Мурманская область / Автотуризм
 

Северный Ветер. Мы у него в ладонях... Кольский п-в, 4X4

15 июня - 2 июля 2008 г.
"Нивы" в горах 
Каменное и снежное зло

Штурмуем подъем на Аллуайв Штурмуем подъем на Аллуайв
Градус немалый. Градус немалый.
Прорываемся ( в прямом смысле) через снежник. Прорываемся ( в прямом смысле) через снежник.
Ура, мы на вершине г. Аллуайв, выс. 1000 метров Ура, мы на вершине г. Аллуайв, выс. 1000 метров
Машинкам было непросто  добраться до вершины Машинкам было непросто добраться до вершины
Один поворот колеса до бездонной пропасти Один поворот колеса до бездонной пропасти
        У Славы одна из целей в этом походе была посмотреть на священное озеро Сейдозеро и нарисованное на скале нерукотворное изображение старика Куйвы – местного духа. Именно поэтому (а еще из-за опасения глубокого снега на перевалах) мы сменили маршрут, изначально предполагавший путь через Хибины и поехали в Ловозерские тундры.
        Ловозеры – горы пологие, местами с отвесными скалистыми разломами, дороги иногда ведут к местным разработкам, а иногда их и вовсе нет, просматриваются лишь вездеходные следы. Забираемся все выше и выше. По рации раздается: «С Вами говорит экипаж борта номер 2. Полет проходит нормально, мы летим со скоростью 5 км\ч на высоте 800 метров над уровнем моря, температура за бортом – 8 градусов. На этом экипаж прощается с вами, счастливого пути!». Снега за бортом все больше, и вот, наконец, наша тропа, уходящая круто вверх, упирается в снежник. Вылезаем из машин и тут же проваливаемся по пояс…
        Оставив упаднические мысли, все энергично взялись за лопаты, а кому не хватило – за разделочную доску :) Два часа упорного труда - и появилась колея, уходящая вверх под приличным углом.
        Первым пошел Слава. 4 попытки ушли на окончательное выравнивание траектории и утрамбовку снега, с пятой попытки – ура! Подъем взят! По проторенному пути остальным экипажам было гораздо проще. Еще полчаса подъема.. и «.. весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди…». Гора Аллуайв, высота 1000м, и наши машины на ее вершине. А ведь в этом году на колесной технике здесь мы первые!
        Но доехать до рухнувшей деревянной вышки, обозначающей вершину, было совсем не просто: дороги не было совсем, только огромное каменное поле, состоящее из острых валунов разнообразной формы и диаметра – сплошной многокилометровый каменный триал. Продвигались медленно и осторожно, но ни одна машина не избежала ударов в защиту и пороги.
        С вершины красота открывается неописуемая: где-то далеко внизу раскинулось Умбозеро, за ним – снежные вершины Хибин. С другой стороны – бесконечная лесотундра с мелкими озерками, с третьей – необъятная пропасть, и только одна вершина – перевал Геологов (1200 метров) загораживал нам обзор. К нему мы и направились.
        Подъехали к краю грандиозного разлома-пропасти, занесенного снегом. Выше, еще выше… Колеса буксуют и проваливаются…в каменистую жижу. Оказывается, и в горах бывает грязь. :) А еще выше единственно возможную дорогу перегораживает массивный снежник. Сходив на разведку за перевал, понимаем, что столько гектаров снега нам не выкопать – вершина и весь северный склон равномерно покрыт снегом. Нет, не пускает нас старик Куйва… Жаль, но возвращаемся обратно, опять каменный триал…
        По карте к Сейдозеру в долине между двух вершин идет тропинка. Спускаемся к ней – а там забор и завод. Через завод не пускают, но по слухам можно объехать вокруг вершины, но достоверно никому не известно. Вот мы и двинулись.
        Вездеходная дорога между камней, кажется, уходит вертикально вверх. Стоит заглохнуть или наклониться – машина укатится по склону, никакие тормоза не помогут. Но нивы ползут… Уперлись в один завал, ведущий на оставленный рудник, уткнулись во второй… Нет, дальше дороги мы не нашли. Даже вездеходной.
        Последним шансом добраться до желаемого места был зимник от села Ловозеро, и нам даже удалось встать на его начало, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что он проходит через глухие болота. Оно бы может нас и не остановило, но это вопрос времени, а его-то у нас как раз лишнего не было. С сожалением пришлось отказаться от идеи попасть в это заповедное место.
        На стоянку встали недалеко от села на Ловозере.
И еще минус «Нива» (но по другим причинам)

