Кировская область / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Умершим и умирающим деревням посвящается. Часть 2

2 - 7 июня 2011 г.
День третий. Сабуялы-Русс.Сабуялы-Ашлань-Лопьял. 
Прогулка по Верхним Сабуялам. Знакомство с пчеловодом-Кожевниковым В.П. история про памятник Сталину. Далее посещение Русских Сабуял.

Сабуялы. Лагерь. Сабуялы. Лагерь.
Сабуялы. Пруд-плотина. Архипов М.Ю. Сабуялы. Пруд-плотина. Архипов М.Ю.
Сабуялы. Пруд. Тараканов Н.И. Сабуялы. Пруд. Тараканов Н.И.
Сабуялы. Пруд. Утренний чай. Сабуялы. Пруд. Утренний чай.
Здравствуйте, здравствуйте уважаемые! Сегодня 04.06.11г., время около 8ч. Утро. Солнечное и прекрасное утро нового дня!!! А у меня, что-то побаливает голова и очень хочется почистить зубы…Николай еще «давит подушку». Я же в полевых условиях, вскакиваю рано, да и сон у меня чуткий. Выползаю из палатки, впуская осчастливленных комаров – «Добыча!!!», оставленных вчера снаружи. Делаю первые шаги и боль в стертых до волдырей пятках, заставляет морщиться. Вчера, сделав здоровенный крюк по местности, я стер обе пятки, а у Николая мозоль на «плюсне». Кое-как, спустившись к ручью, умылся. Ох! Как же освежает холодная вода, после возлияний, пусть даже и умеренных…
Возвращаюсь обратно к лагерю, подвешиваю котелки на распаленный предварительно костер. Коля до сих пор не покинул палатку и спит. Я же освеженный умыванием и прогулкой по склону вниз и вверх, беру фотоаппарат и осматриваю местность. Вчера, мы на столько «упехтались», что право-дело было не до снимков, и не до любованием пейзажем. Сегодня с утра я могу себе это позволить и желаю этого, к тому, же открывшиеся передо мной вид плотины, с высоты нашего лагеря, просто великолепен! Понятно, что в то время когда тут жили люди, ландшафт был несколько другой. На дамбе, возможно, не росли тополя, а на обратной её стороне, не было кустарника. Наверняка были видны стоящие на правом берегу дома. Можно много себе представить при виде, этой плотины. Можно представить, что лес, покрывающий место расположения Сабуял, значительно уменьшил свою площадь, поредел. Что с того, места, где я стою, было слышно мычание коров и брякающие звуки «ботал», или же более звонкие колокольца, висящие на их шеях. Окрик пастуха, пасущего деревенское стадо, на пастбищном лугу. Лай собак. Гогот гусей потревоженный прошедшим рядом человеком. Крик петуха, которому отзывается второй, третий и т.д. до конца улицы…Звуки окружают меня, стоящего с закрытыми глазами на вершине. По описанию, не далеко была ферма, тогда поутру можно было услышать громкий треск «пускача» трактора, заведенного «шнуром». Все это обычные звуки сельской жизни. Вот потянуло запахом дыма. Характерным запахом! Возможно, не далеко пасека и пасечник, разводит «дымарь», готовясь собрать ранний рой. Ведь июнь-месяц роев, месяц прибавления пасеки в количественном составе. Ого! А запах то натуральный а не созревший в моем представлении…Хотя может это и от костра тянет в мою сторону.
- «Доброго утра!» - Коля появился из палатки и направляется к костру. Я в ответ также желаю ему «Доброго утра». Друг «мыльно-рыльными» принадлежностями спускается вниз по склону. Я отрываюсь от созерцания пейзажа и иду к костру – вода в котелках кипит и начинает плескать на пламя.
Утренний чай, проходит в обсуждении наших дальнейших планов. А именно, решаем будем ли мы ночевать в Русс.Сабуяле или же сделаем финишный рывок и переночуем уже в Лопьяле, где нас ждут. По плану мы должны были вчера еще осмотреть и зафиксировать на фото оба Сабуяла, а сегодня спокойно идти в Русс. Сабуял. Но из-за наших блужданий, мы стали отставать от графика и вынуждены себя подгонять или, же наоборот – задержаться на сутки, ради выполнения всех пунктов плана. Но в свою очередь мы так, же жестко привязаны к графику отпускных дел Николая. Его возвращение в Йошкар – Олу требуется не позднее 8-го июня. После дебатов, пришли к согласию, что придется пожертвовать обследованием двух нас.пунктов. Это Мари Сабуял и Малый Сабуял. Ну значит, на этом и порешили.

