Монастырь Рибняк

Бар
 Бар. Рождество 2015

До этой поездки монастырь Рибняк мне приходилось видеть только сверху. Он прекрасно виден от крепости Црны Крш, со старой дороги к перевалу Суторман.
Нормальной, «нижней», асфальтированной дороги из Бара к монастырю я не знал, а навигатор видимо «по старой памяти» повел нас по дороге на Туджемили. Вполне возможно, что электронный мозг решил просто познакомить нас со всеми прелестями экстремально холодной зимы в Черногории.
Поднявшись повыше, мы в этом убедились. В тех местах, где источники находятся рядом с дорогой, образовались весьма не маленькие ледяные катки. В Туджемили такой источник находится прямо на повороте дороги. Там кто-то умный его смог перекрыть, иначе место бы стало очень опасным.
От Туджемили навигатор наконец предложил нам свернуть на грунтовку, спускающуюся в долину. Здесь, ко всем прелестям замерзших луж, прибавились еще проблемы проходимости. То, что для внедорожника не составило бы большого труда, для Гольфика было задачкой не из легких.
Но вот, форсировав очередную громадную лужу с остекленевшими ото льда краями, мы оказались у камня с надписью «Monastery Ribnjak».
Проехав еще немного, отыскали и сам монастырь.
Монастырь Рибняк

Монастырь Рибняк. Сверху, на коричневой скале видна крепостишка Црны Крш.

Через эти ворота следовало войти и нам.

Как это бывает в Черногории очень часто, об этом месте сведений я нашел совсем не много.
Недалеко от старого католического села Зубцы (Zupci) находится православный монастырь Рибняк (Ribnjak), который был построен во времена князя (короля) Николы, в конце 19 и начале 20-го века.
По одной из версий, монастырь возведен на месте бенедиктинского монастыря, который был основан во времена царицы Елены Анжуйской.
Согласно легенде, в XIII веке царица Елена Анжуйская-Неманич заложила здесь церковь в честь святых апостолов Петра и Павла.
Тогда же были посажены два дуба как символ здоровья детей королевы Елены и последующих правителей страны. Один дуб и сегодня растет близ монастыря, а второй был случайно сожжен во время реставрационных работ в монастыре.
Современный монастырский комплекс включает в себя церковь Святого Василия Острожского (Захумского), крестильню и приют для странников.
В середине XVII в. усилились турецкие гонения на христиан, многие сербские монастыри были разорены. Василий Острожский был вынужден перенести кафедру из Тврдоша в Оногошт (совр. Никшич, Черногория).
Несмотря на препятствия властей, Василий Острожский восстанавливал храмы и строил новые, нередко сам переносил камни для строительства, показывая пример служения Богу. Василий Острожский стремился к молитвенному уединению, некоторое время жил в монастыре Жупа, потом перешел в расположенный в горах монастырь Острог.
Василий Острожский провел последние 15 лет жизни в пещерной постнице монастыря. Был погребен ниже церкви Введения, под источником, стекающим со стен пещеры.
Мощи Святителя Василия в настоящее время хранятся в Острожском монастыре.

Верхняя монастырская церковь Животворящего Креста расположена на утесе Градац. Ее строительство было приурочено освобождению Черногории от турок в 1877-1878 годах.
По рассказам очевидцев, в 1878 во время освобождения Бара от турок, черногорские войска во главе с великим князем Николой расположились около Рибняка. Отсюда князь вел наблюдение за военными действиями.
Существует придание, согласно которому князю было видение: Святой Василий Острожский предсказал ему избавление Бара от турок.
Князь дал обет построить на этом месте церковь.
Во второй половине девятнадцатого века русский консул в Шкодере Иван Ястребов указывал, что монастырь Рибняк являлся православным и ранее.
Ястребов описывал древнюю монастырскую печать, найденную вблизи монастыря, среди камней, с изображением апостолов Петра и Павла. Эту печать русский консул отправил в сербское научное общество.
В сопроводительной записке он отмечал, что Барское архиепископство не скрывало свои притязания на монастырь и во время строительства небольшой церкви на вершине соседнего утеса князем Николой и княгиней Миленой, и, тем более, после землетрясения, когда потребовалась реконструкция храмов монастыря Рибняк.
В настоящее время управление монастырем Рибняк осуществляется из монастыря Острог.
По традиции монастырь Рибняк следует посещать 12 мая, в день памяти Святого Василия Острожского.
***
Оказалось, что к монастырю мы подъехали «не как все нормальные люди». Для нас специально пришлось открывать ворота. Все остальные добирались по нормальной асфальтированной дороге до монастырской калитки.
Однако со временем приезда мы угадали удивительно точно. Я как то уже описывал Рождественские традиции сербов-черногорцев.
Вот в этот раз всё это мы увидели воочию.

Настоятель прочитал молитву у кострища, сложенного на монастырском дворе из дубовых поленьев и накрытого молодым дубком-бадняком.
Затем каждый из присутствующих взял полешки, и все направились в помещение, где уже была растоплена печь, а полы устланы соломой.
При входе и хозяев и гостей осыпали зерном.
Сложив поленья у печи, все были рассажены по периметру помещения: мужчины отдельно от женщин. Настоятель монастыря занял место на диванчике во главе комнаты.
Сочельник – Бадни Дан – последний день поста. Поэтому присутствующих угощали сушеным инжиром, изюмом, черносливом, орехами, пирожками-ратарицами. На столах появились бутылки с домашней ракией и вином. Хочешь – пей, не хочешь – не пей.
Да же при моем незнании языка был понятен разговор соседей-черногорцев.
- Много ракии пить не буду …
- Пей! Пей больше! Батюшке больше расскажешь!
Вся милая компания душевно беседовала, пела песни и произносила тосты.
Однако, тяготясь незнанием обратной дороги, мы попросили разрешения уехать, еще раз всех поздравили с Рождеством, попрощались и тронулись в обратный путь.
Несмотря на темноту, нужную нам «правильную» дорогу мы нашли почти сразу и добрались до Бара без экстрима и приключений.