республика Алтай /

Записки неизвестного фотографа

15 июля - 8 августа 2008 г.
Кучерлинское озеро и Дорошколь

Кучерлинское озеро Кучерлинское озеро
Утренние образы Кучерлинского озера Утренние образы Кучерлинского озера
Переход через р.Кони-Айры к устью р.Йолдо-Айры Переход через р.Кони-Айры к устью р.Йолдо-Айры
Бурное окончание р.Йолдо-Айры Бурное окончание р.Йолдо-Айры
Слияние рек Кони-Айры и Йолдо-Айры Слияние рек Кони-Айры и Йолдо-Айры
Напряженные будни р.Йолдо-Айры Напряженные будни р.Йолдо-Айры
Костёр Костёр
Водопад на р.Йолдо-Айры за километр от озеро Дорошколь Водопад на р.Йолдо-Айры за километр от озеро Дорошколь
Вид на вершину 20-летия Октября с озера Дорошколь Вид на вершину 20-летия Октября с озера Дорошколь
Самое обыкновенное очарование ромашки Самое обыкновенное очарование ромашки
Долина цветов Долина цветов
Ледники и перевалы чуть южнее озера Ледники и перевалы чуть южнее озера
Вид на Белуху и пик 20-летия Октября с вершины 2804 Вид на Белуху и пик 20-летия Октября с вершины 2804
Верховья реки Мюшту-Айры Верховья реки Мюшту-Айры
Водопад в леднике Мюшту-Айры Водопад в леднике Мюшту-Айры
Водопад у ледника Мюшту-Айры Водопад у ледника Мюшту-Айры
Далее направляемся к Кучерлинскому озеру. Красивый путь в середине его. Кедры повсюду. Атмосфера благодатная. Плотный таежный лес он давит как-то, и простору хочется, а здесь все оптимально – места всему хватает. Кедры создают особо уютную атмосферу. Порою просто поселиться хочется в очередном оазисе кедровой красоты.
Но не все так гладко. Сердце радуется Алтаю, а вот ноженьки просто в самом настоящем шоке. Уж лучше два раза подняться на Кара-Тюрек, чем один спуститься! Честное слово. 45 килограмм груза просто убивают ранее спортом травмированные колени. И это с палками! А что было бы без палок?...А было бы то, что было. Лопоухий пошел задом к цели, к удаляющемуся Кара-Тюреку передом. Нагрузка с коленей снята. Шел и смеялся. Странный такой весь… Вскоре обрел изрядный опыт. Уже через двадцать минут шел быстрее чем передом. Без преувеличения. Тридцать метров задом, пять – передом. Так заповедал академик Павлов – вместо пассивного отдыха чередовать виды деятельности или группы мышц.  Помыслилось: «В прошлой жизни был горным козлом…овном…» С подобными размышлениями вышли навстречу большо-о-о-ой команде. Естественно, проходил сквозь колонну передом, скрепя зубами, иногда почти повисая на палках. Некрасиво ведь как-то к людям задом. Почти все улыбаются. По глазам стопроцентно видно – большинство первый раз.  Остановились. Поговорили. Оказывается, собралась группа незнакомых людей посредством интернета. И это очень-очень порадовало. Жива еще Россия! А то все заборы, ворота да двери железные. Хоть здесь объединяемся! Рады за них как за самих себя. Столько новых впечатлений ждет впереди. Столько еще стекол побьют, познавая себя. Устали уже многие. Тоже скоро допинг примут…

