Утром отправились в деревеньку Ороктой, где намеревались взять необходимую информацию о дальнейшей дороге. В поисках местных жителей (на улицах - никого, как в воскресное утро, хотя был понедельник) подъехали к магазину, где обнаружилась продавщица. Она нам объяснила, что дорога есть, но плохая. Однажды ей довелось ездить в Нижнюю Талду через перевал, помнит, что было это долго и трясуче, но дать какие-то более конкретные сведения она не могла. На вопрос "а народ-то где?" сказала что мужиков может быть удастся найти у лесопилки в полукилометре выше в горах, и кто-то из них вероятно ответит на наши вопросы.
У дома рядом с магазином встретили похмельного страдальца, который за бутылку пива дал вполне внятные сведения о дороге, из которых мы выяснили, что для езды одной машиной могут быть сложности: местами возможна глубокая грязь, местами промоины, местами большие камни. Отступать очень не хотелось, поэтому решили добраться до лесопилки и там обсудить проблему более широким кворумом.
Лесопилка, однако, встретила нас девственной тишиной: ни лесорубов, ни лесопильщиков на видимой дистанции не наблюдалось. На крики "живой кто есть?" дальние кусты отозвались подозрительным шорохом и через некоторое время на дорогу выбралась леди бальзаковского возраста, одежда которой не очень коррелировала с нелегкой жизнью тружеников леса и скорее свидетельствовала о ее принадлежности к туристской братии. Леди назвалась Ольгой и на вопросы о дороге объяснила, что сама только пятнадцать минут назад прибыла сюда с группой отдыхающих, которые направлялись к Ороктойской пещере. Её-то пещера не интересовала, а целью был одиночный пеший переход через Ороктойский перевал с последующим выходом на Чуйский тракт и дальнейшим движением в сторону "куда захочется". Сама она из Москвы, на Алтай добиралась из Омска, где пешком, где автостопом. Но теперь, перед лицом суровых обстоятельств (небо хмурилось, собирался дождик, было безлюдно и мрачновато, возникали мысли о медведях, снежных людях и сусликах-людоедах) ей захотелось пересмотреть первоначальный план. Кстати, сусликов там действительно было много. Соображения гуманитарного характера призывали нас проявить сострадание к одинокой страннице и взять её пятым членом экипажа. Решение, безусловно, нелогичное, принимая во внимание и без того изрядную загрузку машины и, предположительно, омерзительный характер дальнейшего пути. Но когда это мы руководствовались логикой? Чай, не Европа, какая-нибудь, вшивая!
Поскольку местные на лесопилке так и не появились, решено было попытаться догнать отдыхающих в пещере и опросить их инструктора. Сказано - сделано, и через несколько минут мы наткнулись на брошенный в лесу УАЗик-буханку. Походили вокруг, но никого не обнаружили. Видимо, пещера была где-то далеко и её исследователи успели отойти на приличное расстояние. Делать нечего, пришлось возвращаться к лесопилке, откуда начиналась дорога к перевалу. И тут нам повезло! У лесопилки толпилась банда байкеров, которые только что спустились с перевала и ждали отстающих. Человек пятнадцать их было из разных городов Сибири и даже кто-то из Питера. Мотопробег у них был, посвященный двадцатилетию какого-то прежнего мотопробега. По их мнению, дорога вполне приличная, не без нежданчиков, правда, но ничего особо сложного. Кроме того, они встретили Ниву и Хонду CRV, шедшие в паре довольно бодро. Ну, думаем, раз CRV бодро двигается, то и мы пройдем.
Брод через ручей Ороктой, собственно, и есть начало подъема на перевал. Поначалу все шло неплохо: ну, лужи с грязью, небольшие броды, ну бугры. Минут через двадцать неторопливой езды подъем стал круче, а дорога более каменистой. Временами приходилось демонстрировать слалом между высоко выступающими камнями - хотелось бы иметь клиренс побольше, но, что есть, то есть. В результате, в попытке избежать столкновения очередного каменного зуба с поддоном картера, залетели в двойную промоину, то есть левые переднее и заднее колеса оказались каждый в своей ямке, подвесив заднее правое и улегшись брюхом на грунт. Простое решение (давить на газ) помогло плохо. Пришлось разгружать машину, кое-где подкопать, кое-куда подложить камней (одно хорошо: камней было много!) и минут через сорок удалось выбраться обратно в колею.
Выбираемся из промоины. Фото Г. Радченко.
Ну, лиха беда начало! По крайней мере не скучно! Но тут мы, видимо, и ободрали центральный кронштейн трубы глушака и она потом позвякивала, сталкиваясь с неумолимой реальностью нашего каменистого пути. Дальше ехали осторожней, предпочитая в подозрительных по нашему клиренсу местах высаживать пассажиров. За пяток километров от перевала встретили X-Trail из Новосибирска в паре с VW Amarok с подмосковным номером. Обменялись информацией о том "как там дальше", пожелали друг другу удачи и продолжили движение.
Разведка. Фото И. Агашкиной
А дальше пошла местами сильно корявая дорога, потом крутой взлёт мимо толстенного старого кедра, который мы одолели только с третьего раза и на разгруженной машине. Там был более пологий объезд, но он страдал глубокой колеёй, а наш глушак и без того постоянно напоминал о себе, поэтому поехали по короткому, но более ровному пути. И в качестве финального аккорда - крутой въезд на гребень. В общем, пассажирам приходилось не только прогуливаться пешком, но и временами тащить часть груза на горбу. Дело осложнилось по причине внезапного приступа радикулита у одного из участников. Одинокая странница Ольга задумчиво заметила после этого, что представляла себе автотуризм несколько иначе. Дальше пара километров по гребню почти без набора высоты - и мы, наконец, на перевале. Самое поразительное то, что эту дорогу навигатор видел и вёл нас по ней, как будто это действительно дорога, а не аттракцион на любителя. Но удовольствие при этом получили колоссальное!
На перевале стоит даже деревянная беседочка. Это ежели кто устал скакать по буграм, может посидеть спокойно и полюбоваться на пейзаж. Наблюдали там интересную картину: стадо яков паслось себе спокойно на обширной поляне, когда из ближайшего леска боевым аллюром выскочил табун лошадей численностью значительно большей, чем гималайские мигранты. Табун от неожиданности резко затормозил, а яки стали в круговую оборону (грамотно - на бугре). Дистанция между группами была метров тридцать. После нескольких секунд переглядываний от табуна отделился жеребец, по-видимому, главный у них по разборкам, а навстречу ему выдвинулся черный здоровый бык. Они постояли друг напротив друга с полминуты и, очевидно, о чем-то договорились, хотя звуков не было слышно. Во всяком случае, табун обогнул бугор, на котором сгрудились яки и проследовал дальше, но уже неспешным шагом. В этот момент из того же леска выскочил еще табунчик, видимо, двоечники отстающие, и тоже резко остановился. Опять начались гляделки, причем обе команды заметили третью силу - мы стояли метрах в полуста - и подозрительно на нас поглядывали, хотя главной проблемой, всё-таки, считали друг друга. Из первого табуна снова вышел тот же жеребец, а альфа-бык поднял голову и сделал пару шагов навстречу. Снова состоялись молчаливые переговоры, после которых табунчик также обогнул яков и слился с большим табуном. Какова, всё-таки, эффективность парнокопытной дипломатии! Людям следовало бы поучиться!
Табун после разборок с яками. Фото И. Агашкина.
Дальнейший путь был несложным: пологий спуск, местами встречалась глубокая колея, местами грязные лужи, скорость из-за этого была невысокой. Когда уже начались покосы и выпасы нижнеталдинских жителей, навстречу попался грузовичок неопределенного происхождения и необычной наружности. Водитель сказал, что сам собрал его из частей, что попались под руку, и спросил не встречали ли мы бесхозного мотоцикла с коляской в районе перевала. Мы такой видели, но он стоял на берегу ручья у лесопилки под Ороктоем, я тогда еще подумал, что он из технической поддержки банды байкеров. Водитель самоделки очень удивился и стал о чем-то говорить со своим пассажиром, который нам не показывался, после чего долго уточнял не перепутали ли мы чего. В результате выяснилось следующее: пассажир (молодой паренек) несколько дней назад ночью поехал на мотоцикле из Нижней Талды покататься, будучи очень сильно поддат. Утром он проснулся дома, но без мотоцикла и без воспоминаний о прошедшем. Он никак не мог поверить, что доехал аж до Ороктоя и за оставшуюся ночь в совершенно бессознательном состоянии ухитрился добраться до дому пешком (около 25 километров через перевал по горной тайге). Кроме того его мучил стыд, поэтому он не хотел с нами общаться напрямую. Кстати, мотоцикл, помнится, выглядел целым и даже не очень грязным. "Гвозди бы делать из этих людей!"
Генеральный конструктор из Нижней Талды. Фото И. Агашкиной.
Дальше путь вниз был приятным и несложным. Проехали Нижнюю Талду и уткнулись снова в Чуйский тракт. Здесь долго не могли решить куда ехать сначала: в Монголию или в Усть-Коксу и не потому что мнения были разные, а потому что все говорили одно: "да без разницы!" Ситуация буриданова осла. Невероятным усилием воли выбор был сделан в пользу Усть-Коксы, поэтому повернули направо и через десяток минут на развилке у Туэкты съехали с тракта на дорогу к Усть-Кану.
Здесь снова неумолимо встал вопрос выбора места для ночевки. Ткнулись несколько раз к берегу реки Урсул, но все время что-нибудь да не нравилось: то населенка, то лес недостаточно густ, то пейзаж невзрачный. Но в конце концов нашли удобный съезд к реке и красивое место под наклонной старой лиственницей. Это километра полтора не доезжая до деревни Каракоба. Приятное место, рекомендую. Кстати, в соседях у нас оказались два мужика на Ниве из Новосибирска. Также как и мы, ехали без определенного плана, слегка рыбачили, но больше, как видно, квасили.
Снова мочил сплетню, теперь уж в воде Урсула, долго, часа два, но безрезультатно. Хотя мне место понравилось: был бы я хариусом, обязательно здесь столовался бы.