Окончательно с маршрутом я определился только за неделю до отправления. У меня было два варианта – либо на Урал, либо на Кавказ. Причем ни там, ни там собственно маршрута не было – это было лишь направление. Лазая по просторам Интернета в поисках маршрутов и карт, где можно покататься на велосипеде я наткнулся на один замечательный сайт: www.marshruty.ru. Вот на этом то сайте я и нашел тот путь, по которому я впоследствии двинулся. Естественно я его немного скорректировал: убрал один перевал, на котором нужно было лазать по снегам и не поехал соответственно на Эльбрус. Зато решил до Кавказа доехать своим ходом. Вообще именно это я и планировал еще давным-давно.

Нарезка карт, сбор информации, сбор рюкзака, закупка продуктов, покупка фотоаппарата и через неделю я готов ехать. Однако возникло одно «НО» – когда я покупал фотоаппарат, то мой выбор остановился на одном фотике, но когда я его купил и вместе с ним еще карту SD на 8 GB, то он мне не понравился и я решил его вернуть и вернул вместе с карточкой, которую забыл вытащить из фотоаппарата. Пришлось из-за этого отложить свой выезд с 7 утра на 10 часов, чтобы забрать ее в магазине. Когда я ее благополучно забрал, то по пути домой у меня к несчастью разобрался переключатель скоростей. Пришлось еще задержаться на их ремонт. Переключатель у меня и до этого барахлил, но я по своей безалаберности как-то не придавал этому значения – подстроился под них и уже знал как нужно надавить на рычажок, чтобы они нормально переключили скорость. И вот они все-таки решили рассыпаться. Я потом осознал, что это было даже к лучшему, потому что если бы они рассыпались в пути, то не знаю, как бы я их там собрал назад.

Первые 40 км даже по жаре дались легко, но потом все больше и больше хотелось пить, я пил и пил и пил. В животе уже порядочно булькает, а жажда еще не утолена, и я продолжаю пить. Когда я добрался до границы Липецкой и Воронежской областей я почувствовал что-то неладное со своим организмом, и все что я покушал плотненько перед отъездом попросилось наружу. Стало легче и я понял, что комбинация: плотный прием пищи + жара + много воды + выхлопные газы дает именно такой результат. Стал меньше пить. Когда я проехал уже 100 км и близился вечер, силы мои также подходили к концу и хотелось лечь на месте и уснуть. Заехав в придорожное кафе в начале объездной г. Воронежа и выпив сока, я немного отдохнул и двинулся на поиски стоянки. Заехал в ближайший поселок – Чертовицы, набрал у бабульки воды, которая меня еще угостила огурцами, помидорами и яблоками и показала дорогу на пляж. Туда я и поехал, а по пути встретил еще одну женщину. Ей стало интересно, что это за чудо едет с таким странным рюкзаком на велосипеде. Немного пообщавшись, мы вместе спустились к р. Воронеж и она меня «вверила» смотрителю пляжа и взяла с него слово, что он присмотрит за мной, чтобы со мной ничего не случилось. Вот и первая стоянка. Я не стал терять времени и сразу стал собирать дрова для приготовления ужина. И вот через 1,5 часа я уже поставил палатку и поужинал. Искупался в речке, помылся и лег в палатку, чтобы отправить первое смс домой и сделать записи в блокноте. Я уже чувствовал, что хорошо отдохнул и могу двигаться дальше, но надо сначала поспать.


Пер. Батайраг Пер. Батайраг
Спуск с первого перевала Спуск с первого перевала
Р. Фиагдон Р. Фиагдон
Мужской монастырь в Верхнем Фиагдоне Мужской монастырь в Верхнем Фиагдоне
Из-под облаков Из-под облаков
В Верхнюю Балкарию В Верхнюю Балкарию
Укатанные в туман Укатанные в туман
Бывало и небо голубое... Бывало и небо голубое...
Природные замки Природные замки
Навигатор Навигатор
Прощай горы Прощай горы

Остальные дни, в которые я добирался до Кабардино-Балкарской республики были примерно одинаковы по пейзажу – трасса, опять трасса, сбоку дерево, за ним дерево, а за ним дерево, дерево, дерево, куст, опять дерево, поле кукурузное, поле кукурузное, о! поле подсолнечное, а тут речка и т.д. Жара была невыносимая – на каждом километре хотелось сесть в автобус или поезд и проехать эти несчастные 1200 км. Но каждый вечер, когда я уже ставил палатку и происходила смена деятельности, мне казалось, что я вовсе не устал и вполне можно ехать дальше. А на следующий день все повторялось снова. Сюжет примерно одинаковый: утром встаю, готовлю завтрак, в это же время собираю палатку, вещи в рюкзак, завтракаю, собираю до конца вещи и выезжаю. Еду, жарюсь на солнце… Проезжаю первые 80 км на ура, потом начинаются страдания, упадок настроения, желание остановиться, сесть в автобус, упасть на месте. Потом добираюсь до какой-нибудь ближайшей речки, отмокаю… А если речки нет, то отмокаю из фляги с водой. Так я в день теряю от часа до трех и еду дальше. Вечером нахожу место, где можно встать, ставлю палатку, готовлю ужин, купаюсь, отмываюсь, делаю записи в блокнот уже в хорошем настроении, пишу смс домой и моментально засыпаю. Однако же каждый день происходило что-нибудь интересное для меня. Говорю что для меня, потому что в будничной жизни эти события не имеют абсолютно никакого значения и особой ценности, но мне после того, как я отматаю около 130 км по этой серой и раскаленной трассе в компании автомобилей и вонючих фур, которые иногда проносятся в опасной близости, эти мелкие знакомства и привалы представляют большой интерес и ценность. Так один раз мне очень удачно попался один трактор, который стабильно ехал с одной скоростью – 30 км/ч. Он меня обогнал, но я на него поначалу не обратил внимание, а потом смотрю, что скорость то у него самое то, что мне нужно и поднажав догнал его и пристроился за ним. Ехать шумно и горячо, зато на педали давить не надо, так только – сиди себе подкручивай. Одно было не очень – он эту скорость держал, что вниз под горку, что вверх в горку. Вниз приходилось притормаживать, а вот вверх… – ой как туго было. И на втором подъеме я все-таки не вытянул и прошлось отстать и вот остановился я измученный на одной заправочной станции, которая для меня оказалась оазисом в пустыне, хотя на первый взгляд она была также пустынна и там не было даже туалета с водой из-под крана, и работали там всего два человека – женщина кассир и мужчина, который осуществлял заправку автомобилей газом. Я там как раз отмокал из фляги, которую мне любезно пополняла эта женщина и добавляла туда лед. Потом они вместе подошли к месту, где я «припарковался» на остановке и у нас завязалась беседа, в которой я их удивлял своими планами и прошлыми путешествиями, а они мне рассказывали каких они встречали людей – подобных и неподобных, затем подтянулся их начальник, который сидел на их же заправке через дорогу. Потом они мне стали предлагать сесть в газель, которая идет до Ростова. Они уже точно знали, что часов в 5-6 вечера пойдут такие с Москвы уже пустые после отгрузки в столице своих помидоров. Но я отказался – мне как-то совесть не позволяла проехать на халяву до Ростова. Я себе поставил цель и хотел ее добиться, тогда они мне посоветовали пляж в 10 км от этой заправки. Туда-то я и поехал. Место действительно оказалось клёвое – находится недалеко от трассы, вода чистая, подпитываемая родниками и там была даже тарзанка. Вот я там и отдохнул здорово. Чувствовал там правда себя чужаком и каким-то обособленным от местного населения. А общаться со мной стали дети, которые вместе со мной прыгали с тарзанки или с дерева в воду, потом они у меня попросили насос, чтобы накачать свой велосипед. Я им помог и они давай интересоваться, кто я такой. Один из них никак не мог вспомнить слово, которым называют таких как я, но я ему помог: «Турист», – говорю. «Да, точно!» – обрадовался он. Потом вокруг меня столпилась целая орава мелких и с любопытством смотрели, как я собираюсь. Один из них пообещал смотреть про меня в новостях – он почему то был уверен, что меня там покажут. В этот же день, на месте стоянки у р. Битюг я познакомился с питерскими ребятами – мужчина и девушка. Они ехали из Адлера на своей машине и остановились на ночевку. Мужчина был туристом – у него была палатка и всякие туристские аксессуары. В Адлере они не просто валялись на пляже, а гуляли по горам, но и загорали конечно – загар у них был темно-темно коричневый. Это были продвинутые ребята, которые не любят ходить в одежде. Когда я мылся, девушка тоже пришла и пожаловалась, что никак не может искупаться, потому что постоянно кто-то приезжает (из местных) на это место и спросила не буду ли я возражать, если она будет без купальника. Я конечно не стал возражать. На следующий день утром я последовал их примеру и не стал мочить плавки. Ребята они безусловно хорошие, но показались мне странными, потому что на вопрос, чем они занимаются в Питере они как-то молча переглядывались и уходили от ответа. Но мужчина все-таки сказал, что он занимается программированием и web-дизайном, а девушка так и не сказала. Странно как-то это все. На прощание я им оставил свои координаты, чтобы они смогли меня найти Вконтакте. Хотелось бы с ними увидеться в Питере.

А вот на следующий день, когда я изнуренный жарой заехал на какой-то поворот в деревню, остановился в теньке и стал «отмокать», туда же заехал мужик с сыном на машине. Он без всяких предварительных вопросов сразу предложил мне воды попить, а уж потом начал расспрашивать – откуда, куда, сколько еду и т.д. стандартный набор вопросов. Опять удивление, а когда я сказал куда именно я еду, он стал мне настойчиво предлагать сложить свой велик и пихнуть ему в машину, чтобы я с ним доехал, т.к. он сам из Черкесска. Я давай отказываться, а он такой упорный попался, но я все равно отказался. И как я потом жалел… До самого вечера… Только когда уже лег в спальник успокоился и прикинул, что я все равно успеваю к 4-му августа до Малки, но решил, что если мне еще раз попадется подобный тип, то я уже не буду отказываться.

Еще один день на велосипеде и наконец-то настал такой момент, когда я принял решение сократить себе расстояние и время и сел в автобус до Ростова. В Ростове авто и ж/д вокзал находятся напротив друг друга и это было очень удобно, для того, чтобы выбрать следующий транспорт на вторую половину дня. В итоге я встал в очередь за билетом на поезд до Невинномысска. До поезда час… а вокзал полон народа и все как пиявки присосались к билетным окошкам. И я туда же в хвост. Стою, переминаюсь с ноги на ногу и начинаю уже опасаться, что не успею взять билет. Я обращаюсь к парню передо мной:

– Как тут очередь двигается, шустро? Или я не успею взять билет за час?

– Не знаю, не знаю – я уже долго стою, а очередь что-то не двигается и постоянно кто-то то справа, то слева пристраивается. Ты попробуй попросить пропустить.

Я пролез немного вперед и обращаюсь к двум девушкам:

– Извините, можно я вперед вас пройду – возьму билет, а то у меня поезд через час – могу не успеть.

– Да ну и что! У нас самих поезд через час, – возмущенно ответила одна из них.

– Это вы на Кисловодск? Ну ладно тогда…

Вернулся в конец очереди и стою, жду. Недалеко от окошка, как-то в стороне от очереди стояли два паренька и веселились. Осмеивали разных людей, стоящих в очереди и вообще вели себя довольно разболтанно. Заигрывали с этими девушками и предлагали поехать вмести с ними. Но один из них неожиданно вдруг выдал полезную информацию, обращаясь к девушкам:

– Так вы идите в кассу по центру – там без очереди можно за час до отправления билет взять.

Я прислушался. «Хм… не брешут ли они» – засомневался я. Но через некоторое время сквозь вокзальный шум среди объявлений об отправлении и прибытии поездов я расслышал, что в окошке №11 можно без очереди приобрести билет на отходящие поезда. Я схватил велосипед и повел его сквозь толпу к этому окошку. А там такая же вилюшка. Интересно, а им всем на отходящий или нет? «Ну ладно, – думаю – попробую прорваться». Прислонил велосипед к столбу, достал паспорт, деньги и к самому окошку двинулся.

– Извините пожалуйста, у меня поезд через час, я встану перед вами – тут можно без очереди.

– Да я вот сама сегодня уезжаю, – отвечает женщина.

– Мужчина, тогда я перед вами встану, хорошо?

– Можешь за мной встать.

«Вот блин, – подумал я, – ну что за народ упертый!»

– Извините, но тут написано, что на отходящие поезда за час до отправления билеты берутся без очереди! – решил я с ним поспорить.

Я встал рядом с ним и стою жду, когда же уже пожилая женщина наконец-то возьмет все билеты какие ей нужно, а она зараза такая как будто нарочно время тянет, а после нее еще та женщина, которой сегодня уезжать… Эх, вдруг не успею. Ну тогда на автобус сяду, ладно уж хоть и дольше едет и билет дороже, но запасной вариант все-таки есть и то хорошо. И тут вдруг эта самая бабулька обращается ко мне:

– А я там во второй кассе очередь занимала, пойдем я тебя вместо себя поставлю, там уже наверное подошла моя очередь.

– Вот-вот, иди туда, – обрадовался мужчина.

– Хорошо, я только велосипед возьму.

Подхожу к кассе, а это оказывается та самая касса, от которой я ушел, а место было как раз перед этими девушками. Вот это да! Интересное совпадение, однако. Ну девушки, то уже поспорить со мной не могли и без проблем пропустили вперед себя. Конечно было недовольство на их лицах, да и мне было как-то неловко. Ну ладно, пофигу, зато билет возьму. До кассы еще один человек и мы так немного разболтались и уже решили все вместе брать билеты на этот поезд – на одном же едем. Ну вот у меня и билет в руках и до отправления еще 15 минут. Все шикарно, надо только еще погрузиться в него со своим негабаритным багажом. Я уже ожидал, что ко мне будут претензии по поводу моего велосипеда, но я то знаю, что на это отвечать и особо не переживал по этому поводу. Сама проводница вроде ничего не говорила на тему багажа, проверила документы, и я стал складывать велосипед в чехол. В это время вышел из вагона второй проводник и начал переговариваться с проводницей. Я услышал, что он что-то говорит про негабарит, штаб в поезде и т.п. Я все понял и решил заранее вмешаться и показать, что никакого багажного билета они от меня не увидят:

– Я насколько знаю, багаж оплачивается не по габаритам, а по весу.

– Бесплатно провозится багаж 60х80х60, – ответил мужчина, но только не мне, а своей напарнице.

«Ну ладно, я с тобой попозже поспорю» – решил я и продолжил упаковку.

Когда поезд уже тронулся, проводница пошла проверять билеты как положено. Пассажиров было человек пять на весь вагон и до меня она дошла довольно быстро.

– Билет пожалуйста, – попросила она.

Я протягиваю билет, она проверила, оторвала нужную часть и возвращает со словами:

– А багаж то оплатить надо.

– Нет, – говорю, – багаж оплачивается по весу.

– У вас негабарит.

– Ну и что, у меня вот здесь написано, что до 36 кг провозится бесплатно, а про негабарит ничего не сказано.

– Это негабарит и бесплатно провозится багаж размером 60х80х60.

Мдя… Запомнила циферки, которые ей товарищ сказал.

– Ну и сколько стоит провоз багажа? – решил я поинтересоваться.

– Стольник.

Эээ, думаю, что-то ты загнула. У меня денег осталось 700 рублей до конца августа, а я еще буду ей в карман платить за то, за что платить не надо.

– Нет, это дороговато, я вот ездил в Питер, а там расстояние 1300 км проезда я заплатил 50 рублей и то за перевес, а не за габарит. Вы уж извините, но я так платить не буду. Вы мне сначала покажите, где написано, что нужно платить за негабарит, а потом уже поговорим.

Тут подскочил ее напарник и с явным раздражением взял у меня вкладыш билета и стал искать, где там написано про багаж. Но там было только про 36 кг. Он сказал, что сейчас пойдет в штаб и там узнает все. Женщина ушла в свое купе вместе с коллегой, по пути она что-то говорила про брошюру пассажира. Через некоторое время она вернулась и так спрашивает с неуверенностью в голосе:

– Вам надо, чтобы написано было?

– Конечно!

Она ушла к себе и больше не подходила. Я спокойно сходил в туалет, привел себя в порядок и всю дорогу гонял чаи, перенося жару и духоту.

От Невинномысска я решил выехать рано утром – в 4 часа, чтобы проехать большую часть из оставшихся до Малки 180 км не по жаре и приехать туда пораньше. Но не успел я проехать в темноте и 10 км, как меня остановили гаишники.

– Ты куда едешь в такой темноте? Документы есть?

– Я на Кавказ еду, вот документы, – достаю из рюкзака и протягиваю им паспорт.

– Откуда ты такой взялся? Ты знаешь, что из-за тебя нас за 40 км отсюда подняли. Водители звонят – тебя на дороге не видно и мешаешься ты. Ты вот не боишься, что тебя какой-нибудь придурок на скорости 100 км/ч просто не заметит и снесет?

– Так у меня светоотражающие полосы на рюкзаке и задний маячок есть, сейчас подождите, я его поставлю.

Пока я доставал габаритный фонарик и устанавливал на рюкзак, он расспрашивал меня куда я еду, откуда, зачем и т.д. стандартный набор вопросов. Я ему все подробно рассказал и он давай меня увещевать, что опасно в темноте так ездить по федеральной трассе, что лучше подождать до утра и уже потом двинуться дальше, они даже предложили меня подбросить 30 км, чтобы я уже ехал не в темноте оттуда. Но я стал сопротивляться, объяснять, что я специально так выехал, чтобы не жариться на солнце и пораньше приехать и что я уже достаточно проехал на автобусе и поезде. Но они короче не особо вникая в мои цели, просто взяли остановили туристический автобус, посадили меня в него и отправили до Пятигорска. Ну ничего себе!! Вот так дела, я сидел в автобусе и никак понять не мог, как это наши прославленные гаишники проявили такое участие и такую заботу. Водитель автобуса конечно не рад был тому что, мне пришлось запихивать велик в багажник битком набитый чемоданами туристов и, проехав 110 км до Минеральных Вод высадил меня вместе с частью пассажиров, которые пересаживались в газель до Георгиевска. До Малки я добрался уже к 10 часам вместо 6 вечера. Таким образом, очередной раз подтвердился мой девиз: «Любая последовательность событий всегда правильная, а если она кажется неправильной, значит она еще не закончилась».

Малка – это село на границе Кабардино-Балкарской республики и Ставропольского края, с которым у меня связано одно интересное событие. Лет 5-6 назад я со своими братьями и другом ездил автостопом в Турцию и когда возвращался назад, то мы остановились переночевать как раз в этом селе и тут у нас украли рюкзаки. Поэтому это село я очень хорошо запомнил, а год назад я поступил в Питер в ИТМО и со мной в одной группе оказалась девочка, как раз из этого села. В итоге мы стали хорошими друзьями, вот я и направлялся к ней в гости. Так получилось, что приехал я гораздо раньше, чем планировалось, и я честно не знал как меня тут примут и поэтому даже немного волновался. В общем и целом приняли меня отлично, однако у меня сложилось впечатление, что в гости я приехал не к Марите, а к ее родителям. Когда мы встретились у магазина и она отвела меня к себе домой, пришла ее мама и через некоторое время на столе стояла еда и мне ее мама и Марита стали предлагать покушать. Потом приехала машина.

– А вот и Гадзов приехал, – сказала хозяйка и во двор вошли трое мужчин.

Кто из них отец и хозяин дома я не понял, один из них мне представился Хамидом. По отчеству Мариты, я подумал, что это и есть ее отец и тихонько уточнил у нее, но оказалось, что это не так. Ну ладно, теперь я знаю кто из них ее отец. Мужики сели за стол и стали меня расспрашивать откуда я еду, куда планирую съездить и т.д. стандартный набор вопросов. В это время брат Мариты Беслан с другом делали шашлык, а Марита несла на стол готовое мясо. Отец как опытный шашлычник проверял качество и посмеивался над сыном:

– Кто же тебя учил шашлык делать? – но в общем одобрил.

Мы ели и разговаривали. Потом они меня забрали с собой показывать реку Малка. Я с неохотой согласился, потому что до сих пор еще как следует не пообщался с Маритой, хотя в гости приехал именно к ней. Но видимо тут такие обычаи и пришлось согласиться с условием, что на пару часов, а потом вернемся сюда и я буду уже общаться с тем, к кому приехал. На реке была еще компания мужиков. Но они оказались весьма интересными и причем совершенно разными. Особенно мне понравились два совершенно противоположных человека. К сожалению я уже не помню как их зовут, хотя и не помнил с самого начала – не могу никак с первого раза запомнить кабардинские имена. Один был очень толстым в шляпе как у шерифа, веселый и приколистый мужик, а второй более спокойный в широкополой соломенной шляпе. Он в противоположность своему товарищу был серьезным, шутил мало и на мои вопросы отвечал серьезно без приколов. Этот же Шериф при любом удобном случае пытался меня развести как ребенка.

– Ешь это мясо! Ты знаешь, что это за мясо? Это змея – очень вкусное, обязательно попробуй.

Я с сомнением посмотрел на косточку в центре куска, а его товарищ говорит:

– Это на самом деле говяжий хвост. Ты попробуй, это самая вкусная часть.

Ну все понятно, что это за Шериф – шутник, однако. А он продолжает:

– А ты знаешь как делается этот кефир с разными вкусами? Как же он называется? – ему подсказывают, что это йогурт, – да, точно, йогурт! Так вот это просто корову несколько месяцев кормят этими добавками – клубникой, абрикосами, арбузом. Вот так и получается йогурт!

Немало он еще приколов отпустил на мой вопрос о традициях и обычаях кабардинцев. Но из всего общения я сделал вывод, что кавказцы и кабардинцы в частности не отличаются какими-то обычаями и традициями. Да они были, но давно и уже вышли из моды, правда остались некоторые национальные черты – гостеприимство, такое что они для гостя бросают все свои личные дела, не заботятся об экономии и стараются встретить максимально шикарно. Гость их друга, также их гость и они тоже каждый меня приглашал к себе и еще куда-нибудь с ними съездить к другим друзьям отдохнуть. Общаться с кавказцами мне приходилось и раньше при различных обстоятельствах и кроме гостеприимства есть еще черты, которые я выделил – это гордость, горячность и единство между собой. В остальном как у всех – всякие бывают. Бывают безбашенные, бывают порядочные, бывают робкие, бывают смелые.

Вскоре, искупавшись в Малке и отмывшись от песка и мутной воды в роднике, мы вернулись в дом, и я улучил момент, чтобы «сбежать» от отца и его друзей, проявлявших чересчур большую доброжелательность и гостеприимство, к остальному семейству. Недолго я общался с Маритой и ее показавшейся мне открытой и общительной Луизой – меня пригласил с собой ее брат на сенокос, посмотреть, что это и как. Я согласился, и мы сели в телегу и поехали по полям искать место. Место искали дольше, чем косили. Выяснилось, что косить я толком не умею, да и укладываю на телегу тоже неправильно. Ну так… первый раз все-таки. До этого я косу в руках держал только раз, когда на работе нужно было немного подкосить газончик, а там это дело нетрудное. Здесь же не получится так просто побольше травы за раз скосить, да еще держа косу слишком высоко, вот трава у меня и ложилась под ней. Кажется что срезал, а она просто легла. День завершился ужином и болтовней в компании родителей и бабушки, которая впрочем все время молчала. Спать я уже лег часов в одиннадцать, хотя мне казалось, что была уже глубокая ночь. Утром я уехал во Владикавказ.

По дороге кабардинцы меня пугали осетинами, а осетины не советовали ездить по КБР, но гостеприимными были и те и другие, никто не хотел меня убивать, а наоборот каждый, с кем я разговаривал, предлагал свою помощь и приглашал в гости. Так перед первым перевалом в с. Кобан я переночевал у пчеловодов, которые поставили свои пассики у своего товарища, а когда приехали все остальные хозяева, то меня еще раз накормили и предложили постирать мои вещи в стиральной машине. В Верхней Балкарии мне заменили сломанную стойку багажника и опять же накормили. На самом сложном перевале, когда я в густом тумане наткнулся на кош – летний домик пастухов, и спросил дорогу, меня пригласили в дом, напоили айраном и горячим чаем, что было очень кстати. А на последнем перевале один пастух догнал меня и стал настойчиво звать к себе попить айран и переночевать у него, хотя я в этот день проехал всего 2 часа. В одном селе перед памятником природы «Голубые озера» поговорил с одним балкарцем, который также звал к себе в гости, а потом догнал на Нижнем голубом озере на машине, чтобы показать меня своим друзьям. Хотя конечно приходилось быть под пристальным, безотрывным любопытным взглядом местного населения и приходилось иногда по полчаса и больше тратить на разговоры с ними, потому что их стандартный набор вопросов был достаточно длинным.

Трудно словами описать все красоты и впечатления, которые я увидел и испытал, даже не смотря на то, что практически все перевалы проходились в тумане и с самого перевала нельзя было посмотреть панорамы. Трудно также передать те ощущения, которые пришлось пережить толкая велосипед в гору на протяжении 13 км, когда останавливаешься для передышки через каждые 10 метров, когда на спуске надо быть крайне внимательным, прикидывая траекторию движения, чтобы не наехать на острый камень, чтобы не пробить камеру или на слишком большой, чтобы съезжая с него не сломать багажник или на щебне, чтобы не навернуться. Но все эти трудности преодолевались и стоили того, чтобы посмотреть на село из-под облаков с высоты птичьего полета, посмотреть на высоченные скалы, укутанные туманом, на то, чтобы в конце концов убедиться в том, что Кавказ – это не притон ваххабитов и террористов, что Кавказ – это природа, которая может тебя принять, которая позволит тебе насладиться ее красотой, понять ее ценность, понять ценность обычной воды и всю прелесть ее вкуса. Увидеть реальную доброту и гостеприимство местного населения, которые живя в горах и якобы далекие от цивилизации, лучше каждого из нас понимают ценности жизни.

Поход был замечательным но… Как же иногда хотелось поделиться своими впечатлениями и восторгом при свете луны и миллиарда звезд, которые освещают домики села, крутые скалы, горную реку… И чтобы хоть кто-нибудь мог остаться возле палатки, пока я собираю дрова и не дать корове сожрать последнюю буханку хлеба!

Комментарии
Guest26.04.12, 16:24
Эхх..прокачусь 
С удовольствием бы так проехался
Editor24.08.11, 19:16
Будем ждать продолжения! ) 
Amon-Ra23.08.11, 16:17
Где про горы 
Когда дошел до гор, надоело писать. Потом допишу, когда желание появится, тем более некоторые нюансы выясняются только сейчас, через людей о которых я даже не знал ))
О Маршруте
Категория сложности: 4