После сбора лагеря (рюкзаки на время оставляем на месте ночевки), начинаем движение по вершине левого берега в сторону предполагаемого нахождения деревни Верхние Сабуялы. Под нами, глубокий овраг с крутыми склонами, и протекающим на его дне ручьем, в котором мы брали воду. Продолжая движение по этой стороне, вы видим, что начинаем сворачивать в поле. Решаем пересечь овраг. Выбираем наименее крутой склон и практически съезжаем вниз, удерживая равновесие. И если мы начали спуск в тот момент, когда светило солнце, то внизу попали в сумрак. Разросшиеся деревья и крутые склоны оврага, затрудняют попадание вниз солнечного света. Среди сумрака и тишины, слышно лишь журчание ручья по камням. Здесь ложе ручья шире. Николай наполняет свою флягу водой, а я перехожу ручей.

Сабуялы. Улица, направление-север. Сабуялы. Улица, направление-север.
Сабуялы. Улица. Направление - юг. Сабуялы. Улица. Направление - юг.
Сабуялы. Дом Кожевникова В.М. Сабуялы. Дом Кожевникова В.М.
Некоторое время мы пробираемся по завалу из упавших деревьев их ветвей и высокой крапивы. Потом поднимаемся на низкий противоположный склон оврага и натыкаемся на пасеку! Все же не зря мне послышался запах горящего сушёного «трухляка»! Пасека ухоженная. Ульи располагаются на поляне, в несколько рядов. Множество «двухэтажных»- двухкорпусных. На высоких деревьях, и стойках укреплены «ловушки» - привои для роев. Много лестниц.
Аккуратно, обходим «жилую поляну» по краю и выходим к кирпичному дому, образца конца 19 – го века. По всему видно, что дом жилой. Правда, скорее всего, жилой временно - на время пасечного сезона. Со двора, за дом уходит укатанный, параллельный след – пользуются транспортом. Крыльца как такового нет. Сразу в сени, ведут «сходни» из бревен, с настилом из досок, которые протянулись на метров 4-5 во двор. Двери, в которые поднимаются по «сходням», заперты на висячий замок.
Выйдя со двора дома, по следам, увидели, что за дом через овраг который мы только, что пересекли, уходит дорога. Да и в сторону, в которой по идее должна быть Кузовошка, тоже идет дорога, правда менее пользуемая, по виду. Также напротив «дома пасечника», как я его прозвал про себя, стоит еще один дом. Он находится в стадии разрушения. Нет сеней, потолка и крыши. Видны только сгнившие балки, которые прослужили хозяевам не один десяток лет. Пока, еще прочно стоят только стены и межкомнатная перегородка. Все заросло бурьяном.
Я фотографирую, обе стороны улицы и дом. Далее решаем, осмотреть северную сторону деревни. По дороге, нам попадается один столб от ворот.
- «Ворота в прошлое» – шучу я – «Нажми на педаль задвижки, сделай шаг и «оп»! Попадаешь во двор уже середины прошлого века!»
- « Ага. Народ в изумлении» - добавляя, ухмыляется Коля.

Так, не спеша, перебрасываясь фразами, мы шли по улице, когда то, несомненно, многолюдной деревни Сабуял. В труде А.Н. Иконникова есть данные, о том, что Верхний Сабуял и Мари Сабуял были объединены в один колхоз под названием «Сталинский путь». Из этого же труда, можно почерпнуть сведения, что "Сталинский путь" был одним из лучших колхозов района, да и области. Сабуяльские свиноводы успешно разводили «уржумскую породу» завоевывали медали на ВДНХ СССР. На средства колхозников в 1939г. здесь был воздвигнут памятник И.В. Сталину.
