкое сотрясение есть) и поцарапал руки-ноги (вот! надо в велоперчатках ездить!). Промыли, заклеили. У Светы остался большой синяк на ноге. И ведь только выехали!

В 8-30 едем дальше. Теперь аккуратнее. В пригороде Библоса выпили чая с круассанами. Очень большие и очень вкусные! Недорого. Опять повеселил Лёха. Мы оживленно беседовали вчетвером, и тут, ни с того, ни с сего Леха устремил свой взгляд куда-то вдаль и загадочно монотонно произнес: «Calculate sum!» Э… что? Мы даже не сразу врубились, что это уже не велосипеды обсуждаются, а Лёша попросил счет. Официант и вовсе никак не отреагировал на обращение якобы к нему…

Сегодня пасмурно, +19 С. Дождя пока нет.

Старый город Библоса (Byblos, Jbail/Jbeil) начинается с большого базара. Базар обычный, восточный. От иранского, например, отличается довольно сильно – вследствие того, что в Иране нет такой свободы в одежде, внешнем виде, рекламе (и там продают весьма специфическую женскую одежду типа хеджаба, а все «неприличное» типа колготок или маек сложно найти на виду). Зато по «тряпкам» близок к нашему Черкизовскому. Много сувениров. Мало туристов.

Отступление про туризм в Ливане

Туризм в Ливане практически отсутствует как класс. Наверняка, в сезон в Ливане много пляжных отдыхающих. Наверняка, в сезон в Ливане много отдыхающих в прохладных горах местных. Но вот зимой туристов практически нет. А туристов с рюкзаками – таких вообще не видно. Уж про велотуристов я и вовсе молчу… Что касается готовности ливанцев к приему туристического потока, я бы выразили мнение, что не готовы они сейчас, не готовы! Ни карт городов и достопримечательностей, ни рекламных проспектов, ни англо-говорящих сотрудников Туристической информации… Хуже, чем в России.


Около 10 ч добрались до самих развалин. Это самый старый город в мире, который никогда не покидала человеческая цивилизация. А именно более 8 тысяч (!) лет! Я уже заметила, что при посещении подобных мест надо, прежде всего, «всадить» в себя  мысль об исторической значимости места, окружить себя соответствующей атмосферой, а потом уже идти смотреть развалины. Ибо просто так созерцать оставшиеся руины может быть не интересно. Библос не был исключением. Площадь развалин не очень большая, да и по сравнению с тем же Баальбеком или, к примеру, Эфесом, сохранилось здесь меньше. Но посмотреть есть на что. Опять же подробно, но ёмко про развалины можно почитать в отчете http://www.awd.ru/livan.htm или просто в исторической литературе. Если не читать, бродить среди руин будет неинтересно. Остатки нескольких доисторических храмов, царский колодец (по легенде, возле него месяцами сидела богиня Исида, пытающаяся вызволить из заточения своего мужа Осириса), некрополь и саркофаги, амфитеатр. Еще есть замок крестоносцев 12 века, внутри которого мини-музей (тоже интересно почитать, посмотреть), и развалины персидской крепости VI в до н.э. Тоже интересно. На одной из стен крепости – каменная голова льва. Еще с территории древнего Библоса открывается приятный вид на море и окрестности. Кругом пальмы, свежий запах моря. Хорошо!

На территории развалин встретили русских, которых видели вчера в Джейте. Пообщались немного. Погода весь день пыжилась, даже упали две капли дождя и задул резкий ветер, но этим и ограничилось. После обеда – яркое солнце.
Вышли с территории музея, прогулялись в сторону соседней церквушки в окружении лимонных деревьев. Еще обнаружили симпатичную маленькую площадь, украшенную ёлкой и гирляндами. Весьма интересна мостовая в Библосе (видели такую же в Баальбеке,  но там ее меньше) – галька от 3 до 7 см выкладывается не плашмя, как мы привыкли, а ребром! Красиво!
После прогулки по городу заехали в большой супермаркет и закупили продукты и воду на вечер (будем ночевать в палатке). С основной трассы наконец-то съехали на дублер, идущий вдоль моря. По нему устремили свои колеса к Триполи. Машин мало. Дорога почти все время вдоль берега моря. Виды очень симпатичные! Море волнуется. Возле больших камней или скал оно разбивается большой пенной волной. Эвкалипты почти на всем протяжении пути… Мммм… Я в Новой Зеландии? Австралии? Боже, почему мне так приятны эти ароматы?! Очень классная дорога! +21 С, солнце – и это зима!

Проехали длинную военную часть. Сразу за в/ч (после большого количества танков) – придорожное кафе. В нем кушают военные. Должно быть, хорошее местечко. Так и есть. Наелись от пуза (и зачем, если через 40 минут вставать?), еще и сладости как подарок от шеф-повара притащили. Вкусно!

Отступление про военных и милицию

В Ливане практически на каждом углу можно встретить военного с автоматом, противотанковый ёж или просто сам танк. Все это тихо-мирно, как будто так и должно быть. Типа как у нас милиционер ходит с пистолетом на поясе, так и у них стражи порядка – обычное явление. На дорогах часто встречаются блокпосты. Думаю, что в последнее время все стало несколько проще, потому как останавливают теперь только каждую пятую машину, а раньше (говорят) – чуть ли не каждую первую. Нас ни разу ни на чем не останавливали. Наоборот, военные всегда мило улыбались при нашем приближении, помогали сориентироваться, указывали верную дорогу, желали счастливого пути и всегда говорили «Welcome to Lebanon!». В общем, очень милые ребята.

Милиция в стране есть, но с ней нам не приходилось сталкиваться. Если и действует, то тихо и почти незаметно (хотя несколько машин с надписью «police» я видела). ГАИ и аналогов в стране нет в принципе. Именно поэтому все ездят так, как им заблагорассудится.


В 15-45 выехали из кафе. Темнеет зимой рано, около 16-20 закат, сумерки еще полчаса. Поэтому надо торопиться с выбором места для палатки. Всем хочется встать непременно с видом на море :) Мест для ночевок сначала встречалась куча, но к 16-20, как раз когда мы начали подыскивать убежище для себя, стала появляться какая-то цивилизация. Но через 10 минут мы все же обнаружили небольшой пустынный травяной холмик с видом на море. В море катаются винд-серфингисты (а внизу, на пляже, их ждут машины), хотя ветер просто охрененный! Мы долго искали место, где дует поменьше, но в итоге сдались. В общем, при +16 С казалось сильно холоднее из-за ветра.

