11.07

Наконец-то нормальный ходовой день. Проснулись в 5.30. На завтрак и сбор вещей ушло 2,5 часа. Вышли в 8.00. До сегодняшнего дня непосредственно по тундре мы не ходили. Сегодня пошли. Тундра, сказать честно, тяжела для пеших прогулок. Очень часто попадаются участки кустарника высотой по пояс (появляются они чаще всего там, где приходится пересекать ручьи или небольшие заболоченности), идти по ним особенно трудно. В такой ситуации здорово помогает трекинговая палка (мнение исключительно субъективное, потому, что не все шли с палками). Ближе к обеду нам пришлось совершит прогулки по воде. Подойдя к ручью Бабья Вож (название всех порадовало ?), мы определили, что он глубиной максимум по колено, а за ним очень густые кусты. И тут в голову пришло решение некоторое расстояние проследовать по ручью. Через пару сотен метров выбрали отличное место для обеда на галечном пляже. На обед ушло чуть более 2-х часов. Двинулись дальше в 14.30. Выйдя из русла ручья мы стали потихоньку набирать высоту, приближаясь к горам. Стоит отметить, что погода нас сегодня баловала, с самого утра поднялся сильный ветер (что, на мой взгляд, на такой равнине вполне естественное явление), поэтому гнус совершенно не мешал идти. Пройдя в общей сложности около 16 км., то поднимаясь, то спускаясь с сопок, мы встали на стоянку в тундре, не привязываясь к водоему (воду решили набрать из близлежащей лужи). Усилившийся северо-восточный ветер заставил сделать заслон для палаток из рюкзаков. Завтра планируем переход длиной в 14 км. До предгорья г. Пай-Ер. Из-за ветра стало заметно холодней, но солнце по-прежнему не садится за горизонт и не прячется за облаками.
12.07

Сегодня был тяжелый день. Подъем в 5.30. Позавтракали, собрали вещи и вышли в 9.10. Вчерашний ветер совершенно стих, поэтому гнус свирепствовал весь день. Проблемы начались с самого начала пути. График нашего движения таков: 40 минут идем, 15 минут отдыхаем. С учетом того, что воды у нас ограниченное количество, а температура воздуха около 300 С, к тому же постоянно приходится идти по зарослям ивы, к 2-м часам дня все совершенно выбились из сил, поэтому обед пришлось делать раньше запланированного времени на безымянном ручье, правом притоке ручья Кеч-пель, а не на самом ручье. В команде потихоньку возникла напряженная обстановка, у некоторых девушек начались проблемы со здоровьем, но после «круглого стола» решили идти дальше. Однако, до ужина отлеживались там же. После разведки, проведенной Саней и Коляном решили дойти до ручья Кеч-пель, у самого подножья Пай-Ера. Вышли в 21.00. Восстановив силы, все пошли быстрее и к 23.00, пройдя около 3,5 км. И, дойдя до предполагаемой точки, встали. Завтра запланирован переход через горы в ущелье слева от Пай-Ера, вероятно, поднимемся на вершину, чтобы отметить день взятия Бастилии (по-моему, он завтра, хотя я могу ошибаться). Из того, что было увидено и не увидено за прошедшие 3 дня: к сожалению, не удалось увидеть оленей. Мужик, ехавший с нами в поезде из Воркуты сказал, что их всех угнали к морю. Поражают воображение горы в голубой дымке и ручьи, с них стекающие с кристально чистой водой, бегущие по камням среди зарослей ивняка.
13.07