Осматривая Сабуялы, и вспоминая Кузовошку, найденную, неизвестную нам деревню, плюс обойденные мной населенные пункты, прошлого похода, отдаю должное людям выбиравшим место под застройку. Все деревни расположены у источников воды, на высоких берегах речных оврагов. Места расположения деревень не только хороши с практичной точки зрения, но и эстетической! В великолепном месте расположено Михайловское, Токари, (с прошлого похода), Кузовошка, Сабуялы. Т.е. можно долго и восхищенно передавать красоту окрестных мест. И вспоминая все это, ловлю себя на мысли – «Из таких мест и уйти…???? Как можно? Зачем?» Я этого не произношу, но друг мой, сам, практически слово в слово повторяет мои мысли вслух.
Одна из причин покидания людьми деревень это, к сожалению «…сселение в административном порядке, признанных неперспективными, деревень…». Эта реформа коснулась в прошлом, всей страны.
С точки зрения, сегодняшнего дня, «сселение в административном порядке…» можно сейчас расценивать, как шаг, государства, которое нанесло один из ударов, по деревням и селам, в то время. А можно и расценить и принять как необходимую административно-командную меру. Но в первую очередь я считаю, что нужно его оценить, по тем результатам, которые получились из этой «реформы». Реформа, направленная на укрепление сельского хозяйства, привела к появлению «колхозов-гигантов», способных обрабатывать большие количества площадей земли, к определенной (возможно значительной) экономии госбюджета. Другим результатом скажем прямо, стало вымирание большого количества, сел и деревень тогдашнего СССР… И опять тут есть одно «но»! В ходе реформы, основная масса людей, не покинула село. Они остались жить на своей земле, трудится в своих совхозах и колхозах. Механизм сельского производства, продолжал работать. Можно и нужно было его реформировать и развивать дальше! И тут судьба нанесла еще один удар по нашим деревням и селам. Пришло время бурных (дурных) 90-х, и государство вообще отвернулось от своей деревни, своего села, своих сельских жителей.
У жителей сельских районов, нашей родины, всегда было суровое житье-бытье. Зона рискованного земледелия – как природный фактор. Пертурбации государства и его реформы сверху – как внешний фактор. Но, ведь освоил человек за десятилетия упорного труда эту землю, эти места! Обильно полил её своим трудовым потом. А защищая её же, поливал и кровью! В нашей стране, ни один гектар земли не давался человеку, без борьбы с природой. И неважно где он трудился - в колхозе советского периода развития страны, или же был т.с. «частным» владельцем земли. Всегда ему приходилось вкладывать свой труд. Можно сказать, что земля была завоевана! Не в прямом смысле этого слова, вследствие, атак и фланговых ударов, а трудом, трудом и еще раз трудом многих поколений сельских жителей. А сейчас, от всего увиденного воочию, создается впечатление, что наши «командиры» просто сдали без какого-то либо сопротивления эти позиции на сельскохозяйственном фронте.
И главная ответственность, за эту «операцию» (как и на любом, другом фронте), всегда лежит на «командирах». На тех, кто стоял во главе страны. Это от них пошла мутная волна, пренебрежения нашим сельским хозяйством и ориентация на западную продукцию, в тот момент, когда нужно было поддержать его. Возможно, переориентировать, перенастроить громоздкий механизм сельского производства, доставшийся от СССР, на применение более современных технологий. У государства были эти возможности.
К сельскому хозяйству в целом я имею слабое отношение. Оно начинается и заканчивается на нашей, семейной пасеке. По этому, мои рассуждения, скорее всего не профессиональны, излишне эмоциональны и тенденциозны. Но не возможно не вспоминать, картины из моего деревенского детства, отрочества и юношества, и не сравнить их с наступившими временами 90-х годов. Такого, замирания жизни на сельских пространствах, по крайней мере, моей родной Марий Эл, я не видел ни когда! Полностью практически исчезла скотина. Причем всякая! Люди в деревне как будто потеряли опору и цель в будущем. Если раньше пили; по праздникам, с окончанием посевной или уборочной страды, просто с усталости, после работы, на свадьбах и похоронах. То после развала колхозов и совхозов люди стали не просто пить, а пить запоями, целенаправленно «лопать», любую спиртосодержащую жидкость! Топить в алкоголе свою бесперспективную жизнь, в которой не видели смысла! Если в городе цель для большинства народа это карьера, зарплата и другие блага, связанные именно с городом, то в деревне, в селах и т.д., таких целей не было ни когда! Сельская жизнь складывалась из труда; уход за скотиной, сезонные работы в поле, работа в колхозе (совхозе). Главным был трудовой процесс, связанный с работой на государство и своим хозяйством! На полученные деньги, строились, содержали скотину, покупали машины, посылали, своих детей учится. И тут неожиданно весь их труд стал ни кому не нужным. От безысходности сельчане, те, кто еще не успел пропить свое здоровье, ударились в «шабашки» и поехали по городам и другим краям, оставив хозяйство на жен и детей. Получился еще один массовый отток населения в города и крупные райцентры. Вслед за взрослыми туда же и устремилась молодежь, не видя ни каких перспектив для жизни в сельской местности. Вот на лицо причина запустения деревень и сел уже современного периода.
