Карелия
День 5-й - 7-й

Стоянка на безымянном озере. Стоянка на безымянном озере.
р.Туба. р.Туба.
Онежское озеро. Онежское озеро.
51(оз.Вехкарви) 51(оз.Вехкарви)
оз.Вехкарви оз.Вехкарви
Стоянка на безымянном озере. Стоянка на безымянном озере.
р.Туба. р.Туба.
Дороги, которые мы выбираем... Дороги, которые мы выбираем...
Суна Суна

16.07.09. Дневка. Спала аж до 7 часов. Солнце уже высоко. Сер ловил рыбу, нырял за поплавками, косил камыши и кувшинки. Берег «ходит», на дне черте что, я в таких местах не купаюсь. Делали душ на берегу. Второй день озеро совершенно пустынно, но предчувствие меня не обмануло. Мылась я в нижней части купальника. В момент смывания мыла с головы на дороге, где я недавно загорала, появилась машина. Не зря  инструктаж по технике безопасности на сборе помидоров на Ахтубе включал грозный пункт «на дорогах не спать». Совсем мы расслабились, что никого нет, хорошо, хоть вещи с дороги я убрала. Приехали, видимо, поставили сети, и уехали. И опять тишина и уединение.

Вчера Сер видел на озере утку с выводком утят.

Попытки припахать меня собирать грибы и ягоды не увенчались успехом. Из грибов только сыроежки. Черники – только попробовать. На дороге продавали – поллитровая банка – 100 руб. Спала, читала и наслаждалась возможностью ничего не делать.

Вечером опять варили уху, дождались 17-го, отметили день рождения. Около часа наконец стало темновато.

17.07.09.

С утра дождь мелкий, пасмурно, беспросветно. Собрались, поехали.

9.30. Пудож. Проглядывает солнце. На д.р. заказан шоколадный вафельный торт. В банке маринуется шашлычок.

В районе Песчаного команда пеших туристов – разновозрастных школьников.

Выезжали на берег Онежского оз. (р. Туба), где были много лет назад еще на Москвиче. Дорога – класс! Как мы здесь проезжали на маленькой машинке?!  На берегу два здоровых стационарных палаточных лагеря. Средний возраст, собаки, заготовка под баню в виде чума, лодки, доска для серфа. Сер искупался. Меня отсутcтвие интима на берегу как-то не прельстило. Избаловалась!

По возвращению на трассу чуть не въехали в лесовоз. Дорога в страшных ямах. Скорость не снижает. Я говорю: «Шумахер!», Сер возражает: «Воронко!».

Мимо пролетел грузовик с прицепом со здоровенными глыбами камня. Сняла на видео. /Не мимо пролетел, а мы его обогнали. А то подумают…/.

В Архангельской области на обочинах необыкновенная здоровая герань и донник. В Карелии много колокольчиков, то мелких голубых, то огромных скученных, и сныти.

14.30. Повенец. Медвежьегорск. Дальше на Юстозеро (на запад).

Пытались съехать к озеру за Падуном: смотреть ночевку  + укрепить бампер. Дорога идет параллельно трассе. Выбрали место, Сер переоделся, расстелили коврик для пикника, выбрали подходящий скотч, начали искать веревку для бампера, если скотч не подойдет… Сер уже залег под машину… а бампера-то нет! Общие охи-ахи, и как могли не заметить, как упал, должен был же грохотать, и как хорошо, что, видимо, сзади никто не ехал, а от бы точно догнали и вломили… Нашли потерю на обратной лесной дороге, лежал себе, миленький, поперек дороги и помалкивал. Примерили, в "сарай" поперек не влезает, вдоль – на половину спальни будет.  Похоронили с почестями. «В чужой степи, в траве некошеной…».  Пасмурно и мокро.

Заехали в Янгозеро. Замки, никого. В Поросозере застали хозяев на пороге – собирались в Янг..

Затарились в магазине, поехали вдоль Суны. Обозначенных усов и озер не видно. Сунулись туда-сюда - где вырубки, где болота. А время к 9 вечера. Сер с утра за рулем. Наконец, нашли стоянку. Почти у дороги, но берег чистый, ветром сдувает комаров, тут же нашла подосиновик.Озеро называется Вехкарви. Готовый камин из камней себя оправдал, ветер временами силен. Дрова есть.

Жарили шашлык, пили приготовленную в подарок водку. Стол дополнял коньяк с лимоном, сок, селедка с винегретом. Потом Сер пошел ловить рыбу, а я готовила термос на завтра. К вечернему кофе – заказанный шоколадный торт.

К ночи пошла рыба, стало жалко уезжать, решили остаться на следующий день.

18.07.09.

Рыба клевала. Ее коптили к пиву, ее варили к водке. Попеременно спали. Как говорит Сер, один сон на двоих. Я стирала, сушила стиранное и влажное после дождей, разбирала вещи. Найденный по приезде под колесом подосиновик засолила, посмотрим, что получится.

Весь день ветер, более-менее сдувает комаров и мошку. К вечеру ветер стих, вся гнусь активизировалась. У рыбы днем был тихий час. Клюет только утром и вечером, хотя понятие «зорька» тут неактуально: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…» Выспавшись днем, сидели у костра до часу.

День 8-й - 11-й.

Сосну рубить не стали. Сосну рубить не стали.
Суна Суна
На распутье. На распутье.
д.Кудамгуба д.Кудамгуба
Шрамы войны Шрамы войны
Исток р. Чеба Исток р. Чеба
Каждому свое... Каждому свое...
"Створные знаки" "Створные знаки"
Кто больше? Кто больше?
оз. Кайдомярат. оз. Кайдомярат.
оз. Кайдомярат. Закат. оз. Кайдомярат. Закат.
"Створные знаки" "Створные знаки"

19.07.09.

Сер разбудил меня в 8 ч, а то бы еще спала и спала. Он очень переживает, что я не вижу утра. Рассветы и утренние туманы я видела. К лисе я встала, так потом полдня спала и не видела всякого интересного днем. Так что если вставать рано, то только ради чего-то совсем уж необычного.

Собирались обстоятельно. Сер опять нырял за поплавками, но один так и остался на сосне. Пилить ее ради поплавка не стал. Потом пошел в лес по нужде, принес два гриба. До чего был хорош вид в телогрейке и искренне возмущение моим невниманием!!! Но сфоткать не дался. Потом полез за очередным поплавком, потягивание результата не дало, видимо, зацеп за корягу. Нырял, отцепить не смог, солнце еще не освещает под водой. Решил вытащить всю корягу и тогда уже отцеплять. Нырнул и вытащил… ружье. Каких времен и какой модели я не поняла.

Поехали обратно в Порос за хлебом и другим, т.к. оказалось, что мы едем в глушьи надолго. По дороге черт нас дернул свернуть посмотреть на Суну. Выехали на очередную вырубку, при развороте тюкнулись о камень дном.  Теперь не переключается на повышенную передачу. Ехать можно, но только со скоростью 40 км/час. Решили ехать, куда планировали, а на пути в Петрозаводск искать мастерскую. Заехали в Кудамгубу. Развалины печальны. Большие дома на большие семьи стоят полуразрушенные временем и отсутствием хозяев. На развилке семейство косило, ворошило сено. Косарь (я думала, мозоли бывают только у городских женщин) посоветовал ехать на Вонгозеро, а на Наволоцком, сказал, полно народу. По дороге между 2-мя мостами чудная стоянка: возвышение, большие сосны, открытое место, столик с лавочками.  Дальше примечательна часть дороги по гребню между болот. Страшные крутые обрывы (но не такие страшные, как по дороге в монастырь, потому что шире, ровные и и четко виден край), песчаная дорога, сосны, синее небо – красота!

Увидели съезд, оказалось озеро Кайдомярат. Песочек, камни, немного кувшинок. Большая поляна, муравейники, но муравьи не агрессивные. У Сер рыбалка, у меня стирка (навязчивая идея: могут начаться дожди и тогда чистого и сухого не хватит). Да, магазин в Поросе, рядом с мостом через Суну – просто торговый центр: и прод, и хоз, и посуда, и для рыбалки, и прафюмерия, и для сада-огорода… Рядом тряпочный рынок. Купила себе голубые шлепанцы взамен потерянной хрустальной туфельки. Сер смотрел катушки, но подходящих не нашел.

Сейчас 17 час, Сер расстроенный, покусанный неизвестными тварями, спит. А я шлялась по окрестностям. У въезда на наш ус нашла еще один подосиновик. Первый на прошлой стоянке – мой + 2 Сережиных (1 хор, 1 старый) + 2 мне дал леший на озере, куда заезжали после развалин в Кудамгубе + этот. Итого аж 5 грибов в запасе. Год не грибной. Вообще, за 9 лет грибной был первый, когда мы ездили, и тот, когда мы ездили на юг. Ягод тоже набирала по горсти – попробовать. Я не в расстройстве: варенье с сахаром полсемьи не ест, без сахара в лесных условиях не приготовишь. Да и грибы – собираю-собираю, а потом они по 2-3 года стоят. Стимула нет. Да и сам процесс заготовки перестал доставлять удовольствие. Сижу в растительном блаженстве и ничего не хочу. Ну разве чтобы у Сер клевало и чтобы Соболеныш его не расстраивал. Сережу это (моя расслабленность) беспокоит. А у меня в Москве практически не бывает времени, чтобы я чего-то не делала.

Вернулась с разведки. Были обнаружены 2 блиндажа, не обнаружено ни грибов, ни ягод. Вещи почти высохли.Сер весь закусанный еще до сна – страшные волдыри на спине 18*8 см, как от крапивы или массового нападения мелкой гнуси. Спирт, спасатель – воспаление прошло, но следы массовых покусов остались. Вечером наловил еще на уху. Я – восьмую часть стакана черники. Жарили шашлык, пили уху с прошлой стоянки. Рыба– на завтра. В 10 ч, как мы смеялись, солнце еще было в зените. Ну, не в зените, конечно, но яркое и высокое. В 11.30 еще вполне светло, хотя краски неба закатные. 0 ч 17 мин – фотографии как ночные, а так еще не очень густые сумерки. Спать все же пошли.

20.07.09.

Утром (ранним, я не видела) – синее небо. В 8 ч – серое, без солнца совсем.. Потом стало расходиться. В общем, как всегда. Сер хотел плыть на лодке, но в связи с плохой погодой взялся за машину. Два раза Cоболь падал с пеньков, на 3й, как в сказке, устоял. Что делал Сер, описывать не могу. Я бегала рядом и воняла бензином. В результате выяснил,что в полевых условиях чинить это нельзя. Надо или ехать в Москву на 3 дня раньше со скоростью 40 км/час или за те же 3 дня заехать в Петрозаводск в надежде найти там мастерскую? Ремонт не сложный и не должен быть дорогим, но время… в принципе, можем с этой скоростью ехать дальше по намеченному маршруту. Дорога не мертвая, большие машины ходят регулярно. В случае чего, дотянут. Обсудив это, а также то, что неплохо бы второй раз позавтракать, Сер завалился спать. А нечего вскакивать в 4! Утром пришел меня будить холодный и голодный. Теперь спит, накрапывает дождь, я все мокнущее попрятала, заняться больше нечем, будить жалко. Незаметно задремала сама. И до полодиннадцатого. Погода способствовала, но все же такого я не ожидала. Дождь чуть успокоился, мы с помощью «сухого» топлива из канистры разожгли костер, потому что действительно сухого уже нет ничего. С грехом пополам на открытом огне дожарили остатки мяса и пиццу. Мясо, что было с косточкой, не пропеклось, в пицце сыр не растаял. Так мы и не смогли понять, в чем особенности местных дров. На даче на таких углях все бы уже три раза сгорело, а здесь едва зарумянилось.

В Карелии время суток определить трудно даже с солнцем, а сейчас – серое ровное небо, серый ровный свет, слабоватый, как при плохой погоде. Оказалось – 0 час 10 мин. Спать невозможно. Пытались смотреть «Жанну Д*Арк» - через 10 мин сел аккумулятор. Поворочались, поворочались, приняли снотворное (в смысле – погладили спинку) и я заснула. Как Сер – не знаю.

21.07.09.

Дождь почти не перестает. Мелкий, нудный. Все, что можно – в машине. На нашем складном столе – лужи. Бесполезные тарелки полны водой. И здесь делать (мне) нечего, и переезжать куда-то – там все то же. У Сер кончились черви, вчера съели последнего. Кукуруза им (рыбам) не нравится. И вдруг стали брать на блесну, в том числе миролюбивая плотва. Телогрейка мокрая, кажется, уже насквозь. Я не вылезаю из машины.

Как ни странно, день разгулялся. Сначала перестал дождь, потом выглянуло солнце. 15.30. уезжаем на новое место.

Оз. Мярат очень бурно перетекает в Кайдамярат. На Мярате волна просто морская. Ко многим озерам вообще нет съездов. Доехали до развалин Клюшкиной Горы. Развалины старые, но видно, что были дома, сараи, заборы… на поляне цветет одинокая тигровая лилия. На развилке у Рой-Наволокского озера поехали налево, т.к. это ближе к той косе, ради которой мы сюда и тащились. На берегу – люди. Из Ленинграда, как они сами сказали. 2 муж и 1 ж. Сказали, местные ставят сети. Ловятся здоровые лещи. Сами наловили плотвы– сушится. Собирают грибы. Стоят плотно. На косу плавают за подосиновиками. Пока говорили, подъехал микроавтобус с прицепом, лодкой и тремя мужиками. Пока я ходила, фотографировала, Сер выяснил, что Соболя можно починить в Поросе, мастера хвалили, и живет рядом с Леонтьевыми. Впрочем, там все рядом. Стоять в большой компании не хотелось, да и такие озера мне не нравятся: берег в тростнике, к воде не подойти. Как Сер, не знаю, но соседей он точно не любит. Поехали посмотреть стоянку на правом усе. Там тоже стояла семья(с москитным тентом), а еще дальше – совсем дикие и неприветливые места. Я попищала перед въездом в высохшее болото (зуб даю, не было видно из машины, что оно сухое!). В общем, план посмотреть косу мы выполнили. В жизни не понять, что это коса – просто как другой берег. Наверное, это лучше видно с воды, а еще лучше – на карте. Мы поняли, что лучше нашей последней стоянки нет, но по пути назад еще пытались соваться на все ответвления. Я даже про себя боялась произносить «хорошо бы на наше старое место», боялась, что будет занято. Но сегодня наш день: покатавшись 4 часа, мы вернулись «домой» с лишней пачкой сигарет и ценнейшей информацией о ремонте. Уж очень не хотелось ехать из-за этого в Петрозаводск.

На нашей поляне натянули тент для отпугивания туч, Сер собрал лодку, надул мне матрас. Жизнь налаживается.

22.07.09.

Плавали к порогам на Чебе. Сер отвел душу на рыбалке, я пошастала по зарослям, поснимала пороги и окрестности и нежилась в лодке на двух куртках. Потом плавали по озеру, смотрели глубины. Сер пытался троллинговать, бросал блесну, но безрезультатно. Приехали домой, так разморило… С утра было непонятно, будет ли дождь или солнце. Потом солнце вышло и стало жарить. В раскаленной машине продрыхли до вечера. Устроили себе холодную баню. Вход в озеро – песок, и здесь нам повезло. Плавала с неописуемым наслаждением. После «бани» сидели чистые, еще без мускитола, в чистых маечках,умиротворенные, даже шевелиться не хотелось. Потом Сер пошел на лодке в свой заливчик, а я пишу, смотрю отснятое за день + мелкие хозяйственные дела. Сер приехал поздно, уху начали делать уже в сумерках. Хотели снять на видео процесс, но того света, что достаточно для фоток, для видео явно мало. Что-то в темноте угадывается, но слабовато. Только комар там очень удачно два раза пролетел прямо мимо микрофона.

День 12-й -14-й

оз. Кайдомярат. Закат. оз. Кайдомярат. Закат.
Белая ночь. Белая ночь.
Редкая ( в этом году) находка. Редкая ( в этом году) находка.
пос. Поросозеро. пос. Поросозеро.
Строители, блин. Строители, блин.
Выход в оз.Таразмо. Выход в оз.Таразмо.
Выход из оз.Таразмо. Выход из оз.Таразмо.
стоянка на Таразмо. стоянка на Таразмо.

23.07.09.

Сер утром меня не будил, а как встал, ушел на пороги. Днем катал меня по озеру. На самом деле проводил разведку, но почему бы не сочетать приятное с полезным. К вечеру собрался опять на пороги. Я не поехала. Ловить рыбу не хочу, все окрестности уже облазила, а просто сидеть в лодке скучно и неудобно. Сер уехал, а я спала, читала, снова спала, все не выходя из машины, и наслаждалась отсутствием кусачей нечисти. В очередной раз проснулась оттого, что показалось – Сер зовет «Ленка!». Глаза открыла, никого нет, потом до его приезда маялась, не случилось ли чего. Телефонной связи нет, вот бы как пригодилась рация. Слава богу, сон был не вещий или означал совсем не то. Сер приехал пораньше, так что приготовление ухи – дубль 2 – сняли при более ярком освещении. Кроме того каждый день снимался закат с одной и той же точки и примерно в одно и то же время. И каждый день такое разное небо! Потом составим галерею.

24.07.09.

С утра собираемся. По утрам и вечерам купание стало приятной потребностью. Редко удается поплавать всласть в чистой и теплой воде. Я поняла, что в смысле плавания больше люблю озера – на море волны в морду лица, на реках – течение, и только озеро дает возможность не бороться со стихией, а наслаждаться. По дороге в Поросозеро Сер хотел заехать на нашу первую стоянку на оз. Вехкарви, но потом сказал, что не поедем, надо везти машинку в ремонт. Зато, когда доехали до Суны, в заднице проснулось шило и мы потащились по симпатичному (первые 15 м) усу, потом пошли камни, потом дорога перешла в колею, а камни – в каменюги. Проехали занятую стоянку. Люди были без транспорта, то ли байдарочники, то ли пешком пришли. До следующей стоянки мы не доехали. Я гундела, Сер, видимо, тоже решил, что хватит. Дошли до реки ногами. Берега в камышах, стоянка лесная, т.е. еще более комариная. Вернулись. Я набрала немного ягод, Сер сказал, что в конце соседней тропы – чудесная стоянка с белыми кувшинками. Я, хоть уже примерялась снимать его выезд из этой задницы, купилась (знал, змей, чем купить, специально услал!) и пошла смотреть кувшинки. Стоянка такая же лесная, т.е. комариная, до кувшинок – только на лодке, зато вдали слышно рычание нашего Соболенка.  Еле успела. Кое-что сняла. По дороге до трассы нашли первый и единственный белый.

В Поросе нашли Андрея Суркова, который (как объяснили) между баней и школой. Баню так и не увидели, а школа произвела удручающее впечатление. Обшарпанная, двор перекопан какими-то траншеями. Дом Суркова искать не пришлось – мастерская нараспашку, несколько машин на улице. Переговоры о ремонте не порадовали. Сейчас он занят. Но мы можем подъехать к 8 ч. Поехали искать, где бы перекантоваться. В результате туда-сюда маневров попали на городской пляж. В маленьком заливчике – лягушатник для самых мелких. Взрослым по колено, а эти – с кругами, гусями – очень умилительно!   (О! Вспомнила! Сегодня над озером на последней стоянке летали и орали дурными голосами два гуся. Пыталась записать их крики, не получилось).  Встали с краю пляжа, искупались, перекусили. Сер лег отдохнуть, заснул. Я пишу. Счастье – нет комаров и мошки, но для баланса счастья и несчастья есть мухи.

21-00  -  21-45. Ремонт Соболя. Все о*кей. Расплатились 1 л спирта.

25.07.09.

Вчера после ремонта Соболя заехали к Леонтьевым. Саша был дома. Хорошо посидели, смотрели фотографии. Холостяцкий быт нас вполне устроил. Леонтьев сказал, что у него в холодильнике мышь повесилась. А мы со своей мышью! Главное, пообщались. Ушел тот холодок, который возник по первой встрече. Ночевали у него. Утром 25-го поехали в сторону оз. Таразмо, где 2 года назад останавливались перед речной частью лодочного маршрута. Остановились у моста через безымянную речку-протоку. Пока собирали лодку, подъехал «форд» с семьей. Они нам оказались не конкуренты – уплыли на своей деревянной, пришвартованной в недалеких кустах, лодке с мотором на воскресные шашлыки.  Мы тоже собрались и пошли. Без карты и навигатора свернули налево и попали в кувшинное озеро. Перед выходом утреннее солнце пропало, стало сумрачно, дул ветер, задирал кувшиночные листья. Мотор загребал ил со дна. Сер поговорил с малышом и мы повернули обратно, чтобы попасть-таки в Таразмо – озеро направо. Вход в него извилистый, изогнутый, левая протока перегорожена бобровыми березами. У самого выхода по левому берегу – огромная бобровая хатка, каналы, сосны с обгрызенной до 1 м от земли корой. По озеру шли, ожидая начала дождя. Ветер дул холодный. Прошли обозначенное на карте сужение озера. Куда дальше – непонятно, берег везде одинаковый. И тут я узнала остров с вырубкой, который был в том году напротив нашей стоянки. И точно, пошли на него и вышли к нашему месту и началу реки с порогами. В этом месте у Сер неплохо клевало, здесь он и хотел порыбачить неторопясь. К этому времени вышло солнце, которое потом жарило весь оставшийся день. Я опять бегала на порог, опять удивляясь нашей, вернее мужской безбашенности. /Это она о нашем проходе порога на резинке в прошлом году - ну, порвали дно, так ведь заклеили же…/. Специально для мелкого сняла камни, окопы, стоянку на видео. У Сер первую половину дня клевало хорошо, я была при фотоаппарате. После обеда все пошло наперекосяк. Клевать перестало, я маялась, от безделья начала собирать по обобранным местам чернику. Погода испортилась. А т.к. Сер сказал, что хочет порыбачить вечером, т.е. часов в 10, я приготовилась возвращаться в темноте, под дождем, с потерей ориентации и пр., и пр....  В 9 ч. Сер сказал «хватит», рыбы все равно нет. Вернее, она есть, но она ничего не хочет. Сквозь грозные тучи вдруг стало пробиваться солнце. По дороге домой горизонт был почти голубой и частично розовый. Не обошлось без потерь. Сер доливал в бак бензин и, почему-то уверенный, что крышка бака на цепи, откинул ее. Цепи не было, и крышка утонула. Ехали с плюющимся бензином мотором. Подобрать что-то подходящее не смогли. Во время сборов к ужину пошел дождь. Быстро найти тенты не удалось, пропали и все! Достали и натянули п/э пленку. Костер из мокрых поленьев разгорелся, уха варилась, рыба, присоленная еще на озере, коптилась. Пиво с охлаждающими, но не успевшими заморозиться у Леонтьева элементами, не остыло, но было приемлемо. И тут вспомнили, что сделанную водку оставили презентом Леонтьеву и усугубить пиво нечем. Сер велел принести спирт и колу. С этого коктейля и с устатку  и с расстройства нас очень быстро развезло.

День 15-й

26.07.09.

Утром проснулись в 8.30., для Сер – что-то невероятное. Очень скоро подъехал «жигуль» со сборщиками морошки. Утренняя хмарь разошлась. Сер залез под машину, т.к. ремонт оказался не ремонтом: рычаг ходит легко, но повышенная так и не включается. Бедный, в жаре, в комарах, после колы – лучше было бы отдать деньги и не мохаться самому. Но отдавать некому. Морошатники прошли мимо в другую сторону, не видно, чтобы их ведра были тяжелыми. Вернулись. Сказали, что в этой стороне ягод нет. Я полюбовалась на полведра морошки, сфотографи-ровала. Они уехали, Сер под машиной, а я пошла не в ту сторону. Зато видела бобровые каналы, бассейны. Когда вышла на нужное болото, оно было все истоптано вдоль и поперек и я не рассчитывала набрать хоть сколько. Но мало-помалу ягоды стали находиться, банка наполняться. Вернулась, потому что по пасмурному небу ориентироваться было невозможно, оставляла себе время на плутание. Но вышла правильно. Вышла вдвойне правильно, т.к. Сер уже, оказывается, помирал с голоду. Пообедали, Сер лег в машину, я покемарила на коврике у двери в прямом и переносном смысле. Обрезала другую бутылку и пошла за морошкой. Казалось, по дважды хоженому месту ничего не найти, но второй литр тоже набрался, и хорошо, что литр, а не больше, ноги гудят, по кочкам напрыгалась. Уже шла к мосту, как на дерево взлетела здоровая тетерка, взлетела и растворилась.

Сер не рискнул разбирать машину до основания, велик риск не собрать ее до рабочего состояния.

На мосту нашел приступочку, а под ней оказался песок. Искупались, а то жара, усталость, антикомарин…  Даже собираться сил не было.

Доехали до Корбозера. Место между двух озер было занято белым микроавтобусом. Другая стоянка в карьере и само озеро загажено строителями. Нашли стояночку в лесу, лодку до озера надо пронести, берег пологий, песок. Если завтра будет солнце, буду купаться. Сер звал кататься на лодке, но оказалось, на рыбалку. Буду караулить лагерь.

26.07.09.

Уехал Сер в полдевятого, я периодически ходила на берег, хотелось встретить его лично с цветами и музыкой. Потом пыталась собирать голубику, так же как на Янгозере, шлепая по воде и обрывая нависшие над водой кусты. С той только разницей, что здесь по погоде я ходила в сапогах. Было солнце, но не так уж жарко, купание и исследование качества песка в этом озере решила перенести на завтра. Потом сидела в местной полузатопленной лодке, медитировала, наблюдала бурную жизнь в прибрежных водных зарослях. Вода периодически вскипает, кто-то за кем-то гоняется, выскакивает из воды и т.п. От нечего делать набрала сухих веток для костра, фотографировала воду, закатные пейзажи, приготовила ужин … милого все нет. За мысом справа услышала раз его голос, судя по всему, что-то у него там не ладилось. И опять все стихло. В 11 часов, уже в сумерках появилась лодка, но шла явно не к нашей стоянке. На мои призывы реакции не было. Я решила, что все пропало, будет рыбачить до утра, поплыл на новое место. Через 15 мин появляется наше солнце – он стоянку не признал, махнул в следующий залив.

Ужинали в темноте (ну, какая она здесь получается) на скорую руку тем, что я приготовила + пиво + огурчики-помидорчики и все равно спать завалились в первом часу.

27.07.09. Сер встал тихонечко, ушел на воду, но недалеко. Я проснулась сама, а не от криков умирающего с голоду, хотя был уже 10-й час.

Верно говорят: не откладывай на завтра… Купание накрылось медным тазом. С утра пасмурно, правда сухо и тихо. Сер утром прямо у лодки поймал щучку-травянку, так что отпуск и рыбалка состоялись по полной программе. Стал собираться на рыбалку, заманил меня с собой с обещанием, что по первому писку вернет меня на твердую землю. Опять поверила…

Поставил две жерлицы прямо у нашего берега, потом поплыли вдоль озера к предполагаемому соединению с другим озером. Дно везде ровное, гладкое, глубина 3-4 метра, в некоторых местах до 5-5,5. Дошли до конца, а протоки нет. Вода уходит сквозь траву и даже растущие деревья, но никакого намека на возможность прохода. Причем, глубина на этом месте  1,5-2 метра. Я с таким сталкивалась в байдарочных походах, но там была трава и возможность сквозь нее продраться. У нас такой задачи не стояло. Вокруг были чудесные (чертовы) кувшинки – белые и желтые (точнее – водяные лилии и кубышки). Сер бросал удочку, цеплялся за них, ругался (ну, все как всегда). Потом поплыли к коряге посреди озера – эхолот показывал там рыбу. Коварный муж попросил подержать удочку, а тут на нее клюнуло, да еще и крупненький окунь, а потом второй…  в общем не мытьем так катаньем заставил меня ловить рыбу. Периодически начинало накрапывать, но пока рыба ловилась… А потом пошла такая мелочевка, а потом и она куда-то улетела.  Вернулись в полчетвертого, с устатку, за щуку и от сырости хряпнули по рюмочке, да и огурчики никак не кончатся…  Тут и морось перешла в дождь. Соорудили навес, пообедали чем бог послал… а сон потом был сладкий. Когда проснулись, Сер хотел идти снова на рыбалку, но подошла вторая серия дождя, как бы не посильнее первой, и мы стали привыкать к жизни под тентом. Ближе к 9 все-таки развиднелось, Сер пошел на воду, а я занялась дневником. От нелесного занятия оторвал крик: «Иди сюда с фотоаппаратом!» На ближайшую жерлицу попалась щука!!! Пока мы прятались от дождя, спали, ели, она тоже решила закусить.  Так что у нас на ужин в коптилку 2 щуки, 3 крупных окуня и не помню, сколько средних + уха из мелочи и голов. Тут оказалось, что наша походная коптилка прогорела. Была бы глина… да где ж ее в Карелии взять. Сер решил вопрос с помощью топора – «прибил» отставший край. Пойду участвовать.

28.0709.

Вчера сидели до опупения. Сер ушел во втором часу, а у меня наконец-то разгорелись мокрые дрова. Пялилась на них до двух ночи. Уха с щучьими головами имела какой-то другой вкус. Сер сказал, что это потому, что не положили чеснок. А в прошлый раз удивлялся ему.

В лесу тихо. Наш тент из черте-чего выдержал. Даже жалко его разбирать. Сер уже в голове прокручивает, как его усовершенствовать и сделать постоянным атрибутом для поездок. За два дня не появился ни один человек. Машины на дороге слышны, но ни в лесу, ни на озере – НИКОГО! В лесу, правда, бывают слышны похрустывания веток, и рыбные потроха кто-то за ночь съел. Очень любопытно. Всякие дыры в земле типа нор есть, но норы это или просто провалы земли, промоины – не понять.

Сегодня озеро Сер рыбы не дает. Щука плещется у самого берега. Сер говорит, что озеро дает понять, что пора уматывать. Начали собираться. Т.к. мне дольше, Сер пошел немножко половить. Время час, все «немножко ловит». Жалко уезжать. Сер договорился с НИМ о хорошей погоде.

16 часов. Дорога на Гирвас удручающая. Сплошные вырубки. Бензина  - четверть бака, Сер экономит, по возможности едет накатом, потому что на пониженной Соболь жрет больше, насколько – неизвестно. В Гирвасе купили пива, мороженного, соблазнилась солеными бочковыми огурцами и крабовыми палочками. Сыр и колбаса уж очень надоели. На выезде – водохранилище. Очень красиво, но из машины не очень поснимаешь. За Гирвасом кончилась каменная Карелия, лес пошел другой: осины, березы, черемуха, подлесок, сыро, болота тоже другие. Грустно…

После поворота на Гом-Сельгу видели край дождя, въехали – как из ведра, потом град с дождем. Боялась за наше лобовое стекло с трещиной. Сер опять повторял, что бояться приятно. От града в машине был такой гром-резонанс, что даже речь на видео совсем непонятна, заглушает.

Перед Царевичами появились камни, просто каменные стены.

Ни шатко, ни валко, с мигающей лампочкой, дотянули до АЗС в Шуйской Чупе. Едем на газовую заправку. Газ – поворот на Петрозаводск. Работает с 6 ч. до 22.30. Сейчас 21.30. Едем. По старой дороге, уже потеряв надежду, увидели за поворотом знакомое 1-этажное здание с чем-то взрывоопасным. Как и в прошлый раз, подъехали спрашивать. Заправка – следующий въезд. Очередь из желающих. Много «газелей».

Хотели доехать до Инемы, вроде, там есть ремонт. Оказался шиномонтаж. Приткнуться негде, платная стоянка. Домучились до Лодейного поля. Ночевали с дальнобойщиками. Спали где-то с 2.30-3 ч до 7 ч.

Финиш

29.07.09.

Вскочили, понеслись. Со скоростью 40 км/час. Свернули на хорошую дорожку позавтракать, сделать чаю. Вот так со всем. Вчера причитали, что вот если бы в Каргополе дозаправились газом, ну хоть немного до полного баллона, то не болела бы голова, что не хватит бензина до заправки. Вчера повелась, что не надо делать новый термос чаю, вот допьем кофе, остановимся и сделаем…  Ночью, в темноте, без единого съезда сделать это было затруднительно. Который раз убеждаюсь, что не надо слушать этих мужчин, особенно в вопросах, которые их не касаются.

8.30. Дорога шикарная, небо синее. Все бы хорошо, если бы не скорость. Ехать еще 2 суток, если не встретим в населенке ремонта.

Сясь-строй. Рембаза. Алексей Олегович. Трое детей 15-17 лет. 16.15. Все закончено. В вокзальном буфете очень вкусные «калитки» (так на ценнике) из ржаной муки и картофельного пюре. Сер поспал, я поиграла с компом.  Раздатку промыли, перебрали. От крепления тяг потерялась деталь, пониженная включаться не будет. Но Сер обещал больше никуда не влезать. За все запросили 4000. Сер сказал, в Москве было бы 15000. Дали 5000.

Едем. Солнце, жарившее все время ремонта, спряталось. Купаться уже не хочется. Говорят, р.Сясь была прямо напротив мастерской, за домами. Но Сер любопытно было наблюдать ремонт,  а мне одной не хотелось. Проехали Сясь по шоссе. Свернули на Волхов. Едем, наслаждаемся скоростью. Проехали Старую Ладогу. Развалины вовсю реставрируют. В городе 3 монастыря: мужской, женский и девичий. У забора девичьего работает мини-бульдозер – белый в цветочек.

Деревни, переходящие одна в другую. Съездов к реке нет. Ну и не больно хотелось. Потом деревни кончились и мы увидели то место, где купались в прошлый раз. Купаться захотелось сразу же, тем более, что появился съезд влево. На радость нам, это был тот самый съезд.  У реки пощипали созревшей черемухи. Вход в воду – сланец, но быстро становится глубоко, тины-водорослей – нет. Вода мутноватая, но проточная, и ее много, что радует. Слепни лезут в рот, нос, глаза. Сбегаем, умиротворенные водой.

Дальше дорога без особенностей. Дорога новая, следовательно, съездов никуда нет. Вечереет, а деваться некуда. Наконец, мелькнуло озерцо, дорога, правда, заставленная  торговцами чем попало. Даем задний ход (т.к. с разбегу проехали), вызывая нездоровое оживление у торговцев. Аккуратно объезжаем их, разочарованных, выбираем дорогу вправо и доезжаем до полянки на берегу глубокой лужи. Сер хочет попытаться устранить сильный шум где-то в железных кишках машины. Рядом с поляной обнаруживаются заросли малины. К воде не подойти, но Сер убежал с удочкой. Орут чайки. Гомонит не очень трезвая компания на не очень близком берегу, плещутся в этой страшной луже.

Штурман выдохся, пишу сам, поэтому коротко. Эта «лужа» поутру оказалась б. песчаным карьером - огромным по площади и оч. живописным. Ни на одной карте нет. Это где-то на объездной вокруг Новгорода. Место оч. подходящее для ночевки. Беру на заметку, хотя, думаю, учитывая близость трассы, будет загажено в ближайшее время.

Пилот прав частично. Он то валялся под машиной, то смотрел на поплавок и не видел, что здесь уже все освоено, т.е. загажено. Чудесное место для пикников, рядом с трассой. За полосой леса шумит другая ветка дороги, в лесу хорошо протоптанные тропы. Несмотря на это, много земляники и малины. Утром 30.07.09. криками разбудили чайки. Сам водоем в утреннем тумане приобрел романтический флер. Покатались вокруг по песчаной дороге, но она начала рассасываться и мы благополучно вернулись на трассу.

Последний перегон, как всегда, привычно нуден, утомителен и неинтересен.