Сходили в п. Кат-Шу до дна, погуляли по окрестностям (по направлению к в. Кокуя и до Заячего Ключа). Одна двойка работала в меандре им. Дерюги над третьим колодцем п. Кат-шу. Технология там сработала плохо (стены немонолитные). Эффективней оказалось работать лопатой, скобой, перфом как "отбойником" (потому что кувалды не было). Прошли 0.5 метра, впереди на метр виден закрывающийся глиной ход, а дальше - изгиб хода (?). Тяга ощутима (когда собой затыкаешь почти весь ход).
Новосибирск - лагерь-на-Шутке - пещера Кат-Шу - Заячий Ключ - и обратно

Моя первая пещера. Рассказ Ани Соколовой

Я с детства мечтала посетить пещеру, слушая, затаив дыхания, рассказы мамы об этих удивительных местах. Именно это сподвигло меня на это невероятное приключение! Поэтому я,  долго не раздумывая, согласись на поездку в пещеру.

Ранним утром 23 февраля,  я воодушевленная предстоящей поездкой, с большим рюкзаком на спине и лыжами наперевес бодро топала к месту отправления. Где все мы наконец-то расселись по машинам и начали свой путь. Нам сопутствовала удача! Погода была изумительной! Мы ехали, беседовали на разные темы и любовались природой Алтая из окна машины. Так как в составе нашей группы было 8 человек, пришлось езжать на место прибытия 2-мя машинами.

Приехав к месту стоянки около 10 часов вечера, я наконец-то размяла затекшие ноги и, натянув рюкзак на спину пошла к лагерю, который находился на горе. К нашему счастью тропа на горе была, поэтому лыжи пришлось оставить в машине, но до места добраться мне оказалось не так-то просто.  Поднимаясь в гору,  я мысленно жалела о пропущенных беговых тренировках. Пока мы обустраивали лагерей,  нам сообщили новость, что скоро здесь появятся соседи, томские ребята спелеологи. Потом мы начали готовить гречку с тушёнкой и горохом, в тот вечер я думала, что вкуснее этой еды на всём белом свете нет, поужиная, мы вскоре начали укладываться спать. Такую ночевку я никогда не забуду. Мне казалось, что селедкам в консервной банке просторнее, чем нам. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. (А ко всему прочему ещё и тепло!)

Место стоянки

Утром 2-го дня, я, натянув снарягу, и до конца не осознав, куда вообще иду, потопала  до долгожданной пещеры Кат-Шу. На первом колодце Артем Павлович, опасаясь за меня и Алину, привязал дополнительную страховку. В скором времени, оказавшись ногами на твердой земле, я с интересом разглядывала первый в моей жизни грот, под названием Заминка, меня посетило чувство азарта и безумно хотелось узнать, что же будет дальше, в тоже время в мозгу промелькнула мысль «Я в пещере!!!»  Оказавшись внутри  мне, очень хотелось увидеть эти загадочные натеки, о которых рассказывали бывалые спелеологи. Поэтому увидев любые шероховатости на стене пещеры, я с надеждой спрашивала: «А это натёк. С каждым пройденным грототом я чувствовала себя более увереннее в своих силах. Заглядываясь на причудливые рельефы пещеры, я забывала обо всем, и моё снаряжение, точнее часть его, цеплялось за неровности пещеры, я шла и как-будто бы не замечала этого. Но Алена приводила меня в сознание фразой: «Подбери свои усы»

Грот Бахчисарайский фонтан поразил меня своим живописным видом и обилием воды, вся одежда намокла, и было не очень приятно.  Колодец с соплей оправдал своё название, и был преодолен не без помощи одного из участников, а именно Ильи. Проходя всё дальше вглубь пещеры, я нередко задавалась вопросом «Как же лезть обратно?!»

Когда я наконец-то добралась до грота Виктория, меня уже ждал готовый, согретый кипяток. Затем мы принялись копаться в трансе с едой. Не обнаружив там половины нашего перекуса. Мы принялись за трапезу по-царски, уплетая за обе щеки грудинку с сыром, но без хлеба, запивая паёк вкуснейшей кипяченой водой, добытой из пещерной реки. Изредка я коса поглядывала на томичей, которые поглощали хлебные бутерброды с чаем. Насытив свои желудки, мы пошли прямо по Новодиггерскому проспекту, попутно разглядывая черные висящие комочки летучих мышей, и белые натеки.  Пройдя по шкуродеру к гроту Фотофиниш и подойдя к самому сифону,  я радостная, что достигла дна, с  чувством покоренной пещеры сделала несколько фотографий.

Фото у сифона

Поднимаясь по шкуродёру на обратном пути, я шла первой и чувствовала себя Иваном Сусаниным, и старательно ползла вверх, мне давалось это не просто, так как отсутствовала опора под ногами. Я ползла вверх со скоростью уснувшей улитки, бурча ругательства под нос. Идущие сзади меня люди сильно заждавшись, начали нервничать. Было невероятно узко и было невозможно повернуть головы. Дойдя до предела, я попала в тупик, а за мной и остальные участники. В итоге оказалось, что рядом был хороший проход, по которому можно было свободно подняться. Всё- же оказалось, что идти обратно легче, чем вглубь,  думаю, помогало чувство, что ты скоро окажешься на поверхности.

Я хотела себе фотографию на веревках, но откладывала это дело, так как азарт достичь дна был очень велик. Я подумала на обратном пути мне, всё-таки удастся сделать это фото. Как же я ошибалась! Какие там фотографии? Когда ты голодный и уставший, ощущаешь себя под толщей земли, за 185 метров от поверхности, маленькой букашкой. Я уже не думала, как сделать красивую фотографию. В моей голове лишь мелькало « Надо подняться наружу»

Обратный путь занял не так уж много времени, только лишь последний колодец дался мне с трудом. Как говорила Алена « Главное не спешить» Эх, зря, зря я к этому не прислушалась! Поднимаясь по веревке, когда остались считанные метры до поверхности, меня смутили томичи, которые ждали, когда я уже поднимусь, к тому же, на радостях, с предстоящей встречей с поверхностью, я загнала жумар по самый узел. «Ёлки-палки» сказала я, с четными попытками выстигнуться  я провисела там n-ое кол-во времени, пока один из томских спелеологов не помог мне. В общем итоге обнаружилось, что провели мы в пещере 11 часов! Казалось, что пробыли мы там часа 4 от силы, как же быстро летит время в кромешной темноте! Оказавшись на поверхности, я ощутила свежий, морозный запах зимы, счастливая, мокрая и грязная побрела по тропинке к лагерю. Где нас уже ждал горячий чай и вкусная еда…

Утро третьего дня прошел в веселой обстановке, только что проснувшись, нам предложили лезть в другую пещеру под названием Желтый бантик. Я отказалась, так как чувствовалась усталость. Притом стоило мне только представить, как я буду надевать насквозь замерзший костюм и снарягу, мне становилось дурно, ведь придя из пещеры, я скинула с себя мокрую одежду и оставила на улице (не надо было этого делать) а при -20 она сразу превратилась в ледышку. Наша группа разделилась на два лагеря. Первый лагерь (Артем Павлович и Илья) пошли работать в меандре, а другая группа в составе остальных членов группы пошли на разведку до пещеры Заячий ключ. Идти было довольно легко, спасибо людям на снегоходах проезжавшие здесь ранее. Дойдя до охотничьей избушки, мы увидели ручей, рассмотрев в нём необычные волны, как будто кто-то кидает камешек в воду, мы пришли к выводу что под ручьём находится пещера, куда и затягивает воду.

Уже ехав в машине, домой и, глядя на безликие окна  многоэтажек  и грязно-серый снег на обочине дороги,  я думала «Как же было здорово на природе, там, где величественные горы, вечнозеленый лес и свежий воздух».

Эта была  моя первая поездка в пещеру, и я знаю, что она  будет далеко не последняя.