Белое море / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

Из Кандалакши в старую Ковду под парусом

3 - 6 июля 2006 г.
Старое село Ковда

Я проснулся ранним хмурым утром 2 июля. Было свежо. Малов спал. Не спеша я поднялся на вершину острова. На Ю открывалась Ковда. Благодать чуть не до слёз снизошла на меня. Я был благодарен Богу за то ,что он привёл меня сюда своими неисповедимыми путями. Это было идеальное время и место для молитвы...
Но Господь устраивает всё так, что бы мы не расслаблялись. Обернувшись на восток, я поёжился. Сразу придумалось название картины, которую я увидел:,,Прилипли,,. Видимость едва открывалась до выхода из гвбы, дальше был туман или морось, а также довольно бодряще раздувало с моря. Если ветер будет дуть с этой же силой, через пару часов мы будем иметь метровую волну, а выход лодки из губы осложнится лавировкой. Впрочем ,нельзя  жить без упования на Бога и у нас ещё пол-дня на осмотр Ковды.   После лёгкого завтрака получено добро на заход. Накрапывает дождь. Паруса не поднимаем. Гребу потихоньку, а штаны уже мокрые, поленился натянуть дождевичок с верху. Через 20 минут наша лодья коснулась форштевнем набережной Ковдя. Осушка небольшая, по берегу лодочные гаражи, катера брошены пямо на грунте, некоторые даже с моторами. По сравнению с ними "Созонт" смотрится какой-то диковинной птицей-желто-зелёный борт сверкает лаком, 5-метровая мачта, парус аккуратно собран между гафелем и гиком, как на лучших шхунах, на транце-малыш Mercury. Мохнатый зелёный гика-шкот на итальянских блоках Viadana, закрутка Генуи Ronstan, белые фалы, красные тросики лейзи-джека, синяя полипропиленовая трёхрпядка с гальванизированным якорем Холла на коуше, российский триколор на топе мачты. Познакомтесь-гафельный шлюп "Созонт". Точнее, с приданным Генуи и бушприта-уже гафельный тендер. Спущен на воду 20 сентября 2003г.-день памяти святого мч. Созонта(304г). Старый добрый обычай - называть лодки именами святых. Да и место само, куда мы пришли, святое. Люди посвящают научные труды, описывая даже расположения таких поселений на прородном ландшавте нашего родного Севера. Пока прикрывали лодку, морось кончилась. Трое мужыков, один местный, двое явного вида туристы "типа порыбачить" собираются залезать в "Прогресс". Мы здороваемся. Местный спрашивает, не из Княжой ли мы. Мы отвечаем откуда. Он обещает погутарить с нами после рыбалки. Несколько умелых рывков стартёра и видавший виды ,,Вихрь,,увозит моторку от берега. Оставляем лодку и всё имущество в ней на Божью милость.     Проходим мимо домов, опять здороваемся со всеми, а они с нами (здесь как-то само получается, в городе не стал бы здоровкаться с каждым встречным), спрашиваем, где тут пресная вода. Воду местные берут прямо из реки(или озера, кто как называет), которая впадает в губу и носит то же название, что и село.   По главной и единственной улице подходим к кресту. Вид у него почётный. Он установлен на самом высоком месте села, на каменном холме в квадратном деревянном срубе, наполненном камнями. Вокруг креста все усеяно исключительно окурками, даже никакого другого мусора нет... словно все приходившие сюда сговорились о сокральном действе-покурить около святыни. Понятное дело:каждый нервничает и переживает, находясь у животворящего древа предков, переосмысливает... Тут без цигарки не обойтись. Наполняю бычками подвернувшийся пакет и хороню подальше. Отдам должное курильщикам-в самом срубе окурков не видал.        