Пересекли хребты Нуратау, Каратау, Актау, проехали пару сотен километров по горячей Каракумской пустыне и по сказочным Фанским горам. В Самарканде и Бухаре вдоволь насмотрелись архитектурных достопримечательностей. Джизак - Котедж - пер.Авга (1700) - пер. Лянгар (1500) - Мирбазар - переезд по трассе в Бухару - день в Бухаре - оз.Денгизкёль - Карши - Шахрисабз - пер. 1800 - Самарканд - Пенджикент - альплагерь Артуч (2200) - треккинг через перевал 3500 к оз.Куликалан - пер.Шахристан (3380) - Бекабад - Ташкент (1220 км) Текст создан на основе публикации в "жёлтой" прессе, так что возможны ляпы, сорри ))

Лед и пекло

Близ оз.Денгизкуль Близ оз.Денгизкуль
оз.Денгизкуль оз.Денгизкуль
Сплав по арыкам Сплав по арыкам
пер.Шахристан пер.Шахристан

У узбечки нет привычки

Две косички заплетать:

У москвички — две косички,

У узбечки — двадцать пять.

Своенравная азиатская природа постоянно испытывала выносливость то палящей жарой, то дождем и снегом. В Каракумской пустыне в начале мая стояла 35-градусная жара. Хорошо, что нам было известно заранее, как выглядит в арыках «живая» и «мертвая» вода, иначе проблем с желудком было бы не миновать. Есть два типа арыков, с мутной водой и с кристально чистой, в которых дно видно. Как раз в мутных арыках - чистая вода, которая из рек поступает, а в «бирюзовые арыки» стекает вода с полей. Она вымывает соли и удобрения. В ней уже никакие бактерии и грибки жить не могут, поэтому вода такая прозрачная.

Асфальт на пустынной дороге оказался совершенно разбитый. Пришлось ехать по песчаной грунтовке, распугивая по пути варанов, объезжая змей и черепах. В какой-то момент Лена, которая панически боится змей, увидела посреди дороги огромную змеищу. Девушка попыталась обойти ее с той стороны, где расстояние было побольше, но змее почему-то вздумалось ползти в ту же самую сторону. Путешественница пулей вернулась на асфальт и больше до конца дороги с него не съезжала.

Особенно изощренное испытание приготовил нам высокий перевал Шахристан через Туркестанский хребет. Полдня мы поднимались на велосипедах в гору. Ближе к вершине из удушающей жары мы попали в «полярную пустыню» – на обочинах показались снежные сугробы. Только успели взобраться на перевал, как начал накрапывать дождь, который через некоторое время превратился в град, а потом и в снег. Я, ожидая на перевале Елену, укрылся в оставленном строителями бульдозере, и воочию наблюдал смену сезонов погоды. Через полчаса появляется Лена, в шортах, вся промокла и дрожит. «Все, я не могу больше давить тормоза. Меня руки не слушаются». Я посадил ее в бульдозер, засунул в спальник, наковырял снега, вскипятил чай бензиновой горелкой. Сидим час, другой, в бульдозере греемся, а непогода всё не утихает! «Куда ж ты собралась-то в такой одежде? - говорю. - Вроде была в горах, знаешь, что это такое». – «Так это ж юг, здесь должно быть тепло».

Наконец, китайцы, строящие дорогу через перевал, открыли движение и нас взял на борт водитель пустого «Камаза» - пожилой таджик, который, кстати, в молодые годы бывал на Алтае, в Рубцовске. Дедок со стажем оказался, водитель-камикадзе! ) Мы неслись по горной дороге, как бешеные, быстро обогнали на этом «Камазе» все легковые машины, которые раньше на двадцать минут проехали перевал. Говорю ему: «Вам надо в ралли Париж-Дакар выступать». Улыбается… головой кивает: «Дык, они же все проиграют».