Очередной отпуск. Очередная поездка в Карелию, на этот раз с заездом в Архангельские края и вдвоем с женой (Младшенький уже работает-не смог). Маршрут: Москва-Вологда-Архангельск-Северодвинск-Онега(город)-Каргополь-Пудож-Медвежьегорск-Поросозеро-Петрозаводск-Москва.
Москва - Архангельская обл. - Карелия.
День 1-й

Вага Вага

Очередной отпуск. Очередная поездка в Карелию, на этот раз с заездом в Архангельские края и вдвоем с женой (Младшенький уже работает - не смог).

Старт-12.07.09. Далее слово штурману-летописцу-вдохновителю-коку-и т.д. и т.п.:

Итак, позади остались переживания: дадут или не дадут отпуск, успеем ли сделать все, что намечали и т.п. Сер сменил капиталистическую потогонную тактику и в этом году не ставил задачи уехать в субботу утром или даже в пятницу вечером. Это необыкновенно благоприятно сказалось на моем настроении, а то день отъезда превращался в сплошной стресс и посылания проклятий этому отпуску в частности и всем отпускам вообще. Как будто мы опаздываем на последний поезд или улетающий самолет. Лишний день в отпуске не стоит того напряжения и того негатива, который сопровождается непременным условием выехать тогда-то.

Утром 12.07.09. пошли копать червей. Вообще-то огород богат ими, но тут перекопали все возможные и невозможные места, а червей набрали с гулькин нос. Мама набрала в дорогу черной смородины, а приготовленный салат я забыла. В 8.40. мы выехали. Дальше записи будут местами фрагментарными, местами излишне подробными, что больше обратило на себя мое внимание.

Ярославская обл,10.57. Во что-то въехали и из чего-то выехали. Основная трасса, а указателей нет. Вскоре – р. Пулохма.

Р. Печегда  (а где Вычегда?); с. Львы; Ростов Великий.

Указатель на Вологду налево, малыш говорит – прямо. (Малыш - это навигатор в KПК, в отличие от «большого» ноутбука).

12.05. неудержимо клонит в сон после еды, причем обоих. Обычное послеобеденное время, организм привык. Стараюсь держаться, чтобы не провоцировать (не то слово: не соблазнять – нет; не оставлять одного в тяжелый момент - скорее)  Сер. Безуспешно искали хозмаг, т.к. еще на выезде из Ивантеевки я вспомнила, что термос остался на терраске.

Объехали Ярославль, опять въехали в него краем– гоняют по кругу – объезжали какой-то лесопарк в промзоне. Строительство новой эстакады.

Переехали Волгу. Жара… А малыш вел нас на другой мост.

Опасная обочина (знак) – зыбучие пески.

360 км от Москвы. Дорога нудная, однообразная. Деревни одинаковые, термос никто не продает (крик души!). Много женских монастырей и борщевика.

Населенный пункт Любим (Лю»бим или Люби»м?).

Перед Огарково – сортир космической конструкции. Нечто яйцеобразное бирюзового цвета, того гляди взлетит.

Река Ельник. Прелесть!

Населенный пункт Сопелкино. Еще лучше!

Перед поворотом на Надеево – озера. Все огорожено забором. Полно машин.

15 час. Вологда..

Вологда – путанная, названий улиц нет, резных палисадов тоже. Выехали, и то слава богу. В музей Петра 1 не попали. Дороги латанные.

В магазине хозтоваров - ведра, швабры, опрыскиватели… термосов нет. Зато в продовольственном  - ВСЯ  вода охлаждена до холода. Такого нет даже в Москве.

500 км от дачи (510 по километровым столбам). Пошел кусок идеальной дороги

520 км. Связи нет. Дорога по-прежнему классная, обочины еще не заросли, такая новая. Лес сырой. Периодически прокопанные перпендикулярно шоссе осушительные каналы напоминают реки. Уходящая вправо дорога – СТРАШНА!

17 час. Двиница. Лось с ленточками. Не перевелись папуасы на земле русской!

Дорога на удивление…не успела написать, что хороша, как все и кончилось. Хорошая дорога шла до поворота на Великий Устюг – родину Деда Мороза, о чем нам всю дорогу напоминали плакаты.

Населенный пункт Томашиха. Продают мешками мох.

555 км. Вышки есть, связи нет.

570 км. Дорога безобразная, инфраструктуры нет вообще. Наверное, здесь и слова такого нет.

Сямжа. Бензин по 21-50. Больше бензина нет.

636 км. Пошел песок, сосны, улучшилась дорога.

Указатель на Новую деревню налево, мы свернули направо. Скошенное огороженное поле, в лесу за оградой полно земляники, столько встретишь редко. Но уже надо искать ночлег с водой, а здесь до воды еще неизвестно сколько. С грустью оставила землянику и пошла за мужем в неизвестность. Еще немного по шоссе – и съезд направо, сосны, мыс, высокий обрыв, река, в нее впадает ручей, никого… Остаемся! С двух сторон глубокий овраг. Дорога недалеко, но ее почти не слышно, а нас почти не видно, и ладно. Место посещаемое. Выбираем уголок почище, отгораживаемся  Соболем. Сережа ушел за рыбой, а я за фотками (молодежное слово прижилось: «фотографиями» - слишком длинно). Сер принес одну (рыбку), я – пару десятков (фоток). Вырезать лишнее буду потом.

Река мелкая, но чистая: песочек, камни. Эта река называется Вага. Приехали соседи, увидели, что мы здесь всерьез и надолго, выпили по банке пива, уехали. Мы опять одни. Непреложное условие хорошего отдыха. Чудесный розовый закат. Почти в том же месте такой же розовый рассвет, но с туманом.

День 2-й

Утренний макияж-дело женское. Утренний макияж-дело женское.
Вага Вага
Сев.Двина. Сев.Двина.
Сийский монастырь. Сийский монастырь.
Купание красного лица Купание красного лица
Ночевка на Плешковом оз. Ночевка на Плешковом оз.

13.07.09. 640 км. Выехали в 8.00. Ночь была теплая, вода в реке теплая, но купаться негде –  мелко. Дорога на брод (по карте) – слишком накатанная, а значит, нам не годится. Для нас - чем дорога хуже, тем лучше: меньше вероятности кого-нибудь встретить, чего мы и добиваемся.

В холодильнике еще прохладно, надо добавить элементов. Включили морозилку. Дорога опять хорошая, асфальт новый, крупнозернистый, разметка яркая, обочины незаросшие.

Вельск. Солнышка нет. Но счастье в жизни есть. Заехали в магазин за сальником, не купили, нашли типа универмага (ага, рынок под одной крышей) – купили термос. 1,8 л, 640 руб, Китай, нержавейка. Все равно нужен.  Дома стеклянный один без пробки, у другого плохая, конечно, проще купить новый.

747-748 км.- начался настоящий серпантин.

Сурдома. Дорога на 5+.

П е Р е               хтЕ р

д     Ку            еВо   доРоГА  исПортиЛАсь.

790 км. Дорога опять чудесная.

11-20. Купание красного лица (по утверждению Сер)  в Ваге. Широкая, но мелкая. Берег – камни, потом песок. Течение сбивает с ног. Бегство от слепней. Писк в кустах (не подумайте чего – был очень крутой въезд  среди ольхи и прочей травы на Большую землю без блокировки и я не могла молчать).

860 км. Лес перестал быть подмосковным, разметка пропала. Через 2 км дорога опять ничего. Устала писать о смене качества дороги, но это достаточно яркое впечатление. Когда с плохой дороги въезжаешь на хорошую – удивление: почему не везде так, ведь могут! Когда с хорошей на плохую – не до мыслей, надо крепче держать кому руль, кому торпеду.

884 км – Березник.  На выезде– темные 2-этажные бараки с пластиковыми окнами и спутниковыми антеннами-тарелками почти в каждом окне.

Свернули у Пянды на Северную Двину пообедать, искупаться. Плавать – блаженство. Помыла голову. Сер пытался поспать – опять удрали от слепней, комаров, мошки. Аэрозоль помогает на 10 минут.

Масштабное строительство дороги.

15.24. проехали 1000-й километровый столб.

17 час. Заехали в монастырь (Антониево-Сийский называется) по ужасной заброшенной дороге. Она, видите ли, короче, чем асфальтовая. Так не хотелось умирать мучительной смертью в глубокой пропасти. Безвременно! Безвременно!!! Нет, у меня с НИМ договоренность: мне еще рано. Но, честно говоря, сомнения были.

Рядом с монастырем – студенческий лагерь. Подозреваю, что какой-нибудь духовной академии. Кто бы пустил мирянских студентов жить, вопить, тусоваться, совокупляться под стенами монастыря. В воротах стояла монашка и чего-то нам махала. Мы решили, что внутри нам делать нечего, я сфоткала здания, и мы уехали. Хотели остановиться у ближайшего озера (Плешково). Ехали по острому гребню, далеко внизу вода. Единственный съезд – полно народу. Чем-то напоминает Святое (в Тверской обл.). Дальше дорога шла вдоль озера, стоянки были, но почти на асфальте. Наконец нашли, где можно было хоть чуть-чуть укрыться за кустами-деревьями. Везде на стоянках на деревьях прилеплены скотчем объявления о необходимости соблюдать противопожарные правила. Стоянки со столиками, скамейками. На нашей было какое-то неимоверной сложности кострище. По соседству то ли частные хоромы, то ли база. Скорее, тоже частная, больно хороша. Молодежь плавала на моторной лодке с веслами, вернее на весельной лодке с мотором. Так лихо получалось у них грести при работающем моторе! Сер поймал 1 рыбку и 2 мальков.  День был очень жаркий, вечером купались, съедаемые комарами почти прямо в воде. Темноты не дождались. Ночью купались голышом, неохота было влезать в мокрые еще купальники и плавки. Впрочем, ночи как таковой не было, и Сер переживал, что с базы за мной подглядывают.

День 3-й

Архангельск. Выезд. Архангельск. Выезд.
Дорога Северодвинск-г.Онега. Дорога Северодвинск-г.Онега.
Белое море. Отлив. Белое море. Отлив.
Белое море. Коварный берег. Белое море. Коварный берег.
г.Онега. г.Онега.
р.Онега. р.Онега.
Архангельск. Выезд. Архангельск. Выезд.
Дорога Северодвинск-г.Онега. Дорога Северодвинск-г.Онега.
р.Сюзьма. р.Сюзьма.
р.Онега. р.Онега.

14.07.09. 7.40. Облачно. Отъехали, стало пробиваться солнце. Архангельск. Шикарные современные здания банков и развалюхи ближе к окраинам. Огромный пустой пляж. Театр им. Ломоносова (какая связь? Ломоносов писал пьесы?). Парк. Город в программе «Твое имя, Россия» выбирает Ломоносова. Остальное, как везде – реклама, плазы, макдональдс, конторы мобильной связи. Речной порт. Видели пароход. На выезде из города – яма в дороге с вложенным в нее (типа ремонт) колесом от КАМАЗа. Где-то потеряли папку с картами, фотками из гугла и привязками к достопримечательностям Архангельской области. Или ветром сдуло, или найдем в Москве. В том, что выбросил, никто не признается. Вчера звонил сын. Плакал горючими слезами, что не поехал с нами и завидовал. Мне очень его хотелось бы взять с собой, но за такое решение – уважаю.

Сегодня опять жара. Солнце, но дымка. Проехали Северодвинск.

На развилке малыш растерялся, спросили у местной тетки дорогу, она уверенно отправила нас обратно в Архангельск. Сер еще раз убедился в женской бестолковости и даже вредности. Раз уж оказались рядом, хотели подъехать к озеру Лимоло. Везде заборы: санатории и дачи. Дорога дальше очень путаная, извилистая, без указателей совсем. Несколько раз пересекали ручьи и даже реку. Но везде толпы народу. Северяне дорвались до солнца. Подобрали голосующую пару с собачкой. При посадке Она очень суетилась, будет ли у нас сдача с 500 руб. я сказала что-то вроде «С ума сошли, садитесь!» Ей, видимо, показалось «тысяча»,  - «нет, нет, тысяча это очень дорого!»  Сер сказал: «Кто вообще говорит о деньгах, садитесь». И стал развивать теорию, что с женщин кто же деньги берет, хорошо не успел договорится, что им наоборот платят, неизвестно, как бы на это отреагировал попутчик. Разговорились. Спросили, так ли мы едем на Онегу. «Как это вы едете на Онегу, и не знаете, куда?» в общем нас, как почти всегда, не поняли, но были очень благодарны за бесплатный подвоз (и сколько бы с них было взять за этот километр?). Преисполненные благодарности, вылезли с добрым напутствием «Обязательно сегодня искупайтесь».

Пообедали на озере без названия справа от дороги. Рыба не ловилась. Поплавок уплыл, но был пойман.

13-50 едем дальше.

Минводы Куртяево. Народ с бидончиками.

Крутой спуск. Пошел песчаный лес. Едем по «тракторной колее», а затем и по «просеке» (судя по картам Генштаба), шириной метров 5-7 .

Купание в долгожданной Сюзьме. Накрапывает. Пасмурно. После купания хоть проснулась.

16-00. Развилка  Онега – Нижм-озеро. Мотоциклисты в накомарниках и с торбами. Серьезный дождь, просто стеной.

17-30. Застряли в песке на берегу Белого моря. Отлив. Откопались, перекусили. Сер разговаривал с местным о дороге, тот звал ночевать к себе на дачу. У нас все есть, нам ничего не надо!

Нас. пункт Ручей Каменный.

Море совсем вдоль дороги, но подойти практически негде. Очень напоминает Ладогу и Финский залив. Из-за дождя рассмотрен вариант ехать до упора, спать, где встанем на ночь, можно и без горячего, тем более, что есть горячительное. Между струйками, отряхнув морской песок, сходила в придорожный магазин за огурцами (два дня мечтаем!) и селедкой (один день). Нынешняя погода – нам расплата за два жарких солнечных дня и, как говорит Сер, за отсутствие трудностей.

Поплутали в Онеге, чуть не уехали в чисто поле, вернее, в грязно поле, потому что малыш теряется в сплетении деревенских улиц. Взяв «языка», выяснили, что наше направление – к Арктике. Когда нашли главную, за хозмагом «Арктика», она (дорога) оказалась вполне асфальтовой и мы зря ругали местные особенности.

18.40. Выехали к реке. Река, естественно, тоже Онега. Широченная, можно принять за озеро. По берегам в некоторых местах настоящие плавни. Долго искали какой-нибудь съезд к реке. Слишком близко к городу не хотелось, а потом все не было и не было. Наконец, увидели съезд, вернее сказать въезд – крутая дорога вправо. Я пищала, что после дождя скользко, мы забуксуем, поскользнемся, упадем, ну в общем, как обычно. Сер, как обычно, снисходительно хмыкал и уверял меня в практически безграничных возможностях Соболенка. Естественно, мы въехали, но потом пошел узкий тоннель из то ли орешника, то ли ольхи, куда едем, совершенно не видно. В конце концов выехали после равноценного подъему крутого спуска на приличную стояночку-террасу (к воде спуск крут и некороток) с кострищем и травой по колено. Дождь прекратился, но мы сразу же стали оборудовать стоянку в расчете на все возможные варианты погоды. Т.к. морозилка в пути работать отказалась, замороженное мясо растаяло и с ним надо было что-то делать. Сер ушел на воду, а я примеряла на себя роль мясника, сдирая шкуру со свиньи и разделывая ее на стейки. К вечеру распогодилось, стало проглядывать солнце и мы даже сняли тент, прикрыв им сложенные в кучу вещи. Да, не написала, Сер грозился гонять меня в спальню через переднее сиденье, чтобы не трогать тент, защемленный боковой дверью, и сжалился, вернее, одумался, после того, как я спросила: «А ты как будешь?» Вот они, двойные стандарты!

День 4-й

Незванный гость. Незванный гость.
Вот такой мост. Вот такой мост.
Лекшмозеро Лекшмозеро
р.Онега. р.Онега.

15.07.09.  4.15. меня разбудили и я это простила, потому что к нам пришла лиса. Наверное, подросток, Сер говорит, взрослая так бы не подошла. У нас оставались косточки от вчерашнего, а Сер по моему недосмотру кинул ей и мяса. Мокрое от росы и не пушистое создание очень походило на дворняжку, если бы не толстенный совершенно не собачий хвост. Очень страшно было подходить к нам, вернее к тому, что мы ей предлагали. Сер уверял, что это девочка. Когда косточки кончились, в отчаянии, чем бы ее задержать, я дала Сер черного хлеба (мне, естественно, было не до кормежки, у меня в руках был фотик). И она его ела!!!

5.55. Чего там досыпать, собрались и поехали. Дорога (не дорога, трасса!) на протяжении  долгого времени была изумительная, а тут пошли непредвиденные, частые и совершенно никчемушные «полицейские»: мелко закопанные трубы, слегка прикрытые асфальтом.

1500 км на спидометре.

6.18. асфальт кончился неожиданно. Грунтовка нормальная, но писать дневник сложно. Вчера вечером выглядывало солнце, было очень хорошо. Утром были намеки на солнце. Сейчас совсем мрачно. От тряски и влажности отвалился от стекла навигатор.

6.40. проглянуло солнце. 6.55. вышло из-за туч! Свернули на хорошую дорожку направо к реке

Оказалось, к пристани. На приколе стоят две спящие машины.

У нас от тряски с одной стороны оторвался бампер по сварке. 8 часов. Остановились прямо на дороге прикрепить бампер и позавтракать. Вокруг нас тут же начала виться безумная мошка, то ли не той породы, то ли неполовозрелая: везде заползает, щекочется, но не кусается.

Дорога грунтовая, «строящаяся», едем 70 км/час, по навигатору едем рядом с дорогой. От Глазанихи свернули на Б. Бор, через Халла на Ярнему. Жизнь не оставила выбора, ехать вдоль реки или на Савинский: вдоль реки дороги нет никакой вообще. До Ярнемы очень красивые места. После – дорога песок, грейдер, песок, глина, однообразно все. Я уснула. Свернули на Б. Самгозеро. Берег в камышах, пролом для лодки. Оставаться не стали.

По карте озеро, а по жизни – песчаный карьер. После него  - хорошая дорога, возможно, к озеру. По карте Т-образный перекресток, направо Савиново, нам налево. Приехали к перекрестку, указателей нет. Направо бетонка, производственные корпуса, трубы. Оказалось, нам надо было налево.  Проехали мимо  режимного предприятия, как оказалось, Савиновский цементный завод. По ОЗИ  бетонка была красной, тот асфальт, по которому мы едем – белый. Как нам сказали, по бетону немного ближе, но нам ближе по асфальту. Так не раз бывало: по карте тонкая черная дорога, в жизни – просто прекрасная.

10.46. Связи нет.

Шевеца. Едем точно на юг.

Плесецк. Мирный виден через деревья, но ни одной дорожки влево.

11.40. Сумасшедший ливень. На юго-западе проглядывает голубое небо, на ю-в тоже, что вселяет надежду. Серый асфальт неожиданно сменился красным. Сер принял его за грейдер. Новая порция ливня. Через 10 мин. на треть синее небо, сухая дорога. Около 15 час остановились перекусить на Онеге. Сплошные населенки. Нашли дорогу к реке, оказалось просто через поле к лесу, а от «стоянки» до реки – глубокий спуск. Я от прошлой стоянки до этой спала. На прошлой Сер пытался удить – 0. Я почитала Хмелевскую и изнемогла после 4-часового подъема. Увез меня спящую, оставив одну хрустальную туфельку (резиновый шлепанец) в цветах и травах. Сер опять пошел с удочкой, а я ленюсь так ГЛУБОКО идти. На меня не похоже.

Каргополь. 16.12. – 16.35. – экскурсия по городу. В общем, большая деревня. Про церкви надо будет подробнее посмотреть в инете. Понравилось оформление детского сада.

Солнечно и жарко. 17 час. Дорога то асфальт, то плиты, то грунтовка…

17.18. Река Лекшма с кувшинками.

Знак «извилистая дорога - 26 км». Хоть асфальт.

17.30. Кенозерский нац. парк. Перед въездом озеро прямо у дороги. Расценки на посещение, ловлю рыбы и др. Деревянный крест. За 26 км единственная дорога вправо и та со шлагбаумом. Даже тропинок нет. Выехали к озеру. Все в частных домах. Где кончаются дома, начинается платная рыбалка.

18.10. Въехали в Карелию. Пошел асфальт. Затем такие знакомые грунтовки – совсем другие. Архангельская область внешне не сильно отличается от среднеруссой полосы, по-своему хороша и интересна, но 1 раза хватит.

18.45. Остановились на безымянном озере в Карелии (вправо от Усть-реки). Ветерок, отсутствие подлеска и высокой травы. Комаров пока нет, мух мало.

Как оказалось, и комаров и мух достаточно, но ощущение, что вернулись в любимые места, сглаживает эти неприятности. На ужин жарили мясо. На ночной ужин варили уху из пойманного Сережей.

24.03. Еще розовый закат и достаточно светлые сумерки. Заготовленные фонари точно не нужны.