И мое мнение, в связи с вышеизложенным - в любом случае, не нужно было бросать большинство людей, привыкших работать в колхозах и совхозах, без работы, и без возможности устроится на другую работу, в условия «выживайте, как хотите»!
Можно бесконечно долго и нудно приводить аргументы и контраргументы, «за» и «против», потрясших основы сельского хозяйства, преобразований 80-90 х. годов. Можно привести в пример, как выжил и дожил до наших дней, а также успешно развивается тот или иной колхоз или совхоз. С умилением произносить его название, доставшееся от СССР. Но при этом не стоит забывать, что этот пример, не является правилом, а скорее исключением, для нашего постсоветского пространства. И горечью наполняется душа, когда обходишь, брошенные человеком, насиженные поколениями предков места деревень…

Сабуялы - развалины 1. Сабуялы - развалины 1.
Но вернемся к обходу Сабуял.
Вот, развалины еще одного кирпичного дома. На фасадной стене, сохранились следы лепнины. Кирпичи карниза образуют узор, имеются обрамления окон. Николай в очередной раз повторяет фразу – «Ну вот, строили же в свое время…!» Выражая этим и восхищение, и изумление строителям. Я фотографирую его, и мы двигаемся дальше. Перед нами появляется каркас еще одного дома. Тоже фотографирую. Так, доходим до конца улицы, упираясь в поле. Справа и с лева от нас фундаменты домов. Тут видно, что стояли деревянные - от них остались только ямы, с трухой бревен по краям. В это время слышится звук автомобильного мотора, в той стороне, откуда мы пришли. Мы разворачиваемся и шагаем в обратном направлении.

Сабуялы. Развалины. Вид изнутри. Сабуялы. Развалины. Вид изнутри.
Опять подходим к «дому пчеловода». Но решаем, что нашего внимания стоит дом, стоящий напротив. Перед ним выросла большущая ива. Обойдя его остов, попадаем во «двор» (которого по идее нет). Вскарабкиваемся на груду бревен досок и кирпичей, для того, что бы заглянуть на внутреннее помещение. Внутри видно отверстие дымохода, заложенная кирпичом дверь в смежное помещение, проводка, свисающая с потолка. На стенах сохранилась побеленная штукатурка. Под потолком, имеется широкий «плинтус». Я делаю несколько снимков. Потом все же решаем, идти к пасечнику.

Сабуялы. Памятный знак. Сабуялы. Памятный знак.
Заходя во двор, видим, стоящую «Ниву», и слышим разговор двух мужчин, раздающийся из сеней, в которые ведут «сходни». Один из мужчин, с усами, чистит рамки для улья, срезая с него воск и отрывая старую проволоку. Другого пока не видно. Мы, подходим к «сходням». «Усатый» замечает нас и подзывает своего напарника, стоящего в глубине сеней, указывая на нас рукой. Появившийся, второй мужчина спускается к нам. В этот момент, мне приходит в голову мысль, что не стоит повторять стандартное приветствие. Я выдаю импровизацию.
-«Пчеловодам Кировской земли, от пчеловодов Марий Эл «привет»! – произношу я немного торжественно и пожимаю, протянутую сухую и крепкую кисть.
-«Ух, ты!» – удивленно произносит он – «Куда Вас занесло!?»
Мы знакомимся, поочередно пожав ему руку.
-«Владимир» - представляется он - «Какими судьбами?» - мгновенье спустя спрашивает он.