Сегодня начали подниматься в горы. Подъем в 8.00, хотя стихия разбудила нас в 4.30. Поднялся очень сильный ветер с дождем, так, что палатку пришлось держать с четырех углов. Ураган продолжался около получаса. Вообще, погода в горах и предгорье непредсказуема. Сегодняшнего урагана ничто не предвещало за несколько минут до его начала. Вышли в 11.00. Последние кусты ивняка почти сразу закончились и начался приятный «альпийский лужок», затем потихоньку стали появляться камни и в итоге камней стало совсем много. Приблизительно в 14.30 встали на обед недалеко от ручья Кечь-Пель (мы всю дорогу шли вдоль этого ручья). До обеда, кстати, набрели на первый в этом походе снежник. Увидеть снег в июле удается не часто (мне так вообще впервые), поэтому мы не стали упускать возможность поиграть в снежки. После обеда подъем стал еще круче. Участки травы стали попадаться все реже. Под ногами одни камни. На одном из небольших травяных участков нашли дикий лук, нарвали с собой пучок. Завтра съедим за завтраком. Ужин отменили по причине того, что в горах нет дров, т.е. ужин мы приготовили вместе с обедом и взяли его с собой, н6о решили съесть его завтра сутра, так, что ужинали конфетами и арахисом. Вместо чая – вода с лимоном. На ночевку встали не доходя 1 км. до перевала Западно-Пай-Ерский. Завтра будем штурмовать его. Есть 2 варианта: по седловине горы подняться на ее вершину, а затем спуститься на перевал, либо из ущелья, где мы встали идти прямо на перевал, бросить там рюкзаки, подняться налегке на вершину, потом спуститься с нее и продолжить путь. По камням идти намного легче, чем по заросшей кустарником тундре. Здорово помогают берцы, подошвы которых практически не гнутся и трекинговая палка, без которой в горах, откровенно говоря, делать нечего.
14.07

Сегодня был очень трудный день. Брали перевал (категория 1Б, высота 1000 м.). Довольно утомительное занятие. Проснулись в 10.00, вышли в 11.00. Приблизительно через 3 часа взобрались на перевал – границу между Европой и Азией. Климатические условия в разных частях Света очень сильно различаются, т.к., судя по всему, разделом климатических зон служит именно Уральский хребет. Почувствовать эти изменения удалось, спустившись 50 м. с перевала. Если до него была жаркая и сухая погода, то Азия встретила нас влажным и холодным воздухом. Температура +10 С. Со вчерашнего дня не можем найти дров, поэтому горячей пищи по-прежнему нет. Завтракали вчерашней кашей, по дороге несколько перекусов арахисом и шоколадом, обед – банка консервов на двоих с сухарями. Пару километров после перевала шли траверсом по склону горы, т.к. внизу ущелья большой огромный ледник, идти по которому небезопасно. Прыгать с камня на камень достаточно утомительно (хотя все равно никакого сравнения с тундрой), здесь опять помогает трекинговая палка. Через пару километров подошли к шикарному водопаду с почти отвесной стенкой, высотой около 200 м. Спускались очень долго из-за крутизны склона. Спустившись в ущелье прошли еще около километра и встали на стоянку прямо посреди камней (более подходящего места найти не удалось, а силы были уже на исходе). На одной из пенок, послужившей в этот вечер дровами, удалось сварить какао. Легли спать. Все сил отняли горы. Из всех дней в походе этот, пожалуй, был самым замечательным.
Комаров в азиатской части в несколько раз больше, чем в европейской. Картина такая: идешь по снежнику, стучишь зубами от холода и только успеваешь отмахиваться от комаров.
P.S. На вершине перевала нашли тур с запиской студенческой группы из Петрозаводска в составе 4-х человек. Записку сняли и оставили свою.
P.P.S. На камнях очень быстро стираются берцы, особенно страдает прошивка ботинка. Не знаю, хватит ли их до сплава, где можно будет одеть кроссовки.
15.07

Подъем поздно, в 10.30. После вчерашних физических нагрузок командир дал команде отдохнуть. Еще со вчерашнего дня было решено посвятить день нашему полосатому другу – матрасу. Дров по-прежнему нет, поэтому кашу готовили на пенке (еда после такого костра отдает горелой пластмассой и на вкус совершенно противна, но есть надо). Решили идти до того момента, как найдем дрова. Снялись в 13.00. Погода здорово изменилась. Если вчера было холодно и мокро, то сегодня погода была сухой и теплой. Увидели водопад, с которого вчера спускались, причем увидели его, что называется, в полный рост. Зрелище невозможно описать словами. Перейдя на другой берег озера, решили купаться. Вода с камней кажется небесно-голубой. Такой я раньше никогда не видел. Вода холодная, очень холодная. Температура на Саниных часах – 10 С, но я им не верю, потому, что когда заныриваешь, сводит мозги и все остальные части тела. По ощущениям – 3-4 С. По ходу нашего движения стал меняться рельеф. Если ночевали мы на голых камнях, то вскоре стали появляться островки с неизвестными цветочками сиреневого цвета. Клочки земли стали появляться все чаще и в долине показались кусты. Кусты – это дрова, дрова – это еда, еда – это калории и т.д. Вот такая пищевая цепочка получается. Решили идти до кустов и там вставать на совместный обед-ужин. Пришлось переходить реку вдоль которой мы, кстати, постоянно идем. Она называется Левая Пайера, вытекает из того самого ледника, вдоль которого мы шли и образует проточных озер, в одном из которых мы купались. Форсируя реку, зачерпнул себе в ботинки. До завтра должны высохнуть. Встали на близлежащей поляне. Пейзаж потрясающий: долина стала шире раза в два, справа в Левую Пайеру впадает еще один крупный ручей, слева – несколько более мелких. Островки земли и горы… В 19.00 окончили сегодняшний ходовой день. Завтра по плану 14 км. до Пятиречья, где мы пересаживаемся на катамаран, а то надоело его на себе тащить. Комаров по-прежнему много и, я полагаю, будет еще больше в тайге.
16.07

Сегодня начался последний день пешеходки. Подъем в 10.00. Позавтракали, вышли в 11.00. Долина, в которой мы идем (изначально была ущельем) становилась все шире и шире, появился кустарник, под ногами вместо камней – мелкая щебенка. Это прибавило скорости. По плану сегодня предполагалось 14 км. до Пятиречья. Задерживаться еще на пешеходке, с учетом того, что мы уже потеряли 2 дня, не хотелось, поэтому шли все достаточно быстро, скорости прибавила вездеходная колея, которая обнаружилась через пару километров после нашей стоянки. Вскоре попалось озеро-блюдечко, в котором по причине жуткой жары посчитали нужным искупаться почти все. На горизонте показался лиственничный лес и несколько вагончиков. При ближайшем рассмотрении вагончики оказались нежилыми. Кто и когда в них обитает – не ясно. После 4-й ходки решили встать на обед. Теперь нас окружает почти полноценный лиственничный лес, поэтому проблем с дровами нет. Встали примерно через километр после вагончиков (мы по-прежнему движемся вдоль Левой Пайеры, она постоянно вбирает в себя ручьи с гор, поэтому становится все шире и шире). Во время обеда увидели на другом берегу человека с рюкзаком. Он подошел к нам. Человек оказался туристом из Москвы. Возраст, судя по всему, уже пенсионный, поэтому еще более странно, что он шел один. Двигался от той же станции, что и мы в сторону станции Полярный Круг, шел на один день меньше нас. После обеда снова пошли в сторону Пятиречья. Оставалось пройти около 6 км. Лиственничное редколесье превратилось в лес, следы цивилизации стали попадаться все чаще. Дорога стала достаточно широкой и постоянно пересекалась другими колеями. Предполагаю, здесь ездили вездеходы, забрасывающие туристов или геологов. Через несколько километров дорога стала отходить от Пайеры на р. Бурхойла, решили следовать по ней. Вскоре пришли на берег Бурхойлы. Проведя разведку местности, убедились, что пошли правильно, потому, что на месте слияния рек совершенное таежное мясо. Завтра собираем кат и начинаем водные процедуры еще на две недели. Впечатления от пешеходки: тундра – тяжело и однообразно, но необходимо, чтобы привести мышцы в тонус и попасть в горы. Горы – тяжело, но потрясающе. Красота, которую невозможно описать словами. Послегорье (ну или предгорье, как угодно) – легче, и виды не менее потрясающие, чем в горах. Камни, снег и лед переходят в чудесную долину, а затем в лиственничный лес. Рыбачить пытался 2 раза – оба неудачные, надеюсь оторваться на водном маршруте. От оленей нашли только 3 красивых ветвистых рога, которые тащим с собой. Коренного населения не встретили.
17.07