Отсюда открывается панорама губы Ковда со всеми островами .(Ещё один повод покурить). Морской вид на В и на Ю, а на С лишь остров Олений с посёлком Лесозаводским на нём. Недавно жители его добились прибавки к зарплате, потому что они- островитяне, а по закону положено, вот так! Снимаю на цифровик панораму губы.   Дальше местный Бродвей проходит через небольшую рощу больших лиственных деревьев,за которой открывается памятник русского деревянного зодчества- церковь Николая Чудотворца (в народе Никольская). Церковь построена без гвоздей в 17 веке, длиной около 20 метров, а в ширину не более семи, имеет в плане вид корабля, с одним шатром, оьнесена деревянным забором красивой работы, но очень древним, почти сгнившим. Внутри ограды с южной стороны две могилы с коваными металлическими крестами, силь поросшие тправой. Здесь покоятся один из батюшек со своей матушкой. С западной стороны, напротив входа, метрах в десяти- большая колокольня восьмигранником. В ней юольщой колокол.   В церкви и вокруг ведутся реставрационные работы. (В 2009г. церковь реставтирована). Это видно только по протянутому электрическому проводу, (сегодня воскресенье 2 июля), удлинителю, а так же по горам стройматериалов-брус, доски и что замечательно,-штабеля нового забора именно такой формы, как и у сгнившего предшественника!   Нижние венцы сруба заменены новыми, которые по углам положены на камушки, а на камушках- береста. Всё как положено, по уму, как предки ставили! Забираюсь внутрь по доскам, в притворе не пол, а пока только настил, а в ценре и в алтаре пока пола нет. Так, пол будет находиться в двух метрах код землёй, наверное, будет подвал или ещё что. А в алтарь ведут только двое врат- северные и царские, куда девались южные-непонятно.   Выбрался наружу-проходит старая бабка: церковью интересуетесь? И начинает: "столько средств вложили! Всё разграбили! Вон, себе на эти деньги хоромы, дачи построили! Всё разворовали, ничего не оставили!" И так, причитая, уходит. Вот и поговорили.   Оказывается, что дамбу длиной метров 20 с мостиком, что соединяет село с дорогой в цивилизацию, снесло потоком реки. На том берегу реки слышен шум экскаваторов и бульдозеров и видны оные. Ведутся добросовестные работы. И ведут их добросовестные люди. В сторону церкви идут трое мужиков. Один, старенький, в роли гида, очевидно местный, показывает церковь и рассказывает. Двое- работяги. В обном из них узнаю Петровича из Кандалакши, который сделал мне много доброго. Надо же было где встретиться! Они экскаваторщики, работают тут, дамбу строят. Фотографирую их на фоне Никольской. Петрович никогда не отличался каким-либо вероисповиданием. Уже потом я заметил, Петрович со своим напарником, позируя напротив Никольской, может и неосознанно, сняли держат в своих рабочих руках свои рабочие кепки... "и последние станут первыми", как знать. Я пообещал им сделать карточки и после выполнил.
Путь назад.

