Общие сведения

Сокращенный вариант маршрута от пос. Тикша, это короче на 90 км. От поселка Тикша начинается наиболее сложная часть маршрута. Известен, также, вариант прохождения, отличающийся более простым и коротким начальным участком: ст. Муезерский - р. Муезерка - р. Чирка-Кемь - пос. Боровой; 135 км, 7 - 9 ходовых дней. Часть пути от Сонозера до Тикши при прохождении не сложная. Сложность порогов и шивер возрастает постепенно. На маршруте нет больших озер, стоянки можно организовать как на берегах озер, так и на реке. Берега реки сухие, много мест для стоянок.
Средний уклон Чирка-Кеми от оз. Хавдаярви до Юшкозера 0,45 м/км. Наибольший уклон на участках от оз. Шулгоярви до р. Муезерка - 0,8 м/км, от оз. Челгозеро до оз. Вернее Тахколампи - 0,85 м/км, от р. Растос до разбоя Шалсари - 1,1 м/км. Наименьший уклон от реки Муезерка до Челгозера - 0,05 м/км. Распределение стока: июнь - 132%, июль - 98%, август - 70% от среднего летнего. По величине расхода воды, а, следовательно, по характеру препятствий и технике их преодоления маршрут может быть разбит на три участка. На первом - до Калмозера, средний расход воды летом составляет 12 м3 \сек, эта величина типична для малых рек Карелии. Ширина реки здесь около 20 м. На втором участке - до устья р. Растос, расход составляет 44 м3 \сек, на третьем - 110 м3\сек. Ниже Челгозера река имеет ширину от 80 до 150 м, лишь в порогах сужаясь до 20 - 50 м. Требуется умение вести байдарку в лабиринте камней, и навык управления ею в мощных валах и сливах. Особое значение имеет наличие надежной страховки.
Подъезды
Тема: Как добраться. Транспорт

До станции Сонозеро, Западно-Карельской ж\д можно доехать как от Петрозаводска, так и от Санкт-Петербурга. Из Кирова более простой и дешевый способ заброски - через Санкт-Петербург (все данные о времени отправления поездов и стоимости билетов составлены на август 1997 г.). Все поезда на Санкт-Петербург из Кирова уходят утром с 6 до 12 ч., поезда идут 20 - 22 часа. В Петербурге они будут рано утром. Стоимость билета на скорый поезд 140 т.р. Далее необходимо переехать с Московского на Финляндский вокзал, где заранее можно купить билеты на поезд Санкт-Петербург - Костомукша. Билеты можно купить и заранее в Кирове. Только необходимо согласовать отправление поезда по времени, т.к. в летний сезон время отправления поезда может смещаться. Отправление по расписанию 14:44 или 16:04, стоимость билетов 83 т.р. до пос. Муезерский. Прибытие на станцию Сонозеро около 6 часов утра. По ходу следования поезда возможна проверка документов пограничниками, особенно на Карельском перешейке, могут потребовать разрешение на въезд в пограничную зону ( М.П.: с погранцами лучше не связываться).
Техническое описание

От станции Сонозеро можно пройти через пос. Волома (почта, магазины) к юго-восточному заливу оз. Хавдаярви, откуда вытекает Чирка-Кемь. Но удобнее и короче путь на север, вдоль ж\д полотна. В километре от станции к ж\д подходит справа лесная дорога, по ней удобно идти до самой реки. Дорога обрывается у разрушенного деревянного моста через реку, который находится в 100 м ниже ж\д моста. Здесь удобное место для стоянки и сбора байдарок. Через 1,5 км после стоянки - короткий порог П1. Его лучше осмотреть. Ниже два небольших переката, через 1 км короткий П2 ( кс - 2 ). Осмотр справа. Порог расположен на левом повороте. Проход от центра к правому берегу и в правый слив. Слева много подводных камней, на заходе тоже есть камни. Слева можно пройти на катране. Через 4 - 5 км мощный завал, обнос слева ( 200 м ). За ним мелкий перекат П3 на левом повороте. Затем мост, а перед ним крутой перекат П4, который можно осмотреть. Дальше тянутся луга и через 2 км река входит в оз.Верхнее Шулгоярви. На южном берегу есть хорошие стоянки: сосны с пляжами. До этих стоянок 12 км от начальной точки. Места черничные, попадается морошка, грибов мало. Через 2,5 км оз.Нижнее Шулгоярви, за ним мелкий перекат, а еще через 4 км порог П5 ( кс - 2 ) на левом повороте. Длина его 150 м, осмотр справа. Заход сложен из-за малой глубины потока. Порог вначале засорен камнями, притопленными в воде. Проход удобен от левого берега и далее в центр струи, подальше от левого прижима. Средняя и нижняя части порога имеют чистые невысокие валы до 0,7 м и не сложны в прохождении. После 10-километрового плеса начинается шестикилометровый участок порогов - Мансельгский каскад ( П6 - П12 ). П6 ( кс - 2 ) осматривается справа. Длина 100 м, есть место для стоянки. П7 ( кс - 2 ) - мелкая шивера длиной 350 м с крутым выходом. Через 300 м, за правым поворотом - П8 “Сухой” ( кс - 2 ) : мелкая шивера длиной 300 м. Осмотр справа. На выходе требуется проводка. На этих порогах, даже в уровень выше среднего, очень мелко, приходится выходить из байдарки для проводки. Фарватер запутанный. Камни полузатоплены, гладкие. Сливы и валы не значительные. Перекат П9 вдвое короче “Сухого”, проходится без осмотра. Сразу после переката находится порог П не обозначенный в лоции ( кс - 2-3 ). См. рис. Справа на холме можно сделать стоянку. Это удобно, т.к. далее следуют 3 порога ( кс - 3 ). До этой стоянки от предыдущей 22 км. Она удобна для того, чтобы осмотреть как следует этот порог и следующий через 300 м порог “Грядовый”. Со стоянки удобно перенести упаковки в заводь за “Грядовым”, и на облегченных байдарках пройти 2 порога. Первый порог можно идти по центру, уклоняясь от обливных камней. В конце 2 гряды, на первую заход от центра направо и по струе на 2-ю гряду, где между 2-мя большими обливняками слив 0,8 - 1 м, валы в пороге 0,5 - 0,7 м. П10 “Грядовый” ( кс - 3 ) расположен на правом повороте, имеет крутое падение. В конце его слив более 1 м. Осмотр справа. Проход от центра вправо, перед первой грядой снова в центр и затем резко вправо в слив, очень аккуратно, может бросить на левый валун. См. рис. Относительно несложный П11 можно проходить без осмотра. Через 1 км за правым поворотом серьезный порог П12 “Валунный” ( кс - 3 ) длиной около 200 м. Осмотр справа. Проход по центральной струе. Ближе к выходу надо уходить влево и проходить, или у самого берега, или вплотную к валуну на самом выходе. См. рис. У порога и ниже его на протяжении 5 км - хорошие места для стоянок на красивых сельгах. Через 3,5 км после порога в русле находится остров с перекатом ( проход по перекату справа ), затем встретятся два завала. Через несколько км безымянное озеро. Вход в него перекрыт завалом, но 300 м выше есть прокоп, ведущий в обход завала через небольшую ламбину. Берега озера заболочены. За 300 м до прокопа есть очень хорошая стоянка на левом берегу около избушки рыбаков. Изба плохо видна с реки. Ориентир - небольшая заводь слева и протока в маленькое озерцо на берегу которого стоит изба. До этой стоянки 12 км. Есть грибы и ягоды. На следующий день можно заранее найти прокоп в ламбину. Из ламбины в озеро нужно по суше переносить байдарки ( 150 м ). В 1,5 км ниже встретится 300- метровый перекат П13, затем несложные П14, П15 и короткий крутой порог П16 с островом в русле. Здесь может потребоваться проводка. Через 3 км небольшой перекат у острова, затем островной разбой, в нем порог П17. Осмотр справа. У первого острова на плаву или в проводку можно пройти правым берегом, затем у второго острова, соединенного с берегом мостами, надо уйти в левую протоку, т.к. завал на мосту справа опасен. Дальше река течет около 7 км в низких берегах до П18 “Сухой - 2” ( кс - 2 ). Длина его около 1 км, требуется осмотр выходного участка. П19 проходится без осмотра. Через 2,5 км слева залив со стоянкой на высоком берегу. Неподалеку отсюда, в стороне от реки - уютное озерцо. До этой стоянки 19 км.
Техническое описание (продолжение)

Через 4 км несложный П20, затем ряжевая стенка и правый поворот, за которым расположен порог П21 “Ряжевый” ( кс - 3 ). См. рис. Длина его около 400 м. Много камней, плит, на выходе гряда с проходом под правым берегом. Осмотр слева. Ориентир на порог - ряжевая стенка справа, за которой начинается порог. Первая часть порога на правом повороте. Проход поворота ближе к левому берегу, т.к. центр сильно засорен камнями, далее в центр и проходить левее обливной плиты. В средней части по центру по валам через 2 гряды, после 2-ой гряды резко влево в слив между двумя камнями, по центру можно пройти на Катране. После порога, ниже по реке несложные порожки П22, П23. Через 2 км после П23 слева виден металлический балок, отмечающий устье р.Муезерка. В километре не доходя устья - остатки деревянного сгоревшего моста. От устья 8 км тихой воды до оз.Монсаярви. На правом берегу озера есть стоянки на пляжах. Выход из озера вплотную к правому берегу, правее острова и далее до Калмозера, где также есть удобные стоянки на восточном берегу озера. До этой стоянки 28 км. От нее по дороге можно пройти до пос.Тикша, чтобы пополнить запасы продуктов. До площади с магазинами от стоянки около 3 км. Магазины открываются в 11 часов, есть почта и отделение связи. Далее по озеру на север. Через несколько километров река проходит под мостом у дер. Андронова Гора и через 4 км впадает в Челгозеро ( саам. “Грядовое” ). На южном и восточном его берегах есть стоянки. До этой стоянки 10 км. Обозначенной избы нет, но место очень удобное. Здесь можно сделать дневку или полудневку. Около стоянки много черники, голубики, морошки и много рыбы. Очень красивое место. Выход из озера прямо на север. От выхода через 3 км встретится небольшой перекат под строящимся ж\д мостом, не обозначенный на карте. Через 300 м несложный порог П24 “Нахко” ( саам. “Сиговый” ) ( кс - 1 ). Его можно идти с ходу без разведки. Ориентир в пороге - остров, который надо обходить слева, т.к. справа протока, которая заканчивается завалом камней. Сразу за порогом левый поворот и порог П25 “Лоухи - 1” ( кс - 1 ). Он также несложен, но можно осмотреть. Вариантов прохождения несколько. Похож на каменистый перекат с валом до 0,5 м. Через 1,5 км - мост лесовозной дороги. За мостом перекат. Через 1,5 км порог П26 “Хауда” ( кс - 4 ) длиной 150 м. См. рис. Ориентиром порога служит ряжевая стенка слева. Осмотр порога с ряжа. Состоит из двух ступеней. Между ними, практически, нет никакого затишья. Первая ступень - загромождение русла реки подводными камнями. Они лежат глубоко и между ними есть удобный вход в порог, валы около 0,7 м. Вторая ступень более мощная. Вода, отталкиваясь от ряжа, мчится с большой скоростью ( ок. 25 км\ч ) в центр слива, через подводную плиту, за которой образуется пенная бочка и валы до 1 м. Пройти можно почти по всей ширине реки. Слева у выхода, вплотную к ряжевой стенке, косая бочка, туда лучше не соваться. Сразу за порогом, справа хорошая стоянка.
Техническое описание (продолжение)

Через 1,5 км связка порогов “Кривой” и “Тахко” ( кар. “Жернов”). П27 “Кривой” ( кс - 4 ) расположен на крутом левом повороте, длина его около 250 м. См. рис. Причалить лучше за 50 м перед первой ряжевой стенкой справа. Порог довольно сложный. Разведка лучше с правого берега. Река в нижней части порога зажата скалами. На правом берегу 2 ряжевые стенки, на второй есть прижим, за последней стенкой суводь, очень мелко, лежат камни. Прижим также на повороте к скале на правом берегу. Каменные гряды и валуны создают несколько каскадов. На повороте вода несется через подводную плиту, образуя пенную бочку, почти во всю ширину реки. За бочкой стоят валы до 1,5 м. Вход в порог возможен из любой позиции. Дальше требуется проход ближе к правому берегу. Выход из порога лучше у левого берега между двух бочек по краю валов. Обязательна нижняя страховка с воды или с берега, т.к. в 200 м ниже расположен порог П28 “Тахко” ( кс - 4 ) со сливом водопадного типа около 2 м. См. рис. По большой воде порог практически не проходим на байдарке. Слева в пороге ряжевая стенка и прижим к ней. Справа небольшой залив, за ним островок в русле и протока, по которой можно осуществить проводку байдарок. По центру порога несколько гряд с высокими валами и в конце слив через подводные плиты образующие форму дуги. Вода, падая с плит по центру, справа и слева образует большой пенный котел, который очень опасен как для людей, так и для байдарок. Технически грамотные экипажи могут пройти порог под левым берегом, в 3-х м от ряжевой стенки. Ближе под водой находятся острые камни - зубья. Здесь необходимо вначале двигаться ближе к левому берегу, а затем стрелять вправо в косой слив, в край пенного котла и далее по центру по валам. Можно, также, пройти с правой стороны, как можно ближе к острову минуя стороной котел. При осуществлении проводки нужно следить за движением байдарки, очень много острых камней. Между порогами можно устроить стоянку на высоких скалах правого берега с отличным видом на реку. После “Тахко” также есть хорошие стоянки на правом берегу. Ниже на протяжении 16 км идет широкий плес с высокими берегами в котором выделяются Верхняя и Нижняя Тахколамбины. Участок довольно живописный, хороша здесь и рыбалка, много ягод. Хорошая стоянка в 1,5 км после “Тахко” на правом высоком берегу. До этой стоянки 12 км. Хорошие стоянки есть на острове Верхней Тахколамбины и на правом берегу в конце Нижней Тахколамбины, в районе бараков Келлогора. В 2-х км после впадения р.Няугу расположены пороги “Ледмозерские”. П29 “Ледмозерский - 1” ( кс - 2 ) - это шивера длиной 150 м на крутом правом повороте; слева ряж. Осмотр можно проводить и слева и справа. Через 400 м - П30 “Ледмозерский - 2” ( кс - 2-3 ) - короткий порог со сливом около 1 м в сужении. В пороге валы до 0,7 м. Проход почти по всей ширине реки. После порога на левом берегу хорошая стоянка. Дальше небольшой разбой в русле. Через 3 км слева впадает р.Хяме, вытекающая из озера Нюк. Через 600 м также слева впадает р.Растос. В этом районе хорошие стоянки,рыбные и ягодные места. Очень хорошая стоянка на правом берегу на покатой скале, уходящей в реку. Здесь удобно сделать дневку. Со стоянки красивый вид на реку и окрестности. Через 200 м на правом берегу также неплохая стоянка. До этих стоянок 20 км. Недалеко отсюда в 300 м от устья Растоса на правом берегу дом и усадьба рыбака на месте бывшей деревни Чирка-Кемь. После устья Растоса идет плес 8 км с островами в русле. После последнего острова - П31 “Кильбо” ( кс - 2 ) - шивера длиной 200 м с правым поворотом, порог сильно засорен камнями. Можно идти с ходу или осматривать с правого берега. Через 1,5 км островной разбой. Через 2 км на левом повороте несложный порог П32 “Омос”, а перед ним перекат. Через 1,5 км порог П33 “Нукутт” ( саам. “Косогор”) длиной 300 м ( кс - 3 ). Справа на пороге ряж, на входе и выходе мощные сливы до 1 м. Осмотр справа. Проход по центру по валам через 1-ю гряду, валы до 1 м. Дальше небольшое затишье с невысокими стоячими валами до 0,5 м. Затем через 2-ю гряду можно идти или по центру, или ближе к правому берегу. Далее следуют простые П34 “Битуш”, П35 “Руах”, П36 “Железные ворота”, П37 “Островной”, здесь небольшой остров со стоянкой. Затем П38 “Вигитус”, П39 “Грядовый”, справа есть стоянка, за левым поворотом П40 “Ручей”. Все пороги несложные, проходятся без разведки. Маршрут прохождения выбирается на месте.
Техническое описание (продолжение)

После “Ручья” за правым поворотом порог П41 “Елоха” (саам.“Безжизненный” ) ( кс - 3 ) осматривается справа. Прохождение по центру. Камни глубоко и не опасны. Валы до 1 м. Под порогом желательна страховка байдаркой, ибо через 200 м начинается сложный П42 “Рокконе” ( “Щелевой” ) ( кс - 4 ). См. рис. Длина порога 300 м. Осмотр справа. Порог мощный и каменистый. Заход от правого берега к левому, но не очень близко, т.к. слева прижимает к заливу с камнями, может бросить на камни. После первой гряды уходить в центр и маневры в обход камней и плит. На предпоследней гряде, если идти по центру, байдарку разворачивает влево, необходимо быстро выравниваться и уходить влево, т.к. на последней гряде мощный слив с камней и плит. Справа идти опасно, т.к. можно сесть на плиту или перевернуться в сливе. В пороге валы до 1 м. В 1 км ниже в русле большой остров с красивыми берегами. Хорошая стоянка есть на входе в правую протоку, а также в окрестностях на высоких берегах. Со стоянки открывается красивый вид. Грибов нет, ягод мало. До этой стоянки 20 км. Правая протока через 1 км заканчивается крутым маловодным порогом, поэтому остров лучше обходить левым рукавом, где расположены короткие П43, П44, П45 “Сосновые пороги”. Эти пороги несложные, сложность лишь в том, что 2 из них расположены на крутых поворотах и необходимо траверсировать струю ( в низкую воду может потребоваться проводка ). Далее на реке несложные П46, П47, П48 и островной разбой Шалсари, называемый “Сотые острова”. Маршрут прохождения разбоя можно выбрать самим. Есть неплохие стоянки на правом берегу. После Шалсари простые пороги П49 “Елисей” и безымянный порог П50. Затем километровый П51 “Олений” ( кс - 3 ), представляет собой шиверу с несколькими крутыми поворотами. Ориентир порога - ряжевая стенка справа. Порог можно идти без разведки. При прохождении нужно несколько раз выполнять траверс, хотя камней, практически, опасаться не приходится, они глубоко. На выходе слив через гряду. Этот участок можно осмотреть. Чуть ниже простой порог П52 “Лоухи - 2”, идется без разведки, потом перекат и 200-метровый П53 “Горшок” ( кс - 3 ) с двухсторонним ряжем. См. рис. В пороге 2 слива, мощные валы. Осмотр справа. Причалиться можно в заливчике перед порогом. При подходе виден ряж на левом берегу, он перекрывает почти половину реки. Поэтому река, поворачивая вправо, сильно прижимает к нему. Вдоль ряжа стоят валы, а в конце слив с плиты. Дальше вода ударяется в ряж с правой стороны и делает резкий левый поворот, где скатывается со второй гряды. Прохождение можно осуществить несколькими вариантами. Один из вариантов - от центра по валам, ближе к левому ряжу, вдоль него через первый слив, и резко выгребать влево, иначе река прижмет к правому ряжу. Далее через второй слив и по валам. Валы до 1 м. Через 500 м порог П54 “Ялгоне”, простой идется без разведки. Начиная от этого места до Юшкозера, по берегам встречаются невысокие песчаные террасы с сосновыми борами. В километре от “Ялгоне” - последний перед пос.Боровой порожек П55. Далее 5-км плес, небольшое уширение реки с островом и левый поворот, после которого есть хорошие стоянки на левом берегу до самого Борового.
Выброска

Для выброски лучше встать поближе к поселку у насосной станции, откуда по дороге 500 м до поселка и 1,5 км до ж\д станции. Стоянка очень удобная, есть грибы, ягоды. Отсюда можно сходить в поселок в магазин и на станцию - сверить расписание поезда. Поезд № 961 Юшкозеро - Ледмозеро, отправление в 17:24, стоянка 5 мин, ежедневно. Касса работает с 9:45 до 10:15 и с 16:30 до 17:00, билет до Санкт-Петербурга стоит 88,500 р. В Ледмозере поезд переформировывается из Костомукшинского и Юшкозерского. Поезд приходит в Питер в 12:30. Из Питера можно уехать по четным числам на Свердловском ( 14:08 ), Акмолинском ( 16:25 ) и Ижевском ( 21:10 ); по нечетным числам на Свердловском, Нижнетагильском ( 15:30 ) и Челябинском ( 16:25 ). Билеты лучше купить заранее. В Киров все поезда прибывают днем, что очень удобно.

Комментарии
Adrew04.06.18, 23:03
Здравствуйте Александр,Спасибо большое за подробное описание со 
схемами порогов, что особенно полезно, не могли бы добавить на чем шли?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал Александр Леушин