Можно сделать вывод, что в мае можно без особых сложностей сделать запланированный маршрут, если чуть лучше подготовиться (взять, к примеру, снегоступы) и запланировать на пару дней больше на прохождение маршрута. Кроме того, надо быть готовым ко встрече с дикими животными, которые очень голодные в данное время года.
Новосибирск – пос. Каракокша – р. Каракокша – р. Карагу – пер. Аярык (н/к, 2040) – пер. Акаинский (н/к, 2050) – р. Муихта – р. Куба – пос. Чемал – Новосибирск
Общие сведения о походе
Смысловая идея похода

Начальная часть запланированного маршрута частично была ранее пройдена некоторыми участниками маршрута. Но ограничивалась она Ложинскими и Байоюкскими озерами. Начиная от реки Южеме никто из участников ранее не был. Кроме, того, в маршруте был запланирован при хорошей погоде радиальный выход на вершину Альбаган (на которую некоторые участники планировали подняться в предыдущих походах, но по разным причинам не поднялись, не поднялись и на этот раз).
Выбор района был сделан исходя из популярности места и хоженности туристами в разное время года, что давало возможность сделать прогнозы на состояние маршрута в мае (к сожалению, прогнозы не оправдались и пришлось изменить маршрут) и наличие альтернативных маршрутов и выходов на случай непредвиденных осложнений (чем и пришлось воспользоваться).
Варианты подъезда и отъезда
Тема: Как добраться. Транспорт

При разработке маршрута анализировалось несколько вариантов подъезда:
1. На поезде до Бийска, а дальше УАЗ от «БийскАлтайТур» до Каракокши и далее на сколько дает возможность дорога.
2. На автобусе до Чемала, Горно-Алтайска или Маймы, далее искать желающих довезти нас на УАЗе до Каракокши.
По причине определенности и надежности был выбран первый вариант (с «БийскАлтайТур» приходилось сотрудничать и ранее и никаких нареканий их работой не было).
Поезд до Бийска обошелся порядка 500 рублей с человека, УАЗ от «БийскАлтайТур» до Каракокши – 5000 рублей.
Варианты отъезда рассматривались следующие:
1. Машина от «БийскАлтайТур» от Эдигана до Бийска на заранее оговоренное время и дальше поезд до Новосибирска
2. Находить на месте машину до Чемала, Горно-Алтайска или Маймы и дальше на автобусе до Новосибирска.
Вариант первый был отвергнут по причине заранее оговоренного времени (выйдя на день позже или раньше и начнутся проблемы) и решено было воспользоваться вторым вариантом, тем более что место не глухое и до трассы можно дойти, а до Чемала не так уж далеко. В итоге в связи с изменением маршрута мы вышли прямо в Чемал и уехали в Новосибирск на автобусе. Автобус стоил порядка 900 рублей с человека с багажом.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы:
• на участке от р. Каракокша до Сурдинских озер – выход на р. Куба через одну из рек Аярык, Акая, Сергезю или Муихта – выход в Чемал
• на р. Ложа – спуск по р. Ложа и Уймень в пос. Уймень
• на участке от пер. Альбаганский до р. Малая Сымульта возможен выход на р. Енгожок и далее р. Бигожок, р. Чемал, пос. Чемал
• на последнем участке пер. Таманел – пос. Эдиган аварийных выходов не требуется.
Изменения маршрута, их причины

После прохождение по заявленному маршруту рек Каракокша и Карагу было принято решение продолжать движение по р. Карагу в сторону пер. Аярык и далее по одной из рек спуск на р. Куба. Данное решение было принято исходя из большого количества снега уже на р. Карагу (больше метра в глубину) и отсутствия у нас какого-либо оборудования для прохождения снега (к примеру, снегоступов). Движение по Карагу через перевал Аярык представлялось менее сложным и более коротким чем по заявленному маршруту.
Описание района
Тема: География

В горах Алтая четко выражены высотные пояса, представленные лесами, альпийскими лугами, высокогорными тундрами.
Маршрут проходил по следующим районам республики Горный Алтай: Чойский, Онгудайский, Чемальский, в районе нахождения хребта.
Хребет Иолго протянулся с северо-запада на юго-восток и является водоразделом бассейнов рек: Каракокша, Уймень, с одной стороны, и Чемал, Большая Сумульта с другой. Наиболее высокие точки хребта: 2618м (г. Альбаган), в. 2502м, 2557м (Вершина Карасу), в. 2601м, в. 2625м (перечислены с запада на восток). Юго-западный склон хребта в основном является пологим, северо-восточный же, практически весь, в центральной части хребта, состоит из обрывов и цирков, во многих из которых лежат снежники.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Потенциально опасным участком была вершина Альбаган – ее желательно проходить в хорошую погоду. В связи с изменением маршрута восхождение не было совершено.
Неожиданным явлением был факт потери реки Сергизю при хорошем ориентировании и наличии GPS между перевалами Айрык и Аккаинский. Сказались следующие факторы:
1. Различие в нанесении тропы на картах
2. Отсутствие видимости тропы по причине обильного снега.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объек

Бывая в походах в летний период времени, люди (туристы) как привило только подозревают о большом наличии животных в лесу – их никогда не видно и крайне редко слышно. Обильное наличие следов и других признаков существования огромного разнообразия зверей стало для нашей группы неожиданным и очень интересным фактом (не всегда приятным правда – например, свежие следы медведя отбивают желание дальше идти по этой тропе), т.к. в зимние лыжные походы никто из нас не ходил.
Событием для большинства участников группы (кроме меня, руководителя) стали ночевки на снегу – раньше ночевать в таких условиях им не приходилось и использование дрына (альпенштока) в качестве самостраховки – участники оценили его функциональность и удобство.
Выводы и рекомендации

К обилию снега в данном походе мы готовы не были. Ожидали максимум пол метра ближе к перевалам, а оказалось до полутора метров везде. Из-за этого пришлось сойти с маршрута на более простой, хоть и не слишком изменился километраж. Не готовы были к холоду – у большинства спальники были довольно холодными. Хорошую службу сослужила горелка – далеко не всегда были желание, возможность и время разводить костер в плохую погоду.
В долине верховьев р. Аккая совершенно нет привязок на местности и несколько отличаются карты и тропы из-за чего мы, даже при наличии GPS немного заблудились. Так же там довольно тяжело с дровами, так что при возможности лучше останавливаться ниже.
В общем, можно сделать вывод что в мае можно без особых сложностей сделать запланированный маршрут если чуть лучше подготовиться (взять, к примеру, снегоступы) и запланировать на пару дней больше на прохождение маршрута. Кроме того, надо быть готовым ко встрече с дикими животными, которые очень голодные в данное время года.
Техническое описание прохождения группой маршрута
1 мая
Тема: Подробное описание

избушка с первой ночевки избушка с первой ночевки
река Каракокша река Каракокша
Пройденный путь: Бийск – пос. Каракокша – далее по р. Каракокша до моста на уровне впадения р. Курали 19 км – на УАЗ от «БийскАлтайТур», от моста на уровне впадения р. Курали по р. Каракокша до р. Саганы (в 1 км от слияния выше по р. Каракокша стоит охотничья изба) – пешком.

Около 6 утра приехали в г. Бийск, там нас встретил представитель «БийскАлтайТур», загрузились в УАЗ типа «таблетка» и поехли. С водителм нам повезло – он раньше жил в пос. Каракокша и хорошо знал дорогу. Около 10 утра мы были в поселке. Там взяли одного местного жителя – друга водителя и поехали дальше. К сожалению, нам удалось проехать только 15 км – на уровне впадения р. Курали моста через Каракокшу не было. Точнее, мост был, но на УАЗе по нему проехать не представлялось возможным – он был очень разрушен. Лесовозы ездили, судя по следам, по дну реки где опять же было глубоко для УАЗ. Пришлось нам высадиться и идти дальше пешком.
Весь день мы шли вдоль р. Каракокша. Дорога хорошо накатанная лесовозами, местами каменистая, т.к. при паводке русло реки проходит по этой дороге. Идти по дороге скучно и не интересно. Видели очень много мест, где лес вырублен прям около дороги и побросан. К вечеру дошли до впадения р. Курали в Каракокшу, хотели встать на ночь, но на дороге останавливаться не захотелось и, сходя на разведку, парни нашли в километре небольшую охотничью избушку. В ней мы и остановились.
2 мая

медвежьи следы медвежьи следы
переправа по бревну через р. Каракокша переправа по бревну через р. Каракокша
сосульке на реке сосульке на реке
Пройденный путь: р. Каракокша – р. Карагу.

Встали около 8 часов, позавтракали, собрались и около 9.30 вышли. Двигаемся вдоль р. Каракокша – тропа хорошо видна, ветки спилены, в лежачих деревьях выпилен проход. Местами тропа идет по руслу реки во время паводка, но сейчас там сухо. Около часа дня наткнулись на вторую охотничью избушку и встали там на обед. Общим советом решили свернуть с планируемого маршрута и идти по р. Байоюк, т.к. охотник (житель пос. Каракокша который показывал нам дорогу на машине) рассказал, что снегу в горах еще очень много, а мы к этому не были готовы. Но пройдя по тропе не больше полукилометра, мы наткнулись на свежие медвежьи следы (шел мелкий снег, а следы даже не были припорошены) которые уходили по тропе в пределах видимости. Вернулись в избушку. Т.к. другого пути не было, пришлось идти по планируемому маршруту – вдоль р. Карагу. Нашли бревно через реку и по нему перешли р. Каракокшу и вышли на р. Карагу. Тропы как таковой там нет – время от времени попадались наметки на нее, но это скорее всего, была звериная тропа. Все время мы шли вдоль берега, часто по краю русла, которое еще было сухим. В какой-то момент пришлось перейти реку вброд – начались прижимы. Река не очень глубока но с сильным течением. Перешли используя в качестве самостраховки дрын (альпеншток). На ночевку встали около впадения ручья, берущего свое начало в районе пещеры Каракокша. Ночевать решили в двух палатках (надо же попробовать, раз взяли), но подмерзли ночью. Вечером шел снег, следовательно температура была минусовая. А у парней спальники рассчитаны были на 0 - -2, у девчонок теплее.
3 мая
Тема: Подробное описание

вот такой красивый край берега вот такой красивый край берега
перекус перекус
река Карагу река Карагу
Пройденный путь: р. Карагу (до впадения в нее р. Чуячек и Улуолу).

Встали в 8 часов. В 9.30 – выход. Решили не идти по тропе вверх, а двинуться вдоль берега реки. Пройдя часа 3, нам пришлось перейти на другой берег, потому что начались прижимы. В этом месте река немного поворачивала и разливалась. Через одну ее часть мы перешли по бревну, а потом по камням. Увидели следы какого-то копытного животного. Сразу после перехода реки нам открылась чудная «поляна» из камней – расширение русла реки во время разлива и мы решили там и остановиться перекусить. Перекус занял минут 30 и мы двинулись дальше. Шли вдоль берега – где была возможность по краю русла по камням, где не было – по кустам. Видели следы зайца. Ближе к вечеру начались прижимы и пришлось опять брать реку вброд. Т.к. мочить треки не хотелось, переобулись в кеды и перешли реку в них, на том берегу переобулись обратно. В этом месте горы «расступались» и мы решили идти не по берегу а ближе к склону – по берегу шли заросли, а вдоль склона каменная осыпь. Довольно быстро мы добрались до впадения в р. Карагу р. Чуячек и Улуолу. На карте была нарисована избушка, решили ее поискать. Походив вдоль берегов по обеим притокам нашли только остов сгоревшей избушки и дальнейшую тропу. Мест для стоянки нормальных тоже не нашлось. Вернулись на сотню метров назад и встали на довольно приличной полянке, только пришлось расчистить ее от палок, шишек и корней.
Ночевать решили в одной палатке, внутреннюю часть от второй палатки постелили на дно, а тентом накрыли рюкзаки. Около палатки натянули тент т.к. моросил дождь. Долго сушиться желания не было и мы легли спать.
4 мая

утро 4 мая утро 4 мая
переправа через р. Карагу переправа через р. Карагу
встали на ночевку встали на ночевку
Пройденный путь: р. Карагу (до впадения в нее р. Сарысаз).

Утром мы проснулись когда шел мокрый снег с дождем – очень мерзкая погода и выходит никуда не хотелось. Но идти надо. Под тентом приготовили еду, по очереди собрали рюкзаки и вышли. Перешли реку по камням, вышли на тропу, которая немного выделялась и пошли по ней. Она вся была занесена снегом и снег был все глубже и глубже. Местами снег доходил чуть ли не до пояса. В большинстве своем наст не держал и приходилось барахтаться в снегу. Уставали очень быстро. В районе обеда подошли к месту очередного пересечения р. Карагу. Хоть было и не глубоко и течение было несильным вброд переходить никому не хотелось и пока девушки собирали перекус, парни сделали переправу – кинули бревно на пол реки, а остальную часть можно было перейти по камням. Перекусили, перешли реку и тропа начала подниматься вверх. На подъеме снег был так же очень глубокий и местами для большей проходимости пытались идти на четвереньках. Наткнулись на следы волка (сначала были уверены что лисицы), которые шли по тропе. Пройдя вторую половину дня таким образом, к вечеру вышли на поляну, на которой по всей видимости летом есть стоянка – на ней было костровище и несколько бревен. Наиболее приятным было практически отсутствие снега на поляне, а наименее – место было открытое и продуваемое. Но другого не предвиделось и мы поставили лагерь.
Поставили палатку, вскипятили чай на горелке, с трудом нашли дрова (парням пришлось довольно далеко идти за ними), сварили ужин –топили снег, т.к. воды не было, поели и очень долго сушились – все было мокрое и хотелось чтоб к утру маленько подсохло.
5 мая

идем.. идем..
перевал Аярык перевал Аярык
снега.. снега..
Пройденный путь: р. Карагу – верховья р. Аярык - пер. Аярык (н/к, 2040) – долина верховьев р. Аккая.

Ночью очень хорошо подморозило, но утром было солнечно и холодно не казалось. Утром у палатки обнаружили следы зайца и лисицы в большом количестве. Встали как обычно, приготовили еду и пошли. Т.к. ближайшей целью был пер. Аярык, то решили высоту не терять (куда как нам казалось уходила тропа) а идти траверсом вдоль склона понемногу набирая высоту потому как тропы как таковой не было, только наст белого снега. Весь день шли по снегу, глубина которого доходила до 1,2 м. В основной массе наст по снегу был крепкий, проваливался только при подходе к деревьям. В обед, когда нашли какой-то ручеек нацедили воды и перекусили. Часа в 4 поднялись на перевал и начали спуск (как мы тогда думали в верховья реки Сергезю, а оказалось в верховья р. Аккая). Спустившись в долину верховьев р. Аккая и соорентировавшись на местности поняли что р. Сергезю здесь нет и придется идти еще через один перевал. Т.к. разведка не принесла никаких удачных мест стоянки и спускаться ниже смысла не имело, то нашли более-менее ровную площадку под деревьями, утоптали снег и поставили палатку. Развели костер, парни сходили за водой (не понравилось им топить снег). Пока готовился ужин устраивали ночевку – постелили на дно палатки и тент и внутреннюю часть второй палатки, обложили палатку еловыми ветками, из одного рюкзака вытащили вещи и поставили его к стенке где нет тамбура. Поужинали, посушились и легли спать.
6 мая

вид №1 с пер. Аккаинский вид №1 с пер. Аккаинский
вид №2 с пер. Аккаинский вид №2 с пер. Аккаинский
спуск по Муихте спуск по Муихте
Пройденный путь: долина верховьев р. Аккая - пер. Аккаинский (н/к, 2050) – р. Муихта.

Проснулись около 7 утра. На улице очень холодно, но ночью никто не замерз. Решили завтрак не варить, а согреть только чай и сделать перекус. Перекусили, собрались и вышли на перевал. К перевалу шли по глубокому снегу, но наст нас довольно хорошо держал. На перевальном взлете снег хорошо сметает, и такого слоя снега там нет. Около 12 были на перевале. С перевала открывается очень красивый вид – в долине верховьев р. Аккая все покрытом снегом, все белое, а в долине верховьев р. Муихта снег лежит только на подходах к перевалу, дальше трава и все зеленеет. Тут мы заблудились второй раз – были уверены что перевалили к р. Сергезю и пока не дошли в пределах видимости до р. Муихта, не верили что р. Сергезю тут нет. Когда поняли свою ошибку стали ориентироваться опять и поняли, что для того чтобы выйти на р. Сергезю придется еще подниматься, а потом спускаться. Решили идти уже по р. Муихта, раз мы на ней стоим. В верховьях р. Муихта состоит из 3 ручьев, мы пошли по левому, как наиболее ближайшему к нам и наиболее короткому пути к основной реке. Спуска сначала шел по довольно толстому слою снега, который к тому времени начал таять и превращаться в кашу. Местами очень долго приходилось выбираться на твердый наст. Но скоро снег кончился и мы ступили на твердую землю. Прошли мимо домика пастуха и загона для лошадей. Около 14 часов мы остановились перекусить. Спуск стал довольно крутой, тем более что пришлось идти не по ручью а по склону – по ручью шел наст очень скользкого и не везде крепкого льда. Около 15 часов мы дошли до впадения ручья в основное русло р. Муихта, отдохнули и пошли дальше вниз. Тут спуск стал уже не таким крутым, местами появлялась заросшая тропа, но во большей степени ломились по бурелому, пришлось перейти два раза речку по камням, прошли несколько хороших довольно стоянок и часам к 7 вечера нашли довольно большую площадку для ночевки. Мест для палатки было много (4-5), но все они были не очень ровные. Нас это не смутило – выбрали 2 места по ровнее и поставили 2 палатки – наконец-то спустились в тепло, можно и палатки просушить и поспать удобно. Приготовили ужин, маленько посушились и легли спать.
7 мая
Тема: Подробное описание

спустились в зеленую зону спустились в зеленую зону
спуск к р. Куба спуск к р. Куба
Пройденный путь: р. Муихта – р. Куба до впадения в р. Чемал – пешком
от впадения р. Куба в р. Чемал до пос. Чемал – на машине 10 км.

Проснулись чуть позже чем обычно – тепло, хорошо.. Единственное, утро омрачали наши лица – обгоревшие и опухшие. Поев и спрятав лица, двинулись в путь – у всех настрой был добраться до Чемала.
Вчера то находившаяся то терявшаяся тропа сегодня приобрела более выраженные очертания и идти было легче. Вскоре появилась и довольно хорошая конская тропа, по ней мы и шли. Временами она переходила с одного берега на другой – реку мы переходили по камням, воды еще мало. В районе обеда мы вышли на р.Куба, остановились переодеться, осмотреться от клещей (их там мы много насобирали) и перекусить. Собравшись, двинулись дальше. Через некоторое время увидели базу, но сторож побоялся нас повезти – вдруг, приедут хозяева. Потом нам не встречалось ничего интересного, только полуразрушенный лагерь пастухов. К вечеру появилась связи и мы смогли «через пятые руки» найти машину которая нас заберет от впадения р. Кубы в р. Чемал. Мы туда пришли около одиннадцати вечера одновременно с машиной, уже по темноте. Мы были уставшие, голодны и со сбитыми ногами. Куда нас отвезти ни водитель ни мы не знали. Доехав до Чемала и найдя гостиницу оказалось что там нет воды и принять они нас не могут, но тут нас увидела женщина, которая сказала что в доме напротив сдают комнаты. Там мы и остались ночевать. За ночевку отдали по 350 рублей с человека. Нам дали 2 комнаты, в которых было 2 двуспальных кровати и раздвижной диванчик. В доме был душ, можно было помыться и поесть. Утром мы уехали в Новосибирск.
Приложения
Снаряжение
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Специальное снаряжение:
На группу: веревка – 20 метров d10, 40метров d6, 7 карабинов.

Общее снаряжение:
Котлы – 2 шт. (2,4 и 3,2 литров);
Две палатки –2 шт. (3-х и 2-х местные);
Топор;
Пила;
Тент;
Газовая горелка и газ.

Личные вещи (необходимые для данного похода):
Шерстяная шапка;
Шерстяные носки;
Ботинки;
Штормовой костюм;
Фонарь;
Спальник;
Коврик;
Накидка от дождя или водонепроницаемый костюм.
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Тема: Деньги

Проживание: 350 рублей за ночевку в Чемале;
Питание: 900 рублей на человека;
Дорога туда: 1500 рублей с человека;
Дорога обратно: 900 рубля с человека;
Снаряжение специально для похода не приобреталось;
Специально для похода приобреталась аптечка 200 рублей с человека;
Итого: 3850 рублей с человека.
Раскладка (продукты)
Тема: Еда и питание. Что и где кушать

Меню было составлено по следующему принципу:
1. На завтрак:
• суп (с колбасой),
• колбаса (если суп не мясной),
• чай,
• печенье, конфеты к чаю.
2. На обед:
• сало,
• сыр,
• чай (если есть время и возможность),
• шоколад,
• пряники.
3. На ужин:
• каша или лапша с мясом,
• чай,
• печенье, конфеты к чаю.
4. На карманное питание:
• сухофрукты (изюм, курага, чернослив),
• орехи (грецкий, фундук, кешью, миндаль).
Аптечка
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

1. Перевязочные средства:
• бинт стерильный,
• бинт нестерильный,
• бинт эластичный,
• лейкопластырь рулонный,
• лейкопластырь бактерицидный вытянутый.