Почему Фаны?

Когда в очередной раз ставишь перед собой вопрос: "чего бы такого замутить?" всегда хочется чего-то непохожего на то, где уже побывал. Фанские горы подходили под это определение как нельзя лучше. В реальности преимуществ у этого района множество:
 - очень стабильная солнечная погода летом по сравнению со всеми другими "близлежащими" горными районами;
 - доступность (как в самолетном плане, так и в забросочном);
 - отсутствие всякого рода враждебных субъектов (не считая лесников и таможенников - об этом далее :);
 - самобытность и открытость местного населения;
 - отсутствие кровососущих насекомых (ну встретить, конечно, можно, но по сравнению с Карелией - считаем что их нет);
 - ну и главное - необыкновенная красота природы, овеянная творчеством небезызвестного барда, которая и стала главной причиной тому, что мы там оказались.
Большое Алаудинское
Fan114
Особенности национальной таможни

То что летим мы не в Европу стало чувствоваться еще в аэропорту Казани. Рейс переносили два раза, в итоге улетели на 3 часа позже расчетного. Нам это даже на руку, т.к. меньше коротать ночь в Душанбе. Лететь 3 часа. Успели занять свободные "лежаки".
По прилету начались особенности национальной таможни.
Перед паспортным контролем к сонным растерянным россиянам подходят любезные таможенники и предлагают "помочь" заполнить какие-то бумажки. Для чего они нужны и что в них писать - понять трудно, к тому же они не на русском языке, по этому 100 р за заполненную бумажку не кажутся большими расходами. Далее дяденьки в кабинках штампуют твой паспорт (смотри, если российский проштампуют - будет не действительный) и ты идешь на таможенный контроль со своим рюкзаком.
Здесь со мной произошел эпизод, который раньше я слышал только в анекдотах. Таможенник у всех туристов по очереди спрашивает: "что везете?". Ну, все отвечают: "снаряжение, шмотки" и проходят дальше. Когда же подошла моя очередь, то после этого стандартного вопроса и ответа последовал вопрос, который я сначала не расслышал и по этому переспросил  не поверив своим ушам, а звучал он примерно так: "Дай немного денег чтобы поужинать?".  В ответ я что-то промямлил и прошел дальше. Вот уж национальный колорит! Да, пора привыкать, ты в Азии.

Телепортация

На выходе из аэропорта нас встретил Сорбон - местный товарищ, представитель МАТЦ Вертикаль. Слегка измученный трехчасовым ожиданием нашего рейса он был явно рад, что не надо с нами няньчиться до утра, а можно сразу ехать в лагерь (местное время около пяти утра).
Погрузились в SsangYong Musso, по дороге заехали в круглосуточный продуктовый магазин (где расплатились MasterCard, а можно было даже рублями заплатить, потом нашли обменник, наменяли местных сомоней, с опаской сдали Сорбону свои загранпаспорта на регистрацию и двинули в путь. Менее чем через 3 часа мы уже были на месте (т.е. в Вертикали). Поставили палатку под арчей и задремали.
Пункт сбора денег за проезд
В родной стихии..
На старте

Через час я проснулся со странным чувством: "Я в горах! Это не сон?" Еще 9 часов назад дома в Казани я смотрел в Goolgе фотки этого места, находящегося в другой стране за 2.5 тысячи километров, и вот я тут. И никто не позвонит с работы, и впереди две недели красивейших гор.

Вертикаль

Альплагерь Вертикаль представляет собой несколько построек: три жилых домика два из которых заселены руководством лагеря, кухня-столовая, склад и несколько подсобок. Европейского сервиса вам тут не предложат, но для таких как мы - это отличная база для старта-финиша. В основном, конечно, здесь базируются суровые альпинёры, приехавшие покорять местные вершины. Вертикаль наиболее близок к высочайшей точке районе г. Чимтарга по сравнению с двумя "конкуренами" - альплагерем Артуч и турбазой Искандеркуль, это и определяет его контингент.
В нашем мероприятии Вертикаль играл очень существенную роль: это и транспорт из аэропорта и обратно, это и регистрация, это и газ, и хранение ненужных на маршруте вещей, и "прощальный ужин". Цены у них, конечно, рассчитаны на "сезьезных" москвичей, но спрос рождает предложение и без вашей (Александр и Лена) помощи нам бы было гораздо сложнее осуществить задуманное. Спасибо вам большое.
Али

В данном повествовании я не ставлю цель описывать техническую сторону маршрута, даже на эстетической стороне останавливаться буду крайне редко. Всё это вы найдете  на просторах сети, благо - район исхожен вдоль и поперек. Хочу поделиться впечатлениями от моментов общения с местными товарищами и нетоварищами, которых довелось встретить на пути.
Начну с того, в Вертикаль мы забросились из Казани не одни. Была еще пятерка под кодовым названием "Глебовцы": Глеб (старшой), Андрей, Дима, Наталья и Юля. Дружная команда, идущая примерно по нашему маршруту, но в противоположную сторону. Первые два дня мы двигались параллельно, что разнообразило наш узкий мужской круг общения.
В первый же день решили выйти в акклиматизационное кольцо (ну и чтобы на территории базы не ночевать). Поднялись на пару километров выше базы на большое Алаудинское озеро. Нашли местечко, встали, искупались. Спустя пару часов (уже в сумерках) появляется "некто"  с папочкой документов и золотыми зубами. Практически ничего еще не сказав достает старенький Ericsson и фотографирует наш костерок (типа вещественное доказательство нарушения). Потом говорит, что он лесник и что мы находимся в национальном парке, показывает нам жованый листочек на местном языке - это, мол, постановление нашего министерства. Давайте, платите. Но что-то нам как-то не хотелось с ним соглашаться и начался переговорный процесс. От нас был делегирован Андрей, который отойдя в сторонку с представителем закона минут 15 аргументированно излагал, почему мы не должны расставаться со своими деньгами. В конце концов Али (так звали обладателя золотых зубов), сдался и взял тайм-аут до утра. Больше в этот чудный вечер нас никто не беспокоил.
Наутро наш путь лежал через перевал Алаудинский в соседнюю долину. У начала подъема на перевал нас встретил знакомый "джигит" Али. Расплывшись в улыбке он пожелал нам счастливого пути, особенно "Андрюшеньке", ни о каких деньгах речи уже не было.
К полудню были на перевале. Отрыв от городской суеты начался. Теперь только  горы, озера и урюк на привалах.
Мы с группой Глеба Реутина на пер. Алаудинский

На спуске открывались завораживающие виды. Вот когда понимаешь преимущество цифровой фотографии: это тебе не 36 кадров, знай себе, щелкай.
Лепота. Вид на Куликалоны

L

Последний совместный вечер провели на чудном озерце Дюшаха. Стали очевидцами довольно крупной лавины. В какой-то момент мелькнула мысль, что мы совсем рядом, но в горах расстояние скрадывается и лавина растворилась у самого подножья стены Мария.
Лавина со стены Мария

На следующий день, спускаясь к нижним озерам встретили еще одного местного товарища, который пас иностранную группу. Он, конечно же, был знаком с Али, сказал нам, чтобы мы его всерьез не принимали, передал через нас устное послание хозяйке Вертикали Лене. Они тут туристов как почтовых голубей используют (чтобы позвонить, нужно на перевал бежать, а кому охота).
Куликалоны во всей красе

Подъем на Перевал Джонат особо ничем не примечателен. Слабенькая 1А, можно даже сказать прогулочная. А нам большего и не надо для акклиматизации. К вечеру скатились обратно в Вертикаль. Решили шикануть - заказали ужин в столовой. Наелись мяса с картошкой до отвала.
Кухня-столовая в Вертикали

Большое кольцо

День первый.
Путь лежит вниз по течению речек Чапдара, Парсуд. Места волшебные, в каждой примыкающей долинке открываются отличные виды. По этим долинам в основном и водят инстранцев (в основном французы). Говорят, что в местных школах даже стали французский преподавать. Остановились попить чаю в небольшой чайхане. Пообщались с хозяином. Очень доброжелательный и не жадный человек.
Local people

Местные детишки так и норовят сфотографироваться, увидев фотоаппарат (за деньги, разумеется). Еще немного удивило, что несколько раз подряд у нас спрашивали обезболивающие таблетки. На третий раз мы уже стали подумывать, уж не злоупотребляют ли тут анальгином?
Медицинский ликбез

Устье реки Имат порадовало тремя моментами:
1. нашли очень удачное место для купания.
2. место слияния Имата и Парсуда - очень характерно различиями в цвете воды. Имат течет прямиком с ледника не отстаиваясь в озерах, по этому вода в нем белесая, мутная. Парсуд же прозрачный. Несколько десятков метров реки текут в одном русле не перемешиваясь.
Слияние двух рек

3. Близлежащие отроги в силу своего геологического строения, позвергаясь эррозии превратились в причудливые столбики-башенки. Прямо таки "Долина привидений".
Местная "долина приведений"

Полюбовавшись на всё это мы двинулись вверх по Имату. Встали у подножия ледника.

Долина р. Имат. Гималаи в миниатюре
День второй.
Первая половина для была посвящена карабканью за перевал Зинах.Не вдаваясь в технические подробности, рискну предположить, что от каждого из нас этот перевал услышал в свой адрес много "комплиментов", которые, по понятным причинам, публиковать не стоит.
Пер. Зинах нижний
Сыпуха при подъеме на Зинах

Затем был траверс с выходом на пер. Джиджик  и спуск в долину р. Норват. Встали на первом приличном "газоне". Пообщались с пастухами.

День третий.
Через час спуска оказались в летовке Кулнорват, где встретили вчерашних пастухов. Мы были любезно приглашены "к столу", пообщались в тесном кругу их родственников и товарищей. Открытые и гостеприимные люди. Дело происходило внутри их летнего "коттеджа". После чего нам предложили аттракцион "катание на ишаке".
Fan176
Спустя пару часов прибыли в кишлак Норват. Эдакий оазис в высушенном ущелье.
Кишлак Норват
Благодаря тополям и множеству отведенных от речки каналов в кишлаке царит прохлада и тень. Замечательное место для уставших туристов. Контингент в кишлаке - женский. Мужики либо на выпасе либо в России.
Жители кишлака Норват
Законтачились  на предмет яблок и груш. Оказалось, что по-русски то молодежь "не очень". Нашлась авторитетная тетенька - бывшая школьная учительница. Все рассказала, яблоки, абрикосы, сливы нам вынесла (почти даром). Показала где магазин - туда за арбузом.
Затарившись фруктами удалились на берег Искандердарьи дабы их съесть. За нами увязался местный паренек с лепешками, которые, он был уверен, мы у него купим. Но мы вынуждены были его разочаровать...
Заедая арбузом и сливами утренние молочнокислые угощения пастухов мы, конечно, знали на что идем, но желание "оторваться" было сильнее. На подступах к озеру Искандеркуль мы начали ощущать процессы, происходящие в наших неокрепших организмах....
Искандеркуль с дороги

У самого Искандеркуля нас ждал неприятный сюрприз. Пост лесников. Показывают уже знакомую нам бумажку. Платите денежки.
Уже имея представление о местной дипломатии мы пустились в неспешные переговоры. Понимая, что хоть что-то заплатить все равно придется, хотелось выжать максимум из столь редких минут общения с местными чиновниками. Благо, времени у нас было предостаточно. Поначалу нам показали "вахтенный" журнал, где записываются все проходящие группы. И все, естественно платят, а мы не хотим.
– Где тут у вас старший?
– Скоро придет.
Пришел типичный пузатенький чинуша. Через минут 40 стороны начали приходить к консенсусу. С изначальной ставки18 сомони на человека в день (а нас 4 человека и находиться в нац. парке мы должны минимум 3 дня), то есть 216 сомони (около 1300 руб), сошлись на 54 сомони all inclusive (325 руб). На этом нам выдали квитанцию и подсказали, что на турбазу лучше не ходить, а поставить палатку лучше прямо вот тут, за холмом. На базе, дескать, хозяин - шкуродер, втридорога сдерет, и вообще плохой человек.
Алчные лесники
На деле же оказалось все с точностью до наоборот. Директор турбазы Искандеркуль - Алик Маджидов - замечательный дядечка (ненавидящий жлобов-лесников), предложил нам за 10 сомони в сутки с человека жить в палатке на территории базы в тени буковых деревьев (а за 40 сомони можно и в домике). Есть все условия для неизбалованных: душ, туалет, озеро, столовая.
Алик оказался прожженым туристом-инструктором, с советских времен облазившим все окрестные хребты. Мечтает возродить турбазу из полузабошенного состояния. Были у него в кабинете: стены завешены грамотами, картами, в общем "ретро".
Кстати, с базы без проблем можно уехать в Душанбе (здесь заканчивает маршрут группа Глеба Реутина).
На турбазе "Искандеркуль"
Отужинав лагманом в столовой, уставшие за длинный день, мы пошли спать.
Несмотря на умиротворяющую обстановку, предстоящую ночь нам удалось пережить с трудом. Спасали два обстоятельства: запас активированного угля и близость туалета.
(запасы туалетной бумаги впоследствии пополнили салфетками из столовой).
Утро встретили абсолютно опустошенными (в прямом смысле).
Fan226

День четвертый.
Плановая дневка (очень кстати :)). Осмотр водопада. Ниже истока из озера, минутах в 30 ходьбы есть замечательный водопад со смотровой площадкой. Объем воды впечатляет. 38 метров высоты, узкое ущелье... В общем, достойная достопримечательность. Как только не догадались туда калитку с кассой приделать...
Ниагара местного значения
Вернулись на базу слегка окрепшие от ночных кошмаров. Решили выдвигаться ближе к вечеру на маршрут, получив напутствие от Алика в виде поллитровой бутылки сахарного песка. В месте впадение Искандердарьи в озеро имеет место резиденция местных "падишахов". Место красивое и укромное. За ним начинается подъем к кишлаку Канчоч. Внимание! на входе в кишлак - опять пост лесничества. Мы его заметили издалека и спустились к ручью Канчоч ниже по течению. Там и застал нас вечер. Нашлись дрова и место под палатки.
Подъем к кишлаку Канчоч (вид назад на Искандеркуль)

День пятый.
Весь день продолжаем плавно набирать высоту наслаждаясь отличной погодой и окружающей красотой. Миновали кишлак Сарытаг, повернули вверх по притоку Арх, далее по р. Казнок.Навстречу встречается довольно много групп завершающих маршруты.
Долина реки Казнок

Некоторые идут по нашему маршруту в обратную сторону до Искандеркуля.
В устье р. Яшмовой встретили одинокого француза. Поупражнялись с ним в знании английского. Посмеялись над его картой (он бы еще обзорную карту мира с собой взял). Дали ему нашу хребтовку.
Французишка (второй слева)
Встали на ночевку к началу подъема на пер. Казнок. Велик соблазн перемахнуть завтра через него и оказаться на финише, но погода шепчет и мы идем дальше.

День шестой.
Перевал Двойной 1Б. Подъем - пологий, почти н/к, спуск - крутой, осыпной с участками льда. Кое-кто даже одел кошки. Вокруг пейзажи один краше другого.
Перевал Двойной. 1Б. 4200 м.
Спуск с Двойного со стороны р. Зиндон
В 11 дня были уже на перевале, весь последующий остаток дня дрейфовали вниз к озеру Б. Алло.
У подножия ледника, из которого вытекает Зиндон встретили московскую группу. Предводитель - женщина довольно типичного склада характера: рта не закрывать, всем раздавать советы. В результате  беседы все ее силы брошены на убеждение нас, что с это стороны на перевал Чимтарга мы не взберемся, уж больно там все "плохо". Мысленно послав ее мы раскланялись. Вечер провели с видом на Б. Алло.

День седьмой.
Погода, как обычно, не подвела. Обойдя озеро с севера застали загорающую Киево-Ярославскую группу. Дожидались ушедших на восхождение. Хорошо здесь, котловина озера окружена скалами, ветер сюда не проникает. Тишина и солнце.
Большое Алло
Через нагромождение камней мы не торопясь уползли набирать высоту в долину правого Зиндона. Слегка заинтригованные московской тетушкой, мы хотели как можно ближе подобраться к перевалу, чтобы, в случае чего, завтра было побольше времени на борьбу с горой. К 7 часам вечера добрались да 4000 м. Встали на крайних площадках уже на уровне ледников.

День восьмой.
Встали рано (опять же, нервы не выдерживают, требуют скорейшего разрешения интриги). Вышли в 8.00 и траверсом, траверсом по приличной тропе к 12 часам взбрели на перевал. Вот те на... Оглядываясь назад, можно увидеть причину столь грозных убеждений москвичей: логичный путь вниз представляется одной сплошной двухкилометровой сыпухой. Спускаясь по нему невольно посочувствуешь тем, кто решит здесь подниматься. Реальный же путь подъема лежит по северному склону и по своей сложности едва ли тянет даже на 1А.
На перевале Чимтарга
Оставив командира (т.е. меня) охранять рюкзаки, сотоварищи решили повысить свои личные рекорды высоты и полезли к подножию горы Энергия. Самой вершины у нас в планах не было, но 4950 м желающие записали к себе в "зачет".
Личный рекорд Кирилла
На ночевку расположились на живописном моренном холме, оборудованным чудесным туалетом с видом на мутные озера. Чувствуется, что группы тут сидят подолгу: из камней сложен не только "толчок", но и столы, скамейки.
Мутные озера и "толчок"
С видом на горы

День девятый.
Запасные дни, заложенные на всякий форс-мажор не израсходованы, по этому медленно дрейфуем вниз к Алаудинским озерам. На встречу попадается большая британская группа "матрасников", идут налегке, караван ишаков - отдельным обозом. Физиономии у всех намазаны кремом, по этому походят на мумий. Цирк, одним словом.
Заночевали у озера Пиала - из него еще можно пись сырую воду, так как овцы до него не добираются. Чуть ниже - уже Алаудинские.
Большое Алаудинское

Далее следовал спуск в Вертикаль, финальный ужин с пловом, сборы и отъезд на следующий день в Душанбе.
Большегруз в Душанбе
Зеленый рынок в Душанбе

Заглянули на Зеленый базар. Повыбирали там дыни в качестве гостинцев домой. К трем "торпедам" нам дали бонусный неполосатый арбуз, который на поверку оказался состоящим, в основном,из косточек. На то он и халявный.
В аэропорту столкнулись с очередным "разводом". У двоих из нас в паспортах не оказалось штампа о въезде в страну (предполагаю, что преднамеренно). Соответственно пограничник нас направил в отстойник "до выяснения". Ну, мы смекнули к чему идет дело и быстренько сдали всю наличность нашим успешно прошедшим паспортный контроль товарищам. Оставили только "разумную сумму" 10 евро и 200 рублей.
Спустя полчаса начались песни погранцов: мол, это наша ошибка, утром все исправим, сейчас никого нет... А рейс придется перенести... Ну за тыщщу рублей с носа все решится быстрее.  Представление с нашей стороны содержало возмущенно-жалобные реплики: денег нет, оставили на такси с аэропорта доехать и т.д. В конце концов, конечно же "договорились". Оставив инвестиции в пограничное дело Таджикистана пошли обмывать неожиданное приключение в кофейный автомат.
А утро нас встречало уже в стране вечнозеленых помидоров. Здравствуй, Казань.
Финиш

Сухой остаток

Основные итоги:
- район очень красивый и интересный.
- наличие баз Вертикаль и Артуч сильно упрощает транспортный вопрос.
- погода летом сухая и стабильная (исключения бывают всегда)
- при прохождении нашего маршрута можно обойтись минимальным количеством газа: арчу можно найти практически везде, а там где ее нет - принести с собой.
- устойчивая сотовая связь есть только в районе оз. Искандеркуль.
- местное население к туристам относится благосклонно.
- среди наделенных властью процветает мздоимство.

Основные расходы на человека:
авиабилеты Казань-Душанбе-Казань - 17000 р.
продукты - 3000 р.
трансфер + регистрация 3500 р.
карманные расходы - 1000 р.