Вот теперь, рассказ про нашу миссию. Владимир выслушивает. Хвалит, говоря - «Хорошее дело».
Удивляется нашему вчерашнему блужданию.
– «Да ведь Кузовошка то вон не далеко тут находится!» - указывая в сторону запада.
- «А вы во-о-он с той стороны, петлю сделали» - очерчивает по горизонту линию рукой.
- «Теперь-то разобрались» - вздыхаем мы сконфуженно.
Далее Владимир, показывает в какой стороне, оканчивается улица. И отвечает на вопросы, продиктованные моим частным любопытством, касающиеся пасеки. Под конец диалога он приглашает нас на чай, после того как мы посетим памятный знак, воздвигнутый в честь умершей деревни. С удовольствием соглашаемся на его предложение и уходим в сторону им указанную.
Улица, по которой мы идем, оканчивается на высоком берегу пруда. Перед нами открылся живописнейший вид! По левую от нас сторону мы видим памятный знак с небольшим крестом на макушке. Напротив него вкопаны пеньки и чуть поодаль стоит скамейка. Володя говорил, что тут же не далеко стоял и памятник Сталину. Пасечник рассказал любопытную историю связанную, с памятником. Передаю приблизительно:
- «Стоял себе, значит памятник, до него и дела особого ни кому не было. Ни кому он не мешал. Но один деятель с Лопьяла (называет его имя, но я сплоховал и не записал его, а потом оно выветрилось у меня из памяти, вроде колхозный председатель), выкопал его и отвез в Лопьял – для установки там. Но потом, когда с «верху» пошло очередное охаивание Сталина, то этот деятель, отвез памятник в поле и свалил его в канаву. Так он там и лежит, где то у Лопьяла.» Так, примерно выглядит со слов Владимира, судьба памятника И.В. Сталину.
В связи с этой историей, вспоминается, поговорка истину которой нам, в бытность моей службы, вдалбливал один из наших спецов-инструкторов, перед командировкой – «Не тобой положено, не тобой и взято!» Возможно эту поговорку, к памятнику не пришьешь. Но ведь скидывались на памятник люди из своего кармана. Они его заказывали, устанавливали, ухаживали за ним. И не расколотили, в бурные 90-е. А, тебе то «гражданин», сначала прогнутся перед кем-то захотелось, а потом, испугавшись, ты бросил памятник от глаз своих и чужих подальше. Это я к тому, что если действительно, история про памятник правдивая. Но Владимир, создал у меня впечатления, что врать ему не пристало, и никчемные слухи он пересказывать не будет. Но даже если это и так, то безвестному «гражданину» умыкнувшему памятник, с его пьедестала – стыд и позор!
Я запечатлеваю на цифровик красивый вид с берега, на пруд. Мы смотрим на часы и на горизонт на западе. Там медленно, но верно поднимается стена туч. Нужно быстрее разобраться с чаепитием и выдвигаться в сторону Русского Сабуяла.

Сабуялы. Родник. Сабуялы. Родник.
Возвращаемся на пасеку. Подойдя, к дому, узнаем у Володи, где можно набрать воды. Он отправляет нас по тропинке, огибающей поляну с пасекой, и мы оказываемся перед тем же самым ручьем, который уже несколько раз выручал нас. Как видно у ручья два источника, один находится дальше и нам не известен его исток, а другой поток вытекает из трубы, вмурованной в склон оврага. Мы наполняем наши фляги, холодной прозрачной влагой. Потом возвращаемся к нашему гостеприимному Владимиру.
Чайник скоро должен «поспеть», а пока мы с разрешения, осматриваем внутренние помещения дома. Хозяин сразу предупреждает, чтобы не обращали внимания, на запущенность и захламленность помещения.
Я вытаскиваю из кармана брюк блокнот и готовлюсь записывать, все интересное, что услышу. Но сперва, записываю, полные данные хозяина пасеки, он называет себя – «Кожевников Владимир Павлович 1960г.р.)»
-«Пользуюсь, сейчас домом только тогда когда на пасеку приезжаю, - поясняет он – а так живу постоянно в Ашлани».
-«Этот дом вашим предкам принадлежал?» - задает вопрос Коля.
-«Нет, я его купил в начале 80-х годов, когда сюда переехал из Михайловского»
-«Я в Михайловском был в прошлом году, осенью. Так же во время похода. Один дом только там остался – деревянный» - говорю я.
-«Так как я последний от туда уезжал, то это мой наверно дом и стоит» - ответил мне Владимир Павлович.
Параллельно с разговором осматриваем внутреннюю отделку помещений. Дом разделен на две половины. Одна меньше другой по размерам. И сразу чувствуется толщина стен дома. Отношение внешних габаритов к внутреннему объему помещений. Если с наружи дом кажется большим, или крупным, то попадая внутрь, понимаешь какова толщина стен. А они около 90 см. толщины. Боковая стена дома сложена в «три кирпича». Оба помещения завалены принадлежностями, относящимися к пчеловодству: старыми ульями и их крышками, рамками, «надставками» и прочим. Стены запылены и сменили, белый в прошлом цвет, на грязно-серый. Интересен, тот факт, что во внутренней отделке помещения, тоже использовалась лепнина. Имеются такие элементы декора, как: потолочный плинтус, и не простой, а в несколько рядов (на подобие того какой мы видели в доме напротив). Место где должна крепится «люстра» или же другой источник освещения, выделено несколькими выступающими кругами. На наши вопросы о строителях таких домов, Владимир отвечает, что такие дома, строились из расчета на большую семью. Кирпичи, были самовыделанные и самими же обожженные. Размеры дома, и его внешние и внутренние декорирование, также зависели только от финансовых возможностей строителей. Если финансы позволяли, то и остальные постройки могли быть выполнены из кирпича (подтверждение этих слов я видел и фотографировал в Токарях). Проекты домов были стандартные. Дом мог состоять из: одного помещения; два смежных помещения + отдельно деревянные сени; в два жилых помещения, между ними гостиная + деревянные сени и т.д. Наверняка в деревнях были и другие варианты строительства, но пока я таковых не встретил. В некоторых домах, позволяли себе каменный пол. Делался он следующим образом. На половицы укладывался слой кирпича, он штукатурился и покрывался краской.
В осматриваемом доме, в помещении, что больше размерами стояла печь. В настоящее время её нет.
В это время напарник Владимира сообщил, что чай вскипел. Мы покинули дом и, спустившись по «сходням», уселись на пеньках пить чай. Гостеприимный хозяин, быстро приспособил, под стол крышку от улья, застелив её газетой. Его напарник пристроился чуть поодаль.
Сидим, пьем горячий чай, беседуем – хорошо!
-«Я, вас отвез бы до Р. Сабуяла, но сейчас роевание у пчел и мое присутствие нужно на пасеке» - говорит Володя, прихлебывая чай.
Мы просим его не беспокоиться.
Ну вот, чай выпит, и нужно прощаться. Я и Коля, благодарим за гостеприимство хозяина пасеки, желаем обоюдно, всего хорошего. Напоследок я объясняю, где на страницах инета, найти мой будущий отчет об этом походе.
По пути в лагерь нас все же успевает догнать мелкий дождь. Пробираемся через овраг, по дну которого течет ручей, поднимаемся на нашу вершину. Дождик закончился. Вскидываем рюкзаки на спины. Ну, до свиданья Сабуял! Всего доброго Владимир Павлович! Даст Бог, свидимся! Здесь прекрасные места, и мы бы с удовольствием побывали бы тут еще!
Времени - вторая половина дня. Перед нами опять, разматывает свои километры грунтовка, по просторам полей Уржумской земли. Дорога тянется, по вершине левого берега Сабинки. Мы с Колей, уже ни куда не торопимся, идем не спеша. Впереди нас ждет Русский Сабуял. Владимир, дал нам конкретную примету – рядом карьер по открытой добыче известняка. По пути я ловлю сеть и связываюсь с Лопьялом - нас ждут уже сегодня.

Русские Сабуялы. Вид с карьера. Русские Сабуялы. Вид с карьера.
Русские Сабуялы. Карьер. Русские Сабуялы. Карьер.
Через несколько километров впереди замаячили невысокие холмы. Предположительно подходим к карьеру. Приближаясь к холмам, сходим с укатанной грунтовки и движемся к ним.
Действительно карьер. Дно карьера, правда, уже заросло деревьями, в центре блестит на солнце вода. Он заброшен. Ладно, в него нам спускаться не обязательно. Обходим карьер стороной, приближаясь к небольшому лесочку, на его левой стороне. Вдоль леса выросшего возможно на месте Русских Сабуял, идет след от старой заросшей дороги. Пройдя некоторое расстояние, по этому следу, мы сворачиваем с неё и углубляемся в лес. Приходится не идти сквозь него, а продираться - сплошная стена из акаций, черемухи, ивы и мелкой древесной поросли. Нигде на месте других деревень, такого количества акаций сосредоточенных на малой площади мы не видели. Между всем этим проросли малина и крапива. Над всей этой «зеленкой» возвышаются березы и тополя.
Уф! Вырвались, на какую-то просеку….
Справа, в конце просеки, видны карьерные холмы. Прямо перед нами, глубокий овраг, с поднимающимися по его склонам елями и опять же акацией по краю склона. Возможно этот овраг – продолжение карьера? Уходит он в сторону реки.
По виду и не скажешь, что тут, когда то была деревня. «А была ли тут она?» - хочется задать вопрос. Пробираясь к этой просеке, мы не нашли ни одного фундамента, ни одного обработанного камня.
Ну, значит пришло время для очередного «привала» и более пристального осмотра местности. Скидываем рюкзаки. Коля уходит в дальний конец просеки в сторону реки, а я возвращаюсь в те заросли, из которых не так давно вышли.
Мои поиски пока не увенчались успехом, а вот со стороны друга слышу оклик. Выбираюсь из тенет и иду к нему. Просека или «центральная улица» делает «поворот» в лево, по склону оврага. Я натыкаюсь на Николая, стоящего около разросшейся ивы. Он нашел первый фундамент – на нем и выросло дерево. Осмотром устанавливаем, что фундамент был сложен из кирпича. Много керамики. Соседствующих построек не находим. Поддев ногой, ворох листьев, Николай нагибается и поднимает круглую, слегка мятую, покрытую зеленью, бляху толщиной 1 мм. Диаметр, бляхи (вставить). На ней имеются шесть сквозных отверстий. Четыре отверстия, расположенных по два, напротив друг друга, в разных сторонах бляхи, прямоугольной формы. Два отверстия в виде маленьких звездочек занимают две другие свободные стороны. Мы решаем, что это элемент украшения. Возможно конской сбруи.
В ходе дальнейшего осмотра окрестностей, выясняем, что в этом месте стояло, по крайней мере, более четырех строений. Они расположены как рядом с найденным Николаем фундаментом, так и напротив – «через улицу». Один из фундаментов, сложен из известковых камней. Возможно тут есть и еще следы других построек, но мы их не нашли т.к. все покрывает очень густая кустарниковая растительность.
Я фотографирую найденную бляху, фундамент, «улицу». Смотрим на часы – время приближается к 15 ч. Пора в дорогу.
Мы покидаем место расположения деревни Русский Сабуял. Согласно имеющимся сведениям, напротив него на противоположном берегу Сабинки также была деревня - Малый. Сабуял. И не смотря на желание посетить и её тоже, нам нужно уходить. Уже выйдя из леса покрывшего место расположения деревни, я, подойдя к краю склона речного оврага, фотографирую возможное расположение деревни М. Сабуял и делаю несколько пейзажных снимков. Впереди нас ждет Ашлань, где мы максимум заскочим в магазин, и Лопьял – как промежуточный пункт, где мы проведем двое суток, т.к. в понедельник предстоит поездка в г. Уржум.
Вперед дружище! Нам предстоит еще один рывок, и мы сможем расслабиться.

Последние километры пролетают, вроде даже и не заметно. Вот впереди уже замаячил многогранник трубы бывшего помещичьего винокуренного завода. А по мере приближения появились и крыши Ашлани. Мы приближаемся к селу.
Побывав в селе два раза, я уже знаю примерно, как дойти до церкви, у которой расположены два магазина. В наших флягах плещется вода. Но организм затребовал холодного пенистого напитка под названием ПИВО! Говорю об этом другу, и Николай полностью соглашается со мной. Так, что держим курс на магазин.
Начались дома и огороды Ашланских жителей. Идем по тропинке, которая ведет вглубь села. Пробираемся по задам какого разрушенного дома и выходим на улочку. Сделав два поворота, выходим из улочек, на дорогу, проходящую через село, радом с развалинами винзавода и другими постройками помещиков Депрейсов. Перед нами, через дорогу, стоит потемневшее от времени, деревянное здание в два этажа, с новыми, резными наличниками на окнах. Как мне известно, это здание бывшего детсада, в настоящее время выкупленное частным владельцем.
Мы идем вверх по улице, к магазину. С лева от нас, стоят кирпичные столбы усадьбы Депрейсов. Один из столбов упал, и его разбирают на кирпичи. Мужчина топором, отделает кирпичи от кладки и стесывает цемент.
Вот и церковь, рядом с ней магазин. В предвкушение ожидаемого входим в его прохладу.
- «Здравствуйте! Нам, пожалуйста, четыре бутылки пива из холодильника»- Николай произносит название. Я иду к холодильнику и, открыв его, достаю слегка запотевшие емкости с пивом.
Распихиваем бутылки по карманам «энцифалиток» и выходим из магазина, поблагодарив продавщицу.
Открыв бутылки на крыльце магазина, идем уже обратно, мимо разбираемого забора, мимо улочки, с которой вышли и бывшего детсада. Теперь все по прямой, не спеша.
Потягиваем мелкими глотками холодный напиток, первые глотки которого кажется даже не дошли до желудка, а просто всосались в стенки пищевода.
У моста через Ашланку нас должны встретить. Проезжающая «Нива» притормаживает и от туда нас внимательно рассматривает водитель.
Вот и мост. Нас встречают, и я рад не только этому факту, но и тому, кто нас встречает! Сворачиваем с асфальта на укатанную грунтовку, и до Лопьяла, добираемся без каких либо приключений. Весь остаток пути, проходит в рассказах Николаю, про особенности местного ландшафта и его названий.
Время 17ч. Мы достигли того места где нам предстоит отдых, а также расслабляющая тело и очищающая душу помывка в бане, и домашняя еда. Но пока баня еще не готова. Мы, скинув рюкзаки, не смотря на усталость, решились на прогулку по селу – Николай хочет познакомиться поближе с родиной Васнецова.
Подробности нашего пребывания в селе, и нашего быта, я думаю, не будут интересны читателям, и приводить их тут, нет надобности, а если и придется их упомянуть, то кратко и для связки событий описанных в очерке.
Одним словом мы расслаблялись!
Всем счастливо! До завтра!


Комментарии
АрхиМакс17.05.13, 11:07
Маршрут 
Здравствуйте, здравствуйте! Идея Ваша, о намерении пройти по намеченному маршруту, вызывает только положительные эмоции! Как только соберетесь, и если будет нужда в помощи картами и т.д., пишите в личку или на эл.ящик. Обязательно постараюсь помоч.
Guest29.04.13, 00:05
Маршрут по Кировской области: Уржумский р-н, Буйск, дер. Мазары 
Моя мама и бабушка с дедушкой и все мои предки со стороны мамы родились и жили в деревне Мазары, эта деревня тоже умершая...Я приезжала к бабушке в деревню в детстве и теперь понимаю, что это было самое счастливое время и НАСТОЯЩАЯ гармоничная жизнь! Я очень рада, что участники похода прошли по деревням (так грустно называть их умершими)...Я очень хочу вернуться в детство и на малую Родину моих предков и сделаю это вдохновленная Вашим примером! Спасибо Вам!!!!
Guest12.12.12, 17:31
Предлагаю маршрут, в который бы входили деревни Нимировщинга, Сорвищи, Вашкирень, Лудяна. 
Огромное спасибо участникам похода по умирающим и умершим деревням. В тех местах, где Вы проходили в далёкой юности работала учительницей моя мама Воробьёва Н.С. (Кузовошка, Овсянниково, Пустополье). Я сам собираюсь пройти-проехать по тем местам, поговорить с людьми, сфотографировать, что осталось. Следующий маршрут: Лудяна, Белоусово, Нимировщина, Вашкирень - это места. где родилась мама, бабушка и её родственники. К сожалению это тоже умершие и умирающие деревни. Сам я в этих местах ни разу не был.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте