Вернувшись с прекрасного зимнего отдыха в отвратительную промозглую Москву, я незамедлительно решил, что на майские поеду на юга!! И ещё я решил, что поеду на все майские.. Ура! Осталось самое сложное: увильнуть от дел на работе, собрать команду и определиться-таки с местом и сроками.. Первоначально я выбрал целью Фишт, но, немного углубившись в вопрос, понял, что вместо красочной весны на Фиште я получу зиму и ненастье. Далее, немного пометавшись и поняв, что Крым дорог (поход по задумке был бюджетным), я выбрал вполне весенний и почти равнинный Папай. Дальше стало понятно, что осталось 3 дня до отъезда, еду я только с подругой и все билеты на все виды транспорта мы уже профукали!:) Мало того, среди отпавших по разным причинам друзей, были те, кто по моей задумке и должен был нас вести (в отличии от меня, ребята там много раз были и знали район)..
...

Ну ок, не страшно!

Легенду маршрута и карты (оочень крутые, генштаб, 19лохматый год!!) я под рюмочку-другую чая добыл. Транспорт добыли на blablacar.ru. Оочень вменяемый мужчина нас прекрасно довёз, за что ему огромное спасибо!

А ещё нам вдогонку была выдана нагрузка и честь: нам доверили заложить первую в истории Капсулу Кант. Собственно, выдали капсулу, инструкции, плюшки, пожелали приятной прогулки и обязали написать отчёт (иначе ни в жизнь не написал бы)! :) Итак, поехали!!

Примерно в 4 утра 1го числа мы оказались на обочине дороги Краснодар-Анапа в районе станицы Северская. Забившись в ближайшие кусты, мы немного поспали, окучили магазинчик

и пошли ловить автобус. Автобус решил не ловиться и подло проигнорировал нас. Ехать на такси было

«не спортивно», посему я вспомнил давно забытый азарт стопа

и за остававшиеся до старта маршрута 18 км умудрился застопить аж целую деу и самый располедний крузак с отдыхающей семейкой! Правда и прошлись мы прилично:)

Как результат, на точке старта мы оказались после обеда, а совсем не утром, как планировали.

Дальше стало ещё веселей: описание друга с рюмкой чая, карта и местность отказались совпасть друг с другом!! Причём рельеф-то читался, а вот одна единственная дорога с генштабовской карты за годы прогресса стала «разветвлённой сетью автомобильно-квадроциклических дорог разной степени преодолимости и наезженности».

Посему, поплутав и поняв, что первый лист карты у нас уже кончился, второй ещё не начался, вечер уже близок, а силы на исходе, мы прибегли к испытанному способу «язык до Киева доведёт» и начали приставать к уже прилично «отдохнувшим» отдыхающим. Показания местных «как пройти на г.Папай» рознились, но, собрав их воедино, мы-таки встали на путь истинный, перешли в очередной раз за день реку Убинка (на этот раз по боольшим «рельсам», а не как обычно, в брод) и с великой радостью встали. Стоянка, кстати, весьма приятная. Поговаривают (всё тот же человек с чаем, но уже после нашего возвращения), что прямо рядом с ней есть минеральный источник, но мы об этом не знали и утром ломанулись к нашей первой цели — горе Папай!

Надо сказать, что поскольку поездка в результате превратилась в романтическую прогулку, то слово «ломить» к ней не применимо в принципе. Ходили мы крайне размеренно, беспрестанно отвлекаясь на фотографии цветочков и немного реже, на рисование природы разными приспособлениями на бумаге:) В связи с этим, пупырь со звучным названием Папай, покорился нам только часам к 5 вечера. «Ну и отлично!» - решили мы: «Все туристы уже по низам к воде стремятся и плоским местам для сна. Отличное время спокойно порисовать красоты и заложить Капсулу!!». Сашка села рисовать:

Я, изучив триангуляцию на предмет спрятанной перевальной книги, нашёл пару листов, в которых говорилось об отсутствии книги и начиналась новая «книга»:

Далее упаковал всё обратно и примотал к вершине Папая Капсулу счастья!

Ну и собрался было разведать путь вниз (были там варианты), как вдруг.. Вдруг появились ОНИ!! Будущие обладатели содержимого Первой Капсулы Кант!! Молодая пара из Краснодара, запыхавшись и пребывая немного не в себе от пройденного километража, совсем не сразу заметила Капсулу, но дальше..

И тут лица ребят наконец-то просияли!!

Ну а дальше мы немного пообщались, выяснили, что нам по дороге, посмотрели с Вадимом 2 варианта спуска. Ребята выбрали тот, что был менее рискован и заторопились к воде. Мы же ещё полчасика порисовали, сфоткались на вершине Папая в лучах убегающего за горы солнышка и поспешили по стопам счастливых ребят. Догнали мы их довольно быстро и уже в темноте нашли и воду и прекрасную стоянку! День завершился совместным ужином и неспешными беседами у костра!!

Утро третьего дня выдалось солнечным и вполне приятным. Нам предстояло осознать, где мы сейчас, и найти путь к Пшадским водопадам, где мы и планировали ночевать. Ребята спешили, потому убежали примерно на часок раньше нас. Мы же, неспешно собравшись и

прикинув точку на карте, ломанулись в лес по предполагаемому азимуту и достаточно быстро выскочили на попутную заброшенную лесовозку (коих тут великое множество), а затем и к бывшей делянке. Пройдя ещё немного, мы стали отчётливо слышать шум мотора примерно в той стороне, где рассчитывали пересечься с дорогой, ведущей к водопадам. Ещё немного леса, ручей в овраге, потом ещё лес.. мотор удалился.. и .. и вот она «дорога»!!

А лицо у меня такое, потому что падай мы с Папая как планировали, выходили бы прямо на скалку с картинки выше, так живописно смотрящуюся с дороги!

Ещё пара часов приятной прогулки по живописным долинкам с прекрасными дорогами и мы догнали тот самый мотор! А с ним и развесёлую компанию местных друзей-гуляк. Красавцы!! Мужики сообщили нам, что отставание от ребят, забравших Кантовскую капсулу, так и осталось в пределах часа. Это давало нам надежду на ещё одну отличную ночёвку в их приятнейшем обществе и мы с радостью поспешили дальше — к водопадам!

И вот они, водопады, к которым мы так стремились весь этот день:

Ну и, конечно же, рисовать!!

Пока Сашка рисовала, я успел приготовить обед и сбегать поискать место ночёвки. Таковое было изыскано прямо на реке,  метров на 200 ниже последнего (самого большого) водопада. Идеально ровная площадка точно под нашу палатку и небольшой пятачок для костра на берегу бодро плескающегося ручейка-речки!! Шикарная ночёвка!! Ребят не нашли, но место окупило всё!! Рекомендую:)

День четвёртый встретил нас на столько же противной погодой, на сколько была хороша ночёвка! Здравствуйте мокрые камни, деревья, кусты и вообще мокрый мир! По легенде «от друга с рюмкой чая», нам необходимо было вернуться к началу водопадов по скользкой и противной тропе и форсировать реку «держа по правую руку баню типа сортир», после чего ломануться по раскисшей тропе вверх на хребет Церковный, пройти по его гребню и упасть в сторону дома известного в узких кругах г-на Мутантолога (Дмитрий Данилевич). Слегка принарядившись по поводу «отличной погоды», мы забили на легенду и, перейдя речку, ломанулись на хребет в лоб! Надо сказать, что казавшийся изначально сомнительным выбор, дал потрясающий эффект! Всего минут через 20 не шибко сложного, хоть и весьма крутого, подъёма, мы выскочили на дорогу, которая, как выяснилось после непродолжительной по ней прогулки, опоясывает сей чудесный хребет траверсом.

Но траверс нас не устраивал! Во первых, на карте этой дороги нет, во вторых, никто не знает, куда она приведёт, а главное — у нас есть описание ориентиров только на гребне, да и то не шибко точное: кружок с километр в диаметре на карте и комментарий «тропа слегка теряется, слева ищем набитый спуск». Посему мы нашли дорогу чётко вверх и попёрли по ней!

Замесив несколько километров довольно крутых подъёмов, мы оказались метров на 70 ниже гребня и довольно долго траверсили его на этой отметке по дороге, пока мне не показалось, что пора искать «то, не знаю что». Точнее я точно знал что  — тропу в сторону  п. Новосадовый. И ещё я точно знал, что искать её надо на гребне! Туда мы и залезли. Грязи стало гораздо меньше, тропа в целом неплохая, но вот беда: к дождю и холоду добавился ветер :( Замёрзнув окончательно и дожрав остатки каллорийно-сладкого из перекуса, мы удачно нашли реально натоптанную тропу налево вниз. Ура! Хоть она и была крутой и отвратительно скользкой, но она уводила нас в долину — подальше от холодного ветра и поближе к ужину!!

Тропа, однако, довольно скоро стала всё чаще теряться и, что самое обидное, всё реже находиться.. Правда это нас уже не могло остановить — мы отчаянно согревались быстрым и бодрым шагом вниз, на сколько это вообще возможно у людей с больными коленями и прочими суставами. Пара переходов и мы, уже практически без сил выпали в долину на дорогу, которую постановили считать

«нужной». Выбор между посещением Мутантолога (налево, как мы полагали) и ночёвкой по плану (направо) был мучителен, но туризм в нас победил литрбол — мы выбрали дорогу к входу в Мельничью щель. Правда вскоре выяснилось, что мы, падая с хребта, промахнулись и оба варианта продолжения этого трудного дня были справа.. И вот мы в Новосадовом!

Друг с рюмкой чая крайне настаивал на посещении данного персонажа, но моё сознание сему факту противилось отчаянно, хотя выпить чего-нибудь бодряще-согревающего и было б очень кстати.. Короче, посомневавшись ещё немного, мы таки из последних сил поволокли свои промокшие тела в сторону Щели.. Ориентиром на вход в неё у меня значились «Близкий к дороге лес без подлеска и впадающий по правому берегу реки ручей». Ещё в памяти что-то было про «шикарный сосновый лес».. Вот по этим наиточнейшим ориентирам

мы в итоге и нашли вход, брод, людей и стоянки. Правда стоянки были заняты теми самыми людьми, а данных об их наличии выше по щели у нас не было.. Пришлось выбрать наиболее гостеприимных на вид соседей и встать рядышком. Выбор, кстати, оказался верным! Ребята помогли нам развести костёр, были всячески милы и дружелюбны. Спасибо им! Сашка героически высушила подмокшие спальники (будь проклята наша самоуверенность и фирменные гондоны на рюкзак) и мы завалились спать. Позади был настоящий такой, правильный ходовой день пешего туриста, а впереди ничто не предвещало улучшения климата. Туристы, готовьтесь даже к самым безобидным на ваш взгляд прогулкам правильно — мелочей в снаряге не бывает даже на романтической прогулке по майскому Кавказу!

Пробуждение пятого дня маршрута не сулило ничего хорошего. По палатке стучали капли, а впереди нас ждал крутой, длинный и скользкий подъём на г. Тхаб, именуемый в народе не цензурным словосочетанием. Посему мы дежурно повалялись в палатке ещё пару часов, под звуки собиравшихся соседей и.. и тут свершилось! Солнышко!! Греться теперь было можно не только в спальнике, а природа вокруг налилась свежими, ни с чем не сравнимыми красками!! Досушив шмот, позавтракав и просушив палатку (особый бонус), мы двинулись к водопаду, «монастырям» и нецензурному подъёму.

Как и описывал мой друг, путь к водопаду выглядел «прыжками по ручью», но был приятен и не далёк.

Вскоре мы достигли первой ключевой точки дня, отмеченной на карте кратеньким «вдп». Довольно живописное место с красивой стоянкой над ним — можно рекомендовать вставать именно там, а не на входе в щель. Место красит не только водопад, с его прекрасными аудио эффектами, но и чудной красоты и величественности деревья.

Полюбовавшись видом, мы двинулись дальше — тропа на Тхаб начинается справа над водопадом, резко набирая высоту и проходя мимо тех самых загадочных «монастырей». Оказались они скальными образованиями, похожими на остатки древней стены. Выстроены точно в линию. Большинство имеют небольшую высоту и вполне пригодны для залезания на них (что мы незамедлительно сделали). На некоторых тренируются детишки-альпинисты, что тоже немало нас позабавило:)

Дальше был тот самый подъём с нецензурным названием. Как же хорошо, что он успел подсохнуть!!:) Поднялись на хребет, огляделись.. нам направо.. Слева по дороге идут люди, на вопрос «откуда», отвечают: «со смотровой. Не далеко — минут 10». Естественно Сашка настояла на изучении этой самой «смотровой». Прогулялись — действительно маленькая площадка, с которой открывается вид в сторону Церковного хребта. Но нам не особо понравилось. А на обратном пути мы заскочили таки на вершинку Тхаба (неприметное место в кустах) и там уже расстроились по полной. Люди, нельзя так гадить!!

Потом мы довольно бодро прогулялись по дороге, ведущей траверсом по хребту и, найдя без особых усилий тропу в сторону Ольховой щели и пос. Михайловский перевал, весело поскакали вниз — к воде и сну! Правда тут опять мои расчёты на постановку палатки при свете начали тихо умирать — на спуске появились цветочки и красоты, а значит и остановки на фотографирование всего этого приятного безобразия:) Всё же, мы довольно быстро добежали до родника, где по словам друга с рюмкой чая, должна была быть стоянка, на которой мы и собирались встать. Но ровного места под палатку там найдено не было (а очень хотелось), и мы решили перекусить и ломить дальше.

Собственно перекус, был в большей части обусловлен жгучим желанием моей подруги порисовать красивейшую рощу, окружавшую родник:

Поели, собрались и уже почти пошли, как тут к нам спустилась одинокая девушка, так же как и мы совершавшая прогулку по майским отрогам кавказского хребта. Пообщались.. Дама осталась ночевать, а мы под лучами заходящего солнца побежали вниз — искать ровную площадку для сладкого сна. Красиво!! Как же красиво вокруг! Жаль времени остановиться и насладиться в полной мере уже нет...

Добежали до реки — хорошо, вода уже есть! Это почти половина удачной ночёвки. Осталось найти ровное место... А ещё через 200 метров большая стоянка - жаль неровная и загаженная — чувствуется приближение цивилизации. В темноте прошли ещё 100 метров по тропе. Следующая, столь же большая и почти так же загаженная стоянка, но тут есть ровная площадочка под одну палатку. Встаём, ужинаем, засыпаем!!

А утром дня шестого, как всегда неспешно позавтракав и собравшись, идём обратно к реке, чтобы немного пофоткать при свете:

Ну а теперь — вниз! Наша цель: выпасть в пос. Михайловский перевал к обеду, затарить еду и вскочить в автобус в сторону Кабардинки. Там мы планировали поотвисать немного на море, после чего 9го мая оказаться утром в Новороссийске и посмотреть парад.

Однако эти оптимистичные планы чуть не разрушил местный пасечник, к которому мы заскочили, увидев указатель «блины с мёдом»! Он поил нас чаем и долго убеждал сходить обратно наверх, осмотреть водопады. Я не поддался, пообещав ему, Сашке и себе вернуться летом.

К половине третьего нам удалось - таки выскочить к магазину и остановке автобуса на Геленджик. Там нас поджидала очередная преграда в виде пива  на солнышке (для меня) и бабушки с разными медами/вареньями/травами (для моей спутницы). В результате я остался крайне доволен пивом, и безумно не доволен сильно потяжелевшим от баночек с вкусностями рюкзаком! А ещё мы приняли решение не ломиться сегодня в Кабардинку, а зависнуть в соседней долине.

Долина реки Жане — местная достопримечательность. Примечательна наличием дольменов, водопадов и инфраструктуры. Проехав пару остановок на автобусе, мы оказались у входа в искомое место, прошли мимо «охраняемого» паркинга, миновали площадь для экскурсионных автобусов, с сувенирными прилавками и .. и уткнулись в кпп с кассой. Оказалось, что за вход обратно в горы, из которых мы выпали несколько часов назад, надо заплатить по 200р с носа!! Получив билетики, мы незамедлительно начали исследовать, на что же идут эти деньги. Как оказалось, идут они - таки куда надо — на благоустройство территории и, соответственно, комфорт посетителей. Первое, что нам покорилось — вполне приличный общественный туалет. Далее нами были успешно опробованы лавочки и урны вдоль дороги, ведущей вглубь ущелья. В какой-то момент на этой самой дороге в красивой беседочке нас привлёк «лесной художник», продававший сувениры — камешки с нарисованными на них изображениями дольменов. Разговорились, получили схемку расположения дольменов, купили камушек, винища и отправились дальше. Прошли ещё одни торговые ряды (по словам «лесного художника» - это поселение какой-то местной общино-секты) и вышли к наиболее красивым (как потом узнали из случайного разговора) восстановленным в середине прошлого века дольменам. Погуляв немного по поляне, мы поняли, что массовый туризм не даст нам воссоединиться с таинственными силами дольменов, и приняли решение переночевать, встать пораньше и до приезда народа спокойно всё осмотреть. Пройдя с километр вглубь ущелья, мы нашли неприметную тропку к реке, которая заканчивалась вполне приятной стоянкой. Там мы и заночевали вполне комфортно и уединённо.

Утром дня седьмого, как и собирались, мы быстренько позавтракали, свернули лагерь, припрятали рюкзаки и пошли к дольменам. Как известно, восприимчивость к их энергии проявляется у всех в разной степени. Лично я так ничего и не ощутил, в то время как моя спутница их энергию вроде как прочувствовала. Далее всё по стандартной для этого выезда схеме — рисовать! Я же, воспользовавшись хорошей погодой и отсутствием народа, вполне качественно позагорал, лёжа в дольменном ансамбле.

Уловив момент, когда нахлынул народ, мы двинулись вглубь долины. Там должен был находиться раскрасивый водопад и кафешки, где мы подумывали пообедать. Так всё и получилось — вполне приятно отдохнули! Ну а после, спохватившись, что времени уже многовато, забрали рюкзаки и ломанулись в Кабардинку.

Как мы ехали, описывать я пожалуй поленюсь. Скажу только, что с автобусом нам повезло — довёз точно до конца асфальта. Дальше предполагалось спуститься к морю и пройтись полчасика вдоль берега путь и место (были описаны всё тем же другом с рюмкой чая). Однако вокруг было оочень темно, а спуск был ооочень крутой и по сути не читался вообще. Приняли решение обходить кусочек закрытой для посторонних населёнки по верху (такой вариант тоже упоминался нашим товарищем). Поднялись по дороге, прицелились в какой-то овраг, проходящий по карте как раз по краю подло преграждавшей путь населёнки и ломанулись в него.. Полчаса попыток его преодолеть, привели нас к пониманию, что мы в …, точнее в слишком крутом, сыпучем и замусоренном овраге, чтоб идти хоть дальше, хоть обратно. Собравшись с духом, выкарабкались к забору и поорали в пространство за ним. На наше счастье, через некоторое время появился старичок, который с огромным удивлением нас оглядел, после чего выпроводил за пределы «охраняемой частной» территории. Так мы оказались на исходной позиции.. Время неумолимо пинало нас к воде и сну, посему пришлось набрать нашего друга и гневно требовать изложить легенду пути к цели «через верх». Ура, чутка поплутав, всего-то через час после чудесного спасения из оврага, мы присели передохнуть на спуске к морю.

Теперь мы не спешили и с удовольствием любовались ночным морем, огнями, стоящих на рейде кораблей и слушали природу. Внизу мы нашли и ручей, и полочку-стоянку на склоне в 30 метрах от береговой линии, и, наконец-то поужинав, с чувством удовлетворения, завалились спать!

По сути на этом наш поход был завершён. Дальше нас ждал день на море, переезд в Новороссийск, ночёвка в нём, парад и поезд. Для желающих — всё это ниже.

Утро на море оказалось таким же «очень не очень», как и ночер. За окошком палатки моросило и поддувало, небо было беспросветно серым.. Мы, по сложившейся в этом выезде привычке, потупили немного, потом ещё немного и, о чудо, капать вроде перестало:) Одевшись потеплей, мы выползли на волю, приготовили завтрак и пошли гулять по берегу.

Дальше я побрёл собираться и готовить обед, а Сашка стандартно отправилась рисовать. Дождик снова принялся за своё. Я спешно собрал успевшую просохнуть палатку, закидал шмот. Поели.. Дождик усилился и вопрос о том, как возвращаться в цивилизацию встал с новой силой.. От соседей мы узнали, что они ходят по берегу и поднимаются сразу к конечной автобуса. Это в том месте, где мы ночью не рискнули спускаться.. Там круто и в дождь скользко.. Решили рискнуть, а заодно и время сэкономить :)

Сэкономили не много — камни местами скользкие, идти тяжеловато. Дойдя до места подъёма увидели рыбака, который сказал, что «тут давно никто не поднимается! Идите к «Надежде» и махнул рукой дальше. «Ну, к надежде, так к надежде! Чё ж к ней не сходить то?!» подумали мы, и пошли дальше. Ещё через километр мы вывалились в цивилизацию, под названием «Отель «Надежда» и стали искать путь наверх. Минут 20 блужданий по территории отеля и Ура мы в городе. По словам очень удивлённого охранника на воротах, через 5 минут нас ждал автобус, к которому мы и поспешили. Автобус таки был, но вот останавливаться он отказался, мило помахав нам ручкой уехал в даль. Громко высказав всё, что мы думали о водителе, мы пошли пешочком к центру Кабардинки. Там мы удачно нашли автовокзал и залезли в автобус до Новороссийска. Приехав в долгожданный город-герой, мы часа 3 безуспешно пытались найти себе жильё — всё занято. Видимо, народ съехался на парад... Пришлось заселиться в придорожный мотель с прилично пережёванным матрасом и отвратительно работающим душем. Единственное, что помирило нас с реальностью — возможность постирать шмотки, стоимостью аж 100р за мешок.

Утречком мы оперативно собрались, забрали мешок с постиранным шмотьём, оделись в чистое (вау!) и поехали на вокзал сдавать рюкзаки.. Потом был макдональдс, парад, прогулка по городу, сувениры и поезд к дому!