плато Путорана / Спортивный туризм | Водный туризм

Краткие путевые заметки о путешествии на плато Путорана

16 июля - 4 августа 2009 г.

16 июля

Норильск. По пути из аэропорта «Алыкель» (50 км) проехали место где раньше был первый аэропорт «Надежда». Подъехали к Норильску. Дома все на сваях. Вид города очень не понравился. Будто бы из фильма «Сталкер». Гнетущее зрелище. Вокруг одни трубы, заводы, дым. В 12 часов закупились продуктами (в основном крупы). Приехали на причал. Рулевой катера КС Саша уже ждал нас. Правый берег весь выжжен серными потоками от предприятий на сотню километров. Сегодня произошел опять то ли выброс, то ли ветер дул в нашу сторону – дышать было реально невозможно. Сплошная сера.
Наш путь лежит в дальнюю оконечность озера Лама, приблизительно 150 км. Саша рассказал, что сюда каждый год приезжают местные (и не только) уфологи. На берегу видим домики из жердей обятнутые полиэтиленом. Катер нас домчал за 6 часов. Десантировались в 18.30. Мы за полярным кругомJ! Заброска обошлась нам в 10000 рублей. С нами на катере были еще отец и сын пешеходники, которые сюда прилетели на целый месяц. Но у них свой маршрут – больше мы с ними не пересекались.
На краю озера встретили парнишку который приехал попутешествовать в одиночку. Перепаковав рюкзаки вышли в 19.00. За плечами около 30 кг или чуть больше. Переходящим призом является упаковка с легкой рамой и упаковка с 3 веслами и спинингом. Таким образом меняемся: весло-рама-весла и т.д. Сделали 4 ходки минут по 50. Тучи комаров – идем в накомарниках, только Вадим гордо борится с комарами один на один.
Перед Геологической встретили парня из группы томичей, которые забросились на день раньше. За целый вчерашний день они прошли меньше, чем мы за остаток сегодняшнего. Говорят, что рюкзаки – 50, тяжело идти, устали. Если мы правильно поняли – их трое, водники. Тяжело им придется.
Лагерь поставили в распадке реки Геологическая перед началом подъема. Попытались математически поделить 1,5л бутылку со спиртом на 3 недели и 4 человек. Результаты подсчетов неутешительныеJ. Легли в 2 часа ночи (белой ночи). Все отлично – все довольны – путешествие началось.
17 июля

Рама замучала. Долина реки чуть расширилась и мы идем по галечнику, часто переходяручьи. Вода очень холодная. Через пару километров начнется взлет на перевал.
Видели птенчика куропатки и старые следы человека. Река Ханамакит, к которой мы идем, является воротами в Путораны.
К перевалу взобрались в 21.00. Длительность ходок резко уменшилась из-за постоянного подъема. По пути встречался снег из которого делали «путоранское мороженое» - снег в перемешку с сухофруктами. Высота 910. Температура 12С. Вокруг остатки снега и несмотря на ветерок и холод полно комаров. Любую горячую пищу есть невозможно – тут же в тарелку набивается комарье. Мясо само идет в тарелку. Готовили на газу.
Заночевали под перевальной седловиной. Ночью в палатке было очень тепло – палатка у Санечки классная.
18 июля

С утра кажется что очень холодно и зябко на улице. Каша "минутка2 называется не потому что варится быстро, а потому что надо ее быстро запихнуть в рот, чтобы комары не успели набится в тарелку. Кофе на слегка горячей воде. Бережем газ. Итого лично у меня весь затрак занял 1 минуту – 30 сек на кашу, 30 сек на кофе. Пищу приходится подпихивать под накомарник.
В раскладке нет мяса, нет сахара (брали сахарозаменитель), только каши, макароны, сухая картошка + немного нычек в виде сникерсов и колбасы. Сладкие нычки очень нас выручили в дальнейшем на пешых переходах, когда казалось, что без крупинки сладкого дальше идти нет никаких сил. В итоге раскладка получилась около 180 г на человека в сутки.
Вокруг красота – много цветов на фоне снега и голубого неба. незабудки, флоксы, колокольчики, камнеломки, жарки, альпийские маки, пушица. В 10.00 залезли на высшую точкупервой пешки – 980метров. Очень красивый пейзаж на перевальные озера, в которых плавают остатки льда. Из этих кристально чистых водоемов вытекает река Ханамакит. Море комаров иснег.
Теперь наш путь будет все время вниз, к Ханамакиту, до момента когда мы сможем собрать наш катамаран и начать первый водный этап путешествия.
В 12.30 спустились к самому руслу. Видели остов кем то брошенной байдарки таймень. По останкам видно, что лежит здесь уже очень давно. Начало стапеля в 13.00. Итого пешка до Ханамакита по прямой около 30 км.
Пообедали. Собрали кат и вышли на воду около 16.00. Вадим пробовал ловить – не клюет, хотя рыбешку видели. Пасмурно. Собирается дождь.
Весь остаток дня плыли по отмелям и протокам. В конце дня воды в реке стало раза в 3 больше, чем в месте стапеля. До зоны леса чуть-чуть не дошли. Встали лагерем на левом берегу в 21.00 И с удивлением обнаружили на берегу плавник. Как он сюда попал совершенно непонятно. Дрова – хорошее известие, т.к. это сбережет нам 2 приема пищи на газу.
На берегу – следы медведя, оленя и волка. Все достаточно свежие. Много неювелирного агата, халцедона. Дождь так и не пошел – подарив нам замечательный вечер. Пейзажи – лунные, холмы со снегом. Я зашил, только что купленные ботинки Саломон – порвались нитки.
У нас с Саней возникла идея, что на Путораны надо брать палатку с непроницаемым для света тентомНадо будет в следующий раз над этим подумать, чтобы спалось лучше. Сахарозаменитель прозвали – путоранский сахар (к концу похода я так к нему привык, что попробовав потом настоящий был удивлен непривычным вкусом)
19 июля

Встал в 7.00 Прекрасная чистая погода. Штиль. Сварили кружку макарон на всех. Начинает казаться что еды не хватает. Но ничего, сегодня будем надеятся, что дойдем до рыбы.
Зона тундры кончается и начинается зона тайги. Пейзажи по берегам стали еще симпатичнее,чем вчера. Река достаточно шустрая, 3-4 кс, с перекатами и порожками шиверного типа. Плесы практически пропали и лопатить стало нет нужды. Опять безуспешные попытки словить хариуса в суводях. Вадим поймал  только пару штук. Но ничего – это только начало!
На левом берегу видели охотничью заимку на «курьих ножках». Здешние места посещаемы народностью «долганы». Также по берегам встречались ловушки на пушного зверя. На Ханамакитский водопад пришли в 17.00. Пожарили 4-х немаленьких хариусов – наелись. Стал накрапывать дождь. Вскоре он кончился и появилась шикарная радуга над водопадом. Долго занимались видеофотосъемкой.
На водопаде отличная стоянка на правом берегу за 150м до водопада. Тут же стоит каркас бани. Хорошее костровище со столиком и лавками. После водопада река течет в каньоне с вертикальными стенками практически до впадения в реку Аян.
Вяло собирались до 20.00. Затем, пошли в сторону озера Аян, чуть срезая угол хребта, чтобы таким образом сократить маршрут. По пути много следов волка и оленя. Часто встречаются следы звериных пиршеств. Пешка началась в 21.00.
Пришли на оз. Аян в 2.00 ночи. Встали на косе вблизи места, где вытекает река Аян. Великолепные спокойные приглушенно-ночные виды. Полная тишь. Озеро – как зеркало. Лед только что сошел, т.к. по берегам встречаются отдельные льдинки. В предыдущее путешествие Вадим столкнувшись с замерзшим озером был вынужден изменить маршрут. Так что увидев чистую воду - все облегченно вздохнули. Покушали и легли спать в 3.00 ночи.
20 июля

Встали поздно, около 10.00. Выйдя из палатки обнаружили настоящий курорт – жарко и солнечно. Тихо, но комаров мало. Собрали кат и вышли в 13.00.
Оз. Аян – центр Путоран. Перекресток всех дорог. Летом сюда можно попасть только вертолетом или пешком как мы. По берегам озера проходят крупные миграционные пути оленей.
Через километр на правом берегу расположена разрушенная и заброшенная база института изучения народов севера. Все разрушено – окон, дверей нет. Кого здесь изучали не очень понятно, скорее всего самих ученых оказавшихся в природной средеJ.
На притоках пробуем ловить рыбу, но пока безрезультатно. Впереди нас ждет 60 км гладкой гребли. Пока нам везет – ветра нет.
И вот настал час икс. На левом берегу, на притоке пошла рыбалка. За 15 минут Вадим наловил около 30 кг гольца. Потрошенную рыбу привязали на буксире на корме ката. Температура воды около 5 градусов, так что в ней рыба сохранится как в холодильнике.
Встали на стоянку на левом берегу около 23.00. Прошли 28 км. Устроили пиршество. Жарили рыбу на протвине, делали шашлык. Вкус изумительный – такой вкуснятины, мне кажется, я не пробовал никогда. У гольца нет чешуи, поэтому процесс подготовки к приготовлению – минимален. Распотрошил, порезал – и на на сковородку.
21 июля

Подъем в 7.30. Вышли на воду около 10.00. Сегодня опять полный штиль. Небо голубое, чистое. На буксире по прежнему везем голца. Также засолили мешочек.
Около 18.00 начался усиливающийся встречный ветер. Погода начала портится. Ширина озера около 2 км. Не смогли дойти до Кавчуга несколько километров – пришлось скрыться от ветра на левом берегу. Продолжили движение вдоль берега. Против ветра идти очень тяжело. Около 21.00 догребли до заброшенного домика заповедника Аян. Это единственное сохранившееся строение на Аяне. Есть дом, баня, генераторная, лодки, бензин, крупы. Все печи в рабочем состоянии.
Дальнейший наш путь будет лежать на р. Дулисмар. Около 30 км пешки.
Повторили вчерашнюю рыбную обильную трапезу. Легли поздно.
22 июля

Дневка. Проснулись около 10.00. Затопили баня. Пожарили из найденной муки оладышки. В домике обнаружился сахар и ириски. Праздник желудка!
Попарились в бане. Баня сохранилась в неплохом состоянии. Жар держит.
После обеда начался дождь. Выход решили отложить до лучшей погоды.
Свободное время убиваем изучением домика и его содержимого. Обнаружился "Полевойдневник" обитателя избушки от 1985 года Куксова В.А. НИИ сельского хозяйства крайнего севера.
Дождь прошел. Решили выдвинуться в 6 утра когда чуть подсохнет. Прощаемся с приютившим нас домиком. Жаль что через несколько лет стихия и животные совсем его разрушат.
Утром так и не вышли, т.к. дождь то начинался, то переставал.
23 июля

Вышли в 13.00. Решили идти на Дулисмар по плато, т.к. передвижение по верху, как нам показалось, более легкое чем по тайге внизу. Поднялись на 1200м. Погода мрачная. Прохладно. На верху туман. Поставили палатки в 19.00. Выпили за мгамгу. Ночью шел дождь (видимо мало выпили).
24 июля

Вышли в 10.50. Сильный ветер. 10 градусов тепла. Туман.
К перевальным озерам вышли в 16.30. Идем вниз в долину Дулисмара. К первому каньону пришлик 20.00. Встали на высоком правом берегу. Здесь уже появились первые редкие лиственницы. Дрова есть. Красивейшее место. Много следов медведя. Воды для сплава мало. Завтра в планахдойти до стрелки левого и правого Дулисмаров.
25 июля

Погода супер! Тепло, солнце, комаров нет. Встали в 9.00 . Вышли в 11.00. На стрелку пришли в 18.30. Место слияния правого и левого Дулисмаров, очень красивое. Порожек. Природа подарила красивый закат.
26 июля

Собрали кат и в 11.00 вышли. Долго шли по разбоям, частично протаскивая и отталкиваясь ногами. Затем сплав более-менее наладился. Обедали на первой наледи на правом берегу увпадения ручья. Много фотографировали – красота неописуемая. Наледь большая, высотой метра полтора. Внутри тоннели через которые виден лазурный цвет льда. Петя говорит, что в Антарктиде весь лед такого оттенка.
После обеда выплыли в широченную долину с многочисленными разбоями и наледями по берегам. Плыть стало практически невозможно. Длина несколько километров. Мы уже думали, что проскочили эти мели, но старые швы ката не выдержали и на очередной шивере пришлось тормознуть – зашиваться.
Около 19.00 подошли к началу Десантного каньона. Мы с Вадимом решили осмотреть каньон и дойти до стрелки с Яктоли. Немного не рассчитали расстояние и поэтому вернулись в лагерь очень поздно, около часа ночи. Но зато с рыбой, которую Вадим очень быстро наловил на стрелке.
На обратном пути вымокли до нитки, т.к. все время накрапывал противный мелкий дождь. Ночью жарили рыбу и наслаждались окончанием дождя.
По берегам стала появлятся немного недозрелая морошка.
Осмотр показал наличие 2-х мелких водопадов требующих обноса, ну и  естественно большого Дулисмарского водопада в нескольких километрах после Десантного каньона. Большой дулисмарский находится прямо на стрелке с Яктоли. Надо сказать, что и Яктоли, сливаясь с Дулисмаром образует не менее красивый водопад.. Уникальное место – 2 водопада. На правом берегу красивая стоянка со столиком.
27 июля

Встали в 10.30 Сегодня предстоит дойти до стрелки с Яктоли, до водопадов. Позавтракали остатками вчерашнего хариуса. Постепенно выходим «с голодания» пешки.
Медленно собрались и пошли в каньон. Несколько порожков были очень интересны и красивы,в вертикальных стенках. Вода прозрачная до глубокого дна. Каньон всем очень понравился. Обнесли первый и второй водопады. Второй – скорее порог водопадного типа. Первый впечатляет.
Когда подошли к стрелке и большому водопаду – опять пошел дождь. Весь сегодняшний сплав занял около часа, плюс еще час – обнос.
Стоянка на правом высоком берегу. Чуть в стороне стоит поваленный памятник в виде весла. Петренко Валерий Владимирович 1954-1991 , г. Смела, Украина. Постарались чуть подправить, но не оказалось нужных болтов. Если кто соберется в эти места – захватите пару болтов длиной 60-70 мм. Чтобы починить по нормальному.
Вадим опять наловил большую кучу хариуса. Втроем чистили около часа. Весь день жарили и объедались.
У меня сломался фотоаппарат. Очень расстроился, т.к. не представляю себя в таких красивейших местах без фотоаппаратуры. Дождь кончился после обеда. Вечером опять красивейший багровый закат.

28 июля

Обнесли большой водопад и стартовали от стрелки в 13.00. В 16.00 дошли до стрелки с р. Нерал. Решили сходить вверх по реке, чтобы посмотреть неральский водопад. По слухам он должен был находится километрах в пяти. Поставили лагерь на левом берегу Яктоли. Переправились на кате на правый берег к Нералу и в 17.00 выдвинулись на поиски водопада. Шли около 2 часов все время по высокой стенке правого берега Нерала. Каньон очень высокий. Впечатляет. С большой высоты видели пару водопадных сливов и решили дальше не идти. Правда потом, уже дома, из интернета узнал что неральский водопад  выглядит по другому. Значит  - не дошли.
Обратно шли около 1,5 часа. Во время этой прогулки поели морошки и голубики, немного красной смородины. Много звериных троп и следов.

29 июля

Около 12.30 вышли на встречу с Курейкой. В 16.00 дошли до стрелки. Жара. Расслабон. Поели-полежали. От жары –плющит. Сходил вдоль берега, набрал красной смородины и шиповника, стал варить компот. Петя бродит по косе в поисках красивых камешков.
Услышали гул. Сначала подумали, что это вертолет, но звук шел со стороны Курейки. Выбежали и увидели что к Пете приближается катамаран на моторе. Для нас это было большой неожиданностью, т.к. до ближайшей населенки сотни километров.
Два мужика – Сергей, оператор, Владимир – фотограф. Оба из Москвы. Участники какой-то крупномасштабной частной экспедиции на плато. Их базовый лагерь стоит ниже. Договорились, что послезавтра мы встанем у них лагерем, чтобы ждать нашу выброску.
Мужики тоже очень были удивлены встретив в такой глухомани гуляющего в плавках одинокого мужика на берегу. Наш лагерь они не могли видеть, т.к. он стоял чуть в стороне за кустами.
Ребята угостили нас только что пойманной здоровенной щукой, которой оказывается очень много на Курейке.

30 июля

Сегодня хотим сходить вверх по Курейке на знаменитый водопад, расположенный в 10 км выше стрелки с Яктоли.
Вышли в 9.00 В километре выше стрелки на правом берегу встретили домик промысловика. Также есть полуразрушенная банька. Зрелище убогое. Нары, земляной пол, металлическая печь. Перекантоваться можно. Метров через 200 старинное долганское захоронение в виде малюсенького домика с окошечком смотрящим на реку. Красивое место. Духи умерших любят красоту. Вдоль берега много ловушек на соболя.
Тут же начинается величественный каньон Курейки. Высоки вертикальные стены. Большая мощная река. Шли около 4 часов по правому берегу. По пути объелись морошки.
Водопад жидковат, падает несколькими сливами. В нормальную воду- одно русло.
Сейчас стоит жаркая погода – воды мало. Несмотря на малую воду – зрелище колоссальное. После водопада река течет в высоком каньоне с базальтовыми стенами с небольшими перекатиками.
Пробовали рыбачить под водопадом – не очень удачно. Поймали только 4 хариусов.
Отдохнув на водопаде – выдвинулись в обратный путь. Шли 3 часа.
Утомились за сегодняшний день. По gps по прямой 9 км.
31 июля

До лагеря Сергея и Володи шли  3 часа. Левый берег, практически в километре выше озера Дюпкун. Ребята глядя  на наши исхудавшие физиономии сразу же накормили нас до отвала макаронами с тушенкой, сгущенкой и рыбой.
Долго сидели, разговаривали. Саша Марков сразу же нашел общие темы с Сергеем , оператором. Володя – тоже очень интересный рассказчик. Много повидал по России, участвовал в качестве фотографа во многих экспедициях и ралли. В Путоранах они уже не первый год. Спонсор экспедиции привез сюда два вездехода, которые мы тут же прозвали путораноходы.Собираются поднятся на них на плато. Также из Москвы своим ходом сюда пришел катер КС, который сейчас везет сюда из Светлогорска Генерального.
Разобрали кат, приготовились к выброске.
1 августа

К обеду ждем наши моторки из Светлогорска. До Светлогорска около 300 км по оз. Дюпкуну и р. Курейка. Казанки пришли в 16.00. Привезли выпить и печенья. Большой толпой посидели и стартовали около 18.00.
На одной лодке пришли Василий Клименко, его отец и племянник. На другой Виктор и его жена (живут в сотне километрах от Светлогорска на Курейке, метеобаза).
По пути заскочили на базу Кожемякина, о гостепримстве которого широко известно туристам. К сожалению в прошлом году он пропал (скорее всего убили), поэтому база стоит заброшенная, но в полном порядке. Ощущение как будто люди ушли с нее только что. Жалко человека. База построена с любовью и с сибирской основательностью.
До базы  Виктора добрались в 11 вечера. Небольшой домик, баня и куча комаров. Виктор разрешил затопить баню, угостил сгущенкой. Помылись, перекусили и легли спать. За сегодня проплыли 190 км.

2 августа

Вышли в 10.00. Через полчаса дошли до катера с баржой, на которой мы продолжим наш путь до Светлогорска. Баржа вчера забрасывала каких-то пешеходников и потом осталась ждать нас.
Далее идем на барже. Казанка привязана на буксире для экономии топлива. На моторке ребята периодически ездят на притоки на рыбалку, потом догоняют нас. Скорость казанки около 40 км час, скорость баржи 13 км.ч.
На барже удобно спать, скорость небольшая – тихо. Комаров нет. Весь день кимарили – наслаждались проплывающими видами. Погода хорошая.
В Светлогорск пришли в 22.00. Василий любезно предоставил свою свободную однокомнатную квартиру для нашего табора.
В магазинчике взяли всё что душе хотелось. Мама Васи угостила картошкой, котлетами из оленины, огурцами. Душевно посидели и поели.

3 августа

Встали в 10.00. Пошли бродить по поселку. В Светлогорске проживает около 1500 чел. Градообразующим предприятием является курейская ГЭС (500 Мвт) одна из  последних построенных в СССР. По сравнению с другими российскими – достаточно новая.
Вот очень интересный сайт о Светлогорске http://kureika.narod.ru/
Есть штук 6 магазинов, несколько круглосуточных. Большая больница, сейчас практичеки заброшеная. Жилых многоэтажных домов с десяток. Практически все автомобили без номеров, т.к. с Большой землей нет автосообщения. Все автодороги – это в поселке, на пристань и аэродром (16 км). Местные водители могут позволить пить пиво за рулем. На весь город всего пару милиционеров. Но как сказали местные преступности нет никакой. Разве что кто-нибудь поссорится по пьянке и постреляет.
Почта не работает в воскр и понед. Сбербанк с работающим банкоматом.  Есть сотовая вышка мегафон, но наши телефоны с «симками» МТС не захотели работать, видимо местный мегафон не поддерживает роуминг. Местную карточку мегафон можно купить, но ее активация только через сутки через Норильск.
Пришлось купить карточку айпителефонии и позвонить домой родным из дома культуры. В Светлогорске достаточно развитая локальная компьютерная сеть с доступом в интернет.
Зашли к здешнему мэру – Людмиле Николаевне с просьбой посетить ГЭС. Она любезно позвонила на ГЭС и обо всем договорилась. Доехали до ГЭС на бесплатном автобусе, выписали пропуска и провели замечательную экскурсию по электростанции. Сейчас выдается можность 360 МВт. Основная часть энергии идет в Норильск. Курейская ГЭС не входит в единую энергосистему страны и работает в основном на Норильск.
Сейчас в планах строить вторую очередь курейской станции, поэтому возможно Светлогорск возродится, появятся новые рабочие места.
В Доме Культуры обаятельная работница провела экскурсию. Показала спортзалы, кинозал, дискотеку и другие секции. Она рассказала, что за бытом жителей очень хорошо следят. Работает много кружков и секций. Есть бассейн. Бытовых проблем мало.
В городе чуть сохранился дух социолизма-коммунизма. Ходят бесплатный автобус до аэровокзала (16 км). На большую землю самолет летает раз в неделю по вторникам в Красноярск.
Вечером Василий провел автомобильную экскурсию по всем интересным местам.
Причал, порог, заброшенные поселки первопроходцев. Полный развал всего. Сотни тонн искареженного железа и бетона. Были на графитововм руднике, который вроде бы должны запустить после простоя. На причале видели искареженный паровоз, который местный предприниматель привез на барже с каких-то лагерей, но не довез до металлоскупки и бросил на берегу Курейки.
Интересное место - Порог на Курейке. Достаточно протяженное (метров 500)  препятствие с большими валами. Самое сложное и опасная заходная часть с огромными (возможно непроносными) бочарами. Объем воды колоссальный. 5-6к.с. Василий рассказал про местного экстремальщика который готовился полгода и затем прошел порог на надувной лодке, которуюв первых же бочках разорвало попалам. Видеосюжет показывали в передаче "Сам себе режиссер" - А вам слабо?
4 августа

Вылетели на аннушке в Красноярск. В Краснорске побродили по ночному городу. Ночью в Москву.

Плато Путорана - суровый край. Но тот, кто побывал здесь хоть раз, стремится приехать снова и снова, вернуться в это загадочное, удивительное, неповторимое место на нашей Земле!