Казахстан / Горный туризм | Спортивный туризм

Из Каскеленского ущелья – в Левый Талгар

11 - 19 июля 1998 г.
Почти семейный маршрут для пап и детей. Типичная горная единица, Три категорийных перевала, четыре н/к, максимальная высота - 4 тысячи с небольшим. Продолжительность - 9 дней.

Выбор маршрута всегда болезненный процесс, особенно, когда время ограничено, а на окончательное решение давит неисчислимое количество внешних обстоятельств, от влияния которых, собственно, и стремишься избавиться, когда уходишь в горы. Поэтому, если все же удается отвязаться по полной программе, это запоминается надолго.

Еще в конце прошлого тысячелетия, когда нашим детям было по 12-13 лет, мы задумали и прошли очень милый, почти семейный маршрут, который и хотим рекомендовать всем тем, у кого подрастают дети, проявляющие интерес к горным путешествиям.
Первоначально было задумано подняться по Каскеленскому ущелью, перевалить из Правого Каскелена в Левый Аксай, перейти в Средний Аксай, перевалить в долину р. Алматы, затем через перевал Проходной в верховья Проходного ущелья и далее в Озерное через Алматы-Алагир и в Левый Талгар через Туристов, после чего вернуться домой через Талгарский перевал.

Таким образом, почти весь маршрут должен был проходить по северным склонам Заилийского Алатау, за исключением небольшого участка между перевалами Лунина и Проходной. Рассчитано все это было на девять дней (рабочая неделя плюс выходные с обеих сторон). Предусматривался, однако, и запасной вариант, который и стал впоследствии вполне тихим, спокойным, почти семейным (то есть папы с детьми, но без мам) маршрутом, в то же время очень красивым и требующим некоторого физического напряжения.

Итак. Ранним утром 11 июля 1998 года в количестве 5 человек (трое взрослых и два пацана) мы выехали из Алматы на казенном джипе, который к началу девятого часа утра доставил нас немного выше верхнего лесхоза в Каскеленском ущелье. Тут надо иметь в виду, что вообще в верхнюю часть Каскеленского ущелья просто так могут и не пустить, то есть по ходу надо «договариваться» или приехать настолько рано, что все еще будут спать. Так или иначе, путь начинается в очень симпатичном месте – широкое ущелье, чистая река, почти полное отсутствие мусора – сказывается ограниченный доступ.

Пользуясь случаем, хочу призвать всех, кто путешествует по горам: УНОСИТЕ ВЕСЬ НЕСГОРАЕМЫЙ МУСОР С СОБОЙ ОБРАТНО В ГОРОД. Уж если у вас хватило сил принести полную консервную банку, то хватит сил унести пустую. Существуют простые методы компактизации и утилизации мусора в горах: все, что горит – спалить, остальное сплющить и забрать с собой. Стекло, понятное дело, нормальные люди с собой в горы не берут. Так что больших проблем в соблюдении чистоты в горах нет, есть только лень и нежелание сохранить красоту для других. И не надо убеждать, что консервная банка все равно сгниет - прежде, чем это произойдет, она в течение многих лет будет оскорблять своим видом окружающий пейзаж.

В течение примерно трех часов двигались вверх по ущелью, пересекли небольшой правый приток Каскеленки (тот, кто уверен в своем вестибулярном аппарате может сделать это по нетолстому бревнышку, остальным советую переходить вброд), прошли через мрачноватый лесок из каких-то хилых, таежного вида елок и попали на обширный, слегка заросший мелким кустарником галечник, который река пересекает от обрывистого правого (орографически) берега до самого левого склона. Здесь пришлось немного покорячится по правому склону, чтобы обойти прижим. После прижима выраженной тропы нет, путь проистекает по жидкому ельнику (здесь у нас был обед), затем по обширным полянам с высокой травой.

В точке слияния Каскеленки и Левой Каскеленки (отсюда уходит тропа на пер. Каскеленский, но он был вне нашего пути) повернули налево вдоль реки Каскеленки и прошли почти до верхней границы елового леса, во всяком случае для ночевки спустились с терраски к реке и установили лагерь (1 палатка) под старой раскидистой елью, одной из последних на нашем пути. Последние два часа хлестал дождь, и эта старая ель дала возможность поставить палатку «всухую». Надо сказать, что в этот день особенно упираться мы и не планировали, лагерь был установлен в 16.00, пацаны чувствовали себя прекрасно, несмотря на то, что вымокли.

Утро следующего дня оказалось мокрым и слякотным, поэтому собирались неохотно, завтракали медленно, в расчете на то, что тучи вот-вот сдует и появится какое-никакое солнце. Как ни удивительно, но так оно и произошло. Вышли, правда поздновато, в 9.50, зато посуху. На протяжении следующих двух часов шли вверх по пологому ущелью по направлению к точке слияния Среднего и Правого Каскелена. Здесь нас настигла гроза с мощным зарядом града, но на наше счастье как раз в точке слияния стоял (думаю, и сейчас стоит) огромный камень с большим навесом, который полностью укрыл всех пятерых участников от безумия стихий.

Дальнейший наш путь проистекал в верховья Правого Каскелена, по первоначальному плану к подножию перевала Грудзинского (Снежный), обозначенного на схеме «Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня» (ГУГК, 1992г) как 1Б, 3870м. Подъем по Правому Каскелену пологий, выраженной тропы нет, но она там особенно и не нужна, просто идешь вдоль речки и любуешься пейзажем, пока не упрешься в конец ущелья. В этом месте слева по ходу имеем здоровенную скальную балду, которую можно обойти и справа и слева, чтобы подойти под пер. Грудзинского. Мы посчитали, что обойти справа будет покороче, хотя и круче, поэтому поставили лагерь, пройдя выше балды на терраске над речкой. Произошло это опять же в 16.00.

Ночевка у скальной балды под пер. Грудзинского Ночевка у скальной балды под пер. Грудзинского
Подъем на пер. Грудзинского Подъем на пер. Грудзинского
Утро следующего дня было сумрачным, но без дождя. Встали в 5.30, вышли в 8.00. Подъем по скально-осыпному, постепенно сужающемуся кулуару, который выводит на небольшое плато, засыпанное обломочным материалом. В этом месте, если взять левее по ходу, выйдем к небольшому озерцу. Обойдя его слева, начали подъем к седловинам перевала Грудзинского (там их как минимум три). Здесь уже обильный снег и, по причине теплой погоды, наст не образовался, поэтому покорячиться пришлось немало.

В дополнение к этим радостям поднялась настоящая зимняя пурга с сильным ветром и густым снегопадом. Проблем с ориентированием здесь уже не было, поэтому продолжали путь в условиях ограниченной видимости, пока не подошли под сами седловины. Их обследование обнаружило ржавую консервную банку без записки на средней седловине и убедило в том, что с нашим снаряжением и двумя необученными в команде спускаться в Левый Аксай было бы несколько авантюрным мероприятием.

Действительно, наиболее проходимая левая (по ходу) седловина смотрела в сторону Аксая крутым (50-55о) и сильно заснеженным склоном длиной примерно 200-250 м до места, где склон более или менее выполаживается. Две другие седловины выводили на крутой лед. В ходе кратковременного совещания выяснилось, что все участники оценивают ситуацию примерно одинаково: перевал действительно имеет сложность около 1Б, но спуск в Аксай при данной снежной обстановке лавиноопасен и требует организации попеременной страховки по крайней мере через ледоруб, который у нас всего один. Результатом совещания явилось решение спускаться обратно и идти дальше по запасному варианту. К 16.40 вернулись к месту ночевки.

Геологические формы в Правом Каскелене Геологические формы в Правом Каскелене
Каскад в Среднем Каскелене Каскад в Среднем Каскелене
На следующий день погода нас побаловала: солнце и легкая переменная облачность в течение всего дня. Вышли вниз в 8.50 и к обеду были на слиянии Правого и Среднего Каскелена. При этом шли не торопясь: фотографировали, обсуждали наблюдаемые геологические формы (среди нас был один геолог, который компетентно все объяснял).

Подъем по Среднему Каскелену несложен, путь от слияния рек до фронтальной морены ледника занял всего около трех часов. Чуть не доходя морены, обширное плоское дно ущелья вдруг разрывается здоровой промоиной с каскадом водопадов общей высотой метров около пятидесяти. Очень красиво, но спускаться в промоину не стали.

Выше промоины на большой плоской площадке обнаружили стоянку не очень древнего человека, загаженную ржавым инструментом, мятым железом непонятного происхождения и прочими типично экспедиционными отходами. По ряду лишь ему понятных признаков наш геолог авторитетно определил, что здесь побывала и наследила геофизическая экспедиция.

Сразу за геофизической площадкой начинается подъем на фронтальную морену. Подъем короткий и не очень крутой, забраться можно почти везде. Через 20 минут после начала подъема мы оказались на леднике, где и решили поставить следующий лагерь (на щебенке, конечно), ведь было уже 16.50.

Записка с перевала Записка с перевала
Спуск с пер. Кокельбель Центральный Спуск с пер. Кокельбель Центральный
Нашей целью наутро являлся перевал Коккельбель Центральный (1А*, 4050 из того же источника). От места ночевки к перевалу путь пролегает по полого поднимающемуся леднику. Ночью было довольно прохладно, поэтому до самого перевала мы шли по хорошему насту. Ни одной трещины отмечено не было, хотя снега было не очень много. Из лагеря мы вышли в 7.35 и на перевале были в 8.43. По пути один раз остановились для фотографирования на несколько минут.

На перевале нами была обнаружена записка группы под руководством А. Светенко от 10 июля 1995 г., что нас несколько удивило: перевал простой и приятный, так и просится в какой-нибудь маршрут. На взгляд всех участников Коккельбель Центральный вполне соответствует указанной категорийности: плавный подъем по леднику и довольно крутой спуск на южную сторону по разрушенным скалам и сыпухе. Для пацанов в одном месте даже бросили веревку. Кстати, спускались не по кулуару от перевальной точки, а по скально-сыпушному гребешку в нескольких десятках метров к западу: в кулуаре было подозрительно много нехорошего снега.

Довольно длинный спуск по сыпухе вывел на моренный вал, после которого дальнейший путь проходил уже по травке. На следующий день мы планировали выйти к перевалу Проходной с Юго-Запада. Для этого надо было перевалить через перевал 3800, пересечь небольшую долину и отрожек за ней перевалом 3700, который выводит прямо к озеру Примул под Проходным.

Чтобы подойти под перевал 3800 мы спускались по ущелью Кокельбулак, придерживаясь левого борта, вдоль которого проходит довольно удобная травянистая терраса. Второй выраженный левый приток вывел нас под искомый перевал. Здесь мы встали на ночевку в 15.10, поскольку обнаружили небольшую площадку, которая после несложной расчистки приобрела необходимые для нашей палатки размеры. Вообще это боковое (по отношению к Кокельбулаку) ущелье поднимается к перевалу довольно круто, и большой компании пришлось бы изрядно потрудиться, чтобы оборудовать несколько площадок.

Записка с перевала 3800 Записка с перевала 3800
Долина между перевалами 3800 и 3700 Долина между перевалами 3800 и 3700
Следующий день начался с крутого, но не очень длинного подъема на перевал 3800. Вышли в 7.58, на перевале были в 9.06. Сняли записку «группы туристов в количестве 1 человека» от 29 августа 1996 г. Категорийность перевала 3800 (1А, 3750 по упомянутой выше схеме) показалась завышенной – типичный н/к. Из препятствий только небольшой снежничек с северной стороны. Зато выводит он в небольшую замкнутую с трех сторон долину со множеством ручьев, которая в тот момент почти вся была покрыта цветущими примулами.

В 11.06 были уже на перевале 3700 (н/к, 3677) – почти полная копия 3800, только чуть пониже и подъем на него более пологий. Там сняли записку той же «группы туристов» от 30 августа 1996г. Через час были уже на Проходном. Погода испортилась, пошел мелкий дождь с ветром, поэтому Проходной покинули быстро и к обеду спустились почти до поворота к пер. Алматы-Алагир.

Тут в дополнение к прежним прелестям добавился плотный туман, но места эти были нам уже хорошо знакомы и к 16.23 мы пришли на чудную площадку между перевалами Алматы-Алагир и Туюк Западный. Здесь была прекрасная ночевка на травке.

Здесь у нас кончилась фотопленка (тогда еще были пленочные аппараты!)

Утром вышли в 8.30 и через 20 минут были на пер. Алматы-Алагир (н/к, 3655). Очень популярный перевал, поскольку несложен и соединяет в верховьях два очень популярных ущелья: Проходное и Озерное. Сняли записку группы из Алматы под руководством опять-таки А. Светенко, но уже от 5 июля 1998г.

Спустившись в цирк Озерного ущелья, встретили первых людей на маршруте. Это были довольно странного вида путешественники: папа, мама и какие-то дети, довольно взрослые. Основной их целью, как они объяснили, было поохотиться на сурков. У супруги был здоровый фингал под глазом. Оба охотно объяснили, что незадолго до нашего прихода подрались, но теперь вроде помирились. Очень коммуникабельные люди: продемонстрировали ружье и пистолет, тут же объяснили, что оружие не зарегистрировано, подробно описали, как их можно найти в городе, если хотим продолжить знакомство.

У брода вышли на дорогу, ведущую на Озерный перевал, по дороге дошли до ручья с перевала Туристов, перебродили его (без проблем) и в 14.55 были уже у разрушенной хибары - жалких останков былого могущества КазГлавСелезащиты. Хибара разбита вконец, но вертолетная площадка еще вполне сохранилась и по дороге, наверное, можно проехать на внедорожнике. Через час остановились на ночевку на стоянках под перевалом Туристов. Здесь много места под большой лагерь, без труда можно найти место под десяток палаток. Вечером ближе к перевалу часто сыпало с левого (по ходу) склона.

Следующим утром вышли в 7.45. Сначала шли по рандклюфту слева по ходу (сильно разрушенный, сыпушный, это здесь вчера сыпало), затем вышли на ледник и под самым перевалом пошли по крутой сыпухе - на льду почти не было снега и идти по нему было сложно - слишком круто. С сыпухи перешли на снег. Сам перевал и восточный склон в глубоком снегу. Но мы проскочили по насту. В 8.40. поднялись на перевал Туристов (1А, 3930), сняли записку неких «злостных гоблинов и конченых парчуханов» под руководством Колокольникова.

Спуск с пер. Туристов пологий, по леднику, в верхней части почти всегда покрытому снегом. Метрах в четырехстах от перевальной точки снег кончился, и дальнейший путь проходил по пологому голому льду без трещин до самого концевого галечника с небольшими лужами. Дальше спускались под левым (по ходу) склоном вдоль старых моренных валов, где местами можно разглядеть подобие тропинки, а ближе к Левому Талгару тропинка становится все более заметной.

К обеду пересекли Солнечную Поляну, где встретили туристов из Тюмени, которые спустились с пер. Маншук Маметовой и долго делились впечатлениями о том, какой там неудобный, засыпанный обломками спуск. В 16.20 стали на ночевку на Альпийской Розе и на следующий день через Талгарский перевал отправились в город. Под постоянным дождем выгоревший в прошлом (1997) году лес представлял собой совершенно гадкий субстрат: вывороченные упавшие столетние ели, развороченная глина, гарь. Старая тропа практически перестала существовать. Вымазались как свиньи, изорвали накидки от дождя.

Тем приятнее было выбраться, наконец, на Малый Талгарский перевал: дальше до Талгарского тропа была в отличном состоянии. К вечеру добрались до дому, где предались прелестям цивилизации в виде фруктов, соков, пива и душа.

Итого, маршрут занимает полных девять дней, не требует сложных транспортных решений, а по категорийности не сложнее горной единицы, то есть по силам почти каждому здравомыслящему человеку. Рекомендую всем, кто считает себя таковыми!