На сегодняшний день была запланирована полудневка по поводу сборки катамарана, потому, что сегодня должна была начаться наша водная часть. Кат собирали долго, попутно купались, пили чай, просто бакланили, в общем, пели хвалебные песни матрасу. Сегодня опять встретили людей. Двое: судя по всему, муж с женой. Идут на один день раньше нашего тем же маршрутом, что и мы. Куда планируют прийти – я так и не понял. Мужик рассказал как, где и на что ловится хариус. Лучше бы не рассказывал, а то у меня слюни текут. Потом они ушли, а мы продолжили собирать кат. В итоге собрали. Получившийся бомбовоз заслуживает самых лестных слов. 2 камеры от «Беларуся», заранее разрезанные и заклеенные по радиусу, раскачиваются до 5 метров в длину и 0,5-0,7 метров в диаметре и соединяются деревянным каркасом, срубленным, собственно, на месте сборки. Грузоподъемность его не меньше 1,5 тонн. Короче, не катамаран, а авианосец «Авраам Линкольн». Плавсредство получило рабочее название «Каток», т.к. подразумевается, что все пороги он просто раскатает, и торжественно было спущено на воду. Проблемы начались вскоре после этого и состояли они в камнях, которыми устлано дно Бурхойлы, по которой мы плывем до Пятиречья. Осуществив несколько волоков с рюкзаками и без них, мы, откровенно говоря, устали. Проплыть, а точнее проползти, за 1,5 часа удалось не более 4 км. Лес сменился на полноценную, трудно проходимую тайгу. На воде очень много мошки, сидеть, не двигаясь, практически невозможно. В лесу – комаров. Поскольку у того места, где мы встали обнаружилась чудесная яма, решил покидать блесну, которая, к сожалению, на местного хариуса не произвела никакого впечатления. После ужина сходили с Саней на разведку местности. Дошли почти до впадения Пайеры. На этом участке предполагается один крупный волок. На тайгу спустился густой туман, горы опять в голубой дымке, как и в начале нашего пути
18.07

Хороший ходовой день. Всего за день прошли около 30 км. Проснулись в 7.00 и вчетвером с парнями перегнали пустой кат через трудный порог. Все это заняло не больше 5 минут. Потом вернулись в лагерь, позавтракали и понесли вещи к кату.. Река очень быстрая, поэтому до впадения Пайеры дошли, буквально, за 30 минут. Там нам встретилось несколько трудных порогов, где приходилось слазить и тащить кат. После этого особо тяжелых мест нам не попадалось, однако, река достаточно быстрая, иногда встречаются отвесные каменные стены, и это – потрясающее зрелище. Чтобы двигаться быстро, достаточно попасть на струю, и тогда кат просто мчится. На берегу возле впадения Пайеры видели трех или четырех человек. Судя по всему, рыбаки. Где-то в этом районе, если я не ошибаюсь, есть база отдыха. Реки Пятиречья после слияния образуют реку Тань-Ю, по которой мы и поплыли дальше. По характеру течения река достаточно быстрая, дно каменистое и просматривается очень хорошо, настолько чистая вода. Часто по берегам попадаются галечные и каменистые пляжи, но в основном идут типичные таежные леса. Горы практически пропадают из виду. На одном из пляжей мы встали на обед, который занял 3 часа, затем снова поплыли. На одном из мелководий увидели лося, стоящего посередине реки, он достаточно близко подпусти нас, а затем убежал. Почти сразу за этим увидели огромную птицу высотой в половину человеческого роста. Названия ее, к сожалению, не знаю. Тем временем река приобрела совершенно обычный для нас таежный вид, поскольку скорость течения и уклон стали намного меньше. Пришлось начать как следует работать веслами. Около 18.00 увидели на правом берегу одиноко стоящий дом, решили проверить, что это за строение (оно, в итоге, оказалось пустым), но мое внимание привлекла большая стая окуней, стоящих возле берега. Причалили, и когда все ушли смотреть дом, я достал спиннинг. Итог: 8 мерных (граммов по 300-400) окуней за 10 минут. Такой рыбалки я еще не видел. Каждая проводка заканчивается поклевкой. Больше ловить не стал, потому, что это ни к чему. Еще через час встали на стоянку, поставили на песке платки, начали готовить ужин, но внезапно налетел сильный ветер и принес с собой дождевые облака. Пришлось срочно переносить палатки в лес, но ужин и окуней на углях сготовить все же успели. Что удивительно, у рыбы нет типичного болотного привкуса.
19.07