Вскоре, в розовой дымке хронического восприятия расстояний, завиднелся вдали магнит Кучерлинского озера. Идем час. Идем два. Идем. Идем. Верхняя конная тропа последние километры перед озером, с их крутыми спадами и подъемами, бесчувственно шепчет ноженькам: «Реанимация…» Отдыхаем каждые пятнадцать минут. Травмированный позвоночник уже спрессовался от рюкзака и ноет прежними травмами в двух местах. «…О, спорт, ты – здоровье!...» - вспоминается ода Олимпийским играм, частично запомнившаяся со студенческих лет…У Толстого навязчивая идея, вызванная ранее зафиксированным раздвоением тропы, периодически неуверенно озвучиваемая: «Может быть мы прошли озеро?..Мы уже идем несколько часов….» Лопоухий смеется. Если было бы больше сил, то расхохотался бы. Получается, друг вообще не ориентируется куда он попал и как примерно выглядит озеро. Тут уже, на  фоне усталости и необходимости доказывать то что очевидно, начинает в Лопоухом зарождаться раздражение. И смех здесь же. Одновременно. «Как можно пройти пятикилометровое озеро! Река как шумела внизу, так и шумит. Озеро так не шумит!...» Прямо возмущение жуткое. «Как можно выходить на маршрут, предварительно не изучив его?! Что за легкомыслие такое?...Я всю зиму сидел над картами, фотографиями, описаниями, трехмерной картой Google, пропитался насквозь настолько, что уже и карта не нужна, а он…а он…» - мыслило самопоедающее раздражение. Вскоре осознал вред состояния. Начал анализировать. Раздражение ушло.  «А ведь сам отнесся к походу в некоторых пунктах не менее безответственно. Так какая разница между нами, если вопрос не в наличии, а в степени?!!!!!...» И тут уже жуткое возмущение по-поводу себя. Прямо ударить себя хочется для закрепления мысли. Жалко, правда…
В девять вечера выходим на очередной пригорок, с которого открывается оздоравливающий вид… Вместе с озером созерцаем и цыганский табор на его берегу. Вай!!! Уединение в горах! Палатку поставить толком негде. Разгребли то, что в лошадях лишнее, и уже намерились было ставить свое элитное жилье, как подошел к нам небритый джентльмен и пригласил на дальние закустовые пространства, где место оказалось одним из лучших. Так казалось. Здесь впоследствии проходили лошадиные эскадроны на турбазу и обратно. Утром ушло несколько больших команд. Быстренько перебрались на место съехавших соседей, действительно одно из самых лучших, и там осели на трое суток реанимации. А реанимировать было что…
Последствия задохождения можно выразить краткой формулой: «Стоять!!! бояться!!!!...» Невозможно нормально идти. Делаешь шаг и боишься, что в районе голени что-нибудь отвалится. В расслабленном состоянии ноги вообще не болят, но когда делаешь малейшее напряжение голени, то боль испытываешь острейшую. И даже прикасаться к икрам больно…Но, надо отдать должное, абсолютно не болели колени. Вот так вот части организма спасают друг друга ценой страдания… А реанимация заключалась в  интенсивном гримасопорождающем массаже и старческом подконтрольном прямохождении. Главное – кровь по мышцам гонять для более быстрого восстановления. К третьему дню боль почти ушла…

Стоять на Кучерле было приятно. Замечательные интересные люди. Три дня общения. Два десятка поляков горланили наши песни в первую ночь. А потом, как и водится в таких случаях, два дня были подобны озеру. На следующий день подошла наша команда, в основном молодежная. И тоже горланила наши древние песни под луной. Мы тоже присоединись бы, если петь могли бы. Но, горы фальшь не любят. Да и на это лето хватит для Алтая одного солнечного катаклизма…А потом пошел дождь. День. Второй. Время для размышлений. Из певцов все превратились в уединенных философов. Танюша и Андрей не рады: шли в этом году целенаправленно на Дарашколь, а погода совсем не та.  Уже третий или четвертый раз пробраться не могут. Потихоньку поляна поредела. Обмениваясь электронными адресами и номерами сотовых, тепло прощаясь, уходили путники каждый в свой мир, в суету городов, под бремя обязанностей и проблем. Мы же, поначалу вознамерившиеся дождаться солнечных дней, внезапно, в восемь вечера, решили идти на Дарашколь под дождем. Так затребовала интуиция. Она также затребовала оставить лишние вещи, общей массой за десять килограмм. В их число входило легендарное ведро (обслужившее несколько команд), штатив, книга, дублирующая мелкая одежда, продукты…

Следующий день порадовал солнышком лишь до обеда. Далее до вечера то моросило, то  поласкало. Потом значительно навалился холодок, и ночью выпал снег по вершинам. Но это еще впереди, а пока что мы шли к первому для нас водопаду в устье реки Йолдо-Айры.
Несколько смущала нас перспектива переходить разлив реки Мюшту-Айры, напротив ее слияния с Йолдо-Айры. Все-таки, два дня шел дождь. Раздумья и ожидания. Приготовившись к глубочайшему варианту, мысля о веревке, уперто пошли к желанной цели. Уж больно наслышались о необычной красоте Дарашколя. Но проблем никаких не возникло. Переход оказался детсадовским. Десять минут, и мы стоим на камнях посреди кипящей каскадом Йолдо-Айры. Очень впечатляет, особенно если ничего подобного еще не видел. Очень рекомендуем всем, кто стоит несколько дней на Кучерлинском озере, потратить три дня на выход к Дарашколю. Такого нигде больше не увидишь. Оригинальнейшее озеро. Чудеснейшие ощущения. Не поленитесь. Пугают отсутствием дров. Неправда! Большая часть северного берега заставлена сухими деревьями. Да, далековато идти с южного, но если лагерь поставить на северном или восточном, то совсем не трудно добыть их. Да и вообще, озеро маленькое, можно и походить вокруг. Переходить можно прямо над водопадом. Там чуть выше колена… И еще плюс – с северного берега более удачный вид на Белуху и пик 20-летия Октября.

К вечеру добрались до очередной ночевки. Палатку поставили под кедром, между его мощными корнями. Говорят, очень полезно спать на кедровых корнях. Верим, так как спалось легко и уютно. Далее выдающийся специалист по жарким кострам, некогда кочегар с полугодовалым стажем, Лопоухий устроил в местном лесу небольшое ночное солнце. Ну, любил он смотреть в топку кочегарную, на свечение раскаленное белое, породу булькающую. И привык. С тех пор светятся костры. Чего мелочиться то! Не только мы замерзли – весь мир замерз! Пусть вся округа греется и сохнет!... Огонь даже из фотографии излучает ничем неповторимое уютное ощущение. Среди природных стихий нет ничего более живого и родного человеку, чем огонь…

Утром детально рассмотрели ближайшую округу. Водопад, что в тридцати метрах от палатки поразил красотою. А если уточнить, то поразило его основание – монолитная тридцати-сорока метровая каменная глыба. Цельная! Ходишь по этому камню, и ощущаешь, что он живой. По-своему живой. Весь в трещинах. Старец. Вода вымыла в нем плавные ямы и канавы, создав нечто вроде горки-аттракциона. При недостатке впечатлений можно прокатиться, предварительно изучив траекторию. Красивое место…

А потом была фотоохота. Радиальная. Погода установилась идеальная на все последующие девять дней, до самого спуска с Белухи. Озеро предстало зеркально гладким и умиротворенным. Впечатление, что не в горах стоишь, а в своей комнате, настолько все тихо, спокойно, знакомо и на своем месте. Вековой порядок и гармония. Озеро показало себя во всей красе. И здесь, конечно, не обошлось без слез. От благодарности, восхищения, преклонения, от МОЩИ. Такая КРАСОТА!!! А поделиться не с кем. От Танюши и Андрея озеру привет!...

А далее русская народная классика – забраться повыше, да заглянуть подальше. Полез Лопоухий на южнобережную вершину, на панорамную съемку. Хороша скала для упражнения. Вот только снаряжения с собой не взял. В итоге залез на две трети, и завис на час. Адреналину выхватил! Как кот, залез на дерево, а слазить страшно. Да ладно страшно, а то ведь кажется невозможно. Сорок минут искал альтернативный вариант спуска. Все варианты еще печальнее. Остается один единственный, поначалу напрочь отвергнутый.  В итоге, сцепил две палочки трекинговые, зацепился за трещинку и пополз как по соломинке вниз. Потом еще и еще. А потом…чистое безумие…на «авось»…Слез с дрожащими коленками. Зарекся со всею силою взволнованной души. Здесь же посмеялся невыполнимому для себя обещанию, и пошел дальше. От женщин, говорят, мужчины теряют голову. От гор, выходит, тоже. А если обобщить, то – от красоты. Чего только не сделаешь, куда только не залезешь…
Следующий объект – долина за горой. Это, если не выходить на озеро, а уйти влево по небольшой речушке. Благодатное место. Деревьев вообще нет, но сколько цветов! Иные склоны фиолетовые, другие – синие, третьи – с розовым оттенком.  И говорят, что на месяц ранее, в июне, их кратно больше и разнообразнее. Но, опять же, внешняя сторона здесь отступает от наполненности незримой. Это надо ощущать! Падаешь на густую траву, и ты – дома…

Потом восхождение на вершину 2894. Технически наипростейшее. Желанное восхождение. Оттуда хороший плановый вид на озеро и всю протяженность Йолдо-Айры. Но самое интересное – Западный вид Белухи и весь предстоящий путь на пик 20-летия Октября. Примерно часовое сканирование местности через монокль. Маршрут явно виден. Трепет сердечный. На такое мы еще не подымались. Максимум было 2221.
И вообще, надо поподробнее изложить эмоционально-техническую историю похода. Это ведь интересно – что чувствует и думает человек впервые попавший на ледово-снежные четырехтысячники, да и вообще впервые использующий соответствующее снаряжение.
Спустившись в наш красивейший приводопадный лагерь после десятичасового отсутствия, Лопоухий торжественно заявил: «…Я сейчас такое видел!...Весь маршрут на первую нашу вершину. Шикарный вид!... Завтра с утра выход на Дарашколь, водопады, пара фотосессий, ты как всегда фотомодель для масштабного сравнения… так что покушай поплотнее перед несением этой непомерной мужской ноши… а после обеда начинаем плотную тренировку. Послезавтра выходим…»
Завтра началось не менее красиво чем вчера. Погода для фотографии идеальная. Отсняв пару сотен кадров, приступили к тренировкам. Кто в роли учителя? Умная книга. Помощник – Лопоухий, частично ее усвоивший еще дома да в поезде. В последнем, кстати, было наверно забавно наблюдать его самообучение вязанию узлов (для этого была с собой взята другая, специализированная по узлам, умная книга). К сему делу увлекательному присоединился молодой военный, поделившийся своим знанием узлов…точнее узла…точнее неполного узла…точнее он вообще не смог вспомнить как он вяжется. Но, Лопоухий понял, что узел очень полезный. Как выяснилось позже по книге, он хотел показать, как вяжется одной рукой вокруг груди «одноручный булинь». Разобрались. Вспомнил. Прочно закрепили навык, потренировавшись в полувисе на закрепленной к третьей полке веревке. Действительно, наиполезнейший узел в экстренных случаях. Висишь на одной руке, а другой в течение четырех секунд привязываешься к опоре, или себя обвязываешь. Ну а потом началось  никакого отношения к альпинистским узлам не имевшее.  Сначала узел Линча, большинству печально известный, а потом очень даже перспективный узел для связывания рук, самозатягивающийся. Завязав себе руки, Лопоухий так и не смог их развязать. Ассистент помог. Потом завязал себе ноги…И развязывал их примерно минут пять. Наверно, смешно было со стороны это видеть. Своими руками не мог развязать, ноги мешали…Короче, в поезде закрепил знание всех необходимых узлов, и выучил десяток новых…Толстый в отношении знания необходимых узлов оказался абсолютно кристально чистый. Гуру по завязыванию шнурков. Но вскоре уже знал самые необходимые: пару разновидностей прусиков, прямой, восьмерку, восьмерку с продеванием и «альпийскую бабочку». Последний он недостаточно усвоил, и впоследствии, на склоне, в ответ на пожелание сверху «вяжи бабочку», в течение пяти минут проделывал акробатический этюд с веревкой. Тянет за два конца, а он развязывается. Фокусник! Лопоухий наверху хохочет. «Вяжи обычный, с петлей! Всю ночь будешь тренироваться!…»
Узлы вязать научились. Солнце еще достаточно высоко. Теперь диво дивное – обвязки. Раньше мы просто, по-деревенски, вокруг пояса обвязывались веревкой. Потенциальные инвалиды. Хорошо, срывов не было. А ныне чудо Petzl-овское. Аж по 2800 р. каждая. Надели. Хороши! Теперь надо где-нибудь повиснуть. Совместили полезное с полезным – на дереве с сухими ветками повисли.  И опыт, и – дрова. Полезли. Залезли до середины. И тут группа идет мимо нас на Дарашколь. Приветствие. Наверно забавно. Два товарища по двум веревкам лезут на здоровый кедр в полном обмундировании с рюкзаками. Зачем? Может, за шишками. А может быть у них там дом…А на самом-то деле, мы учились якобы из трещины выбираться! Лопоухого эта перспектива напрягала больше всего. Обрыв отвесный, скалы и лед – это ладно, их видно, а вот трещины которых не видно, да с которыми еще ни разу в жизни дела не имел, они то беспокоят. Вот и лазали по дереву вверх-вниз, вверх-вниз, покуда руки не запомнили до автоматизма. Потенциальная ситуация усугублялась тем, что все это на прусиках, без жумаров, и прочих приятностей. И так на снаряжение около 60000 потратили, не до них. С нуля все пришлось набирать.
Спилив все что можно было из сухого, закончили с деревом. Раздразнились успешно пройденным уроком. Теперь очередь осваивать восьмерку. Ищем взглядом по округе что-нибудь более «реальное», натурально-скалолазное.  Нашли глыбу пятиметровую. Пошли к ней. Залезли-слезли, залезли-слезли. «Детский сад…» Знаете, такое чувство, когда что-то легко дается и хочется все большего и большего. Да, он самый – нездоровый азарт. Солнце уже на горизонте. Лопоухий завидел в трехстах метрах хорошую тридцатиметровую скалу с 80-ти градусным уклоном. «Пойдем быстрее, до темноты…»
Сумерки. Стоим на скале. Привязываем веревку к дереву. Первый пошел. Первый раз с такой высоты на восьмерке. Состояние возбуждения как перед ответственным экзаменом. Навязчивая мысль: «Самое главное – контролируй восьмерку, ни за что не отпускай свободный конец веревки, хоть лбом о скалу…» А ведь мысль очень актуальная. Нет еще автоматизма действий. Все движения под контролем воли, и если вдруг случится что-то отвлекающее (оступишься,  что-то упадет сверху или ущипнет кто, в ухо что крикнет из ниоткуда), можно и веревку ослабить, забывшись. Но ничего не случилось. Оба внизу. Теперь надо веревку отвязать. Толстый подыматься по веревке не хочет. Лопоухий очень понимает. Недоверчиво смотрятся два тонких прусика после алюминиевой восьмерки. Редко, но бывает съезжают недостаточно затянувшись. Здесь, Лопоухий, чрезвычайно почитающий Суворова, с улыбкой, потрясая кулаком, вторит ему: «Трудно в учении – легко в бою!». А дальше уже на полном серьезе: «Я не хочу, чтобы у меня коленки тряслись там (показывает в сторону Белухи). А там гораздо выше. Лучше уж я здесь из себя выбью эту дурь. Ты как хочешь, а я полез…» Толстый, как выяснилось впоследствии, вообще не представлял всю серьезность маршрута. В итоге, за веревкой Лопоухий залез один. Понемногу чувство доверия к веревке росло…
На следующий день уже шли по верховьям Мюшту-Айры. Совсем другие ощущения, особенно относительно района, что до Кучерлинского озера. Ощущения какой-то первобытности мест. И еще, периодически встречаются просто настоящие ягодные сады. Жимолость, смородина и малина. Брусника поспевала.  Места стоит посетить для сравнительного разнообразия ощущений. К тому же есть там примечательные места – водопады…

Водопад №1. Почему-то ни разу нам не встретилось в описаниях упоминание о водопаде в леднике Мюшту-Айры. А ведь он самый впечатляющий в близлежащей округе. Прямая высота его, без каскада, примерно с пятиэтажку. На фото видна лишь третья часть. Но не в размере суть. Когда к нему подходишь в район сырых камней, то ощущаешь пульсирующую прохладу его мощного дыхания. Пять минут в этой ледниковой воронке запомнятся не меньше рассвета на Белухе. Правда, надо быть очень осторожным, так как со всех сторон ежеминутно катятся подтаявшие камни. Ощущения уникальные. Но выйти хочется побыстрее. Слишком опасно…

Водопад №2, берущий начало тонкими струйками на леднике у подножья пика 20-летия Октября, интересен не только снизу, но и сверху. Чуть выше вода проточила в камне трех-четырех метровое глубиной узкое русло, через которое можно перепрыгнуть. Рядом есть уютные газоноподобные площадки под палатки. Общее условное название этому местечку можно присвоить «Комариный рай». Внизу комаров нет, вверху нет, а там – есть… Хотя, на плато перед Западной Белухой комаров тоже немало… мертвых. Видимо, устают ребята сильно, переваливая хребет. Нам их состояние было очень понятно. Имей мы при нашей периодической усталости вместо спальников только крылья, лежали бы рядом. Величайшее благо альпиниста – спальник, был оценен нами как наиценнейшие килограммы снаряжения. Естественно, после ледоруба и кошек, первый опыт использования которых мы получили уже вечером следующего дня после последней теплой ночевки в «раю». Удивительно было, но и то, и другое ощущалось очень привычным, словно все предыдущие походы с ними проходили. Лопоухий нацепил кошки, схватил сразу два ледоруба и побежал на  самый крутой ледовый склон, что смог найти поблизости. С величайшим азартом и удовлетворением вонзал он метал в лед, да так сильно и глубоко, что незаметно для себя поразбивал до кровищи кожу большинства пальцев о склон. Дважды залез-слез. «Детский сад!...» Опять нездоровый азарт. Желание чего-то более вертикального, ВООБЩЕ вертикального…На следующий день оно сменится желанием чего-нибудь гораздо более пологого и предпочтительно ступенчатого…