Финляндия / Автотуризм | Самостоятельная поездка

Из Екатеринбурга в Финляндию. На автомобиле в Новый год

1 - 8 января 2015 г.
Порвоо
Первый день в Финляндии. По дороге в коттедж было время и мы решили заехать во второй по старшинству город Финляндии. В самом лучшем ресторане был отпразднован день рождения моей супруги
Прогулка по Порвоо в обнимку с дождем и снегом

Зима и дождь в Финляндии. До этой поездки эти два понятия в моей голове, как то не совмещались, но пресловутое глобальное потепление делает свое дело. В этот день на просторах этой северной страны шел дождь. Мы только пересекли границу и направлялись в сторону нашего арендуемого дома. В один момент всем захотелось есть и тут как раз на нашем пути оказался Порвоо. В недрах интернета был найден красочный буклет, который и стал нашем путеводителем.
 Начало буклета повествует о происхождении города в шведском наречии. Значки над буквами и само слово дает перевод, как крепость на реке. Сегодня старая часть города уникальна своей планировкой, которая сохранилась здесь со средневековья. Дома, конечно, не такие старые, как хотелось, но булыжник мостовых сохранил дух того времени. Сам город перенес несколько пожаров. Дальновидные жители с упорством достойным восхищения восстанавливали их в прежнем виде.
 Удобней всего начать экскурсию от старого моста. Самое главное, что здесь очень удобно запарковать машину и сделать самые первые фотографии города. Виды с моста на старый город, кафедральный собор и береговые амбары - визитная карточка Порвоо. Поместим и мы ее в свою коллекцию.
 От реки круто вверх по улице мимо кафедрального собора пройдем на площадь Kyrkotorget, чтобы начать с богоугодных строений. Красивое желтое здание с имитацией колонн не что иное, как дом епископа. Построен он в 1927 году и по сей день выполняет свою функцию, как кров для Епископа. Чуть левее еще одно здание желтого цвета. Здесь проходят заседания духовного капитула, совета священослужителей, а по 1850 год проходили здесь уроки знаний гимназисты. В 1809 году здание прославилось, принимая в своих кабинетах великих людей. Сам Российский император Александр 1 произнес вступительную речь при открытии сессии сейма. Вечером в зале на втором этаже прошел бал в честь созыва сейма. В брошюре вскользь упоминается о некой даме по имени Улла Мёллерсверд, Текст гласил, что император пригласил ее на танец, а она от смущения уронила свой веер. Стало интересно почему столь незначительный эпизод попадает в краткую брошюру. Оказалось, что возникшая любовь девушки и ее влияние на императора решило судьбу Финляндии. По итогам сейма она вошла в состав России на особых, более чем выгодных для маленькой страны, правах. Финляндия, едва освободившись от 700-летнего шведского господства, получила гарантии самоуправления, а ее законодательство, церковная система и сословные привилегии остались неизменными; долгожданная независимость была близка, как никогда. Стоит ли удивляться, что портреты Уллы теперь украшают не только музеи городка, но и сувенирные лавочки, витрины кафе и интерьеры ресторанов.
 Закончим историю знаменитой Уллы и пойдем в сторону Кафедрального собора. Он стоит тут же через площадь. Первое упоминание о соборе на этом месте относится к 13 веку. Нынешнее здание многоразово подожженное построено в 15 веке. Сначала здание горело при нападениях пиратов и войн, а последний раз в 2006 году. В мирное время церковь поджег финский металлист. Реставрация закончилась в 2008 году и сейчас церковь действующая.
Кафедральный собор

Рядом отдельное здание - колокольня с колоколами 17-18 веков. Статус кафедрального собора Порвоо церковь получила в 1723 году после Северной войны, когда Выборг отошел к России. Именно в этой церкви в марте 1809 года российский император Александр I объявил о присоединении Финляндии к России в статусе автономного Великого Княжества, поэтому для Финляндии он имеет большую историческую ценность. Скульптуру русского царя можно увидеть с правой стороны алтаря.
 Мощеными улочками центра продолжаем прогулку. Сегодня они мокрые и в снегу. Это немного усложняет прогулку. Памятник местному художнику Эдельфельт, Альберту немного отвлекает от выбора дальнейшего маршрута. Варианта два прямо по улице Vuorikatu или круто вниз улочкой Flensborgintörmä. Выбираем безопасный первый вариант и не прогадываем. Тут же на углу шедевр местного ресторанного творчества заведение Wanha Laamanni (Старый Лагман). Достаточно дорогой пафосный ресторан с претензиями на заведение в стиле 18 века. Здесь подают блюда финской и международной кухни. Дегустационный обед на 4 человек обошелся нам в 102 евро без спиртного.
 Улица Vuorikatu по которой мы прогулялись после вкусного обеда известна, как улица забывчивой хозяйки, которая оставила без присмотра печь. Закончилось все плачевно пожаром в котором сгорело 200 из 293 домов. Сейчас ничего не напоминает о том страшном событии. Домики на улице восстановлены и сияют красками как в те дальние времена.
 Еще эта улица известна своим жителем. Это композитор Габриэль Линсэн. Бессменный учитель музыки в гимназии Порвоо. По его инициативе возникла традиция каждый год 5 февраля в день рождения писателя Рунеберга приветствовать его песнями под его же окнами. Эта традиция жива и сейчас.
 Заканчивается улица, а вместе с ней и исторический квартал. За улицей Mannerheiminkatu начинаются уже более современные дома, поэтому повернем направо на следующем перекрестке окажемся у информационного центра города. Здесь можно получить путеводитель на русском языке. Само здание 19 века интересно тем, что здесь находился постоялый двор Астениуса. Здесь останавливался известный финский поэт, автор стихов гимна Финляндии Юхан Людвиг Рунеберг. Позже семья Рунеберга купила здесь дом, а он стал преподавать в гимназии. Пекарня постоялого двора в честь своего знаменитого постояльца придумала пирожные Рунеберга. Рецепт их очень простой - сухари, молотое печенье, мука и яблочный джем. Выглядит пироженка, как кексик с с каплей джема наверху, окруженный колечком из сахарной глазури. В городских кафе этот десерт идет на ура.
 В желтом доме через улицу Välikatu работает старейший универмаг Финляндии, принадлежавший роду Симолинов. А сама улица приведет нас на площадь,точнее перекресток дорог, где стоит Старая Ратуша. С 1764 года здесь заседала местная администрация. Дефекты здания, обнаруженные позже должны были привести к сносу здания. Спасение пришло в виде музея, который работает до настоящего времени. В его залах можно посмотреть картины известных финских художников — Альберта Эдельфельта и Йохана Кнутсона; а также другие произведения культуры. На третьем этаже представлена экспозиция, рассказывающая о жизни дворянства в Порвоо.
Ратуша

От ратуши начинается улица Jokikatu. Дом 12 на этой улице носит громкое название замок, хотя внешне ничего похожего на замок нет. Объяснение в знаменитых людях останавливающихся здесь на ночлег. Сначала здесь провел ночь шведский король Густав III, а в 1809 году во время сейма здесь проживал русский император Александр 1. От этого дома до Кафедрального собора специально для великого гостя соорудили деревянный тротуар.
 К этому моменту, когда мы увидели замок ночь накрыла город. Пришлось возвратиться к машине и отправиться далее. Город запомнился своим пирожным и мощенными улочками.
Хельсинки
В этот день я в очередной раз побывал в Хельсинки. Сначала показал дочери местный зоопарк, а затем с аудиогидом прошлись по центру города
По центру Хельсинки пешком

Прогулка по городу состоялась с помощью аудиогида IZI.Travel.
Это был уже не первый опыт прогулок с этой компанией. Интересная экскурсия получилась и сейчас. Только началась она у нас с конца маршрута. Где припарковали автомобиль, тут и начали. Самая удаленная точка это Скальная церковь - лютеранская церковь Темпелиаукио. Ее особенность состоит в том, что она полностью вырублена в скальном массиве. Построили ее в 1969 году, изначально взорвав скалу. Место взрыва накрыли куполом со стеклянной полосой внизу. Внутри пространство церкви кажется огромным, хотя до потолка всего 12 метров. Эффект создан с помощью специального оформления внутренней части - спиралью уложены несколько километров медной проволоки. Внутрь можно попасть бесплатно во время, когда здесь не проводятся службы. В последнее наше посещение сын сделал удачную панорамную съемку.
Скальная церковь
 От церкви на автомобиле выдвинулись в сторону площади Маннерхейминаукио к музею современного искусства Киасма. Это музей с большим количеством экспонатов современного искусства. Выставки меняются с определенной периодичностью и поэтому этот музей каждый раз можно посещать, как в первый. Также в музее есть музыкальный зал, в котором можно послушать игру великих музыкантов и посмотреть выступления различных коллективов. Для детей есть своя игровая программа, а для туристов из России сейчас имеется аудиогид на русском языке.
Рядом с музеем стоит памятник великому для Финляндии человеку маршалу Маннергейму. Барон Карл Густав Эмиль Маннергейм был одним из самых значимых деятелей финской истории, его день рождения 4 июля отмечается как День вооруженных сил Финляндии с 1942 года. В 1941-1944 годах Карл Маннергейм возглавил финские вооруженные силы в войне против СССР. С 1942 года он был маршалом Финляндии. 4 августа 1944 года парламент Финляндии избрал Маннергейма президентом страны. А начинал свою карьеру Карл Густав ни где нибудь, а в России. Закончив Николаевское кавалерийское училище, он до 1917 года верой и правдой служил России. Его имя выгравировано в Георгиевском зале Кремля.
Памятник изображает маршала в форме генерала кавалерии, с тщательно выполненными наградами, в меховой ушанке дореволюционного русского образца.
 На противоположной стороне улице стоит еще один памятник. Две глыбы черного гранита разного размера. По задумке автора это Восток и Запад. А посвящена эта скульптурная композиция памяти президента Финляндии Юхо Кусти Паасикиви, который стремился в равной степени стремился поддерживать отношения со всеми странами. В народе памятник величают, как "он и она", имея в виду, что «он» – низкорослый Паасикиви, а «она» - его высокая супруга.
 Если перевести свой взор чуть правее, то в глаза сразу бросится здание Парламента Финляндии из красного гранита. Центральный фасад украшают 14 коринфских колонн. Самое интересное из информации, предоставленной аудиогидом было то, что по вторникам и пятницам любой желающий может присутствовать на заседаниях парламента. Необычное явление. Сразу представляешь себя в России на заседании Государственной Думы. Какие то несбыточные мечты).
 От памятника Маннергейма по проспекту его же имени выдвинулись мы в сторону Эспланады.Широкий проспект с обеих сторон, застроен магазинами. Самый большой из них - Форум. У магазина внизу огромная парковка. Напротив Форума еще один крупный центр известный и в России - Стокман. Вспомнил я о нем только для того, чтобы дать ориентир для интересного памятника "Три кузнеца".
Памятник Три кузнеца
Интересна одна деталь, которая прослеживается на многих скульптурных композициях в городе. Они почему то все обнаженные. Вот, например, этот памятник. Кузницы - профессия, требующая определенной профессиональной одежды. А здесь обнаженные 3 кузница размахивают молотами и куют непонятно что совсем не боясь раскаленного металла. По поводу предмета изготовления существует легенда. У местной колдуньи была красавица дочь ( уже начинается сказка) и она пообещала выдать ее замуж за того, кто выкует ей счастье. Вот ребята и стараются до сих пор. А дочь все ждет и ждет...
 Памятник был установлен в 1932 году в память рабочим, которые собрали деньги на строительство дома для собраний студенческих землячеств.
 На месте, где проспект Маннергейма соединяется с бульваром Эспланада стоит Шведский театр, ориентированный на пубулику, говорящую на шведском языке. Первое деревянное здание театра было построено в 1827 году.Нынешнее здание было спроектировано по проекту русского архитектора Николая Бенуа в 1866 году. В этом месте бульвар, как раз и заканчивается, а для нас он только начинается. По нему можно дойти до Рыночной площади, где находятся морские ворота города. Круизные корабли, речные трамвайчики отсюда начинают свой путь к далеким и близким причалам. Мы дошли лишь до середины бульвара и затем свернули, как нам показалась к более интересному месту.
 Пешеходная зона бульвара просто усеяна скульптурами, по которым можно изучать финскую литературу. Сначала видим композицию "Сказка и быль". Две обнаженные женщины стоят друг напротив друга. Чему бы мог быть посвящен этот памятник. Оказывается финскому писателю и поэту, особенно прославившемуся сказками. Самая известная из них "Березка и звезда". Сказка о брате и сестре, котрых для спасения от голода увезли в Швецию. Тоска по дому ведет их в опасную дорогу к дому. Все, что они помнили о родном доме, это язык своих родителей и высокую березку во дворе дома, сквозь листву которой вечерами светила звезда. После долгих странствий дети все же сумели отыскать отчий дом. Его произведения переведены на многие, в том числе и русский, языки.
 Следующий памятник так же посвящен поэту Эйно Лейно. Его главная заслуга состоит в том, что он познакомил свой народ с шедеврами мировой литературы, создав блистательные переводы на родной язык. Его день рождение 6 июля в Финляндии празднуют, как день Лета и Поэзии.
 Еще один памятник поэту. На этот раз Йохану Людвигу Рунебергу - великому поэту, человеку незаурядной, трагической судьбы. Его слова «Финляндия — бедная мать, которой нужны все ее сыновья» , сказанные в Стокгольме при предложении доходного места, как нельзя лучше характеризуют этого человека. Его литература способствовала формированию финского чувства национального самосознания, а стихи "Наш край" стали текстом гимна Финляндии. После смерти писателя по инициативе Сейма был проведен сбор денег на установку большого памятника в Хельсинки. Памятник создал сын поэта, скульптор Вальтер Рунеберг. Высота памятника восемь метров, у подножия его женская фигура со свитком – финская муза, вдохновительница поэта. На пьедестале высечен текст национального гимна. На памятнике нет имени, считается, что это ясно само собой. Памятник Рунебергу торжественно открыли в 1885 году, 10 лет спустя его смерти.
 Кроме памятников интересно посмотреть и на архитектуру зданий вдоль бульвара. Остановимся на двух. Дом 29 по улице Pohjoisesplanadi это знаменитая местная гостиница "Кемп". Ресторан отеля с момента основания служил местом сбора столичных художников и писателей. За эти годы здесь побывали все финские знаменитости.
Следующий дом с башенками по углам это так называемый Скандинавский Дом. Оба дома построены по проекту местного известного архитектора Карла Теодора Хейера.
 Между этими домами начинается улица Kluuvikatu. Упомянули мы ее не случайно. Здесь находится всемирно известная кондитерская "Фазер". Карл Фазер приехал в Хельсинки из России, где получил специальность кондитера. На волне повышения таможенных пошлин на ввозимый из-за границы шоколад бизнес Фазера пошел в гору. Сейчас это самое знаменитое для сладкоежек место в городе. Магазин разделен на две части - магазин и кафе. Самые известные сладости это Александровское пирожное и фирменный горячий шоколад.
 От кафе совсем рядом Сенатская площадь - центр финской столицы. Здесь стоит самое известное здание страны Кафедральный собор.
Кафедральный собор
Это белоснежное здание известно далеко за пределами Хельсинки. Построен храм на на мощном скальном основании. Высота вместе с лестницей составляет 71 метр, а купола собора в ясную погоду видны с моря аж за 60 километров. Построен храм по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля. Закончив Берлинский университет и не найдя применение своему таланту на родине Карл переезжает в Россию. От туда его приглашают строить финскую столицу. Его пристрастие к русскому классицизму делает Хельсинки очень похожим на Петербург. Кафедральный Собор это одно из лучших его произведений. Главный купол поднимается на высоту свыше 80 метров над уровнем моря. Четыре небольших купола, окружающих центральную башню, были добавлены уже после смерти Энгеля. Фигуры 12 апостолов так же появились на крыше собора после смерти автора.
Интерьер собора поражает своей белизной, предельной строгостью и минимализмом. Собор почти лишен внутреннего убранства. По углам центрального зала находятся памятники величайшим деятелям реформации: Мартину Лютеру, Филиппу Меланхтону и Микаэлю Агриколе. В четвертом углу стоит кафедра с золотым балдахином.
 Алтарь находится в восточной части храма.
Алтарное полотно «Погребение Христа» создал Тимофей Андреевич Нефф - придворный художник Николая 1. Еще одним украшением кафедрального собора Хельсинки, причем не только визуальным, является орган. В день нашего посещения церковный хор готовился к празднику и репетировал. Так нам удалось послушать прекрасное пение и дождаться в тепле праздника на площади.
 С лестницы храма открывается прекрасная панорама Сенатской площади. Напротив храма дома купцов, ограничивающих площадь по улице Aleksanterinkatu. Крайний справа дом это торговый центр и кафе. 22 небольших магазина торгуют сувенирами и подарками. Носит центр имя "Киселёфф базар» в честь бывшего владельца - Фёдора Киселёва. В 1811 году на этом месте стоял Сахарный завод, который купил русский купец. Вместе с купцом Ушаковым Киселёв стал одним из первых русских, избранных в Хельсинки на пост консула – т .е. принимающего решения о делах города и исполняющего государственные и почётные функции. Впоследствии на этом месте до постройки нового здания находился главный торговый зал магазина "Стокман"
 Дом с колоннами – дом купца Бокка. После того, как дом был перестроен Энгелем, в нём располагалась старая ратуша. Сейчас здание используется городом в качестве представительских помещений, а в глубине квартала в 1988 году был выстроен Зал заседаний для депутатов.
 Слева и справа площадь ограничивают два здание очень похожие друг на друга. Слева от нас здание Императорского Сената Финляндии, завершённое в 1822 году, справа здание местного Университета. Сенат Финляндии можно рассматривать только снаружи. Интересны часы на фронтоне здания, самые старые в Финляндии.
Местный Университет основан в 1640 году. Изначально он располагался в городе Турку, но после пожара по решению императора Николая 1 был перенесен в новую столицу и назван в честь Александра I, основоположника финской автономии в составе России.
 В центре площади памятник императору Александру II. Императора окружают четыре аллегорические фигуры – Закон, Мир, Просвещение, или Свет, и Труд. Русского императора в Финляндии помнят, как человека который узаконил финский язык в качестве государственного.
 Спустимся на площадь и по улице Snellmaninkatu обойдем Кафедральный собор. Справа здание с колоннами - Дом сословий.
Дом сословий
Предназначался для заседаний, избранных в Сейм представителей недворянских сословий – духовенства, бюргерства и крестьянства.
В 1903 году в верхней части здания появился рельеф «Ландтаг 1809 года в городе Порвоо». В центре изображён император Александр I на заседании сейма в Борго , где произошло утверждение нового государственного устройства Финляндии, вошедшей на правах автономии в состав России. Правая часть рельефа содержит символическое изображение бедствий войны, левая изображает блага мира и культуры.
Напротив здание Банка Финляндии, а перед ним памятник Снеллману - инициатору выпуска финских марок.
 На следующем перекрестке, прежде чем повернуть налево, не оставим без внимание массивное здание Государственного архива Финляндии. [ Архив был создан в начале 19 века после того, как Швеция признала поражение в войне с Россией. По договору проигравшая страна должна была передать все архивные материалы, касающиеся Финляндии. Сейчас Архив кладезь ценнейших материалов из истории страны. Самый старый датируется 1316 годом. Это охранная грамота, выданная главой шведского государства ярлом Биргером женщинам Карелии, написанная на пергаменте.
 По улице Fredsgatan продолжим движение до следующего перекрестка, где на углу за забором стоит храм Пресвятой Троицы.
Она была освящена в 1827 году. Церковь в то время не окружали постройки. Ближайшим зданием было здание Сената. Деньги на постройку церкви были выделены русскими купцами и местной казной. Строительство вел владелец кирпичного завода купец Ушаков. Он же стал и первым церковным старостой. В истории церкви и далее продолжался русский след. Колокола были отлиты в Петербурге на деньги братьев Синебрюховых, владельцев пивоваренного завода. Там же в Питере был изготовлен одноярусный белый ампирный иконостас. За время своего существования церковь посетили три Российских императора - Николай I, Александр II, и Александр III. Сейчас церковь принадлежит Финляндской православной церкви. Духовенство служит по-церковнославянски, прихожане состоят из потомков русских эмигрантов, православных финнов и эмигрантов новой волны.
 От церкви по улице Unionsgatan возвращаемся на Сенатскую площадь и заканчиваем нашу экскурсию. В это время на площади как раз началось представление.
Сегодня замок и ножницы
День путешествия на автомобиле. Сегодня мы доехали до города, который славится своими режущими инструментами с оранжевыми ручками. Это город Fiskars. Небольшой городок интересен прогулкой по городу и местным музеем. После этого удалось полазить оп развалинам замка Расеборг.
Ножницы с желтыми ручками

Деревня Фискарс (Fiskars) известна далеко за пределами Финляндии. Все благодаря компании , которая выпустила партию ножниц с оранжевыми ручками. Этот товар стал настолько популярен, что за ножницами потянулись и другие инструменты. Сейчас в магазинах страны можно увидеть с оранжевыми ручками все, начиная от ножа, заканчивая топором или лопатой. Все начиналось гораздо проще. На берегу местной речушки в 1649 году был построен металлургический завод. Изначально его основная задача была черновая переплавка руды, привозимой из Швеции и обратная отправка туда заготовок для дальнейшей переработки. Позднее рядом с заводом была найдена местная руда, а вместе с ней и медь. Именно на меди и началось экономический подъем местного производства. Был период, когда в этой отрасли завод был монополистом.
В 1822 году металлургический завод был выкуплен фармацевтом по имени Йохан Якоб фон Юлин (Johan Jacob von Julin), родом из Оулу. Именно с этого человека и началось производство знаменитых ножниц с оранжевыми ручками. Получилось все случайно. При производстве опытной партии оператор машины решил полностью выработать краситель оранжевого цвета, которым была заправлена его машина. Так на суд местных дизайнеров появились четыре варианта ручек ножниц : оранжевые, черные, зеленые и красные. Путем голосования было принято решение выпускать ножницы с оранжевыми ручками. Ножницы стали продаваться с большим успехом, и для их производства был построен новый завод в местечке Биллнэс (Billnäs).
 Деревня стала потихоньку приходить в упадок. В 1980 году было принято решение создать на базе бывшего завода промышленный аттракцион с ремесленниками, дизайнерами и художниками. Сегодня деревня Фискарс – это дом и место работы для более чем ста представителей творческих профессий. Сюда приезжает большое количество туристов, чтобы посетить выставки, дизайнерские магазины, магазины.
Для удобства посетителей прямо в центре деревни располагается большая парковка с картой местных достопримечательностей.
 Оставив здесь свой автомобиль, мы решили начать с заводской территории. Мимо небольшого водопадика дорога идет в горку. Практически на самом верху стоит небольшой двухэтажный домик, в котором местные жительницы сделали музей истории завода. Уютная экспозиция с мебелью и реликвиями той эпохи. Комнаты одна за одной показывают не только развитие завода, но и быт того времени. Вот хозяйка готовит пищу, здесь дети развлекаются игрушками. Кроме этого воссоздана комната управляющего и макет завода.
На фотографиях сохранились виды деревни прошлого века. Экспозицией музея его деятельность не заканчивается. Работники проводят и интерактивные экскурсии различной тематики по территории поселка. Так 28 августа 2015 года была экскурсия с выпечкой хлеба по старинным рецептам, а 12-13 сентября можно было прогуляться по территории механических мастерских и литейного цеха. Весь перечень экскурсий можно найти на сайте музея http://www.fiskarsmuseum.fi/
Музей стоит на территории завода. Сразу за зданиям корпуса литейного и механического цехов, лесопилка и заводской магазин.
Больше здесь делать нечего спустимся в центр деревни. Все достопримечательности находятся на центральной улице. Начнем по порядку номеров карты поселка с дальнего конца. Начинается деревня актовым залом для проведения вечеринок и мероприятий. Такой небольшой клуб с двумя башенками. Напротив здание, бросающееся в глаза за свой черно красный цвет. Это бывшее зернохранилище. Сейчас здесь проводятся выставки. За этим зданием ближе к реке студия стекла и кузница. Чуть далее отель Тегель, он же конференц центр компании Фискарс. Стильные номера от 100 евро и вы перенесетесь на пару столетий назад. Рядом медная кузница, ныне ресторан. С летних столиков на террасе открывается вид на искусственный водопад.
 Вернемся на основную дорогу, чтобы увидеть фактически местный дворец. Это особняк фабричного магната Джона Джулина. Здание построено в 1816 году, сейчас используется компанией для корпоративных функций.
Особняк фабричного магната Джона Джулина
Следующее здание из красного кирпича с часовой башней. Внешний вид никак не дает повода определить его как место для обучения детей. Сейчас в этом здании основной магазин компании Фискарс и небольшой музей завода.
Бывшая школа

Для любителей шопинга здесь райское место. Столько приборов с желтыми ручками больше нигде не найти. Любителям исторических зданий лучше обратить внимание на пожарную башню с каланчой. Вот это поистине исторический дом. Рядом еще один подобный представитель - маленький паровозик, который перевозил до 1952 года в порт Pohjankurun продукцию компании. Не смотря на то что это экспонат по нему с удовольствием ползают не только дети, но и взрослые.
 Напоследок экскурсии мы воссоединились с природой. Этому способствовал оригинальный мостик, вдающийся в запруженное озеро.
Нелегальное проникновение в замок Разеборг

Конечной точкой этого дня был поиск замка, подобных которому нет в Финляндии. Замок носит имя Разеборг и находится в 12 км от городка Карья.
Координаты для GPS навигатора (59.991596, 23.651255)
Появился замок на карте в 13 веке примерно в 1374-1378 годах.
Замок в 13 веке
Вплоть до середине 16 века цвел и процветал, так как находился на стратегическом пути из Любека в Новгород. Именно здесь находился основной перегрузочный порт. Что самое интересное в те времена замок был полностью окружен водой. В 16 веке оборонительные сооружения замка уже не имели возможности противостоять современному стрелковому оружию и центром провинции стал город Ekenas. А замок пришел в запустение и был заброшен. Только в 19 веке начались реставрационные работы, которые продолжались более 100 лет. Полностью восстановить замок не удалось, так как не было точных данных о том, как же на самом деле выглядели его внутренние постройки.
Найти замок с помощью навигатора не составило труда. Ближе к месту начинаются указатели, а у моста через речку перед замком есть бесплатная стоянка. Работает замок только в летние дни. В остальные для законопослушных граждан имеется возможность погулять вокруг стен замка и сделать панорамные снимки на его фоне.
Вид со скалы

Нам такой подход оказался очень простым. И мы решили пойти на штурм замка. Мост добропорядочные финны разобрали, а вот подход к нему в отсутствии воды оказался очень простым. Предприняв немного навыков начального обучения альпинизму мы проникли в замок. Внутри, как и предполагалась ничего не было. К внешним стенам приделаны удобные лестницы для обзора внутренних помещений. Наиболее сохранилась Круглая башня, в которой на первом этаже находилась хранилище, а на втором покои.
Круглая башня
В пустых темных помещениях трудно представить как выглядели покои владельцев замка, но одно интересное дело я все таки заметил. На первом этаже рядом с покоями находилась пивоварня. Очень удобно пить пиво, как говорится не отходя от кассы.
 Сохранившиеся помещения замка это лишь одна третья от существовавших зданий. Внешние постройки не сохранились и от них остались одни основы. Так же отсутствуют и еще две башни с северной и западной стороны. Именно с этой стороны замок выглядит наиболее впечатляюще, так как здесь ярко видно скальный остов.

Зимой в отсутствии работников замка и вообще кого либо создается неповторимая атмосфера воплощения тебя в рыцари, который гуляет по замку и осматривает окрестности, где может быть его поджидает влюбленная Дульсинея. На фото в образе Дульсинеи невеста сына)))