Попили чай, поглазели на закатные краски, потрогали море, пообщались… Легли спать в 19 ч! Во-первых, завтра надо рано встать; во-вторых, все равно делать особо нечего. Звездная крыша над головой и очень громкий шум прибоя…

За день проехали около 31 км, ЧХВ – 2,5 ч.
5 января. Триполи (Tripoli/Trablous)

Центр Триполи Центр Триполи
Первая ночь в палатке была очень теплая! Все взмокли и повыползали из своих особо теплых спальников :) Выспались! Встали в 6 утра, сварили себе макарончиков, позавтракали. +19 С уже утром.

В 8-30 выехали по нашей уже любимой дороге. Снова мало машин, отличные виды и запахи. Но встречались исключения. Были каких-то два достаточно больших городка с загруженными новогодними улицами, потом район совершеннейших трущоб (!) и невероятно большой цементный завод с белой взвесью в воздухе. Кхе-кхе… Очень забавно было наблюдать смешение финансового благосостояния в отдельном маленьком городке: вначале шил полуразрушенные дома, мусор, свалки, дешевые домики… А потом бац – салон вечернего платья с шикарной витриной :) Стоило все это посмотреть!

После цементного завода снова пошли замечательные виды моря. В принципе, очень похоже на Крым, Хорватию, Турцию, немного Грецию… Встретили первого и последнего на нашем пути велотуриста из Испании. Уже 3,5 месяца мотается он по разным странам. Финишировать планирует в Египте. В Россию тоже собирается, как-нибудь в другой раз… Судя по его велозамку (толстый-толстый шнур!) более ранние потери (я имею в виду кражу предыдущего велосипеда) были значительны! Говорит, что приехал сюда из Баальбека, но не через наш перевал, а через долину и Хермель. Это крюк, да и перевал там не очень высокий. Нам интересен наш вариант. Пообщались и разъехались в разные стороны.

Триполи неуклонно приближался. Издалека он манил своими белыми домами и длинной прибрежной полосой, словно Майами или какой-то другой курортный город. Чуть-чуть не доехав до города, нашли хороший песчаный пляж в одном из отелей. Немного искупались (некоторые). Вода теплая! Позволили себе немного задержаться в этом месте. +21 С.

Около полудня въезжаем в Триполи (Tripoli). Сразу же шум, огромное количество машин, пробка. Даже на велосипеде местами не везде проедешь. Окраины – современные многоэтажки, выглядят симпатичнее Бейрута. Наверное, Триполи не бомбили. В принципе, окраины города мне понравились. Чисто, пальмы кругом и чем-то родным пахнет. Не в смысле воздух,  а в смысле, что большие дома, так привычные нам… В Триполи в большом количестве начали встречаться мечети. До этого (кроме одной большой в Бейруте) я что-то не замечала. Глас муэдзина стал доноситься с разных сторон, призывая к молитве. Что-то давно я этого не слышала…

+25 С. Жара наступает! По пробке добрались до центра, вернее до старой части города (возможно, это не совсем центр, карту города не разглядывала). Ах да, по дороге откопали Tourist Information офис, но очень бестолковый. Сотрудник говорил только по-французски (а мы нет), буклеты (они, оказывается, есть в природе!!!) – тоже только на французском, карты города нет и узнать что-то практически нереально! Уф! Ладно, хоть направление к крепости подсказали.

В общем, прибыли мы в крепость Сен-Жиль. Вероятно, это  основная достопримечательность города (хотя опять же настаивать не буду, про город читала мало). Крепость построена крестоносцами, по-моему, веке в XI. Крепость как крепость. Ничего особенного. Особенное в ней то, что на ее территории расположен гарнизон. То есть буквально по территории крепости гулять можно, но не везде (вам скажут, куда нельзя). Вокруг крепости солдаты-солдаты-солдаты-танки-танки-танки и броневики. В общем, забавная картина. Особенно наш велосипед на той же парковке.

Полазили немного по крепости (по сравнению с замком крестоносцев Крак-де-Шевалье с Сирии, например, конечно, очень маленькая она), по ее подземным коридорам и стенам. Самое интересное – это вид с крепости на старый город, базар, современную часть города и море. В общем панорама 360 градусов. Красиво! Трущобы, мусор, мечети, дома-дома-дома, автомобильная пробка… Все шумит, гудит, взывает к молитве, пытается продать бананы-мандарины и прочее… Очень шумный и очень колоритный город! Я бы рекомендовала к посещению просто для того, чтобы ваше впечатление от Ливана не было излишне однобоким.

На осмотр убили меньше часа. Поехали искать кафе и нужный нам выезд из города. Крепость расположена на холме, но выше нее еще тянется значительная часть города. Набор высоты крутой, приходится пешком идти. Зато нашли кафе. Правда, в итальянском стиле (их тут много). Более-менее. Меню полностью на арабском, при расчете попытались обмануть по типу: «Ну вы же заказали цыпленка, а не курицу. Цыпленка у нас в меню нет – это спецзаказ, он стоит вот столько-то». Хотя обычную курицу они и не предлагали… Ну в общем, надо всегда проверять счета. Хотя в целом в Ливане нас пытались обмануть меньше, чем в Турции, например.

Стали искать выезд из города (город хаотичной планировки, дорог много, пересекаются под разными мыслимыми и немыслимыми углами). Какой-то мужчина предложил доехать с ним до его дома (он шел пешком), там он взял машину (оказался полицейским) и, как и Толя, сопроводил нас примерно на 5 км, пока мы окончательно не выехали на трассу. Окраины Триполи мне показались очень похожими на окраины провинциального российского города с многоэтажками, играющими детьми и бегающими тут же собаками и курами. На выезд из города шел большой поток машин и узкая дорога. Неприятный участок!

