Калининградская область / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Восточная Пруссия. Лето 2005. Велопоход Рома&Катя.

12 - 24 августа 2005 г.
1 День. Нестеров - Виштынецкое озеро 
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Юго-Восток Калининградской области
Прибытие в Нестеров

На станции Нестеров На станции Нестеров
Поезд прибыл на станцию Нестеров в 9.05 по московскому времени. Нестеров – это самый восточный из двадцати двух городов области. Городок небольшой, но здесь поезд стоит около часа, пока идет пограничный и таможенный досмотр состава. Только после этого выпускают пассажиров, и поезд отправляется дальше в Калининград. После прохождения контроля мы выгрузили байки на вокзальную скамейку и стали надевать сбрую на наших железных коней. Вокруг сновали станционные торговки, пытавшиеся впарить пассажирам в вагоне и нам ведро картошки и мешок лука. От такого богатства мы отказались, ограничившись одной луковицей. Эту луковицу нам просто подарили, и потом, за ужином мы оценили этот приятный подарок.

Теперь немного о нашем маршруте. В самом юго-восточном углу области расположено обширное Виштынецкое озеро, до которого мы хотели добраться. Стоит заметить, что озеро находится на границе с Литвой, и восточная дорога через поселок Невское проходит в пограничной зоне. Для жителя Калининградской области это обстоятельство ограничений не накладывает, но, по слухам, у остальных могут возникнуть проблемы. Поэтому мы выбрали западную дорогу через Илюшино и Калинино. На следующий день после посещения Виштынецкого озера мы собирались направиться на запад через города Озерск, Правдинск и далее в сторону Калининграда.

Прежде чем взять запланированный курс, сделали круг по городу в поисках достопримечательностей. Больше всего нам запомнилась главная мощеная улица в центре Нестерова. И высокая водонапорная башня из красного кирпича. О том что это именно она нам сообщил местный житель. Мы сделали ее фотографию.

На станции Нестеров
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

По прибытие поезда в Нестеров со стороны Литвы не торопитесь выйти из поезда. После того как пройдет пограничный и таможенный контроль вас выпустят. Если поторопитесь рискуете нарваться на неприятности с пограничниками.

Переведите стрелки часов на местное время, а именно, на час назад.
Нестеров - Калинино

И везде гнезда аистов И везде гнезда аистов
Вскоре мы гнали велосипеды по пустой асфальтированной дороге. То с горки ныряешь, то на горку. Не успеваешь устать, как расслабляешься и уже едешь вниз на третьей скорости. Некоторое удивление вызвали два знака пешеходного перехода. Вокруг поля, ни одного дома, ни одной живой души, даже коров нет. А пешеходный переход есть!

Поудивлялись и поехали дальше. По обеим сторонам замечательный вид на желтые поля и зеленые луга. И очень много аистов. Аисты везде - на столбах, в полях, на крышах домов. Одного мы пытались сфотографировать вблизи, но пока Рома доставал фотоаппарат, аист нас заподозрил в чем-то и улетел.

Дорожный пейзаж Калининградской области имеет свой неповторимый шарм. А создают его стройные ряды деревьев вдоль дорог. Непосвященный даже задумается, деревья ли посадили вокруг дороги, или дорогу проложили среди деревьев. Эти деревья, посаженные еще немцами, теперь уже настолько старые, что постоянно падают от разных ураганов и просто от времени. На стволах белой краской нанесены яркие полосы, предостерегающие водителя днем и ночью. Но, то здесь, то там видишь на стволах венки – скорбное напоминание об автокатастрофе. У этих деревьев в области есть свое название: «последние солдаты Фюрера». Каждый год уносят они по региону десятки неосторожных жизней.

Поселки Илюшино, Ильинское, Знаменка проехали с ветерком. В 12 часов дня мы, наконец, добрались до поселка Калинино и свернули на грунтовую дорогу, ведущую на восток.

Калинино - Ягодное

Лесная дорога в районе Виштынецкого озера Лесная дорога в районе Виштынецкого озера
Вдали показался лес, и окружающие луга должны были скоро исчезнуть. Мы съехали с дороги, чтобы сделать привал и оценить великолепный пейзаж. Эх, какая красота! Прямо перед нами открывался вид на скошенное поле. На поле лениво жевали траву черно-белые коровы, а среди них бродили такого же окраса аисты. За полем виднелся молодой ельник сочного зеленого цвета, еще дальше переходящий в хвойный сумрачный лес. Вершины его деревьев растворялись в хмуром облачном небе.

Но вся колбаса в перекусе когда-нибудь заканчивается. Пора в путь. Большую часть пути мы уже проехали, и до стоянки осталось немногим более десяти километров. Рельеф местности сильно изменился. Теперь едем по затененной лесной дороге, с частыми перепадами высоты. Наконец мы снова выезжаем на асфальтовую дорогу у поселка Ягодное. Около этого места находится высота 215 метров. Данную особенность рельефа использует местная сотовая сеть, о чем говорит вышка связи.

Поселок Ягодное – одно название. Мы видим только два дома. Но есть интересное место, о котором стоит упомянуть. Здесь сохранились развалины водяной мельницы. Под мостом громко шумит река. И вода проходит через ржавые агрегаты плотины. Меж осыпающихся стен валяются остатки жерновов. В былое время здесь кипела жизнь, сновали туда сюда телеги, работали люди, а сейчас лишь вода шумит под мостом и безлюдные места вокруг.

Ягодное - Виштынецкое озеро

Виштынецкое озеро – самое крупное озеро в Калининградской области. На литовском языке озеро называется Виштитис. Оно уникально по своей гидрологии и ихтиофауне. Озеро ледникового происхождения, вытянулось на 8,1 км с севера на юг с наибольшей шириной около 4 км. Возраст 20 тысяч лет, что на 10 тысяч лет старше Балтийского моря. Длина береговой линии 25 км. Площадь водного зеркала 16,6 кв.км. Преобладающие глубины 15-20 метров, а максимальная глубина 54 метра.

Муравейник возле дороги Муравейник возле дороги
Едем дальше по асфальту и вглядываемся чащу слева. Скоро должны увидеть озеро – цель сегодняшнего дня. И вот через дебри уже просматривается водная гладь.Оказывается, раньше поверхность озера целиком принадлежала России. Но в недалеком прошлом был произведен размен территорий. И теперь у нас осталась только небольшая ее часть, включая бухту Тихую. Организуем стоянку как раз на берегу этой бухты, ставим палатку и бежим искупаться в озере. Ух! Вода-то холодная! Впрочем, что можно ожидать от озера ледникового происхождения. Лед всего лишь пять тысяч лет, как растаял. Да и берег больше подходит не для купания, а для рыбной ловли. Но вода удивительно прозрачна.
Потом идем в лес набрать грибов, чтобы организовать роскошный ужин. И вот уже сидим у костра и придумываем маршрут на завтра. Завтра мы начнем двигаться на запад. Маршрут будем корректировать по ходу движения, но очень хочется попасть в поселок Краснолесье. Когда-то этот поселок был обозначен на картах СССР. Возможно, ему просто повезло и места на карте хватало только на его название. Но мы надеемся найти и увидеть там что-то замечательное. Увидеть то, что мы ищем в этой части бывшей Восточной Пруссии.
В огне потрескивают дрова. Над головой темное звездное небо. На сковородке шипит лук в масле. А как хороша в походных условиях гречка с жареным луком и грибами. Это не передать словами, это надо попробовать! Потом идем чистить зубы на берег озера. В ночи на противоположном берегу видны огни. Там, на востоке, заграница, там НАТО и ЕЭС. А здесь, на западе, Россия. Здесь спокойно и тихо.
2 День. От Виштынецкого озера на запад. 
Разобранная железная дорога.

Рядом со стоянкой на Виштынецком озере Рядом со стоянкой на Виштынецком озере
Здравствуй, бодрое утро! Что нам принесет сегодняшний день?

Вылезая из палатки, замечаем, что утро хмурое. Значит, назло угрюмой старушке - погоде мы будем с энтузиазмом крутить педали навстречу свежему балтийскому ветру с далекого Запада.

После недолгих сборов мы покинули берег Виштынецкого озера и с радостью предстоящих открытий покатили по безлюдной дороге на юг. Недалеко отсюда, судя по карте, проходила когда-то железная дорога. Одна из многих артерий в свое время объединявших Пруссию в единую территорию. После войны участок железки был заброшен, и хотелось узнать, что он теперь из себя представляет. Кажется, в этих местах проходила линия широкой колеи, разобранная уже после 1945 года: Гусев (Гумбиннен) - Чистые Пруды (Толльмингкемен) – Лесистое (Нассавен) – Гольдап (это уже в Польше). Выехав из темных, почти без просветов, Выштынецких лесов, мы обратили внимание на странную заросшую просеку, пересекавшую нашу асфальтку. Пристроив «коней» около деревянной беседки неподалеку, мы изучили местность. Это и было пересечение с той заброшенной железной дорогой. Был ли здесь оживленный железнодорожный переезд, или тихая малоиспользуемая ветка, теперь никто уже не скажет точно. Но только представьте: здесь лежали рельсы, и стучали колеса поездов, распугивая лесную живность. А повозки останавливались, чтобы пропустить приближающийся поезд. В то время как из пассажирских вагонов выглядывали любопытные пассажиры. Теперь ничего этого не было. Лес почти скрыл следы былой победы человека. Теперь здесь снова было тихо, лишь щебетали лесные птицы, и шелестела листва. Мы занесли координаты точки пересечения дороги с насыпью (GPS Nasip) . Подробнее о железных дорогах Восточной Пруссии можно узнать на замечательном сайте посвященном этой земле.

Виштынец - Калинино

А проехав еще пару километров, мы подъехали к развилке. Дальше на юг - совсем глушь, только погранзаставы на польской и литовской границе, наверно, несколько секретных ракетных баз. И непотревоженный лес в самом юго-восточном углу области. Поэтому мы повернули на запад и покатили сквозь Виштынецкие леса. В средние века они входили в единый, гигантский лесной массив, называвшийся Великой Пустошью («Grosse Wildnis»). Это был девственный лес с непролазными чащами и светлыми дубравами. Лес, который населяли тысячи разнообразных животных, в числе которых были зубр, медведь, тур, рысь, выдра, бобр, дикие лошади, олени, косули, кабаны и многие другие птицы и звери. Великая Пустошь широкой полосой тянулась с севера на юг по восточной границе Пруссии и служила естественной преградой и защитой прусским племенам, а также орденским землям от литовских набегов (информация с сайта Виштынецкого эколого-исторического музея ).

В поселке Уварово находилось лесничество. Опрятный вид домика лесного смотрителя обширного Выштынецкого леса, и большая надпись «Берегите лес», заботливо выложенная камешками на склоне, говорили о том, что к своим обязанностям лесник относится ответственно и с душой. Очень кстати была колонка в деревне, ведь запасы питьевой воды были почти на исходе. Вдоль дороги громоздились муравейники, один больше другого, специально огороженные заборчиками от любопытных непрошенных гостей.

Проехав поселок Лесистое (Нассавен), мы увидели впереди железнодорожный мост немецкой кладки (потом мы видели еще много таких переездов). Кирпичи поросли ярко-зеленым мхом, а из швов вылезали кустики травы и деревца. Полотно давно разобрано: растет высокая трава и нельзя найти никаких следов от рельсов и шпал.

Калинино - Краснолесье

и где же поезд? и где же поезд?
В поселке Калинино (Мелькемен, по другим сведениям - Мелькелок), на перекрестке пяти дорог выбрали самую левую и оказались в деревне Пугачево, прусское название которой выяснить не удалось. Видимо, под влиянием мятежного духа Емельяна Пугачева, нас занесло в леса. Вскоре стало ясно, что ни через километр, ни через полчаса блуждания никакого поселка мы не увидим, так как мы все же где-то сбились с дороги.

Приблизительно в 16 часов решили устроить перекус. Забравшись в душистые елки, недалеко от дороги, мы раскатали коврик и устроили Совет. Мы нашли наше предполагаемое местонахождение на карте и обсудили дальнейшее направление движения. Непонятно откуда взявшиеся грибники, ничем дельным помочь нам не смогли, они сами не знали, где находятся на карте. Сказали, что просто ехали долго на машине. Прибытие в Краснолесье откладывалось. Выехали на дорогу и проехали еще несколько километров. На большой скорости мимо нас пронеслась легковая машина, но через десять минут она вернулась и притормозил. Значит, мы не одни тут плутаем, доверившись устаревшим картам. В конце концов, мы просто взяли курс на запад и устремились вперед.

Вокруг - Красный Лес. Краснолесье – это сосновые леса, преимущественно из обыкновенной сосны, верхняя часть ствола которой имеет желтовато-красную кору. Лес стал редеть, все чаще чередуясь с просторными лесными полянами. Мы выехали на каменную дорогу и покатили с удвоенной скоростью. Неожиданно лес кончился, и мы попали к Краснолесью.

В Краснолесье

ж/д станция Краснолесье ж/д станция Краснолесье
На окраине поселки увидели железнодорожную станцию из красного кирпича «Краснолесье». Приличное двухэтажное строение, со всех сторон обложенное брусчаткой. Касса была закрыта много лет, а за разбитым окном лежали старые деревянные счеты. Мы посидели на ржавых рельсах и немного подождали следующий поезд. Последний раз пассажиры сидели тут как мы, лет пятнадцать назад.

На юг от станции располагался карьер, и возможно грузовые поезда заезжают сюда раз в год: красные огоньки в семафорах горели.

Едем дальше. На центральной площади Краснолесья (Гросс Роминтен) в зелени (перед магазином) стоит памятник погибшим в Первую мировую войну. Неподалеку высится лютеранская кирха 1873 г, а точнее стоят пустые стены без присмотра. Гнезда аистов, единственных смотрителей за кирхой, венчают уголки фасада. Эту кирху, возможно, восстановят.

В поселке есть Дом Культуры, но если бы не табличка с названием, эту одноэтажную постройку из белого кирпича с окнами, дверью и замысловатыми узорами из кирпичей, выкрашенной в голубой цвет и красные цвета, мы приняли бы за остановку или уютный коровник. Когда видишь такой контраст, когда видишь, что наш дом культуры в архитектурном плане сильно уступает немецкой водонапорной башне, да даже маленькой электроподстанции, то диву даешься. Что думали строители, когда строили эту пародию на культурный центр?!

Зашли в единственный магазин, где скучающая продавщица сгоняла мух с черствых буханок хлеба. Купили себе самую свежую - из последнего завоза. Позавчерашнюю!

В магазин завалился местных работяга и попросил бутылку водки за 50 рублей. «Ух, алкоголики, говорили заказывать водку по 70 рублей, а сами ее не берете» буркнула на него продавец.

Краснолесье - Порховское

Покатили дальше. Карамышево, Гаврилово, Ново-славянское… Стало темнеть, значит пора искать место для ночлега. Нашли его(GPS Baza) в 6 км от Озерска на овсяном поле возле ручья. Место было уютное, небольшая рощица деревьев, даже нашлась яблоня со спелыми плодами. После насыщенного дня очень хотелось спать.
3 День. Озерск - Правдинск 
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Юг Калининградской обл.
В Озерск

Понедельник в путешествии – день ни тяжелый, ни легкий, а такой же насыщенный и яркий, как и остальные дни недели. Вообще, в походе нет необходимости постоянно помнить, что сейчас: понедельник, вторник, а может суббота. Если конечно, не собираешься посещать музеи или забегать на почту за конвертом.

Мы встали в 10:30 (проснулись от щебетания птиц). Кругом – колыхалось море хлебных колосьев, а нашу палатку будто прибило к берегу. Утренний ветерок странствий бодрит и подгоняет нас, так что к 12:20 были готовы продолжить путь. Я нарвала диких яблочек на дорожку. Вчера неумолимо опустившаяся темнота помешала нам достичь Озерска, но сейчас, отдохнувшие, мы стремились поскорее вытолкать велосипеды через поле на трассу.

Дорожный пейзаж, необъятный и неизменный, был сплошь из желтых заплаток полей и строчек зеленой ниткой лесов. А вокруг огромных, но мелких луж в полях выстроились аисты. Начинается утренняя охота. Аисты не спеша, ходят, высматривая добычу, а потом вдруг цапнут клювом, и зазевавшаяся лягушка, которая вылезла погреться на солнышке, даже понять не успела, как стала питательным завтраком!

За обсуждением печальной участи лягушек и необходимости выживания аистов (все знают, откуда дети берутся?), мы подъехали к окраинам города Озерска (Даркемен). Возле города подивились на разрушенный железнодорожный переезд. Когда-то он представлял собой мост с двумя арками для машин. Теперь не было уже железной дороги, один свод был разрушен, а второй засыпан за ненадобностью.

Город Озерск

К часу дня были на центральной площади Озерска, очень милого и чистенького города. Река Анграпа, начинающаяся на территории Польши и впадающая в реку Преголю, пересекает город. Купили минералки и мороженое и поехали осматривать город. Кирху видно издалека. У нас отличное настроение, возможно, его создают зелень деревьев, голубизна неба и насыщенно красный цвет кирпича мощной немецкой кирхи. Совсем недавно, всего несколько лет назад, крыша кирхи не выдержала давление времени и обвалилась. Теперь на балках конструкции наливается зеленью бурьян, сверху на макушках стен поселились молодые деревца. Мы ходили вокруг этого разбитого корабля, возвышающегося над нашей головой, и уносились в прошлое. В ступенях главного входа мы заметили камень с датой 1881. Рядом с кирхой сохранилось здание немецкой почты. Несмотря на прошедшие пол века хорошо сохранилась надпись Kaiserliches Postamt.

Улицы Озерска, основанного в 1724 году, сплошь из крепких немецких домов с крышей, покрытой красной черепицей. Надо сказать, что большая часть жилого фонда Калининградской области это все те же немецкие дома.

Нам понадобилось сорок минут, чтобы спокойно осмотреть город. В центре города располагается военная часть, занимающая какое-то большое немецкое здание. На выезде из Озерска другая воинская часть и вездеход на постаменте.

Озерск - Липки

Выезжая из города по булыжным улицам, взяли курс на Львовское. А потом на развилке выбрали дорогу на Новостроево. Перед Новостроево дорога делает небольшой изгиб, обходя два озера. За озером из небольшого леса виднеются антенны военных радаров. Сколько же в области осталось еще этого добра?! Куда ни поедешь - обязательно упрешься в ворота военной части, расформированной, либо ждущей своей участи.
Липки Uhlenhorst

После Новостроево на перекрестке свернули влево. И оказались в немецко-русском поселке Uhlenhorst – Липки. Необычность поселка была заметна уже на подъезде к нему. Поля вокруг почему-то были обработаны и ухожены. На них трудились земледельцы, и исправно тарахтел импортный трактор. Когда въехали в поселок, все стало ясно. Рядом с покосившимися старыми немецкими домами сверкали новые домики русских немцев.
В центре красовался ухоженный колодец, на котором с двух сторон были написаны русское и немецкое название поселка. Возле пруда была оборудована детская игровая площадка с каруселями. А по водоему плавали гуси-лебеди – прямо как на картинке. Очень нарядно и празднично.
Липки - Фрунзенское

псинка из Фрунзенского псинка из Фрунзенского
Мы проехали еще несколько километров до деревни Лужки (Тарпучен) и устроили привал. Разлеглись на пенках прямо в чистом поле, любуясь на рыжие в лучах солнца стога сена и полевые цветочки. Разгадывали аббревиатуры, которые видели на карте, типа: ПТФ, МТМ, ММС и т.д. Рома выигрывал в правильности, а я сочиняла такие веселые расшифровки типа: противотуманные фары, монтажно-тяговый механизм, multimedia card.

Отдохнули, и снова покатили по дороге. Вот мы уже в Фрунзенском. Через этот поселок проходит действующая ж/д. Стоило приласкать и покормить колбасой местную собачку, как она увязалась за нами.

Мы крутили педали, как могли, но Фрунзик (у собаки должно быть имя!) с развевающимся красным языком не отставал. Сначала было радостно и прикольно, что у нас появился такой преданный спутник. Он бежал как настоящий марафонец, и было жаль бросать посреди дороги такой талант. Но, в следующей деревне Красное к Фрунзику с лаем присоединилась стая голодных собак побольше, мы решили – довольно. С небольшой горки разогнались до скорости 42 км/ч, и наши преследователи отстали. Фрунзик тоже остановился, он разочарованно смотрел нам след, наверно, мечтая о том, когда мы снова приедем в его деревню с копченой колбасой.

Фрунзенское - Дружба

Благодаря этой гонке, мы незаметным для себя образом прикатили к перекрестку в Перевалово (Мульдшен, GPS 19). Было около 6 вечера. В Перевалово обнаружили красивую лютеранскую кирху начала XIX века (GPS 20), в которой местные жители сделали склад. Лучи солнца растекались по заросшей зеленым мхом крыше, в стене башни пристроилась маленькая березка.

Проезжая мимо автобусной остановки с гостеприимной надписью «Добро пожаловать» в Новобобруйск (Ильмсдорф), нам встретилась бессовестная корова, не знающая, чем заняться и оттого писающая прямо в остановке.

Дружба

Заброшенный шлюз на Мазурском канале Заброшенный шлюз на Мазурском канале
Подъезжая к поселку Дружба (Алленбург), искали глазами Мазурский канал. Он был отмечен на топографической карте. Скоро увидели синюю табличку с надписью «Мазурский канал» и сам шлюз. Мы его незамедлительно обследовали: шлюзы заброшены, и стоячая вода была ядовито-зеленого цвета из-за плотного слоя ряски. В свое время по многочисленным каналам Восточной Пруссии ходили баржи, доставляя товары из внутренних районов в портовый Кенигсберг. После разделения территории Восточной Пруссии, эти обширные транспортные системы оказались никому не нужны и зарастали ряской. Подробнее про систему Мазурских каналов можно прочитать по этой ссылке

В поселке Дружба находится лютеранская кирха, построенная в 1405 году. Эту немецкую орденскую кирху, одну из немногих, назвали «памятником архитектуры» и вроде бы восстанавливают: на стенах - дощечки с текстом на немецком языке, и крыша есть (почему-то без аистов) и отделана материалом небесного цвета. На стене кирхи есть и такая надпись: «600 лет Алленбургу, Дружба 2000 г.» Сейчас значит уже 605 лет. Пользуясь случаем, поздравляем алленбуржцев-дружбинцев!

От Дружбы на запад

Уехали из Дружбы по мощеной дороге в сторону поселка Курортное. И в 19:30 доехали до реки Лава (GPS Lava). Спуск к реке оказался мерзким, так что желание искупаться пропало. Но рощица нас вполне устроила, и мы остановились на ночевку.
4 День. Правдинск - Южный 
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Юго-запад Калининградской обл.
До Курортного

Если проследить наш путь с востока на запад по атласу Калининградской области масштаба 1:100000, то придется листать с тридцать восьмой по сорок седьмую страницы. Между городом Нестеров, где мы сошли с поезда «Янтарь», и поселком Южный (промежуточной целью путешествия ) по прямой приблизительно 130 км, т.е. наша средняя скорость за четыре дня составила 32 км/ч.

«Сегодня мы будем дома (в поселке Южном, где живет Ромина семья)», - радостно сказали мы себе, вылезая из спальников в девять часов утра. На скорую руку вскипятили чай и умяли последние крошки - плюшки.

План такой: доедем до города Правдинск, далее сядем на рейсовый автобус до Багратионовска, а оттуда до Южного рукой подать.

К 10:20 все было упаковано по рюкзакам, и мы погнали. Через несколько километров доехали до поселка Курортное (Гросс-Вонсдорф). Озираясь по сторонам, старались найти отчетливые признаки курорта. Их не было, но все же местность вокруг была приятной. И надпись на карте «Курортное» действовало на внутренние ощущения соответствующим образом. Вокруг была уютная сельская местность. В долине виднелась река Лава, на которой рыбачили местные жители. Доехали до моста. Возле него на берегу реки увидели большое здание из красного кирпича. Оказалось, что это восстановленная немецкая гидроэлектростанция. Позднее выяснили, что она была восстановлена только в 1998 году, и теперь пополняет энергетический баланс региона.

Курортное

Остатки древней крепости тевтонских рыцарей Остатки древней крепости тевтонских рыцарей
Остатки древней крепости тевтонских рыцарей Остатки древней крепости тевтонских рыцарей
А на другом заросшем лесом берегу увидели возвышающиеся древние развалины, похожие на остатки древней крепости. И, конечно, заинтересовались. Переехали на другой берег по мосту, поднялись к ней через небольшой лесок.

Раньше здесь находился Замок Тевтонского Ордена Гросс-Вонсдорф (GPS Krep). Сохранился насыпной вал, башня и часть крепостной стены. Площадка перед крепостью, как и все вокруг, поросла густым подлеском и высокой травой.

Про замок подробнее есть на этом сайте

От крепости стала видна другая достопримечательность, еле заметная сквозь крону высоких деревьев. И после осмотра руин Средневекового Замка мы, вдохновленные воинственным духом тевтонских рыцарей, ринулись туда через овраг, окружавший крепость. Выбравшись на другую сторону из оврага, мы увидели очень красивый, несмотря на заброшенность, трехэтажный дом, правая половина которого была увита густым плющом. Я питаю особенную слабость к таким старинным домам, поросшим вьющимися растениями. Двери не было (как и стекол и решеток в окнах), и мы решили: «Это знак гостеприимства. Дом ничейный и нам можно войти». Гуляя по дому, рисуешь в воображении картины, как великолепно могли выглядеть эти комнаты раньше, какая изысканная мебель в них стояла, кто был хозяином и хозяйкой домашнего очага. А сейчас вокруг - грязные облезлые бело-зеленые стены, в некоторых местах нет пола (ходили по балкам), вокруг кучи строительного мусора. Но сам Дом, особенно вид со второго этажа на подобное внушительное здание с круглыми часами на фасаде, нас очень вдохновил, и мы решили оставить этому дому наш Клад.

Клад состоял из 10 рублей, 950 белорусских зайчиков, железнодорожного билета Новодачная – Тимирязевская и полезной защелки от рюкзака. Всё это сокровище мы спрятали в стене (GPS Klad). Потом мы узнали, что это господский дом поместья баронов фон Шрёттер. (сравните эти фотографии дома 1996 года с нашими - 2005 года) и еще на этом сайте

Курортное - Правдинск

Сохранившийся немецкий барский особняк Сохранившийся немецкий барский особняк
В 11: 40 заставили себя выехать из этого курортного района, до чего было хорошо! Действительно, окрестности настоящий исторический курорт! У местной старушки узнали: Господский дом недавно выкупил русский немец и собирается его восстанавливать. Вроде, даже охрана там должна быть, но мы друг друга не заметили.

Мельком увидели в Луговом (Бильдервайчен) католическую кирху, проехали через лес со знаком «Осторожно, дикие животные» и прибыли в Правдинск (нем. Фридланд).

На автовокзале были в 12:30. Сначала думали, что здесь завершим первую часть веломаршрута и поедем дальше на автобусе. Но ждать предстояло целых два часа, и мы передумали. Вместо этого решили осмотреть город и окрестности, а потом дальше по шоссе на своих колесах.

Город Правдинск

У города Правдинск очень богатая история. Он был основан аж в 1312 году! Именно здесь произошла в далеком 1807 году «Битва под Фридландом», когда войска Наполеона разгромили русские полки.

Мы едем по городу. Погода стоит сказочная: ярко светит солнце в голубом небе, и дует легкий ветерок. На центральной площади бьет фонтан, а вокруг стоят аккуратненькие домики с красными крышами. Перед высоченной лютеранской кирхой Святого Георга XIV века разбит небольшой цветник, растет плакучая ива и голубые ели. Едем через город по мощеной дороге, где лежат рельсы трамвайных путей! И опять можно предположить, что последний трамвай прошел здесь шестьдесят лет назад. Возможно, даже, что это самый маленький российский город, в котором когда-то ходили трамваи.

В оперативном режиме стираем неудачные фотки с переполненной флешки на фотоаппарате и наполняем ее новыми интересными образами.

Дальше поехали смотреть Правдинскую ГЭС –3, одну из немногих гидроэлектростанций, уцелевших после войны. Через поля ведет опять же хорошо сохранившаяся мощеная дорожка, и мы доезжаем до берега водохранилища.

В 1999 г. электростанция была восстановлена «Янтарьэнерго» и сегодня мощность станции составляет 1,14 МВт. И теперь на плотину не пускают (GPS Pralava), хотя раньше там можно было прекрасно искупаться.

Правдинск - Чехово

А дальше расстояние стремительно исчезало под колесами наших велосипедов, а мы проезжали кирхи одна за другой. Как не грустно об этом писать, лютеранская кирха XV-XVI веков в Каштаново (Альменхаузен) (GPS 21), и кирха в Тишино (Абшванген) (GPS 22), стоят пустые, никому не нужные, без присмотра и постепенно разрушаются под действием времени.
Чехово - Южный

В Чехово (Удерванген) сохранились руины лютеранской Христос кирхи XVI (GPS 23). Рядом с кирхой футбольное поле, на котором ребята азартно пинают мяч. Увидев что мы интересуемся поселком, они порекомендовали нам приезжать на следующей неделе, когда будет их День Города. Трогательно.

Итак, можно сказать, финишная прямая! Немного попрыгали на разбитой, ухабистой дороге от Чехово до Южного и вот уже видны среди зеленых полей белые коробки пятиэтажек. А пониже от линии горизонта все также краснеют черепичные крыши немецких домов. Мы приехали в поселок Южный – военный городок теперь уже расформированного военного аэродрома. Немного попетляв по улицам и дорожкам, останавливаемся у железных ворот. «Приехали», - говорит мне Рома. «Прие-е-е-еха-а-али!», - кричат из дома.

5 День. Южный - Калининград - Южный 
Это был день отдыха и получения удовольствия от ходьбы

Про зоопарк подробно написано здесь

река Преголя река Преголя
Наполнив легкие атмосферой дома, своими мыслями мы вновь устремились в далекие страны. Подумать только, мы находимся в России, а под боком Польша и Литва, а если захотеть по морю можно рвануть в тюльпанные Нидерланды, каменистую Швецию, в латвийскую Юрмалу или «жаркую» Эстонию. Полная Свобода Действия. Мы на Западе.

Справка: от Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской - 70 км. Ближайший областной центр России - Псков - отстоит от Калининграда на 800 км, до Москвы - 1289 км. До многих европейских столиц расстояния сравнительно небольшие: 350 км до Вильнюса, 390 км до Риги, 400 км до Варшавы, 600 км до Берлина, 650 км до Стокгольма, 680 км до Копенгагена, 850 км до Осло.

Но у нас уже есть план. Мы хотим в Польшу, страну пани и панов. Первым делом нужно получить визы в посольстве Польши в России. Желающих провести время в Польше довольно много. Это обстоятельство заставляет меня не мешать шалуну-ветру теребить мои волосы, слегка освежая раскаленный воздух вокруг. А солнце одиноко висит в однотонном небе и нещадно жарит всё под ним.
Узнав все, что нам нужно, а именно, сколько времени оформляются визы (2 дня) и что для этого нужно (фотографии 3х4, паспорт, 500 руб. для нежителей Калининградской области), меня, как гостью, повели в Калининградский зоопарк, один из старейших зоопарков, переживший II мировую войну.

Потом меня повели в парк; к могиле великого философа Канта; к реке Преголе. Кстати, в Кенигсберге пешеходам по-европейски уступают дорогу, что приятно.
Всем известно, что в июле 2005 года состоялось празднование юбилея города. Надо отметить, что к 60-летию образования Калининградской области и 750-летию основания города Калининграда, он похорошел. Так что, не я одна, но и коренные калининградцы, смотрели на город широко открытыми глазами.
Мне очень понравилось на Площади Победы, где достраивался белокаменный изящный храм, где били фонтаны, стояли парочки под оригинальными фонарями.

К позднему вечеру мы приехали домой, поужинав, пошли бродить под луной по заброшенному аэродрому, огромная территория которого расположена сразу за поселком…
6 День. Южный - Калининград - Светлогорск - Южный 
Прогулки по Калининграду

Калининградская область – янтарный край мира, а Музей янтаря в Кенигсберге – его янтарная столица. Посетив первый в мире Музей янтаря в Кёниге, вы поймете насколько красив и притягателен этот солнечный камень и не сможете не увезти с собой на память кусочек янтаря – символа области.

Музей Янтаря Музей Янтаря
Калининградский край - янтарный край Калининградский край - янтарный край
В янтаре всегда скрывалась для меня загадка. Помню прозрачно-янтарную теплоту ручки переключателя скоростей папиной машины, удивительный опыт «Янтарное электричество» в школе на уроке по физике. Потом была экскурсия с классом в таинственную Янтарную комнату в Екатерининском дворце, подаренное подругой кольцо с рыжим янтариком, а крем, сразу помогший от солнечных ожогов, назывался Dzintars (по латыш. означает «янтарь»).

Я - будущий геолог и хочу поделиться с вами информацией о янтаре именно с геологической точки зрения. Попробую без «птичьего языка» геологов.
Янтарь - не окаменевшая в студеном море рыбья икра или рыбий жир, не затвердевшая слюна кита, это даже не минерал и не горная порода. Янтарь – это собирательный, не вполне определенный в классификационном отношении термин, использующийся для обозначения разных ископаемых смол. Международное минералогическое название балтийского янтаря - «сукцинит».

На побережье Балтийского моря после штормов находят вынесенные волнами необыкновенно легкие (янтарь не тонет в соленой воде), округлые камешки, которые поэтично называют застывшими в воде кусочками солнечных лучей. Но не стоит думать, что янтарь - морской камень. Этот золотистый камешек - застывшая смола хвойных деревьев, которые росли на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях (ныне это дно современного Балтийского моря). Примерно 45-50 млн. лет назад в этих краях произошло значительное потепление и увлажнение климата, что способствовало росту пышной растительности и вызвало обильное смолоистечение деревьев. Липкие смоляные «слезы» стали отличной ловушкой для насекомых (комаров, жуков, цикад, муравьев, сверчков, кузнечиков и т.п. - более 3 тыс. видов). Остатки флоры и фауны, заключенные в янтаре (или «инклюзы»), придают ему особую привлекательность и научную ценность. Ведь именно янтарь с включениями, как никакой другой камень, рассказывает о том мире, в котором он жил. А еще в кусочках янтаря можно найти пузырьки воздуха, которым дышали растения и животные 40 млн. лет назад, и капли дождя, пролившегося над древним лесом.

Продолжим… На воздухе смола окислялась, покрываясь толстой темно-бурой коркой. В таком виде она накапливалась в почве "янтарного леса". Вода - лучший транспорт в мире камня, постепенно вымывала затвердевшие комья смолы из земли. Янтарные сокровища накапливались в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Янтарный клад оказался частью под водой, а частью – под землей. Так образовалось крупнейшее в мире месторождение янтаря - Приморское, или Пальмникенское (от старого немецкого названия поселка Пальмникен), где янтарь добывают из «голубой глины» (глауконита) с глубины 40-50 метров карьерным методом.
*Туда мы тоже доберемся, но не все сразу.

Увы, этот замечательный камень имеет только прошлое. Природа давно его не создает и создавать не будет – не из чего, нет больше тех обширных янтареносных лесов, живых янтарных фабрик.
Но мне кажется, что в руках человека жизнь янтаря продолжается, наполняясь новым смыслом. И, пока человек любуется переливами красок янтаря и верит в его целительную силу, у этого камня есть и настоящее и будущее. Для меня янтарь волшебный и живой камень, он с давних пор хранит тепло человеческих рук и никогда не бывает холодным. Палитра янтаря содержит все цвета радуги, это камень, рожденный деревом.

На разных языках янтарь звучит одинаково звучно и энергично:
по-английски amber
по-французски l’ambre jaune, succin
по-испански ambar, succino
по-немецки Bernstein
по-итальянски ambra
по-гречески электрон (дословно «лучистый»)
по-фински мерикави
по-польски bursztyn
на Руси камень-алатырь, латырь
по-украински бурштын
по-латышски dzintars
по-литовски gintaras (дословно «защитник от болезней»)

*Многие считают янтарь европейским самоцветом, но, оказывается, "солнечный камень" добывают также в Мексике, Никарагуа и Доминиканской Республике. Янтарь в Доминиканской республике появился не из смолы сосновых пород дерева, а из зернобобовых (рожковое дерево). Самые большие залежи находятся между городом Сантьяго и Пуэрто - Плата. Добывают природный камень в шахтах.
Доминиканский янтарь бывает разного цвета от прозрачно белого до ярко красного. Больше всего привлекает ценителей самоцвета зеленый и более редкий синий цвет. Синий янтарь большая редкость в мире. Он самый твердый по составу и обрабатывают такой камень истинные мастера, поэтому изделия из такого янтаря достигают астрономических цен.
В Доминикане есть несколько музеев янтаря, где демонстрируют самые уникальные камни. Самый богатый по коллекции находится в столице Санто-Доминго, а один из самых посещаемый - это музей янтаря в городе Пуэрто - Плата, где находится янтарь с комаром, который был снят в фильме "Парк Юрского периода". Именно в нем «крепко» сидел комарик, кровь которого использовали при создании ДНК динозавров.
В Светлогорске на море

После столь насыщенного путешествия по музею-крепости, освоив в теории «янтарные пласты информации» нам захотелось поближе к морю, на практику, так сказать…А вдруг был шторм…и волны вынесли на берег кусочки янтаря…

На калининградской электричке мы доехали до Светлогорска, который находился в 35 км от Кенига. Прежде Светлогорск назывался Раушен, что означало «шум моря». Получается, песчаные обрывы и ветра Светлой Горы и вечный шум сине-зеленого моря сложили чуткую душу этого города.

Главная достопримечательность Светлогорска – старая водонапорная башня, которая была построена в 1908 году. С самого начала при водонапорной башне были оборудованы помещения для грязевого, светового, электрического и других видов лечения, и теперь она выполняет функции грязелечебницы.
Красная черепица на крышах-колокольчиках, белые шпили, окна причудливых форм, округлось шершавого основания, господство вьюнковых и плюща. Мне показалось, что это здание похоже на крепенького гриба-боровика из детских сказок или на дом какой-нибудь сказочной лесной зверюшки.

Город, вытянувшись вдоль моря, наверно, сформировался стихийно и естественно. Но это не просто город, это город-курорт. Здесь можно купить изделия из янтаря, маленьких стеклянных фигурок, которые мастер выдувает прямо здесь же, фрукты, панамки, сувениры…

Улицы не параллельны и не перпендикулярны друг другу. По-моему, их вообще нет. Есть три направления движения к морю - улица Ленина, Октябрьская улица и Калининградский проспект, называющиеся улицами по городской привычке. Пляжи, широкие лестницы к морю, набережные с променадами, магазинчики, большие зонты кафешек расположены вперемешку с лесными тропинками, оврагами, лужайками и обрывами.

Группки людей в шлепках и с полотенцами двигались по направлению к морю. Мы присоединились к ним. Нам тоже хотелось покупаться и позагорать.
На море была отличная погода. Во время недавнего шторма море съело большую часть пляжа, и теперь купающимся осталась лишь 20-метровая полоска песка.
Конечно, Балтика холоднее Черного, и ветерок здесь не всегда с юга, но окунуться нужно. Сразу чувствуется прилив бодрости и жажда деятельности, такого точно не почувствуешь, когда температура воды и воздуха приблизительно одинаковы.
Искупавшись и получив свою дозу УФ-лучей, мы решили дойти до знаменитых солнечных часов и попробовать определить по ним время, ведь свои часы я забыла дома. Оказалось, что его в запасе предостаточно, и можно просто не спеша погулять по городу.

По широкой лестнице поднялись наверх и оказались в небольшом лесочке.
Просто стоять на обрыве, дыша соснами и морем, позволять северному ветру касаться твоего обгоревшего лица. Стоять и мечтать. А потом посмотреть на море и перевести взгляд на примыкающее к нему небо и увидеть четкую границу моря и неба, и задуматься, а есть ли на самом деле эта граница? Что есть горизонт?

Эти мысли почему-то привели нас к концертному залу, очаровательному дому в очаровательном парке. Нам даже удалось услышать этот прекрасный орган, правда, из-за закрытых дверей.

В Светлогорске есть еще одна достопримечательность…печальная... Белый храм с синими маковками, укрывшийся в лесу. Это храм-памятник в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Он построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года.

В этом городе переплелись и слились воедино музыка и печаль, ветер и смех, янтарь и песок, море и горы.

Домой вернулись на последнем автобусе, который опоздал на полчаса.
7 День. Южный - Калининград - Балтийск - Южный 
Музей Мир Океана в Калининграде

Музей Мирового Океана находится на набережной Петра Великого, и это действительно лучшее место для него. Это страничка Музея

Океан – огромный и загадочный, грозная стихия и колыбель жизни, вдохновитель поэтов и путь искателей приключений.

Открытка Музея Открытка Музея
Открытка Музея Открытка Музея
Столько разноцветных рыб, рыбок, рыбищ и рыбин ярких окрасок и оригинальных форм я не видела никогда в жизни! А сколько в аквариумах кораллов всех цветов и оттенков, всех размеров и какие разные у них «манеры шевеления»! В первом зале Музея вживую представлены многие уникальные обитатели Мирового Океана.
Краткая информация о Балтийском море

Следующие залы рассказывали о море, которое было за окном.

Название Balticum mare впервые упоминается северогерманским хронистом Адамом Бременским в 1075 г. В средневековье на Руси оно называлось Варяжским морем или Свейским (Шведским).

В 1738 Ф.И. Соймонов издал атлас Балтийского моря, составленный по русским и иностранным источникам. В середине 18 в. многолетние исследования в Балтийском море проводил А. И. Нагаев, который составил подробную лоцию. Первые глубоководные гидрологические исследования в середине 1880-х гг. были выполнены С. О. Макаровым.

На севере берега скалистые, много шхер и фьордов, на юге преобладают песчаные низменные берега и лагуны. Температуры воды зимой в открытом море 1-3 °С, у берегов - ниже 0 °С, летом до +18 °С. Соленость 7-8 промилле.
Балтийское море является неглубоким шельфовым морем, где преобладают глубины от 40 до 100 м.

Большая же часть дна Балтийского моря характеризуется сильно расчленённым рельефом, имеются относительно глубокие котловины (наиболее глубокая – Ландсортсъюпет -459 м).
Витязь

Судно - это сложный организм, в котором все взаимосвязано. Его жизнь зависит от каждого члена экипажа – от капитана до матроса. «Вы имели мужество и проницательность взять целый океан как область своего обучения». Роджер Ревеллт океанологам

Чтобы попасть на борт научно-исследовательского судна "Витязь", которое стало основой для музея, нужно лишь пересечь лужайку по выходе из дома - Музея, и подняться по трапу корабля - Музея.

Мы прошли по маршрутам экспедиций четырех русских кораблей с именем «Витязь», самостоятельно бродили по кораблю, заглядывали на камбуз, в трюм, машинное отделение, кают-кампанию, гирокомпасную, библиотеку, курительный салон, геологическую, эхолотную, ихтиологическую лаборотории, навигационную и штурманскую рубки, в радиорубку…

Интересный факт:
Вопрос на корабле "Которая склянка?" означает "Сколько времени?"
Склянка на корабле флота равнялась 30-минутному промежутку времени (т.е. первая склянка 00:30), а 8 склянок = 4 часа утра.
В городе Балтийске

Теперь полный вперед в Балтийск (бывшее название Пиллау) – самый западный город и порт в России.

там - Балтийская коса там - Балтийская коса
Мы шли через военный город к морю. Вот уже видны заросшие лесом берега Балтийской (Вислинскую) косы, 35 км которой принадлежат Польше, а остальные 30 км России. По дороге попадались кусты дикой облепихи, мелкие ягодки которой оправдывались их количеством. Бетонные звезды-волнорезы узкой полосой подпирали набережную.

Честно сказать, памятник императрице Елизавете Петровне мне пришелся не по душе. 6-метровый монумент императрицы верхом на лошади на северном молу портового города, немного не в кассу. «Елизавета обращена к Европе и в то же время рукой мягко подчеркивает границу России, - так задумывал скульптор Георгий Франгулян,- все корабли, приходящие в Россию и идущие в Калининградский порт, обязательно проходят через этот пролив и видят гостеприимство Елизаветы, уважающей соседей».

На пляже нас ждал колючий дикарский песок. Немного согревшись на уже прячущемся солнышке, мы полезли в море. Чтобы оказаться по грудь в воде, нужно идти и идти, покрываясь мелкими мурашками, идти и разгребать жирных студенистых медуз руками. Их в тот день почему-то было полным-полно, хорошо, что я их не боюсь.
Дома были опять поздно.
8 День. Южный - Зеленоградск - Куршская коса -Отрадное 
Калининград - Зеленоградск

Кирха в поселке Владимирово Кирха в поселке Владимирово
Ранний подъем всегда способствует великим делам, и вот уже в 6:30 утра в Южном раздался наш боевой клич «По коням!» У нас есть два дня, чтобы побывать на Куршской косе и добраться до Янтарного поселка.
По узенькой вытоптанной тропинке через поле мы добрались до ж/д станции «ОП 18». Велики раскручивать не стали, просто ждали собаки. А она, поганка, оказывается, ушла на час раньше. Чтобы не выходить из намеченного плана, пришлось сделать 18 км по трассе до вокзала в Калининграде.

По пути к вокзалу мы проезжали через поселок Владимирово, который был известен как прусское поселение Тарау с 1315 года. Немецкое название посёлка происходит от прусского слова Toraw, которое, в свою очередь, связано с мужским именем Tore (от скандинавского бога Тора).
Здесь находятся руины готической церкви, построенной в 15 веке. Большая часть крыши обвалилась, а на высоте около 17 метров лежит здоровенная статуя, готовая низвергнуться вниз и вдребезги… Церковь обнесена забором, на котором прибита табличка «Охраняется законом». Интересно, будет ли она отреставрирована?
Вот, какую информацию я раздобыла в интернете: в 1837 году в этой церкви венчались пастор Иоганн Патраций и дочь местного пастора Мартина Нендера Анхен. На свадьбу был приглашён поэт Симон Дах, который в качестве подарка специально по этому случаю написал стихи. Позднее эти стихи были положены на музыку, после чего песня «Анхен из Тарау» приобрела характер народной и стала популярна везде, где говорят по-немецки. Таким образом благодаря одной обыкновенной девушке небольшой посёлок обрёл международную известность, но только не в России.
Зеленоградск - Куршская коса

позвоним? позвоним?
В 12:17 (по Москве) мы уехали на электричке до Зеленоградска. Народа, жаждущего балтийской прохлады, в вагон набилось ну очень много, а у нас, простите, немаленькие велосипеды. Потом в давке и суматохе Ромке на руки дали мальчика лет шести. Он тихо сидел и мирно откручивал винтики от наших великов.А еще, Ромка умудрился встретить своего калининградского одноклассника, просто выцепил его из толпы. Случается же такое, но с ним чаще, чем с другими.

В Зеленоградске почти все выходили, в том числе и мы. Посмотрели местные кирхи и рванули к Куршской косе. Велосипедистам въезд на территорию Национального парка России, то бишь на косу, бесплатный. Оставили погранцу на посту рюкзак («А он не взорвется?!») и налегке двинулись по длинной и узкой ленте трассы. Мимо проносились машины, но мы тоже неслись с приличной скоростью. После Лесного свернули с дороги искупаться. Пройдя через тонкую полосу леса, попадаешь на песчаную, заросшую травой дюну. Там мы и оставили велосипеды, а сами, ступая по колючему песку, вышли на берег. Вода у берега находилась в желеобразном состоянии от скользких тельцов медузин. Разгребая руками этот студень, долго идешь по пояс в воде, и наконец, у-у-ух, в воду с головой. На берегу потихоньку высыхаешь…
Куршская коса - Рыбачий - Светлогорск - Отрадное

До Рыбачьего, в котором обнаружили церковь за забором, добрались быстро. Мы попробовали шашлык из угря (200 рэ), пиво Dojlide (Польша) и пошли загорать в бухту. У местных узнали, что в 19:08 будет автобус до Светлогорска (билет стоил 60 рублей с великами). Молниеносно разобрали велосипеды и влезли вместе со всеми. Водитель даже затормозил у поста, чтобы Ромка успел захватить оставленный у погранцов баул.
В Светлогорске произошло небольшое ЧП: при сборке велосипеда шпынечек укатился в чей-то огород, и Ромка рисковал жизнью, прыгая за ним в неизвестность через проволоку.
По Светлогорску ехали уже в сумерках, а потом и вообще наощупь. На ночь встали в 22:30 после Отрадного на поляне (на утро оказавшейся «минной»).
9 День. Отрадное - Янтарный - Калининград - Южный 
Отрадное - Синявино

путей не видно из-за высокой травы путей не видно из-за высокой травы
При свете дня поле, на котором мы поставили палатку (после курортного городка Отрадное), уже не казалось столь подходящим для ночевки – оно было «минное», и коровы были на подходе.
По трассе докатили до Донского, где обнаружили заброшенную ж/д станцию «Донское-Новое». Рельсы, шпалы и платформа заросли травой и кустами так густо, что, если не фонари, призванные в прошлом освещать этот низенький перрон, их и не найдешь. Зря я пыталась стопить поезд (см.фото), тут уже давно ничего не ходит и не будет, видимо, ходить никогда.
Когда асфальт после Донского, местами раздолбанный, но все же асфальт, сменился на старую каменную немецкую дорогу, Рома «пошутил», что именно «оно» приведет нас в Синявино. Замечу, что так называемая «брусчатка» совершенно не предназначена для езды по ней на велосипеде, да и на машине – удовольствие не из приятных. Как говорят, в каждой шутке есть доля правды, но в этот раз, это шутка оказалась стопроцентной правдой.
Синявино - Янтарный

Рома замеряет наши координаты Рома замеряет наши координаты
Но езда по этой «колдобиной» дороге окупается тем, что в Синявино находится большой, отработанный и затопленный янтарный карьер, который служит излюбленным местом купания не только у местных жителей, но и у некоторых теплолюбивых калининградцев. Вода в карьере +19 градусов, на дне - песочек, а не острые камни Балтики, вокруг - заросли дикой облепихи, ежевики и шиповника. Рай для туриста! Спрятав велосипеды в колючей облепихе, мы спустились к воде. Спуск под углом 40-35 градусов, у воды метровая более-менее пологая полоса песочка, где можно расстелить полотенце и позагорать на солнышке.
Свежие и накупавшиеся мы помчались навстречу «цели дня» – поселку Янтарному (немецкое название - Пальмникен). Рядом с ним находится крупнейшее Пальмникенское месторождения янтаря, в поселке есть Музей янтаря с Янтарной комнатой (не путать с Янтарной комнатой в Екатерининском дворце Царского Села!)
Янтарный

Из архива Независимой газеты за 14.05.2002 «В 1977 году для экспозиции Музея янтаря в Калининграде ленинградские художники изготовили фрагменты Янтарной комнаты. Работа получила высокую оценку экспертов и позволила говорить о возможности второго рождения "восьмого чуда света". Совет Министров РСФСР в 1979 году принял постановление о воссоздании Янтарной комнаты. Работы начали с поисков всех изобразительных материалов Янтарной комнаты. Никаких авторских чертежей Янтарной комнаты как в первоначальном берлинском варианте, так и в последующих - петербургском и царскосельском - обнаружить не удалось. Вероятнее всего, их просто не существовало. Уникальный интерьер не был зафиксирован ни в рисунках, ни на картинах живописцев. Основным первоисточником, на который можно было опереться при воссоздании Янтарной комнаты, оставалась только фотография. В Эрмитаже, Русском музее, Институте археологии, Государственной инспекции по охране памятников, других хранилищах было выявлено 86 фотографий Янтарной комнаты, снятые в 1859-1942 годах. В их числе уникальный слайд 30-х годов - единственное сохранившееся цветное изображение пропавшего шедевра.<…> <…>Лишь 150 граммов янтаря из одного килограмма сырья используется в качестве материала. Для воссоздания Янтарной комнаты понадобилось около 10 тонн янтаря. А стоит один килограмм янтаря сегодня на Калининградском янтарном комбинате в среднем 250 долларов».

Музей "Янтарная комната" Музей "Янтарная комната"
В Музее мы познакомились с геологом, который подробно рассказал про происхождение янтаря, его добычу, и напоследок, он пригласил нас полазить по карьеру, но мы, к сожалению, были ограничены во времени и поэтому пришлось отказаться от этого заманчивого предложения.
А еще именно в этом Музее стоит покупать сувениры, украшения и картины из янтаря (дешевле и выбор больше). После того как «трудный выбор» между заколкой из редкого зеленого янтаря и более часто встречающегося – рыжего - был сделан в пользу редкого, а также решена еще пара-тройка таких же «проблем», мы в 5 часов отправились в поселок Русское, где находятся памятники погибшим во II Мировой Войне советским и немецким солдатам.
Янтарный - Русское

Немецкий парк (кладбище) очень большой, масштабы даже удивляют. Гулять здесь не особо хочется, да здесь и не гуляют. Русский мемориал более скромный и простой: только имена, фамилии, даты и гвоздики, свежие...
Русское - Окунево

В окрестностях поселка Окунево в лесу, где шли ожесточенные бои, Рома когда-то в детстве был в туристическо-поисковом лагере. По памяти он нашел могучий дуб в овраге, на который раньше вешали разные найденные ржавые артефакты времен войны: каски, автоматы, гильзы и прочее. Сейчас, к сожалению, на дубе остались только вмятины от цепей и ржавые гвозди. Видимо здесь продолжают вести раскопки и находят братские могилы. А Ромка в борту речки, текущей по дну оврага, нашел пробку от немецкой бутылки.
Кстати, у Окунево на море широкий песчаный пляж, а углубившись чуть в лес можно набрать сладкой ежевики.
Окунево - Приморск

Со скоростью больше 37 км/час сделали до Приморска 13 километров и успели даже разобрать велики и погрузиться на автобус в Калининград!
В 22:30 сели на автобус до Южного.
10 День. Южный - Гданьск 
Автостопом до границы

граница в Багратионовске граница в Багратионовске
Проспали!!! Но вроде вовремя были на остановке. А вот автобуса до Багратионовска не было. Стопнули машину, на которой доехали почти до границы – автобусного парка в Багратионовске. Подсели в пустой автобус, только с водителями - поляками-контрабандистами. «Да тут, практически все, что с одной, что с другой стороны, контрабандисты, - просветил меня Ромка, - провозят контрабандные товары: соль, сахар, сигареты». А я-то про контрабандистов только у Лермонтова и читала в «Герое нашего времени»…
Багратионовск - Лидзбарк-Вармински

Восемь утра. Стоим в автобусо-автомобильной очереди на границе. Рома приметил впереди нас пассажирский автобус, тот, на который мы все-таки с утра опоздали. Сказал мне: «Ты только улыбнись таможеннику и нас пустят». Я так и сделала и, нас, как ни странно пропустили. Стоимость билета до Лизбурга-Вармински 120 рублей (1 злота=9 руб.).
Я сижу паинькой, смотрю в окошко и жду проверки документов, а тут тетка, сидящая впереди, вдруг спрашивает у меня: «Девушка, у вас сигарет нет?», я сильно(!) отрицательно мотаю головой, но она дальше говорит: «Можно я тогда вам дам пару своих блоков?» И вот я уже улыбаюсь пану-таможеннику. А вам никогда не хотелось побыть контрабандистом?!
Как только таможенник вышел из автобуса, поднялась суета: все разыскивали свои блоки сигарет и бутылки с сахаром по бардачкам и сиденьям.
Автостопом до Эльблонга

так бы всегда, но в этот раз мы передвигаемся автостопом так бы всегда, но в этот раз мы передвигаемся автостопом
Дорожный знак в Польше Дорожный знак в Польше
Вышли в Лизбурге-Варминском, но главный замок города был закрыт, т.к. сегодня понедельник, музейный выходной день. Зато с почты, располагающейся в красивом старинном здании, я отправила письмо маме. Недалеко расположен недействующий железнодорожный вокзал, здесь поляки предпочитают передвигаться на автотранспорте.
Чуть отошли из города и застопили мужика, развозившего мебель. С ветерком доехали до объездной на Эльблаг, где и высадились.
Эльблонг - Мальборк

"склеп" - это всего лишь магазин по-польски "склеп" - это всего лишь магазин по-польски
На нашу неудачу, ничего больше не хотело тормозиться, поэтому, не теряя времени, под жарким солнцем, мы прошли около 5 км до поворота дороги. Но впереди нас подстерегала вторая неудача в виде моста, по которому нельзя ходить пешеходам, передвигаться велосипедистам, короче чисто для тех, кто на автотранспоре. Кстати, любой нормальный человек сам не захочет идти по этому мосту. Ладно раз так, надо этот участок преодолеть по-другому. Но, оказывается, по-другому никак. Под мостом - река и железка, и перейти на другую сторону пешему человеку невозможно, без обхода. У нас получилось около 7 км (по городу Эльблаг, который по окружной объехать нам не удалось).
Здесь мы попробовали польское пиво EB, т.е. именно в городе его изготовления.
На солнышке нас совсем разморило. У еще какого-то моста после 30 минутного голосования почти посредине проезжей части, нас подобрал какой-то мужичок, владелец детского сада. Он довез нас до самого Мальборка, где находится одноименный старинный замок.
Мальборкский замок

Огромный замок рыцарей на север Польши.

План польского замка Мальборк План польского замка Мальборк
На входе мы купили русский проспект, и вот что там было написано (с сохранением орфографических ошибок):
«Обяснения пляна замка»
Крепость, расположенная в дельте реки Вислы, на рукаве Ногат, - это уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из трех крупных готических замков – Высокого, Среднего (Центрального) и Нижнего. Мощные крепостные стены, толщина которых достигает местами четырех с половиной метров, охватывают территорию почти в двадцать один гектар (0,21 км2). Площадь поверхности одних лишь крыш равна здесь пяти гектарам. В средневековой Европе говорили о Мальборке, что это «Самая высокая гора кирпича на север от Альп». Это действительно так.
Представьте себе в Мальборке есть даже Туалетная башня – Гданиско, об ее предназначение догадаться не трудно.

Территория Замка настолько обширна, а в самом Замке такое огромное количество узких винтовых лестниц, сырых коридоров и залов, что мы с Ромой даже умудрились потерять друг друга на некоторое время.
Мальборк - Гданьск

в польской электричке в польской электричке
на платформе в Мальборке на платформе в Мальборке
На электричке уехали в Гданьск, чуть не проспав свою станцию. Нашли Балтик-гостиницу за 40 ZL (12$)/чел/ночь. Комната ничего и завтрак включен.
Вечерний Гданьск

Покушали в пиццерии, пробовали польское пиво и гуляли.
11 День. Гданьск - Калининград 
Прогулки по Гданьску

Время в Польше 7, в Калининграде 8, в Москве 9 часов утра

Куда изволите? Куда изволите?
в торговом центра Гданьска в торговом центра Гданьска
Утром проснулись и отправились на кухню «Балтик-отеля» (стоимость завтрака входила в счет), где уже во всю поглощали завтрак а-ля Юэроп – кофе, яйца, печенье, бутерброды с масло и джемом, а также мюсли с молоком, студенты из разных стран. Покушали и айда гулять по Гданьску! Зашли в здоровенный торговый центр Madison, нашли хорошую и относительно недорогую Интернет-кафешку.
Экскурсия по городу заняла оставшееся время до автобуса в Россию, который отправляется в 15:30 по-местному времени (стоимость билетов 28 ZL)
Из путеводителя, который нам выдали в столе информации в т/ц Madisson:
Из числа многих уголков Северной Европы Гданьск отличается необыкновенной красотой. Архитектура Гданьска – это сочетание суровости готики, элегантности ренессанса и роскоши рококо.
Мы прогулялись вдоль реки Молтава, посмотрели на портовый кран «Журавль».
Гданьск всегда был безопасной пристанью для яхтсменов. В центре Старого города находится парусная гавань.
Гданьск - Калининград

Из путеводителя, который нам выдали в столе информации в т/ц Madisson
12 День. Поезд в Москву. 

Рома & Катя Рома & Катя
Этот поход подошел к завершению, но впереди еще масса разнообразных МАРШРУТОВ!!!

Комментарии
RusTy17.02.13, 21:16
Вы молодцы! 
Благодаря Вам "окунулся" в небольшое виртуальное путешествие по таким интересным местам. Спасибо за шикарный отчёт!
Guest26.09.12, 01:41
От Саратовца 
очень правильно избран способ экстримального туризма и способ передвижения (отлично и спасибо за интересн рассказ) я тоже предприму такой пробег (на вело-байке)
Guest21.07.12, 17:17
Очень понравилось 
Красиво написано + фотоотчёт, в общем супер)
О Маршруте
Категория сложности: 1
Опубликовал Роман Железов