          Мы с Борисычем разбрелись, пора собираться. Попрощавщись с Никольской и крестом, прибегаю к лодке. Малов уже там,чем-то занимался, хозяйственный мужик! Так и не погутарили с местным бородачём. После неспешного приготовления в 13.30 отчаливаем. Прощальный гудок, тууу.. В двадцати метрах от берега наезжаем на камень, хорошо, что шли под вёслами и потихоньку. отойдя на глубину, ставим грот и стаксель, опускаем шверт.
             Стоило нашей лодке высунуть форштевень из-за острова, как с моря в лоб сунуло ветром и волной. Волна здесь посерьёзнее, чем у Кандалакши, чай открытое море! Идём в лавировку, на руле старый кормщик Борисыч. Я на откренке, открениваю, значит, заодно держу в руках шкот стакселя. Ветер ровный, потравливать не приходится. Борисыч правит уверенно, хотя в лице напряжение. Берёт не очень круто к ветру, зато скорость хорошая. Я нетерпелив-что же мы так некруто идём?! Боримыч хладнокровен-нормально! Сейчас нам приходится лавировать на восток против ветра, но вот вскоре мы на траверзе мыса Толстик-входной северной точки губы Ковда, а справа по траверзу остаётся маяк на каменном островке Приглубый Баклыш, и вот ,,Новый поворот,что он нам несёт, трам па рам пам пам!!!,, последний оверштаг налево и вот мы весело уже в бакштаг глиссируем на попутной волне.
                Снова проходим Вачевскую салму и теперь уже прилив нам помогает. Выглядывает солнышко из-за серых туч, Смеха ради взяли курс прямо на Кандалакшу, то есть посередине залива. Нащи спутниковые помошники выдали нам ,что если мы будем идти этим курсом с этой скоростью(около 9км/) то через 6 часов мы окажемся в координатах базирования, на берегу у гаража. Борисыча вдохновляет эта информация: посредине залива всегда должен быть ветер. Меня-не очень: как сходить по большому, если до берега 7 км(вот у меня задача). После короткого совещания решаем идти напрямки- погода хорошая, волны уже почти нет, солнышко  светит нам.  
               Сморю в бинокль-впереди по курсу, оценочно в пяти милях, островок с золотым песчаным пляжем и высокой зелёной растительностью. Проверяю курс по GPS, сверяю по карте..ничего не должно быть. Беру транспортир, тщательно выверяю неправление. Ни в этом направлении, ни в похожих расстояниях никакого островка не должно быть! Достаю секстант...ой ,нет, секстант я дома забыл. Явление рефракции часто встречается на Белом море. Как сообщается в лоции Белого моря 1968года,однажды один и тотже корабль морно было наблюдать, как три корабля, причём средний был расположен мачтами вниз...   С утра было пасмурно и влажно, а теперь развеялось и слегка пригревает солнце, и вот в окулярах бинокля рисуетая какой-то райский ,,баунти,,. Но мы к нему не пойдём, не будем уподоблятся Ясону с его аргонавтами и плыть на зов коварных сирен.
               Тем более, что ветер стихает, скорость уже 4км/ч и уменьшается. А мы посредине Кандалакшского хаоива. Борисыч чешет бороду: на открытом простанстве шириной в 15км нет ни ветринки. Решаем идти снова к полюбившемуся о.Крестовому для ночёвки. По пути оказываются острова Заяцкие, мы проходим в узкости между ними. Зайцев не видно. Наверное ,дед Мазай увёз их на материк. Но островки и без того нравятся нам. На остатках ветра мы двигались к Крестовому, ещё очень легко дуло. Потом Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло.
               Борисыч долго сокрушался о том ,что мы так хорошо шли и вот опять штиль. Я предлагаю завести мотор и доехать до Крестового, но он, в приступе комплекса вины, отказывается, ссылаясь на то ,что надо экономить малый запас бензина на экстренный случай. Он с отчаянием берётся за вёсла, я бросаюсь на помощь,но он не допускает меня и гребёт, гребёт, гребёт.Впочем, вот уже и о.Крестовый. Вечер и штиль. В проливчике по глади воды плавает утка.
              Я обхожу остров, В его глубине вижу две пещеры в каменных лбах, но один и без оружия не решаюсь подходить близко. Так и не добрался до морского, восточного берега острова. Долго ещё ходил и высматривал- что бы мне сфотографировать. Ночь светла и тиха, как грусть.  Распологаемся вокруг костра на открытом месте недалеко от воды.  Я расстилаю помягче, залезаю в своего Джека Волфскина. Опытный Борисыч уже чутко дремлет. Немного покрутив ручку приёмника, обнаруживаю в эфире в диапозоне FM какую-то музыку с хорошим стерео, и это не Кандалакшская  Европа-плюс. В Зеленоборском, что-ли установили трансмиттер? В диапозоне двух мегагерц натыкаюсь на уверенную работу любителя  откуда-то из средней полосы! Это достижение, на простую телескопическую антенну и на таких частотах! Ночь очищает эфир от помех. Маленький китаец Degen 1103 ещё раз подтверждает свои рекорды.
                 У нас назначен ранний подьём, а я проболтался до двух часов ночи. Но какая это ночь! В такие ночи не спится молодым матросам. Им не много надо. чтобы отдохнуть перед рследним рывком.

