8 августа Инта - Пачвож – Малая Хайма

Малая Хайма Малая Хайма
Инта встречает прохладой.  Сразу погружаемся в вахтовку и едем до Пачвожа.  В салоне 3 группы – нас двое, группа водников – 7 человек и еще одинокий турист, который едет до Лемвы.  Из окон вахтовки видна морошка и грибы, растущие вдоль дороги.
Начинает накрапывать дождик.
Доезжаем до марганцевого рудника. Работ не ведется, но и ощущения заброшенности нет: много техники, вывесок, что проезд закрыт. Есть местные жители (сторожа), говорят, что есть баня.
Стартуем по плану с Пачвожа под небольшим моросящим дождем. Сразу одеваем болотники, ручьи хоть и небольшие, но ботинки мочить не хочется.  Идем по вездеходке. Своеобразное занятие – ходить по вездеходке. В заболоченных местах дорога сильно разбита, тогда идти тяжеловато. В сухих – идешь почти как по асфальту.
Доходим до второго брода (первый – сам ручей Пачвож) через Парнокаю. Воды чуть выше колена, но проходится довольно легко, дно ровное.
Группа водников останавливается на обед, но нам есть неохота, мы идем вперед. Скорость передвижения нашей двойки существенно ниже, мы думаем, что они нас догонят довольно скоро. Так оно и происходит.
По дороге есть разветвление дороги: основная накатанная дорога уходит прямо в направлении вершины Двухгорбая, а влево уходит чуть менее накатанная дорога, которая почти по прямой выводит к Малой Хайме, и идет вдоль нее.
По совету группы водников (они бывали здесь в прошлом году) идем по левой вездеходке.  Она идет по весьма заболоченным местам, это ее минус. Но, по отзывам, этот путь существенно короче.
Не доходя до слияния дорог (в районе брода через Малую Хайму), ночуем на берегу Мал. Хаймы. Встали на стоянку вместе с группой, с которой мы забрасывались. Пока мы их догнали, они успели развести костер, и уйти ловить рыбу. Рыбы, правда, так и не поймали. Мы честно сварили свой суп на дружеском костре, немного посидели у костра, и ушли спать.
В эту первую ночь был единственный заморозок за весь поход, т.к. была единственная ночь с ясным небом. В 3 утра уже было светло, и все сияло искорками инея.

Денис – новичок в группе водников – уже разводил костер и пытался согреться: с непривычки он очень сильно замерз.
9 августа Малая Хайма – стоп вездехода - Мокрая Сыня

В стойбище В стойбище
Вездеход Вездеход
Знакомство с собаками Знакомство с собаками
Стойбище оленеводов Стойбище оленеводов
Встали довольно рано по московским меркам, позавтракали, и бодро зашагали к переправе. По дороге видели стоянку большой группы водников. Шагаем дальше, переходим Малую Хайму. На миниостановках  анализируем  скорость своего движения и силу желания побыстрее пройти маршрут. До Сашки доходит, что мы реально планируем 3 недели бродить по горам и тундре. И оказывается, что она хотела бы пораньше уже выйти: она собирается менять работу, и сильно волнуется из-за того, что она приедет слишком поздно, чтобы утрясти всякие расписания и графики работы.  Мимо проезжает вездеход. Здороваемся, узнаем у вездеходчика о наличии и направлении дорог. Потом нам пригодится эта информация. Вездеход уезжает, и мы с завистью смотрим вслед.
На фоне этаких настроений я предлагаю попробовать подъехать часть расстояния на вездеходе, если вдруг кто-то еще будет проезжать мимо.
Буквально через 10 минут показывается следующая машина, и мы тоже останавливаемся, разговариваем с водителем и просим подвезти.
Вездеходчик, Михаил, долго сомневается, но все-таки соглашается нас взять, и мы продолжаем наше путешествие на вездеходе.

О поездке на вездеходе нужно сказать отдельно. Это своеобразное занятие. Сверху сидеть бывает довольно холодно. Особенно в дождь. Внутри же душно, очень шумно, как правило, тесно, а в нашем случае еще очень сильно пахло соляркой. Но даже в таких условиях лучше ехать, чем идти по вездеходке пешком.

В вездеходе едет большая интернациональная компания водников. Всего было 10 человек. Как я поняла из разговоров – многие уже много раз бывали в этом районе, о них знают все местные жители, с которым мы потом встречались в чумах.
Первое стойбище оленеводов встречаем недалеко от Пр. Грубею. Останавливаемся, разговариваем, смотрим. Сашка первый раз видит чумы, нарты.

Знакомимся с людьми и собаками. Через несколько дней мы увидим, как работают собаки оленеводов, но об этом позже.

Вездеход двигается довольно медленно. Особенно трудно дается передвижение по камням.
По карте видно, что новая дорога, по которой едет наш вездеход, идет ближе к горам, чем та, что обозначена на карте.

К вечеру начинает накрапывать дождик и холодает. Наверху вездехода становится сидеть холодно, внутри – тесно и душно. Не смотря на наступающую темноту, продолжаем движение к перевалу. Уже в полной темноте проезжаем мимо тура. Мы в Азии!!!
Остановились уже ближе к 2 часам ночи, когда стало светать. Стоянка недалеко от чумов оленеводов на Мокрой Сыне.
10 августа Мокрая Сыня – Шуйгаюив – Пожамаю

Девочки со стойбища на Мокрой Сыне Девочки со стойбища на Мокрой Сыне
Привал в верховьях Шуйгаюыв Привал в верховьях Шуйгаюыв
Родиола розовая Родиола розовая
Ручей Шуйгаюыв Ручей Шуйгаюыв
Стойбище на Малой Сыне Стойбище на Малой Сыне
Цветы Цветы
Лайка Лайка
Встали поздно. Ребята из группы, с которой мы ехали, ушли готовить завтрак в чум. Мы приготовили на горелке кашку, потом и нас угостили завтраком: макаронами с тушенкой.  Пришли девочки из чума. На этой стоянке подрастают в основном девчата. Как мы потом узнаем, среди всех многочисленных детей есть только 3 мальчика, один из которых вместе с пастухами пас оленей.

Набравшись храбрости, я тоже иду в чум знакомиться. Чумов – 2. В том, что я была, живут 3 семьи.

Я расспрашиваю в основном про дорогу. Девочки рассказывают, какой дорогой гонят оленей на Пожемаю, как они сами однажды ходили. (Пожамаю: Черная река) В принципе дорога довольно понятна, и на мою радость совпадает с тем предварительным планом, что я составила.
Говорим всем до свидания, и отправляемся в путь.

Дальше уже пошли вдвоем. Идем воль ручья Шуйгаюив, а затем начинаем подниматься на плато тоже по долине ручья. Видны следы нарт. Аргишная дорога.
Погода для ходьбы подходящая. В меру прохладно, дождя нет. Родиола розовая растет почти повсеместно.
Но не только она, много других цветов, делающих долины ручьев очень красивыми.

Но постепенно дымка становится все гуще, видимость ухудшается. Вот так примерно выглядит ручей, по которому мы поднимаемся на плато. На тот момент, когда еще хоть что-то видно. Когда поднялись на само плато, опустилось  облако, и видимость снизилась метров до 30-50. Мы на плато – оно довольно ровное, везде следы оленей. И в какую сторону ни глянь – везде туман. Как в море в пасмурный день без компаса.
Идем по тем точкам, что у нас есть по этому району и по компасу. Понять – правильно или нет, невозможно.
Через какое-то время, когда мы шли уже достаточно долго, и все безрезультатно, я стала «ныть». И тут мы услышали лай собак. Это нас обнадежило, и мы сначала даже пошли в сторону лая. Но лай перемещался, поэтому мы снова пошли в белом мокром молоке по компасу. Когда я уже была совсем без сил, совершенно неожиданно прямо перед нами послышался шум. «Фу-фу, фу-фу, фу-фу». Звук становился все громче. Сашка первая поняла, что это олени. Я предложила отойти  с их дороги. На что Сашка ответила: «Мама, они же со всех сторон». И тут я увидела это грандиозное зрелище.  Туман, дождь, и на границе видимости по всему горизонту что-то темное, а сверху море рогов.
Я свистнула, олени расступились, и мы встретились с оленеводами.
Оленеводы, удивившись встречи, тут же показали нам, куда нужно идти, и сказали, чтобы мы шли за ними. Мы, естественно, передвигаться с такой скоростью не могли, поэтому они останавливались и кричали нам в тумане.  Минут через 10 они распустили стадо, забрали наши рюкзаки, и мы чуть быстрее пошли к реке.  Но все равно шли мы довольно долго, потому что стадо тоже крутилось в тумане, и мы оказались довольно далеко от места стоянки. Как только мы спустились к реке наши проводники Миша и Эрик, так звали оленеводов, развели костер и закипятили чай.  Заняло это с учетом сбора дров – не более 5 минут. На остановках и за чаем мы рассказывали друг о друге.
Миша – 63 года рождения, а Эрик – мой ровесник. Сами и Овгорта, что на Оби. Пасут оленей. Летом здесь в горах, зимой ближе к дому.
В сумерках доходим до ручья, впадающего в Пожамаю. Оленеводы нам показывают хорошее место для стоянки, и пока мы ставим палатку, быстро приносят нам небольшую кучу хвороста, чтобы мы могли приготовить себе еду.  Прощаемся до завтра.
11 августа Дневка на Пожамаю

Нарты Нарты
Олень Олень
Стадо спустилось с гор Стадо спустилось с гор
Стадо Стадо
Поимка оленя Поимка оленя
Собаки за едой Собаки за едой
Лагерь Лагерь
Протока после дождя Протока после дождя
Хариус Хариус
Вечер Вечер
Радуга Радуга
Стоянка рядом с оленеводами Стоянка рядом с оленеводами
Главный помощник оленевода Главный помощник оленевода
Лиственница - хранилище Лиственница - хранилище
<Ночью идет сильный дождь. На фотографии видна бурная протока.
А вчера вечером в этом месте было совершенно сухо.
Но у нас полноценный лагерь, нам нестрашна непогода.

Понежившись в постели с утра, вылезаем из палатки только, заслышав голоса.
К нам пришли наши спасители, и не просто так, а с угощением: куском парной оленины и хариусом.
Накануне мужики ставили сеть, и наловили немного рыбы. Сегодня на реке паводок, и рыбы нет совсем. Мы пока еще об этом не знаем, но вечером попытка что-то поймать окажется совсем неудачной.

На завтрак делаем уху, и засаливаем пару кусков малосолки.
Отдохнув и наевшись, идем в гости.
Мужики живут в палатке. В отличие от чума, палатка – весьма хлипкое сооружение. На ней все ее года отпечатались не самым лучшим образом: двери не закрываются, окна местами порваны. Вдобавок от сильного ветра порвался полиэтилен, который укрывал это брезентовое ретро-чудо.
Сейчас должно прийти стадо. Вот оно начинает спускаться с гор.

Стадо пригоняют к стоянке, чтобы полечить оленей, поставить клейма, и отобрать несколько ездовых оленей для завтрашней поездки в соседнюю бригаду.

Отлов оленей – это искусство, требующее значительного мастерства сноровки.
Главными помощниками оленеводов являются собаки.

В горах лежат снежники.

Это странное дерево – это место хранения мяса оленей.  В чуме для этого есть специальные перекладины, в палатке же таких перекладин нет, и мясо развешено гирляндой на ближайшей лиственнице.

В центре предполагаемого круга ставят нарты со всем необходимым, и вокруг них кружатся олени.

Стадо движется с разной скоростью, то почти стоя на месте, то разгоняясь так, что почти невозможно рассмотреть отдельных особей. Разбежаться не дают собаки, а оленеводы высматривают нужных оленей, и арканом ловят их за рога.

Отбирали оленей для упряжки, а также оленят, которых нужно было клеймить, и тех оленей, которых нужно было лечить. Основная болезнь  - ноги. Как только олень начинает хромать, нужно обязательно лечить, чтобы не было воспаления. Обычно  - это инъекция антибиотика.  В каждой оленеводческой бригаде обычно есть ветеринар.

В 18 часов заканчивается рабочий день, и оленеводы завершают рабочий день ( если успели дойти до лагеря, и сделали все необходимые дела).

Рабочий день закончен – настало время выпить чаю. Если в чуме костер горит внутри, то здесь костер рядом .
12 августа Пожемаю – Юж. Чигимхарута

Перевал - ручей Кушвож Перевал - ручей Кушвож
Стоянка у ручья Кушвож Стоянка у ручья Кушвож
Ясный день на перевале Ясный день на перевале
Наутро продолжаем путь. Нам повезло,  т.к. оленеводам нужно съездить в соседнюю бригаду, и они предлагают нам подвезти рюкзаки до места, откуда наша дорога уходит к перевалу. Мы с радостью соглашаемся. Идти 5 км по ворге пешком значительно приятнее, чем тоже самое под рюкзаками.  Небольшая осечка вышла у Кости (это ветеринар бригады). Пока он готовит оленей в упряжку, два оленя вырываются и прямо в связке убегают в горы.
Поймать не удалось, поэтому Косте придется идти в соседнюю бригаду пешком.  А Миша уезжает, увозя наши рюкзаки. Он ставит рюкзаки на берегу реки так, чтобы они были видны далеко, благо желтая накидка от дождя способствует тому, чтобы рюкзаки были заметны.  Когда приходим до рюкзаков, обнаруживаем подарок: свиток бересты.
Кто хоть раз разводил костер под проливным дождем, тот поймет всю ценность этого подарка.
Пока готовим чай – нас догоняет Костя. Рассказывает, что в соседнюю бригаду приехал фельдшер, причем девушка. Вот они и пошли, чтобы помочь ей добраться до своей бригады.
Костя уходит, а мы продолжаем путь в горы.  Идем по ворге. То тут, то там видны следы нарт. Это не значит, что везде идти легко. Ворга проходит местами по заболоченным местам, т.к. весной, когда обычно гонят оленей, тундра еще замерзшая. Но все-таки идти по ворге гораздо легче, чем идти по вездеходной дороге.

Дорога приятная.  Хоть периодически идет мелкий дождь, в целом довольно тепло и нет труднопроходимых участков.
Так мы незаметно переходим границу Азии и Европы.
Дальше идем до Кушвожа.

На месте слияния нескольких ручьев решаем остановиться. Это место нам порекомендовали как возможное место стоянки оленеводы.  Здесь иногда разбивают чум, если во время перехода из Азии в Европу или наоборот, оленеводов застает непогода.
Времени еще мало, но до следующего предполагаемого места стоянки более 5 км по азимуту, а мы уже устали, и прошли немало.

Другая причина – гигантское количество мошки, которое вьется прямо над нами, и не дает дышать.

Прямо рядом с палаткой набираем полкотелка маслят и подберезовиков.

Ближе к вечеру начинается сильный дождь с сильным ветром.
13 августа Дневка на Кушвоже

Дождь и ветер продолжаются весь следующий день.  Дождь не сплошной стеной, но ОЧЕНЬ холодный ветер.  Делаем дневку по погодным условиям. Прекрасно понимаем, что это уже выбивание из графика, но идти против ветра совсем не хочется. Еще есть надежда, что «погода наладится»
14 августа Кушвож – Сев. Чигимхарута

Северная ЧигимХарута Северная ЧигимХарута
Слияние Кушвожа и Чигимхаруты Слияние Кушвожа и Чигимхаруты
Ущелье Ущелье
Идем до Сев.Чигим-Харуты.  От слияния ручья Кушвож идем вдоль ручья слева поверху. Ручей Кушвож течет как бы в ущелье.  Как до места слияния, так и дальше ниже по течению. Идти можно или прямо по воде, или над ручьем.  Именно над ручьем и  идет ворга, которой мы придерживаемся во время движения.  Как нам рассказали – тут проходит аргишная дорога. И действительно, периодически видны следы нарт и оленей.

Ручей течет снизу справа.  Ветер весь день дует прямо в лицо, но сильного дождя нет.

Пересекающие ручьи текут в ущельях.

Пройдя уже больше половины дороги до Чигим-Харуты, спускаемся вниз к руслу ручья, т.к. дорогу поверху перегородили заросли ольхи.

Ручей довольно широкий, легко бродится, вода, по всей вероятности, средняя. Точно, что не высокая.  Наверное, можно всю дорогу идти по воде, если бы не холодный ветер, при котором совсем не хочется быть мокрым.

Ближе у слиянию Кушвожа и Чигим-Харуты по сторонам останцы становятся все более причудливыми. Вот сверху виден рыцарский замок.

А вот пасется стадо мамонтов.

Погода периодически красивая, но ветер холодный.

Дождя почти нет, но ветер холодный, дольше 10 минут стоять не получается. У слияния Кушвожа и Чигим-Харуты делаем перекус, укрывшись за скальным выступом от ветра. Гнуса нет совсем. Принимаем решение о дальнейшем маршруте движения. Именно здесь нитка нашего маршрута отходит о ране запланированной. Решили идти по предгорьям, и если погода будет позволять - делать радиалки. Надо сказать, что о своем решении потом не пожалели.

Идем вдоль Сев. Чигим-Харуты до вездеходки. Наверное, это самый приятный участок дороги.  Видны следы аргишной дороги, и вообще следы жизни: обрывки старой обуви, куски нарт. И так почти до самого ручья, вдоль которого идет уже вездеходка. Только при переходе ручья попали в заводь, и уже не стали искать по кустам обход, а номочили ноги (воды почти по пояс). Снова идет дождь. Поскольку все мокрое, то и брод уже не страшен. Дальше выходим на вездеходку. Возле впадения ручья на горе видны следы стойбища, но оленеводы уже ушли. Только дрова, останки нарт, шесты для загона – это все выдает место стоянки.

Дальше идем по вездеходке. Найдя подходящее место, решаем остановиться. Тем более тучи снова намекают, что снова может пойти дождь.  Пока есть возможность, снимаем горы, ведь они еще видны.

Дорога неплохо видна издалека.  Иногда вблизи ее увидеть бывает сложнее.

Становимся на стоянку недалеко от дороги, ближе к ручью. Рядом много следов вездехода (старых), где вездеход разворачивался.

На ужин готовим компот и грибы.
15 августа Корсьемшор – Тумбялава

Горы Горы
Стоянка у Корсьемшор Стоянка у Корсьемшор
Весь день идем по вездеходной дороге. Выйдя со стоянки с утра, радуемся, что встали в правильном месте. Следующий ручей протекает в заболоченной долине, где негде стоять. Останавливаемся на привальчики там, где можно положить рюкзак не в воду. Стало намного больше ягод.  Попадается голубика. Перекусываем на перевале. Дождя нет, даже светит солнце, но ветер холодный, не располагает долго засиживаться. Пробуем ловить спутник, но не успеваем связаться, пока была связь.  На каждой остановке собираем голубику. Останавливаемся на ночевку на реке Тумбялава. Хорошая стоянка слева от дороги после брода через реку. Во-первых, очень хотелось побывать на этой реке. Если уж не удалось попасть на Восточную Тумбялаву, то пусть побываем на Западной. Пробуем снова ловить спутник, чтобы узнать перспективы вездехода. Но на вершине сеанс проморгали, пробуем поймать спутник у реки, но не удается. Варим компот.
Фотоаппарат убран в герму, фотографий уже меньше.