Водопад на Титовке Водопад на Титовке
Сказочная красота. Недалеко от п-ва Средний Сказочная красота. Недалеко от п-ва Средний
Волшебство отражения Волшебство отражения
Где небо ? где вода ? Где небо ? где вода ?
Долина смерти - долина славы Долина смерти - долина славы
Открывающийся вид на губу Кутовая Баренцева моря Открывающийся вид на губу Кутовая Баренцева моря
Стоянка на полуострове Средний Стоянка на полуострове Средний
Серебренный "аквариум" Серебренный "аквариум"
        К середине дня мы были уже в Мурманске. Нас встретил Владимир, передал пропуска. Вместе посетили «Алешу» - огромный памятник защитникам Заполярья. Затем наша группа двинулась на северо-запад – в сторону Титовки. Но всем составом доехать удалось лишь до Долины Славы - памятникам мужеству множества солдат, отдавших жизнь за Родину.
        Дальше и Слава, и его нива ехать отказались. Нива чихала и глохла, Слава не успел заранее получить пропуск в погранзону, а договорившись на месте или объехав погранпост мог бы подставить всех нас. Да и финансы из-за сбежавшего штурмана подходили к концу.
        Как ни тяжело было расставаться, но это оказалось единственным возможным решением, т.к. ни объехать, ни договориться бы не получилось. В обратную сторону его «нива» покатила весело и бодро, у нас же на душе было тяжело – настолько мы привыкли всегда быть вместе.
        Правда день спустя его плохо натянутая цепь ГРМ перескочила и загнула клапана недалеко от Кандалакши, и Моторычу пришлось весь день перебирать мотор… В остальном до Москвы он доехал нормально.
        Нас же пропустили через погранпост без проблем, мы встали пообедать рядом с внушительным водопадом на р.Титовке, и отправились на север – к полуострову Среднему.
        И тут начались такие красоты, что мы просто не могли дальше передвигаться: ежеминутно останавливались фотографировать и любоваться сказочными видами, и очень жалели, что с нами нет Славы. В кристально чистых, зеркально гладких озерах отражались светящиеся в косых лучах рассвето-заката покрытые мхами скалы, снежники, небо с розовыми облаками, и в розоватой дымке вдали сверкало Баренцево море. Это невозможно описать, это надо видеть!
        Встретили «Садко» геологов с буровой станции, которые изумились, узнав, что мы собираемся на нивах объехать вокруг обоих полуостровов, пригласили к ним на буровую и пожелали успехов.
        Свернув по направлению к западной оконечности п-ва Средний, разбили лагерь на красных скалах у Волоковой губы. Но не успели поставить палатку, как на землю спустился густой туман, да с такой скоростью, что мы и глазом моргнуть не успели – только что сверкало море, золотились скалы, а поднимаешь взор – ничего этого нет, еле-еле различаешь палатку и очертания автомобилей.
Солнечный удар за полярным кругом

Навигационная башня Навигационная башня
мощная артиллерия мощная артиллерия
Ячейки для снарядов Ячейки для снарядов
Множество красивых речек с водопадами Множество красивых речек с водопадами
Пушка изнутри, подземная часть Пушка изнутри, подземная часть
        С утра, пока собирали лагерь, я ушла в горы – на вершину хребта Муста-Тунтури. Ослепительное солнце шпарит, ползу по стене, и тут в выемке нахожу абсолютно целый минометный снаряд – тяжеленный, с целым капсюлем. Сфотографировала, и уже собралась скинуть вниз, как вспомнила, что не следует пилить сук, на котором сидишь :)
        Дальше поехали через маленький, но красивый водопадик к батарее Поночевного. Дорога пока неплохая, проедет даже недопривод, только броды бывают глубокие.
        На западной оконечности п-ва Средний стоит навигационный подземный бункер с наземной наблюдательной вышкой. Бункер когда-то имел все системы жизнеобеспечения, угольные фильтры, отопление, дизель-генератор. В надземной вышке стоит стол, предназначенный для чего-то тяжелого, а бронированные стекла бойниц – все в пулевых выщерблинах. Конечно все, что было особо ценного - вывезли, но сохранившиеся от разрушительного воздействия времени и людей детали позволяют мысленно воссоздать быт несших тут службу солдат.
        От навигационного бункера движемся вглубь полуострова – к сохранившимся пушечным орудиям. В машине жарко, вылезаю на крышу фотографировать. Дорога по-прежнему хорошая, хотя встречаются и привычные уже камни, и местами - «аквариумы».
        Еще пару часов тратим на обследование подземных коммуникаций, объединяющих комнаты солдат, склады боеприпасов и пушечные орудия. Ценных вещей, снарядов и приборов конечно уже давно нет, но все механизмы в порядке, смазаны, все рукоятки легко вращаются. Хоть сейчас отражай нападение врага! Эти сооружения построены в 50-х годах и оставлены за ненадобностью. Тотального разграбления избежали лишь потому, что находятся в погранзоне. Но и это уже не помеха…
        Еще полчаса на солнце, и мне резко становится плохо. Головная боль, тошнота, температура, слабость.. все признаки солнечного удара! Сажусь в машину, засыпаю. Что удивительно, от тряски и прыганья по камням в ниве совсем не укачивает. К вечеру я уже в норме. Да уж, не следовало забывать, что на крайнем севере солнце может быть не менее опасным, чем где-нибудь на южном курорте. Из похода все вернулись загоревшими, а Игорь даже немного обгорел :) Хожу теперь в бандане.

Комментарии
Guest07.05.12, 11:06
Молодцы! 
Я служил на "Локауте" с12.11.76.по.9.11.78, - это на мысе Коровий, перед Скорбеевкой,- а вот съездить туда всё никак не получается. Народ у нас хозяйственный,- и там всё растащили!!!!! Хочу всех проинформировать, - власти Мурманской области хотят ограничить свободное посещение Рыбачьего. Надумали создать там природный парк или что то вроде этого. Мне, кажется, просто хотят сорвать денежку с туристов. Сергей М--в.
Guest15.12.11, 16:01
Молодцы!! 
КАК здорово что вы решились на такой маршрут!!! Ваш дневник очень интересен. Немножко завидую вам, у самой нет возможности вот так путешествовать, а места действительно красивые!! Вот что надо рекламировать в тур агенствах!!! А то только и слышно-Турция, Египет.....
Guest28.02.11, 16:35
Сапог Украина 
Нормальная поездка ничего экстремального. Я жыл и работал пос Октябрьский (45км) Кировский раон. Ездили на рыбалку на мотоцыклах ( м 105 в народе Минск) на р Умба, Канозеро. Капустное. А сей на вездеходе типа Нива я бы с радостью поехал туда отдохнуть. Кто бы взял меня был бы рад.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка: