1500 км по Горному Алтаю: Телецкое озеро - пер. Кату-Ярык - Акташ - Кош-Агач - пер.Тёплый ключ - плато Укок - пер. Богомуюз - Джазатор - Кош-Агач - Акташ - Иня - Тюнгур - радиально пеший выход на пер.Кара-Тюрек - Усть-Кокса - Усть-Кан - Туекта - пер.Ороктойский - Еланда - Чемал - Бийск

Вступление в путь

Команда из 6 чел Котлас (Архангельская обл.) и С.Петербург. Вторая половина маршрута - только трое из Котласа. Ориентировочно 4 к.с.

Нитка маршрута: Телецкое оз. (юг - мыс Кырсай) - вверх по р. Чулышман - р. Чульча (пешая радиалка к вдп. Учар) - пер. Кату-Ярык(1615м) - п.Балыткуюль-с.Улаган - пер.Улаганский (2080м) - п.Акташ-с.Курай - с.Кош-Агач - р. Тархата - пер.Тархатинский (2415м) -пер.Джумалинский (2680м) - источники Джумалинские (Тёплый ключ) - пер.Тёплый ключ (2917м) - плато Укок - р.Калгуты - р.Аргамджи - оз.Гусинное - р.Ак-Алаха (ур. Бертек) - переправа через р.Ак-Алаха -р.Ак-Коль - пер. Богомуюз (2840м) - р.Жастер (брод) - д.Беляши(Джазатор) машиной до п.Кош-Агач - п.Акташ - Ак-Бом - с.Иня - половина группы продолжила путь до пер.Чике-Таман (1480м) и далее машиной в г.Горно-Алтайск и далее в Бийск. Вторая половина группы продолжила велопутешествие по Алтаю: Иня-вверх по р.Катунь(копанная дорога) - с.Тюнгур - радиально пеший выход по р.Кучерла и пер.Кара-Тюрек (дошли до высоты 2847м), далее п.Усть-Кокса -д.Сугаш - пер.Кырлыкский(1466м) - п.Усть-Кан-пер.Ябоганский (1500м) - с.Каракобы - с.Туекта - с.Курата - д.Ниж.Талда - пер.Ороктойский (1620м) - с.Ороктой - д.Еланда - с.Чемал -п.Элекмонар - с.Усть-Сема - с.Манжерок - с.Майма - с.Сростки -г.Бийск.

Алтай – алтын – золотой…

Удивительно красивая горная страна на стыке границ четырёх государств России, Китая, Монголии и Казахстана. В 2009 году путешественники из Котласа уже испытывали свои велосипеды на серпантинах горных дорог Алтая. В 2011 у нас возникло непреодолимое желание вновь побывать там. К планированию маршрута подошли более основательно. Основной идеей путешествия было плато Укок и тропа вниз по Аргуту от п.Беляши (Джазатор) до р.Аккем через три перевала Бартулдак, Суллу-Боч и Ярлу-Боч, общая протяженность этого участка около 130 км. Из которых 80 км конная тропа, 50 км – дорога.
В 2006 году команда из Одессы прошла этот сложный путь: http://speleo.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=f6b4f034-b717-4376-a74b-e9801fe37de1 Воодушевлённые их примером, мы приступили к подготовке путешествия. Зимой 2011 года прикупили верёвки, карабины, сублимированные продукты и т.п. необходимое снаряжение. К началу лета собралась команда из 6 человек: Евтюков Герман с женой Валентиной из С-Петербурга, Кузнецов Александр – п.Вычегодский, и трое человек из Котласа - Стенин Александр, Шибанов Алексей, Мамонтов Олег – руководитель проекта. Заранее (в середине июня 2011 года) заказали пропуска в погранзону в Акташском погранотряде, что всё-же не уберегло нас от незначительных недоразумений при их получении на месте.

23.07.11г. – торжественные проводы 4 участников из Вычегодского и Котласа на вокзале ст.Котлас-Южный.
Ещё двое участников из С-Петербурга вылетают самолётом 24 июля и присоединяются к нам в Новосибирске через день.
25.07.11г. Всё прошло по плану и в намеченное время все шесть путешественников встретились на ж/д вокзале в Новосибирске. Ночной поезд Норвосибирск – Бийск отправился по расписанию в 20:45 и 26 июля 2011 года в 6:00 по местному времени доставил нас к новому ж/д вокзалу г.Бийска.
26.07.11г. Выгружаемся из вагона и вновь загружаемся в ГАЗель. Четыре часа до п.Артыбаш пролетели как во сне, впрочем, все на самом деле спали. Виной тому возможно смена часовых поясов или 3л. медовухи (бормотухи), купленной на рынке в селе Сростки.
13:00 мы стоим на причале п.Артыбаш, расположенного на северном берегу Телецкого озера в истоке р.Бия.
В местных магазах докупаем недостающие продукты, в 14:00 готовы к плаванию по Телецкому озеру. Под 200-сильным мотором Ямаха наш катер летит стрелой по прозрачным водам озера.
По пути просим Александра – владельца и капитана катера зайти на водопад Корбу на одноименной реке.
- На входе у водопада один из Александров насмешил всю группу и охранников парка: проход к водопаду на территорию заповедника платный - 100 руб с носа... стоим торгуемся, мол сами мы не местныя, издалёка мы, на минуточку только заглянем одним глазком, чего ж тут 600 рублей то платить? Через пару минут охранник уже готов был пропустить нас за даром, но тут подходит Саша и толком не разобравшись начинает возмущаться: "За что тут 600 рублей платить? Давайте мужики, скидывайте... хотя бы до 500..." И протягивает охранникам 500 руб. Деньги исчезают в окошечке, следует немая пауза.
- Кассира (завхоза) на мыло!!!
В течение часа наслаждаемся красотой водопада и колоритом местной сувенирной лавки.
После захода к водопаду на озере поднимается ветер и довольно высокая волна, приходится сбавлять газ и идти на малых оборотах.
Около 16:00 нос нашего катера плавно утыкается в песчаный пляж мыса Кырсай. Вот и сбылась мечта «идиотов» - мы в начальной точке велопутешествия!

Вечерние купания, прекрасные виды Телецкого озера и коньячок завершают день, завтра «в бой»!
День 1

27 июля 2011 года.
Сегодня по плану мы идём вверх по долине р. Чулышман по левому берегу до правого притока р.Чульча, всего около 50 км. По пути нас ждут алтайские деревни Балыкча, Коо и радиальный выход к «каменным грибам» (N: 51гр06,719` Е: 087гр58,600`) на правом притоке Чулышмана р.Карасу.
В 2009 году мы достаточно познакомились с «гостеприимством» местных жителей. Дважды у нас вымогали мзду за проезд через «их территорию», но всё обошлось благополучно, наша находчивость, несгибаемая воля и быстрые ноги позволили избежать серьёзных конфликтов.
08:00 ураганные сборы закончены, коллективное фото на берегу Телецкого озера и в путь.
Ехать легко, довольно плотная каменистая грунтовка медленно забирает вверх вместе с Чулышманом.
09:00 Стоим у водопада Ачелман перед д.Балыкча.
Нажимаем на педали и быстро, что бы избежать ненужных встреч, движемся по центральной улице. Всё довольно мирно в этот раз. Несколько нетрезвых Алтайцев здороваются с нами, отвечаем взаимностью. Видимо, что-то изменилось в сознании жителей гор. Удивительно, но в центре посёлка стоит вышка сотовой связи – МТС пришёл… Есть связь с внешним миром.
11:00 Мы стоим на мосту через р.Чебдар. небольшой перекус и дальше крутить педали. За мостом дорога поднимается в небольшой бом и после стремительно спускает нас обратно к Чулышману. На пути становится заметно больше камней, дорога оканавлена, видимо здесь был ремонт. Но я не сказал бы, что после него стало лучше. Приятней ехать рядом по оставшимся грунтовкам.
12:00 Проезжаем деревню Коо, всё спокойно.
13:30 р.Карасу, она впадает в Чулышман справа, т.е. на противоположном берегу.
На нашем берегу расположилась вновь организованная турбаза. Постояльцев немного, но на базе есть моторная лодка и организована переправа на правый берег к «каменным грибам». Пока моторка занята переправой группы туристов, варим обед.
15:15 К переправе готовы. 500 «рваных» и старенькая моторка лавирует между струй Чулышмана, доставляет нас к цели. По тропе идём правым бортом р.Карасу вверх почти на 300 метров.
Вид на Чулышман потрясающий. Ну и «грибочки» тоже хороши.
От первой группы каменных изваяний узкая тропиночка забирает резко вверх и выводит ко второй группе останцов.
- На "грибах" посмеялись от души. Один из "штатных юмористов" нашей группы общается с туристами пешеходниками. Те интересуются нашими планами и в частности на завтра, узнают, что мы собрались к водопаду Учар, предупреждают - тропа там серьёзная, идти 9 км без учета рельефа. На что наш отвечает: "9км - фигня, мы на великах!" Следует немая пауза, пешеходники в камуфляже вращают глазами, стоят в оцепенении и не знают что сказать. Через минуту один из них придя в себя изрекает: "А сюда ты чего ж без велосипеда залез!?"
Лезем выше. Здесь действительно хорошо, виды отличные.
17:40  Набравшись впечатлений идём вниз к Чулышману. Свистим, кричим, что есть мочи… через несколько минут моторка идёт за нами.
18:00 Мы на базе. Подвыпивший хозяин полянки уговаривает нас остаться ночевать за 100 рублей с палатки, подумав, едем дальше – поближе к устью Чульчи. Она совсем рядом в 1 км. В точке N51гр05,555` E087гр59,427` встаём на стоянку. Пройдено сегодня 50,4 км, время движения составило 4ч. 46мин., средняя скорость движения 10,6 км/ч. Максимальный перепад высот 401 метр. Стоянка на отметке 495 метров.
Трек 01 Профиль
Трек 01 в цвете

День 2.

28 июля 2011 года.
План на сегодня: до обеда пешая радиалка к водопаду Учар на р.Чульча, после обеда подъезд под перевал Кату-Ярык.
Напротив устья Чульчи находится две турбазы, одной из них командует наш старый знакомый алтаец Валера. В 7:30 мы стоим у его аила. На старенькой моторке висит лодочный мотор "Нептун" - Валера заработал вёслами на перевозке туристов через Чулышман. Молодец, хоть какой то прогресс. Оставляем наших коней под охрану, дружно усаживаемся в моторку.
8:00 мы в полном составе стоим на левом берегу Чулышмана. Отсюда до цели нашей прогулки 9 км без учета горного коэффициента.
День 2 трек Учар
Профиль Учар
(на обратном пути навигатор был выключен, но при сохранении трека прорисовал прямую от водопада до устья Чульчи)
По тропе идём к ущелью, в котором яростно шумит Чульча. Через пару километров подходим к плакату, с надписью "Стой! Алтайский государственный заповедник". В соответствии с надписью постояли, но ничего особенного не произошло и "разочарованные" пошли дальше по тропе. По имеющимся сведениям здесь периодически промышляют предприимчивые алтайцы пытаясь выбивать дань с туристов за посещение заповедника.
9:20 мы на полпути к водопаду, проходим скальник.
Погода сухая, ничего сложного, но всё-же надо быть аккуратным и внимательным, разгильдяйства горы не прощают. По слухам в этом месте периодически происходят падения туристов - будьте осторожны!
10:30 Открывается незабываемый вид на нерукотворное чудо Алтая.
По сведениям Учар возник во время одного из землетрясений около 200 лет назад. 160 метров красоты!
Небо затягивают низкие свинцовые тучи, пошел дождь... Что-то плохо наш штатный шаман вчера погоду настроил, будет сегодня тренироваться...
По мокрому, скользкому стволу упавшего кедра переходим на островок в русле реки, там ещё одна сборная группа туристов совершает ритуальные омовения в бурлящих водах Чульчи. Нас хватило только умыть лицо.
12:00 вдоволь насладившись атмосферой Учара, поворачиваем обратно на базу. По пути тучи рассеиваются, солнце высушивает мокрые камни.
Обратная дорога как всегда кажется быстрее.
14:20 Еле докричались до Валеры на противоположном берегу. Пришлось даже пару раз из ракетницы бахнуть. Время - обед.
16:00 с севера наползают свинцовые тучи, почти ураганный ветер поднимает тучи пыли, закручиваясь в смерчеподобные вихри. Как и полагалось, за всем этим следует ливень...
18:00 Ливень прошел, собираем шмудняк и направляем своих коней к перевалу Кату-Ярык. От устья Чульчи на Чулышмане появляются пороги.
Дорога постепенно забирает вверх. Снизу с Телецкого озера вновь наползают тучи, вместе с сумерками начинается дождь.
Зачехляем рюкзаки и зачехляемся сами. Едем медленно, «отремонтированная» дорога вся состоит из гравия чуть меньше кулака. Ехать – сплошная мука. На одном из небольших бомов рядом останавливается 2-х сотый «кукурузник». Плавно опускается стекло водительской дверки. «Ну, что, убогие… может помочь чем?» - «Спасибо, родной. Сами ужо как нибудь…»
21:00 Плотно наваливается ночь. Не доехав до турбазы под перевалом Кату-Ярык около 7 км, встаём на стоянку на берегу Чулышмана, спрятавшись с дороги за большим камнем. В свете фонариков под проливным дождём натягиваем тент и ставим палатки. Поздний ужин, ритуальные «заклинания» шамана на хорошую погоду.
23:00 отбой. Сегодня пройдено 26 км пешком и 22,3 км в седле. Всего на одометре 98,7 км. Максимальный перепад высот за сегодняшний день 310 метров. Стоянка на высоте 670 метров над уровнем моря.
Профиль день 2
День 2 трек

День 3

29 июля 2011 года.
План на сегодня - преодолеть перевал Кату-Ярык (1630м) и как можно ближе подойти к Улаганскому перевалу.
7:00 просыпаемся под барабанную дробь дождя о тенты палаток.
Мокрая вата цепляется за вершины деревьев и скалы по берегам Чулышмана, воды в нём за ночь явно прибавилось. Неспешно завтракаем под тентом, ни у кого нет желания выезжать под проливным дождём на дорогу.
8:30 Дождь потихоньку стихает, в тучах появляются просветы - обнадёживающий факт. Начинаем медленно собираться.
10:00 Выезжаем к перевалу.
Оставшиеся со вчерашнего дня 7 км преодолеваем за 40 минут. Солнце добивает остатки туч и начинает жарить почти в полную силу. По дороге на перевал текут ручьи. Водители на "пузотёрках" стоят внизу, ожидая, когда подсохнет гравийный серпантин. Длина подъёма в перевал составляет 3,5 км при перепаде высот 530 метров. Путём несложных математических вычислений получаем уклон в 15,1%... не так уж и много, но по личным ощущениям крутизна иногда доходит до 20-25%.
11:00 набираем воды из источника, снимаем с себя тёплую одежду... к штурму готовы. 11:10 начинаем медленно карабкаться вверх, толкая велосипеды с навьюченными рюкзаками.
12:15 поднимаемся на 250 метров вверх - это примерно середина пути до перевала.
Рядом с нами идут немцы из тургруппы, их автобус ушел вверх налегке. В помощь им, оставив только наших переводчиков и 3,5 км подъёма приходится преодолевать пешком, как и нам. Один из гидов глядя на мучения Валентины, оказывает ей "гуманитарную" помощь - толкает сзади рюкзак, а заодно и велик, Вале остаётся только рулить. С "божьей" помощью она оставляет далеко позади мужскую часть группы.
13:15 Ура! Через 7 поворотов серпантина, 7 сошедших потов и 530 метров подъёма мы стоим наверху!
1200 метров над уровнем моря. Безудержно хочется восполнить потерянные калории. Воды наверху нет, перекусываем колбасой, сухофруктами и конфетами, запиваем всё это родниковой водой, набранной внизу.
Вид с перевала Кату-Ярык на серпантин и долину Чулышмана внизу заставляет задуматься о вечном и забыть о физических усилиях, потраченных на преодоление подъёма.
14:00 Мы снова в седле, дорога несколько выполаживается, но всё-равно идёт вверх. Медленно крутим низкие передачи, скорость от 4 до 12 км/ч.
16:00 Через 2 часа достигаем высшей точки перед Улаганским нагорьем - 1634 метра. Собственно это и есть сам перевал.
От перевального взлёта из долины Чулышмана мы прошли 11,5 км, поднявшись ещё на 434 метра. В среднем градиент составил около 4%.
На спуске с перевала на Улаганское нагорье скорость иногда возрастает свыше 60 км/ч. Высота нагорья около 1300 метров над уровнем моря.
18:00 Гравийная дорога идёт по правому берегу р. Б.Улаган. Перед подъёмом в небольшой бом останавливаемся у группы курганов, расположенных слева от дороги.
Внешне они целые, т.е. не подвергались археологическим раскопкам. Рядом с ними группы камней, выложенные в различные фигуры, в основном в виде полуокружностей и кругов. На склоне целый "сад камней" большинство из них явно поставлены руками человека.
19:00 Не доезжая 2 км до д.Балыткуюль слева от дороги расположены пазырыкские курганы - могилы вождей древней знати.
Они разграблены ещё в древности, но советские археологи обнаружили достаточно уникальных артефактов, свидетельствующих о высокой культуре и связях древних жителей Алтая.
19:30 Заезжаем в Балыткуюль. Все хотят пить!!!
- Так получилось, что мне в одиночку пришлось  мчаться в магазин, купить вожделенной влаги. Местные удивлённо смотрят на меня, как на незваного гостя, ещё бы, на мне "вызывающая" велосипедная форма. Быстро рассчитавшись за квас и пиво, не дав им опомниться, лечу обратно. Просто повезло, что обошлось без конфликта, хотя пьяных алтайцев в магазине и снаружи было достаточно.
20:00 Дружной толпой выезжаем из деревни в сторону Улагана. Солнце прячется в отрогах Айгулакского хребта, надо искать место для стоянки.
20:30 Сворачиваем с дороги, проезжаем 1,5 км и встаём в распадке чуть выше правого берега р.Балыткуюль. Довольно укромное место, закрытое почти со всех сторон. Внизу у реки большая поляна с мусорным контейнером и общественным туалетом, как положено без дверей. Видимо, здесь проводятся деревенские гуляния.
Сегодня пройдено 44,1 км со средней скоростью 8,5 км/ч, время движения 5 часов 10 минут. Максимальная высота 1634 метра, стоянка на высоте 1340 метров, максимальный перепад 964 метра. Всего на одометре 142,8 км.
Профиль день 3

Трек день 3

День 4

30 июля 2011 года.
План на сегодня - пройти пер. Улаганский (2080м) и добраться до п.Акташ на Чуйском тракте.
7:00 Общий подъём. Погода радует - шаман постарался!
9:30 Закончены долгие сборы и в путь. Неспешно поднимаемся обратно на дорогу, она медленно идёт вниз к районному центру Усть-Улаган. За 6 км до села появляется асфальт.
10:50 Усть-Улаган. Довольно большое село - районный центр Улаганского района.
С утра прошли 15 км. Для обеда вроде бы рановато, но впереди нас ждёт затяжной подъём в Улаганский перевал, поэтому решаем подкрепиться в кафешке. За зданием районной администрации сворачиваем во двор, "привязываем" коней. Сегодня суббота, кафе закрыто на профилактику, но добрая кухарка делает для нас исключение, салат и яичница с пельменями - вполне приличный обед. Пока всё это готовится, покупаем арбуз и уничтожаем его.
11:45 Во время послеобеденного отдыха делаем несколько контрольных звонков домой. Надо двигать дальше к Чуйскому тракту. За Улаганом пересекаем по мосту р. Башкаус - 1219 м над уровнем моря - начальная точка подъёма в Улаганский перевал. Дорога - асфальт, почти с постоянным уклоном в 3% медленно идёт вверх.
12:40 За мостом через р.Кубадру начинаются гравийные участки, уклон иногда возрастает до 14%. Почти всё можно ехать в седле. Между гравийными участками идёт асфальт.
14:30 Останавливаемся на "перекур" напротив поворота к базе отдыха "Балыкту-Кёль". Два года назад мы стояли здесь на берегу этого великолепного озера. Отсюда до перевала ещё почти 7 км.
15:20 Остается 120 метров по высоте и чуть более 1 километра подъёма, дорога резко уходит вверх и градиент достигает в среднем 10%, иногда доходя до 15%.
15:45 2082 метра над уровнем моря.
Мы на перевале! Уставшие, но довольные собой фотографируемся на фоне Курайского хребта и Улаганского нагорья.
На подъём затратили ровно 4 часа вместе с отдыхом.
16:50 Съедена перевальная шоколадка и перевальная колбаса с хлебом, можно двигать вниз.
На спуске с Улаганского перевала открывается великолепный вид на снежные вершины Северо-Чуйского хребта.
Через 1 км после начала спуска асфальт заканчивается и начинается гравий почти до самого п. Акташ.
17:20 Спуск идёт вдоль р.Чибитка, прорезающей ущелье между Айгулакским и Курайским хребтами. За озером Чейбеккель на дороге есть интересное место - Красные ворота.
Долина Чибитки сужается до 15 метров среди отвесных скал красного цвета. Встречаем здесь группу барнаульских байкеров, человек 30.
Катают вниз налегке - хороший даунхил, скорость зашкаливает за 60 км/ч! Нам с грузом на багажнике конечно не обогнать их, но стараемся не отставать.
17:50 Въезжаем в п. Акташ.
Завтра нам надо получить пропуск в пограничную зону в местном погранотряде. Мы заказывали его заранее за 30 суток до начала путешествия. По пути покупаем молока и выпечки в ларьке у обочины, моментально всё проглатываем. В местном магазе покупаем вкусняшек на ужин.
19:00 Поворачиваем вниз по Чуйскому тракту и встаём в 1 км от села на берегу р. Чибитка.
Сегодня пройдено 72,1 км со средней скоростью 13,1 км/ч, время в движении составило 5 часов 22 минуты. Максимальная высота 2082 метра над уровнем моря, максимальный перепад 863 метра, стоянка на высоте 1300 метров. Всего на одометре 214,9 км.
Профиль день 4 с разметкой
Трек день 4

День 5

31 августа 2011 года.
План на сегодня - Чуйский тракт, как можно ближе подойти к п. Кош-Агач.
Как обычно в 7:00 общий подъём. Погода отличная, на небе ни облачка.
9:30 выезжаем со стоянки, поворачиваем обратно в сторону п. Акташ. Немного покружив по посёлку подъезжаем к КПП погранотряда (N50гр18.682`; E087гр35.679`). На КПП обращаемся к прапорщику. После долгих поисков он находит один пропуск на троих участников группы (Германа, Валентину и одного из Александров), которые идут маршрут частично, только на плато Укок. Пропуск ещё на троих человек, в том числе руковода отсутствует. Прапор проверил все папки не менее трёх раз - ПРОПУСКА НЕТ!!! Озадаченные таким поворотом дел высказываем претензии. Подоспевший майор успокаивает, предлагает немного подождать, пока нам оформят новый пропуск. Интересно, а чем же вы господа пограничники 30 дней занимались!?
10:00 Половина группы , которой оформлен пропуск, предлагают им ехать вперёд, а нам по мере готовности пропуска, догонять их. Что делать - соглашаемся.
Через 40 минут утомительного ожидания на смолистой скамеечке у КПП на палящем солнце нам всё-же выдают заветную бумажку, где записано три фамилии и разрешенные к посещению места республики Алтай - плато Укок, река Аргут, Катунь, Аккем, поселения Кош-Агач, Тюнгур, Усть-Кокса. Т.е. почти вся приграничная зона Алтая кроме верховий р. Чулышман.
11:00 Заезжаем в кафе на Чуйском тракте, по соседству с одной из автозаправок. Недорого и вкусно обедаем. И в путь, догонять группу лидеров. За Акташем начинается плавный подъём со средним градиентом 1,5%. Но иногда он доходит до 15%. Дорога - чудесный асфальт идет вверх по р. Менка в обход горы Мелькенек.
Вид на вершины Северо-Чуйского хребта потрясающий.
12:00 За селом Мены Чуйский тракт вновь подходит вплотную к Чуе. Дорога несколько выполаживается на высоте 1470 метров.
12:40 Подъезжаем к границе Кош-Агачского района, с утра пройдено почти 25 км.
Первая половина группы где то впереди. отсюда начинается подъём в бом перед Курайской степью. иногда его называют Курайским перевалом, его высота 1600 метров. Крутизна подъёма колеблется от 2 до 12%, перепад в 138 м. на участке длиной почти 5 км.
13:10 В конце подъёма догоняем группу лидеров.
13:40 Мы стоим на спуске в Курайскую степь.
Спуск шикарный, скорость на велокомпьютере вплотную подошла к 70 км/ч! Жара стоит около 30 гр.С. Ледник Актру так и манит к себе кристальной белизной и ледяной прохладой.
Но до него далеко и нам немного не по пути.
14:40 Измученные жарой встаём на обед на берегу р. Кызыл-Таш. На небе собираются грозовые тучи, поднимается ветер. справа и слева от Чуйского тракта сверкают молнии. Сидим под навесом, жуём суп в ожидании грозы... Но она прошла стороной.
16:00 Продолжаем крутить педали. Чуйский тракт почти с постоянным уклоном в 2% поднимает нас на высоту в 1700 метров.
Ветер дует в спину с бешенной силой, порывы достигают метров 25 в секунду. Даже в подъёмы с 12% градиентом идём со скоростью 20 км/ч! Красота, слева и справа от нас идёт гроза, сверкают молнии. Хорошо вчера шаман постарался!
17:40 Останавливаемся на очередной привал у реки со смешным названием Менту-Ярык. со всех сторон к Чуйскому тракту собираются грозовые тучи. Надо искать стоянку.
18:30 Подъезжаем к небольшому притоку Чуи реке Тыдту-Ярык. Здесь небольшая роща из тополей, хоть как то закрывающих видимость с дороги и от ураганного ветра. Встаём на стоянку.
К 20:00 ветер стихает, дождь обошел нас стороной.
Сегодня мы прошли 81,2 км со средней скоростью 18,8 км/ч, время движения 4 часа 21 минута. Максимальная высота 1755 метров, максимальный перепад 455, стоянка на высоте 1740 метров. Всего на одометре 296,8 км.
Профиль день 5
Трек день 5
День 6

1 августа 2011 года.
План на сегодня добраться до п.Кош-Агач, получить там разрешение на посещение "зоны покоя Укок" и через Чуйскую степь дойти до Тархатинской погранзаставы.
Выезжаем в 8:30. От стоянки на берегу Чуи дорога поднимается в небольшой холм (перепад до 100 метров) и плавно опускается в Чуйскую степь.

9:15 Проезжаем Ортолык - традиционное алтайское поселение, есть небольшая гостиница, магазов нет...

10:30 Мы на въезде в Кош-Агач. Почитали плакаты на обочине дороги про пограничную зону и национальный парк "зона покоя Укок".
11:15 Въезжаем в центр посёлка. Долго ищем здание администрации парка, несколько раз объехав по кругу центр Кош-Агача, всё-таки находим еле приметный офис (N49гр59.891`, E088гр39.424`)
Заплатили по 250 руб с носа за посещение объекта всемирного наследия. Плотно пообедали в кафе "Яломан" (N49гр59.680` E088гр39.620`) В магазе закупили продукты на неделю. На местном рынке Валентина думала, что купила 1,5 л молока. "Молоко" оказалось ядрёным кумысом крепостью около 12-15%... Это мы узнали на подъезде к р.Тархата.
14:00 Выезжаем из Кош-Агача по дороге в направлении указателя на Джазатор. Первые несколько км - дорога асфальт, превращающийся затем в утоптанную гравийку, усыпанную камнями размером с кулак.
Двигаться больше 12-15 км/ч невозможно. Параллельно основной дороге по степи идут несколько укатанных грунтовок - плотные и почти без камней, съезжаем влево на одну из них.
15:30 От Кош-Агача мы отъехали около 16 км. Навстречу движутся двое байкеров - Сергей и Николай - возвращаются с Укока. Сергей: "Моя философия простая - вот я, вот мой байк, а вот дорога... куда хочу, туда и еду..."
- Как там на Укоке?
- Холодно, высоко. Через день всё сами увидите, на неделю он весь ваш...
- Как дальше дорожка, долго ещё это "эхо войны" длиться будет?
- До самого Тархатинского перевала, т.е. ещё километров 50-60. Я бы всех насильников заставлял каждый день ездить по этой дороге туда и обратно в течение срока... Думаю, что через месяц они или умерли или встали на путь истинный.
- Молодцы ребята, спасибо за инфу, может ещё встретимся!
16:40 Дорога всё время идёт вверх с постоянным уклоном от 0,5 до 1%. Измученные тряской встаём на перекус у одинокого камня. Видимость вокруг до 70 км! Герман и Олег допили 15%-е "молоко", им стало заметно лучше, чем другим участникам похода.
Где то у Чуи собирается гроза. Шаман постарался в очередной раз - все тучи идут мимо.
18:00 Подъезжаем к границе Чуйской степи - впереди горы. В этом месте расположены здоровенные камни в форме круга.
По разным сведениям то ли святилище, то и место жертвоприношений.
Из ущелья Тархаты прямо нам в лицо дует сквозняк со скоростью до 12 м/с. Ехать тяжело, плюс подъём по гравийной дороге с уклоном в 5%. Спешиваемся, толкаем велики по гравию размером с кулак.
19:00 Спускаемся в долину Тархаты. Дорога ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ!!! Упираемся в шлагбаум погранзаставы.
Трое служивых в форме цвета хаки тщательно проверяют паспорта и пропуска, записывают в какие то журналы. От ветра укрываемся в их вагончике, говорят, что такая погода минимум на 3 дня... Да, везёт же нам...
19:40 Проезжаем вверх по дороге ещё около 3 км, ветер начинает ронять велосипеды.
Надо искать укрытие для стоянки. С дороги спускаемся вниз влево в один из распадков на берегу Тархаты, небольшой гребень создаёт укрытие от сильного западного ветра.
20:00 Ставим лагерь, готовим ужин. Шаман камлает на погоду...
Сегодня пройдено 58,5 км, со средней скоростью 10,4 км/ч, время в движении составило 5 часов 38 минут. Наибольший перепад высот 322 метра, наибольшая высота - 2066, стоянка на высоте 2031 метр над уровнем моря. Всего на одометре 355,3 км.
Профиль день 6
Трек день 6
День 7

2 августа 2011 года.
План на сегодня пройти Тархатинский перевал и как можно ближе подойти к Джумалинским источникам, если повезёт, пройти перевал Джумалинский. Пахота предстоит неплохая, да по "военной" дороге в долине Тархаты...
8:45 Сворачиваем лагерь и вытаскиваем велики вверх на дорогу. Погода получше, чем вчера. Ветра почти нет, но с запада натягивает тучи. Будем надеяться, что шаман всё правильно сделал. Едем, как и вчера по гравию, размером с кулак. Тряска выводит из себя! Но делать нечего - другого пути нет... терпим.
9:40 Подъезжаем к летнику.
На пастбище у Тархаты пасутся огромные яки, коровий кизяк в виде лепёшек сложен в прикольные башни. Дорога местами ещё хуже - в дополнение к камням появляется "гребёнка". Ехать выше 12-15 км/ч невозможно.
10:15 По мосту переезжаем на правый берег Тархаты, дорога становиться чуть лучше.
Высота 2200 метров над уровнем моря - начинает чувствоваться недостаток кислорода, незначительно, но крутить педали становится труднее.
Справа от дороги много ритуальных камней, поставленных в различные фигуры или сложенных в виде маленьких курганов.
11:50 Дорога поднимается в небольшой бом, уклон возрастает до 8% - пыхтим.
До Тархатинского перевала ещё около 13 км и почти 200 метров по высоте. Мимо проносятся несколько УАЗиков с турьём - кричат и машут руками, отвечаем взаимностью.
Вокруг желтые горы, синяя даль неба, дорога змеёй уползает всё выше и выше. В долине Тархаты пасутся стада.
13:30 Подъезжаем к аилу на Тархатинском перевале.
Здесь есть кафе и можно укрыться от непогоды. Решаем сготовить обед и заодно заказать жаренного хариуса, выловленного из местного озера на перевале. Хозяин говорит, что ждать рыбу окло 40 минут, соглашаемся, как раз свой обед сготовим. В кафешке занимаем целиком один из столов, сидим ждём калорий.
Неожиданно погода резко портится, с запада налетает шквальный ветер, приносит грозовую тучу. Ветряк, установленный рядом с кафешкой бешено вращается, кажется, что ещё чуть-чуть и он улетит. За всем этим следует ливень. Укрываем велики и прячемся в аил. Олег заряжает аккумуляторы для фото-видео и ЖПС от штатного аккумулятора кафешки.
14:30 Дождь понемногу стихает. Наш обед готов и хариус поджарен - 80 руб за 1 рыбку весом 100 гр...
15:30 Утробно урча вываливаем из кафешки. Благодарим хозяина за приют. От кафешки ещё около 3 км до вершины перевала и 80 метров набора высоты.
Дорога стала заметно лучше. Тихонечко едем разминая животы коленями.
16:00 Стоим на Тархатинском перевале. Высота 2415 метров над уровнем моря. С утра мы набрали 352 метра. Дальше спуск в долину р. Жастер. По плотному гравию мчимся до 45 км/ч.
16:40 Подлетаем к развилке дорог на Беляши (направо) и Тёплый ключ (налево).
Отсюда начинается плавный подъём в Джумалинский перевал. На 15 километровм участке дорога поднимается вверх на 378 метров и достигает высоты 2689. Уклон в среднем составляет 2,5%, местами до 8-9%. Подъём идёт в долине р.Усай - приток р.Жастер.
17:40 Стоим у начала основного взлёта на перевал. Олег уговаривает всех поднапрячься и "сделать" его. "Чем больше мы пройдём сегодня - тем завтра будет легче... Осталось то всего 9 км до истоков р.Жумалы - там встанем на стоянку."
Что ж 9 км - мелочь, идём... Дорога с градиентом около 8% уходит вверх.
18:20 Стоим на высоте 2600 метров. Сердце бешено колотится в груди, ртом хватаем воздух... Мимо проезжает "Волга" в багажнике торчит "Стеллс" Валентины, а она сама гордо сидит на переднем сидении.
Увидев её на подъёме, местные не выдержали, и бесплатно согласились подвезти на перевал. Ну, а нам ничего не остаётся, как тащить груженые велы вверх по камням. За 1,5 км до вершины перевала налево уходит дорога, ведущая на Калгутинский рудник - нам туда не надо.
19:00 Ура! Мы стоим на Джумалинском перевале!
Высота 2689 метров над уровнем моря. Вечереет, наваливаются сумерки и становится довольно прохладно - утепляемся и вниз догонять Валентину.
19:20 Позади 5 км спуска, перед нами долина р.Жумалы,
можно искать место для стоянки, но Валентины нет, её явно увезли до самого Тёплого (Джумалинского) ключа. А до него ещё почти 6 км и больше 70 метров вверх.
Надо идти, а силы уже на исходе. Солнце, сверкнув последним лучом, ушло в отроги Катуньского хребта.
Температура упала до +5гр.С, ночью явно будет ещё холоднее - небо в редких облаках.
20:00 Медленно движемся к стоянке на Джумалинских ключах, подъедаем все "заначки" - конфеты, печеньки, какао-порошок...
21:00 Вброд переходим небольшой приток р.Жумалы, до стоянки остаётся чуть более 1 км. Ощущение дубака усиливают мокрые кроссовки, плотно наваливается темнота. Из последних сил вытаскиваем велы на небольшой холм у источника. Счастливая Валя уже давно на месте, ждёт нас. Ставим палатки, в свете фонариков варим ужин, почти безмолвно съедаем его. Для разгрузки выпиваем 0,5 л огненной воды.
22:30 Трупами валимся в палатки. Сил нет даже зубы почистить. Олег из последних сил ставит фотоаппарат на штатив - запечатлеть улётное небо над перевалом Тёплый ключ и плато Укок.
Температура воздуха падает ниже 0 гр.С - на палатках иней.
Сегодня пройдено 65,1 км со средней скоростью 9,1 км/ч, время движения 7 часов 9 минут. Максимальная высота - 2689 м - пер. Джумалинский, максимальный перепад 655 м., стоянка на высоте 2409 метров над уровнем моря. Всего на одометре 420,4 км.
Профиль день 7
Трек день 7
День 8

3 августа 2011 года.
План на сегодня пройти перевал Тёплый ключ (2900м) и спуститься на плато Укок.
После вчерашнего пахотного дня просыпаемся в 8:00 - довольно поздно. В планах сделать небольшой отдых и выйти перед обедом. Время и погода позволяют.
Ночью явно было ниже 0 гр.С, идём отогреться и получить заряд энергии в местных источниках. Пока посетители лечебных вод не проснулись мы почти все успели искупаться в душевой кабинке, в которую вода поступает по трубам из источника.
Вопреки всем ожиданиям душ оказался далеко не тёплым, а весьма освежающим с температурой воды максимум 15-16 гр.С. Но заряд энергии точно придал.
После завтрака сходили освежиться в бассейн у источника, довольно интересное место.
Со дна бассейна поступает вода и пузырьки газа. По началу кажется прохладно, но потом привыкаешь и выходить ещё долго не хочется.
Т. воды около 17 гр.С. В бассейне непонятным образом живут рыбки, делают лёгкий массаж тела - прикольно!!!
10:45 недолгие сборы и небольшой отдых закончены, бросаемся в "бой". Погода радует - не жарко и не холодно, Т. около +15 гр.С, лёгкий северо-западный ветер подталкивает в гору.
От стоянки на Джумалинских ключах к перевалу ведёт каменистая грунтовка, усыпанная булыжниками размером с чемодан.
Первые 3,5 км можно ехать в седле, средний уклон составляет 2,8%, подъём вверх на 100 метров.

11:35 Через 50 минут пути подъезжаем к началу перевального взлёта, высота 2510 метров.
Дорога уходит резко вверх с градиентом около 12%. В начале каждый сам катим груженые велосипеды. Примерно через 50 метров взятой высоты идти становится труднее - сказывается недостаток кислорода и возросший до 16% уклон дороги. Скорость не превышает 3 км/ч, а порой падает до 1 км/ч.
После очередного перекура решаем поднимать велики по двое не снимая рюкзаки, так идти легче, хотя медленнее. На некоторых участках уклон составляет до 25% - пыхтим и несмотря на свежий ветерок обливаемся потом...
12:25 Подходим к повороту дороги (небольшая петля серпантина), высота 2600 метров, впереди ещё 300 метров подъёма. От стоянки прошли всего 4,4 км, до перевала ещё пахать и пахать. По двое толкаем один велосипед с рюкзаком 200- 300 метров. Возвращаемся вниз (по пути отдыхаем) и затем всё повторяем со вторым велосипедом (благо участников похода чётное число).
13:40 Высота 2700, преодолели ещё 100 метров подъёма. Камней на дороге становится ещё больше. Надрывно гудя движком на пониженной передаче, мимо нас проезжает ГАЗ-66. Впереди него бежит разведчик и руками показывает, как лучше двигаться. Но вариантов не так и много, максимум что можно выбрать на какой камень наехать на очень большой или поменьше или попробовать проехать между ними. Пассажиры в кунге стоят с широко открытыми глазами - ещё бы, одно неверное движение водителя рулём и авто вместе со всем его содержимым гарантировано сделает скоростной спуск в истоки Жумалы на 200-300 метров вниз...
14:55 Высота 2840, до вершины перевала остаётся меньше 100 метров подъёма. Дорога несколько выполаживается, уклон составляет около 7-8%. С утра прошли всего 6 км, до перевала ещё 1 км. Отсюда велики можно вести по одному. Как по этим камням поднимаются и спускаются "жипы" - не понятно, особенно впечатлили две слегка гремящие подвеской и капающие маслом Шнивы с номерами 54 региона. Наверное, после этого путешествия им прямой путь в капиталку или в утиль. Ну, а нам ничего не остаётся как карабкаться вверх к заветной цели.
15:30 Все вместе собираемся у тура на высшей точке перевала Тёплый ключ! (N49гр.24,529` E088гр.02,102`)
Навигатор показывает 2917 метров. На подъём затратили 5 часов 15 минут вместе с отдыхом. Пройдено 7 км 40 метров, и 509 м высоты. Погода на перевале радует - редкие облака, Т + 12 +15 гр.С, но долго загорать не даёт свежий северо-западный ветер.
У тура съедаем мощный перекус и валим вниз.
На перевальном седле озеро - зеркало для неба и окружающих гор. Рядом с ним перед спуском с перевала стоит железная будка - укрытие от непогоды. На спуске открывается вид на долину реки Калгуты (в переводе означает ворота) и Сайлюгемский хребет.
Уклон составляет в среднем 9,6%, иногда доходит до 15%, но практически всё можно ехать в седле.
17:00 Спускаемся вниз на 260 метров и упираемся в р.Калгуты. От вершины перевал прошли 4 км. Из-за него наползают тяжелые тучи вместе с резким пронизывающим ветром. Хорошенько подумав, решаем встать на стоянку (N49гр.22,910` E088гр.03,866`), высота 2670 метров.
Места для трёх палаток в обрез, приходится выравнивать площадку. Рядом на береговом склоне остатки каких-то землянок или ям. Над одной из них натягиваем тент.
Ставим палатки, закидываем внутрь шмудняк и успеваем как раз до дождя. Температура воздуха падает до +9 гр.С, резкий ветер треплет оттяжки палаток и тента. Все, кроме дежурного забираются в палатки, Саша варит ужин в землянке под тентом.
18:30 Дождь немного стихает, собираемся на ужин в укрытии. За взятие перевала руковод достаёт небольшую дозу коньяка. А на склонах вокруг стоянки растёт большое количество золотого корня.
Выкопав растение, Герман отправляет часть корня в котелок с чаем, а часть во флягу с огненной водой. Это зелье должно помочь нам восстановить силы после длительных переходов на высоте более 2500 метров.
Сегодня мы прошли всего 11 км, но каких!!! Перепад по высоте составил 509 метров, наибольшая высота 2917 метров (пер. Тёплый ключ). Всего на одметре 431,4 км.
Профиль день 8
Трек день 8
День 9

4 августа 2011 года.
План на сегодня идти вниз по долине р. Калгуты и как можно ближе подойти к реке Ак-Алаха.
Трек день 9 - 840 метров
Проснувшись пораньше, Герман с помощью ножа и топора накопал небольшой мешочек золотого корня, промыл его и мелко нарезал. Желающие участники последовали его примеру.
За завтраком руковод пытается настроить группу на нужный лад: "День сегодня не напряженный, всё вниз по долине Калгуты. Надо постараться пройти сегодня побольше. Чем больше мы пройдём сегодня..." И все дружно заканчивают за него фразу: "...Тем больше мы пройдём завтра!" Алексей в продолжение: "Вчера вроде тоже не напряженный день должен был быть? Сегодня, вероятно, он будет таким же не напряженным..."
После завтрака к лагерю прилетел орёл и стал охотиться на сурков, вероятно, он тоже хотел позавтракать. Кружил над поляной у нашего лагеря в течении получаса, очень украсил собой фотоснимки утренних гор.
9:00 Сборы закончены, выдвигаемся из лагеря. Вброд переходим Калгуты в этом месте она мелкая - перешли по камням, не замочив ног.
За рекой дорога идёт левым бортом долины, поднимается вверх на 60 метров и затем спускается вниз на 30 и так три раза. Местами спуск представляет собой сплошные камни размером с чемодан кое-как притоптанные бульдозером. Через 2.7 км от начала пути вылазим на последний пригорок перед спуском к р.Калгуты.
Погода совсем расходилась - солнечно, Т +12 гр.С, редкие облака пробегают на хребтами.
10:30 С утра прошли 8 км, высота 2440м спускаемся к очередному броду через Калгуты.
Река в этом месте более глубокая - по щиколотку, ширина брода до 30 метров. Переходим на правый берег - освежающе!!! За бродом дорога поднимается вверх в небольшой холм.
Наверху развилка - направо - дорога идёт по холмам правым берегом реки и налево - вновь спускается к реке к броду на левый берег. Подумав решаем ехать налево к реке.
11:30 Собираемся все вместе на левом берегу Калгуты. Брод - по колено. Солнце светит во всё небо, дружно разваливаемся на травке позагорать.
Со стороны перевала движутся два джипа. Через 15 минут подъезжают к нам. Из-за руля первого авто выходит бородатый дядька, сниамет шляпу и кланяется: "Я думал, что мы отмороженные - едем бог знает куда. Но увидеть здесь велосипедистов никак не ожидал. Вы ребята точно без башни - низкий поклон вам!" Тем временем подъезжает второй джип. Новосибирцы, едут к р.Ак-Алаха и дальше к оз.Укок. Взаимно желаем друг другу удачи, седлаем коней и двигаем дальше за джиперами.
12:00 Перед нами открывается плато Укок во все его неповторимой красе.
Слева высятся белые вершины хребта Табын-Богдо-Ола (пять священных вершин) за ними Китай, чуть южнее и западней - Казахстан. Безмятежную картину портят какие то лязгающие звуки. Нам навстречу движутся ЗИЛ-131 и бурильная установка на базе гусеничного трактора.
Оказывается здесь ведутся работы по прокладке газопровода в Китай... Вот вам и "зона покоя" и "объект всемирного наследия Юнеско!!!" Что хотят сволочи, то и творят!
13:00 С утра прошли всего 13 км - немного, но есть очень хочется - время обед.
Подъезжаем к очередному плакату, рассказывающему о правилах посещения плато, поворачиваем направо к реке. Варим хрючево. Хлеб, купленный в Кош-Агаче кончился, с сегодняшнего дня вместо него сухари.
14:30 Обед закончен, снова продолжаем движение вниз по р.Калгуты на фоне священных вершин хребта Табын-Богдо-Ола.
15:00 Подъезжаем к очередному броду через Калгуты, за ним на дороге развилка - направо к погранзаставе Аргамджи, налево к оз.Гусиному и дальше к р.Ак-Алаха, поворачиваем налево. Через 500 метров ещё один небольшой брод.
16:00 Движемся на высоте 2270 метров по дороге идущей вдоль столбов с колючей проволокой,
периодически преодолеваем заболоченные участки дороги с глубокими лужами. С утра пройдено 22 км.
16:30 Прошли 29 км. Впереди река Аргамджи, текущая с ледников Табын-Богдо-Ола.
За тысячи лет река отложила в русле громадное количество камней и щебня. В результате чего русло стало возвышаться над окружающей равниной на 25 метров.
Первую небольшую протоку преодолеваем легко, брод по щиколотку. За ней основная протока. С гор летит молочно-белый поток со скоростью около 30 км/ч, слышно как на дне сталкиваясь, грохочут камни, благо глубина небольшая - чуть выше колена, ширина протоки около 15 метров.
Не разгружая велики перетаскиваем их втроём на противоположный берег.
17:00 Протока пройдена, но что-то подсказывает нам, что сегодня она не последняя на нашем пути...
17:30 Впереди ещё один рукав Аргамджи. Машины проходят его, двигаясь вниз по руслу и под небольшим углом, выезжают на противоположный берег. Пешком идти в ледяной воде надо около 100 метров, скорость течения около 25-30 км/ч, глубина до 0,7 метра – не вариант. Ходим вдоль реки, ищем брод. Примерно через 30 минут поисков находим относительно удобное место для брода выше автомобильного на 200 метров.
Ширина реки здесь около 15-18 метров, максимальная глубина чуть выше колена. Но поток довольно сильный и чуть не роняет с ног. Причем глубина брода наибольшая в самом начале. Стоит ступить шаг от берега и оказываешься в молочной речке сразу по середину бедра - непередаваемые ощущения! Для гарантии достаём верёвку - Герман и Саша натягивают её для страховки.
Велики разгружаем и по одному перетаскиваем через бурный поток. На переправу ушло почти полтора часа...
19:10 все вместе собираемся на левом берегу, впереди виднеется озеро Гусиное. Через пару километров движемся по его южному берегу. Вечереет, температура падает до +8 гр.С, с запада дует свежий ветерок.
19:30 Спрятавшись за маленьким холмиком от пронизывающего западного ветра, встаём на стоянку на берегу озера.
Сегодня пройдено всего 34,4 км. Средняя скорость в движении 8 км/ч, время движения составило 4 часа 19 минут. Максимальная высота 2737 метров, стоянка на высоте 2222м. Всего на одометре 465,8 км.
Профиль день 9
Трек день 9

День 10

5 августа 2011 года.
План на сегодня добраться до урочища Бертек на реке Ак-Алаха, по возможности решить вопрос с переправой через неё.
Ночью температура была около 0 гр.С, с утра светит солнце - дружно вылазим из палаток погреться, а заодно и позавтракать. Руковод в очередной раз увещевает: "День сегодня не напряженный, пройти надо всего окло 30 км. Никуда торопиться мы не будем..." Все участники группы начинают истерически хихикать. "Мы третий день слышим о ненапряженном графике, но вместо этого напрягаемся по полной!!!" Ну, а что делать, дорога только одна - вперёд!
После завтрака Олег ставит фот на штатив, включает 10-секундную задержку, и все вместе пытаемся подпрыгнуть на фоне утреннего хребта Табын-Богдо-Ола...
После пятой неудачной попытки Олег убирает штатив и снимает в ручном режиме - получилось!
9:00 Сборы закончены, выдвигаемся из лагеря в сторону Ак-Алахи. Через 2 км преодолеваем небольшой брод - очередная протока р.Аргамджи, за ним через 500 метров ещё одна протока, глубиной до 0,5 м, через неё перетаскиваем велики вдвоем. Отсюда начинается плавный подъём в небольшой холм с наибольшей высотой 2380 метров, подъём составляет около 160 метров.
Уклон в среднем составляет около 4%, иногда доходит до 12%. На вершине холма вброд преодолеваем ещё один ручей, впадающий в Калгуты. Он мелкий, проскакиваем его не слезая с велосипедов.
11:00
Стоим на вершине холма перед спуском к реке Ак-Алаха.
Впереди виден мост и несколько авто, стоящих рядом с ним. Нажимаем на педали - летим вниз к реке.
11:30 Подъезжаем к реке. Воды - полно!!!
При таком уровне перейти вброд Ак-Алаху обратно на правый берег ниже впадения Калгуты будет очень экстремально! Если вообще возможно. А пока по мосту переходим на левый берег Ак-Алахи.
Это урочище Бертек. Рядом стоит ЗИЛ-131 на нем приехала группа человек 20, собираются идти пешком к кургану принцессы Укока. Интересуемся у водителя - каковы наши шансы на переправу. Он выражает глубокие сомнения в удачном исходе дела и рекомендует ехать обратно к погранзаставе Аргамджи. От неё идёт дорога через перевал Карсулу в долину р. Ак-Коль, а затем по плану через перевал Богомуюз в долину р. Жастер.
Что ж этот вариант возможен, если нам не удастся форсировать Ак-Алаху, но это крюк километров 30 и лишний день пути. Стоим, думаем...
Рядом с мостом на правом берегу собирается команда водников на катамаранах... Чем черт не шутит? Руковод идёт к ним с предложением оказать нам неоценимую услугу в переправе. Через 10 минут возвращается вприпрыжку - всё ОК!!! Водники согласны и перевезут нас, еже ли чего на правый берег в том месте, где нам нужно, а нам нужно ниже скалы Кызыл-Таш. т.е. отсюда вниз по течению около 9 км по дороге, по реке около 15. Водники уходят через 1 час. плюс около 2-3 часов им сплавляться, т.е. в запасе у нас примерно 3 часа. Есть время перекусить и не торопясь доехать до места переправы... но, к сожалению, к кургану принцессы Укока мы явно не успеваем. Отсюда до него около 5 км по грунтовой дороге. Что ж, решаем пожертвовать разоренной могилой принцессы ради гарантированной переправы через Ак-Алаху.
12:20 Выезжаем по дороге вниз по Ак-Алахе. Дорога идёт среди небольших озёр, петляет между древних курганов и ритуальных камней.
От всего этого так и веет духом древних всадников, вооруженных кривыми клинками, на всём скаку выпускающих тучи стрел...
13:00 Выезжаем к берегу Ак-Алахи напротив скалы Кызыл-Таш, река прорезает её, как нож.
У подножья Кызыл-Таш есть наскальные рисунки. Об этом месте ходят тысячи легенд, особенно "впечатляют" всякие изотерические теории о невероятном происхождении этого природного ландшафта. Но, место действительно очень красивое и притягательное - место силы! Отсюда видна наша переправа.
В 2-х км ниже скалы Кызыл-Таш Ак-Алаха разделяется на три рукава, шириной от 20 до 40 метров каждый. Течение здесь не такое сильное, но переправа будет достаточно экстремальной.
13:15 Спускаемся вниз к реке. В 100 метрах от места брода стоят лошади... Группа пешеходников наняла их в Беляшах для перевозки альпснаряжения. Это ещё один шанс! Общаемся с проводниками - хозяевами лошадей. Через 20 минут переговоров приходим к общему знаменателю - 1000 рублей и за три - четыре приёма мы окажемся на правом берегу Ак-Алахи. В данной ситуёвине это просто ПОДАРОК!!!
14:00 Первая партия, состоящая из Валентины, Александра, трёх рюкзаков и трёх велосипедов, погруженных на грузовых лошадей, медленно начинает движение через реку.
Лошади упираются - не желают лезть в бешенный поток, доходящий местами им до живота. После непродолжительных "уговоров" всё же ступают в молочно-белые воды Ак-Алахи...
Первая протока пройдена, наибольшая глубина около 0,7 метра, караван выходит на небольшой остров перед второй протокой. Во второй протоке глубина около 1 метра и скорость течения выше. Лошади взбираются на второй островок перед третьим рукавом самым глубоким и с мощным течением, глубина здесь более метра... а скорость течения около 25 км/ч.
Через пять минут, показавшихся вечностью, Валя и Александр стоят на твёрдой земле на правом берегу Ак-Алахи.
14:20 Очередь доходит до Германа и ещё трёх велов и трёх рюкзаков.
Перед самым входом в реку лошадь, на которой гордо восседал Герман, понесла. При резком рывке лопнула какая то часть упряжи, из-за чего Герман благополучно эвакуировался с "транспортного средства". Глядя на происходящее, ещё один молодой жеребец, груженый велами, понёсся галопом вверх по холму, разбрасывая во все стороны ещё незакреплённые велосы. Минут через 20 погонщикам удалось поймать и заструнить ретивых лошадок. Всё повторяется заново.
Со второй попытки коники неохотно, но пошли на правый берег...
15:15 На левом берегу пока остаются Олег, Александр и Алексей. Поскольку одно из сёдел было сломано в предыдущей серии, кому то придётся ехать вдвоём на грузовой лошади... выбора нет, разве, что вплавь преодолевать бурный поток...
Олег и Алексей как заправские джигиты запрыгивают вдвоём на грузовую лошадь, Саша гордо едет один.
Как и полагается, перед входом в реку лошади начинают упираться - ну сколько же можно бродить в ледяной воде!?
15:30 Все участники "безнадёжного" мероприятия собираются на правом берегу реки!
Словами не передать почти поросячий восторг от выпавшей нам удачи. Горячо благодарим проводников из Джазатора (Беляши), оказавшим нам неоценимую услугу. Спасибо вам, МУЖИКИ!!!
Продолжаем движение вниз по правому берегу Ак-Алахи к её притоку р.Ак-Коль.
15:50 Проезжаем мимо грунтовой дороги, уходящей вверх на хребет перед р. Ак-Коль, через 200 метров упираемся в реку. По левому берегу идёт тропа, пытаемся тащить велосы по ней.
Проходим метров 500-600 и понимаем, что идти придётся вверх по камням и зарослям кустов - то ещё удовольствие. Герман отправляется на разведку обратно к дороге. Минут через 15 он возвращается, вывод однозначный - надо возвращаться назад к дороге, уходящей вверх.
16:40 Стоим в начале дороги, уходящей на хребет.
Внизу активно работая веслами, проходят водники, с которыми мы договаривались о переправе. Помахав им руками, начинаем карабкаться вверх. Через 10 минут катамараны скрываются за поворотом Ак-Алахи. Удачи вам, ребята.
Дорога забирает круто вверх с постоянным уклоном в 13%, подъём на километровом участке составляет около 120 метров. Уже привычно толкаем груженые велики по двое.
17:30 Первая часть подъёма пройдена, впереди небольшой спуск на 10 метров и снова подъём.
18:00 Перед спуском к Ак-Коль дорога поднимается на максимальную высоту 2240. От Ак-Алахи мы поднялись на 140 метров на 2,5 км участке пути.
Впереди 5% спуск. Вдоль дороги много эдельвейсов
, горечавки
и других алтайских цветов, названий которых мы не знаем. Через 1,4 км подъезжаем к броду через р. Ак-Коль. Он не глубокий - около 30 см, скорость течения невысока - около 10 км/ч, вода ледяная и очень прозрачная - наполняем фляги до краёв. Велики переводим очень осторожно, т.к. камни на дне очень скользкие.
За бродом в 2,5 км видим какое-то строение, вероятно изба пастухов. Решаем добраться до неё и встать на стоянку.
Дорога с небольшим уклоном в 1% идёт вдоль Ак-Коль на удалении около 200 метров от берега.
Сверху из долины веет тёплым воздухом, температура здесь явно выше, чем на плато Укок.
19:00 Собираемся у полузаброшенного летника (N49гр.26,743`, E087гр.40,399`).
Он нам не нужен, т.к. внутри бардак, но рядом есть ровное место под палатки, а стены летника послужат защитой от западного ветра.
На небе разгорается багрово-желтый закат, небо очищается от туч, предвещая хороший ночной заморозок.
Перед отбоем Олег меняет спицу на заднем колесе Германа, не выдержавшую испытаний плато Укок. Как и положено по закону жанра, спица лопнула на правой стороне…
10-й "ненапряженный" день почти закончен. Сегодня мы прошли 35,7 км, время в движении составило 4 часа 14 минут, со средней скоростью 8,4 км/ч. Наибольшая высота 2387 метров, наибольший перепад 290 метров. Стоянка на высоте 2208 метров. Всего на одометре 501,5 км.
Профиль день 10
Трек день 10
День 11

6 августа 2011 года.
Как и ожидалось, ночью температура опустилась до -6 гр.С.
К 7 часам утра солнечные лучи разогнали хмурую пелену туч и постепенно нагрели воздух до приемлемых +8 гр.С. К 9:00 все позавтракали, лагерь собран, можно выдвигаться в путь.
План на сегодня пройти перевал Богомуюз и спуститься в долину р.Жастер. Набираем в Ак-Коль полные фляги воды и в 9:15 начинаем движение. Дорога всё так же идёт по правому берегу реки. На пути попадаются заболоченные участки - вечная мерзлота летом оттаивает на небольшую глубину. Местами приходится вести велы.
10:00 Пройдя 3 км, упираемся в развилку дороги. Прямо дорога ведёт в сторону пер. Карсулу (наш вчерашний запасной вариант), налево - на перевал Богомуюз.
Навстречу скачут три всадника, сопровождаемые собаками. За спинами людей что-то длинное, похоже на копья. В воображении тут же всплывают средневековые воины кочевники, вооруженные пиками, луками и стрелами... Через пару минут они приближаются к нам. "Здравствуйте. На Джазатор нам надо на лево?" "Доброе утро. Да, на Джазатор вам туда." Копья за их спинами оказались длинными удочками. Но двое из них действительно вооружены карабинами - пастухи-охотники-рыболовы. Взаимно желаем друг другу удачи и поворачиваем своих коней налево в сторону перевала. Дорога с градиентом около 3 % поднимается к летнему пастбищу перед началом подъёма в Богомуюз. Здесь бродит себе в полудиком состоянии стадо коров в вперемешку с огромными яками и небольшой табун лошадей.
10:30 Высота 2260 метров. Начинаем медленно карабкаться вверх. Уклон дороги составляет в среднем около 7%, в седле ехать не получается. В очередной раз приходится заниматься "велопоносом".
11:20 Поднялись вверх на 153 метра. Высота 2412. В этом месте дорога несколько выполаживается и даже немного идет вниз. Седлаем коней и около 1,5 км едем. Отсюда дорога вновь уходит вверх с градиентом около 7%.
11:50 Поднялись на 190 метров. Высота 2450. Останавливаемся на "перекур". Виды вокруг просто улёт. Где то впереди наверху за перевалом быстро бегут белые облака.
Позади высятся ледяные громадины хребта Табын-Богдо-Ола.
А вдоль дороги растёт неимоверное количество золотого корня. Вооружившись топором, каждый выкопал пару растений - ядрёная штука. Дома пригодится чай заваривать и настойку сделать.
12:50 Взяли ещё 100 метров высоты, от начала подъёма 290 метров. Высота 2550. Дорога теряется в небольшом болотце. Перевальную седловину ещё не видно, но по рельефу хорошо угадывается путь наверх. Можно поискать дорогу (она явно ушла вправо к руслу полусухого ручья), но настоящие герои не ищут лёгких путей и мы продолжаем тащить велосы напрямую к перевальному седлу. Уклон колеблется от 9 до12%.
13:50 Болото временно закончилось, а вместе с ним и запас сил, встаём на перекус.
Сверху с перевала движется УАЗик, проезжает правее нас на 200 метров, ближе к руслу ручья. Дорога идёт явно там. Перекусив, вытаскиваем велосы на неё, идти становится намного легче. Впереди ещё около 1,5 км до перевала и 120 метров по высоте. Уклон около 11-12%. Пыхтеть приходится по полной.
14:50 С утра прошли 13,5 км, поднялись вверх на 635 метров.
Последние метры подъёма. Высота 2845 метров - мы на перевале Богомуюз! С севера показывается Южно-Чуйский хребет, внизу видно долину р.Жастер.
На юге виден перевал Карсулу, за ним плато Укок, озеро Гусиное и река Аргамджи, а над всем этим великолепием величаво высятся снежные вершины Табын-Богдо-Ола.
Завораживающая панорама! ДО СВИДАНИЯ, УКОК!!!
15:15 Начинаем спуск с перевала.
Дорога прыгает по камням размером с чемодан, уклон достигает 15%. Довольно экстремально, ободные тормоза - Ви-брейки работают на пределе своих возможностей. Валя и Александр плюнув на экстрим, идут пешком - так надёжней. Через 1 км от начала спуска дорога делает петлю и несколько выполаживается. Через 300 метров снова устремляется вниз с градиентом в 12%. От резкого перепада высот закладывает уши. На скорости 20 км/ч лавируем между камней.
16:20 Проезжаем мимо избушки пастухов, останавливаемся на отдых. Сверху прошли 8,5 км, спустились на 677 метров. Высота 2170.
Здесь в долине Ильдегема начинается пояс горной тайги. Солнце припекает, ветра почти нет. Но расслабляться рано, Жастер течёт на высоте 1650 метров, т.е. нам надо спуститься ещё на 520 метров на 9 км пути.
16:40 Дорога уходит вправо немного вверх по склону, поднимаясь над старой тропой на 30 метров. Видимо старый путь стал непригоден после обвала или землетрясения. За ним снова спуск с уклоном около 14%, мчимся вниз.
17:20 Подъезжаем к броду через р. Ильдегем, он не глубокий, скорость течения около 8 км/ч и сложностей не вызывает. Собираемся на левом берегу реки. Вдоль дороги высятся кедры, на ветках висят ещё недозрелые шишки. Но уж очень хочется их попробовать. Выбрав деревья потоньше, общими усилиями мы натрясли два десятка шишек - вечером сварим. Тут же набрали небольшой пакетик маслят. Славный будет ужин!
До р.Жастер остаётся около 4-х км, а мы всё ещё находимся на высоте 2000 метров. Где же ещё 300 метров спуска? Дорога идёт вниз с уклоном около 7%. И вот когда до реки остаётся всего 1,7 км наша "нить Ариадны" резко ныряет вниз с уклоном 25%!!!
На небольших участках уклон возрастает до 27%!!! Вот уж где нужна дисковая гидравлика. На участке дороги в 1 км перепад высот составил 170 метров, т.е. средний градиент 17%! Как здесь ездят на машинах?
18:10 Дорога спускается в долину р. Жастер. Собираемся все вместе. По дороге движемся ещё около 800 метров. У реки стоят два жипа, играет попсовая музыка, топится походная баня - народ отдыхает. Поворачиваем вправо и проезжаем немного обратно вверх по левому берегу Жастера. Упираемся в следы машин, переезжавших реку. В этом месте явно находится брод. Чуть выше довольно укромная полянка в стороне от посторонних глаз (N49гр.39,674` E087гр.39,345`).
18:30 Привязываем "коней", разбиваем лагерь. Вечером дежурные жарят грибы и кедровые шишки. Шаман достаёт бутыль с огненной водой, настоянной на золотом корне. Вечер - просто сказка!
Сегодня нами пройдено 31,5 км со средней скоростью 6,4 км/ч. Время в движении составило 4:54. Максимальная высота 2845 м, максимальный перепад 1195 м. Стоянка на высоте 1650 м. всего на одометре 533 км.
Профиль день 11
Трек день 11
День 12

7 августа 2011 года.
Ночью был самый сильный заморозок за всё наше путешествие. Под утро температура опустилась до -10 гр.С! И это в начале августа...
Сегодня по плану группа должна разделиться, т.к. трое участников Герман, Валентина и Александр 12 августа должны быть в Бийске. У них уже куплены билеты на обратную дорогу. А оставшиеся трое - Олег, Алексей и Александр по плану должны продолжить путь втроём вниз по р.Аргут через пер.Бартулдак, Суллу-Боч и Ярлу-Боч выйти к р.Ак-Кем. Это самая сложная и интересная часть путешествия...
Весь вечер и утро руковод мучительно думал над продолжением маршрута... Вывод однозначный: слабовата команда для продолжения маршрута по Аргуту и Ак-Кему. Утром Олег озвучил окончательное решение: меняем маршрут, едем все вместе до Чуйского тракта, далее до Катуни, а там решим что делать. Есть запасной вариант - катуньская тропа от Иненегеня до Тюнгура с пешей радиалкой до Ак-Кема. "Против" никто не проголосовал, план "В" принят к исполнению.
Начинаем готовиться к переправе на правый берег Жастера. Потом надо сгонять налегке в Беляши (Джазатор) найти УАЗик до Кош-Агача (т.к. нет желания второй раз ехать по Тархатинской дороге).
Ширина Жастера составляет около 40 - 50 метров, глубина в среднем около 0,7м, скорость течения до 15 км/ч. Вполне пригоден для брода.
Но в половодье Жастер явно представляет серьёзное препятствие, даже более сложное, чем Ак-Алаха.
9:00 Олег обвязывается верёвкой, вооружается шестом для опоры и медленно идёт на противоположный берег. Через 10 минут закрепляет верёвку и с помощью блочков натягивает её для страховки. Водичка ничего, прохладная - около 12 гр.С. Максимальная глубина брода у правого берега - 0,8 м. Вобщем ничего сложного, но на дне много крупных скользких камней, нужно быть очень аккуратным.
Используя верёвку в качестве опоры начинаем перетаскивать велики и рюкзаки на правый берег.
10:00 Не дожидаясь окончания переправы, Олег и Алексей налегке (с собой взяли одни документы и пропуска) выезжают в сторону Беляшей. До посёлка идет каменистая грунтовка, расстояние около 20 км.
Профиль день 12 Джазатор
Трек день 12 Джазатор
11:00 На въезде в Беляши стоит пограничный пост и шлагбаум, но пограничников нет, вероятно все ушли на сенокос и они в том числе. Документы проверять некому, въезжаем в центр посёлка. Через 30 минут поисков стоим рядом с УАЗ-Фермер (грузопассажирский). Водитель Женька - местный алтайский казах - хитрый!!! Стоим уже полчаса торгуемся, кое как пришли к общему знаменателю - 6 тысяч рублей. Что ж делать, вариантов мало, соглашаемся. Ещё около 30 минут ездим по посёлку ищем заправщицу и бензин.
12:00 Оба топливных бака залиты до краёв, выезжаем из посёлка к оставшимся у переправы друзьям.
12:30 Загружаем велики и рюкзаки в кузов, всё надёжно привязываем верёвкой.
До Кош-Агача ехать около 140 км.
15:00 Останавливаемся на погранзаставе на р.Тархата. Знакомые пограничники проверяют паспорта, вычеркивают нас из какого то журнала и дальше в путь. Через 500 метров от заставы на небольшом подъёме наш УАЗик отказывается ехать - лопнул тросик акселератора. Вместо него Женька приспосабливает часть троса стояночного тормоза.
16:30 Мы в центе Кош-Агача. Заходим в кафе Яломан и съедаем всё, что осталось.
17:30 С полными животами седлаем коней и медленно выдвигаемся на северо-запад, вниз по Чуйскому тракту.

19:30 Подъезжаем к уже знакомой реке Тыдту-Ярык. Здесь мы стояли неделю назад. Хорошее место, заночуем ещё разок.
20:00 Наваливаются сумерки. Из соседнего лагеря за ручьем приходят "гонцы", их группа путешествует на ГАЗ-66, они видели нас три дня назад на Укоке и никак не могли поверить, что снова видят нас на Чуйском тракте... Приглашают принять участие в импровизированной вечеринке и театральном представлении. Соглашаемся. До полуночи слушали песни, смотрели представления и сценки - весёлые у нас соседи.
24:00 Возвращаемся в лагерь. Отбой.
Сегодня нами пройдено 42,7 км на веле (из них 20 проехали Олег и Алексей до Джазатора). Стоянка на высоте 1750 м. Всего на одометре 575,7 км.
Профиль день 12 Кош-Агач
Трек день 12 Кош-Агач
День 13

8 августа 2011 года.
Сегодня наш путь лежит вниз по Чуйскому тракту. В планах пройти как можно больше, что бы завтра быть на слиянии Чуи и Катуни. Но несмотря на грандиозные планы выезжаем со стоянки довольно поздно.
10:00 Начинаем движение.
Скорость по сухому асфальту более 25 км/ч. Ровно через час лидеры "гонки" останавливаются, что бы дождаться остальных.
Ждать пришлось более 1 часа, т.к. по пути у Валентины на её Стеллсе цепь заскочила между спицами и звёздочками и самостоятельно достать она её не смогла... Помогли проезжавшие мимо алтайцы. Более никаких "сюрпризов" в этот день не было.

15:00 Заехали в уже знакомое кафе у АЗС в Акташе, пообедали. В местном магазе прикупили немного продуктов.
17:00 Двигаем дальше, вниз по Чуйскому тракту.
20:00 р.Ёр-Балык. Не доезжая около 200 метров до турбазы, встаём на стоянку прямо на берегу Чуи в месте впадения Ёр-Балык.
Сегодня нами пройдено 106 км. Время движения составило 4:50, средняя скорость 21,8 км/ч. Стоянка на высоте 1042 метра, максимальный перепад - 724 м (спуск). Всего на одометре 681,7.
Профиль день 13
Трек день 13

День 14

9 августа 2011 года.
Сегодня наша группа должна разделиться. Герман, Валя и Александр продолжат путь в сторону Бийска. Оставшиеся Олег, Алексей и Александр ещё две недели будут наслаждаться Алтайскими горами. От места стоянки до Чуя-Оозы (впадение Чуи в Катунь) около 55 км.
9:30 Не торопясь выезжаем со стоянки на р.Ёр-Балык и движемся вниз по Чуйскому тракту.
10:40 Стоим перед п.Ак-Бом.
Впереди почти 1,5 км классного спуска. Скорость вплотную подошла к отметке 70 км/ч! Довольные собой влетаем в кафешку. Обедать рановато, но всё же решаем заказать по порции мантов. Пока ждали еду в кафе заходит парочка байкеров. "Привет коллегам!" Славик и Анюта путешествуют вдвоём по Алтаю. Ещё два дня по техническим причинам они шли вместе с нами...
Через час вываливаемся из кафе на дорогу и продолжаем крутить педали.
12:40 С утра прошли почти 38 км. Справа в 200 метрах от Чуйского тракта в точке N50гр24,498`E086гр52,611` стоит так называемый Олений камень.
А за ним в 100 метрах на скале древние наскальные рисунки.
Очень интересно. Впереди бом Колбак-Таш, там наскальных рисунков и петроглифов ещё больше и они разнообразней.
13:20 Мы у бома Колбак-Таш (N50гр24,071` E086гр49,046`). И тут по закону подлости нас догнал ливень. Стоим в аиле (сувенирной лавке), пережидаем непогоду. Как только облака немного поднялись, идём на экскурсию в сопровождении гидов.
Очень интересно рассказывают они о происхождении наскальных рисунков и вообще о древней культуре Алтая.
Вместо запланированных 30 минут мы провели здесь около полутора часов.
15:00 Кафе Чуя-Оозы. Много посетителей и как следствие не очень вкусная кухня и высокие цены. Но делать нечего, останавливаемся на обед.
16:20 Отобедав продолжаем путь к месту слияния Чуи и Катуни.
16:40 Чуя - Оозы - священное место.
Со скалы над Чуйским трактом и рекой открывается незабываемая картина. В этом году из-за большого уровня вода в Катуни ещё слишком мутная, а потоки Чуи кажутся вообще цементным раствором. Но, не смотря ни на что, это место так и притягивает к себе. На противоположном берегу со скалы смотрит лицо Чуя-Оозы, а под ним расположилась уютная турбаза. Командует ей знакомый алтаец Игорь. В 3 км ниже по течению есть подвесной мост через Катунь. Там и состоялось разделение нашей группы на подгруппы.
До свидания, друзья! Олег, Александр и Алексей переезжают на левый берег Катуни. А Герман, Валя и ещё один Александр идут дальше по Чуйскому тракту в сторону г.Бийск. Сегодня они прошли ещё около 20 км и встали на подходах к перевалу Чике-Таман.

Ну, а мы разбили свой лагерь на берегу Катуни на территории турбазы. Чуть позже к нам присоединились Славян и Анюта. Только мы успели натянуть тент, как начался проливной дождь, который шел всю ночь.
Наш вечер завершает жаркая банька, хорошо протопленная по нашей просьбе.
Сегодня мы прошли 62,2 км со вредней скоростью 16,1 км/ч. Время в движении составило 3:51. Стоянка на высоте 700 метров, максимальный перепад 358м. Всего на одометре 743,9 км.
Завтра по плану днёвка с ремонтом снаряги, велов и постирушками.
Профиль день 14
Трек день 14
День 15

10 августа 2011 года.
Днёвка... Всю ночь шел дождь. Но к утру тучи рассеялись и солнце светит во всё небо. Первым делом проф. обслуживание велов и постирушки. К обеду все велики вновь готовы к суровым испытаниям алтайскими дорогами.
13:00 Выдвигаемся в Иню прикупить продуктов.
Объехали весь посёлок, но хлеба так и не нашли. Выручила алтайка Лейла, подсказала в каких домах пекут хлеб.
На обратном пути останавливаемся у трёх каменных Идолов, расположенных на въезде в посёлок со стороны Чуя-Оозы слева от дороги (N50гр26,011` E086гр37,355`). Этому памятнику несколько веков...
17:00 Позвонили Герману, оказывается они уже в Горно-Алтайске! С утра поднялись на Чике-Таман, где их любезно согласились подвести на своей машине автотуристы.
20:00 Отведав Барнаульского пива на ужин, собираемся почивать. Но завершение днёвки было откровенно испорчено. Рядом с нами на стоянке устраиваются три авто из Новосибирска. Человек 15 вместе с детьми располагаются за соседним столиком, заказывают баню, выставляют на стол закуску и спиртное и на всю катушку включают так называемый русский шансон... "Владимирский централ, этапом из Твери..." - самая приличная песенка из вечернего "концерта"... Да вы что? Все сидели, что ли?! Или собираетесь?! По "многочисленным заявкам" всё это продолжается до 24:00. Наверное, потом водка кончилась. Утром наша месть будет жестокой...
Сегодня мы прошли 17,8 км за 1 час - радиалка до Ини. Всего на одометре 761,7 км.
Профиль день 15
Трек день 15
День 16

11 августа 2011 года.
6:00 Утром бодрые крики Алексея будят не только нас, но и всех обитателей базы, расположившихся рядом с нами и не дававшим нам спать накануне: "Подъём! Подъём! На зарядку становись! Раз-два! Раз-два! Раз-два!" Всё это продолжается около 5 минут. Ещё через 5 минут из палаток и автомобилей во "вражеском" лагере появляются соседи с лицами похожими на прошлогодний картофель. "Доброе утро!" - радостно приветствуем их... Эх, утро удалось!
Сегодня мы идём вверх по Катуни так называемой копаной дорогой «Иня - Инегень – Тюнгур». Идёт эта дорожка левым берегом по очень живописным местам. По сведениям она построена в послевоенные годы по указанию самого Сталина.
После мощного завтрака быстро собираем лагерь, прощаемся с Анютой и Славиком, они держат путь вниз по Чуйскому тракту в сторону Бийска. Удачи вам, ребята!
8:45 рассчитавшись за постой на турбазе выезжаем на дорогу, ведущую в Инегень.
Первые 500 метров она идёт по полочке, вырубленной в скалах на высоте от 30 до 50 метров над Катунью. За прижимом начинается подъём в небольшой бом перед д. Инегень.
9:30 Мы на вершине бома.
От лагеря прошли 4,2 км и поднялись вверх на 200 метров. Впереди спуск к Инегень.
10:00 Останавливаемся за деревней. Дорога уходит плавно вверх, удаляясь от реки. Медленно крутим низкие передачи, но практически всё проезжаемо в седле.
11:00 Прошли 18,5 км. Стоим на развилке дорог. Одна уходит направо вверх в отроги хребта, вторая - налево вниз к началу Катуньской тропы - нам туда. Дорога с уклоном в 22-25% спускается к берегу Катуни.
Начало дороги вполне внушает оптимизм, здесь даже на Жигулях можно проехать. Из-за обвалов дорога постепенно сужается до ширины тропы, но для вела это не преграда.
Виды вокруг - полный улёт!
12:15
Проезжаем напротив устья Аргута. Мощным потоком вливает он свои молочные воды в Катунь.
И ещё около 2 км текут они почти не смешиваясь.
12:50 Мы стоим в начале подъёма в небольшой бом.
До этого места никаких трудностей на тропе вообще не было. После разведки находим тропу, незаметно ушедшую вправо, она серпантином поднимается вверх с уклоном около 17%. Не разгружая велы, по двое толкаем их вверх. Высота подъёма около 120 метров.
14:00 Мы на высоте 948 метров - вершина бома перед рекой Казнахта. По тропе шириной около 50 см спускаемся к броду. Время обед - варим хрючево. С утра пройдено 30 км.
15:10 Обед закончен, вброд переходим Казнахту. Тропа уходит вверх на высоту 1000 метров с уклоном от 10 до 17%.
Навстречу попадается несколько пеших туристов. Удивлённо смотрят на наши велы. А чего удивляться? Они на эту тропу тратят 2 - 2,5 дня, а мы её за день "сделаем". Это ж только вверх мы неуклюжие, зато на спуске - орлы!!!
16:00 Стоим на вершине перелаза, высота 1008 метров. После небольшого спуска на 70 метров дорога снова забирает вверх с градиентом от 5 до 12%. Местами едем, местам идём пешком, толкая вверх свои пепелацы.
17:00 Небольшая тропинка уходит вниз к реке. Сверху видно, что можно идти низом у самого уреза воды. Но что-то подсказывает, что с велосами это не самый оптимальный путь. Продолжаем идти вверх.
18:00 1168 метров над уровнем моря - наивысшая точка Катуньской тропы. Впереди видно, как в Катунь впадают белые воды Ак-Кема.
Отсюда дорога начинает стремительный спуск к реке. На склоне местами виден серпантин. Градиент колеблется от 10 до 20%. Мчимся вниз!
18:30 Спуск закончен, стоим на высоте 824 метра, перепад составил 342 метра на 4,5 км участке пути. Через 1 км на берегу Катуни останавливаемся на стоянку в красивой берёзовой рощице (N50гр09,093` E086гр 31,998`).
Рядом с нами стоят ещё 3 группы пешеходников. Пожалуй, это самая удобная стоянка за всё наше путешествие.
До Тюнгура остаётся около 16 км.
Сегодня нами пройдено 44,7 км со средней скоростью 7,4 км/ч. Время движения 6:01, Максимальный перепад 468 метров, стоянка на высоте 826м. Всего на одометре 806,4 км.
Профиль день 16
Трек день 16

День 17

12 августа 2011 года.
В планах сегодня добраться до п.Тюнгур, оставить велы под охрану и пешком прогуляться налегке по Кучерлинской тропе в сторону пер. Кара-Тюрек.
8:00 Начинаем движение в сторону Тюнгура.
Через 1 км почти напротив устья Ак-Кема упираемся в брод через р.Тургунда - ничего сложного. 20 метров круглых скользких камней и ледяной воды, глубиной по щиколотку.
9:00 Движемся по дороге, идущей в густом лесу по левому берегу Катуни. Очень похоже на наши Архангельские лесные дороги, только кедры растут вместо сосен и елей. Слева от дороги памятная табличка о трагических событиях 1918 года...
Не тот ли Сухов из всем известного фильма?
9:30 Стоим на вершине небольшого холма перед въездом в Тюнгур.
В посёлке надо закупить немного продуктов на пеший выход к перевалу Кара-Тюрек. Все продуктовые магазы на центральной улице, без труда приобретаем всё необходимое на 2 дня. Рядом с одним из магазов ходит почти ручная цапля на своих ногах-ходульках, выпрашивает чего поесть у туристов.
По подвесному мосту переезжаем на правый берег Катуни.
Здесь расположено 3 турбазы. По очереди обходим все их, начав с самой дальней. Узнаём где проще и дешевле оставить велики на пару дней под охрану.
На самой дальней турбазе с нас запросили аж 1800 рублей за три велоса за 2 дня! 300 рублей стоянка вела в сутки?! Да откуда ж такие цены?! На следующей самой маленькой по размерам базе с нас запросили 1500 - тоже явный перебор... Осталась последняя - "Высотник" - самая большая и старая база в Тюнгуре. Здесь администраторы не такие жадные и попросили за стоянку велов всего 300 рублей за 2 дня. Вполне адекватная сумма.
10:30 Заезжаем на территорию базы. Собираем заплечные рюкзачки для пешей прогулки, берём только всё самое необходимое. Велики пристёгиваем тросом к бетонным сваям электротрансформатора. Пока идут сборы, варим обед.
13:40 Вываливаем за ворота базы. Жара стоит кумарная - около +30гр.С и почти без ветерка! По такому солнцепёку топать пешком одно мучение.
К воротам базы в бряканьем и лязганьем подъезжает старенький ВАЗ-2101. Из салона выходят туристы, выгружают рюкзаки. Оказывается это «ВИП» такси возит туристов от Тюнгура вверх по р.Кучерла до ур.Елань - места, где начинается тропа. За 10 км передвижения со скоростью около 40 км/ч на этом ведре с нас просят 700 рублей. Подумав и поторговавшись для приличия, соглашаемся.
14:10 Пару раз чуть не развалившись на ухабистой дороге, ведровер всё же доставил нас к намеченной цели.
По пути попались туристские "такси" в виде трактора с телегой, раздолбанной Нивы и самым комфортабельным оказался УАЗ - буханка. Да, бомбилы всюду...
14:15 Рассчитавшись за оказанную услугу, начинаем медленно топать вверх по тропе. 1009 метров - начальная высота подъёма.
16:00 По тропе подходим к плакату перед руч. Куйлю.
Высота 1372м. Отсюда конная тропа уходит вверх на хребет. Можно идти дальше вверх по Кучерле и подойти под самый перевал, но почему то местные советовали нам идти первым вариантом. По тропе карабкаемся вверх, уклон иногда достигает 25-30%.
17:00 Высота 1520 метров. Здесь над долиной Кучерлы тропа выполаживается, у поваленного дерева в центре поляны куча всякой всячины, оставленная туристами - кофе, чай, сахар, соль, картошка, кетчу, майонез, салфетки - всё как в бесплатном супермаркете, даже 0,5 л водки есть (неизвестного происхождения). Видно после первого серьёзного подъёма особо запасливые избавляются от лишних запасов.
17:40 Высота 1700 метров. Приваливаемся на привал с перекусом у огромной лиственницы. Прошли всего 9 км, правда без учета горного коэффициента.
18:00 Продолжаем движение. Тропа с постоянным уклоном около 15% идёт по камням среди вековых деревьев и альпийских лугов. Чуть правее и ниже мелодично журчит Куйлю.
18:30 Высота 1900 метров. Тропа выводит нас к горелому лесу.
Пожар видимо был довольно давно и между обугленных стволов уже успели пробиться и подрасти молодые кедры. Немного выше уже видна граница зоны леса, надо искать стоянку.
18:50 Высота 1940 метров. На повороте тропы небольшая поляна, место как раз для двух небольших палаток, в 5 метрах от тропы течет ручей. Не самое лучшее, но вполне пригодное место для ночлега (N50гр02,771` E086гр25,540`).
Сегодня мы прошли на велах 20,9 км, пешком 10,4 км. Общее время в движении 3:15. Максимальная высота 1955 метров, максимальный перепад 1129 - неслабо... Всего на одометре 837,7 км.