Сегодня погода совершенно испортилась. Вчерашний дождь перешел в довольно сильное похолодание. Температура упала до 13 С. Однако, на количестве комаров это никак не отразилось, вернее отразилось. Их стало еще больше за счет сырости. Быстро собрались, позавтракали. Отплыли около 12.00. На реке сильный ветер, поэтому комаров нет. Течение по-прежнему и приходится постоянно грести веслами. От такой ритмичной и однообразной работы тянет в сон. Ветер до обеда попутный, поэтому на некоторое время решили поставить парус из тента от палатки. Лодка с таким парусом идет не на много быстрее, но есть некоторое время, чтобы передохнуть. Через 3 часа встали на обед. Оба берега заросли травой, поэтому выбор места стоянки небольшой. Удивляет огромное количество уток, которые встречаются по пути буквально каждые 50 метров стаями по несколько штук. Мне вообще кажется, что на этой реке утки – самая распространенная птица. Если подняться на берег, начинается болото. Во время обеда на одном из этих болот наткнулись на морошку. Она еще не спелая, но отказать себе в удовольствии попробовать эту ягоду я не смог. В принципе – не так уж и плохо. После обеда (до него проплыли 12 км.) еще 3 часа пути. Во время плавания удалось увидеть еще двух таких же больших птиц, как и вчера. Мне кажется – это орлы. На последнем часе пути нас накрыло дождем. Совершенно мокрые мы пристали к одному из таких же болотистых берегов, на котором обедали. Сильный ветер помог еще и замерзнуть, но костер, в свою очередь, помог согреться и высохнуть. Завтра до обеда планируем доплыть до озера Варчаты, где нам предстоит найти некоего Андрея (Саня прочитал о нем в одном из отчетов в Интернете). Прошла информация о том, что у него есть баня и большая коллекция блесен, которую было бы любопытно посмотреть. Вообще, было бы очень интересно пообщаться с ним. За день прошли около 25 км.
20.07

Утро началось так же сыро и холодно, как закончился вчерашний вечер. Ночью ветер и дождь хлестали в мою сторону палатки, поэтому проснулся в луже воды. Немного удалось просушиться на костре, но настроения это не прибавило. Отплыли в 11.30. До обеда от монотонной гребли засыпала вся лодка. Еще никто не догадывался, что после обеда все будет гораздо веселее. На обед встали в 15.00. Комаров до ужаса много, но все потихоньку начинают к ним привыкать. До озера Варчаты оставалось около 5-6 км. После обеда, поскольку ветер был попутным, решили поставить на лодку мачту и парус (все было спроектировано и изготовлено Коляном). Не все верили, что парусный дебют удастся, однако, как только мы вышли на воду, сразу стало понятно, что парус здорово прибавляет нам ходу. 5 км до Варчаты мы прошли за 30 минут. Когда мы вышли в акваторию озера, ветер стал дуть еще сильнее. Это не удивительно на таком большом открытом пространстве (размеры озера – 5х12 км). Час с небольшим мы плыли до того момента, когда увидели остров, обозначенный на карте. На нем стояла часовенка. Любопытство взяло верх, мы причалили к острову и обнаружили там еще и людей. Это были строители из Кирова, которые, собственно, и строили эту часовню и базу отдыха на берегу (она видна с острова). Ребята оказались вполне адекватными. Разместили нас в этой самой недостроенной часовне, что было очень кстати, поскольку ветер перешел в шторм, еще они накормили нас кашей и рассказали, где живет Андрей, которого мы так жаждали найти. Что же, мир не без добрых людей. Завтра нам предстоит выйти из озера в быструю и порожистую реку Варчатывис, и, если будет время, познакомиться с Андреем. Сейчас за окнами дует ветер, и ветки деревьев бьют по стеклу. К счастью, в нашем сегодняшнем приюте достаточно тепло и сухо.