Поросозеро - п.Пристанский - п.Валазменский - п.Мельничный
10-11 июля
10 июля

Нюта на стене медеплавильного заводика Петра I Нюта на стене медеплавильного заводика Петра I
порог Валазменский порог Валазменский
Вот тут-то все и начинается на самом деле. До этого - мелочи, а теперь страсти-мордасти будут. Готовы?
Вообще, со следующего отплытия у нас заведется милая традиция - во сколько ни встанем - отчаливать в 10.40 Но в этот день традиция еще не образовалась и отчалили мы 9.55. Странно - ни дождя, ни ветра.
В 11.25 были в Поросозере. Это не только озеро. Это еще и деревня с таким же названием. Самое ценное в деревне - наличие магазина. Правда, там еще и погран.пункт есть, но это нас не затронуло. Зачалившись около автодорожного моста, выделили экспидицию в магазин: Аня, Витя, Данила и Женя. Оставшаяся часть компании поделилась неравномерно. Нюта, а под ее воздействием и Дима, возжелали лезть на мост и под мост. Саша, как очень правильный родитель, возжелал их сопровождать. Ней желал бегать все равно куда, лишь бы лапами ощущать землю. А я пошла, ну... в кустики я пошла. А в кустиках - подберезовики! Много! Насобирала я их неприличное количество и выползла. Саша с детьми вернулся. Оглядываюсь вокруг - где Телогрейкин? А он один да на мосту. Да гордый такой! Заорала, ногами затопала. Прибежал и очень удивился, что я сразу к нему интерес утеряла - как минимум на шашлык должна была пустить, видно, так)
Час прождали мы нашу экспедицию, потом Саша извлек горелку, я выделила 2-литровый котелок, обогнули горелку ковриком и стали кипятить чай. Тут как раз все наши и вернулись. Вкусного принесли. В том числе - колбасы вареной. Перекусили и дальше в путь отправились.

[Аня просила рассказать трогательную историю о Витьке. Еще перед заходом в магазин, увидев на первом же огороде женщину, Витя пустился в атаку. Двое детей и Аня, видимо, создавали достаточно жалостливый фон, потому что женщина, посетовав на неурожайное лето, выдала Витьке укропа-петрушки-лука, а деньги брать отказалась.
Но она не знала Витю. Он очень злопамятный. Вежливо поблагодарив, представители нашей экспедиции направили стопы в магазин. Выйдя, Витя вернулся на место безвозмездной витаминизации и аккуратно положил на забор с внутренней стороны шоколадку... ]

Сразу за Поросозером начинается первый порог - Пристанский, 2кс. Вооруженные описанием, мы причалили заранее на топком бережку и пошли его осматривать. Как и было задумано, детей и женщин высадили, а байдарки Саша и Витя сплавляли вдвоем - сначала одну, потом другую. В Сашину в качестве пассажира был допущен Женя. Он же охранял байдарку, пока мужчины возвращались к началу и сплавляи вторую байдарку. А мы наблюдали. Страшно. Честно.
Если фотографировать просто воду или даже человека рядом с водой - не страшно вовсе. Но вот если кто-то по этим же волнам в байдарке, тогда совсем другое впечателение образуется...

Когда проплыла вторая байдарка, мы собрались, прихватили детей и вышли на проторенную дорогу - искать ветки, которые бы указывали путь, где сворачивать обратно к реке. В итоге, нам сначала встретился мокрый Витька и только потом, уже под его чутким руководстом, была обнаружена стрелка влево и ветки, указующие путь к родственникам мужеского полу.

Стоило погрузиться в плав.средства, как после небольшой шиверы зарокотал перед нами порог Валазменский, 3кс.
Все повторилось: всех высадили, даже Женю. Удобство обхода здесь в том, что сам порог недолог, вдоль него, по высокому берегу, проложена отличная тропка, а по правой стороне видны развалины медеплавильного заводика Петра 1 и повсюду остатки сплавов. Красотища. Все перебирали овальные и круглые стеклышки. Мокрая Нюта жаловалась на жизнь, но я коварно разрешила на стенку заводика залезть - больше она не плакала.

Кстати, почти во всех описаниях сказано, что на стоянке у Валазменского порога по ночам мародерствуют жители Поросозера. Достигнув конца обхода и увидев собственными глазами "мародерную" стоянку, мы с Аней предположили, что поросозерцы ее сами обустраивали, чтобы всем хотелось там остановиться - планка под тент, стол, отличная полянка, слева виден и слышен порог. Высоко и красиво. Сосны. Ну просто жизнь стоять и не уходить.
Но мы-то знали, что этот остров очень даже обитаем, поэтому в планах было только заснять проход порога нашими мужчинами и продолжать двигаться дальше.

Никто при сплаве не пострадал. Только на нашей байдарке сломался руль. Точнее, его заклинило. А наша байдарка без руля - как кит в аквариуме.
Дальше было тревожней. Впереди нас ждал Мельничный порог второй категории сложности. Известно было, что перед ним три шиверы. Одни советовали зачалиться для просмотра после третьей, другие - выходить после второй, потому что после третьей зачалиться можно не успеть. Кто ж знал, что все три шиверы сливаются в одну и где какая по счету - ни фига не понятно. После второй Саша умело завернул к берегу. Мы двинули за ним.
- Чалимся? - вопросил Саша.
- Чалимся! - прокричали мы и нас вынесло в третью шиверу. Сразу за ней начинался Мельничный. Сразу на входе в Мельничный - огромный обливняк - волна нехилая, байдарку разнесет в клочья. Мимо него мы бы не выгребли. Оставалось одно - вылетать на берег, как получится. Все приличные люди на этом развороте гребут лебым, мы же гребли искючительно правым и взмыли над каменной плитой. Даже я во втором очке оказалась сидящей попой уже на этой плите - вот такая скорость! В общем, все живы. Но с того момента начался ужас перед порогами. Я все представляла, как мы влетаем в Мельничный, а в первом очке на дне лежит Нютка лицом вверх, и как волна ее накрывает. Ужас.
Несколько дней были поглощены этим страхом. Ни о чем другом я думать не могла.

Благодаря описаниям, мы знали, что в конце Мельничного по левому берегу должна быть стоянка. Двинулись вниз и обнаружили ее - красивую и просторную. Только земля каменистая, а весь пляж забит бревнами, летевшими когда-то по Мельничному порогу...

Никуда уже не сплавляясь, на плечах доволокли все вещи до стоянки, распаковались и начали сушиться. Сушить было что - ВСЁ.