 
Последние мили домой

Изображение 035 Изображение 035
Изображение 035 Изображение 035
Подъём!! Свистать всех на верх! Надутые щёки боцмана Борисыча сжимают свистульку. Оглашенная матросня вываливается из своих коек и натыгавие портки. А верхушки сосен уже покачиваются, хотя мы пока прикрыты от ветра. Лёгкий завтрак;тюки с нашими пожитками летят в трюма и там аккуратно укладываются. Все паруса взмываются к топу мачты, и мы машем на прощанье приветливому Крестовому, а он рокачивает нам верхушками своих сосен. Но мы-то знаем, что означает это покачивание.
Мы вышли из-под прикрытия Крестового и вскоре были подхвачены доброй длинной морской волной под метр и ветром от В-Ю-В силой 5-7 м/с. Барашков на море не видно, но мы убираем Геную. Генуя убирается, однако не на закрутку ,а  по -старинке, путём отдачи фала. Парус падает в ладку и не совсем удачно, он продолжает развеваться и мешать движению. Чтобы устранить эту досадную оплошность, капитан Малов отправил на бак лодки шкотового Липатникова. Для этого бесстрашного матроса такая задача не впервой. 
Помнится в далёком 1985 году этого талантливого моряка, в начале  его службы на судне  Военноморского флота СССР ,,ССВ-514,, во время  выполнения боевой задачи в Северной Атлантике, отправили на бак корабля натягивать на брашпиль сорвавшийся во время шторма чехол. 75-метровое судно почти зарывалось носом в океанские валы, штормовой ветер бросал на меня солёную пену, срывавшуюся с их гребней. Я знал, что из ходовой рубки за мной следили несколько пар глаз: вахтенного офицера, рулевого, командира корабля, и я не хотел их подвести, и может быть именно по этому не было страшно. Наверное это было моё первое морское крещение, моя встреча и знакомство с морем.
...Лодка ныряла в волны Кандалакшского залива пропорционально моему первому кораблю в волнах Атлантики. Напослушная Генуя была убрана и связана. Шкотовый Липатников вернулся на своё место и занялся открениванием яхты, точти вывешиваясь через борт. ,,Скорость по GPS свыше 11км/час!,,-радостно закричал кэптен Сен-Мало, и тут же получил в грудь порцию волны, плеснувшей через борт. Его это лишь ещё более развеселило. Да и что такое для ного, владельца и шкипера спортивной яхты одиночного класса ,,Финн,, полведра свежего забортника в относительно комфортабельных условиях моего ,,Созонта,,!? 
Во время этого перехода Борисыч сетовал на плохую управляемость нашего крейсера. Видишь ли, реакцмя лодки несколько запоздалая на поворот руля. Конечно, ведь эта надёжная тихоходная лодка с длинным килем и водоизмещающим корпусом, сшита в Умбе по образцу поморских карбасов, обладает хорошей устойчивостью на курсе, и расчитана на длительное неторопливое плавание, в отличие от вертлявой парусной ракеты ,,Финн,,. Тем не менее, наша скорость была рекордно стабильной и высокой в этот замечательный галфинд. Мы так быстро  дошли до Западной Ряшковой Салмы, что не успели испугаться. Мы только молились, чтобы ветер не стихал, но острова начали закрывать нам ветер. Снова была поставлена генуя, и снова лодка набрала скорость. Фордевиндом мы прошли Западную Рашкову, а после банки Садко свежий ветер снова подхветил нас. Так, от о.Крестового у Княжой до островов Богомолихи мы дошли, нет, долетели, за три часа. Это был новый рекорд для Созонта.
Конечно, тут не обошлось без молитв отца Митрофана и наших прихожан. Сказать, что в течение похода ветер был почти всё время способный: то галфвинд, а то и бакштаг, - это удача, - это значит не понимать, что удачи не бывают случайными. За это свегда надо быть глубоко благодарным. 
Вокруг нас сделала пару витков ,,Казанка,, с 40-сильным Johnson на транце. Инспектора заповедника узнали нашу желто-зелёную птицу, а мы помахали им в знак приветствия и улыбнулись. Мы ведь не лезли на их Богомолиху, мы возвращались домой! Мы ехали домооой, душа бала полнаааа! После Богомолихи мы обогнули Еловый, и тут всё стихло... Лодка закачалась между Еловым и Большим Березовым. Кажется завели мотор. А может, взялись за вёсла. А так хотелось красиво подойти к родному причалу под парусами...
Но вот уже на подходе к Монастырскому наволоку, к устью р.Нивы, словно услышав нашу тихую просьбу, Кто-то там, наверху открыл окно... Из этого окна в большом синем небе, по которому проплывали облака хорошей погоды, выглянуло солнце и вырвалось свежее лёгкое дуновение. Оно наполнило собой  белые крылья лодки и бережно, как пёрышко после дальних странствий, опустило эту скорлупку на берег у гаражей.

Простите, мы забыли сказать: СПАСИБО!!!!!

Комментарии
videonancy01.10.10, 11:38
восхищаюсь 
Ещё не приходилось путешествовать под парусами, а так хочется. Нужно будет и у нас организовать в Литве что-то подобное. У нас прекрасные реки, потому нужно их использовать по полной.
Guest27.09.10, 17:45
Знаменитый "Созонт" вновь и вновь бороздит просторы Белого моря!  
Очень славно! Ждем новых приключений и захватывающих историй!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте