31.12.08

В автобусе до Караджа В автобусе до Караджа
Утром нас ждали неприятные сюрпризы. Оказалось, что завтрак в гостинице платный (хотя за вчерашний завтрак мы не платили). Пришлось отдать порядка 6 туманов. Расчет в гостинице также обещал быть интересным, так как туманов на оплату двух суток у нас не хватало. Ожидания оправдались - нам предложили 9 туманов за доллар вместо 10. Полчаса припирательств ни к чему не привели, в итоге отдали на 10 долларов больше. Откуда непосредственно следуют два вывода. 1. Меняйте сразу побольше американских тугриков, ибо даже если вам придется покупать их обратно, вы потеряете меньше. 2. Не переживайте из-за 10 долларов. Лучше успокаивающего чая за 10 долларов вы ничего не купите, а потраченные нервы чай не восстановит. Итак, 130 долларов США за две ночи в Дизине.

В вестибюле мы познакомились с Валей и Гришей, которым тоже надо было в Тегеран. В итоге мы вместе доехали до Гачсара, где стали ждать автобус или ловить попутку. Автобусы не шли, а попутки не ловились. Нам нужно успеть на самолет, а им - забрать на другом конце Тегерана лыжи и вернуться назад. Таксист уже был согласен везти нас за 30 туманов, но после погрузки вещей цена выросла до 35 и таксист был послан окончательно и бесповоротно за свою вопиющую меркантильность. У продавца лавочки мы узнали, что ближе к 11 есть автобус на Карадж - городок где-то на середине пути к Тегерану.

Действительно, через 15 минут подошло ПАЗ-подобное чудо, на котором мы с шутками и прибаутками добрались до центральной площади Караджа. За 30 минут и 10 долларов добрались до площади Азади, а оттуда - за 10 минут и 3 доллара - в Мехрабад. Распрощавшись с Гришей и Валей, мы отправились в зал ожидания. Купив в ларьке телефонную карту, позвонил домой и поздравил родителей с наступающим. Мой специально купленный контрактный Недозвон L уже третий день на хотел отображать палочки на экране, в отличие от Аниного МТСа, благодаря которому мы до сих пор поддерживали связь с близкими.

Регистрация на внутренние рейсы, в отличие от рейсов международных, не заканчивается за сорок минут, а только начинается. Что заставило нас немножко понервничать. Но в итоге мы успешно упаковались в самолет, протащив мой 45-литровник в салон с бутылкой контрабандного мартини внутри (Да! Зачем стране, которая считается одним из главных спонсоров мирового терроризма, бороться с террористами, тем более такими идиотскими методами?!). Полтора часа лета, и мы уже затемно садимся среди пальм и баобабов аэропорта острова Киш.

С первым таксистом нам не удается договориться. Он предлагает везти на за десять дерхамов. Об этих попугаях мы слышим впервые и ломимся к следующей тойоте королле. Он тоже талдычит про дерхамы, с трудом объясняем ему что у нас иранские деньги (пул-е ирани) и такси до дешевых отелей встает нам в два тумана.

Если вы захотите найти спальное место в Сочи на иранский Ноуруз, ставлю десять туманов против одного, что у вы найдете его в первой попавшейся гостинице. Однако обратное преобразование, вообще говоря, не верно. Дешевый отель Азия оказался забит неграми и китайцами. Чуть более дорогие отели - персами. В одном из таких отелей мы познакомились с большой иранской семьей. Старший и средний брат решили нам помочь. В поисках отеля мы объехали полострова, и только через час катаний мы нашли подходящий вариант - отель Паниз. 88 долларов за ночь, завтрак, чай, гейши...
01.01.09

Красивый остров Киш Красивый остров Киш
Ахтунг! Совместный пляж закрыт! Ахтунг! Совместный пляж закрыт!
Младший из бартьев - Амин - во время поиска гостиницы делился с нами своим мнением об Иране. Ноу виски, ноу герлфрэнд, ноу пати, ноу фан (для меня все это было откровением, а Аня как будто ничего другого и не ожидала). Так и наш Новый год на острове Киш - ноу файерворк, ноу шампань, ноу снежки, ноу фан. Нам сочувствовали только бутылка контрабандного мартини (постная фигня для диабетиков), матрешка в форме снегурочки и малюсенькая искусственная елочка.

Но унывать не было времени - в обязательную программу входило купание в Персидском заливе. Если верить Lonely Planet 2004 года издания на острове Киш есть единственный во всей стране СОВМЕСТНЫЙ пляж. То есть для женщин и мужчин. Одновременно. Только для иностранцев. А теперь выдаю секрет: на острове Киш нет совместного пляжа. И даже женского пляжа нет. То есть он на ремонте. То есть даже если бы он там был, вам все равно не дали бы раздеться. Забудьте.

Лучше всего взять велосипеды в прокате недалеко от отеля Шайган. Не давайте за эти убожества без тормозов и коробки переключения скоростей больше 3 туманов в сутки. Мы отдали по 12 и теперь я думаю, что такой велосипед за 12 туманов я даже не купил бы. Едьте по велосипедной дорожке на юг. Если вы нетерпеливы, как моя жена, то через 20 минут вам попадутся первые пустынные пляжи. Раздевайтесь и купайтесь в свое удовольствие. Гоняющие вдоль берега на моторках иранцы не назойливы и не любопытны.

Позагорав и искупавшись, мы отправились смотреть одну из немногочисленных достопримечательностей острова - птичий парк. Отдельных билетов в птичий парк не было в принципе. Купить можно было один из двух комплектов: птичий парк + келасик шоу или птичий парк + келасик шоу + дельфинарий. 10 и 25 туманов соответственно. Мы решили не тратить время и деньги на дельфинарий и взяли более дешевые билеты. В парк пускают примерно за час до начала представления. Фотоаппараты с объективами больше 30мм отбирают в камеру хранения, что оказалось для нас неприятным сюрпризом.

Птичий парк здесь более скромный, чем в Исфахане. Наиболее существенное отличие - большие малоподвижные крокодилы, которых служащий парка время от времени тыкает шестом, чтобы убедить посетителей, в том, что это не бутафория. Келасик шоу - классическое шоу - совместный русско-иранский цирк. Так как мы давно не были в цирке, получили массу удовольствия, и даже сами поучаствовали в программе. После выступления немного пообщались с ребятами.
02.01.09

До самолета успели посетить еще одну достопримечательность - севший на мель греческий корабль. Находится он на другом конце острова, вдали от городских поселений, поэтому кроме как на такси туда не добраться. Вдоволь нафотографировавшись на фоне корабля, пошли искать такси до аэропорта. За неимением такси пришлось немного постопить, первый проезжавший мимо большой черный джип остановился и подвез нас до аэропорта за «Аленку». Несмотря на явное финансовое благополучие, водитель иномарки жаловался на тяжелую персидскую жизнь. Хорошо там, где нас нет.

Нужно ли говорить, что вылет задерживался на час. Что характерно для местных табло, там нет надписей «задержан» или «отложен». Судя по информации над стойкой регистрации рейс просто вылетал на час позже. Мол, так и было. Помножив официальную задержку на два, мы прикинули, что на самолет до Шираза мы можем успеть, только если будем бежать за ним по ВПП. Однако, помятуя о сибирском слогане «Азия. Заплатил и не парься», мы совершенно не напрягаясь зарегистрировались и отправились пить кофий.

Эксперимент подтвердил эвристически рассчитанный коэффициент поправки к официальной задержке. В Мехрабад мы приземлились за 25 минут до вылета предпоследнего рейса в Шираз. На стойках регистрации все уже забыли о нашем рейсе, однако разобравшись с нашими документами, нам устроили самую быструю посадку в самолет. Через пять минут мы уже ковырялись в зубах в первом ряду турбореактивного Фоккера-100 и наслаждались жизнью. В следующий раз нужно договриться с сотрудниками Иран Эр о серии семинаров по обслуживанию пассажиров для работников Шереметьева.

Шираз предстал перед нами через час. За пять туманов на довезли до проверенной точки - отеля Анвари на одноименной улице в минуте ходьбы от бульвара Зенд и в трех минутах хожьбы от центральной площади города. Водитель такси, сказал нам, что это совсем не хотель,а мехмунхунэ - без рестурана может быть только мехмунхунэ. В хотеле-мехмунхунэ нас поселили в тот же номер, где мы жили весной. Душ, туалет, часы-будильник (new!) - все как полагается за 18 туманов сутки.
03.01.09

Накш-э Рустам Накш-э Рустам
Тахт-э Джамшид Тахт-э Джамшид
Шираз, как и любой уважающий себя персидский город, некоторое время был персидской столицей. В это время большей частью Ирана правила династия Зенд, которую даже нельзя назвать шахской, так как основатель ее - Карим-хан - принял титул регента (вакиль). Однако наибольшую известность в настоящее время ему приносят находящиеся неподалеку Персеполис (60 км) и Пасаргады (160 км). Персеполис - греческое название (город персов), поэтому не стоит удивляться, что персы, не занятые в туристической индустрии, услышав его, будут лишь разводить руками. Местное же название - тахт-э Джамшид - знакомо каждому.

Великолепная столица династии Ахеменидов, начало которой положил Дарий 1, была сожжена Александром Македонским при покорении им Персии. Тем не менее, масштабы тогдашней архитектуры поражают до сих пор. Сохранившиеся колонны и каменные каркасы зданий позволяют воображению дорисовать величественный пейзаж.

Совсем рядом с Персеполисом находятся два примечательных местечка - накш-э Раджаб и накш-э Рустам. Первое - барельеф. Второе - гробницы Ахеменидских царей с выбитыми под ними барельефами Сассанидских сражений. Историки до сих пор не могут определиться, кому из Ахеменидов принадлежит та или иная гробница (не считая гробниц Артаксерксов 2 и 3, выбитых в скалах непосредственно над дворцами Персеполиса), однако это не мешает насладится величественностью зрелища.

Билеты во все три места на одного стоят в пределах одного тумана. Наиболее затратная часть поездки - такси. Поездка от гостиницы до Персеполиса с посещением накше Рустама и накше Раджаба обошлась нам в 30 туманов на троих (компанию нам составил швейцарец Георг).
04.01.09

Дворец Эрам Дворец Эрам
В ботаническом саду В ботаническом саду
Еще одна из наиболее интересных достопримечательностей Шираза - ботанический сад Эрам. Из того, что билеты для иностранцев и для туристов отличаются по стоимости в 8 (!) раз, можно сделать вывод, что к ценовой политике сада приложил руку какой-то питерский музейный работник. Демонстративый разворот на каблуках снизил стоимость вдвое - нам разрешили пройти по одному билету на двоих (один билет - 4 бакса - самый дорогой музей Ирана!). Если вас будет четверо и вы приедете зимой - идите по одному билету на чтеверых, ибо зимой кроме мандаринов, кедров и декоративной капусты смотреть там особо нечего. Весной, и, подозреваю, осенью, там феноменально красиво и зажимать деньги не стоит.

По пути в гостиницу купили замечательного двухслойного ширазского пирога. Стоит 4 доллара за кило, продается в каждой второй лавочке за зданием бывшей тюрьмы в центре и наверняка где-то еще. Там же можно купить и других сладостей, однако, если вы собираетесь путешествовать дальше по стране, с этим не стоит торопиться, чтобы не таскать за собой полный мешок конфет и бубликов - большинство из них продаются во многих городах Ирана. Однако ширазского пирога мы больше нигде не видели.

Забрав вещи из камеры хранения гостиницы, мы двинулись на автовокзал. Билеты на автобусы бесконечно радуют ценой: семичасовая поездка до Исфахана в комфортабельном Вольво стоит всего 5 туманов на человека. Единственный минус - круглосуточный показ иранских фильмов с громкостью на полную катушку. Наиболее эффективно садится в уходящий автобус и платить прямо в нем, иначе рискуете проторчать лишний час на автовокзале - пока не наберется достаточное количество пассажиров.
05.01.09

Дворец Сорока Колонн (Чехел Сотун) Дворец Сорока Колонн (Чехел Сотун)
Каллиграфия в музее прикладного искусства Каллиграфия в музее прикладного искусства
В харчевне под мостом 33 арок дают отличное хрючило В харчевне под мостом 33 арок дают отличное хрючило
В Исфахан приехали в полночь. На такси доехали до отеля Садаф. Оказывается, он сменил название и теперь называется Сетарех. Расположен в пяти минутах ходьбы от площади имама (также известна как площадь накше-джахан - карта мира) - сердца Исфахана. Путеводитель обещал большие скидки в мертвый сезон, что не замедлило подтвердиться: за пять минут удалось сбить цену с 75 до 50 туманов за сутки. На две ночи мы здесь.

Первый день мы решили посвятить посещению музеев. Оказалось, что в прошлый раз мы проворонили Хашт Бехешт (восемь раев) и Чехел Сотун (сорок колонн). Расположенные в глубине парка, они не привлекают особого внимания. Неброская табличка с названием музея легко игнорируется на фоне динозавров и птеродактилей, украшающих вход в музей естественной истории. Тем не менее в этот раз мы были более внимательны.

За сущие копейки (2000 риалов с человека) мы попали в чехел сотун - удивительно красивый, но, к сожалению, не очень хорошо сохранившийся дворец. Основные достопримечательности - фрески - хранители музея отстаивали грудью от нападок исламских фундаменталистов сразу после революции. Мужчина, целующий ножку полуобнаженной дамы с трудом вписывается в концепцию строгого ислама, неудивительно, что многочисленные сторонники имама Хомейни хотели уничтожить ценное историческое наследие.

Рядом находится музей Хашт Бехешт, более разрушенный и менее впечатляющий, но, тем не менее достойный посещения. До кучи зашли в музей прикладного искусства и отправились любоваться на великолепные мосты.

Набережная реки Заянде (Заянде руд) - прекрасное место для семейного отдыха (не зимой, разумеется). Идущий через весь город парк и прекрасные мосты отвлекают от суеты и наводят на мысли о вечном. В жаркую пору можно повсеместно купить свежевыжатый сок или мороженое, однако зимой такая торговля не развита. В чайхане под мостом 33 арок взяли чай со сладостями и какое-то хрючило. Чай и сладости были хороши, а супчик не пошел. Наверное, не самая лучшая закусочная в Исфахане, несмотря на хорошее расположение.

На обратном пути по рекомендации путеводителя зашли отужинать в ресторан Шахрезад. Путеводитель в очередной раз не подвел, кухня и обслуживание на высоте при, как это водится в персидских ресторанах, очень умеренных ценах. Фирменное блюдо ресторана - курица с соусом фесенджюн больше нигде не встречалась.

На обратном пути решили купить сувениров на большом базаре (базар-э бозорг), том, что на площади Имама. Выяснилось, что завтра базар не работает из-за Ашуры, а до закрытия остался час. Несмотря на это, успели купить пару красивых ваз, самовар и других мелких сувениров.

Вообще, Исфаханский базар - место уникальное. По заверению продавцов, все, что продается на этом базаре, сделано вручную. Если это и не правда, то, по крайней мере, недалеко от истины. Исфаханские умельцы занимаются ковкой, рисованием, миниатюрой, резьбой и так далее прямо у вас на глазах. При желании вы можете попробовать свои силы в каком-нибудь виде прикладного искусства, а можете просто посмотреть на работу мастеров. Увлекшись, на большом базаре можно провести не один день.

Цены - от 1 доллара до бесконечности, торг уместен, но в разумных пределах - мастера высоко ценят свой труд. Скидку в 20 процентов от средней цены на базаре можно считать успехом.
06.01.09

Древний храм огнепоклонников Древний храм огнепоклонников
Ашура уже набрала обороты и последний день в Иране стал для нас днем обломов. Единственная удача - разговорчивый студент из Кермана, готовый извозить нас по всему городу на своем стареньком фиате. Качающиеся минареты и птичий парк закрыты на праздники, из намеченного маршрута удалось попасть только в храм огнепоклонников, расположенный в 9 км от Исфахана.

Ореховая лавка - один из немногочисленных открытых магазинов - утяжелила наш багаж на 4 кило фисташек, миндаля и прочих заморских диковинок. От безысходности после посещения магазина опять отправились гулять по городу, периодически присаживаясь отдохнуть на скамеечках в парке.

Вечером в мечети Имама происходило колоссальное по масштабу действо. Мечеть и пространство вокруг нее были забиты битком. К сожалению, мы не смогли попасть внутрь, так как вход для мужчин и женщин раздельный. Зато нас провели по выставке для иностранцев специально обученные и политически подкованные гиды. Выставка в основном демонстрировала ужасы, во множестве производимые Израилем. Здесь уже не встречалось открытых противников исламской революции и так назывемого режима аятолл.

Не став дожидаться апогея вечера, мы забрали вещи из отеля и направились в аэропорт. Как вы уже догадались, наш рейс до Тегерана отменили (спасибо, что хоть написали), но нас вполне устраивал и следующий рейс, которым мы и воспользовались. На последние тугрики без приключений доехали до аэропорта Имама Хомейни , где уже была открыта регистрация на Московский рейс. Прощай, гостепреимный Иран, до новых встреч, саламат баш!