Вступление

Норвегия – страна разнообразная. Это и часть за полярным кругом с самой северной точкой Европы (Nordkapp), это и прибрежная полоса с бесконечными туннелями,фьордами, морем и самобытными городами, это и центральная часть с самыми высокими пиками страны, водопадами и ледниками. Успеть всё увидеть за одну поездку практически невозможно, особенно, если на эту поездку отводится 6 дней.Поэтому для нашего первого велопохода по Норвегии мы выбрали тольку одну часть страны, а именно – центральную. Уж очень нас манили горы, хотелось сравнить их с Альпами, а также посмотреть на свою физическую и моральную способность бороться с въезжаниями на них каждый день.

Норвегия имеет еще одно свойство, которое может вполне усложнить любой поход – это погода. Погода в этой стране абсолютно непредсказуема. Можно в прохладном мае кататься под ласковым и теплым солнышком, а в теплом июле –бороться с холодными ветрами и дождем. А на следующий год – с точностью до наоборот. В глубине души, мы все же надеялись что климатические потрясения нас обойдут стороной, и не придется ехать целый день с программой: «доеду из точки А в точку Б, приму теплый душ, высушу вещи и лягу спать», но наши надежды сбылись на кол-во процентов которое было далековато от максимумов. Но обо всем по порядку, - Поехали!

Часть 1. Заброска.

Хотя из Риги есть несколько вариантов заброски в Норвегию, наиболее выгодным и удобным оказался рейс компании AirBaltic Рига-Осло Гардермоен-Рига, который обошелся мне в 140 лат (в том числе 40 лат за байк так как авиакомпания не является дружелюбной к путешествующим велотуристам). Сергей проживает в Британии и поэтому летел компанией Ryanair Ливерпуль-Осло Торп-Ливерпуль. Стоимость перелета обошлась ему в примерно ту же сумму что и мне.
Далее, чтобы не тратить свое время на Осло, прямо из аэропорта мы подсаживаемся на поезд до городка Винстра на линии Осло-Тронхейм. Поезд безпересадочный который проходит через оба аэропорта столицы, поэтому во всех планах удобный. В поезде мы и встретились. Наиболее выгодно покупать билеты на поезд через интернет, сразу как только открывается продажа на нужные даты (за 3 месяца), именно тогда можно взять билеты по максимально дешевой цене – 199 крон (1 крона примерно 0,08 лат). Как раз на момент покупки билетов норвежские железные дороги ввели плату за провоз байков (от 175 крон, в зависимости от линии), но мы все разы транспортировали байки в чехлах и ни разу не заплатили эту сумму. Единственный раз, когда нас спросили что мы там везем, Сергей ответил что парапланы, и на этом от нас отстали.
Часть 1. Ориентирование.

Для поездки была приобретена норвежская карта этого региона от издательства Cappelen Damm (http://www.cappelendamm.no/main/Katalog.aspx?f=8816&isbn=9788202295134). Полностью себя оправдала удобством пользования и наличием множества пеших троп.
В Garmin были залиты топо карты TOPO Adventure от Belanor (http://www.belanor.no/dllvis5.asp?id=1961). Лучший выбор вряд ли возможен. Помимо всего прочего на приборе отмечаются жилые строения, что очень удобно при поиске места для палатки.

Часть 1. Прочее.

Ехали с прицелом что все ночи проведем в палатке, а готовить еду будем сами. Так как в Норвегии жечь костры строго воспрещается, взяли с собой также 2 горелки. Для газовой удалось купить баллон только на 3 день пребывания, поэтому очень кстати оказалась ж/топливная для которой бензин удалось взять в первый же вечер и таким образом не остаться берез горячей еды.
Также с собой брали достаточно много провианта (цены в Норвегии труднодоступные) и теплой одежды, так как еще до вылета стали понимать что с погодой у нас дружбы не выйдет.
 
Часть 2, ознакомительная.

17.07.09.
Нитка маршрута: Vinstra
Расстояние: 3 км
Набор высоты: 10 м

Из дома до аэропорта в Риге добираюсь своим ходом, на байке, там располагаюсь и начинаю разбор и упаковку байка в веломешок. По ходу где-то теряю насос, ну да ладно, во время поездки обошлись одним, который был у Сергея. Перелет наших байков обошелся без приключений, всё в целости и сохранности было получено в аэропорту Осло. Погода в Осло радует глаз и тело, - на небе ни тучки, солнышко слегка припекает и я в ожидании поезда располагаюсь неподалеку от вокзала и наслаждаюсь чудной погодой.
Спустя 4 часа и вот уже я с братом еду в поезде в направлении городка Винстра, места старта нашей поездки. Зачехленные байки с велорюкзаками забросили в специально отведенное место в вагоне поезда, на которое любезно нам указали проводники состава.
Во время поездки на поезде наблюдаем как стремительно меняется ландшафт за окном, - абсолютно плоский район Осло сменился холмами а потом горами по мере нашего углубления в центр Норвегии. Погода также меняется, наравне с ландшафтом. Вот уже и тучки серые появились, да и дождик стал понемногу накрапывать.
В Винстру приезжаем довольно поздно, почти в 10:30 вечера, быстро собираем байки и осматриваемся вокруг. Естественно все магазины в этот поздний час уже закрыты, но находим заправку-автомат в которой удается набрать бензина для горелки. Поиски баллона для газовой горелки оставляем на следующий день. Отъехав от города, начинаем искать место для ночлега. Вокруг дороги довольно много населенки, а поля засеены под различные культуры. Решаем съехать с шоссе поглубже в лес, где и обнаружили отличную полянку под лагерь.
Часть 3, адаптационная.

спуск от Ovre Dalsetr спуск от Ovre Dalsetr
18.07.2009
Нитка маршрута: Vinstra – дорога Peer Gyntvegen - Ovre Dalsetr – дорога Jotunheimvegen
Расстояние: 53 км
Набор высоты: 1584 м

С утра решаем не возвращаться в магазин в городе, а отправиться дальше по маршруту. Еды взятой с собой было достаточно на несколько дней, а баллон для горелки думаем купить в магазинах по ходу движения. Стартуем на высоте около 290 метров и начинаем методичный набор высоты в сторону дороги Пер Гюнта. Погода – лучше и придумать было бы нельзя: легкий ветерок, небольшие тучки и ни намека на дождь, - оптимальные условия для педалирования. Воду набираем в любой из множества спускающихся с гор речушек, сил предостаточно, и сами не замечаем как поднимаемся на 650 м до начала дороги Пер Гюнта. Издалека виднеются пики горной гряды Йотунхеймен к которым мы должны подобраться ближе в течении 2 дней. Во время первого подъема Сергей рвёт цепь на своём байке, но устранение поломки не занимает больше 15 минут.
В Ovre Dalsetr, где заканчивается дорога Пер Гюнта остановилсь чтобы выпить по чашечке кофе, которое прибавило бодрости и концентрации для последующего спуска по шоссе 255 до плотины на озере Olstappen. Потрясающе гладкое покрытие асфальта позволяет разогнать байк быстрее кемперов что движутся в одном с нами направлении, но из соображений безопасности стараемся не увлекаться рекордами скорости.
Если перед поездкой мы рассуждали о том, как будем мириться с дождем, то теперь посматриваем на окружающие водоемы, чтобы в них искупаться.
Перед очередным подъемом по дороге Jotunheimvegen останавливаемся около озера Slangen чтобы пообедать рисом с тушенкой и набраться сил перед очередным подъемом на 400м и уже спустя 2 часа останавливаемся у высохшего в это время года озера на ночлег. Вокруг – ни души, даже покрытия мобильной связи нет. Раз населенки поблизости нет, решаем развести костер, но эту затею нам быстро обломал начавшийся дождик. Как бы то ни было – день удался, усталости не чувствуется, хотя и совершили довольно затяжной подъем на 1,6км. Для первого дня не так и плохо.
Часть 4, невразумительная.

долина Sjodalen долина Sjodalen
19.07.2009.
Нитка маршрута: дорога Jotunheimvegen – шоссе RV51 (Valdresflya-Maurvangen-Randsverk)
Расстояние: 83 км
Набор высоты: 1016 м


Дождь шел всю ночь. А потом и весь день. У нас в запасе только один резервный день и тратить его на то, чтобы укрываться от дождя мы не имели права. В особенности, учитывая то, что самое сложное ожидалось впереди.
Тем не менее, погода нам дает 15 минут на сбор палатки и прочей снаряги (читай- дождь на время прекратился) и мы отложив завтрак на несколько часов продолжаем наш путь по дороге Jotunheimvegen. Дорога представляет собой плотно укатанный грунт, который после дождя стал довольно скользким и вязким. Через 30 км мы выезжаем на шоссе 51, где сразу следует подъем на 400м. Возможности остановиться под навесом чтобы приготовить горячую еду у нас так и не было, а заниматься этим под дождем не было никакого желания. Поэтому подкрепляемся батончиками шоколадок, ставим передачу 1-1 и начинаем подъем к Valdresflya, огибая гору Synshorp. В непосредственной близости рядом с нами уже лежит снег, да и температура уже всего 4 градуса, которая в комплексе с барабанящим по шлему дождем, забирает очень много сил. Каждая остановка для отдыха заканчивается ознобом из-за намокшей насквозь термоодежды (надписи Waterproof не для Норвегии) и желанием ехать куда-бы то ни было. На высшей точке перевала (1400м) находится кафе и мы помахав вальяжным посетителям, которые наблюдали за нами из окна, попивая глинтвейн, помчались вниз. В конце спуска уже еле сгибаю окоченевшие от холода пальцы рук и мы заворачиваем в кемпинг Maurvangen. В небольшом магазинчике при кемпинге покупаем немного продуктов и баллон для газовой горелки, а также находим место под крышей заброшенного сарая, чтобы приготовить горячей пищи и немного согреться.
Здесь мы должны были определиться на счет нашего дальнейшего маршрута. Первоначальная нитка была через национальный парк Йотунхеймен по маркированным пешеходным тропам, но уже в течении дня мы начинаем понимать, что есть вероятность потери большего кол-ва времени, чем мы располагаем. Виной всему конечно же погода и последние сводки прогнозов на последующие дни, которые мы получили в кемпинге. Решение отказаться от этой части нам далось нелегко, потому как вследствии этого, мы вынуждены исключить и ту часть маршрута, которая вела вдоль ледников Йостедальбреена. Но вняв голосу разума, мы продолжаем путь по шоссе, огибая гряду высоченных пиков Йотунхеймена сначала с востока, а потом с севера.
Горячая пища и кофе подействовали очень эффективно и мы воспрянув духом, уезжаем с кемпинга. Дорога без особенного наклона ведет по долине Sjodalen, которую образует одноименная река Sjoa, и мы незаметно добираемся до городка Randsverk, в котором останавливаемся в небольшом домике на кемпинге с целью просушить все вещи. Уж очень не хотелось в столь недлительном походе простудиться. За домик на 4 человек мы заплатили 370 крон, то есть будь нас четверо стоимость для каждого в 2 раза уменьшилась бы. В домике есть электропечка и мы включив на полную мощность обе конфорки стали согреваться сами и сушить наши вещи. Принятые несколько глотков водочной настойки из клюквы также помогли избежать ненужных осложнений со здоровьем. Вечером обнаружили, что на фотоаппарате нет практически ни одного снимка, что конечно разочаровывало, так как не столько для спорта мы приехали в Норвегию, а и для того, чтобы наслаждаться увиденным вокруг. Этот день нам этого, к сожалению, не дал.
Часть 5, определяющая.

20.07.09
Нитка маршрута: RV51 (Randsverk) – RV15 (Byre-Lom-Bismo)
Расстояние: 62 км
Набор высоты: 903м

Выезжаем с кемпинга под проливным дождем. Люди из кафешек и домиков не совсем уж с одобрением посматривают на нас. Деваться некуда, дорога зовёт. Отмечаю для себя, что длительный спуск при таких условиях еще хуже чем многочасовой подъем. Дождь, ветер, холод, - всё обрушивается на фактически беззащитного велотуриста с такой яростью, будто бы ты не гость этой страны, а злейший враг. Как бы то ни было мы спускаемся к довольно протяженному озеру Vagavatn, через которое протекает река Otta. Вдоль этой реки мы и будем продолжать наш путь на протяжении всего этого дня.
По ходу дня в голове постоянно витали две противоречивые мысли. Одна из них подбивала на то, чтобы отказаться продолжать поход в таких нежизнерадостных условиях, а другая подстёгивала ехать дальше, указывая на то, что отказ из-за помехи в виде дождя, укажет лишь на слабость духа.
Вечером останавливаемся опять в домике, - возможность просушить и себя, и вещи вновь оказалась краеугольной.
Часть 6, обнадеживающая.

21.07.09
Нитка маршрута: RV15 (Bismo-Nordberg-Grotli) – дорога Gamle Strynefjellsvegen - RV15 (Fosnes)
Расстояние: 85 км
Набор высоты: 871 м

Как бы то ни было, но мы всё ещё в пути. Самый запоминающийся момент дня, это проезд по туристической дороге Стринефьелль. На протяжении многих лет, эта неасфальтированная трасса, построенная вручную более ста лет назад, была единственной ниточкой, связывающей восток и запад страны. По обочинам стоят ограничительные занки из камня, точь-в-точь как это было много лет назад. Чем выше мы забираемся, тем ближе проплывают от нас облака, до тех пор пока в эти облака мы не въезжаем. Местами дорога настолько узкая, что встречные машины не в состоянии разъехаться, и поэтому водители вежливо пропускают друг друга в безопасном месте. К счастью, траффик на этой дороге неинтенсивный, да и народ терпеливый. И действительно, куда же можно спешить находясь в окружении гор, спускающихся с них рек и безмолвных озер.
Во время спуска с этой дороги, можно в онлайне ощущать на себе стремительное изменение климата, - старт происходит из условий густого тумана, моросящего дождика и +3-4 градусов по Цельсию, спустя метров 300спуска туман рассеивается, температура прогревается, дождя уже нет, а спустившись еще метров на 400 кажется что и небыло всего этого, а из-за жары срочно приходится сбрасывать теплые вещи.
К концу дня мы находимся уже на уровне моря и огибаем озеро Strynevatn в поисках места для палатки. Сегодня точно нет необходимости в домике, так как погода нам благоволит, а вечернее солнце ласкает утомленное холодом и дождями лицо. Сергей с дороги замечает отличное место для ночлега, в 5 метрах от озера, а сосны идеально скрывают это место от чужих глаз.
Часть 7, потрясающе--..

подъем по Flofjellvegen подъем по Flofjellvegen
вид на пики с Flofjellvegen вид на пики с Flofjellvegen
22.07.09
Нитка маршрута: RV15(Fosnes) – Flo – дорога Flofjellvegen – Hellesylt – паром до Geiranger – «орлиная дорога» - RV63 (Indreeide)
Расстояние: 77 км
Набор высоты: 1407 м

Эту часть в равной степени можно было бы назвать и потрясающе тяжелой, и потрясающе красивой. В спорте эти две категории всегда находятся близко друг от друга. День начинается с того, что над озером Strynevatn ярко светит солнце и погода наконец-то нам компенсирует предыдущие испытания. Дорога наша лежит в сторону деревушки Flo, которая расположена на противоположной стороне озера. Асфальт с одной стороны ограничен скалами, с которых с огромным шумом срываются потоки воды и невозмутимой гладью озера с другой стороны, в воде которого отражаются облака. Красиво. За Flo (кстати отсюда родом известный футболист Tore-Andre Flo) начинается пешеходная тропа Flofjellvegen, которая начинает такой стремительный уклон в сторону перевала, что речи нет о том что можно по ней подниматься на байке. Единственный способ вкарабкаться, - это крепко упираться в камни, чтобы затащить груженный байк наверх. Тяжело. Солнце тоже припекает, пот льется ручьем, но вот мы уже на вершине перевала, откуда в одну сторону открывается потрясающий вид на озеро, с уровня которого мы только что поднялись, а в другую сторону в долину в которую нам предстоит спускаться. Красиво. Узкая тропинка ведет нас вдоль высокого обрыва, пока не превращается в широкую асфальтовую дорогу, выводящую нас к Гейрангерфьорду и поселку Hellesylt. Отсюда стартует наш паром вдоль всего фьорда к городку на другой его стороне – Geiranger. Эта паромная переправа играет в большей степени развлекательную роль, так как этот маршрут пользуется большой популярностью у туристов. И немудрено. Geirangerfjord включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО за водопады, наиболее известные из которых — Семь сестёр, Фата невесты и Жених, окружающие его горы высотой до 1400м и за заброшенные фермы, добраться до которых представляется возможным только по специальным приставным или верёвочным лестницам. Порядочно раздражает турьё с фотоаппаратами, но понимаю, что это результат раскрученности аттракциона. Вообщем вся проблема в том, что мы рассматривали эту поездку как часть нашего пути, как вспомогательный элемент дороги, а в результате оказались в цирке с «клоунами, говорящими медведями и эквилибристами». Прибытие в Гейрангер восхитило огромнейшими круизными ланейрами, которые стояли в ожидании туристов, возвращающихся автобусами с экскурсионных программ. Восхитило то, как поместились аж 2 многопалубных корабля в таком узком фьорде. Зато с другой стороны нашего парома открывался устрашающий подъем по «орлиной дороге». Все 11 разворотов на 180 градусов по этой дороге удалось сосчитать даже не выезжая на неё. В предвкушении подъема на 700 метров, мы остановились на берегу фьорда, чтобы пообедать и набраться сил для очередного испытания. И этих сил мне стало катастрофически не хватать за несколько сот метров до вершины. Было критически Тяжело. К счастью, энергетическая подпитка в виде батончиков с мюсли, зарядили мой организм на очередные витки дороги. За очередным поворотом открывается смотровая площадка на фьордом. И вот уже мы смотрим с высоты на «игрушечные» безмолвные лайнеры на глади воды, слушаем завывающий ветер и даже мелкий дождик не помеха чтобы насладиться проделанной работой и в виде вознаграждения получить единение с природой. Невероятно Красиво. Через несколько минут после спуска в долину мы останавливаемся в лесу, рядом с каким-то заброшенным складом и воспоминания о прошедшем дне в равной степени делятся на Красиво и Тяжело. Да и иначе быть не могло!
Часть 8, тоскливая.

ущелье Гудбрандсювет ущелье Гудбрандсювет
гора Стигрёра на тропе троллей гора Стигрёра на тропе троллей
Серпантинный спуск тропы троллей Серпантинный спуск тропы троллей
Мы это сделали! Мы это сделали!
23.07.09
Нитка маршрута: RV63(Indreeide-Eidsdal) – RV63(Linge-Andalsnes) по дороге Trollstigveien
Расстояние: 68 км
Набор высоты: 1050 м

День 6, последний. Именно с таким чувством этот день весь и прошел. Расставаться с природой, дорогой, атмосферой похода совсем не хотелось. Понимаешь что к Норвегии привыкнуть невозможно, каждый день встречалось что-то, что потрясало воображение, удивляло, но и осталось очень много мест, которые также манят своей естественностью и энергетикой, не оставляя шансов отказаться от еще одной поездки сюда. Даже погода неспособна отбить желание в поиске гармонии человека с природой.

О маршруте этого дня написано немало. Большинство туристов путешествующих в Норвегии проезжают по тропе Троллей, пробуют клубнику в долине Валлдал, смотрят на водопад в ущелье Гудбрандсювет, достигают высшей точки на горе Стигрёра. Всё это и про нас также. Этого невозможно избежать!!!

День мы заканчиваем в городке Andalsnes, откуда завтра отправится наш поезд обратно в Осло. Поход завершен, это всё Но я ни за что не поставлю точку, так как уверен для меня эта страна еще многого не открыла. До новых встреч, Норвегия!

Комментарии
Guest30.01.11, 12:16
Миша, привет 
Прочитал на одном дыхании. Замечательное путешествие. Молодцы. Захотелось тоже.
Дима, Висагинас, Novel.lt
Damary11.12.10, 15:39
Маркированные тропы Йотунхеймена 
Хорошо, что не поехали по маркированным тропам через Йотунхеймен - по большей части троп там велосипеды можно только на себе нести
О Маршруте
Опубликовал Михаил Маркуль