плато Путорана / Спортивный туризм | Водный туризм

Краткие путевые заметки о путешествии на плато Путорана

16 июля - 4 августа 2009 г.
29 июля

Около 12.30 вышли на встречу с Курейкой. В 16.00 дошли до стрелки. Жара. Расслабон. Поели-полежали. От жары –плющит. Сходил вдоль берега, набрал красной смородины и шиповника, стал варить компот. Петя бродит по косе в поисках красивых камешков.
Услышали гул. Сначала подумали, что это вертолет, но звук шел со стороны Курейки. Выбежали и увидели что к Пете приближается катамаран на моторе. Для нас это было большой неожиданностью, т.к. до ближайшей населенки сотни километров.
Два мужика – Сергей, оператор, Владимир – фотограф. Оба из Москвы. Участники какой-то крупномасштабной частной экспедиции на плато. Их базовый лагерь стоит ниже. Договорились, что послезавтра мы встанем у них лагерем, чтобы ждать нашу выброску.
Мужики тоже очень были удивлены встретив в такой глухомани гуляющего в плавках одинокого мужика на берегу. Наш лагерь они не могли видеть, т.к. он стоял чуть в стороне за кустами.
Ребята угостили нас только что пойманной здоровенной щукой, которой оказывается очень много на Курейке.

30 июля

Сегодня хотим сходить вверх по Курейке на знаменитый водопад, расположенный в 10 км выше стрелки с Яктоли.
Вышли в 9.00 В километре выше стрелки на правом берегу встретили домик промысловика. Также есть полуразрушенная банька. Зрелище убогое. Нары, земляной пол, металлическая печь. Перекантоваться можно. Метров через 200 старинное долганское захоронение в виде малюсенького домика с окошечком смотрящим на реку. Красивое место. Духи умерших любят красоту. Вдоль берега много ловушек на соболя.
Тут же начинается величественный каньон Курейки. Высоки вертикальные стены. Большая мощная река. Шли около 4 часов по правому берегу. По пути объелись морошки.
Водопад жидковат, падает несколькими сливами. В нормальную воду- одно русло.
Сейчас стоит жаркая погода – воды мало. Несмотря на малую воду – зрелище колоссальное. После водопада река течет в высоком каньоне с базальтовыми стенами с небольшими перекатиками.
Пробовали рыбачить под водопадом – не очень удачно. Поймали только 4 хариусов.
Отдохнув на водопаде – выдвинулись в обратный путь. Шли 3 часа.
Утомились за сегодняшний день. По gps по прямой 9 км.
31 июля

До лагеря Сергея и Володи шли  3 часа. Левый берег, практически в километре выше озера Дюпкун. Ребята глядя  на наши исхудавшие физиономии сразу же накормили нас до отвала макаронами с тушенкой, сгущенкой и рыбой.
Долго сидели, разговаривали. Саша Марков сразу же нашел общие темы с Сергеем , оператором. Володя – тоже очень интересный рассказчик. Много повидал по России, участвовал в качестве фотографа во многих экспедициях и ралли. В Путоранах они уже не первый год. Спонсор экспедиции привез сюда два вездехода, которые мы тут же прозвали путораноходы.Собираются поднятся на них на плато. Также из Москвы своим ходом сюда пришел катер КС, который сейчас везет сюда из Светлогорска Генерального.
Разобрали кат, приготовились к выброске.
1 августа

К обеду ждем наши моторки из Светлогорска. До Светлогорска около 300 км по оз. Дюпкуну и р. Курейка. Казанки пришли в 16.00. Привезли выпить и печенья. Большой толпой посидели и стартовали около 18.00.
На одной лодке пришли Василий Клименко, его отец и племянник. На другой Виктор и его жена (живут в сотне километрах от Светлогорска на Курейке, метеобаза).
По пути заскочили на базу Кожемякина, о гостепримстве которого широко известно туристам. К сожалению в прошлом году он пропал (скорее всего убили), поэтому база стоит заброшенная, но в полном порядке. Ощущение как будто люди ушли с нее только что. Жалко человека. База построена с любовью и с сибирской основательностью.
До базы  Виктора добрались в 11 вечера. Небольшой домик, баня и куча комаров. Виктор разрешил затопить баню, угостил сгущенкой. Помылись, перекусили и легли спать. За сегодня проплыли 190 км.

2 августа

Вышли в 10.00. Через полчаса дошли до катера с баржой, на которой мы продолжим наш путь до Светлогорска. Баржа вчера забрасывала каких-то пешеходников и потом осталась ждать нас.
Далее идем на барже. Казанка привязана на буксире для экономии топлива. На моторке ребята периодически ездят на притоки на рыбалку, потом догоняют нас. Скорость казанки около 40 км час, скорость баржи 13 км.ч.
На барже удобно спать, скорость небольшая – тихо. Комаров нет. Весь день кимарили – наслаждались проплывающими видами. Погода хорошая.
В Светлогорск пришли в 22.00. Василий любезно предоставил свою свободную однокомнатную квартиру для нашего табора.
В магазинчике взяли всё что душе хотелось. Мама Васи угостила картошкой, котлетами из оленины, огурцами. Душевно посидели и поели.

3 августа

Встали в 10.00. Пошли бродить по поселку. В Светлогорске проживает около 1500 чел. Градообразующим предприятием является курейская ГЭС (500 Мвт) одна из  последних построенных в СССР. По сравнению с другими российскими – достаточно новая.
Вот очень интересный сайт о Светлогорске http://kureika.narod.ru/
Есть штук 6 магазинов, несколько круглосуточных. Большая больница, сейчас практичеки заброшеная. Жилых многоэтажных домов с десяток. Практически все автомобили без номеров, т.к. с Большой землей нет автосообщения. Все автодороги – это в поселке, на пристань и аэродром (16 км). Местные водители могут позволить пить пиво за рулем. На весь город всего пару милиционеров. Но как сказали местные преступности нет никакой. Разве что кто-нибудь поссорится по пьянке и постреляет.
Почта не работает в воскр и понед. Сбербанк с работающим банкоматом.  Есть сотовая вышка мегафон, но наши телефоны с «симками» МТС не захотели работать, видимо местный мегафон не поддерживает роуминг. Местную карточку мегафон можно купить, но ее активация только через сутки через Норильск.
Пришлось купить карточку айпителефонии и позвонить домой родным из дома культуры. В Светлогорске достаточно развитая локальная компьютерная сеть с доступом в интернет.
Зашли к здешнему мэру – Людмиле Николаевне с просьбой посетить ГЭС. Она любезно позвонила на ГЭС и обо всем договорилась. Доехали до ГЭС на бесплатном автобусе, выписали пропуска и провели замечательную экскурсию по электростанции. Сейчас выдается можность 360 МВт. Основная часть энергии идет в Норильск. Курейская ГЭС не входит в единую энергосистему страны и работает в основном на Норильск.
Сейчас в планах строить вторую очередь курейской станции, поэтому возможно Светлогорск возродится, появятся новые рабочие места.
В Доме Культуры обаятельная работница провела экскурсию. Показала спортзалы, кинозал, дискотеку и другие секции. Она рассказала, что за бытом жителей очень хорошо следят. Работает много кружков и секций. Есть бассейн. Бытовых проблем мало.
В городе чуть сохранился дух социолизма-коммунизма. Ходят бесплатный автобус до аэровокзала (16 км). На большую землю самолет летает раз в неделю по вторникам в Красноярск.
Вечером Василий провел автомобильную экскурсию по всем интересным местам.
Причал, порог, заброшенные поселки первопроходцев. Полный развал всего. Сотни тонн искареженного железа и бетона. Были на графитововм руднике, который вроде бы должны запустить после простоя. На причале видели искареженный паровоз, который местный предприниматель привез на барже с каких-то лагерей, но не довез до металлоскупки и бросил на берегу Курейки.
Интересное место - Порог на Курейке. Достаточно протяженное (метров 500)  препятствие с большими валами. Самое сложное и опасная заходная часть с огромными (возможно непроносными) бочарами. Объем воды колоссальный. 5-6к.с. Василий рассказал про местного экстремальщика который готовился полгода и затем прошел порог на надувной лодке, которуюв первых же бочках разорвало попалам. Видеосюжет показывали в передаче "Сам себе режиссер" - А вам слабо?
4 августа

Вылетели на аннушке в Красноярск. В Краснорске побродили по ночному городу. Ночью в Москву.

Плато Путорана - суровый край. Но тот, кто побывал здесь хоть раз, стремится приехать снова и снова, вернуться в это загадочное, удивительное, неповторимое место на нашей Земле!