Кампече Кампече
Водопад Misol-Ha Водопад Misol-Ha
Дом в деревне майя Дом в деревне майя
Деревня майя Деревня майя
Задвижка в Кампече Задвижка в Кампече
Парк Вилья-Эрмоса Парк Вилья-Эрмоса
Археологический центр Паленке Археологический центр Паленке
Скульптура майя в центре Паленке Скульптура майя в центре Паленке
Город Паленке Город Паленке
01.04.08. Вилья-Эрмоса. День природно-парковый.

Половина парка «Ла-Вента» - образцы культуры ольмеков, старейшей цивилизации Америки; половина – зоопарк: крокодилы, ягуары, ягуаны, попугаи… Большая часть животных – «в открытом доступе»: енотовидные собаки, обезьяны-пауки, белки носятся по парку, иногда снисходительно берут угощение у туристов.

01.04.08. День природно-парковый. Водопад Misol-Ha.

Смерти нет!

В Мексике тема смерти сопровождает все путешествие: рассказы о жертвоприношениях, барельефы с черепами, жертвенные колодцы, куда сбрасывали трупы, обсидиановые нижи, предками которых вырывали сердца… И все эти рассказы на фоне яркого солнца и вечнопраздничного мира. Забавно (и другое слово не находится), что в поисках смысла жизни человечество постоянно эксплуатирует смерть. Услышанное и увиденное (но не принятое!) о смерти становится понятным, когда плывешь к водопаду.

Шум и мощь воды, солнце в брызгах, буйство зелени и высоченное небо сливаются: «Смерть - радостна!». «Все это – сильнее тебя, и это правильно», – вот так это состояние можно расшифровать словами. И думать это весело и безопасно, потому что ты плывешь под водопад, а водопад тебя не пускает – мощь воды держит тебя на расстоянии, показывая, кто тут главный и вечный, а кто так, мимо проходил.

01.04.08. Паленке. Грустно-сравнительный вечер.

Про Мексику и США.

В Паленке стали попадаться бомжи и пьяные мексиканцы. Все лучшее материальное здесь – для туристов. Но материальное в Мексике вообще не очень-то в почете: богатство и бедность не являются критериями качества жизни, и, тем более, счастья. Счастье для мексиканцев – любовь и семья. Американцы так же безуспешно пытаются подражать мексиканской семейственности, как неудачно мексиканцы подражают американскому предпринимательству. У американцев притворно-напускной культ семьи. У мексиканцев по-игрушечному ненастоящий бизнес.

02.04.08. Любины байки.

Про искривления черепов.

Майя надевали на головы новорожденных сложные конструкции из деревянных дощечек, чтобы головы принимали особую, божественную форму. Туристы традиционно не понимают смысл такого издевательства (как они считают). Люба отвечает на возмущения туристов вопросом: «А зачем современные женщины вставляют в грудь силикон?» Группа замолкает: майя с вытянутыми черепами оставили после себя целый пласт в культуре, а что оставят силиконовые женщины?

02.04.08. Паленке.

Путешествия как способ самоидентификации.

По майскому «гороскопу» мне предписали ум, практичность и свободу. Про ум и свободу понятно, а вот про практичность? Долго приставляла к себе это слово, пока не привыкла и согласилась: «да, я практична!». Из США я привезла себе слово «лидер». Лидером меня назвали американцы, до поездки я так о себе никогда не думала, после поездки лидерство пришлось признать. Но новые слова – не главное. Последние месяцы перед Мексикой как-то незаметно жизнь стала черно-белой.

В Мексике краски вернулись, и какие краски! И опять-таки дело не Мексике, а в том процессе идентификации себя, который сопровождает нас в молодости, а потом забывается, и мы костенеем, забуриваем. Изменения в нас накапливаются, а слов, форм выражения в окружающем мире не хватает. Вот тогда-то и стоит ехать в новые страны, чтобы найти новое в себе. Подростками мы сопоставляли себя с другими людьми, сейчас – с другими странами. В планах – бесшабашность Италии и цветущая сакура в Японии.

02.04.08. Паленке.

Кому стоит ехать в Мексику.

Тому, кто забыл детское восприятие мира: когда весь мир – твой, когда столько нового вокруг, когда мир прекрасен и безопасен, и тебя окружает только любовь! Счастье познания, счастье удивления и просто беспричинное вечное счастье! Мексика – это детство. И любовь.

Дороги.

В Мексике дороги никто не ремонтирует, а они есть. По всей стране почти параллельно идут дороги платные и бесплатные. Бесплатные отличаются большим количеством «лежачих полицейских» и крюками-заездами в населенные пункты. Качество дорог одинаковое. Когда-то между городами майя строили дороги: большими камнями обозначали границы дорог, делали высокую насыпь из больших камней, потом насыпали мелкие, а сверху заливали раствором типа цемента, в итоге получалась идеальная поверхность белого цвета. Самая большая дорога из найденных – длиной 100 км, шириной 12 метров. Колеса и тяговых животных у майя не было, по дорогам ходили пешком. И движение было оживленным: торговля, паломничество.

02.04.08. Археологический центр Паленке.

А есть ли время?

Красивейший город расцвета культуры майя. Интересно, что в Мексике время как категория почти растворяется: во всех археологических памятниках нет пафоса древности, кажется, что и сейчас здесь кто-то живет и никогда не прекращал жить. Легенды про пирамиды и здания – сами по себе, пирамиды и здания – сами по себе.

02.04.08. Кампече.

Вот выскочит пират!

Кампече сохраняет традицию мексиканской безвременности. Колониальный центр Кампече за остатками городской стены, когда-то защищавшей город от пиратов, и сегодня колониален, посреди 300-тысячного городка центр живет своей особой жизнью, и, если вдруг на его улочках появятся настоящие пираты, это будет естественно…

02.04.08. Кампече и другие города.

Что носят в Мексике.

В будни мексиканцы одеваются необыкновенно скромно: джинсы, футболка, женщины постарше предпочитают юбки. А вот поход в церковь, в гости, прогулку праздничным вечером предполагает более нарядную одежду. И тут и женщины, и мужчины предпочитают национальные наряды, особенно эта традиция бросается в глаза в небольших городках.

Основной цвет – ослепительно белый. У женщин – яркая вышивка (каждый узор уникален!), украшения вязанным или тканым кружевом, у мужчин в основном белые костюмы и обязательная шляпа («классические» мексиканские сомбреро – бархатные, расшитые золотом, очень тяжелые я видела только у торговцев и марьяче).

02.04.08. Любины байки.

Про юкатанцев, или опять другая Мексика.

Люба рассказывает, что главная черта юкатанцев-майя – их самодостаточность. Они никогда не спорят, но все делают по-своему, как считают нужным. И еще у юкатанцев свой язык, своя логика, понятная только им. Люба цитирует юкатанские объявления: «Кто здесь бросит мусор и кого увидят, того оштрафуют. А если не увидят, то нет». «Красим дома на дому». «Продается холодный лед». И ведь все правильно!

03.04.08. Деревня потомков майя.

Мексика и Россия.

В Мексика природа еще богаче, чем в России, а народ живет еще беднее, чем в России. За все время путешествия по стране (2200 км+поездки из Канкуна) не встретилось столько богатых домов и машин, как в одном нашем Челябинске. Квинтэссенция бедности – деревни майя. Хижины из прутьев без окон, с двумя дырами-дверями, отдельно – хижина-кухня с очагом в земляном полу и нехитрым набором пластмассовой посуды. Далекие деревни и в Мексике, и в России похожи небрежностью быта и налетом безысходности.