Незабываемые именины

Теперь вниз Теперь вниз
Снегурочка... Снегурочка...
Дядя Фёдор Дядя Фёдор
Кравопийец ) Кравопийец )
Папа с дочкой Папа с дочкой
Падшие ангелы Падшие ангелы
Вход в пещеру Вход в пещеру
Алёна в шоке Алёна в шоке
Первые шаги Первые шаги
Спуск Спуск
Потолок ледяной... Потолок ледяной...
Эротический зал Эротический зал
Огонёк Огонёк
Хранительница музея... Хранительница музея...
Подземное царство Подземное царство
Заползень... ) Заползень... )
Нагуляв за зиму завидный жирок, не могу влезть в снаряжение. А благодаря пущенному кем-то слуху, что я уже и так почти инструктор, начинаю спуск по верёвке без беседок, карабинов и прочего жизненно-необходимого спелеологу снаряжения. Увидев, как я это делаю, инструктор предложил забрать у меня и верёвку, но я за неё держался крепко.  По мере спуска ощутимо смеркалось. Скоро нас озарял лишь холодный свет светодиодных налобников. Кстати, в этом свете чудесно выглядят огромные нароста инея на сводах пещеры, которые, после вчерашнего, оказались ещё и изумительно вкусными.
При спуске в пещеру надо помнить о запасах воды. А так как, собирались попить там чай, и нести воду в гору не хотелось, надо было взять снега, благо он в горах чистый (если не жёлтый).  Но он даёт очень мало воды, а бегать туда-сюда не хотелось. И тут очень удачно оказалась перед моими глазами сосулька. Ледяной сталактит у входа в пещеру был немедленно отломан жаждущим организмом и со всей бережностью и тщательностью спущен на верёвке в щедрые алтайские недра.
После недолгого путешествия меж камней и темноты, мы собрались в уютном зале, где было решено устроить чаепитие. На полу уютного зала тут и там торчали фаллические ледяные сталагмиты, всем своим видом показывая, что они о нас думают в связи с отломанным собратом. Здесь сосулька была поломана и аккуратно уложена в котелки. Один котелок был поставлен на горелки, другой оставлен «прозапас». Инструктор уверенным движением руки обозначил направления ползаний, и мы разбрелись по извилистым трещинам и проходам, дивясь на красоты и стараясь не беспокоить местных жителей. Сделав пару мертвых петель в хитросплетении лазов, остаюсь «дежурить по кухне». Подкидывать лёд в котелок и поглядывать на огонь дело не хитрое, поэтому остаётся свободное время, чтоб помучить гитару. По сравнению с поверхностью +5 в пещере просто жара, однако пальцы не стремятся попадать по струнам, аккорды и слова вылетают из головы, приходится импровизировать. Через полчаса понимаю, что от моих не в меру лирических произведений друзья расползаются всё дальше, прячась в самых тёмных и недоступных гротах под камнями. И действительно, через 10 минут после конца концерта, единственным невольным слушателем которого не повезло быть моему напарнику по дежурству, народ стал медленно, но верно подтягиваться «к нам на огонёк».
Кстати, об огоньке. Среди светодиодных чудес китайско-светильной промышленности был у нас и карбидный фонарик, освещавший окрестности живым горячим огоньком. Достался он дочке инструктора. Во время чаепития я опытным путём установил, что на этом огоньке удобно и чай подогревать. Правда хозяйка огонька всё время крутила головой, и не понятно, как я, стремясь держать кружку над пламенем, не облил её свежим кипятком. Впоследствии я её саму нарёк огоньком.
Сделав несколько контрольных проползов и фотографий, собрались домой, в Старокаракольскую. После поиска подходящего места, приступили к масштабным каменно-земляным работам. Работы было решено проводить в масштабе двух палаток. Не совсем ровный пол был ещё более разнеровнян крупными камнями, затем ещё немного мелкими, потом сверху насыпали глины. Как и ожидалось, две палатки не вошли. Причём одна сразу по высоте и ширине. Но когда это нас останавливало? Тут повертели, там подсыпали, немного пошевелили и вот ночлег готов. Правда в окно палатки капает редкая капель, а  с краю можно спать только по пояс – остальная часть тела проваливается в яму. Решив, что для первого опыта ночёвки в пещере это самое подходящее, перешли к торжественной части.
Торжественная часть заключалась в распаковке, расстановке, разогреве всяческой вкусной всячины, апофеозом которой стали два торта и пельмени. Правда, один торт всё-таки вернули на базу, но это потом.  Рассевшись и разлёгшись вокруг стола из пары валунов, начали говорить смешные глупости и банальные пожелания. И не банальные тоже. Народ заметно веселел, поглощая сладости, фрукты и пельмени с чаем, да и не только с чаем. Были зажжены свечи, подарены подарки, выпито за здравие и за горы, за «ещё не раз» и за «чтоб всегда так». Сидя под каменной плитой в несколько десятков тонн, от всего этого получаешь огромное удовольствие.
После бурной и весёлой основной части банкета было принято решение продолжить изучение пещеры группой энтузиастов, в составе Огонька, опытного раздолбая и меня. Сидеть-лежать на камнях довольно прохладно даже попивая чай и другие горячительные напитки, так что тело было радо физической нагрузке. А при виде одной дырочки, в которую нам предстояло протиснуться, я не только согрелся, но и, признаться, вспотел. В дальнейшем эта дырочка была описана очевидцем примерно так «да туда и ботинок его не пролезет».  Ботинок имеется в виду мой, 46-го размера.  Однако и ботинок, и его напарник - второй ботинок, а так же вся одежда вплоть до каски (и их содержимое) после нескольких неописуемых движений были втиснуты куда надо и передо мной открылись новые, невиданные ранее мной красоты. А вообще, там такие красоты на каждом шагу, боишься на них наступить или каской задеть, поэтому лучше смотрите на фотографиях и понимайте, что это надо видеть лично, с глазу на глаз. Или вообще их не видеть и жить спокойной серой жизнью. Так что на красотах заострять внимание не буду, а лучше скажу отдельное большое спасибо каске. Каска в этом деле всему голова!  Ну в этом вы можете убедиться сами, а мне предстояло ещё вытеснуться оттуда, куда я недавно с таким трудом втиснулся. Удалось на удивление легко. Но не всем. Страшновато оставлять друга затычкой в горе. Однако наши страхи его не волновали, и он эгоистично оставался в застрятом состоянии. Из этого состояния его вывели, пообещав вытащить за уши. После возвращения к столу эта история была преподнесена изумлённым и слегка разомлевшим зрителям  в изложении каждого участника, потом ещё раз хором, затем в виде сценки, где каждый самого себя и сыграл, а в заключение ещё один, контрольный раз, для закрепления. Под впечатлением от рассказа, ещё двое смельчаков решились пуститься вслед за мной и Огоньком. В этот раз подходящих для застрявания мест мы не нашли, или спокойно проползали или просто не помещались. Наверное, просто уже хотели спать. После этих похождений осталось посидеть за кружкой чая и других напитков, поболтать и подремать с шоколадкой в руке. Наконец, и это надоело и даже самые стойкие отправились спать.
Сон в пещере – дело интересное и довольно интимное, особенно первый раз. Правда первый раз получается как-то не очень, хотя я довольно легко уснул. И так же легко проснулся от холода. Мёрзло лицо, остальное было предусмотрительно защищено тёплым шерстяным костюмом и спальником. Согреться помогли соседи по палатке. Пригревшись, я с благодарностью начал греть в ответ. Грел старательно, даже с усердием. Правда, на утро были жалобы, что спать было жарко, зато никто не замёрз. Более подробно излагать события той ночи не буду, дабы не смущать участников событий и читателя. После сна наступило утро. Утро в пещере – это когда просыпаешься, а вокруг  темно. А поскольку в пещере темно всегда, утро – это когда просыпаешься. Таким образом, в пещере всегда просыпаешься утром.
А утром (обычным, общегражданским) нас ждал автобус. Как показал осмотр часов при пробуждении, ждал он нас уже часа два. Поэтому неспешно позавтракав остатками вчерашнего банкета, мы свернули ставший родным лагерь и выбрались на свежий воздух, на котором, оказывается, вполне различается время суток и, вероятно, времена года. Путь под горку был одновременно и веселее и грустнее. Вроде и идти легко, и уходить не хочется. Шёл замыкающим, делая вид, что подгоняю шедших прямо передо мной инструкторов. Остальные вырвались далеко вперёд.
На базе нас ждал вкусный, сытный обед. Топилась банька. С большим удовольствием переоделись и поели. Перед баней у нас оставалось ещё пара часов. Повалявшись на кроватях и поделившись впечатлениями, отправились смотреть Денисову пещеру.
Денисова пещера, между прочим, международный памятник археологии, а список её обитателей легко может превзойти по объёму, например, данный текст. А если с их историями, да с картинками, то и с Войной и Миром потягается. Однако в плане модного нынче экстрима, Денисова пещера едва ли может потягаться с туалетами, расположенными вдоль дороги в это замечательное место. По крайней мере в том виде, в каком мы застали и то, и другое. До пещеры инструктора с нами не пошли. Поэтому дорогу нам показывали две местные собаки. Они радостно бежали перед нами по дороге, а затем свернули резко в кусты. Я сообщил им, что сугробы вперемешку с кустами не лучший путь для нас, поэтому собаки выбежали на дорогу и побежали дальше, улыбаясь и виляя пушистыми хвостами. Мне даже показалось, что одна из них кивнула.
- Какие умные, - подумал я. Через несколько десятков метров мы оказались у лестницы, ведущей прямиком к входу в пещеру. Мы дружно поднялись и увидели таблички «С животными вход воспрещён». Наши проводники же явно намеривались войти вместе с нами. Мы их уговаривали  минуты две. В ответ на наши объяснения они лишь улыбались, с таким видом, будто мы шутим.
-  Какие глупые, - подумал я. Однако глупыми оказались мы. Как нам позже объяснили, эта надпись только для приезжих животных, местные там ходят свободно, ибо знают правила и не нарушают традиции.
Саму пещеру описывать не буду, это не делал, наверное, только ленивый. Приезжайте и сами смотрите. Вернулись мы как раз вовремя – баня была готова. Но насладиться ей в полном объёме нам не дала погода. Точнее не погода, а невесть откуда взявшийся слух, что она вот-вот испортится. Поэтому мы экстренно собрались и поехали домой. А дома нас ждали родные и невкусный городской воздух, с его заботами и прочей ерундой.