От города отъехали около 13 км (то подъемы, то спуски, но в целом тенденция на повышение). Высота 225 м н.у.м. По обеим сторонам дороги тянулись оливковые рощи. В одной из таких рощ, подальше от трассы, мы и встаем в 16-20. +15 С, довольно тепло. Снова так наелись в обед, что нет мочи ужинать. Попили чай, посидели немного и около 19 ч пошли спать. Поскольку все накануне выспались, спать не очень хотелось. Леха еще больше часа травил анекдоты.

За день проехали около 49 км, ЧХВ – 3,25 ч.
6 января. Долина Кадиша (Qadicha Valley)

Внизу - долина Кадиша Внизу - долина Кадиша
Ночь была неспокойная, т.к. Мите все время мерещились какие-то койоты (с утра выяснилось, что он имел в виду шакалов). Действительно, снаружи кто-то выл и кричали какие-то птицы, но это же не повод будить каждые два часа!

Встали в 5 утра (светает в 6-30). Звезды. +8 С. Тихо и хорошо! Собрались, поели. В 7 ч неподалеку от нас стали возиться то ли с землей, то ли с плодами какие-то садовые рабочие (было плохо видно, но хорошо слышно). Видели они нас или нет – не известно, но не подходили. Ну а в 7-20 и вовсе мы уехали.

Очень долго шел постепенный заунывный подъем. Вроде не очень круто, но все равно в какой-то момент устаешь крутить педали, слезаешь и идешь рядом пешком. Потом снова крутишь педали, и снова пешком… Количество итераций не ограничено. Лёха в связи со своим плохим знакомством с седлом только сейчас выяснил, что он им очень недоволен. Поэтому пешком шел еще чаще остальных. А еще он где-то проколол камеру. Снова ремонт.

Минут за 40 от ночевки поднялись на высоту 635 м, за следующий час – до высоты 1015 м. Тяжело даются подъемы! Жарко, хотя всего +15 С! Виды вниз как-то сглаживают усталость – красиво и далеко видно! Триполи, море, кедровые рощи, деревушки… Запахи свежие… Дорога хорошая, незагруженная.

В 11-15 наконец-то доезжаем до большого села Ehden. Это значит, что примерно за 3 ч 20 минут мы проехали 20 км. Основная часть села находится дальше, чем наш поворот на Bsharre, но приходится проехать мимо, т.к. время обеда. Нашли кафе на площади. Опять в итальянском стиле. Принесли такие огромные лазаньи, что мы их взяли с собой и доедали не только вечером, но и утром! Обедали долго. Сначала объелись горячими блюдами, а потом еще и чай со сладостями в себя впихивали (заказали до того, как объелись). Не рассчитали свои силы, в общем.

После обеда вернулись к повороту на Bсharre. Встретили каких-то мужичков, едущих навстречу, которые радостно сообщили нам, что наш перевал закрыт до марта. Ммм… Ладно, доедем до Bсharre, посмотрим. В крайнем случае, поедем к побережью по противоположному борту долины Кадиша.

Дорога пошла в основном вниз. Немного освежились. Спуски местами такие, что разогнаться до 40-45 км/ч не проблема. Деревеньки стали по пути встречаться регулярно. +20 С. То жара, то на спуске прохладно. А виды (на море и на открывающееся ущелье Кадиша)  какие! Просто замечательно! Очень хорошо, что мы тут поехали!

Примерно в 16 ч приезжаем наконец-то в Bcharre. Хочется многого: посмотреть достопримечательности долины Кадиша (так плохо описанные в путеводителе), выяснить, что с нашим перевалом, продумать план действий на завтра и найти место ночевки. Все сразу, да еще до темноты, осуществить не удастся. Зато находим (случайно) гостиницу типа хостела «Tiger house» (Bcharre – Cedre st. – Lebanon-North, Manager Tony Tawk, Tel: 03-378138, tigerhousepension@hotmail.com). 20 тыс. ливанских лир (400 руб.) за человека в комнате с 4 двухэтажными кроватями (по сути в комнате ночевали мы одни). Один санузел на комнату. Большая гостиная. Есть, куда велики поставить. В общем, нормально.

Бросаем вещи и едем гулять по центру. Хотели заехать в музей Халиля Джибрана (ливанский поэт-мистик… ничего о нем, к сожалению, не знаю), он до 17 ч должен работать, но уже почему-то закрыт :( В деревушке два больших католических (?) собора. Посетили один из них во время службы. Ничего так внутри. А снаружи так вообще оба весьма симпатичные, хоть и достаточно современные.

Затем в гостинице пьем чай, выясняю у хозяйки, где же все-таки расположены эти самые достопримечательности Долины и как к ним пробраться (в путеводителе Шанина по Ближнему Востоку они только перечислены, но ни объяснения, ни карты-схемы – ничего нет; да и вообще путеводитель оставляет желать лучшего). Про перевал хозяйка, выпучив на меня глаза, говорит, что он закрыт, и бывает закрыт каждую зиму; что там снега до 2 м (но, конечно, она там не была зимой) и вообще нельзя туда ехать. Вот… Перед сном Леха высказывает свое пожелание не ехать на перевал при любом нашем решении.

За день проехали около 38  км, ЧХВ – 5,5 ч.
7 января. Долина Кадиша, «Кедры» (Cedars/Cedres), перевал

Подъем в 6 ч. Завтрак входит в стоимость проживания и представляет собой чай с лепешками и восточной сладостью на основе творога что ли. Долго думали, как нам быть. В итоге выбрали такой вариант (немного выбиваясь из графика): сейчас идем немного смотреть достопримечательности Долины, затем едем на такси до «Кедров», смотрим на перевал. Если хотя бы видимая часть подъема окажется нормальной – едем на перевал; если нет – едем обратно.

Вышли из отеля еще до 8 ч, но очень долго искали нужный проход к спуску в долину (вроде бы какая-то улочка идет вниз, а потом бац – тупик!). А это все потому, что туризм не развит. Никак! Ладно. Зато по дороге было множество деревьев спелой сочной хурмы! Мммм… Какая она тут вкусная! Объелась! :)

Хорошо, что хозяйка гостиницы дала нам примерную схему расположения достопримечательностей в Долине (правда, без указания масштаба)! Только по ней и ориентировались как-то. Долина Кадиша (Qadicha) мало того, что красива сама по себе (представляет собой довольно глубокое лесное ущелье с плоским дном, по которому течет тонкий ручеек речки и местами даже проложены асфальтовые дороги), еще и насыщена большим количеством различных пещерных монастырей, келий и прочих святых мест! Этих сооружений сохранилось больше десятка: есть совсем крохотные пещерки, а есть довольно внушительные монастыри. Посмотреть стоит! Похоже немного на Крымские пещерные монастыри. Красиво! Народу – никого!

Мимо апельсиновых плантаций спустились на дно долины, дошли до первого монастыря – Дейр-Мар-Элиша (Монастырь Св.Елисея) XIV века, бывшая резиденция христиан-маронитов, а ныне музей (при нас не работал). Выглядит симпатично! Продолжили движение по долине. Через примерно 2 км дошли до первого правого притока и по его расщелине поднялись в поселок Hadchit, по дороге осмотрев маленькие пещеры и кельи (Mar Antonios, Deir Es Salib, Mar Sarkis). До самого большого монастыря долины, конечно, не дошли – это долго (монастырь Saydet Qannoubine). Забавно, как много всего тут строили! И почему именно в этом месте? Долина Кадиша считается чуть ли не самым христианским местом во всем Ливане! А еще долина внесена в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

В поселке Hadchit поймали машину (не хотелось терять время) и за 100 рублей доехали до гостиницы. Попили чайку, взяли такси и отправились в «Кедры». Что такое «Кедры»? Для начала, «Кедры» («Cedars») – это небольшой заповедник маленькой рощи ливанского кедра, расположенный примерно в 7 км от Bсharre выше по дороге. Экскурсий сейчас не было, калитка была закрыта. Местные сказали, что надо просто перелезть через забор. Так мы и поступили. Водитель выделил нам 15 минут на осмотр тысячелетних (а некоторые и старше!) кедров. Если честно, кедров мы видели уже достаточно много по дороге. Эти были немного повыше и потолще. Но до американских секвой им еще далеко. В любом случае, погулять среди тенистых кедров приятно!

От заповедника кедров еще около 3 км по той же дороге – и мы попадаем в одноименный горнолыжный курорт. Высота начала подъемников – 2072 м. Склоны крутые и каменистые. Снега крайне мало. Естественно, все не работает. Говорят, обычно снег бывает уже от 1500 м, но эта зима очень теплая. Для нас это хорошо. А мы еще подумывали, а не покататься ли здесь на сноуборде! :)

От горнолыжной базы видна наша дорога на перевал. И по ней – о, удивление! – ездят машины. Вот это да! А как же закрытость дороги? Значит, она не закрыта? Или это военные? Может, дорогу закрывают из стратегических соображений, т.к. где-то там какой-то военный объект? Почему тогда только на зиму? Не понятно… Но мы решаем ехать, пусть даже и втроем. А Лёха уезжает с водителем обратно в Bcharre. C ним мы спишемся попозже.

Перепаковались, намазались кремом (солнце печет! еще вчера поджарились!) и ровно в полдень направились к перевалу. То есть доехали немного вниз до развилки, а оттуда – вверх по замечательной сухой асфальтовой дороге. Ветра нет, солнце припекает, +14 С. Мимо нас снуют машины. И никакие не военные! Штатские! Проезжаем вверх чуть меньше 3 км по асфальтовому серпантину и упираемся в грузовичок военных. Но никто не останавливает. Просто оказалось, что военный врач говорит по-русски (бывал у нас). Сказал нам, что мы вряд ли сможем подняться на перевал, ибо сразу за грузовиком военных начинается снег. И якобы чем выше, тем его больше! Здесь же разворачиваются все штатские машины. Они привозят сюда своих чад или жен и показывают им снег или же берут с собой снег и везут их развлекаться вниз в деревню. Забавное зрелище! :) Уже на снегу стоит еще один джип (вообще в Ливане самые-разные джипы очень распространены!). Возле него два мужичка учат кататься на лыжах орущую ливанскую женщину. Боится :) Еще тут же стоит снегоход, пока пустой.

Почесали репу, переобулись и решили идти, пока идется. Вроде как до перевала не больше 5 км. Идется медленно. Снег хоть и укатан снегоходами, все равно проваливается и под ногами, и под колесами. Естественно, никакой речи о том, чтобы ехать, не идет! Медленно, словно  вьючные животные, поднимаемся пешком. Солнце палит еще нещаднее. Скорость не больше 3 км/ч. Везти велик вверх по снегу – занятие не из легких! Руки напрягаются сильно.

Виды очень нравятся! Вся долина Кадиша, как на ладони! А вот и заповедник «Кедры», и склон, на котором отчетливо видны ровные линейки – как сказал военный врач, это новые посадки кедров… Красиво!

Температура по мере подъема неуклонно падает, особенно в последний час. А ветер, наоборот, нарастает. Мы вышли на «финишную прямую» - длиннющий траверс направо по ходу, выводящий прямо на перевал. Перед этим поворотом нас догнали три снегохода, пообещали отвезти до перевала, но уехали кататься в другую сторону, да так и не вернулись. А тем временем лафа начинает заканчиваться! Закончилась утрамбованная снегоходами колея, дальше они не ездили – большие сугробы, сверху покрытые корочкой. Подъем становится тяжелее, но куда деваться? Не идти же обратно – обидно. Пока вроде безопасно. Как только снег переходит в состояние фирна, идем по каменистой кромке, чтобы не скользить. Медленно, но верно приближаемся к перевалу. Температура упала уже до +8 С, ветер дует, но солнце все еще не дает нам замерзнуть.

В 15-20 – победа! Мы на перевале! Жаль, что он без названия или мы его не знаем. Это здорово! Мы это сделали! Но радуемся только наполовину – надо же еще и спуститься! На перевале снег растаял, чистый асфальт. Здесь стоят два недостроенных или разрушенных каменных строения и икона (иконы ливанцы часто ставят на крутых поворотах дорог). Виды в обе стороны завораживают! Стоило сюда подняться хотя бы ради этого. Утепляемся (температура +2 С и сильнющий ветер!) и отправляемся на разведку.

Дорога вниз видна. Однако непосредственно от перевала она представляет собой выпуклый сугроб длиной около 30 м. Причем не снежный, а с таким хорошим фирном сверху. Попробовали забраться на него с великами – очень скользко. Нет, там мы не пойдем! Надо преодолеть этот кусок – и начнется сухой асфальт. Он так манит! :)

Спускаемся на камням в обход этого снега. Дальше малюсенькая снежная перемычка (метров 5), снова камни – и мы на асфальте! Хорошо! Даже удается проехать на велосипеде (а то мы уже почти забыли, как это делается)! Метров 10. А потом – снова кусочек фирна. На этот раз всего 3 метра. Митя пробует его пройти, пробует рубить ступени. В кроссовках это не удобно. Он зачем-то берет мой подседельный штырь (хорош ледорубчик! додумался тоже!) и начинает им долбить ступени. В принципе получается, но не очень хорошо. Да и вообще мне все это уже не нравится. Обдумываю варианты обхода. А Митя тем временем уже дошел до нового куска асфальта и тут… Тут все происходит примерно по сценарию, который прокручивался у меня в голове: подседельник (а вместе с ним и навинченный на него багажник вместе со спальником, сандалиями и какими-то еще вещами) выпадает из рук Мити и катится в далекий снежно-ледовый кулуар метров на 100-120 вниз. Собственно, я предвидела, что такое может случиться (и уже вспомнила о том, какой старый у меня спальник, да и сандалии пора менять…), но не хотелось под руку на скользком склоне говорить Мите о том, что он не прав :) Ладно, подберем спальник, недалеко укатился. Плохо то, что Митя теперь запаниковал. Он сходил на разведку до конца асфальта (до поворота) – там то же, что здесь: кусок асфальта, кусок фирна, кусок асфальта, кусок фирна… Возвращается. Обратно медленнее и менее уверенно. Еще бы! Не хочется поехать вслед за спальником. Однако, все не так плохо – это еще не ледник, сцепление есть. Вернулся. Возвращаемся на перевал тем же путем.

До темноты не так много времени. Спуски на сегодня надо отменить. Нужна разведка, а это время. Склон вниз целиком не просматривается. Надо забрать укатившиеся вещи и ставить палатку. Я иду на разведку, Митя – за вещами (в обход по каменистому склону – это несложно), а Света осматривает строения на предмет пригодности их для ночевки. Все-таки ветер тут буйствует нешуточный! В 17 ч ставим палатку внутри одного из строений. Здесь есть три стены (две из которых зачем-то с окнами), потолок и… полметра снега на полу :) Но все лучше, чем стоять снаружи – дует здесь на порядок меньше. Температура около 0 градусов.

Пока готовим на горелке чай (воды с собой было немного, поэтому топим снег), рассматриваем виды «Кедров», Бшарры и Баальбека в огоньках. Красиво! Ну вот – настоящий поход начался :) Снаружи палатки газ работает плохо («летний» вариант, однако – чисто бутан), поэтому горелку переместили в палатку, в результате чего нагрели ее за пять минут до +20! Перед сном традиционная СМСка Толе о месте нашего нахождения + теперь еще и Лехе. Хорошо, что связь есть! Небо потрясающе звездное! Красотища! В 20 ч ложимся спать.

За день проехали 3  км, прошли пешком 6  км, ЧХВ – 5,5 ч.
8 января. Долина Бекаа (Bekaa), Баальбек (Baalbek/Heliopolis)

Наш перевал практически в центре Наш перевал практически в центре
Встали в 5-30. Всю ночь ветер дул невероятно! То есть именно к нам в палатку несильно задувал, но зато звуки от него были устрашающие! И еще было как-то холодно от снежного пола и немного незимнего спальника… В общем, спала я плохо. Утром в палатке было обнаружено +5 градусов тепла. Снаружи, вероятно, был легкий минус. Как только поставили урчать горелку, температура мигом поднялась до +22 С! Жара! Как у волка с кипятильником из «Ну, погоди!» :)

Вышла из палатки – у, красотища! Рассвет. Виды. Дует не так уж сильно, как вечером… От Лехи СМСка пришла – ночевал на нашем старом месте между Библосом и Триполи. Молодец – далеко укатил!

В 6-43 выходим на спуск. Идем по каменисто-травяному склону. Вначале он довольно пологий, но постепенно крутизна увеличивается. Местами так вообще под 30 градусов! Это довольно круто, а тут еще велики! С ними неудобно – постоянно необходимо жать на тормоза и удерживать их. Но самое неприятное – то, что нужно  объезжать колючие растения с длинными шипами (а их здесь много!). Вчера вечером Митя умудрился проколоть на них обе свои камеры. Сегодня при замене камер обнаружили на каждой по 4-5 «заноз»! А еще на склонах полно битых стекол. Удивительно: вроде и дорога асфальтовая несколько в стороне проходит, и люди тут особо пешим туризмом не увлекаются – откуда ж столько разбитых бутылок? :(

Долго ли, коротко ли, но справляемся мы со своими трудностями, за 1 ч 15 мин ЧХВ спустившись до чистого сухого асфальта. Уррра! :) Колеса накачаны, лишняя одежда сброшена (конечно, потеплело до +16 С!) и около 9 ч мы снова садимся в седла. Перед нами бесконечная долина Бекаа, сады, деревушки и, конечно, длинный асфальтовый серпантин! Ну тут-то мы оторвались! Скорости опять почти неподвластны торможению. Около 50 км/ч – это уже норма. А уж экстремалы позволили бы себе разогнаться и до 60-65 км/ч. Руки опять устали от торможения. Но вот и промелькнули 7 км на одном дыхании – мы в деревушке Ainata. Здесь хотели перекусить, но она словно вымершая. Несезон…

Дальше начинается более-менее ровная дорога. То есть общая тенденция все еще на спуск, но спуски не такие крутые и часто чередуются с локальными подъемами. Еще километров 10 в таком стиле – и мы в Дейр-Аль-Ахмаре. Здесь в первом открытом кафе (по левую руку, ближе к выезду из деревушки) пьем чай с пиццей. 3 чая, 3 большие и вкусные пиццы и 2 банки «Coca-Cola» стоили всего 10 тыс LL (то есть 200 руб.)! Красота! :) А еще в соседней пекарне нас угостили большой свежей горячей лепешкой! Да, этот район мне, определенно, нравится :)

Дальше еще 18 км до Баальбека по самой долине. То есть около 80% времени монотонно ехали по длинной почти прямой дороге, не понимая, на подъем или на спуск. Ехать было как-то тяжеловато (при средней скорости 17 км/ч). Машин мало. Те, которые встречаются, как обычно бибикают, или из окон появляются приветственно машущие руки. Военные на посту тоже уже традиционно для нас улыбаются и говорят «Велькам!»…

И вот он – Баальбек. Такой симпатичный с перевала – и такой неприглядный вблизи городок. Шумный, необаятельный, с кучей приставучего народа и  глуповатыми водителями мотороллеров. Скорее к развалинам и кыш из этого города!

В полдень въезжаем на территорию музея. Здесь обнаружился русскоговорящий гид, предлагающим нам свои услуги. Гид нам не нужен, погуляем сами. Описан Баальбек хорошо как в путеводителе, так и в известных отчетах. Служители предупреждают нас, что храм очень большой, а музей закрывается в 16 ч – мол, надо успеть! Хм… А что тут делать 4 ч? Хотя соглашусь, что для историка, археолога или любителя здесь, конечно, есть что посмотреть и потрогать. А мы погуляли 1,5 ч. Осмотрели территорию двух храмов (храм Юпитера, храм Бахуса) и двор. Взмокли от жары. Сходили в прохладный музей. Заехать сюда, конечно, стоило. Все-таки, хоть площадь развалин и невелика, но масштабы колонн и, особенно, камней впечатляют. Нереально здоровые плиты фундамента (по некоей версии – труды нечеловеческой цивилизации еще до времен римлян), конечно, с трудом ассоциируются с примитивной строительной техникой того времени! Грандиозно! Говорят, вес некоторых блоков достигает тысячи (!) тонн! Как их транспортировали? Загадка… Еще отсюда очень красивый вид на наш любимый хребет, в т.ч. на наш перевал. Отсюда кажется нереально далеко…

После музея у нас было две цели: отведать знаменитых баальбекских пирожков (наверняка, их делают не только здесь, но слава почему-то досталась все тому же Городу Солнца) и увидеть самый большой строительный камень в мире – родственник фундамента храма Юпитера. К пирожкам нас привел тот самый русскоговорящий гид. Это оказалось на площади перед развалинами (тут же рядом развалины храма Венеры, которые можно через сетку осмотреть бесплатно). Пока дошли до кафе (метров 50 всего), нас многократно атаковали торгаши, приставая то с майками, то с флагами Хезболлы (я одну таки купила… говорят, хорошая цена – около 3 долларов за майку), то еще с какой-то фигней. В общем, не понравился на Баальбек в этом плане. Сильно отличается в худшую сторону ото всех ливанских городов. Но пирожки вкусные. Маленькие такие, примерно 5*5 см (в виде малюсенькой пиццы), но вкусные. Правда, их тоже не осилили и взяли часть на вечер. Да, еще они тут не очень дешевые. Наверное, лучше искать пирожки чуть в стороне от руин (спросите любого: «СфИха» – вам покажут).

Обработанный монолит весом около двух тонн мы обнаружили менее, чем в километре от основных развалин (поворот к ним слева по ходу возле шоссе на Zahle). Какой же он здоровый! Не верится, что кто-то хотел использовать его при строительстве, да еще в столь давние времена! Здорово! Возле камня – кафе. Его владелец принес рекламный листочек (копия из местной газеты), где про него целая статья размещена. Оказывается, большая часть работ по очистке этого камня от земли и мусора, по защите его от посягательств всяких земельных фондов и коммерческих структур – в основном энтузиазм вот этого человека! Спасибо тебе, Человек!

Примерно в 15 ч стартуем на юго-запад в сторону Zahle на поиски ночевки. Это автострада. И тут нам везет с дорогой: она имеет по две полосы в каждую сторону и широкую обочину, т.е. конфликтов на дороге с автомобилями никаких (тем более, что поток не очень большой, но, конечно, больше, чем на горных дорогах). Асфальт ровный, новый. Да еще все время хоть немного, но вниз едем. Это чувствуется. Больше 20 км/ч все время едется легко… Периодически СМСит Лёша – он едет на маршрутке из Бейрута нам навстречу. С учетом того, что наши аппараты почти сели, чувствую, встреча может быть весьма заманчивой…

В 16-20 закупаемся продуктами на вечер и сворачиваем направо на маленькую дорожку в сторону деревни Bednaiel. Пошли поля и мелкие оливковые рощи. Вообще весь этот район от Баальбека – очень сильно заселенный. Жилые поселки встречаются повсеместно, а вот перелесков, напротив, нет совсем. То есть где поставить палатку – вопрос. Нам почему-то почудилось, что в Zahle может не быть гостиниц, а в темноте столкнуться с этим фактом лицом к лицу на хотелось. Поэтому и ищем место для палатки. Покатались по мелким грунтовкам – нашли относительно укромное место прямо на поле (уже отработанное на этот год, сверху сено навалено), за небольшим перегибом рельефа. То есть с ближайшей грунтовки видно, но не очень сильно. А из других мест и вовсе не видно. Но палатку до темноты не ставим.

У Светы почему-то немного спустили обе камеры. Клеимся, готовим чай, перезваниваемся с Лёшей, пытаясь донести ему, человеку без навигатора (в отличие от нас), наше местоположение. Постепенно темнеет. Ставим палатку, вдыхаем вечерний воздух. Похолодало до +5 С (ага, тут резкоконтинентальный климат), начинаем мерзнуть.

Около 20 ч едем встречать Лёшу на трассу. Велофары не спасают, темновато ехать. Телефоны по очереди садятся, деньги заканчиваются… В общем, каким-то чудом, спустя полчаса ожидания, дрожа от холода, мы встретили на остановке Лёху, которого привезли сюда добрые люди на машине. Добрыми людьми оказались какой-то русскоговорящий (сколько же их сегодня будет? на самих развалинах еще две русскоязычные группы встретили) местный «большой человек» (хотя имеет несколько дорогих машин, пару домов, его тут все знают и т.п., говорит, что работает ветеринаром) со своим молчаливым телохранителем. Нда… «Большому человеку» показалось забавным, что мы ночуем в палатке, и он непременно захотел осмотреть новую достопримечательность своего района. К счастью, визит его не затянулся (как могло бы случиться, например, в кавказских районах нашей родины) и уже около 21 ч наша команда отправилась на боковую.

За день прошли пешком 1,5 км, проехали 62,5  км, ЧХВ – 5 ч.
9 января. Ксара, Бейт эд Дин, Дейр аль Камар

Встали снова в 5-30. На улице -1 С. Легкий дубак. На тенте и велосипедах иней. Мда… Сегодня ночью замерз почему-то Митя, а я не замерзла.

Звезды плавно перетекли в розовый рассвет, а потом и вовсе стало светло и даже +5 С. Позавтракали в 7-30 стартовали. Лёха таки надумал посетить Баальбек на маршрутке, а потом как-то догнать нас. Вот странный он тип! Неужели ему вчера не хватило приключений? Телефоны наши сели, а на Лёхином деньги закончились. Но обещал купить телефонную карту. Ладно, в любом случае мы намереваемся наш велосипедный план немного изменить и уже сегодня поехать в Бейрут, а в южные районы скататься на маршрутке. В общем, разъехались в разные стороны.

В сторону Захле мы поехали теперь уже не по автобану, а по более западной дороге-дублеру. Эта дорога поуже и асфальт похуже, но все же терпимо. Все еще едем вниз. Где-то по дороге должна быть могила Ноя. Я в это место очень-очень хотела попасть! Однако в путеводителе о нем ни слова, а в полюбившемся мне отчете – только одна наводка: местечко Карак. Искала информацию и на ливанском сайте достопримечательностей (http://destinationlebanon.gov.lb/SiteDetails.aspx?_ctl0%3A_ctl4%3Amouhafaza=5&Kadaa=15&Sites=158), но и там нет описания проезда :( В общем, спрашивали у местных, да что-то куда-то они нас не туда заслали. Проехали мы, короче :( Возвращаться 7 км в горку не хотелось совершенно. Ладно, как-нибудь в другой раз. Едем у Ксару, уже немного осталось.

В 8-50 мы у дверей винного хозяйства «Ksara». Сюда мы и ехали. Тем временем на улице потеплело до +19 С, а одометр показал 18 км за сегодняшнее утро. С 9 ч мы отправились на экскурсию в шато. Для начала нам показали фильм про хозяйство (которому, кстати, насчитывается уже больше 150 лет!), потом провели бесплатную дегустацию, а потом сводили в винные погреба (вернее, не погреба, а настоящие пещеры протяженностью 2 км). В самом шато ну очень приятная атмосфера! Очень здорово все оформлено: и сам стиль шато, и новогодние украшения, и старинные аппараты типа пресса или аппарата, который вставлял пробки в бутылки! Очень нам это местечко понравилось! Вина тоже ничего, но на любителя. В основном сухие, много терпких. Но в целом можно выбрать что-то для себя. Тут же купили несколько немного вина с собой и в подарок.

После экскурсии выпили по чашечке чая-кофе с круассанами в кафе напротив (через дорогу) и продолжили путь на юго-запад. У нас сегодня по плану долина, в которой расположен дворец Бейт эд Дин и старинное местечко Дейр аль Камар, а это отсюда километрах в 35-40, да еще по дороге нам предстоит нехилый подъем на перевал. Перевал высотой всего 1700 м (это на километр почти ниже нашего вчерашнего), но все равно набирать такую высоту мы будем долго. И самое неприятное – что придется это делать по трассе, ведущий из Дамаска в Баальбек! Это одна из самых больших и загруженных трасс Ливана. По ней мы проехали всего несколько километров и решили поймать маршрутку, облегчив себе участь и сэкономив время.

Поймали, засунули три велика и все наши вещи, а потом долго радовались, как дети, что мы так здорово выкрутились: подъем на перевал оказался затяжным даже для маршрутки! Напоследок немного видов долины Бекаа и хребта Антиливан… Вылезли мы из маршрутки в местечке Мдейредж (Mdeirej), где начинается дорога к Бейт эд Дину. Жара на улице – пипец какая! В тени +29 С, на солнце - +37 С!

В 12 ч начинаем спуск по этой дороге. Ну то есть, и правда, спуск: очень крутой сброс метров 200 высоты, а потом… а потом подъем :( Так и едем: то спуск, то подъем. Поначалу больше спусков. И мы радуемся невероятно зеленым видам вокруг, сладким мандаринам без косточек и придорожного магазинчика, интересным церквушкам и вновь появившемуся запаху эвкалиптов… А потом – на тебе! Затяжной подъем. И снова то в седле, то на ногах. Взмокли…

Большую часть пути по левую руку от нас располагается большой (самый большой в Ливане?) заповедник кедров, а вокруг него, безо всякого заповедника, растут в огромном количестве сосны. Так что места здесь очень классные, а запах хвои перемежает эвкалиптовый. А еще сосны сбрасывают огромные тяжелые шишки прямо на дорогу (хорошо, что не на голову!). Понравилась очень эта дорожка, несмотря на подъем. Сам Бейт эд Дин находится на высоте уже меньше 1000 м, но до него мы знатно «поскакали» по горкам.

В Бейт эд Дин (Bait ed Dine) мы прибываем около 14-40. Это дворец местного эмира XVII века. В Бейт эд Дине какое-то время даже находилась столица объединенного княжества. В общем, дворец можно назвать «правительственным». При входе он показался нам довольно милым, но не более того. Чем-то похож на Бахчисарайский дворец, к примеру. Но когда мы прогулялись по всей его территории, впечатление сильно улучшилось! Действительно, архитектура дворца очень приятная; невероятно красивы потолки; интересно будет взглянуть и банные комнаты, и на гостиную с витражами. А в отдельном большом холле собрана богатая коллекция мозаик I-III веков н.э. Дворец окружен чудесным тенистым садиком с розами и апельсиновыми деревьями. Конечно, по территории все это довольно компактное, но очень уютное. Нам понравилось.

От Бейт эд Дина нам надо попасть в Дейр аль Камар. Охранник показал нам путь – крутой спуск минут на 5. Спустились. Хм. А теперь то нам в горку! :) Вот, блин! Наверное, был какой-то более разумный путь с меньшими перепадами, но чего уж теперь руками размахивать? Тащимся вверх, как улитки.

Около 16 ч в Дейр аль Камаре (Deir al Qamar).  Городок представляет собой Ливан XVII века. Площадь, дворец, музей,  медресе и прочее – все хорошо сохранилось. Конечно, не так изысканно, как готика или там ренессанс, но довольно своеобразная архитектура – культурное наследие Ближнего Востока. Симпатично, в общем. Музей работает зимой до 16 ч, поэтому мы даже не пытались попасть куда-то внутрь (да и некогда особо было) – просто осмотрели вот этот маленький район снаружи и поехали дальше.

До темноты есть огромное желание спуститься вниз, к морю. Уж оттуда-то по трассе можно и в темноте до Бейрута доскочить – так думаем мы. А еще периодически позванивает из таксофонов Лёша и  сообщает очередную «радостную» новость. Он снова пытается нас догнать! И хотя мы советовали ему ехать из Баальбека сразу же в Бейрут, он не послушал совета и доехал, так же, как и мы, на маршрутке до Мдейредж, а теперь своим ходом движется в сторону дворцов. Уф! Тем не менее, мы менять планы не хотим и торопимся спуститься до темноты.

16 км постоянного спуска вниз! Вот это трасса! Ветер так и свистит в ушах, руки устали давить на тормоза, а сами тормоза еще больше устали от нас – аж дымятся. Периодически останавливаемся, просто чтобы дать отдохнуть и себе, и технике. А еще немного приодеться, т.к. во-первых, просто холодает; во-вторых, на такой космической скорости обдувает, будь здоров! Все это на закате, с красивыми видами. Первый раз в жизни я увидела такое огромное и яркое «ложное Солнце» (небесное явление, когда солнечные лучи, преломляясь определенным образом в атмосфере, дают визуальное изображение еще более яркого объекта, «ложного Солнца», несколько в стороне от настоящего – пусть меня поправят астрономы)!  Просто фантастика!!!

В общем, доехали мы до моря очень и очень быстро. Не сравнить по времени с подъемом. Устали от спуска и от постоянной концентрации внимания (видимость ухудшается, а машин на трассе все больше и больше становится), но довольны, как Чеширские коты! :) Перекусили, отдохнули – погнали.

По автобану до столицы Ливана чуть больше 10 км. И едем вроде довольно быстро (в среднем более 20 км/ч), но как-то очень долго. А трасса, кстати, очень неприятная в темное время суток. У ливанцев же любят электричество отключать, когда захотят (у многих есть резервные генераторы на этот случай). Так вот – трасса не освещается ни капли. Хотя фонари стоят. Наши велофары и налобные фонарики в лучах резкого света автомобильных фар просто теряются, а как только машина проезжает, глаз еще долго не может привыкнуть к темноте до уровня освещенности нашими лампами. В общем, неприятно! Машины проносятся рядом с бешеной скоростью, да еще и туннели встречаются. Хорошо хоть, ливанцы додумались широкую обочину заложить на трассе – это сильно выручает. Короче, около 18-30 потянулись окраины Бейрута, и по самому городу мы ехали еще больше часа, под конец попав в ужасную пробку. Вот эта часть дороги – пожалуй, единственная за всю нашу поездку, которая совсем не понравилась.

Снова Бейрут. В столице оказалось значительно теплее, чем на дальнем побережье. Пришлось снова менять облик (уже немного устали от этого). Что-то мы давно не ели! Ищем подходящее заведение. В районе площади Звезды только пешеходные улицы – охранники просят нас спешиться. Уныло бредем по брусчатке. Что-то мы сегодня много накатали – устали, однако! Кафе здесь довольно дорогие, но нам удается найти несколько подешевле. Вкусно. А какой гранатовый соус к Фатушу! Объедение! Долго релаксировали. Потом перебрались из этого заведения в «Starbucks» напротив…

Потом мы долго колесили в районе автостанции в поисках дешевых гостиниц (рекомендованных в путеводителе без единого адреса). Наконец нашли какой-то мрачноватый отель типа хостела (названия не запомнила, да и бог с ним – найдете себе получше, хотя точка из GPSа сохранилась), да там и приземлились. Заправлял там всем усатый ливанец Уаляль в полосатой пижаме. Его рабочее место, reception так сказать, а на самом деле кровать (!) находилось прямо возле входа. Нет, конечно, у него был стол и компьютер, но, видимо, для другого времени суток. Сейчас же он встречал нас лежа.

Вечер прошел не особо интересно. Мы нашли Лёшу и привели его «домой» (выглядел он еще похуже нашего), дозвонились до Толи, разобрали велосипеды, дождались Толю (после долгой пробки на соседней улице, полной кафе), отвезли ему лишний скарб в гараж, вернулись и наконец-то отдохнули. Часы показывали около полуночи. Одометр, кстати, при расставании показал мне намотанный за сегодня километраж – 99,9 км! Рекорд! Уаляль мило пообщался с нами со Светой на предмет, учимся ли мы в школе и привезла ли я футболку с надписью «Хезболла» из России и, удовлетворившись отрицательными ответами, оставил нас в покое, вновь водрузившись на свой диван. Мы же угомонились ближе к 2 ч.

За день проехали 99,9  км, ЧХВ – 7 ч.

Комментарии
Guest18.06.11, 13:47
Ливан 
Очень интересно. Сама живу в Ливане. Увидела его с другой стороны. Рада , что вам понравилось
Неизвестность 
Да, на счет боязни снега - она у него отсутствует :) И суровые условия тоже его не пугают. А вот неизвестность - возможно. Кстати, вполне вероятно, что он был прав, не поехав с нами на перевал, ведь, если честно, все могло закончиться не так уж и радужно.
Про кошки 
Да, кошек нам не хватало :) И шипованной резины. А Алексей наш - сплошная загадка, так что не будем вдаваться в понимание его причин отказа. К тому же, большую часть работы здесь проделал Лешин разговор с вице-консулом Сергеем, которого он откопал где-то в местной харчевне :)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте