губа Южная Сульменёва13 губа Южная Сульменёва13
губа Южная Сульменёва14 губа Южная Сульменёва14
губа Южная Сульменёва15 губа Южная Сульменёва15
вход в губу Крестовую вход в губу Крестовую
вход в губу Крестовую1 вход в губу Крестовую1
вход в губу Крестовую2 вход в губу Крестовую2
вход в губу Крестовую3 вход в губу Крестовую3
вход в губу Крестовую4 вход в губу Крестовую4
губа Безымянная губа Безымянная
губа Безымянная1 губа Безымянная1
губа Безымянная2 губа Безымянная2
губа Безымянная3 губа Безымянная3
31 июля, днём тихо, переменная облачность, благоприятный прогноз. Собираемся, в 17-00 выходим, перед этим съёмка «Котоярви» с берега. Вскоре после выхода небо затягивает с Ю и ЮЗ, поднимается порывистый ветер.
На траверзе Крестовой губы погода окончательно портится, волна, ветер В, надвигается грозовой фронт. Потеплело – ветер южный как-никак. Идёт дождь, вовремя взяли рифы на гроте. Попали в сильную грозу. Принято решение вставать, более 2,5 часов на моторе на полном газу пытаемся пробраться к берегу до которого порядка 5 миль. Ветер около 20 м/с. Курс держим на южный берег Крестовой губы, около бухты Опасная. Мотор не сосёт с бака бензин, приходится грушой качать вручную (более часа). В 21-30 проходим между рифами и чалимся. Здесь равнина шириной 2-3 км, покрытая тундровой растительностью, за ней гора Таран – приметное место при входе в Крестовую. Гора как гигантский бастион, крепостная стена высотой 400 м. Чалка была трудная, встречный ветер и рифы. Хорошо, все прошло удачно. Рифы же теперь помогают – гасят волну. Дима и С. Гусев гуляют вдоль берега, здесь чуть восточнее остатки становища.
Утро 1 августа, солнечно, но с З затягивает. Днем морось. Пока прогноз неблагоприятный, сегодня будем стоять здесь. Илья смотрит карбюратор – вроде все нормально. Посмотрим как будет дальше вести себя мотор. Получаем прогноз, на 4 августа – 4 градуса мороза обещают и В ветер 11 м/с. Видимо, судя по предыдущим прогнозам, будет бора большой силы. Заметили такую особенность, если обещают восточный ветер, то это обязательно должна быть бора, причём сила её это примерно сила востоного ветра и умножить на 8. Вчера был прогноз ветер В 2 м/с – в итоге порывы были до 15 метров, такой же прогноз был перед борой в Кармакулах. Вечером, когда дежурят И. Лукомский и С. Гусев, в палатке дискутируем об экономии топлива. Вдруг слышим треск снаружи, как будто рвется материал – Андрей спросил «что это?» и через несколько секунд Илья говорит: «Тревога, медведь пришел». С. Гусев выстрелил между медведем и катамараном, Грант бросился и стал облаивать медведя. Пускаем ракетницы, после каждого выстрела медведь отпрыгивает на несколько метров. Спешно выскакиваем из палатки, заряжаем оружие, встали в боевую готовность. Медведь нехотя уходит. Через час, когда вроде успокоились, медведь пришел опять. Почувствовал его Грант. Отгоняем от катамарана в тундру.
В третий раз медведь пришел утром 2 августа уже с другой стороны. Всегда приходит с подветренной. Отгоняем его, Грант преследует его в тундре. Во время отлива собираемся, прогноз благоприятный. Делаем из плавника столбики и деревянные катки, стаскиваем с их помощью катамаран и в 11 утра 2 августа выходим. Садимся на риф, но камень небольшой, слезаем и уходим в море. Решаем идти до губы Безымянной, ввиду того что завтра вечером может быть бора. Поначалу высокая волна, ветер СЗ, затем волна стихает, ближе к вечеру. Видимость значительно лучше чем когда шли на север. Отлично видно п-ов Сухой Нос (где проводились ядерные испытания), губу Митюшиху, Маточкин Шар, Грибовую. При входе в Грибовую жилые постройки, а мы их даже не видели когда заходили и выходили из Грибовой. В море видели нескольких моржей, метрах в 70 от катамарана. Утром 3 августа при ясном небе заходим в Безымянную. В 5 утра чалимся на северном берегу около избы брошенной геологической базы. За несколько сот метров до избы начинается мель, фарватер под скалистым берегом. Методом тыка проходим мель.
Днем тихо, солнечно, +15 – ничего себе! Пока хорошая погода устраиваем просушку вещей. Удивительно но в соседней губе в 20 км от нас бушует бора, которую слышно по свисту и видно по облакам, имеющих форму летающих тарелок, в то же время у нас ясное небо и полное спокойствее. Хотя к вечеру и у нас началась бора.

губа Безымянная4 губа Безымянная4
губа Безымянная5 губа Безымянная5
губа Безымянная6 губа Безымянная6
губа Безымянная7 губа Безымянная7
о. Междушарский о. Междушарский
о. Междушарский1 о. Междушарский1
о. Междушарский2 о. Междушарский2
4 августа, ночью сильный В ветер, дождь. Утром дождь затихает. Во второй половине дня ветер меняется на З, Дима и С. Гусев идут гулять на озеро в 3 км к западу от избы. На обратном пути посещают интересное место на берегу – здесь скалы, гроты, выходы серы, небольшие водопады. Илья Лукомский находи в бочках бензин, заполняет им пустую канистру и грузит на катамаран – всерьёз рассматривается вариант заправить им мотор в случае если кончится наш бензин. Спонтанное решение – выйти сегодня вечером, сообщаем об этом по рации Диме и Сергею. Но они долго не приходят, решаем не выходить, но когда возвращаются опять решаем идти. Спешно собираемся, в 23 выходим, прошли 3 км. Ветер ЮЗ, ставим паруса и вскоре поворачиваем обратно. Возвращаемся к избе.
5 Августа. Утром и днем тихо, относительно тепло и пасмурно. Поиски телефона, потом споры о дежурстве. Чувствуется, что постепенно накапливается психологическая напряженность. Видимо из-за долгой продолжительности плохой погоды люди становятся раздражительными, сетуют на погоду и неподходящий ветер. После обеда немного распогодилось, устраиваем стрельбище. Из тундры приходят дикие собаки, Грант цапается с черным псом, который не хочет уходить от нас в надежде, что его подкормим. А так день прошел как обычная вынужденная стоянка. Чувствуется что нет грамотно спланированного времени для проведения досуга. 6 августа. Ночью сильный В ветер. Днем обычная погода – туман и морось. Решаем сегодня выйти. Перед этим – ремонт баллона. Почти все путешествие травил один отсек, подкачивали каждые три часа. После сегодняшнего ремонта эта проблема отпала, иногда даже приходится стравливать давление, когда на Солнце нагревались корпуса. В 18 выходим на моторе из губы Безымянной, затем ставим паруса и идем попутным СЗ ветром. Волна 2-2.5 м. В районе м. Бритвин встаем на якорь для рыбалки, 15 кг трески за 20 минут. Идти холодно, морось, волны сильно ударяют в палубу, иногда захлестывают в палатку. Очередная поломка генератора – отлетела крыльчатка. Вечером 7-го облака растянуло, видим мористее корабль, запрашиваем прогноз погоды, охотно отвечают. Вечером 7-го входим в Костин Шар, проходим и видим Белушью губу, по рации слышим переговоры но сами молчим, никто нас не запрашивает. Ночью опять опустился туман. В 3 ночи чалимся в районе о-ва Собачий, ближе к югу Костиного Шара, в небольшом проливе. Переход был почти 150 миль. Утром тихо и ясно, днем +10 и даже выше, небольшой ветерок нагоняет облака. И. Статейкин и Андрей идут на прогулку за 2 км от лагеря, красивый пролив, тем более что солнечно и отличные виды. Район по пейзажам похож на губу Саханиха. Просушка вещей, рыбалка – 10 гольцов. Из трески делаем фарш и котлеты. Оленьи котлеты, сделанные в Безымянной, очень хорошо шли на морском переходе при большой волне, когда сделать горячую еду было очень проблематично. А так заваривали чай, и вместе с хлебом ели котлеты – очень сытно.

г. Нарьян-Мар г. Нарьян-Мар
г. Нарьян-Мар1 г. Нарьян-Мар1
г. Нарьян-Мар2 г. Нарьян-Мар2
р. Печора р. Печора
р. Печора1 р. Печора1
9 августа. Ночью дежурим в обычном режиме. Принимаем прогноз – ближайшие сутки будет З и СЗ ветер, 11 числа В и СВ. Обсуждаем, собираемся и решаем выйти. В 17-00 выходим. Прощай, Новая Земля! Теперь мы идем на материк. Погода – переменная облачность, +8-10, ветер З. 4 часа идем до мыса Собачий, выходим в 22 из Костиного Шара в открытое море и берем курс на ЮВ – в расчете на В ветер. 10 августа Ночью ветер стихает, приходится идти на моторе. Бензина немного, при выходе его было 75 л (при выходе из Костиного Шара) и больше полпути до Печорской губы мы прошли на моторе. Так было и днем, и только вечером поставили паруса. Вода заметно теплеет, в районе Гуляевской кошки № 3 +9. К Кошкам подошли в 22 часа, видим маяк. Входим в Печорскую губу. Проходим небольшой участок сулоя – и потом резкая граница, за которой море успокаивается. Ночью уже очень темно, глубокие сумерки. Идем на авторулевом. Утром ветер стихает, снова включаем мотор. Сместились на восток в надежде на В ветер, потом идем на ЮЗ по фарватеру в Печорской губе. Бензина очень мало, на нем явно не дотянем до Нарьян-Мара. Думаем зайти в Вангурей, попробовать там найти бензин. Но, на наше счастье, задул СЗ ветер 8-10 м/с. Ставим паруса, средняя скорость под парусами 7 узлов, временами доходит до 10 узлов. Прошли этим ветром почти до Нарьян-Мара. Около Нарьян-Мара вода в Печоре +16! Ничего себе. Приятно мыть посуду такой водой. Около порта встречаемся с яхтой «Апостол Андрей». Швартуемся бортами, заходим к ним в гости. Они идут на Новую Землю, до этого были на Вайгаче.
11 августа В 18 швартуемся в порту Нарьян-Мара. Андрей и Илья Лукомский идут к пограничникам. Марина, сотрудник ПУ ФСБ, очень приветливо отнеслась, после фоормления документов заходит к нам в гости. Вечером же пьянка по поводу окончания морской части мероприятия. На следующий день 12 августа С. Гусев идёт покупать билет до Москвы. Мы устраиваем культурный день, заключающийся в посещении музеев Нраьян-Мара. Побывали в краеведческом музее, а также в музее Пустозерска. Его директор бесплатно проводит нам экскурсию, и на завтра на утро приглашает местных журналистов к нам на катамаран, чтобы отсняли видеоматериал. Вечером два Ильи и Андрей идут в сауну.
Утро 13 авугста начинается с подготовки катамарана к визиту журналистов двух телекомпаний. Одна из телекоманий любезно согласилась нам помочь привезти бензин на машине, берем 195 л. Еще осталось старого бензина около 10 л. С. Гусев сегодня в 14-15 улетает. Провожаем его в аэропорт, и сами отчаливаем. Нас провожает Марина. В 13-00 торжественное отплытие, журналисты его снимают. Погода +15, ясно, приятно. Средняя скорость 9-10 км/ч. По Печоре идем также как и 5 недель назад – подвахта 2 часа, вахта 2 часа и отдых. Только теперь нас пятеро (не считая Гранта). Река сильно обмелела, иногда мелко даже на фарватере. Капитан порта в Нарьян-Маре сказал, что на некоторых участках даже прекращено судоходство. После разборки и просушки не хочет работать авторулевой, сами сидим на руле. Люди с барж и моторок, встречающихся нам на пути, фотографируют нас, катамаран здесь нечасто видели. Вечером небо затягивает да и ночи стали темные, уже нельзя идти круглосуточно. В 22-30 встаем на ночевку в небольшую протоку.

На мачте На мачте
г. Усинск г. Усинск
г. Усинск1 г. Усинск1
г. Усинск2 г. Усинск2
Финиш Финиш
14 авугста Поднимаемся в 5 утра, в 5-30 выходим. Облачно, +10-15, появляются комары. Продолжаем идти по Печоре, встаем в 21-30 примерно в 70 км ниже Усть-Цильмы, около заросшего тайгой берега. Коптим засоленных гольцов, оставшихся с Новой Земли. 15 августа Выходим в 5-00. Ясно и тепло, но встречный ветер. Днем +25. На встречном ветре в районе Усть-Цильмы трудно идти, скорость на полном газу 4-5 км/ч. Ветер поднимает с песчаных берегов и отмелей песчаную пыль, временами прямо-таки песчаная буря. Встречаем ГИМС, просто побеседовали с нами, мы им рассказали о нашем маршруте. В 16-30 заправляемся в Усть-Цильме, т. к. решаем что при встречном ветре может и не хватить бензина. Здесь же закупаемся вином, хлебом, печеньем, начинаются гастрономические излишества. На ночевку встаем в 22-00. 16 августа Похолодало, +10-15, облачно. Выходим в начале шестого. В районе Щельяюра попутный ветер, ставим кливер и это чуть не сыграло злую шутку. Ветер против течения поднял острую волну до 1.5 метров высотой, катамаран обгоняет волны, начинает носом зарываться и уже приподнимает корму. К счастью, все обошлось. Весь день прохладно, к вечеру ветер стихает. На реке сложный фарватер, выше Щельяюра его сузили метров до 20 и глубина всего метр. 17 августа, холодно, пасмурно, ветер попутный – частая и острая волна около 1.5 метров. Идем осторожно, чтобы не обгонять волну, скорость 6-7 км/ч. Днем ветер шквалистый, ливень и град, волна частая и неприятная. На обед зашли в устье притока, дабы переждать самую непогоду. Ночуем в 10 км от устья Усы. Решаем подняться по Усе до Усинска. Это и ближе чем до Печоры, и Усинск – конечная станция, можно не торопясь сдать груз и погрузить, проблем будет меньше чем если бы мы его сдавали в Печоре. 18 августа Идем с 7 до 11 утра. Проходим Усть-Усу, входим в Усу. Фарватер на ней несложный, река широкая. Ветра как вчера нет, волны на реке тоже почти нет. Холодно, +9, вода в Усе +10.
18 августа в начале 12-ого швартуемся в порту Усинска (Парма). Начальник порта (Трудов Василий Валентинович), за что ему огромное спасибо, организовал погрузку краном на выделенную им специально для нас баржу. На этой барже мы спокойно разобрались. Также Василий Валентинович бесплатно нам выделил 5 коек в местном общежитии. 19 августа начали разбор судна. Пока часть людей принялась разбирать лодку, А. Литвинов и И. Статейкин поехали в Усинск выяснять вопросы с багажом и билетами.
20 августа к вечеру катамаран был полностью разобран. Билеты были куплены. Василий Валентинович истопил для нас баню где мы с большим удовольствием помылись. С утра 21 августа Василий Валентинович выделил бесплатно для катамарана грузовик, другая часть экипажа взяла такси и поехала на вокзал. В результате после сдачи наших вещей в багаж и их погрузки в поезд мы в 16-00 по московскому времени 21 августа тронулись домой. Ехать от Усинска до Москвы 42 часа.
Выводы

1) Запас бензина на морскую часть маршрута должен рассчитываться из расчета, что на моторе можно будет пройти не менее 60% расстояния от планируемого маршута. У нас был из расчёта 30%, в результате всего в 50 км от главной цели экспедиции, мы были вынуждены повернуть обратно. Важно также иметь ввиду, что в Арктическом регионе количество ходовых дней невелико, а ориентирование ещё при этом на "удобный" ветер сокращает их вдвое. Таким образом, больший запас топлива существенно (в 1,5 раза и более) увеличил бы у нас количество ходовых дней, которые зачастую мы пускали на днёвки ввиду господства слабого встречного ветра.
2) В таком мероприятии должно быть только надежное проверенное снаряжение. Иначе, значительную часть досуга может составлять ремонт, как было у нас с бензогенератором.
3) Все возможные маршруты радиальных выходов нужно проработать заранее, в каждом месте возможной стоянки. Иначе вынужденные остановки будут только тягостным коротанием времени.
4) Использование спутниковой связи строго обязательно, причём альтернативы Иридиуму на сегодняшний день в Арктическом регионе нет. По телефону мы дважды в сутки принимали прогноз погоды, а без него были немыслимы длительные морские переходы. Телефон был самым эффективным средством связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и естественно самым надежным. Также, телефон берёг нервы родным и близким, что тоже немаловажно.
5) Для общей координации действий необходимо наличие Штаба экспедиции на "большой земле", который, в том числе, в случае возникновения чрезвычайной ситуации сможет заниматься организационными вопросами на "большой земле" по эвакуации людей. Общую координацию осуществлял Президент Экспедиционного Центра "Арктика" РГО, Почётный полярник России, Заслуженный мастер спорта Чуков Владимир Семёнович.
6) Необходимо тщательно проработать досуг, поскольку долгая непогода наносит негативный отпечаток на психику и настроение экипажа, а отсутствие досуга только усиливает влияние плохой погоды.
7) Количество вахт необходимо делить на три смены, а не на две как было у нас. Особой надобности нахождения трёх человек одновременно на вахте нет, при этом уставаемость экипажа в таком случае значительно выше. Поэтому поделили бы мы в начале вахты на три смены по два человека, то даже при имеющемся у нас запасе бензина мы могли бы вполне дойти до Русской Гавани.
8) Нужно быть готовым к продолжительным туманам в Арктике и из-за которых можно увидеть гораздо меньше, чем изначально планируется. Туманы в Арктике могут продолжаться по 20 часов в день и длиться неделями. Так, по дороге вдоль побережья Новой Земли от первой точки стоянки и до самой северной точки мы практически не видели архипелага, видимость была не более 200 метров. На обратной же дороги, наоборот, густых туманов практически не было и мы любовались красотами Архипелага.

Комментарии
Guest05.03.13, 11:52
Позновательно 
Очень хотелось увидеть видео, если можно дайте ссылку. Вы молодцы.
Guest28.08.12, 16:09
Интересно 
Спасибо за рассказ о путешествии. Много полезного узнали. Мечтаем пойти на Новую Землю от материка и пройти хотя бы западное побережье. Надеюсь у нас получиться.
Еще раз спасибо!
Guest14.05.12, 16:59
Респект 
Бывал там в 2005 году. Обошел всю Новую землю. Но на судне "Гидрологе". С того года хожу на Варандей, в том числе с моторной лодкой и на катамаране. Благодарю за сообщение. Я бы сказал- не жизненно-важная статья это- а инструкция по выживанию. Все молодцы. Но в следующий поход Вы пойдете другим составом- однозначно. Север-тем более морской- ошибок не прощает отдельных членов экипажа, даже если "соскочить раньше" не возможно. Закон Севера- сколько ушло- столько вернулось! Еще раз- молодцы- что вернулись все! Баллоны из чего у вас были?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Новая Земля
на фото: ТУ-95МС - Сергей Кривчиков
Новая Земля, Февраль 2010
Самостоятельная поездка
Арктика, Май 2004
Самостоятельная поездка
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: